Практические задания по экономике организации. Экономика организации (практикум)

Федеральное агентство по образованию

Сибирский федеральный университет

В.В. Гавриш

Е.Г. Григорьева

Экономика организации (практикум)

и мировой экономики, в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по специальностям: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и «Мировая экономика»

Красноярск

Рецензенты: А.А. Лукьянова, д-р экон. наук, проф. Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнёва, член-корр. САН ВШ;

А.Е Амосов, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного Собрания Красноярского края, канд. экон. наук

Экономика организации (практикум): учеб. пособие: / В.В. Гавриш, Е.Г. Григорьева. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010. – 280 с.

Пособие соответствует программе курса «Экономика организации» с акцентом на решение практических задач по темам, недостаточно освещённым в имеющейся учебной литературе. Материал систематизирован по главам и содержит краткий понятийный аппарат и основные формулы. Представлены методики и примеры решения задач, а также задачи для самостоятельного решения по изучаемому материалу с ответами на них, кроме того приведены условия задач и тесты для проведения контрольных работ. Практикум предназначен для студентов экономических специальностей заочной формы обучения, но может служить и методическим пособием для преподавателей при проведении практических занятий для студентов экономических специальностей очной формы обучения.

Введение

Экономика организации является одной из профилирующих дисциплин в системе подготовки экономистов. Её цель – дать студентам необходимые знания в области экономической, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций КО. Политические и хозяйственные реформы в России создали условия для формирования экономики на принципах рыночных отношений. Влияние объективных экономических законов сказывается на деятельности производственных организаций. Именно они в условиях рынка становятся центральным звеном национальной экономики. Изучение дисциплины «Экономика организации» поможет будущим экономистам и менеджерам добиться в будущем наилучших экономических результатов и показателей. Для того чтобы этого добиться им необходимо разбираться в следующих вопросах:

производственная программа ПП и производственная мощность ПМ;

объём производства Q и выручка от реализации В р продукции;

состав имущества КО (материальные и нематериальные активы);

состав и структура основных средств, оценка стоимости основных фондов, воспроизводство, физический и моральный износ, способы расчёта амортизационных отчислений, показатели движения, состояния и эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ);

состав, структура и источники формирования оборотных средств, материалоёмкость продукции, методы нормирования и управление материально-производственными запасами (МПЗ), показатели эффективности их использования и пути ускорения их оборачиваемости;

трудовые ресурсы, управление ими, потребность организации в трудовых ресурсах, методы расчёта плановой численности, показатели, характеризующие численность кадров, управление трудовыми ресурсами;

фонды рабочего времени ФРВ (календарный, номинальный, эффективный, фактический) производительность, выработка, трудоёмкость;

заработная плата ЗП, формы и системы оплаты труда, элементы её организации, стимулирование и мотивация труда;

рациональное использование производственных ресурсов;

издержки производства и реализации продукции, себестоимость продукции, состав затрат, экономические элементы и калькуляционные статьи себестоимости, методика расчёта себестоимости единицы продукции, варианты отнесения косвенных затрат на единицу продукции, факторы, обусловливающие снижение себестоимости, анализ безубыточности;

выручка от реализации, прибыль, доход, рентабельность;

финансовые ресурсы, доходы и расходы, финансовое планирование, показатели эффективности использования финансовых ресурсов;

инвестиции и капитальные вложения, их назначение, состав, временная ценность денежных средств, определение экономической эффективности капитальных вложений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСИТУТ В Г.ТАГАНРОГЕ

Л.В. Шаронина, А.Н. Проклин, Л.Н. Дейнека А.В. Зимовец, Т.М. Катаева, М.Ю. Ланкина,

К.В. Дрокина

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОНОМИКЕ

Для неэкономических специальностей

Учебное пособие

Таганрог 2011

ББК 65.01 я73

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Таганрогского института управления и экономики

Чернова Т.В.;

кандидат экономических наук, зав. кафедрой экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова» Грищенко О.В.

Шаронина Л.В., Проклин А.Н., Дейнека Л.Н., Зимовец А.В., Катаева Т.М., Ланкина М.Ю., Дрокина К.В.

Практикум по экономике. Для неэкономических специальностей: Учебное пособие / Под общ. ред. к.э.н., доц. Л.В. Шарониной. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 132 с.

ISBN 978-5-8327-0418-0

В пособии содержится полный набор учебно-методических материалов для практического освоения курса «Экономика»: цели, компетенции, планы практических занятий, основные понятия и формулы, методические рекомендации с алгоритмами решения задач, задачи для самостоятельной работы, тестовые задания для проверки усвоения материала, контрольные вопросы для обсуждения, творческие задания и список рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов неэкономических специальностей всех форм обучения, а также для тех, кто интересуется вопросами экономической теории и практики.

Табл. 23. Ил. 29. Библиогр.: 28 назв.

ТТИ ЮФУ, 2011 Л.В. Шаронина и др., 2011

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................

МОДУЛЬ I. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ ................................................................

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ...................................................

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.................................................................................

ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ........

2.1. Спрос, закон спроса, функция спроса........................................................

2.2. Предложение, закон предложения, функция предложения..................

2.3. Рыночное равновесие.................................................................................

2.4. Эластичность спроса и предложения........................................................

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ..

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

3.1. Производственная функция и ее характеристики....................................

3.2. Изокванта и предельная норма технологического замещения.............

3.3. Изокоста и равновесие производителя....................................................

3.4. Внешние и внутренние издержки. Понятие прибыли.............................

3.5. Издержки производства в краткосрочном периоде................................

3.6. Издержки производства в долгосрочном периоде.................................

3.7. Условия безубыточности и максимизации прибыли...............................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ............................................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

4.1. Модель рынка совершенной конкуренции.............................................

4.2. Монополия. Монопольная власть.............................................................

4.3. Монополистическая конкуренция.............................................................

4.4. Олигополия. Модели олигополии.............................................................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

МОДУЛЬ II. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ ..............................................................

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ...............................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

5.1. Национальная экономика как целое.........................................................

5.2. Система национальных счетов...................................................................

5.3. ВНП и ВВП. Методы расчета.......................................................................

5.4. Соотношение показателей в системе национальных счетов..................

5.5. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен..........................................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

ТЕМА 6. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ...................................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

6.1. Совокупный спрос и его факторы..............................................................

6.2. Совокупное предложение и его факторы.................................................

6.3. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного

предложения...............................................................................................................

6.4. Макроэкономическое равновесие (модель AD–AS) ................................

6.5. Равновесие товарного рынка (кейнсианская модель) ............................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ИНФЛЯЦИЯ. БЕЗРАБОТИЦА.........................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

7.1. Экономические циклы................................................................................

7.2. Занятость и безработица............................................................................

7.3. Инфляция......................................................................................................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ.....................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ....................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................................................

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА103

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ....................................................................

8.1. Структура государственного бюджета, дефицит и профицит.............

8.2. Государственный долг, способы погашения.........................................

8.3. Сущность и функции налогов, виды налогов.........................................

8.4. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды.................

8.5. Эффект Лаффера.......................................................................................

8.6. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов

....................................................................................................................................

ЗАДАЧИ..................................................................................................................

ТЕСТЫ.....................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ....................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................................................

ТЕМА 9. РЫНОК ДЕНЕГ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ ............................................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ....................................................................

9.1. Сущность и функции денег......................................................................

9.2. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке..........

9.3. Банки и их роль в экономике РФ.............................................................

9.4. Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики............

ЗАДАЧИ..................................................................................................................

ТЕСТЫ.....................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ....................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .............................................................................

Чтобы изучающий экономику получил готовые рецепты на вопросы из экономической теории, а отработал алгоритмы действий в рамках активной познавательной деятельности. Таким образом, «Практикум», как дидактическое пособие, является отражением деятельностного подхода в изучении обществознания.

Тема 1. «Экономика. Наука и хозяйство»


Найди соответствия

1.

Макроэкономика

А

это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ

2.

Экономические механизмы

Б

показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны

3.

Экономические блага

В

объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов

4.

Экономика

Г

все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни

5.

Микроэкономика -

Д

способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения

6.

ВВП – валовый внутренний продукт

Е

товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

7.

реальный ВВП

Ж

объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов

8.

номинальный ВВП

З

показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики , ее объектов и процессов

9.

Экономические возможности

И

часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику

10.

Экономические величины

К

часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

11.

ВНП – валовый национальный продукт

Л

наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов

12.

Экономическая деятельность

М

показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

13.

ВВП на душу населения

Н

те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными

14.

Мировая (международная экономика) -

О

часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения

П

показатель ВВП страны, деленный на количество граждан

ОТВЕТ: 1К, 2Д, 3Е, 4АЛ, 5И, 6Б, 7В, 8Ж, 9Н, 10З, 11М, 12Г, 13П, 14О


  1. Открытые задания с кратким ответом
Какие проблемы экономики являются универсальными?

  1. Конкуренция и монополия.

  2. Ограниченность ресурсов.

  3. Экономический выбор.

  4. Занятость населения.

  5. Экономическая политика государства.

  6. Постоянный рост потребностей общества.
ОТВЕТ: 236

Дополните схему:

……………

производство

……………..

потребление

ОТВЕТ: Ресурсы, распределение

Заполните таблицу:


Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

Вопросы:

Изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар

Рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого

биржи труда

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

ОТВЕТ:


Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

-изменение цены на

сливочное масло и спроса

на этот товар

Рост цены на сахар

и изменение покупательной способности субъектов экономики

в результате этого

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

Причины экономического

спада в отрасли


-действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией

Решение проблем безработицы путем создания

биржи труда

Снижение уровня инфляции на 3 %


-установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией

Совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий

Проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже


  1. Задания с выбором ответа
Тест:

  1. Организационные способы и механизмы распределения ограниченных ресурсов для потребления людей определяются:

  1. экономической системой;

  2. экономическим выбором;

  3. хозяйственным потенциалом;

  4. необходимым потреблением.

  1. В перечне проблем, изучаемых экономической наукой лишнее:

  1. поведение людей в процессе производства и обмена материальных благ;

  2. пути повышения эффективности экономических процессов;

  3. стабилизация демографической ситуации;

  4. способы распределения производственных благ.

  1. Основные вопросы экономики:

  1. что производить? как производить? кто будет потреблять?

  2. что потреблять? как производить? кто будет производить?

  3. что производить? как производить? для кого производить?

  4. что потреблять? кто будет потреблять? кто будет производить?

  1. Экономика – наука, изучающая:

  1. Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального производства:

  1. экономическая;

  2. политическая;

  3. социальная;

  4. духовная;

  1. Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в свободной рыночной экономике в отличие от экономики других типов решается:

  1. с помощью государственного плана;

  2. путем введения запретов и ограничений;

  3. на основе личных интересов свободных производителей;

  4. воздействием, как государства, так и рыночных механизмов.

  1. Вопросы что, как, для кого производить решаются:

  1. в традиционной экономике;

  2. в рыночной экономике;

  3. в смешанной экономике;

  4. в любой экономической системе.

  1. Основная цель экономической деятельности:

  1. производство материальных благ;

  2. научно-технический прогресс;

  3. разработка ресурсосберегающих технологий;

  4. взаимодействие государства и производителей.
9.Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда;

2) конкуренция;

10.Экономическая наука изучает:

1) поведение человека в чрезвычайных ситуациях;

2) действие объективных законов в истории человечества;

3) методы научного познания;

4) способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей людей.


  1. Открытые задания с развернутым ответом

Подумайте и ответьте: почему становление экономической науки относится к XVIII веку?

ОТВЕТ:


  1. В традиционной экономике вопросы что? как? для кого производить? решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства.

  2. В рыночной экономике все решения принимает свободный производитель. Причиной зарождения новой науки становится желание ответить на вопросы: как работает эта свободная и саморегулируемая экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы.

  3. Экономическая наука возникает вместе с рыночной экономикой.

Перечислите важнейшие механизмы экономики. Как они влияют на содержание и результаты экономической деятельности?

ОТВЕТ: А.


  1. Разделение труда.

  2. Специализация.

  3. Торговля.
٭Докажите, что товарное хозяйство в отличие от натурального более полно учитывает принцип рациональности.

٭ Используя дополнительную информацию, приготовьте краткое сообщение об одном из ученых-экономистов и его теории из предложенного списка:

Д. Риккардо

К. Маркс

Д. Кейнс

А. Маршалл
٭ Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается значение экономических знаний для современного человека

1. принятие решений о покупке товара, выборе профессии и найме на работу, использовании сбережений и т. д.;

2. умения принимать рациональные решения;

3. успешная социализация, адаптация и самореализация человека.
* Напишите эссе на тему: «Экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
5. Задания для работы с текстом

Свобода выбора и суверенитет

Но присмотримся, читатель, внимательнее к пове­дению производителей: каким образом, откуда они по­лучают указание о том, какие товары и в каких коли­чествах производить. Как мы знаем, для производи­теля, работающего в условиях рыночной экономики, целью является получение прибыли. В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки на производство этого товара. Здесь-то и происходит апелляция производителя к потребителю , как к «высшей и последней инстанции», оцениваю­щей работу производителя. Отдал потребитель за товар свои «кровные» денежки, да причем столько, чтобы покрыть издержки - производитель получает прибыль, и деятельность его признается успешной. Не купил потребитель предлагаемый товар - производи­тель разоряется, и, значит, он лишь попусту перево­дил ресурсы.

Конечно, отдельный потребитель, как правило, не столь силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор (будь то оправдательный или обвини­тельный) - общее решение потребителей. Однако для вынесения приговора потребители не собираются вме­сте, заслушивая прокурора и адвоката. Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное ре­шение, а в подтверждение ответственности этого реше­ния отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество «голосов» (рублей, долларов и т. д.). Собрав все попавшие к нему голоса, производи­тель может сам увидеть, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем…

… По этой причине экономисты говорят о суверени­тете потребителя (от французского souverain - но­ситель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на произво­дителя описанным выше способом.

Экономическая школа. Вып. 2. 1992. С 27-28
Вопросы к документу:


  1. О каком механизме рыночной экономике идет речь в тексте?

  2. Кто и по каким критериям оценивает работу производителей в рыночной экономике?

  3. Какие «голоса» собирает производитель?

  4. Что такое суверенитет потребителя?
Тема 2. «Экономический рост и развитие»

1. Работа с основными понятиями темы
Найди соответствия


1

Экономический рост

А

труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

2

Индекс человеческого развития

Б

состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема)

3

Экстенсивный рост

В

это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

4

Факторы производства

Г

средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни

5

Интенсивный рост

Д

это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

6

Экономическое развитие

Е

резкое падение производства

7

Экономический цикл

Ж

это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях , так и в расчете на каждого жителя страны.

8

Экономический кризис

З

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

И

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности


Особенности практических заданий

Роль дидактического пособия заключается не в том, чтобы изучающий экономику получил готовые рецепты на вопросы из экономической теории, а отработал алгоритмы действий в рамках активной познавательной деятельности. Таким образом, «Практикум», как дидактическое пособие, является отражением деятельностного подхода в изучении обществознания.

Тема 1. «Экономика. Наука и хозяйство»

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

1. Макроэкономика – А это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ
2. Экономические механизмы – Б показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны
3. Экономические блага – В объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов
4. Экономика – Г все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни
5. Микроэкономика - Д способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения
6. Е товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
7. реальный ВВП Ж объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов
8. номинальный ВВП З показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов
9. Экономические возможности – И часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику
10. Экономические величины – К часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.
11. ВНП – валовый национальный продукт – Л наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов
12. Экономическая деятельность – М показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
13. ВВП на душу населения – Н те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными
14. Мировая (международная экономика) - О часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения
П показатель ВВП страны, деленный на количество граждан


ОТВЕТ: 1К, 2Д, 3Е, 4АЛ, 5И, 6Б, 7В, 8Ж, 9Н, 10З, 11М, 12Г, 13П, 14О

2. Открытые задания с кратким ответом

Задания для работы с текстом

Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения . Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

2. Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста
ТРУД
……..
………

3. Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

Факторы экономического роста Экстенсивный рост Интенсивный рост

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

1) строительные машины А. Земля

2) каменный уголь Б. Капитал

3) пашня В. Труд

5) фабрика

ОТВЕТ: 1Б 2А 3А 4В 5Б

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

2) квалифицированные работники



4) информация

5) инструменты

3. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

1. Что отличает товарное производство от натурального:

1) используются машины и оборудование

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится для продажи

4) существует разделение труда

2. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

1) национальный доход

2) валовый внутренний продукт

3) производительность труда

4) валовый оборот

Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Верны ли суждения?

А.Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

ОТВЕТ: 1.3 2.2 3.2 4.2

4. Открытые задания с развернутым ответом

Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

ОТВЕТ: Чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста, потому что, во-первых, ВВП подсчитывается не только в абсолютных значениях, но и на душу населения. Во-вторых, только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

ОТВЕТ: Чем богаче и развитее страна, тем ее темпы экономического роста ниже. Население Китая в несколько десятков раз больше, чем в Дании. Поэтому ВВП на душу населения в Китае на много ниже. А значит, индекс человеческого развития для Дании будет оставаться выше. Следовательно, даже при сохранении темпов экономического роста Китай в своем развитии не обгонит Данию.

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

ОТВЕТ: Население Индии в несколько десятков раз больше, чем в России. Поэтому ВВП на душу населения в Индии на много ниже. А значит, индекс человеческого развития для России будет оставаться выше. Следовательно, даже при сохранении темпов экономического роста Индия в своем развитии не обгонит Россию.

Ответы

1. Производители - хозяйствующие субъекты, производящие товары и услуги для продажи.

Потребители – люди или организации, приобретающие товары и услуги для своего потребления.

2. Предпринимательская деятельность – инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая либо от своего имени, ан свой риск и под свою имущественную ответственность, либо, если гражданин-предприниматель создал или приобрел для этой цели предприятие, от имени и под имущественную ответственность юридического лица – предприятия.

3. Экономический суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам продавать.

4. Приведение сегодняшних денег к их будущей ценности называется «дисконтирование».

5. Себестоимость продукции – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме.

6. Прибыль – это разница между ценой реализации (продаж) и полной себестоимости продукции.

7. Налоги – одна из форм финансовых отношений, осуществляемой в виде платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью их перераспределения для нужд отдельных граждан (социальные выплаты) и общества в целом (оборона страны, содержание госаппарата и т. д.).

8. Дилер отличается от брокера тем, что торгует за свой счет. Брокер торгует по поручению своего клиента.

9. Протекционизм во внешней торговле служит защитой внутреннего рынка путем установления ограничений на ввоз аналогичной отечественной продукции из-за рубежа, либо путем снижения конкурентноспособности иностранных товаров на внутреннем рынке за счет повышения издержек импортеров (повышения размера пошлин на ввозимые товары).

Из истории экономики (вопросы)

1. Сочинения какого экономиста читал герой романа Пушкина «Евгений Онегин»? Чем известен этот экономист?

2.Что по Смиту необходимо для благосостояния государства?

3. Государство должно участвовать в экономике, как считал Смит , для того, чтобы?...

4. На какие социальные классы делил общество Смит ?

5. Что А. Смит подразумевал под «невидимой рукой»?

6. Откуда по Смиту берется богатство общества?

7. Что Смит считал производительным трудом?

8. В чем заключаются основы экономического учения Смита ?

9. Когда появились первые биржи ?

10.Как звали английского экономиста, утверждавшего, что локомотивом хозяйственной жизни является потребление?

12.В XVI-XVII вв. европейские страны находились под влиянием

меркантилистов . В чем сущность их экономических воззрений?

13.Группа французских философов и экономистов XVIII в. Получила название «физиократы» . Каковы были их взгляды на экономику?

14. Кто впервые обосновал теорию рыночного ценообразования?

15. Экономическая «австрийская школа» обосновала теорию полезности благ . В чем была ее суть? Кто ее автор?

17.С какого года существует Нобелевская премия по экономике? Назовите 5 ее лауреатов.

18.Кто является «отцом научного менеджмента »?

(ответы)

1.Онегин читал сочинения шотландского экономиста Адама Смита XVIII века, который основал теорию рыночной экономики. Свои взгляды он изложил в книге «Исследования и природе и причинах богатства народов».

2. Мир, легкие налоги, терпимость в управлении.

3.Обеспечивать права собственности и экономической свободы; создавать конкурентную среду через налоги и законы; обеспечивать развитие жизненно важных, но невыгодных для частного капитала области экономики (транспорт, образование, медицина и т. п.).

4.1) наемные рабочие (заработная плата);

2) капиталисты (прибыль);

3) крупные земельные собственники (земельная рента).

5.По мысли Смита частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука»: естественные рыночные механизмы (закон спроса и предложения, свободное ценообразование) и свободная конкуренция.

6.Богатство общества создается трудом работников.

7.Труд всех наемных работников, занятых в производстве.

«Первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был труд ».

«Колесо обращения – это деньги ».

«Общество возникает из разделения труда »

8.Свобода конкуренции, экономическая и политическая свобода.

9.в XV-XVI вв.

10. Дж. М. Кейнс

11. Американец М. Фридман

12. Меркантилисты считали, что богатство страны увеличивается лишь внешней торговлей – превышением вывоза товаров над ввозом, которое иностранцы оплачивают золотом и серебром. Они выступали за развитие промышленности, однако видели в ней лишь источник товаров для экспорта, средства зарабатывать деньги на внешнем рынке. Богатство представлялось им лишь в денежной форме. Для обеспечения превышения вывоза над ввозом и притока денег в страну меркантилисты требовали вмешательства государства в экономику, жесткой регламентации хозяйственной жизни – ограничения импорта, поощрение экспорта, запрещения вывоза драгоценных металлов.

13. Физиократы считали, что общество должно отойти от практики поддержки предпринимательства и промышленности. Для них продукты с/х и природные ресурсы являлись истинным источникам богатства. Т.е. физиократы считали, что только земля и труд земледельца дают приращение стоимости и обеспечивают богатство общества.

14. Теория рыночного ценообразования впервые была изложена в трудах великого английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1922 гг.). Его учебник «Принципы политической экономии» (1890 г.) лег в основу экономического образования на полвека – до 40-х гг. XX столетия. Большую часть жизни Маршалл преподавал в Кембриджском университете (США). Его самый знаменитый ученик - Джон Мейнард Кейнс.

15. К «австрийской школе» относят К. Менгера (1840-1921), В. Визера (1881 - 1926), Э. Бам-Баверка (1851-1914). Согласно теории предельной полезности благ, ценность благ определяется ограниченностью и редкостью и сводится к пользе, которую может принести последний экземпляр товаров данной группы. Величина ценности материальных благ определяется величиной пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. Но при этом идет речь не о величине пользы вообще, а о предельной полезности вещи. Предельная полезность – это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради получения которой этиа вещь может рациональным образом употребляться.

16. Автор теории несовершенной конкуренции – Джоан Робинсон, профессор Кембриджского университета (Великобритания). Совершенная конкуренция, с множеством покупателей и продавцов, знающих все о ситуации на рынке, так же редка, как и совершенная монополия, когда покупатели, не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Робинсон определила такую ситуацию как несовершенную конкуренцию.

17. Нобелевская премия по экономике существует с 1968 г. Ее лауреаты: Поль Самюэльсон, Василий Леонтьев, Саймон Кузнец, Милтон Фридман, Леонид Канторович.

18. Фредерик Уинслоу Тейлор.

Задачи

1.Как теория полезности объясняет рациональное поведение человека?

2.А. Смит спрашивает: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, какая высокая цена

3.Все, к чему прикасался легендарный царь Мидас, обращалось в золото. Царь стал умолять взять свой дар обратно. Почему? Какую экономическую концепцию иллюстрирует эта легенда?

4.Почему в средние века соль считалась особым товаром? Чем вызван «Соляной бунт» в XVII веке в России?

5.После либерализации цен в России в январе 1992 года отмечено повышения спроса на хлеб. Чем это вызвано?

6.Почему цены в магазине, торгующем ночью, выше, чем в дневном?

7.Почему тарифы на телефонные переговоры ночью ниже, чем днем?

8. В России широкое хождение имеет доллар США. Кто кого кредитует: Россия – США или США – Россию?

9. Почему банкирские конторы в старину возникали в храмах?

10. Акционерное общество объявило о выпуске облигаций. Может ли это обстоятельство сказаться на размере дивидендов по акциям этого АО?

11. Почему работники бюджетной сферы больше теряют от инфляции, чем работники коммерческих предприятий?

Ответы

1.Теория полезности исходит из того, что человек как потребитель оптимизирует свои возможности. Концепция предельной полезности, лежащая в ее основе определяет, что для потребителя полезность каждого нового количества (единицы) потребляемого продукта меньше предшествующего. Поэтому потребитель выбирает из всех благ, которые может иметь, те, которые в максимальной степени удовлетворяют его потребности.

2.Высокая цена алмазов объясняется их редкостью и уникальностью, позволяющими рассматривать покупку драгоценных камней как выгодное размещение капитала.

3.Легенда о Мидасе иллюстрирует теорию убывания предельной полезности товара или услуги для потребителя, когда последняя единица отвара приносит ему меньше удовлетворения, чем предпоследняя.

4.Соль считалась особым товаром ввиду ее определенной редкости и сложности добычи, а также вследствие монополизации соляных источников теми или иными владельцами: племенами, правителями земель и т.п. При этом соль является предметом первой необходимости, без которой человек не может существовать.

5.Спрос на хлеб вызван относительно низкой его ценой по сравнению с товарами-заменителями.

6.Потребность в товаре ночью для определенной категории потребителей тем настоятельнее, что ее труднее удовлетворить, чем днем. Ввиду достаточно никого объема продаж в ночное время относительные издержки торговцев растут, что делает необходимым повышение цен.

7.Тарифы на телефонные переговоры ночью ниже дневных ввиду меньшего потребительского спроса на услугу в это время суток. Понижение тарифов в данном случае преследует цель привлечь потребителя и более равномерно загрузить имеющиеся мощности АТС.

8. В данном случае Россия кредитует США, т. к. для получения долларов США российскому потребителю нужно продать российские товары. При повышенном спросе на доллар цены продаваемых за доллары товаров не могут не быть сравнительно низкими, ввиду большого предложения товаров.

9.Банкирские конторы возникали при храмах для обмена денег, потому что на церковные нужды принималась только национальная валюта.

10.Источником выплаты процентов по облигациям и дивидендов по акциям АО является прибыль АО. Следовательно, если размер прибыли АО не возрастет, то размер дивидендов уменьшится.

11.Работники бюджетной сферы получают фиксированную заработную плату, а работники коммерческих предприятий, как правило, нет. Их зарплата изменяется более гибко.

ТЕСТ

1. Ценность денег находится в обратной зависимости от уровня цен:

2. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары или услуги должны производиться, в конечном счете решают производители:

3. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей

4. Бензозаправочная станция – это пример рынка:

5. Падение цены на кока-колу, скорее всего уменьшит цену на пепси-колу

6. Инфляция в любом случае равносильна снижению реальных доходов

7. Повышение курса рубля по отношению к доллару выгодно российским экспортерам

8. Если бы все пахотные земли были одинаково плодородны, то в сельском хозяйстве не действовал бы закон убывающей отдачи:

9. Товарищество с ограниченной ответственностью не отвечает по обязательствам своих филиалов, отделений и представительств:

10. Существуют виды деятельности, заниматься которыми предпринимателям запрещено?

11. Могут ли быть вкладом в уставной капитал предприятия материальные ценности?

12. Может ли простой вексель быть переведенным третьему лицу?

13. Включаются ли в численность экономически активного населения безработные?

14. Относятся ли кредиты, полученные правительством, к долговым обязательствам Российской Федерации.

15. Гарантирован ли размер дивиденда по обыкновенным акциям?

16. Должны ли содержаться в реквизитах простой именной акции сведения о размере дивидендов?

17. Относятся ли деньги на расчетном счете предприятия к его оборотным средствам?

18. Как вы считаете, нужен ли предприятию план в условиях рыночной экономики?

19. Ваши родители продали автомобиль. Удержат ли с суммы, вырученной от продажи, подоходный налог?

20. Считается ли монополистической деятельность изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита этих товаров на рынке?

+ + + - + + - - - + + - + + - - + + + +

Словарь

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

1. реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

2. номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

Заключение

Дидактическое пособие «Практикум по обществознанию, раздел «Экономика» предназначен не только для максимального усвоения материала учебника «Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007, но и на расширение знаний из экономической теории за счет использования дополнительных источников. Главный обучающий принцип «Практикума» - выведение обучающихся на уровень знание – понимание – применение.

Список литературы

1. Единый государственный экзамен 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007: Контрольные измерительные материалы: Обществознание.- М.: Просвещение, 2001 -2007 гг.

2. Лазебникова А.Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: Методическое пособие для подготовки / А.Ю.Лазебникова, М. Ю.Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, 2007.

3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

4. Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

5. Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

7. Экономическая школа. Вып. 2. 1992.

Практикум по обществознанию, раздел «Экономика»