Налоговый мультипликатор. Рассчитать мультипликатор налогов

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на?G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 6), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину?Y = ?G х mg, где mg - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на?G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b*?G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2*?G и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ?G;

первое изменение потребления = b*?G;

второе изменение потребления = b2*?G;

Y = ?G (1 + b + b2 + ...)

Рисунок 6 Мультипликатор государственных расходов

Y/?G = 1/(1-b).

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Где Y = C + I + G- основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*Y - потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a + b*Y + I + G >Y-b*Y=a + I + G>Y*(1-b)=a + I + G,

Y=1/(1-b)*(a+I+G)

где (а+ I + G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,

а*1/(1-b) - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

C = a + b(1-t)*Y

Исходя из этого:

Y=1/(1-b*(1-t))*(a+I+G),

где 1/(1-b*(1-t)) мультипликатор расходов в закрытой экономике;

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

где t - предельная ставка налогообложения;

  • ?T - прирост суммы вносимого налога;
  • ?Y - прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y = C + I + G + Xn;

C = a + b*(1-t)*Y;

Где Y = C + I + G + Xn - основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*(1 - t)*Y - потребительская функция;

Xn =g-m"Y - функция чистого экспорта.

Y=1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g)

где 1/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m" - предельная склонность к импортированию.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на?T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину?T(рис. 7). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину?T*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

Где?Y//?T=-b/(1-b) - мультипликатор налогов.


Рисунок 7 Мультипликатор налогов

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

где t - предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b*(Y- t*Y) = а + b* (1 - t)*Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt = -b/(1-b*(1-t)),

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид:

где Та -- автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.);

t - предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений Т от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a+b*(Y-(Ta+T*Y))

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = 1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g) - b/(1-b*(1-t)+ m")* Ta,

где - b/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода?Y в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

Y = ?G*1/(1-b*(1-t)+ m") - ?Ta* b/(1-b*(1-t)+ m")

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства?G = ?T, где под символом?T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом?G - все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на?G, то равновесный объем производства возрастет на величину:

Y =?G*1/(1-b*(1-t)+ m")

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на?Та = ?G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

Y =-?Та *b/(1-b*(1-t)+ m")

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

Y =-?Та (?G)*{ 1/(1-b*(1-t)+ m"- b/(1-b*(1-t)+ m"))}

т.е. ?Y ‹ ?G = ?Та.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Таким образом, мультипликатор государственных расходов и налогов, в отличие от того же денежного мультипликатора, имеет довольно таки большое значение. Это означает, что даже небольшое изменение государственных расходов или налогов, имеет весьма большой позитивный или негативный результат для экономики. Поэтому развитые государства с устойчивой экономикой очень осторожно подходят к изменениям данных параметров.

Налогообложение и его принципы. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства; во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему . В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования); однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными); простота и доступность для восприятия; гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Налоги в экономике выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственную казну, вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, т.е. совокупность юридических норм, правил, законов, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления, взимания, отмены и т.д. В налоговом праве предусматриваются и меры наказания за нарушения налогового законодательства. В основном это денежные штрафы, пеня, которые взыскиваются с плательщика за сокрытие или занижение доходов, подлежащих налогообложению, несвоевременную уплату налогов и другие нарушения.


Как уже было отмечено, основная цель налогообложения - это регулирование совокупного спроса. Чтобы оценить степень воздействия налогов на совокупный спрос, используется налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор выражает степень изменения совокупного спроса в зависимости от величины налога. Отразим принцип действия налогового мультипликатора на рис. 18.1. Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (N1). а вертикальная - величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две остальные наклонные сплошные линии - на уровни расходов в экономике. Увеличение налога вызывает, в первую очередь, сокращение потребления и инвестиций, а вместе с ними и совокупных расходов. Как мы видим на рис. 18.1, небольшое уменьшение совокупных доходов, вызванное усилением налогообложения (oi (C+l)i+G+Kx до (C+1)2+G+Nx), вызывает большее сокращение как совокупных расходов (с ЛЕ, до АЕ?). гак и национального дохода (с Nli до Nl2). Формула расчета налогового мультипликатора имеет следующий вид: Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС = 80%, a MPS = 20%, то коэффициент мультипликации равен минус четырем: - 0,8 / 0,2 = - 4. Это означает, что любой введенный налог вызовет четырехкратное сокращение совокупного спроса. Однако если налог будет уменьшен или отменен, то совокупный спрос увеличится в четыре раза по отношению к однократному сокращению налогу.

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в государственную казну, которая выражается кривой Лаффера.

Согласно кривой Лаффера при ставке r = 0 налоговые поступления равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке r 0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R 0 . Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. Это объясняется тем, что чрезмерно высокие налоговые ставки сдерживают развитие производства, что сужает базу налогообложения (уменьшается величина национального дохода, облагаемая налогом). При ставке налога, равной 100 %, производство становится бессмысленным.

Проблема заключается в том, что правильно определить величину r 0 чрезвычайно трудно. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50 %.

Изменение любого компонента автономных расходов ведет к изменению равновесного объема выпуска. Но изменение выпуска (дохода) оказывается большим, чем первоначальное изменение автономных расходов. Это происходит благодаря эффекту мультипликатора. Рассмотрим вначале самую простую модель закрытой экономики без государственного сектора, где совокупные расходы складываются из потребительских и инвестиционных (Е = С + I), а функция потребления имеет вид

Если автономные расходы увеличиваются на ΔА (это может быть рост инвестиций), то совокупные расходы и выпуск (доход) вначале тоже возрастут на ΔA (ΔY = ΔА). Рост дохода приведет к увеличению потребления, но не на такую же величину, а на bΔА. Оставшаяся часть прироста дохода сберегается. Увеличение потребления ведет к росту расходов на ту же величину bΔА. Далее производство вновь возрастает, чтобы удовлетворить спрос, выпуск (доход) увеличивается на bΔА. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы - теперь уже на b(bΔА) = Ь 2 ΔА. Возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д. Очевидно также, что с каждым разом величина прироста дохода будет все меньше. Шаги увеличения расходов и дохода (выпуска) можно представить следующим образом.

Прирост расходов

Прирост дохода (выпуска)

Если просуммировать все приросты дохода, равные приростам расходов, и применить формулу суммы убывающей геометрической прогрессии (сумма в скобках) с основанием меньше единицы (b < 1), то получим:

Таким образом, общее изменение дохода равно первоначальному изменению совокупных расходов, умноженному на . Множитель называется мультипликатором (т ) и показывает, на какую величину изменится равновесный доход (выпуск) при изменении совокупных расходов на единицу:

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, авиакомпания решила инвестировать 100 млн долл. в покупку нового самолета. В этом случае первоначальное увеличение автономных инвестиционных расходов составит 100 млн долл. Рост инвестиционных расходов увеличит ВВП на ту же сумму. Расширение производства на авиационном заводе означает, что вырастут доходы его работников, возможно, будут наняты новые рабочие. Увеличатся и доходы владельцев акций авиационного завода на фоне роста прибыли. В целом доходы вырастут на ту же величину - 100 млн. Доходы распределяются между потреблением и сбережениями в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Предположим, что она равна 0,8, т.е. из 100 единиц дохода 80 расходуются на потребление, а 20 сберегаются (пока для упрощения предполагаем, что налоги отсутствуют). Таким образом, работники завода и владельцы акций смогут потратить на покупку товаров и услуг дополнительно 80 млн долл. Торговые предприятия сделают дополнительные заказы на поставки товаров на 80 млн долл. предприятиям-производителям, стимулируя таким образом рост производства и доходов работников и владельцев этих предприятий на эту же величину. Работники предприятий-производителей, получив дополнительные доходы, также смогут увеличить свои потребительские расходы на 64 млн долл. (в соответствии с предельной склонностью к потреблению), что вызовет дальнейший рост производства и доходов у предприятий-поставщиков и т.д. Как показано ниже, расходы первых трех периодов

приведут к росту дохода на 100 + 80 + 64 = 244 млн долл. и процесс будет продолжаться - каждый виток расходов будет стимулировать новый рост производства, доходов и новых индуцированных потребительских расходов.

Максимально возможное суммарное увеличение дохода (обусловленное многократным ростом доходов и потребительских расходов) при b = 0,8 составит в нашем примере млн руб.

Мультипликатор автономных (в данном случае инвестиционных) расходов будет равен пяти.

Таким образом, увеличение автономных расходов на 100 млн долл. привело к росту равновесного уровня дохода на 500 млн долл.

Заметим, что первоначально, когда увеличиваются автономные расходы, планируемые расходы превышают объем выпуска. Фирмы начинают сокращать запасы и наращивать объем выпуска. По мере роста выпуска и дохода увеличиваются индуцируемые расходы (зависящие от дохода), в данном случае - потребительские расходы. Поэтому итоговое увеличение равновесного объема выпуска (дохода) можно представить как сумму первоначального прироста автономных расходов (100) и расходов, индуцированных последовавшим за этим приростом изменением дохода (80 + 64 + 51,2 + ...).

До сих пор рассматривалась простая модель мультипликатора для двухсекторной экономики. Теперь усложним анализ - рассмотрим открытую экономику и дополним модель государственным сектором.

Если перейти к функции потребления, включающей полную налоговую функцию (4.15), и рассматривать открытую экономику, где равновесный уровень дохода определяется уравнением (4.21), то прирост дохода, вызванный изменением автономных расходов, будет равен

(4.22)

где - мультипликатор автономных расходов.

Прирост дохода определяется, таким образом, изменением автономных расходов и величиной мультипликатора. Последний, в свою очередь, зависит от предельной склонности к потреблению b, налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п. Так, при увеличении автономных расходов, например инвестиций, увеличится и объем ВВП. Но при наличии подоходных налогов, а тем более при их увеличении, располагаемый доход возрастет в меньшей степени, чем ВВП. Соответственно, потребление также увеличится меньше, чем могло бы при отсутствии подоходных налогов или при их неизменном уровне. В итоге процесс мультипликации приведет к меньшему приросту ВВП (дохода). Аналогично, если часть потребительских расходов приходится на импорт, они не стимулируют рост ВВП страны. Поэтому увеличение предельной склонности к импорту ведет к уменьшению прироста ВВП и дохода в процессе мультипликации. Арифметически увеличение налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п ведет к уменьшению значения мультипликатора. И наоборот, рост предельной склонности к потреблению означает, что большая часть прироста дохода тратится на потребление (меньшая сберегается), а значит, потребительские расходы стимулируют больший прирост ВВП и дохода. Рост b увеличивает значение мультипликатора расходов.

Согласно кейнсианским представлениям, краткосрочное равновесие в экономике может устанавливаться на уровне ниже потенциала (У 0 < У*, рис. 4.4), т.е. полной занятости ресурсов. В этом случае говорят о рецессионном разрыве - величине, на которую необходимо увеличить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы ВВП достиг потенциального значения, обеспечив полную занятость в экономике (расстояние ВС, см. на рис. 4.4). Для преодоления этого разрыва и достижения полной занятости государство может увеличить совокупные расходы, стимулируя тем самым рост выпуска и занятости.

В случае если фактический ВВП по какой-то причине превышает потенциальный уровень выпуска, говорят об инфляционном разрыве - величине, на которую совокупные расходы превышают уровень выпуска при полной занятости. Другими словами, это величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы равновесный уровень выпуска оказался равен потенциальному (расстояние ВС на рис. 4.5). Для преодоления инфляционного разрыва правительство может сократить расходы, трансферты или увеличить налоги.

Рис. 4.4.

Рис. 4.5.

Таким образом, правительство может менять совокупные расходы несколькими способами: во-первых, увеличивая или уменьшая государственные закупки товаров и услуг (как известно, они являются частью совокупного спроса), во-вторых, меняя налоги или трансферты. Налоги и трансферты воздействуют на спрос опосредованно - через изменение располагаемого дохода.

Если для ликвидации рецессионного разрыва увеличиваются государственные расходы - а они являются частью совокупных расходов - это означает, что при данном уровне дохода возрастают планируемые расходы. Линия планируемых расходов E 0 (рис. 4.6) сдвигается вверх до Е 1 на расстояние ΔG. Равновесие установится в точке В. Рост государственных расходов приведет к приросту дохода (ΔY = Y 1 - Y 0) большему, чем исходное изменение расходов, т.е. ΔY> ΔG и

Отношение называется мультипликатором государственных расходов и показывает, на сколько возрастет доход при увеличении государственных расходов на единицу.

Посмотрим, каким образом воздействует на равновесный уровень дохода изменение налогов? Предположим, что произошло уменьшение автономных налогов на величину ΔТ а. Это сразу же увеличит располагаемый доход на ту же величину. Потребление (с учетом предельной склонности к потреблению) возрастет на bΔТ а, т.е. при прежнем уровне выпуска (дохода) планируемые расходы увеличатся на bΔТ a . на эту же величину сдвинется вверх кривая планируемых расходов. Равновесный уровень дохода увеличится. Итоговый рост дохода в случае закрытой экономики при наличии только автономных налогов в соответствии с уравнением (4.12) получим, умножив первоначальный прирост автономных расходов, вызванный увеличением располагаемого дохода, на мультипликатор:

где - мультипликатор налогов, или налоговый мультипликатор.

Рис. 4.6.

Налоговый мультипликатор по абсолютной величине меньше мультипликатора государственных расходов, поскольку по сравнению с процессом мультипликации автономных расходов в случае изменения налогов отсутствует первый шаг - рост дохода в связи с ростом автономных расходов. Все последующие шаги аналогичны случаю изменения

автономных расходов (например, инвестиций или государственных расходов): рост располагаемого дохода ведет к увеличению потребления; увеличение потребления означает рост расходов на ту же величину bΔТ а; производство возрастает, чтобы удовлетворить спрос, - выпуск (доход) увеличивается на bΔТ а. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы, теперь уже на b(bΔТ а) = Ь 2 ΔТ а, а возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д.

Посмотрим, как будет выглядеть налоговый мультипликатор с учетом полной налоговой функции в открытой экономике. В этом случае автономные расходы

При изменении автономных налогов изменение автономных расходов составит

Соответственно, увеличение равновесного уровня дохода, вызванное снижением автономных налогов, в соответствии с уравнением (4.22) будет равно

Мультипликатор автономных налогов будет равен

В отличие от изменения автономных налогов, которое интерпретируется графически сдвигом кривой планируемых расходов на расстояние bΔТ а, изменение ставки подоходного налога t графически отражается изменением угла наклона кривой планируемых расходов.

Увеличение или сокращение трансфертов, так же как и изменение налогов, воздействует прежде всего на рас

полагаемый доход. Потребление возрастает на величину, равную произведению объема трансфертов на предельную склонность к потреблению bТr. Далее процесс мультипликации протекает аналогично случаю изменения налогов. Мультипликатор трансфертов равен налоговому мультипликатору, но с положительным знаком, а изменение равновесного уровня дохода в этом случае равно

Совокупное изменение дохода в случае одновременного изменения государственных расходов, автономных налогов и трансфертов можно определить, просуммировав изменения каждого компонента автономных расходов, умноженные на соответствующий мультипликатор:

Заметим, что если по каким-то причинам, например в ожидании спада, домохозяйства решают увеличить сбережения и меньше потреблять, то через эффект мультипликатора это может привести к падению дохода гораздо большему, чем снижение потребления (при этом объем сбережений может остаться прежним или даже снизиться в дальнейшем). Этот феномен получил название "парадокса бережливости". Однако если при этом будут увеличиваться инвестиции (именно сбережения высвобождают ресурсы для инвестиций, ограничивая потребление), то снижения дохода не произойдет. Объем производства и занятость останутся прежними, но в структуре выпуска вырастет доля инвестиционных и снизится доля потребительских товаров.

Налоги: Сущность, виды, функции.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства.

Функции налогов.

1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов.

2. Регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков.

3. Социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов .

  1. Прямые и косвенные налоги (по способу изъятия). Критерий деления: возможность переложить налог на потребителя

Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Т.е кто уплачивает и платит налог- одно лицо. Например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налоги на собственность и др.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются структурной составляющей цены. Плательщиком данного налога является покупатель данного товара. Уплачивает налог производитель товаров. Пример: НДС, акциз, таможенные пошлины.

  1. В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения.

Предельная налоговая ставка – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения дохода.

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Системы налогообложения.



Мультипликатор налогов.

Показатель, который показывает, как изменится объём национального дохода (У) в результате изменения налоговых поступлений (Т)- мультипликатор налогов.

Формула: - МРС/ МРS

Знак минус показывает обратную зависимость между налоговыми поступлениями и приростом национального дохода. Увеличение налоговых поступлений вызывает уменьшение национального дохода и наоборот.

Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС= 0,8, а МРS=0,2, то коэффициент мультипликации равен - 4. Это означает, что любой введённый налог вызовет четырёхкратное сокращение совокупного спроса. Однако, если налог будет уменьшен или отменён, то совокупный спрос увеличится в 4 раза по отношению к однократному сокращению налога.

Для нормального функционирования экономики нужна чёткая, грамотная фискальная политика.

Бюджетно- налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно - налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью уменьшение циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасход ов и снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно- налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики понижение госрасходов и увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного расходов налоговых и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства , направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции и состояние платежеспособного баланса.

Недискриционная фискальная политика автоматические изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшение) ВВП, который оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный автоматический стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства (прогрессивная ставка налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях)

По мере роста объёма национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма снижаются и наоборот.


1 . Налоги → Трансферты

Уменьшение → Увеличение → Ограничение величины спада

Рост дефицита госбюджета.

2 Налоги → Трансферты

Увеличение Уменьшение → Сдерживание инфляционного роста → Образование излишка госбюджета.

Кривая Лаффера (Артур Лаффер (англ. Arthur Betz Laffer ; 14 августа 1940) - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря кривой Лаффера, которая показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.)

Сторонники снижения налогов и стимулирования инвестиций являются представителями школы предложения. Они считают, что надо отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговую ставку на предпринимательство, на заработную плату и дивиденты. Требуется стимулировать инвестиционный процесс. В качестве довода используется кривая Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения, в конечном счете, увеличивается (больше продукции, больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Противоречие: для налогоплательщиков привлекательной является низкая ставка налогов (около 15%), однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развития экономики. Поэтому развитые государства стремятся вернуть деньги в экономику, например через социальные программы.

График: Кривая Лаффера. Т – общая сумма налоговых поступлений в бюджет, t- ставка налога.

t
Т

Примерные решения задач.

  1. Если государственные закупки товаров и услуг равны 240 млрд.руб. Трансферты – 130 млрд. руб., проценты по обслуживанию госдолга – 50 млрд. руб., составляют 10% годовых, а налоговые поступления 370. Дефицит (профицит) госбюджета?

Ответ: дефицит госбюджета равен 5 млрд. руб.

Решение:

Расходы бюджета: 240 млрд. руб.+ 130 млрд. руб. + 5 млрд. руб. (50 млрд. руб.Х 0,1)= 375 млрд. руб.

Доходы бюджета: 370 млрд. руб.

Расходы превышают доходы на 5 млрд. руб.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = ΔВНП/ΔG,

где КG - мультипликатор государственных расходов; ΔВНП - приращение валового национального продукта; ΔG - приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению - МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG = ΔВНП/ΔG = 1/МРС.

Основным положением общей теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимость удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости Кейнс назвал мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.

При появлении или изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

В чем же причина этого явления, как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может быстро обернуться отдачей в виде готовой продукции. По мнению Кейнса, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (оборудование, стройматериалы и т. п.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода «эффект кругов по воде». Причем, чем шире становится этот процесс, тем «эффект возмущения» становится менее интенсивным.

Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению и сбережению. При постоянном значении этих показателей определить мультипликатор не представляет труда.

Математически это можно выразить в виде формул, где

Y - национальный доход;

C - потребление;

I - инвестиции;

Iавт. - автономные инвестиции;

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPS - предельная склонность к сбережению.

Доход равен расходам: Y = С + I(авт.)

Тогда прирост дохода равен сумме приростов потребления и инвестиций:

Используя формулу предельной склонности к потреблению: МРС = C / Y, получим:

Подставив полученное выражение С в предыдущее уравнение, получим:

Y = Y * МРС + I.

Отсюда: Y * (1 - МРС) = I.

И наконец:

Мультипликатор инвестиций показывает положительное воздействие инвестиций на все другие отрасли. Кейнс предлагал регулировать не только инвестиции, но и национальный доход. Средством для этого он считал налоги, требуя их повышения в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Еще по теме Мультипликаторы: государственный, инвестиционный, налоговый:

  1. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  2. 3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов
  3. 3.5.3 Мультипликатор денежного предложения (банковский мультипликатор).
  4. Сущность банковского, кредитного и депозитного мультипликаторов. Механизм банковского мультипликатора
  5. Вопрос 19 Депозитный мультипликатор. Факторы, определяющие величину депозитного мультипликатора
  6. Инвестиционный налоговый кредит в системе форм изменения обязанности по уплате налога: теоретико-правовые проблемы
  7. Стимулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности
  8. 6.2.Налоговый фактор государственного регулирования экономики
  9. Основные направления государственной инвестиционной политики
  10. Необходимость разработки государственной программы борьбы с налоговой преступностью.
  11. Расчет налоговой базы по правилам налогового контроля трансфертного ценообразования и расчетный способ определения налоговой базы в России

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -