Регулятивное значение нравственного долга. Моральный долг

Наверное, каждый человек, даже не знакомый с философией, когда-нибудь задавал себе вопрос: «Что такое моральный и нравственный долг? Как я должен вести себя в обществе, чтобы иметь право называться Человеком?» После прочтения этой статьи вы узнаете, почему моральный долг — это неоднозначное понятие, и как различные философы трактовали его. Точного определения не существует до сих пор.

Моральный долг человека — понятие оспоримое

Один из наиболее сложных аспектов этического мышления — это умение критически анализировать собственные убеждения и допускать вероятность ошибки. Когда мы принимаем на веру разумность причин, по которым действуем, мы не ставим под сомнение многие вещи. Хотя иногда в них просто необходимо как минимум усомниться или даже противостоять им.

Наши идеи морали в значительной степени подвергнуты влиянию родителей, друзей, супругов или культуры. Поэтому уверенность в их правильности усиливается ещё больше. наших поступков определяются совокупностью многих влияний. Мы чувствуем себя обязанными следовать сложившимся убеждениям и редко спрашиваем себя: «Они основаны на правде или только на привычке?»

Что говорит закон?

Закон — своеобразный культурный компас. Вспомните свод законов Хаммурапи. На плите высотой более двух метров написаны определённые правила. На вершине этого каменного монумента был изображён почтительно стоявший перед сидящей Шамаш, Шамаш с небес диктовала законы своему земному представителю. Конечно, эти не возникли из ниоткуда. Они явились итогом многих веков социального развития цивилизации и этического мышления. Точно так же законы Российской Федерации отражают долгие годы развития нашего государства и постоянно совершенствуются.

Сократ о моральном долге

Согласно Сократу, моральный долг — это умение быть хорошим гражданином. Но эту фразу нужно понимать и воспринимать глубже. По Сократу понятие «быть хорошим гражданином» требует дополнительного философского рассмотрения, при этом человек должен достигать своего счастья посредством добродетели. В Афинах этот античный философ был очень популярен.

Идеи Платона

Согласно Платону (427—347 года до нашей эры), дьявол проявляет себя в невежестве а добродетелью является обучение. Главная идея этого философа состоит в том, что высшее благо заключается в максимальном приближении к Абсолюту, который, в свою очередь, не может быть достигнут в нашей жизни. Добродетель — это способность человека управлять своим поведением так, чтобы оно соответствовало выполнение морального долга. Поступая в соответствии с данными правилами, человек приближается к Абсолюту (или Богу, на языке теологии).

Мысли Аристотеля. Этика

Моральный долг и его определение волновали и мысли Аристотеля. Философ посвятил этому вопросу многие свои труды.

Аристотель (384—322 год до нашей эры) ещё больше взбудоражил Западное общество. С особой проницательностью, свойственной ему, он разрешил многие проблемы этики в своих работах и политических эссе. В отличие от Платона, который начал свои наблюдения с идей, Аристотель предпочёл опытный анализ и выявление причин.

Он утверждал, что всё человечество стремится к счастью как к конечному объекту своей деятельности, а все остальные добродетели служат лишь средством его достижения. Философ придерживался концепции эвдемонизма. Согласно этому учению, не нужно стараться удовлетворить все свои желания, даже если таковые доставляют удовольствие. Только те стремления, которые приносят благополучие, можно считать добродетелями, поэтому моральный долг — это выбор правильных желаний. Взгляды Аристотеля на понятие нравственности внесли огромный вклад в развитие этики.

Путешествия по различным культурам и временным периодам, мы встречаемся с бесконечным разнообразием отличных друг от друга, зачастую противоречивых понятий норм морали.

Философия Канта

Ещё одно очень интересное рассмотренного в статье, можно встретить у Канта, приверженца деонтологии. Кант определяет добродетель как силу воли человеческого существа, направленную на исполнение долга. Согласно этому мыслителю, природа истинной морали заключается в выполнении обязанностей, даже если они не приносят удовольствия человеку, и не по причине боязни наказаний из-за их неисполнения. Человек высокой нравственности исполняет свой моральный долг не думая о последствиях и выгодах. По Канту тот, кто действует для достижения каких-то собственных благ, не может считаться высокодуховным, как и человек, который совершает хорошие поступки просто по привычке, бездумно. Только индивид, который живёт по принципам морали, так как действительно считает это своим долгом, может называться высоконравственным человеком. Философия Канта — это система моральных ценностей, возведённых в абсолют. Мыслитель считал некоторые действия недопустимыми, независимо от ситуации.

Как видим, мнений и трактовок существует очень много. Для одних моральный долг — это следование нормам и обычаям общества, в которых они родились. Другие со многими системами ценностей не до конца согласны. Чтобы найти ответ на вопрос: «Что значит для меня моральный долг?», нужно не забывать как о духовном наследии предков, так и о необходимости мыслить критически. Понятие, на котором мы подробно остановились в статье, очень многогранно и зачастую противоречиво, как и каждый человек.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Долг есть моральная необходимость действия . Его можно назвать специфически моральным мотивом. Это – моральная необходимость действия, рассмотренная в качестве его достаточного мотива. Действовать морально – значит действовать по долгу. Совершить нечто по долгу – значит совершить это потому, что так предписывает мораль.

Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Но благодаря этому он и связан с ними. Через понятие долга той или иной конкретной обязанности придаётся безусловный характер, и она поднимается на высоту нравственной обязанности.

Долг есть определённая схема деятельности, поведенческий канон. В этом качестве он предполагает постулат свободы воли или свободной причинности. Его даже можно определить как такое состояние свободной воли, когда последняя, с одной стороны, безраздельно подчиняет себя нравственному закону, выступает как добрая воля, а с другой стороны, решительно противостоит всем внешним воздействиям, склонностям и интересам.

Долг и совесть - личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг - это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг - это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Нравственный долг – ценность морали, выражается в нравственной обязанности по отношению к обществу и людям в конкретных условиях.

Это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях общества по отношению к обществу.

Это моральная задача, которую нужно выполнять.

Объективная сторона – содержание требований не зависит от личности.

Субъективная сторона - как личность воспринимает объективную необходимость; проявляется уровень нравственного развития.

Узкий смысл понимания долга:

Необходимость (экономическая).

Широкий смысл – нравственная обязанность.

Высший моральный долг:

· содействовать благу общества.

· совершенствовать самого себя.

Исследователи выделяют 2 вида нравственного долга:

1. Общественный (прокурорский).

2. Личный долг (перед родителями).

Императивность морали (повелительный характер морали).

Вопрос 3. Стыд и совесть.

Стыд и совесть не одно и то же!

Стыд – проявления нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек осуждает свои действия и моральные качества.

Стыд – ориентирован на мнении других людей.

Стыд = страх, позор.

Стыд возвышает человека над природой.

Стыд – гнев, образованный только внутри человека; самонаказание.

Ложный стыд. Бесстыдство – мнение других безразлично, не дорожат им.

Совесть – способность личности осознавать и переживать свое несоответствие должному. Человек соотносит не с мнением окружающих, а, например:

2. Перед самим собой.

Формы совести:

· Предупредительная форма – человек осознает поступки и больше не совершает их.

· Ретроспективная.

Тема 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.

Вопрос 1. Понятие, виды, признаки.

Профессиональная этика – отрасль этической науки, которая изучает специфику проявления морали в различных видах деятельности.

Второй смысл профессиональной этики – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивается нравственный характер взаимоотношений, обусловленных (сопряженных) с профессиональной деятельностью.



Нам нужен второй смысл.

По предмету труда все профессии делятся на 2 группы:

1. Профессии, где предметом труда является человек (врач, учитель).

· взаимодействует с людьми.

· распоряжается судьбой и даже жизнью других людей.

2. С живой природой; с неживой; животновод; агроном; строитель.

Виды профессиональной морали:

1) Врачебная.

2) Педагогическая.

3) Этика судьи и т.д.

Признаки профессиональной морали – посмотри в инете.

Вопрос 2. Функции профессиональной морали.

1. Воздействовать на сознание рабов и на поступки в какой – то степени, таким образом чтобы они были ориентированы на блага общества. Мораль выполняет вспомогательную роль.

2. Способность успешному решению задач профессии. Профессионализм – хорошее владение профессией.

§ Знание.

§ Умение.

§ Навыки.

3. Согласие интересов общества и профессиональной группы.

§ Вежливость.

§ Ответственность.

§ Пунктуальность.

4. Согласование интересов внутри профессионального сообщества – это отношения субординации и координации (между коллегами).

Нравственное качество – взаимная помощь, поддержка.

Круговая порука – ответственность всех за каждого и наоборот.

Групповой эгоизм – соединение индивидуализма и коллективизма. Это вид нравственных отношений, при которых интересы группы противоречат интересам общества.

Подсиживание – совокупность действий, создающих мелкие неприятности.

5. Осуществление связей и преемственности поколений профессионалов.

Вопрос 3.Основные принципы профессиональной морали.

2 группы принципов:

1) Уместны во всех профессиях, т.е. общие.

2) Специфические, вытекают из особенностей труда.

· Гуманизм (человечность).

Гуманизм адвоката – стремление помочь.

· Принцип оптимизма.

· Принцип состязательности.

· Принцип коллегиальности.

· Принцип бесконфликтности.

· Принцип законности.

· Принцип справедливости.

· Принцип уважения чести и достоинства личности.

· Принцип презумпции невиновности.

· Принцип объективности и т.д.

Честь в отличие от достоинства дифференцирует людей. Чувство достоинства – осознание, что ты не хуже других. Чувство чести – осознание, что ты выше других.

Принцип уважения чести и достоинства личности – нужно учитывать его статус.

Вопрос 4. Профессиональный этический кодекс.

· Кодекс прокурорского работника.

· Кодекс профессиональной этики сотрудника МВД.

· Кодекс судейской этики.

Тема 5. СУДЕБНАЯ ЭТИКА.

Вопрос 1. Понятие судебной этики, её структура. А.Ф, Кони о нравственных началах в уголовном процессе.

Судебная этика – это совокупность правил поведения профессиональных участников судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения.

Судебная этика - это научная дисциплина, которая изучает специфику проявления требований морали в сфере правосудия.

Тождество морали, т.е. мораль в сфере судопроизводства.

Структура судебной этики:

1. Этика судебных прений.

2. Этика обвинительной речи прокурора.

3. Этика речи защитника.

4. Этика ведения судебного разбирательства, а также нравственное содержание суда.

Кроме судебной этики есть этика прокурорского работника, адвоката и т.д.

Цитата из работы нравственные начала в уголовном судопроизводстве А.Ф. Кони – «Центр тяжести о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно – правовую деятельность судьи во всех её разветвлениях».

Совет судье: Судья должен мысленно себя поставить на место обвиняемого, а также не уместно судье бесцеремонно относиться к свидетелям, потерпевшему.

Совет прокурору: Прокурору желательно отличаться простотой своего языка, простые слова выражают глубину мысли.

Совет адвокату: Не превращать защиту в оправдание преступления. Цель и средства должны соответствовать друг другу в деятельности адвоката.

Практический разум открывает человеку нравственный закон (Кант.)

Кони опираясь на Канта, отмечает что, нравственный долг выражается в человеческом достоинстве и любви человека к нравственному закону.

Вопрос 2. Принципы судопроизводства.

1. Принцип законности.

2. Справедливости.

3. Презумпция невиновности.

4. Уважение чести и достоинства человека.

5. Принцип всестороннего, полного исследования всех обстоятельств дела.

6. Равенство граждан перед законом.

7. Принцип состязательности.

8. Принцип свободы оценки доказательств по внутреннему убеждению.

Не полный перечень!

Исследователи выделяют ещё и демократический принцип уголовного судопроизводства.

· Коллегиальность.

· Демократичность – участие народа в отправлении правосудия.

Принцип законности - Соблюдение нравственных требований, которые закреплены в законе. Соблюдать закон, конституцию и не поступать по произволу.

Принцип всестороннего, полного исследования всех обстоятельств дела - не установление ведет к искажению истины. Против этого принципа российский законодатель.

Равенство граждан перед законом – можно переформулировать.

Принцип состязательности - закреплено в УПК.

Принцип состязательности и равноправия сторон не реализуется на практике.

Принцип свободы оценки доказательств по внутреннему убеждению – закреплен в ст.17 УПК РФ. Нравственное содержание заключается в требовании доказательств по внутреннему убеждению.

Вопрос 3. Нравственное значение суда присяжных.

Тема 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ.

На вопрос что такое нравственный долг? заданный автором Мосол лучший ответ это ответственность человека перед своей совестью за выполнение своего долга. или вот с другого сайта Нравственный долг - это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение.

Ответ от тростинка [гуру]
добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.


Ответ от Двутавровый [гуру]
добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. это когда тебе кто то помог, а ты как бы перед ним в долгу (но все добровольно)


Ответ от Владимир Путин [активный]
Долг перед родиной, перед родителями, семейный долг. Долг который делает из человека человека великого и положительного!!!


Ответ от Мадиночка [активный]
Нравственный долг и ответственность
С понятиями свободы и ответственности связано целое «гнездо» этических категорий, выражающих реальные феномены моральной жизни. Важнейшее из них – понятие долга. Долг – превращение требования морали в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится. Приверженность идеалам добра на практике означает верность требованиям морали. Превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека и выражает понятие нравственного долга. Посредством сознания долга личность осознает свои обязанности как нравственного существа. Следовательно, долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности. Поскольку долг – проявление необходимости, постольку его выполнение предполагает отказ от потакания собственным прихотям, желаниям, страстям и согласие с теми требованиями, которые содержатся в повелениях долга, иначе говоря, в подчинении воле более значимой, чем моя личная собственная воля.
Психологически долг осознается личностью как необходимость совершать определенные действия. Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешними обстоятельствами, а осознается личностью как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Долг только тогда становится нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг – это сознательное и свободное подчинение личности моральному повелению.
Таким образом, спецификой нравственного долга является его превращение из внешней необходимости определенного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности. По словам И. Канта, долг – это нравственный закон внутри нас, субъективный принцип нравственности. Он означает, что в случае долга нравственный закон сам по себе прямо и непосредственно становится мотивом человеческого поведения. Когда человек совершает нравственные поступки по той единственной причине, что они являются нравственными, он действует по долгу. Следовательно, по Канту, долг – это моральная необходимость действия, рассмотренная в качестве его достаточного мотива. Действовать морально – значит действовать по долгу. Совершать нечто по долгу – значит совершать это потому, что так предписывает мораль.

Введение


Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Смысл нравственности заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Этика - (греч. ??????, от др.-греч. ???? - этос, «нрав, обычай») - философское исследование морали и нравственности.

Однако само слово «долг» в последние годы стало исчезать из русского лексикона. Сегодня в России нередко можно услышать такое нравоучение: «Никто на всей Земле ничего никому не должен!». А ведь человеческий социум нашими далёкими предками создавался для взаимопомощи людей друг другу. И эта взаимопомощь была долгом каждого. Если бы наши предки не ощущали этого, само общество, социум, не могло бы возникнуть.

Целью настоящей работы является рассмотрение морального долга как категории этики.

1. Понятие и сущность морального долга


Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная. «Долг, - сказано в словаре В.И. Даля, - всё должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его». Ключевым словом здесь является слово «обязанность». Человек, по Далю, безусловно, обязан Богу, государству, семье. Как обычно своё определение понятия он иллюстрирует пословицами и поговорками, которые характеризуют отношение русского человека к долгу:

·«Долг не ревёт, а спать не даёт»,

·«Долг платежом красен»,

·«Должно жить, как Бог велит»,

·«Не всё должно, что можно».

Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный.

Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг.

Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.

Заметим, что следует отличать при осмыслении категории долга производственных, политических, воинских, гражданских и иных обязанностей человека от морального долга в собственном смысле, означающего безусловное уважение человеческого достоинства в каждом индивиде, утверждение гуманности общества.

Известны различные подходы к пониманию сущности морального долга, определяемые мировоззрением. Религиозное мировоззрение усматривает основу долга в божественных заповедях; атеистическое - в самой природе человека, в априорном моральном законе, в естественном стремлении человека к получению удовольствия, наслаждения. Соответственно разные философы по-разному отвечают на вопрос: кто правомочен определять содержание долга: совесть, общество или моральное чувство индивида.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта (1724-1804). Кант - философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического» или «трансцендентального», идеализма. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793). Кант делает попытку всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые он в «Критике чистого разума» сформулировал так:

«1. Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?»

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)».

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей - ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Подобно другим способностям человека, чувство долга, согласно Канту, является непознаваемым в своих истоках. Но мы не можем отрицать разумного характера нравственного долженствования. Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг - это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.

Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им. А долг - это нечто безусловное и самодостаточное. Ю.Э. Соловьев пишет: «Нравственность, по Канту, не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению». Нравственное поведение, утверждает он, вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения он признает только долг. Нравственно человек поступает тогда, подчеркивает Кант, когда действует вопреки склонности, расчету и т.п. И такая этика называется этикой ригоризма.

Для исследования понимания категории морального долга современными авторами, приведем некоторые встречающиеся в литературе определения морали.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает В.А. Макеев: «Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».

Обобщая приведенные мнения, можно сделать вывод, что моральный долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.


2. Проблемы реализации морального долга


Отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными. Например, воинский долг требует убивать врагов, а моральный - говорит «не убий»; моральный долг говорит человеку: «не сотвори себе кумира», а окружающая жизнь заставляет поклониться «золотому тельцу» и т.д. В этой связи очень важны вопросы реализации морального долга.

Проблемы реализации морального долга рассмотрим применительно к работникам юридического труда.

Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста. Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства современной России характерно единство правовых и моральных предписаний.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения. моральный долг обязанность этика

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

·включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

·профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Например, профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следовать требованиям закона, присяги и приказам своего руководства, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требовать общество от юриста, - это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны.

Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека, чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, в котором работает.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь - это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга.

Юрист, обладающий большими государственно-властными полномочиями, продвигаясь по служебной лестнице, должен помнить, что нельзя использовать грязных средств для достижения своекорыстных целей. У юриста всегда должны быть «чистые руки».

Заключение


Долг - одна из важнейших категорий этики, раздела философской науки, занимающегося вопросами морали. Долг означает превращение требования морали, относящегося ко всему социуму, в личную задачу данного конкретного индивида, сформулированную применительно к его положению в социуме и ситуации, в которой он находится в данное время. Если моральные требования выражают отношение общества к отдельным его членам, то долг - это отношение личности к обществу. При этом личность выступает как активный носитель определённых моральных обязанностей перед обществом, которая это в той или иной степени осознаёт и выполняет в процессе жизни. Очевидно, категория «долг» неразрывно связана с другими понятиями, характеризующими взаимоотношения в обществе, такими как ответственность и совесть.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта. Философия нравственности Иммануила Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Долг по Канту - односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.

Чувство долга определяет нравственность деятельности человека. Человек, утративший это чувство, безнравственен. Моральный долг не сводится к простому определению обязанностей, вытекающих из конкретного социального положения людей и их особых интересов. Он фиксирует критическое отношение к этим обязанностям с точки зрения моральных ценностей. Поэтому отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными.

Тенденция современного развития должна заключаться в возрастании личной ответственности, чувства долга человека перед обществом, а не наоборот, как это происходит сегодня. Никакое, даже самое ускоренное развитие экономики (которого, кстати, мы тоже, увы, не наблюдаем) не оправдывает падения нравов и, прежде всего, утраты чувства морального долга соотечественниками.

Список использованной литературы


1.Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

Белюков Д.А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственности» // Военно-исторический журнал. - 2010. - № 8. - С. 73-76.

3.Горбатова М.К., Домнина А.В. Тенденции формирования профессионального правосознания студентов-юристов в современной России // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 1. - С. 50-53.

Калинников Л.А. И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов // Кантовский сборник. - 2009. - № 2. - С. 61-64.

Кант И. Критика чистого разума. - М.: ЭКСМО, 2010. - 734 с.

Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М.: Наука, 1986. - 245 с.

Макеев В.А. Этика и мораль в корпоративных отношениях // Власть. - 2011. - № 1. - С. 59-62.

8.Нравственность для XXI века. Сборник статей (Серия Ответственное образование). - М.: Аспект Пресс, 2008. - 288 с.

Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

10.Словарь по этике ОНЛАЙН // moralphilosophy.ru.

Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). - М.: Прогресс, 1991. - 345 с.

Толковый словарь Даля ОНЛАЙН // slovardalja.net.

Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 36-39.

Чеботарев Г.Н. Защищать права граждан - нравственный долг юристов // Российский юридический журнал. - 2006. - № 1. - С. 55-59.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.