Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества. Экономическая сфера общества

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Блок 1. Общие условия экономического развития общества.

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории?

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека

б) это наука о мотивации поведения человека

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ

Г) это наука о наиболее общих законах развития общества в условиях ограниченности ресурсов

д) это наука о том, как управлять денежными ресурсами.

2. Термин «политическая экономия» впервые употребил в заглавии своего труда:

а) Адам Смит

Б) Антуан де Монкретьен

в) Аристотель

г) Карл Маркс

д) Альфред Маршал.

^ 3. Термин «Экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:

а) Жана Батиста Сэя

б) Артура фон Хайека

В) Альфреда Маршала

г) Джона Мейнарда Кейнса

д) Пола Самуэльсона.

^ 4. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

а) марксизм

Б) меркантилизм

в) кейнсианство

г) классическая политическая экономия

д) монетаризм.

^ 5. Экономическая теория, считавшая, что продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются источником богатства:

А) физиократы

б) меркантилизм

в) монетаризм

г) институциализм

д) маржинализм.

^ 6. Проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на уровне отдельных субъектов экономики изучается в разделе:

А) микроэкономики

б) менеджмента

в) макроэкономики

г) маркетинга

д) мегоэкономики.

^ 7. Понятие метода экономической науки включает в себя :

а) структуру предмета

б) набор фактических данных

В) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств

г) мировоззренческие установки ученого

д) научный инструмент, позволяющий глубже и правильнее понять связи, складывающиеся между хозяйственными процессами.

^ 8. Что раскрывает содержание метода научной абстракции?

а) очищение наших представления об изучаемых процессах от случайного и преходящего

Б) выделение в изучаемых процессах наиболее существенных сторон и отвлечение от всего случайного и второстепенного

в) моделирование экономических процессов

г) постановка экспериментов

д) расчленение изучаемого явления на отдельные элементы.

^ 9. Если экономические обобщения основываются на фактах, то это метод:

а) наблюдения

б) научной абстракции

в) дедукции

Г) индукции

д) экономико-математического моделирования.

^ 10. Что такое экономические законы?

а) научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений

б) формализованные представления об экономических явлениях

В) существенные и устойчивые связи в производственных отношениях

д) правовые законы, регулирующие экономические отношения.

^ 11. Что такое экономические категории?

А) научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений

б) субъективная оценка понятий

в) упрощенные утверждения

г) причинно-следственные связи

д) формализованные представления об экономических явлениях.

^ 12. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

а) роль государства в экономике

Б) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом

в) глобальные проблемы экономического развития человечества

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина

д) механизм ценообразования.

^ 13. Чем характеризуется метод синтеза?

а) моделирование экономических процессов

б) обоснование частных положений на базе общих

в) постановка экспериментов

Г) соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия

д) изучение изучаемого явления на составные части

^ 14. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным?

а) экономические законы действуют по воле людей, люди устанавливают их

Б) экономические законы действуют объективно, но люди должны изучать их и использовать их в практической деятельности

в) экономические законы действуют сами по себе, независимо от воли и желаний людей

г) аналогично юридическим законам

д) аналогично законам природы.

^ 15.Экономическая теория изучает :

а) производство и обмен товарами

б) агрегированные экономические процессы

В) использование ограниченных экономических ресурсов

г) механизм реализации капиталов

д) управление общественным процессом.

^ 16.Экономическая теория не изучает:

а) поведение подсистем национальной экономики

б) функционирование мировой экономики в целом

в) функционирование национальной экономической системы в целом

г) поведение отдельных экономических субъектов

Д) психологическое поведение субъектов.

^ 17. Возникновение экономической теории как науки:

А) конец XVI в. – начало XVII в.

б) конец XVII в.

г) XIV – XV в.в.

д) XVIII – XIX в.в.

18. Появление экономической теории связано с:

А) с развитием капитализма и расширением рынка

б) развитием мануфактур

в) появлением новых видов труда

г) появлением ТНК (транснациональных корпораций)

д) возникновением денег.

^ 19. Экономическая теория обосновывает:

а) уровень жизни

б) размер заработной платы

В) экономическую политику

г) размер пенсии

д) объем издержек производства.

^ 20. Назовите основные функции экономической теории:

а) познавательные, методологические, логические

Б) познавательные, теоретико-методологические, практические

в) формационные, методологические, практические

г) практические, логические, познавательные

д) гносеологические, мировоззренческие.

^ 21. Первоначальное название экономической теории как науки:

а) экономикс

Б) политическая экономия

в) всеобщая экономика

г) экономика

д) прикладная экономика.

^ 22. Экономика – это:

а) отношения между людьми по поводу ведения хозяйства

б) производственная деятельность людей

В) общественные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг

г) воздействие государства на производительные силы

д) воздействие человека на природу.

^ 23. Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:

а) выражает отношение человека к окружающей природе

б) выявляет отношение людей к вещам

в) показывает отношение к науке

Г) выражает отношения между людьми в процессе общественного производства

д) дает полное представление об объемах производства.

А) меркантилисты

б) маржиналисты

в) физиократы

г) классики

д) утописты.

^ 25. Меркантилизм исходил из того, что:

а) приносит богатство производство материальных благ

б) приносит богатство эффективное распределение продуктов труда

в) надо поощрять мануфактуру, производящую товары с учетом абсолютного преимущества

г) торговля представляет собой обмен эквивалентами

Д) богатство – это прежде всего золото.

^ 26. Меркантилизм второго этапа предложил теорию:

а) денежного баланса

б) платежного баланса

в) производственного баланса

Г) торгового баланса

д) финансового баланса.

^ 27. Школа, видевшая источник богатства не в торговой сфере, а в сфере материального производства:

а) утопическое направление

б) маржиналисткая

В) классическая

г) социальное направление

д) историческая.

а) К. Маркс

б) П. Самуэльсон

в) Д. Рикардо

Г) А. Смит

д) Л. Вальрас.

^ 29. В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:

а) устранение государственного регулирования экономики как тормоза в развитии общества

Б) необходимость государственного регулирования рыночной экономики через совокупный спрос

в) решение всех социально-экономических проблем путем свободной конкуренции

г) превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной экономикой

д) полную либерализацию экономики.

^ 30. Что не относится к функциям экономической теории:

а) изучение и объяснение процессов и явлений экономической жизни

б) проникновение в сущность явлений и процессов

в) разработки принципов и методов рационального хозяйствования

г) разработка научных прогнозов и перспектив общественного развития

Д) разработка конституционных основ общества.

^ 31. Какой вид анализа не относится к предмету экономической теории:

а) механизм индивидуального выбора потребностей

Б) применение неограниченных производственных ресурсов

в) эффективного использования факторов производства

г) определение величины издержек производства

д) максимизация прибыли.

^ 32. Что из перечисленного не относится к экономическим целям?

а) экономический рост

б) полная занятость

В) политическая стабильность

г) экономическая эффективность

д) повышение благосостояние людей.

^ 33. Характерные черты неоклассического направления:

а) приверженность патернализму

б) эффективная бюджетно-налоговая политика

в) необходимо вмешательство государства в экономику

г) активная роль государства в формировании рыночных отношений

Д) все социально-экономические проблемы должны решаться свободной конкуренцией.

^ 34. Монетаризм как теория стабилизации экономики предлагает:

а) контроль государства над денежной массой, достижение сбалансированности госбюджета

б) достижение сбалансированности госбюджета

в) установление высокого кредитного банковского процента

г) установление высокого кредитного банковского процента, контроль государства над денежной массой, достижение сбалансированности госбюджета

Д) контроль государства над денежной массой.

^ 35. Экономические законы выражают:

а) морально-этические связи

б) субъективно-психологические связи

в) социально-политические связи

г) юридико-правовые связи

Д) причинно-следственные связи.

^ 36. Экономическая теория пригодна для изучения:

а) только капиталистической системы хозяйства

Б) всех экономических систем

в) только постсоциалистических государств

г) развитых и развивающихся стран, кроме стран социализма

д) смешанных экономик.

^ 37. В чем главное содержание учения физиократов?

а) освобождение крестьян от многочисленных поборов

б) в мире существует естественный порядок, который надо познать

в) торговля есть обмен созданными благами

г) источником богатства является труд

Д) источником богатства нации является труд и продукт труда в земледелии.

^ 38. В экономической жизни общества определяющими являются отношения:

а) религиозные

Б) производственные

в) политические

г) идеологические

д) морально-правовые.

39. Впервые идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику были разработаны:

а) Дж. Кейнсом

б) К. Марксом

В) А. Смитом

г) У. Петти

д) А. Маршалом.

^ 40. Экономическая модель является:

а) инструментом экономической политики

б) агрегированными экономическими процессами

В) объяснением того, как функционирует экономика

г) количественным уровнем развития экономики

д) законом функционирования экономики

^ 41. Каковы общие черты экономических категорий и экономических законов?

а) отражает нравственные отношения и объективную реальность

б) отражают объективную реальность

в) изучается лишь одна сторона, сущность одного явления

Г) отражают социально-экономические отношения людей и объективную реальность

д) отражают социально-экономические отношения людей.

^ 42. Какой метод экономической науки позволяет проникнуть «внутрь» процессов экономической жизни?

а) анализ

б) синтез

в) диалектический

Г) метод научной абстракции

д) метод математического анализа

^ 43.Как называется современная экономика?

а) рыночная экономика

Б) экономика ограниченных ресурсов

в) политическая экономика

г) экономикс

д) маржинализм

^ 44. Какой график характеризует проблему выбора?

а) график предложения

б) кривая Филлипса

в) кривая альтернативного выбора

г) график спроса

Д) кривая производственных возможностей

^ 45. Методы исследования в экономической теории подразделяются на следующие группы:

а) прямые и косвенные

Б) всеобщие общенаучные и специфические

в) общие, особенные и специфические

г) объективные и объективно психологические

д) субъективные и субъективно психологические

46. В каждой экономической системе фундаментальные проблемы «что, как и для кого производить» решаются на микро и макроуровне. Какой из предложенных вопросов решается на микроэкономическом уровне?

а) каким образом можно достичь уровня полной занятости

Б) что и сколько производить

в) как избавиться от инфляции

г) как справиться с безработицей

д) как стимулировать экономический рост.

^ 47. Производство как экономическая категория обозначает:

а) одну из сторон жизни общества

Б) процесс взаимодействия факторов производства с целью удовлетворения потребностей людей

в) место, где трудится человек

г) использование людьми машин, механизмов в процессе создания полезного продукта

д) совокупность средств труда и предметов труда.

^ 48. Ограниченность ресурсов означает, что:

А) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

б) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления

г) ресурсов хватает только на производство предметов первой необходимости

д) ресурсов не хватает в силу их исчерпаемости и не возможности возобновления.

^ 49. Экономическая теория выделяет следующие главные факторы производства:

а) труд, капитал, информация, технология

б) вещественные и личные

в) природные ресурсы, труд, капитал

Г) земля, капитал, труд и предпринимательство

д) природные, трудовые, материальные и финансовые.

^ 50. «Относительная» ограниченность ресурсов обусловлена:

а) исчерпаемостью ресурсов

б) невоспроизводимостью ресурсов

в) ограничением потребностей

Г) неограниченностью потребностей

д) неисчерпаемостью ресурсов.

^ 51. Кривая производственных возможностей показывает :

а) возможности изменения производства при изменении ресурсов

Б) перечень возможных вариантов производства двух видов продукции при полном использовании имеющихся ресурсов

в) перечень возможных вариантов производства двух видов продукции при вовлечении дополнительных ресурсов

г) снижение альтернативных издержек

д перечень возможных вариантов производства двух видов продукции при неполном использовании ресурсов.

^ 52. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

а) с ростом производства предметов потребления

б) с ростом производства другого вида продукта

в) с постоянным объемом реализации

Г) с уменьшением производства другого вида продукта

д) со снижением объемов реализации

^ 53. Эффективное функционирование экономической системы на графике производственных возможностей отражает:

а) точка, лежащая на кривой спроса

б) точка, лежащая ниже кривой производственных возможностей

в) точка, лежащая выше кривой производственных возможностей

Г) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей

д) любая точка, лежащая вне кривой.

^ 54. Определение понятия «труд»:

а) многосторонняя деятельность человека

б) производство несколькими организациями продукции

В) результат целенаправленной деятельности по поводу производства материальных благ и услуг

г) результат контрактной работы, связанной с конкретными обязательствами.

д) результат взаимодействия человека с окружающей средой.

^ 55. Средствами для создания материальных и нематериальных благ являются:

а) знания и опыт персонала

б) физические и моральные качества наемного труда

В) ресурсы производства

г) денежные ресурсы и многообразие форм собственности

д) доходы потребителей материальных и нематериальных благ.

^ 56. Какова экономическая цель, если общество стремиться минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

а) достижение полной занятости

б) поддержание экономического роста

в) экономическая безопасность

Г) экономическая эффективность

д) экономический рост.

^ 57. Современная экономическая теория в качестве капитала признает:

а) средства производства

б) деньги, ценные бумаги, финансы

в) энергию, навыки

Д) все, что может приносить доход.

^ 58. Распределение – это:

а) процесс изготовления полезных продуктов, во время которого работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей

Б) такая фаза кругооборота общественного богатства, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей

в) важная форма экономической связи между людьми, которая глубоко вторгается в производство

г) этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей

д) методы и формы делового общения.

^ 59. Экономические потребности – это:

а) особое психологическое состояние человека, ощущаемое или сознаваемое им как неудовлетворенность, несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности

б) побудитель активности, направленный на устранение возникшего несоответствия

В) часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство – распределение – обмен – потребление

г) занятость трудоспособного населения

д) способность и желание потребителя приобрести товар.

^ 60. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»?

А) отношение между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства

б) отношения между людьми по классовому признаку

в) система правомочий

г) отношения по поводу обмена пучком прав собственности

д) владение и использование земли.

^ 61. Что такое «отчуждение»?

а) это нежелание заниматься всеми проблемами бизнеса

б) это отчуждение продуктов природы от человека

В) это невозможность превращения жизненных благ, производственных и финансовых ресурсов в собственную жизнедеятельность человека

г) это неспособность управлять предприятием

д) это лишение собственности в уплату долга.

^ 62. Какая пара категорий раскрывает экономическое содержание собственности?

а) сущность-явление

Б) присвоение-отчуждение

в) базис-надстройка

г) причина-следствие

д) субъект-объект.

^ 63. Какое понятие отражает возможность определения судьбы имущества?

а) владение

б) пользование

В) распоряжение

г) присвоение

д) управление.

64. Право применения полезных свойств блага для себя – это:

а) право владения

Б) право пользования

в) право управления

г) право на доход

д) право суверена.

^ 65. Как можно охарактеризовать право владения?

а) право на передачу благ в наследство

б) право извлекать из вещи ее полезные свойства

в) право определять судьбу вещи

Г) право исключительного физического контроля над благом

д) право на безопасность.

^ 66. В Республике Казахстан согласно Конституции существуют следующие формы собственности:

А) частная и государственная

б) государственная и коллективная

в) индивидуальная и смешанная

г) кооперативная и совместная

д) частная и смешанная.

^ 67. В каких конкретных формах выступает общее нераздельное присвоение ?

а) семейная, коллективная, совместная

б) смешанная, муниципальная, семейная

В) общинная, семейная, государственная

г) государственная, кооперативная

д) государственная, муниципальная, акционерная.

^ 68. Разгосударствление представляет собой:

а) смену форм собственности

б) национализацию

в) снятие с государства функции полного управления экономическими процессами

Г) переход к многообразию форм собственности

д) переход к частной собственности.
^ 69. Факторы производства – это:

а) потенциальные ресурсы производства

б) использованные ресурсы производства

В) применяемые ресурсы производства

г) будущие ресурсы производства

д) все имеющиеся ресурсы

^ 70. Системообразующими являются отношения по поводу:

а) использования природных ресурсов

Б) собственности на средства производства

в) распределения дохода

г) использование созданного продукта

д) использование труда.

^ 71. Необходимость многообразия форм собственности определяется:

а) необходимостью наполнения рынка товарами

б) политическими мотивами

в) требованиями нового постиндустриального общества к видам имущества

г) уровнем развития производительных сил общества

Д) требованиями конкуренции.

а) Дж. Кейнс

б) М. Фридмен

в) К. Маркс

Г) Р. Коуз

д) Дж. Хикс.

73. Предпринимательство-это:

а) любой бизнес

б) неотделимо от собственности

в) непредсказуемая деятельность

Г) вид деятельности, позволяющей эффективно соединять труд, землю и капитал

д) вид деятельности связанный с риском.

^ 74.Что свойственно натуральной форме хозяйства?

а) разделение труда, специализация

Б) непосредственная связь производства и потребления в рамках отдельной хозяйственной единицы

в) производство продукции с целью обмена

г) косвенные опосредованные связи

д) открытость хозяйства.

^ 75.Что характеризует товарное хозяйство?

а) натуральная форма продукта

б) непосредственная связь производства и потребления

в) универсальный характер труда

Г) разделение труда и открытость хозяйства

д) замкнутость хозяйства.

^ 76.Что из ниже перечисленного является товаром?

а) продукт, предназначенный для собственного потребления

б) дары природы

в) неэкономическое благо

г) пшеница помещику в виде оброка

Д) продукт труда предназначенный для обмена.

^ 77. Стоимость товара – это:

а) способность товара удовлетворять потребности людей

б) внешний вид товара

в) способность товара обмениваться на другие

Г) воплощенный в товаре общественный труд

д) целесообразная деятельность человека.

^ 78. Потребительная стоимость товара – это:

а) количество материала для изготовления данного товара

Б) способность удовлетворять какие-либо потребности людей

в) способность обмениваться на другие полезные продукты

г) количество труда, затраченного на производство товара

д) способность обмениваться на другие блага в определенных количественных пропорциях.

^ 79. Способность блага удовлетворять потребность - это…

а) равновесие потребителя

б) предельная полезность

В) полезность

г) набор безразличия

д) карта безразличия

^ 80. В товарном производстве общественное признание продукт труда получает:

а) в спросе

б) при определении его стоимости

в) при установлении цены

Г) в процессе обмена

д) при производстве данного товара.

81. Цена – это :

А) денежное выражение стоимости товара

б) полезность вещи

в) сумма затрат на производство данного товара

г) воплощенный в товаре труд

д) количественная пропорция в которой товары приравниваются друг к другу.

^ 82. Ценность блага не зависит от:

а) его количества

Б) величины затрат на его производство

в) удовлетворение определенного вида потребности

г) его качества

д) предельной полезности.

^ 83. Какое из ниже перечисленных определений соответствует термину «предельная полезность»?

а) величина, на которую возрастает потребление при увеличении дохода потребителя

б) величина, на которую возрастает доход фирмы в результате использования дополнительной единицы переменного фактора производства

В) дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги

г) величина, на которую возрастает доход фирмы в результате использования дополнительной единицы постоянного фактора производства

д) величина прироста совокупной потребительной стоимости.

^ 84. В соответствии с законом стоимости:

А) производство и обмен товаров осуществляется на основе общественно необходимых затрат труда

б) продажа товаров осуществляется на основе сравнения их предельных полезностей

в) стоимость регулируется полезностью и издержками производства

г) стоимость регулируется соотношением спроса и предложения

д) цены товаров должны быть равны их стоимости.

^ 85. Деньги как экономическая категория – это:

а) это инструмент, предназначенный для обслуживания обмена товаров

б) это товар, выражающий свою стоимость относительного другого товара

в) это стоимость товара, выраженная в золоте

г) это золото и серебро

Д) это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

^ 86. Какую из функций денег определяет такое понятие как «цена»?

а) мировые деньги

Б) мера стоимости

в) средство обращения

г) средство накопления

д) средство платежа.

87. Какую функцию выполняют кредитные деньги?

а) мировые деньги

б) мера стоимости

в) средство обращения

г) средство накопления

Д) средство платежа.

88. ^ Пятая порция мороженого не доставляет такого удовольствия как первая. Это следствие проявления на практике действия:

а) альтернативной стоимости

б) закона спроса

в) избытка данного товара

Г) эффекта убывания предельной полезности

д) дефицита данного товара.

^ 89. Что такое меновая стоимость товара?

а) форма стоимости, способность обмениваться на другие товары

б) способность обмениваться на другие товары, мера стоимости

в) количественная пропорция, в которой товары приравниваются друг к другу в обмене

Г) форма стоимости, способность обмениваться на другие товары, количественная пропорция, в которой товары приравниваются друг к другу в обмене.

д) форма стоимости, количественная пропорция обмена.
^ 90. Как можно охарактеризовать конкретный труд, создающий товары?

а) труд вообще, без относительно его конкретных форм

Б) труд в особой целесообразной форме

в) производительный труд

г) деятельность, связанная с производством товаров

д) труд, создающий стоимость товара.

^ 91. Как можно охарактеризовать абстрактный труд создающий товар?

А) труд вообще, без относительно его конкретных форм

б) частный труд

в) труд в особой целесообразной форме

г) индивидуальный труд

д) совокупный труд общества.

^ 92.Материальным условием возникновения товарного производства явилось:

А) общественное разделение труда товаропроизводителей

б) частная собственность на средства производства

в) стремление людей к обмену

г) стихийный характер функционирования

д) продукты производятся для рынка.

^ 93. Непосредственной причиной возникновения товарного производства явилось:

а) общественное разделение труда товаропроизводителей

б) специализация производителей одного продукта

В) обособление товаропроизводителей как собственников

г) стихийность функционирования производства

д) производства продуктов на рынок

^ 94.Деньги – это:

А) всеобщий эквивалент

б) простое орудие счета

в) только серебро

г) только счетная единица

д) только золото

95. С точки зрения представителей теории «предельной полезности» величина ценности определяется:

А) предельной полезностью блага

б) общественно необходимым рабочим временем

в) затратами труда

г) индивидуальным рабочим временем

д) издержками производства.

^ 96.При неизменности других факторов повышение какого фактора потребует уменьшения количества денег в обращении?

а) золотой запас государства

б) сумма цен товаров и услуг

В) скорости обращения одноименных денежных единиц

г) запас валюты США

д) сумма цен товаров.
^ 97.Дать определение понятию «интенсивность» труда:

а) количество изделий на одного работающего

б) вообще затраты труда

В) затраты человеческой энергии в единицу времени

г) затраты времени на одно изделие

д) все затраты времени работником в течении рабочего дня.

^ 98.Дать определение понятию «производительность» труда:

А) выработка изделий на одного работника

б) затраты труда в течении рабочего дня

в) затраты человеческой энергии в единицу рабочего времени

г) снижение общей численности работающих

д) увеличение объема производства.

^ 99.Величина стоимости товара в соответствии с марксистской теорией, определяется:

а) индивидуальным рабочим временем

б) полезностью вещи

в) предельными затратами труда

Г) общественно-необходимым рабочим временем

д) количеством, имеющимся в запасе.

^ 100. Причина происхождения денег:

а) порождены природой

б) порождены государственной властью и природой

В) порождены развитием обмена

г) порождены МВФ (международным валютным фондом)

д) склонностью людей к обмену.

Понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, денежное обращение, финансы.

Под экономикой обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

В экономической деятельности люди преследуют определённые цели, связанные с получением необходимых материальных благ. Для достижения этих целей нужна рабочая сила (люди обладающие способностями и трудовыми навыками). Эти люди в процессе трудовой деятельности используют средства производства.

Слово “экономика” происходит от греческих слов oikos - домашнее хозяйство и nomоs - закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.

Хозяйство в древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода представляла собой домоводство, т.е. искусство ведения домашнего хозяйства.

Однако в современном языке оно более многозначительно и имеет три основных значения :

  1. экономика - это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают типы экономических систем: традиционный, командно - административный, рыночный и т. д.;
  2. экономика - хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее соответствующие отрасли и виды производства или его часть. К примеру, экономика России, экономика сельского хозяйства, экономика строительной индустрии, мировая экономика;
  3. экономика - научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.

Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика и её роль в жизни общества

В любом обществе основу экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства. Под собственностью обычно понимают отношение между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех процессов происходящих в обществе и именно экономика обеспечивает людей материальными условиями их существования.

Экономика как хозяйство

Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной экономической среде.

В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.

Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.

Обмен - процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю - продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление - процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.

Экономика как хозяйство - это система связи между производителями и потребителями.

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения на­уки и т. д.).

В процессе производства происходит преобразование при­родных материалов, придание им свойств, благодаря кото­рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше­ния распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут ли­бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно сти­мулирует труд наемных работников, порождает материаль­ную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не по­рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические интересы в развитии производства у свободного предприни­мателя.)

Основополагающим стимулом развития производства яв­ляется потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребнос­тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта­бов производства, развитие его отраслей.



Важным проявлением экономической жизни общества яв­ляются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени­вает фермер продукты земледелия или животноводства, что­бы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?


Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це­лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по­литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест­венное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного
производства материальных благ;

Общественное производство, и прежде всего сложивши­
еся разделение труда и отношения собственности, определя­
ет появление и развитие социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на полити­
ческую жизнь общества (экономически господствующие со­
циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо­
ту госаппарата, направления деятельности политических
партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые мате­
риальные условия для развития духовной жизни общества
(здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
издания книг, газет и т. п.).

Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадле­жит экономическим институтам. Экономические институ­ты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения (например, законов, определяющих рамки предпринимательской дея­тельности, или постановлений по конкретным видам эконо­мической деятельности, экономических правил и норм, устанавливающих права собственности). Неформальные пра­вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз­работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена используется бартер). Экономические ин­ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и про­извола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко использу­ется учеными и для обозначения системы основополагаю­щих экономических категорий (например, рынок, собствен­ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-


Номических отношений (предприниматели, фирмы, органи­зации). Например, под финансово-кредитными институтами подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо­мических реформ происходит преобразование различных экономических институтов (ликвидация одних и возникно­вение других). Вспомните, какие экономические институты были преобразованы при переходе России от централизован­ной экономики к рыночной.

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции. Компьютеризация, информати­зация стали реальностью общественного производства. По­явились совершенно новые технологии, значительно возрос­ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери­канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. Практически за такой же период пользователями со­товой связи стали две трети населения России.

На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель­ной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний со­ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли­дерство в общественном производстве перешло к духовному производству: именно человеческий интеллект (его возмож­ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе этих перемен резко возросло материальное и ду­ховное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя­ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индиви­дуальных качеств и способностей основного участника про­изводства - человека и требуют такого развития.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жиз­ни общества является уровень жизни его членов, под кото­рым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфорт­ного и безопасного существования. Почему одним странам


Удается добиться высокого уровня экономического разви­тия и процветания, а другие никак не выбьются из ни­щеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связаны с захватом в процессе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономичес­кого развития стран доказывает, что эти факторы не явля­ются решающими,

«Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться

тем, чем располагает».

П. Буаст \

Так, например, Япония считается сегодня богатой стра­ной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет этой стране гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ре­сурсы. Именно эффективное использование производствен­ных ресурсов (вспомните, что является факторами производ­ства) и считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Из курса экономической географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней раз­вития стран экономисты чаще всего используют такой пока­затель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на числен­ность населения). Этот измеритель экономической деятель­ности выступает показателем уровня благосостояния, или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с другими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) счи­тают, что уровень жизни характеризует особый показа­тель - индекс человеческого развития, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средней продол­жительности жизни и уровня образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении за­дач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и общество­ведения основной школы разделение труда, специализация


и торговля. Они создают условия для достижения работ­ником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаи­мовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латин­ской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны За­пада). Вспомните, в чем преимущества последней формы ор­ганизации экономической жизни.

Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уро­вень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше по­треблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой по­казатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пери­од, позволяющий обеспечить его физический (физиологиче­ский) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты беднос­ти. Так, в настоящее время Всемирный банк установил сле­дующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Ев­ропы и СНГ - 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 доллара США.

Условия и способы перехода России к рыночной экономи­ке превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. Главное условие ее решения - экономический рост.