Очередь стимулирования инновационных разработок и. Стимулирование инновационной деятельности


Введение

Методы инновационной деятельности

Анализ направлений реализации, методов инновационной деятельности в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Усиление масштабов и динамики инновационной деятельности выступает основой перехода страны на такую модель экономического развития, в основе которой лежит отказ от экстенсивных и использование качественно новых источников экономического роста, позволяющих вывести страну с обочины мирового прогресса на его передовые рубежи. Поэтому инновационная деятельность - безусловный приоритет экономического развития России на долгосрочную перспективу. Однако данный вид деятельности требует особых подходов в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение ее развития в силу свойственных ей особенностей и рисков. Основным способом их преодоления выступает создание стимулов, призванных формировать условия, обеспечивающие активизацию инновационной деятельности, повышение коммерческой привлекательности инновационных проектов и вводимой в хозяйственный оборот инновационной продукции.

Инновационная деятельность осуществляется в различных формах и задействует разнообразные методы и инструменты, однако единое понимание их состава, сущности и содержания не достигнуто ни в экономических исследованиях, ни в законодательстве по вопросам регулирования инновационной деятельности. Между тем, целенаправленное развитие инновационной деятельности требует единого толкования форм и инструментария ее стимулирования, установления четкого соотношения между данными понятиями. В первую очередь это касается участия государства в стимулировании инновационной деятельности. Решающая роль государства в ресурсном обеспечении инновационной деятельности, разработке и реализации методов и инструментов ее стимулирования остро ставит вопрос о способах оценки эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности. От решения данного вопроса зависит состав и содержание применяемого государством инструментария стимулирования, пути обеспечения и роста его эффективности.


1. Методы инновационной деятельности

инновационный бюджетный кредитный стимулирование

В экономических исследованиях методы и инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности представлены достаточно широко.

Так, Л.В. Марабаева и О.А. Соколов , исследуя государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России, указывают на то, что научно-технические разработки требуют значительных затрат, как правило, долгосрочных и подчас не имеющих отдачи. Поэтому в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов предприятий возрастает роль государства в обеспечении нормального течения инновационных процессов. Влияние государства в этом направлении может быть выражено в виде прямой финансовой поддержки предприятий-инноваторов или косвенными методами (предоставление налоговых, таможенных и других льгот).

П.А. Полтавский предлагает систематизировать методы государственного стимулирования инновационной деятельности на прямые и косвенные, причем соотношение между ними, по мнению данного автора, определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - рынок или централизованное воздействие. П.А. Полтавский полагает, что государство применяет четыре группы косвенных методов: налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация; льготное кредитование (занижение процентных ставок по кредитам); отсрочка налогообложения; специальные законодательные нормы. К прямым методам стимулирования инновационной деятельности автор относит мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Всю совокупность прямых методов государственного регулирования инновационных процессов П.А. Полтавский группирует в две формы: административно-ведомственную (прямое дотационное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям) и программно-целевую (конкретное финансирование инноваций посредством государственных целевых программ поддержки нововведений).

По мнению П.А. Полтавского , посредством методов налогового стимулирования в первую очередь поощряются инвестиции в науку и инновации. Инструментами налогового стимулирования выступают освобождение от налогообложения, скидка с налогов, уменьшение налогооблагаемого дохода по отдельным аспектам инновационной деятельности и ее финансирования

Подход П.А. Полтавского к систематизации методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности заслуживает внимания, однако вызывает сомнение деление прямых методов на формы (понятия «метод» и «форма» вступают в противоречие) и основополагающий признак, в соответствии с которым автор разделяет эти формы, а именно прямое финансирование и конкретное финансирование.

Попытка систематизировать инструменты стимулирования инновационной деятельности предпринята также А.Е. Лукиным . Автор выделяет инструменты административной поддержки (внедрение общей системы макроэкономического регулирования, ориентированной на инновационная деятельность; формирование сбалансированной системы защиты авторских прав), инструменты инфраструктурной поддержки (внедрение механизмов государственных закупок; формирование рынка квалифицированного персонала; формирование рынка инноваций), а также меры финансовой поддержки (государственное фондирование инновационных проектов; стимулирование институтов венчурного финансирования; налоговое стимулирование). Основным недостатком представленного подхода является одновременное употребление автором в описании инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности понятий «меры», «механизмы» и «инструменты» как синонимов, что усиливает понятийный хаос в данном вопросе. К тому же, А.Е. Лукин ограничивается систематизацией и описанием инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности, но не характеризует его методы.

То же самое имеет место в исследовании Д.С. Зорина , в котором под инструментами государственного налогового стимулирования автор понимает только налоговые льготы, причем указанные инструменты именуются также формами налогового стимулирования инновационной активности. Д.С. Зорин определяет формы налогового стимулирования инновационной активности через разделение налогов на условно-постоянные (величина которых в данный период времени не зависит от объема выручки), условно-переменные (величина которых в данный период времени зависит от объема выручки) и определение налоговых льгот, соответствующих содержанию этих налогов, с учетом стадии инновационного процесса. Подход Д.С. Зорина не лишен оригинальности, однако, по нашему мнению, инструменты стимулирования инновационной активности не ограничиваются только налоговыми инструментами, а в состав последних, помимо льгот по налогам, входят иные инструменты (ставки, необлагаемый минимум доходов и т. д.). Кроме того, Д.С. Зорин, как и в предыдущем случае, игнорирует понятие «метод стимулирования».

Исследуя методы государственного содействия и стимулирования инновационного развития, но не давая определения понятию «метод» и употребляя как его синонимы понятия «инструмент» и «мера», А.Н. Комаров выделяет в составе методов стимулирования прямые и косвенные. К числу прямых методов автор относит снижение цены капитала (субсидирование; льготное налогообложение) и облегчение доступа к этому капиталу (развитие венчурного капитала и фондовых рынков). Косвенными методами стимулирования выступают поощрение сотрудничества университетов и компаний, межфирменной кооперации; улучшение систем охраны интеллектуальной собственности; совершенствовании информационного обслуживания и антимонопольного регулирования; подготовка профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб; увеличение мобильности рабочей силы; создание научно-технической инфраструктуры.

Не различая, как и в предыдущем случае, понятия «метод» и «инструмент», И.С. Джавадова также разделяет методы государственного инновационного стимулирования на прямые и косвенные, считая, что косвенные методы нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для инновационной деятельности. Эти методы включают: налоговое и амортизационное регулирование; займы по сниженным кредитным ставкам и государственные гарантии по кредитам; таможенно-тарифное регулирование. Наиболее подробно автор характеризует налоговое стимулирование, но не с позиций его как инструмента (метода), а как форм, под которыми данный автор понимает налоговые кредиты, налоговые освобождения, амортизационные льготы. Понятийная путаница в исследовании И.С. Джавадовой усиливается тем, что методы стимулирования рассматриваются ею в связи с механизмами государственного регулирования инновационной деятельности - административными, инфраструктурными и финансовыми, причем в одних случаях они именуются механизмами, а в других - инструментами.

Исследуя методы стимулирования инновационной деятельности, К.К. Штейнберг установил, что в мировой практике используются прямые и непрямые методы, причем непрямые методы носят налоговый характер. Прямое стимулирование, считает автор, предусматривает выделение бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Непрямое стимулирование осуществляется с помощью предоставления отсрочек по уплате налогов, налоговых льгот, льгот по налогу на прибыль и других видов налогового стимулирования. К.К. Штейнберг указывает, что в последние годы происходит переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам, основанным на использовании, преимущественно, налоговых рычагов. Можно в целом согласиться с подходом К.К. Штейнберга к систематизации методов стимулирования, однако способы реализации этих методов явно недостаточны и делают акцент на налоговом стимулировании. К тому же, характеризуя способы реализации предложенных им методов, автор использует понятия «вид», «рычаг» и не применяет понятие «инструмент», хотя, по сути, они выступают инструментами стимулирования.

Изучая инновационная деятельность с позиций мирового опыта, А.Ю. Бахчисарай основное внимание сосредоточил на его косвенных методах . По его мнению, именно косвенные методы реализации инновационной политики государства направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой, - на создание благоприятных экономических условий и социально-политический климат для научно-технического развития. К числу этих методов автор относит налоговый кредит, государственные инвестиционные гарантии, программы амортизации оборудования, меры по формированию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, венчурное финансирование, ослабление жесткого миграционного законодательства, жесткие ограничения по использованию устаревшей техники и технологий.

Основной недостаток подхода А.Ю. Бахчисарая заключается в отсутствии характеристики понятия «метод стимулирования» и, соответственно, в образующейся при этом понятийной путанице. Так, налоговый кредит, государственные гарантии автор именует не только инструментами, но и формами поддержки инновационного бизнеса.

В соответствии с подходом О.В. Гудовой, инновационная деятельность реализуется через ряд инструментов: во-первых, прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов; во-вторых, косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий; в-третьих, предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса. Несомненно, все описанные О.В. Гудовой способы государственного стимулирования инновационной деятельности отражают реальные приоритеты и направления его реализации, но автор пренебрегает вопросами терминологии: то, что в большинстве описанных выше исследований выступает методами, в работе О.В. Гудовой фигурирует в качестве инструментов, имеющих как прямой, так и косвенный характер, причем это никак не обосновывается.

А.С. Кулагин, Л.И. Леонтьев , всесторонне изучив отечественный и зарубежный опыт государственного стимулирования инновационной деятельности, выделили следующие основные методы стимулирования: налоговое стимулирование; стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм); прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Прямые и косвенные методы стимулирования авторами не выделяются. При этом, подчеркивая положительную роль инвестиционного налогового кредита в реализации мер налогового регулирования, имеющего, по всеобщему признанию, сугубо косвенный характер, А.С. Кулагин, Л.И. Леонтьев квалифицируют его как способ прямого стимулирования инновационного процесса.

В ряде исследований рассмотрены узконаправленные инструменты стимулирования инновационной деятельности, причем основная часть работ посвящена вопросам ее налогового стимулирования.

В частности, Н.Н. Башкирова, исследуя амортизационную политику государства как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности , выделяет в ее составе применение повышающих коэффициентов; установление амортизационной премии для инновационного оборудования; сокращение сроков амортизации оборудования; разработку гибкого графика амортизации оборудования.

К числу работ, автор которого предпринял попытку четко разграничить методы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности, относится диссертация О.С. Калачевой . Указанный автор считает, что методы налогового стимулирования выступают способом реализации налоговых стимулов, предназначенных для осуществления и развития инновационной деятельности, причем по признаку направленности на различные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов, через учет которых осуществляется снижение их налоговой нагрузки, методы стимулирования можно разделить на прямые и косвенные. Действие прямых методов налогового стимулирования направлено непосредственно на результаты инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в виде объема и коммерческой ценности произведенных ими инновационных продуктов, а также исключительных прав на нее. Косвенные методы реализуются через специфический налоговый учет доходов и расходов инновационной деятельности, а также используемых в ходе ее осуществления активов. При реализации и прямых, и косвенных методов используются разнообразные инструменты. Состав инструментов, считает О.С. Калачева, носит универсальный характер, поскольку одни и те же инструменты могут быть использованы в отношении как прямых, так и косвенных методов; кроме того, некоторые методы одновременно задействуют несколько инструментов. Инструментами выступают: перечень видов инновационной деятельности и условий освобождения их результатов (исключительных прав на результаты) от уплаты налогов; нулевая ставка налогов; инвестиционный налоговый кредит; повышающие коэффициенты к основной норме амортизации; состав и порядок учета доходов от инновационной деятельности и пр.

Под методом понимается систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели; способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности . Опираясь на данные определения, можно утверждать, что метод - способ достижения, совокупность приемов практического осуществления чего-либо.

Под методами государственного стимулирования инновационной деятельности следует понимать способы реализации управляющих воздействий государства, осуществляющего процесс стимулирования инновационной деятельности, по различным направлениям взаимодействия государства и инноваторов.

Подходы разных авторов к пониманию содержания и способов систематизации методов, которые использует государство, стимулируя инновационную деятельность, тяготеют к разделению их на прямые и косвенные, при этом берутся во внимание, преимущественно, финансовые аспекты содержания указанных методов. Предполагается, что действие прямых методов направлено на непосредственное предоставление хозяйствующим субъектам финансовых ресурсов, необходимых для осуществления ими инновационной деятельности. Косвенные методы выполняют иное предназначение: они обеспечивают высвобождение финансовых ресурсов и повышают возможности хозяйствующих субъектов осуществлять затраты, объективно необходимые для осуществления инновационной деятельности. Как правило, в абсолютном большинстве исследований действие косвенных методов связано с налоговым стимулированием.

Вместе с тем, представляется целесообразным и обоснованным деление всей совокупности методов не только по признаку способа финансирования инновационной деятельности, а исходя из выявления всей совокупности способов воздействия государства на инновационную активность хозяйствующих субъектов.

Предназначение указанных методов - формировать такие мотивы инновационной деятельности, при реализации которых осуществление этой деятельности становится коммерчески привлекательным для субъектов хозяйствования. Ряд экономических методов стимулирования инновационной деятельности (налоговое и таможенное стимулирование, стимулирование воспроизводственных и страховых процессов деятельности инноваторов) имеет косвенный характер, поскольку указанные методы снижают ожидаемое негативное воздействие рисков инновационной деятельности за счет уменьшения экономических издержек, связанных с осуществлением этой деятельности, по сравнению с получаемыми от нее выгодами, причем обеспечиваемый эффект от соотношения «затраты - выгоды» является в данном случае более предпочтительным по сравнению с другими путями использования капитала. Прямые экономические методы (бюджетное и кредитное стимулирование) связаны с непосредственным предоставлением хозяйствующим субъектам финансовых ресурсов, необходимых для осуществления ими инновационной деятельности. По сути, косвенный характер экономических методов государственного стимулирования инновационной деятельности проявляется в том, что объектом экономического воздействия государства является не сама деятельность, а мотивация хозяйствующих субъектов к ее осуществлению и активизации.

По мнению П.А. Полтавского , косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности обладают следующими преимуществами:

) они обеспечивают автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений разработок и исследований и их реализацию;

) они не создают искусственно поддерживаемого государством рынка инноваций и знаний, которые не всегда эффективны;

) их реализация гораздо менее, чем прямых методов, перегружена бюрократическими препонами развития инновационной деятельности;

) получаемые компаниями льготы являются результатом их собственных усилий;

) они обеспечивают единый подход к стимулированию инновационной деятельности в различных секторах экономики.

Кроме того, государство разрабатывает и реализует методы, которые не задействуют денежно-стоимостные регуляторы и являются, по существу, организационно-правовыми методами, предусматривающими комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание условий для осуществления и активизации инновационной деятельности. К числу этих методов относятся законодательное обеспечение инновационной деятельности; участие государства в продвижении инновационной продукции на внешний рынок; обеспечение защиты интеллектуальной собственности участников инновационной деятельности; содействие в организации выставок и пр.


2. Анализ направлений реализации, методов инновационной деятельности в России


По всем направлениям реализации Стратегии 2020 (формирование компетенций инновационной деятельности, инновационный бизнес, инновационное государство, инфраструктура инноваций, территории инноваций, финансовое обеспечение) уточнены приоритеты их реализации (например, в рамках направления «Формирование компетенций инновационной деятельности» объектами стимулирования выступают инновационное образование населения, обучение инновационному предпринимательству, инновационная активность молодежи, культура инноваций и престиж инновационной деятельности), а также определен комплекс разнообразных методов стимулирования. В ряде случаев характер (экономический, организационный) применяемых государством мер не уточняется (например, создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации экономически активного населения; стимулирование развертывания в федеральных и национальных исследовательских университетах полного цикла инновационных разработок; стимулирование получения навыков инновационного предпринимательства выпускниками вузов по техническим и естественнонаучным специальностям; государственная поддержка создания и деятельности корпоративных и отраслевых центров сертификации персонала в части оценки квалификации сотрудников по профессиям в области критических технологий; расширение механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий и т. д.), в других - он четко определен. Так, в части экономических методов предусмотрено финансирование на конкурсной основе поддержки организаций дополнительного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня; субсидирование издания научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи; предоставление финансовой поддержки технологических инноваций; расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства; опережающее финансирование исследовательской и инновационной инфраструктуры ведущих университетов; налоговое стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию, упрощение таможенного режима технико-внедренческих особых экономических зон и пр. Организационные методы представлены, в частности, прямым организационным стимулированием крупных компаний государственного сектора к формированию и реализации программ инновационного развития; упрощением порядка формирования требований к инновационной продукции, упрощением и ускорением процедур ее сертификации; упрощением процедуры предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий, формированием маркетинговой стратегии целенаправленного привлечения прямых иностранных инвесторов и другими методами.

В составе методов стимулирования, предусмотренных Стратегией 2020, однозначно преобладают методы финансово-экономического характера, а в их составе - бюджетное, налоговое, таможенное, кредитное стимулирование. При этом подчеркивается, что стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в период с 2000 по 2010 гг. (год, предшествующий году принятия Стратегии 2020), не сопровождался увеличением их результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования.

Таким образом, все изложенное выше позволяет сделать следующие выводы. Необходимость разработки и реализации стратегии инновационного развития России обусловлена актуальностью перехода страны на инновационный тип экономического развития, основанный на усилении роли инноваций на фоне снижении влияния многих традиционных факторов роста (в первую очередь - исчерпания потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития) и создающий для страны новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения ее позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала. Отставание в инновационном развитии снижает конкурентоспособность российской экономики, а также повышает ее уязвимость в условиях нарастающей глобальной конкуренции. Для ответа на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития потребовалось определить цели, задачи, приоритеты, ожидаемые результаты (целевые индикаторы), инструменты, объемы и способы финансирования государственной инновационной политики, задать долгосрочные ориентиры деятельности субъектов инновационной деятельности.

Бесспорно, важной составляющей государственной политики в сфере инноваций является соотношение прямых и косвенных методов стимулирования, которое определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования, спецификой национального уклада экономики и национальными традициями. Оценивая степень использования в России инструментов прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности с 2000 по 2011 гг., заметим, что первоначальный акцент на прямые методы и инструменты государственного стимулирования был перенесен на расширение числа мер, направленных на реализацию косвенных методов (налогового, страхового и таможенного), усилившихся в кризисный и посткризисный период. Именно в период после 2008 года были приняты большинство изменений в подзаконных актах, регулирующих порядок применения инструментов косвенного стимулирования инновационной деятельности.

Однако согласимся с большинством исследователей, которые сходятся к мнению о сохраняющемся преобладании инструментов прямого стимулирования инноваций, оказывающих более сильное влияние на результативность осуществляемой в стране инновационной деятельности . Более того, ряд авторов указывает на преобладание именно бюджетного стимулирования всех форм научной и инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры . Данный факт подтверждается значениями ?-коэффициентов, используемых в статистических расчетах в качестве индикаторов степени влияния факторов (в данном случае расходов государства на финансирование инструментов стимулирования) на результативный показатель (объем производства инновационной продукции и услуг российскими предприятиями) - 0,91 и 0,28 соответственно.

Дальнейшее развитие стимулировании инновационной деятельности в России должно опираться на оценку эффективности тех инструментов, которые получили наибольшее распространение в практике государственного регулирования и оказывают первостепенное влияние на результативность инновационной деятельности, осуществляться в направлении развития доказавших свою эффективность инструментов и применения новых эффективных инструментов стимулирования.


Заключение


Проблемы развития инновационной деятельности в России лежат в плоскости недостаточной заинтересованности бизнес-структур во внедрении инноваций, их низкой инновационной активности, незначительного спроса на инновации как в частном, так и в государственном секторе экономики. В связи с этим на первый план выдвигаются меры, призванные формировать условия, обеспечивающие активизацию инновационной деятельности, повышение коммерческой привлекательности инновационных проектов и вводимой в хозяйственный оборот инновационной продукции через систему соответствующих стимулов, что составляет сущность стимулирования инновационной деятельности.

Содержание стимулирования инновационной деятельности определяется отношениями между задействованными в нем субъектами (субъектами, осуществляющими инновационная деятельность, и субъектами, осуществляющими инновационную деятельность (инноваторами)) в их упорядоченности, взаимосвязи и единстве. Соответственно, под формой стимулирования инновационной деятельности понимается способ существования и выражения различных модификаций его содержания, определяемый составом субъектов, осуществляющих стимулирование. В зависимости от степени участия государства в их функционировании формами стимулирования инновационной деятельности выступают: государственная, негосударственная и смешанная.

Все методы стимулирования инновационной деятельности представлены двумя группами методов - экономическими (в основе которых лежит применение соответствующих денежно-стоимостных регуляторов) и организационно-правовыми (задействующими комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание организационных условий для осуществления и активизации инновационной деятельности). В свою очередь, экономические методы представлены прямыми (бюджетное стимулирование, кредитное стимулирование) и косвенными (налоговое стимулирование, стимулирование воспроизводственных процессов, страховое стимулирование, таможенное стимулирование) методами.

В пределах каждой группы методов используются соответствующие им инструменты, посредством которых происходит непосредственное воздействие на инноваторов и обеспечиваются требуемые результаты этого воздействия. В частности, инструментами бюджетного стимулирования выступают субсидии на поддержку научных мероприятий, гранты на научные исследования и разработки инновационной направленности, федеральные целевые программы в области инноваций, финансирование участия в международном сотрудничестве в области инноваций, прямые инвестиции в капитал инновационных компаний, приобретение долей (акций, паев) в их уставном капитале, приобретение конвертируемых долговых обязательств инновационных компаний.


Список использованной литературы


1.Башкирова Н.Н. Амортизационная политика как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности [Текст] / Н.Н. Башкирова // Финансы и кредит. - 2008. - №39. - С. 47-55.

2.Бахчисарай А.Ю. Косвенные методы стимулирования инновационной деятельности: мировой опыт [Текст] / А.Ю. Бахчисарай // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций региональный аспект. - 2011. - №1. - С. 16-20.

.Джавадова И.С. Финансовое стимулирование инновационного развития в системе государственного регулирования [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 - Экономическая теория. - М., 2011. - 26 с.

.Зорин Д.С. Развитие экономических механизмов стимулирования инновационной активности организаций высокотехнологичного сектора экономики России [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями). - М., 2012. - 24 с.

.Калачева О.С. Развитие методов налогового стимулирования инновационной деятельности в России [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями). - Волгоград. - 2012. - 28 с.

.Кулагин А.С. О стимулировании инновационной деятельности [Текст] / А.С. Кулагин, Л.И. Леонтьев // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2002. - №1(10). - С. 17-24.

.Комаров А.Н. Методы государственного содействия и стимулирования инновационного развития в странах Западной Европы / А.Н Комаров // Вiсник Донецького университету. Сер. В: Економiка i Право. Вип.2. - 2007. - с. 153-159.

.Лукин А.Е. Налоговое инновационная деятельность в системе государственного регулирования [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 - Экономическая теория. - М., 2010. - 28 с.

.Марабаева Л.В. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы [Текст] / Л.В. Марабаева, О.А. Соколов // Инновации. - 2005. - №10 (87). - С. 26-31.

10.Полтавский П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности [Текст] / П.А. Полтавский // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 29. - 2010. - №27 (208). - С. 52-56.

.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Эл. ресурс] // Справочная правовая система Гарант (10.09.2012).

12.Штейнберг К.К. Использование методов налогового стимулирования в инновационной деятельности [Текст] / Штейнберг К.К. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2011. - №1. - С. 54-62.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Стимулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Стимулирование инноваций тесно связано с расширением возможностей привлечения капитала, включая осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и проекты, и зависит от сложившейся структуры финансирования инновационной деятельности. В этой связи следует определить перспективы стимулирования инновационной деятельности и направления его дальнейшего развития.

Развитие стимулирования инновационной деятельности

События последнего десятилетия четко показывают необходимость радикальных преобразований в отечественной экономике на инновационной основе. Для этого необходимо использовать четко организованный системный подход к стимулированию и поддержке инновационной деятельности на государственном и местном уровнях.

За счет создания мощных национальных инновационных систем возможно серьезно повысить научно-технический потенциал страны, эффективности экономики в целом и обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке.

В настоящее время государства активно способствуют развитию инновационной деятельности. Это позволяет кардинально менять экономическую систему страны, направляя ее в русло разработки и внедрения инноваций. В современных российских условиях, значительно увеличивается внимание к инновационным системам с точки зрения их эффективного развития, путем формирования адекватной современным реалиям системы государственного стимулирования создания и внедрения инноваций.

Государственная инновационная политика – увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, стимулирование инноваций, а также преобразования сфере управления, материального производства, организации науки.

Государственная инновационная политика создает условия для формирования инновационного рынка критически важных технологий.

В современных условиях инновации, основанные только на технических решениях, не поддаются коммерциализации, поэтому стимулирование инновационной деятельности должно учитывать проблему прибыльности инноваций, которая органически связана со сроками реализации инноваций и стимулов их распространения.

В качестве прибыли от инновационной деятельности не обязательно должен выступать денежный эквивалент – это вообще любая форма выгоды, которая будет приносить пользу обществу в результате внедрения инновации.

Базовые формы стимулирования инновационной деятельности ориентированы на приоритетные направления и критически важные технологии.

Базовые формы стимулирования инновационной деятельности

Принципы стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне включают в себя несколько аспектов

Наиболее распространенные в России формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности

Одним из распространенных инструментов стимулирования инновационной деятельности является система налогообложения. Налоговая система государства должна быть ориентирована на создание благоприятной среды предприятиям для осуществления инновационной деятельности. С помощью снижения налогового бремени с целью увеличить скорость обновления основных средств, затраты на научно-исследовательские разработки, объем внедрений в производство инновационных технологий можно добиться существенного повышения уровня инновационной активности отечественных предприятий. Также данный инструмент позволит наиболее полно использовать возможности и ресурсы государства и частных инвесторов для содействия инновационным разработкам на предприятиях и специализированных научных центрах.

Методы налогового стимулирования инновационной деятельности

С помощью налоговых механизмов государство эффективно воздействует на экономическую среду, также стимулируя инновационную деятельность и проведение научно-исследовательских работ. Это возможно благодаря тому, что прибыль, которая остается у фирмы после выполнения налоговых обязательств, в первую очередь влияет на объемы вложений в инновационную деятельность. Таким образом, увеличивается финансирование инновационной деятельности. Т.е. вследствие налоговой экономии происходит увеличение темпов обновления производственных мощностей на качественно новых технологиях, а также темпов разработок и внедрения на рынок новых видов продукции.

Стимулирование инновационных разработок при помощи системы налогообложения осуществляется путем простого сокращения налогового бремени и при использовании косвенных способов отсрочки или рассрочки платежей по определенным налогам. Причем последнее можно рассматривать как форму государственного беспроцентного кредита, так как штрафы в этом случае не начисляются.

На современном этапе развития перспективным является освобождение от налогов или облегчение налогового бремени по всем видам деятельности, относящихся к инновационным разработкам. В долгосрочной перспективе возможно законодательное закрепление того, что инновационная деятельность не является хозяйственной, т.е. преследующей получение прибыли. При этом специализированные научные образования, такие как научные лаборатории и опытно-конструкторские объединения, вообще могут быть освобождены от уплаты налогов на всех уровнях налоговой системы. Отдельным вопросом являются научные отделы частных предприятий, особенно крупных промышленных компаний: в целях недопущения использования налоговых льгот в корыстных целях, например, организация мнимой инновационной деятельности, право на использование льгот следует предоставлять только отделам или филиалам, которые помимо работы на головную компанию осуществляют разработку сторонних инновационных проектов.

Развитие государственного стимулирования инновационной деятельности и финансово-кредитные формы государственной поддержки инновационных процессов связаны с налоговыми льготами, снижением налогооблагаемой прибыли, льготным кредитованием и облегченной регистрацией результатов инновационных изобретений.

Государственное стимулирование инновационной деятельности

Сегодня мы сохраняем передовые позиции в ряде конкретных научных направлений, в системном подходе к образованию и организации фундаментальных исследований.

Однако развитие науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, как и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Для развития национальной экономики требуется система создания и коммерциализации технологий.

На государственном уровне стимулирования инновационной деятельности реализуются следующие меры в сфере налогообложения, направленные на повышение интенсивности инноваций:

  1. Налоговые льготы для ;
  2. Налоговые послабления для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и занятых научными исследованиями;
  3. Налоговые каникулы для вновь создаваемых организаций, занятых научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельностью в сферах, относимых к приоритетным отраслям экономики;
  4. Налоговые льготы для коммерческих организаций, осуществляющих безвозмездное перечисление части своих доходов научным учреждениям.
В рамках комплексной программы по стимулированию научных разработок необходимо дальнейшее развитие системы генерации знаний и определение приоритетных направлений в научной деятельности.

Развитие системы базовых научных институтов позволит нормализовать воспроизводство научных знаний. Для обеспечения юридической безопасности научных образований необходима разработка нормативной правовой базы, для защиты от каких-либо необоснованных или недобросовестных преобразований. В целях повышения эффективности разработок новых технологий необходимо своевременное обеспечение научных организаций современной приборной базой и оборудованием, а также поддержка молодых специалистов. Существенно должна быть повышена роль научных организаций, которые занимаются разработкой технологий, способных решить крупные отраслевые и межотраслевые проблемы, а также концентрация вокруг них различного рода ресурсов с целью создания крупных научных центров.

Выбор прорывных направлений в науке позволит концентрировать усилия на наиболее перспективных и приоритетных задачах, стоящих перед российской экономикой. Такими направлениями могут быть: нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение, атомные технологии, биотехнологии. При этом отбор должен вестись на основании независимых исследований и результаты должны быть одобрены научным сообществом. В рамках данной программы необходимо стимулировать участие крупных предприятий в разработке прорывных направлений.

Следующим этапом является непосредственно создание и коммерциализация технологических разработок. Для этого необходим выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях и развитие инновационной инфраструктуры. Выбор приоритетов должен осуществляться с прицелом на поиск и создание новых и сохранение имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг.

Ключевые направления в настоящее время связаны с построением цифровой экономики.

В плане развития инновационной инфраструктуры необходимо дальнейшее развитие наукоградов, относящихся к приоритетным направлениям, технопарков, информационных центров и других инновационно-ориентированных научных организаций. Необходимо создание системы центров трансфера технологий при содействии крупных научных центров, вузов, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов.

Такие центры будут обеспечивать использование уже разработанных технологий в целях, для которых изначально данные технологии не предназначались. Конечным результатом деятельности таких центров трансфера технологий будет являться передача новой технологии или инновации в коммерческое использование, а также всестороннее распространение ранее сделанных открытий и технологий. Это обеспечит коммерческим предприятиям усовершенствование производимого продукта или производственного процесса без проведения собственных НИОКР.

Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, и обеспечат структурный переход российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка. Это отвечает актуальным тенденциям в контексте построения цифровой экономики в Российской Федерации.

Выявленные направления совершенствования инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности связаны с созданием системы коммерциализации инновационных разработок и результатов проектных исследований, имеющих общегосударственное значение. В связи с этим, требуется разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере и контрактного права. Вместе с тем актуальным остается вопрос о смене приоритетов государственной политики в области инноваций в сторону стимулирования финансирования инновационной деятельности частными капиталами. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие наукоградов, технопарков и других инновационно-ориентированных научных организаций системы генерации знаний, целью которых является передача инноваций в коммерческое использование и их распространение.

Привлечение иностранного капитала

Для ликвидации возможных разрывов между инновациями, технологическими разработками и внедрением их в производство, а также воплощению коммерческих перспектив требуется взвешенный подход к .

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития ориентирована на продвижение новых продуктов, технологий, а также определение технологических коридоров с целью модернизации национальной экономической системы с учетом перехода к цифровой экономике.

Построение цифровой экономики в Российской Федерации – это неминуемый факт.

В этой связи актуальным будет вопрос привлечения иностранного капитала для инвестирования в российские инновационные разработки.

Владимир Владимирович Путин регулярно констатирует положительные сдвиги в формировании комфортной среды для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня. Учитывая ситуацию, сложившуюся в конце 2013 и начале 2014 года вокруг Украины, а также отношение к России со стороны стран-участниц НАТО после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, негативные тенденции в этой сфере было легко предсказать. Однако следует принимать во внимание общенациональное и правительственное понимание необходимости развития внутренних инновационных проектов, прежде всего, в финансовом секторе и обрабатывающей промышленности. Вместе с тем реальных финансово-экономических оснований для снижения привлекательности вложений в российские инновационные предприятия не выявлено до сих пор, а безосновательные ожидания не могут носить долгосрочный характер.

Наибольшие перспективы в сфере привлечения частного и иностранного капитала для финансирования инновационной деятельности связаны с венчурным финансированием проектов в области критических технологий, представляющих стратегическую важность для экономики России.

В связи с этим перспективным вариантом представляется формирование и развитие государственного сектора науки, который занимается фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатываются коммерческими инновационными организациями, в том числе и венчурными компаниями с привлечением иностранных источников финансирования. Результаты инноваций, в виде конкретных разработок, внедряются в производство, применяются в потребительских товарах и используются для создания новых технологий. Формирование и законодательное закрепление государственного сектора науки обеспечит более эффективную деятельность основных сегментов науки: академического, прикладного и вузовского, а также функционирование национальной инновационной системы в целом.

Наконец, последней проблемой, но, отнюдь не самой малозначимой, следует выделить трудности развития стартапов. Несмотря на то, что стартап-активность постоянно интенсифицируется, многие проекты просто не дотягивают до реализации. Причина заключается в сложности найти источник финансирования. Если исключить государственное финансирование, которое четко расписано и не допускает внесения изменений при каждом появлении нового проекта, то наиболее вероятным источником становятся . Можно ознакомиться с , финансирование которых осуществлялось венчурными фондами.

Вместе с этим перед российским инновационным предпринимательством огромный простор для реализации. В частности последние два года для инноваций стали очень позитивными – государство развивает экосистему поддержки и развития инноваций, что при правильном планировании и исполнении позволит вывести российские технологические инновации на новый уровень в десятилетней перспективе.

Причин для того, чтобы российские инновационные предприятия успешно развивались в среднесрочной перспективе несколько:

  • создание научно-технических центров и бизнес-инкубаторов;
  • направленность образовательных и научных учреждений на создание конкретной технологии, ее защиту и последующую коммерциализацию;
  • смещение вектора научных изысканий в фокус получения конечного продукта или технологии.

Государство стало активно стимулировать развитие инновационной деятельности и различных объединений, чтобы оптимально и с максимальной эффективностью позволить предпринимателям, инвесторам и новаторам реализовать свои проекты с выгодой для себя и экономики страны. Создание различных центров, которые будут заниматься коммерциализацией, выращиванием перспективных технологий, которые будут повышать конкурентоспособность страны, в целом, является положительным фактором для успеха инновационной модели на уровне национальной экономики.

В перспективе, повышение интенсивности инновационных проектов возможно за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитием инновационного предпринимательства. При таком подходе более эффективным будет и привлечение иностранного капитала:

  • изменяется структура номенклатуры товаров и услуг в сторону преобладания наукоемких технологий;
  • может быть использован научно-технический потенциал России;
  • наличие потенциального иностранного капитала, привлечению которого будет способствовать привлекательность инвестиций.

Основные пути повышения эффективности стимулирования инновационной деятельности :

  • рост капитализации через учет инноваций как нематериальных активов;
  • получение доходов через коммерциализацию инноваций;
  • повышение эффективности за счёт внедрения технических и организационно-управленческих разработок;
  • формирование современного конкурентного рынка инноваций – единого правового, информационного и торгового пространства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе с инновационным развитием связаны масштабные ожидания, определяемые, в том числе, и привлечением иностранного капитала с помощью венчурного финансирования инновационных предприятий.

Это основные предложения по привлечению капитала в предприятия общегосударственного значения, основанные на использовании венчурного финансирования. Представляется перспективным формирование государственного сектора науки фундаментальных исследований, результаты которых прорабатывались и внедрялись венчурными компаниями. Такой подход позволит преодолеть возможные проблемы перехода России к цифровой экономике и вовлечением результатов научно-технических разработок в промышленную и хозяйственную сферу.

Одним из основных показателей уровня развития экономики является уровень ее инновационности. Инновационные процессы, предусматривают сотрудничество ученых, разрабатывающих нововведения и предпринимателей, их внедряют в производственно-хозяйственную практику как на внутреннем так и на внешнем рынках. Несмотря на значительные достижения отечественной науки, коммерциализация положительных результатов научных исследований инновационной деятельности требует осуществления последовательной и эффективной государственной политики в инновационной сфере. Необходимость предоставления государственной поддержки обусловлена прежде всего размерами затрат на проведение НИОКР, осуществляемые обычно без надлежащей финансовой поддержки участников рынка. Отметим также, что не всем инновациям присуща экономическая эффективность. Часть из них может быть внедрена для удовлетворения некоммерческих потребностей (социальных, экологических, обороны и т.п.). Именно поэтому, координация усилий власти с целью реализации государственной политики в инновационной сфере, направленной, среди прочего, на стимулирование субъектов инновационной деятельности к повышению их инновационной активности, должна носить системный характер.

Предпосылки для осуществления инновационной деятельности должны формироваться в политической, экономической и социальной сферах, а задачей государства является их координация и взаимосвязь. По результатам исследования норм общего и специального законодательства об особенностях реализации государственной политики в инновационной сфере было установлено, что государственная поддержка инновационной деятельности достаточно часто носит номинальный, а не реальный характер, а инновационное развитие экономики государства требует глубокого экономического обоснования приоритетных направлений. В Украине обычно приоритетность связывается с необходимостью использования имеющегося производственного потенциала, то есть следует из прошлого, а не ориентируется на будущее. Практически отсутствуют стимулы реализации этих направлений, поскольку в украинской экономике обычно предпочтение отдается крупным предприятиям добывающей промышленности, а также части предприятий перерабатывающей промышленности. Их технологии относительно стабильны, а продукция достаточно однообразная, поэтому они являются менее требовательными к инновациям, однако, именно данная категория субъектов хозяйствования более платежеспособной по сравнению с другими участниками рынка. А вот малый и средний бизнес, который считается более благоприятным для внедрения инноваций часто остается вне внимания государственной политики в инновационной сфере. По данным Всемирного банка, Украина занимает 145 место среди 183 стран по показателю легкости ведения бизнеса, а в сфере интеллектуальной собственности наблюдается высокий уровень преступности, наносит существенный ущерб отечественным и зарубежным субъектам инновационной деятельности и затрудняет внешнеэкономические и внешнеполитические отношения Украины. Очевидно, что при таких условиях заниматься рисковыми инновационными проектами все еще нет смысла.

Для финансовой поддержки экономической деятельности обычно используют методы прямого и косвенного стимулирования. В зависимости от форм реализации государственной политики в инновационной сфере соотношение этих методов различен. Существует две противоположные модели - англо-американская и франко-японский. Первая характеризуется самой полной автономностью предпринимательства в инновационной сфере, а государство только способствует развитию инновационной инфраструктуры, вторая отличается значительным влиянием государства на развитие инновационных процессов, в частности, нерыночными методами (путем предоставления прямых дотаций и субсидий предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность). Канада и большинство европейских стран занимают промежуточное место среди указанных полюсов государственной политики в сфере инноваций, развивая национальное бизнес- среду и используя прямую государственную поддержку инновационной деятельности. К тому же эта поддержка проявляется путем государственного финансирования инновационных проектов и системы высшего образования. Без надежной финансовой поддержки инновационные проекты могут остаться нереализованными. Поэтому в Украине необходимо сформировать действенную систему методов государственного регулирования инновационной деятельности, стимулировать инновационное развитие предпринимательских структур .

Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно - технического развития, финансирования и стимулирования разработки важных национальных инновационных программ.

Задачей косвенных методов является создание экономических и социально -политических условий, благоприятных для активизации инновационных процессов. К ним относят: льготное налогообложение, систему ускоренной амортизации основного капитала, создание системы венчурного финансирования, формирования эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность, стимулирования развития инновационной инфраструктуры .

Отметим также, что инновационное развитие государства практически невозможно без должной поддержки общества. Большое значение для эффективного воплощения в жизнь конструктивной научно - технологической политики является ее восприятие не только учеными и предпринимателями, но и рядовыми гражданами. Очень важен опыт Японии, которой удалось к активной творческой участия в научно - технологическом обновлении производства привлечь всю нацию .

Развитие рыночной экономики Украины и ее постепенный переход к постиндустриальной экономике, в значительной степени сдерживается следственными ценностями, нормами и убеждениями, оставшиеся у общества со времен существования административно - командной экономики, а переход к новому экономическому устройства практически невозможно без изменений существующих систем ценностей и культуры.

С учетом поданного выше, поддерживая позицию авторов, считаем, что необходимо воспитание развитого в научно - техническом плане прослойки населения, который должен осознавать необходимость и важность получения новых знаний для продвижения вперед, формирования инновационного мышления и культуры. Таким образом, одним из направлений совершенствования государственной политики в инновационной сфере является формирование среды взаимопонимания между государством, наукой, предпринимательскими кругами и общественностью с целью повышения уровня доверия каждого из участников среды друг к другу и к государству.

Литература

1. Быконя С.Ф. Инновационная культура - условие реализации инновационной политики [Электронный ресурс] – режим доступа: www.personal.in.ua
2. Кобушко И.М. Пути улучшения финансирования инновационного развития в Украине с использованием международного опыта [Электронный ресурс] – режим доступа www.nbuv.gov.ua
3. Макаренко Е.В. Особенности инновационного развития европейских стран [Электронный ресурс]/– режим доступу: www.iqdiplom.com
4. Фащевская А.Н. Современные методы государственной политики стимулирования инновационной деятельности в промышленности Украины [Электронный ресурс]/ – режим доступа:

При переходе на путь инновационного развития существенно повышается роль государства. Оно издает соответствующие законы, устанавливает или отменяет финансовые льготы. Кроме того, при поддержке государства развивается фундаментальная и отраслевая наука, создаются новые технологии и материалы. И это сегодня является мировой практикой.

Инновационная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке и инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.

Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологий, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Здесь ролью государства является законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.

Для любого предприятия решение о внедрении инноваций - это существенный риск, особенно если данная инновация никем и нигде еще не применялась. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.

Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Для любой экономической системы эти силы могут быть подразделены на внутренние и внешние, либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).

Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

Государство осуществляет стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и научно-технических объединений и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).

Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник, сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т. д.).

Значительная роль государства в стимулировании инновационной деятельности также заключается в создании специальных фондов финансирования. Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.

Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска

Также важна роль государства в стимулировании инновационной деятельности путем выдачи кредитов государственными банками предприятиям на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.

При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд.

Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании инноваций связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.

Государство оказывает помощь малому инновационному предпринимательству, используя такие инструменты финансирования, как поручительства, займы на льготных условиях, гарантии. Важными государственными мероприятиями по поддержке инновационной деятельности являются выделение премий за инновацию, прибыльные госзаказы, финансирование государственных исследовательских центров и университетов, создание инновационных центров и технологических парков, представляющих собой форму партнёрства между промышленностью и государственными исследовательскими и образовательными учреждениями, которые финансируются государством.

Огромную роль в государственном стимулировании инноваций играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.

Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов этому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства в экономику государства, то есть при помощи государственного регулирования.

Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  4. А) постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности
  5. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  6. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  7. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:

1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2) координацию инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относят следующие:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.



Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие:



1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.

2. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:

  • предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
  • снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;
  • содействия формированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними пред приятиями.

3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятия ми различного уровня - федерального, регионального, местного.

4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка. Меры по государственной поддержке отраслей 5-го технологического уклада России:

1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.

3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.

4. Создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм.

5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.

6. Оказание государственного содействия при создании вертикаль но интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.

Меры по государственной поддержке отраслей 3 и 4-го технологических укладов России:

1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые российскими предприятиями, путем роста заработной платы.

2. Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

3. Предоставление населению кредитов.

5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

7. Создание в России информационных систем по всем видам вы пускаемой продукции.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические - таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:

  • выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;
  • финансирование кадровых обменов;
  • подключение к мировым системам научно-технической информации;
  • включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
  • оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
  • поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
  • государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
  • зарубежное патентование за государственный счет;
  • закупка зарубежной научно-технической литературы;
  • привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных про грамм и проектов и другие инструменты.

В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы "О защите инвестиций ", "О таможенном тарифе", "О соглашениях о разделе продукции " и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным

налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных организаций.

Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.

Внебюджетные формы поддержки инновационной
деятельности в Российской Федерации

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

1) государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

2) создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;

3) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

4) государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

5) государственное обеспечение инновационной деятельности ин формацией;

6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

7) оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

8) государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

9) осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;

10) создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

11) осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.

Субъектами образования внебюджетных фондов являются:

  • Министерство промышленности, науки и технологий РФ (образует Российский фонд технологического развития);
  • федеральные министерства - внебюджетные фонды соответствующих министерств;
  • иные федеральные органы исполнительной власти - внебюджетные фонды ведомств;
  • корпорации, концерны и ассоциации (далее - объединения) мо гут образовывать внебюджетные фонды объединений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции.

Предприятия и организации не производят отчисления во внебюджетные фонды, если реализуемая продукция изготавливается для государственных нужд и ее производство финансируется за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально производят отчисления средств во внебюджетные фонды:

  • предприятия и организации, входящие в объединение, - во вне бюджетный фонд объединения, в которое они входят;
  • предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;
  • предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетные фонды соответствующего министерства и ведомства;
  • предприятия и объединения, не входящие в объединение и не находящиеся в ведении федерального министерства и ведомства или иного органа исполнительной власти, - в любой из выше указанных внебюджетных фондов по своему усмотрению.

В более чем 20 федеральных министерствах, госкомитетах и ведомствах созданы и действуют внебюджетные фонды НИОКР, а в Министерстве транспорта РФ зарегистрированы внебюджетные фонды НИОКР по отдельным отраслевым департаментам, например на воздушном транспорте, на морском транспорте, в дорожном хозяйстве, на речном транспорте, на автомобильном и городском электрическом транспорте и др.

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности относятся следующие.

1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.

2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.

3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)".

4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.

5. Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации.

6. Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.

7. Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.

8. Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.

9. Информационное обеспечение инновационной деятельности.

10. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Инновационная политика государства является составной частью государственной социально-экономической политики и регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы была одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. Данным актом определены направления инновационной политики, методы ее реализации, институциональные и законодательно-правовые условия реализации инновационной политики, экономические и финансовые основы активизации инновационной деятельности.