Статья 235 налогового кодекса российской федерации. Суммы, не подлежащие налогообложению

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации”

(Финансовый университет)

Кафедра: «Финансы»

Дисциплина: «Государственные и муниципальные финансы»

Реферат на тему:

«Финансовые ресурсы, резервы их роста в современных условиях»

Выполнила: студентка группы ФК3-4

Мудунова Эльмира

Проверила: Е.В. Чадина

Москва 2011

Введение

1. Финансовые ресурсы

2. Финансовые резервы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

финансовый ресурсы рынок распределение

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.Усовершенствование финансовых отношений - главное условие функционирования рыночной экономики. В условиях переходной экономики усиливается роль процесса привлечения и распределения финансовых ресурсов в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы финансовых взаимоотношений. Этим обусловливается актуальность рассматриваемой темы реферата. Являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации.

Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев, слоев.

В условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов, как на макроуровне, так и на уровне субъектов хозяйствования. Важность данного положения обусловлена тем, что финансы, являясь стоимостной категорией, оказывают существенное влияние на стадии воспроизводственного процесса в стране и это влияние тем более заметно и существенно на низовом уровне хозяйствования - предприятиях.

1. Финансовые ресурсы

Под термином «финансовые ресурсы» в настоящее время понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. -- М.: Финансы и статистика, 1992. -- Стр. 10, 35. .

Поскольку финансы - это денежные отношения, то под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и других видов ресурсов. Можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых государством, юридическими и физическими лицами. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и прочее.

Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. Только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или субъектов власти и обслуживают процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от части денежных доходов и накоплений населения, не вовлеченного в процесс общественного воспроизводства.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования и субъектов власти можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления. Финансовые ресурсы всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

Таким образом, финансовые ресурсы государства - это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

1.1 Источники и виды финансовых ресурсов

Источниками формирования финансовых ресурсов будут являться стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств, средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.д. Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в пе-риоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника го-сударственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов -- стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M -- основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2) страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.).

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.

Элемент М -- прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов.

Видами финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления являются:

налоговые платежи (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

неналоговые платежи (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

другие поступления и отчисления (безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней и т.п.).

Важнейшие направления расходования государственных финансовых ресурсов являются: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др. расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

На состав источников финансовых ресурсов организаций будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и прочее.

Финансовые ресурсы выступают средством обеспечения производственной деятельности организации, фактором его производства или источником воспроизводственного процесса. Данное положение основано на том, что основная цель организации - производство материальных благ для удовлетворения общественных подробностей. Поэтому основной функцией финансовых ресурсов, реализующей их назначение в организации является производственная. От эффективности и непрерывности производственной деятельности организация во многом зависит поступление собственных финансовых ресурсов, являющихся основой его деятельности, а, значит, темпы экономического развития хозяйствующего субъекта и социальное благополучие работающих.

Вместе с этим, вполне очевидно, что не все финансовые ресурсы обслуживают производственную сферу организации. И это вполне очевидно, ведь коль речь идет о воспроизводственном процессе (длящемся во времени), то у организации возникают определенные обязательства перед финансово-кредитной системой, работниками. Поэтому часть ресурсов отвлекается в непроизводственную сферу организации и выполняет непроизводственную функцию: резервный капитал, фонд накопления, потребления и т.д. Возникновение этой функции обусловлено обязательствами организации, необходимостью расширения своей деятельности. Роль этой функции не менее важна, так как от того, насколько своевременно и в полном объеме будут выполняться обязательства организации, зависит и ее производственная деятельность.

Часть финансовых ресурсов организации для обеспечения ликвидности должно держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Эта часть ресурсов выполняет потребительную функцию. Эта функция, в отличие от инвестиционной, не создает прибавочную стоимость.

Следует отметить, что чем больше ресурсов участвует в прибыльном обороте, тем эффективнее вся производственно-хозяйственная деятельность организации, а, следовательно, реализуется механизм воспроизводства экономического роста.

Финансовые ресурсы коммерческих организаций - это де-нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, обеспечения социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации, относятся: выручка от реализации продукции, работ и услуг; выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.д.);внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);доходы от операций на финансовом рынке; бюджетные средства; средства, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур и т.д.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), прибыль от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся: взносы учредителей и членские взносы; доходы от оказания платных услуг; доходы от предпринимательской деятельности; бюджетные средства; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц; прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций могут выступать бюджетные средства, безвозмездные перечисления, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с выплатой заработной платы служащим, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по эксплуатации помещения, выплата арендной платы и т.д.

Кроме организаций, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и граждане-предприниматели, действующие без образования юридического лица, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов предпринимателей без образования юридического лица выступают личные сбережения и доходы, полученные предпринимателем в результате осуществления хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.д.

1.2 Формы использования финансовых ресурсов

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Источником финансовых фондов являются финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, поэтому используются они только на нужды расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование и другие общественные нужды.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Финансы: Учебник. / Под ред. проф. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.

Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

2. Финансовые резервы

Финансовые резервы - сознательно обособляемая часть финансовых ресурсов, то есть часть денежных доходов, накоплений и поступлений, формируемых у субъектов хозяйствования и органов государственной власти и местного самоуправления, которая предназначена для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Финансовые резервы носят фондовый характер, то есть в реальной жизни функционируют в форме резервных фондов, что обусловлено необходимостью их целевого использования и предназначенные для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов - частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней - используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) - используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральном и региональном уровнях;

4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами - используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

3. Рост финансовых ресурсов в современных условиях

Рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных и других потребностей, предусматривается прежде всего за счет резкого сокращения расходов на оборону, управление, содержание убыточных предприятий, капитальных вложений; экономии государственных средств. Однако, сокращение государственных расходов может дать только кратковременный эффект. Под воздействием разнообразных причин политического, экономического и социального характера расходы государства постоянно возрастают. В связи с этим современная финансовая политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение постоянного роста финансовых ресурсов государства.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В условиях самофинансирования государственный бюджет все более ориентируется на ускоренное повышение эффективности народного хозяйства и обеспечение на этой основе роста финансовых ресурсов, достижение устойчивого финансового состояния отраслей народного хозяйства страны. Это находит свое выражение в сокращении масштабов дотационного регулирования результатов производственно-финансовой деятельности предприятий, объединений и организаций. Размер покрываемых из бюджета плановых убытков снижается. Одновременно существенно возрастают расходы на развитие социальной сферы, делается упор на преодоление остаточного метода выделения ресурсов на эти цели. Все это является прямым следствием расширения сферы практического применения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования в хозяйстве.

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых управленческих решений, а также выявление резервов роста финансовых ресурсов.

В современных условиях значительно возрастает значение контроля за эффективным использованием бюджетных ассигнований, открытием кредитов в меру действительной потребности финансируемых предприятий, объединений, учреждений и организаций с учетом имеющихся у них внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование - воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.

Рост финансовых ресурсов государства дает возможность теперь же поставить вопрос о дальнейшем облегчении налоговой тяжести некоторых категорий плательщиков государственных налогов. Подходя к этому вопросу с величайшей осторожностью, обусловливаемой общими интересами страны, неизбежным ростом государственных расходов на оборону страны, на удовлетворение культурных потребностей и хозяйственных нужд ее, партия считает, однако, по состоянию государственных финансов возможным и в интересах крестьянства необходимым остановить свое внимание в первую очередь на едином сельскохозяйственном налоге.

Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансовые ресурсы страны отражаются в сводном финансовом балансе, составляемом Министерством экономики РФ.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования условий.

В увеличении финансовых ресурсов повысится доля, связанная со снижением затрат, с улучшением качества продукции, обновлением ее ассортимента и с ростом объема производства. В настоящее время финансовые ресурсы часто возрастают за счет повышения цен. Признавая необходимость этого процесса в определенных условиях, нужно правильно его оценивать как источник дополнительных доходов. Связь между ростом финансовых ресурсов и повышением эффективности производства здесь весьма косвенная. Нужно усилить влияние роста эффективности производства на динамику финансовых ресурсов в народном хозяйстве. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в народном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

Заключение

Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, финансовые ресурсы представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. Следующий фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте- материалоемкости - является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода- основного источника финансовых ресурсов. На рост финансовых ресурсов также влияет материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Чем выше удельный вес и темп развития производства товаров и услуг потребительского назначения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Значимость финансовых ресурсов обусловлена тем, что преобладающая их часть создается организациями сферы материального производства, а затем перераспределяется в другие звенья национальной экономики. В этой связи, становится очевидной роль государства, которое в современных экономических условиях, помимо общеизвестных, классических функций (обороны, управления и т.д.), должно обеспечить и условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов предприятий с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием стабильного, независимого и экономически состоятельного общества. Именно поэтому в данной работе содержится попытка рассмотреть категорию «финансовые ресурсы» по всей вертикали ее проявления, начиная с категории «государственные финансовые ресурсы» и заканчивая «финансовыми ресурсами предприятия», ведь, именно на уровне организаций создается национальных доход, который в последующем перераспределяется в другие звенья экономики.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие финансовых ресурсов. Состав государственных финансовых ресурсов, источники формирования и направления их использования. Возможности роста государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений. Возможности роста внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Формирование и использование финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне. Источники и направления использования финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне. Повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов общества.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2008

    Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Сущность финансовых ресурсов и источники их формирования в современных условиях. Роль финансовых ресурсов в обеспечении воспроизводственного процесса.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Государственные финансовые ресурсы. Использование финансов в общественном воспроизводстве. Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса. Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2008

    Общая характеристика и источники формирования финансовых ресурсов организации в современных условиях, их роль в производственной деятельности. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ОАО "Чебоксарский агрегатный завод".

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Сущность и классификация финансовых ресурсов, особенности их формирования, использования и движения. Анализ факторов роста финансовых ресурсов, их влияние на финансовое состояние предприятия. Наиболее эффективные методы использования финансовых ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Рациональное использование финансовых ресурсов. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых ресурсов. Получение прибыли и амортизационные отчисления. Анализ наличия и движения финансовых ресурсов предприятия. Анализ амортизационного фонда.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2011

    Основные элементы и уровни финансовых ресурсов государства. Воздействие финансовых ресурсов на темпы экономического развития. Основные направления совершенствования финансовых ресурсов в условиях РБ. Денежная система и уровень жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Понятие, источники и рост финансовых ресурсов, их отличие от финансовых фондов. Функции финансовых ресурсов как проявление их сущности, распределение и источники финансирования. Изучение механизма управления финансами на предприятии на примере КГКП "КДП".

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Понятие и сущность финансовых ресурсов. Анализ источников их формирования в современных условиях, направления и механизмы использования на коммерческом предприятии. Проблемы повышения эффективности и пути совершенствования этой сферы на производстве.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный политехнический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра: Финансы и кредит

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

Тема: Факторы и резервы роста финансовых ресурсов в современной России.

Студентки Рондалевой Ю.Н.

группа 672-1202

шифр 0767099

Преподаватель: Павлова Н.И.

Ведение........................................................................................................... 3

1.1. Определение, исчисление, темпы финансового роста............... 5

1.2. Факторы роста............................................................................. 7

Глава 2. Финансовый рост в России: тенденции и перспективы

2.1. Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России...................................................... 11

2.2. Адекватное измерение результатов и выявление резервов экономического развития ............................................................................................ 14

2.3. Последствия и направления укрепления рубля как фактора экономического роста...................................................................... 17

Глава 3. Решение проблемы удвоения ВВП

3.1. Удвоение ВВП в России, предпосылки темпов экономического роста в России............................................................................................... 21

Заключение................................................................................................... 25

Список литературы...................................................................................... 26

Введение

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

С началом финансового кризиса 1998г. российская экономика оказалась на грани краха. Спас ее резкий скачок мировых цен на нефть, которые достигли уровня 42 долл. за баррель. Благодаря этому российское правительство получило возможность производить выплаты по международному долгу, демонстрировать впечатляющие темпы экономического роста и провозгласить амбициозную цель - удвоение ВВП. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании. Что касается возможностей и способов достижения этой цели, то нет единого и внятного объяснения, что в принципе необходимо для обеспечения такой динамики и как этого добиться наиболее эффективным способом.

Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировую экономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое, отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, что практически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить это качество роста, как оно влияет на общие требования к перспективнойэкономической динамике и как можно им управлять.

Каждая страна вырабатывает свой экономический курс, «индивидуальность» которого обусловлена рядом факторов: различиями в процессах, определяющих промышленное развитие страны, влиянием глобализации, мировой экологической политикой, национальными особенностями и т.п.

Глава 1. Теория финансового роста

1.1. Определение, исчисление, темпы финансового роста

Под финансами понимается система образования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного производства.

Финансовые отношения пронизывают всю хозяйственную деятельность.

Финансовые ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления, являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.

Постоянный рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией - замедлением, а затем и падением темпов роста. Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике нашей страны, отрицательно сказавшихся на динамике валового национального продукта и произведенного национального дохода, объеме промышленной продукции, других важнейших показателях социально-экономического развития.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства. Для формирования финансовых ресурсов можно использовать заемные и привлеченные средства.

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются:

Различные виды налогов

Страховые платежи

Амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микро уровне.

Потребности общественного производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

Механизм управления финансами предприятиями.

Финансовый механизм – это сист. управления финан-ми пред-тия ч/з фин-ые инструменты с помощью использ-я совокупности фин-ых. методов и приемов, с целью эффективного воздействия на конечные результаты деятельности в соответствии с требованием экономич. законов.

Сист. управления финансами включ.ЭЛЕМЕНТЫ:

1)Организационная структура, сист управления финансами. 2)фин. методы, приемы, модели. 3)фин. рычаги и инструменты. 4)нормативно-правовое обеспечение.5)информационное обеспечен. 6)технические средства и программное обеспечение управление финансами.

Фин. методы, приемы и модели - это способы воздействия на хоз-но-фин-ый процесс инструментарий формирования, распред. и использ. денежных фондов.

Их делят:1)общеэкономические - система кассовых и расчетных операций, налогообложения, кредитования. 2)прогнозно-аналитические :- финансовое и налоговое планирование, - прогнозирование, - факторный анализ и т.д. 3)специальные –факторанговые операции, франчайзинг, дивидендная политика.

К фин. методам традиционно относят:-фин.планир-е и прогнозир.,- фин. учет, - фин. анализ,- фин. контроль,- фин. регулирование.

Правовое обеспечение функционир-го финн-го механизма предприятия включает в законодательные акты, постановления, приказы и др. правовые документы органов управления. Нормативное обеспечен. функционир. образует инструкции, методич. Указания. Оно предусматривает использование норм и нормативов об.ср-тв, амортизационных норм, тарифных и налог. ставок.

Организация финансовой работы на предприятии.

Под фин. службой на предприятии, понимается самостоятельное структурное подразд., выполняющее опред. функции в сист. управления предприятием. От деят-ти фин-ой службы зависит фин-ая устойчивость всего предприятия.

Цель деятельности финансовых служб предприятий - обеспечить фин-вую стаб-ть, создать устойчивые предпосылки для экономич-го роста и получение прибыли. Содержание фин-ой работы сост. в следующем: -в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий; - в организации взаимоотношений с финансово-кредитной сист. и др. Осн-е направления фин-ой работы:

1)- фин-е планирование; 2)-оперативное планир-е; 3)-контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планир . предназначено: 1) обьективно оценить фин.е положение предпр-я,; 2)определить возможности увеличения фин. ресурсрв.;3)обосновать направление эффективного использования фин.ресурсов.

В области оперативной работы фин. служба решает след. задачи:

Обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат %-ов по ссудам банков, выдачи зар. платы раб., оплаты счетов поставщиков;

Обеспечение финансирования плановых затрат;(закупка п/ф, расчет за эл.энергию ит.д)

Оформлен. кредитов в соответ. с договорами;

Ведение ежедневного оператив. учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;

От эффективности контрольно-аналитической работы на предприят. зависит результат фин. деят-ти. Фин. служ-ба осуществляет постоянный контроль за выполнением показателей фин., кредитного, кассового планов и планов по прибыли и рентаб-ти, а также контроль за использован. собственного и заемного капитала и целевым использованием банковских кредитов.

Понятие финансовых ресурсов, их классификация.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы -- это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 235 НК РФ вводит новое понятие - налогоплательщики единого социального налога. В раскрытии содержания этого понятия прослеживается взаимосвязь с новшествами в других областях налогового законодательства.. В п. 1 ст. 235 НК РФ имеется существенная разница между двумя его подпунктами, влияющая на большие налоговые привилегии в ставках налога. Она состоит, во-первых, в новом понятии "производящие выплаты наемным работникам", отражающем функции работодателя. Во-вторых, это включение во второй подпункт статьи 235 такой специфической категории работников, как адвокаты. Законодатели полностью освободили адвокатов от уплаты взносов в ФСС и вдвое снизили им (до 14%) стандартные ставки взносов в ПФ.

Наемные работники с 2001 г. перестали быть плательщиками взносов в ПФ. Ранее они платили такие взносы в размере 1% от заработной платы по любым трудовым договорам.
Одновременно с 2001 года расширен круг плательщиков за счет тех физических лиц, которые в статусе работодателя привлекают других наемных работников и производят им соответствующие выплаты вознаграждений.
В п. 2 ст. 235 НК РФ законодательно закреплена норма, согласно которой если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
С 2002 года предполагается внедрение накопительных пенсионных счетов. Это позволит работникам интересоваться формированием своих собственных пенсионных накоплений в свете персонифицированного учета.
Как и во всем мире, персонифицированный учет в России существует для недопущения ошибок исчисления стажа и заработка, необходимых для определения размера пенсии, а также его индексации. Эти данные сохраняются в централизованно организованных базах данных. Намечено введение накопительной формы такого учета, предусмотрен механизм собственного регулирования своих же расходов будущими пенсионерами и их работодателями для получения дополнительного пенсионного обеспечения. Таким образом, в России строится такая же система пенсионного учета, которая уже существует в развитых странах мира. Этот процесс требует контроля и проверки достоверности сведений персонифицированного учета, в том числе и самим будущим пенсионером.
Объект налогообложения
Поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 29.12.2000, привели к тому, что понятие "объект налогообложения" трактуется по-новому. Определение объекта налогообложения для исчисления единого социального налога в ст. 236 НК РФ расширено по сравнению с ранее действовавшим порядком выплат, на которые начислялись страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Теперь подлежат налогообложению единым социальным налогом вознаграждения по лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты физическим лицам, не связанным трудовыми или гражданско - правовыми отношениями и договорами.
Впервые для налогоплательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом совокупные выплаты из так называемой "чистой" прибыли (то есть прибыли, остающейся в распоряжении организации после налоговых выплат) в пределах 1000 руб., включая выплаты в натуральной форме. Например, выплаты сельскохозяйственной продукцией, товарами для детей или другими товарами. Вспомним о том, что еще совсем недавно предприниматели нередко расплачивались со своими работниками продукцией их собственных предприятий, которую последние вынуждены были затем продавать.
На наш взгляд, в первоначальной редакции НК РФ законодатели забыли установить норму в размере 1000 руб. в месяц на каждого работника, но исправили эту ошибку в Федеральном законе от 29.12.2000.
Для налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, объект налогообложения единым социальным налогом вообще не предусмотрено уменьшать ни на какие выплаты из "чистой" прибыли. Это нельзя делать даже в пределах 1000 руб. в расчете на месяц. Все вычеты следует ограничить прямыми расходами, предусмотренными ст. 221 НК РФ.
Для организаций более затруднительным стало расширение перечня объектов налогообложения единым социальным налогом. Например, прежде допускалась материальная помощь и иные безвозмездные выплаты в пределах 1000 руб. на одного работника за календарный месяц. Причем в эту норму попадали и бывшие сотрудники организации, ушедшие на пенсию.
В настоящее время любая материальная помощь подлежит налогообложению.
Кроме того, отметим факт исключения из текста Федерального закона от 29.12.2000 понятия "доход", неприменимого к единому социальному налогу, так как для налогоплательщика данные выплаты относятся к расходам, а не к доходам.
Налоговая база