Помощь многодетным семьям в улучшении жилищных условий. Предоставление жилья многодетным семьям по закону

Доходы покупателей и спрос

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения:

Доходы населения - личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.

При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары.

"Жизнь" любого товара на рынке всегда проходит в окружении двух других групп товаров, а именно:

· взаимозаменяемых товаров;

· дополняющих товаров.

Взаимозаменяемые товары -это те блага, удовлетворяющие те же самые потребности и потому являющиеся непостедственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя (например, рынки прохладительных напитков или радиотехника; свинина и говядина)

Если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то величина спроса на неё возрастет, а вот спрос на другие марки таких же напитков - падает.

Начнет действовать так называемый эффект замещения.

Эффект замещения: стремление покупателя к приобретению более дешевых товаров,вместо аналогичных, цены на которые выросли.

изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении и спроса на другие торары.

Эффект дохода: При снижении цены на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объёмы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

Взаимодополняющие товары - пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

Эти товары потребляются в комбинации , т. е. представляют собой "неразлучные пары (например, автомобили и бензин, фотоаппараты и плёнка, кварцевые часы и батарейки). Они вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. И поэтому изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.


В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Это касается инфляционных процессов, безработицы, усиление интернационализации экономики, необходимость стимулирования экономического роста.

Логично предположить, что все, кто хоть немного пожил в этой стране, отлично представляют себе, что же такое социализм. Определение в учебнике - вещь, конечно, полезная, но это теория. А вот жизнь в СССР - это практика! Так ли много общего?

Теория социализма

Социализм как философская концепция существует не одно тысячелетие. Его придумал вовсе не Карл Маркс. О социализме писал еще Платон, это была весьма популярная в древней Греции концепция. Весьма высоко ценили идеи социализма Кампанелла и Томас Мор. И только потом свое мнение по данному вопросу высказал Карл Маркс.

Каковы же основные идеи социализма? Отрицание идеи частной собственности и централизованное перераспределение благ. По мнению теоретиков-социалистов, именно такая организация общества позволит создать максимально справедливое, свободное общество, в котором все граждане будут равны. Правда, возникает вопрос: а кто будет распределять накопленные блага между равными гражданами? Еще более равные граждане? И не будет ли в их руках сосредоточена власть намного более значительная, чем у любого монополиста-буржуя или абсолютного монарха?

Недостатки теории

Этот вопрос - далеко не единственный. Таких логических неувязок в теории социализма множество. Именно поэтому он всегда существовал только как философская концепция, а авторы трудов, посвященных ей, именовались идеалистами и утопистами. Наиболее точно характеризует классический, рафинированный социализм определение «нежизнеспособный».

Сам Карл Маркс, убежденный сторонник этого философского течения, полагал, что для внедрения этой теории в жизнь человечество должно сделать эволюционный скачок. А в существующей действительности основные идеи социализма в чистом, первозданном виде неприменимы. Потому как вступают в прямое противоречие с основами человеческой психики. Увы, люди не совершенны, им не место в утопии.

Страны, пытавшиеся построить социализм

Идеалистическая философская концепция - наиболее точно характеризующее социализм определение. По истории этого течения можно сделать вывод, что попытки его практического применения - дело весьма рисковое. Крайне мало стран, избравших этот путь, добились успеха.

Точнее, всего одна - Швеция. и Африки могут служить скорее антирекламой практического социализма, а СССР, хотя и добился определенных успехов, но слишком уж далеко отошел от основных принципов учения.

Иногда в качестве примера страны, достигшей в этой области успехов, называют Китай. Но вряд ли можно считать маоизм одной из ветвей социализма. Сами китайцы всегда считали себя коммунистами и националистами. Да и идеи гуманизма, на которые опирается классический социализм, маоизму чужды.

Поэтому, рассматривая опыт практического внедрения теории о всеобщем равенстве в жизнь, лучше опираться на опыт двух стран: Швеции и СССР. Они шли разными путями и по-разному трактовали учение о социализме. Да и результатов добились прямо противоположных. Но тем любопытнее их сравнить.

Экономика и госрегулирование

Любая политическая теория всегда опирается на экономику. Это - кровь и плоть системы, крыша и стены. Роль экономики в обществе - определяющая. И если поначалу политическое мнение может формировать хозяйственные и финансовые отношения, то потом ситуация меняется до прямо противоположной. Экономика в жизни общества играет ведущую роль, и чем раньше руководство страны это поймет, тем лучше. Классический пример такой ситуации - Россия 20-х годов прошлого века. Политическая воля уничтожила прежний экономический уклад и попыталась искусственным образом создать новый, соответствующий идеологии. И действительно, какое-то время этот кадавр просуществовал. Но грянул кризис, и власть вынуждена была корректировать идеологию и принимать меры по возрождению экономики. НЭП прямо противоречил всем провозглашаемым догмам. Но его нужно было ввести. Необходимо. Это был единственный способ стабилизировать ситуацию. Так в битве «деньги-идея» идея проиграла. Маркс был прав, материя все же первична.

Плановая экономика как монополия государства

Но ведь средства производства должны быть в коллективной собственности. А произведенные блага - распределяться, и, очевидно, централизовано. Это, собственно, и есть социализм. следовательно, должна быть определяющей.

В СССР дела обстояли именно так. После сворачивания политики НЭПа была введена плановая экономика, основанная на непосредственном контроле государства за экономической жизнью страны. Рынок в западном понимании этого слова в СССР отсутствовал как явление. Никакой саморегуляции спроса и предложения, никакой конкуренции. Все это заменяло централизованное планирование и искусственное регулирование. Такова была роль государства в экономической жизни. Социализм в Советском союзе понимался как «учет и контроль». И это выражение имело буквальное значение. Любой спрос, любая потребность тщательно рассчитывалась, и производственные мощности получали четкий заказ. Нужно вот столько стали, вот столько тракторов и вот столько пар детских сандалий.

Проблемы госрегулирования

Время производства заказанной нормы занимало пять лет, затем цикл повторялся. Экономика социализма такого типа не существовала сама по себе. Она была в роли исполнителя при государственной машине.

Обычно экономику сравнивают с организмом. Здоровым или не очень, сильным или слабым. Но - живым, не нуждающимся в указаниях: «Сердце, бейся, кровь - теки!» в экономике Советского Союза были столь обширны, что ни о каком подобии организму и речи быть не могло. Разве что это - не совсем живой организм, подключенный к аппарату диализа, искусственным легким и водителю ритма одновременно. И, продолжая аналогию, вместо крови у него - какая-то стерильная плазма. Потому что советский рубль был не просто неконвертируемым. Он существовал вне курса, в экономическом вакууме.

Искусственный валютный рынок

Функции государства в были столь обширны, что официальный курс национальной валюты никак не был связан ни с реальной валюты, ни с внешними котировками. Соотношение 1 рубль - 1 доллар существовало только внутри страны, нигде за ее пределами обменять рубли по такой цене было невозможно. Да и в Советском Союзе это соотношение было реальным только в пределах официальных сделок. Цены черного рынка были совсем другими. И как только страна отказалась от политики жесткой регуляции валютного рынка, курс рубля рухнул - точнее, занял ту позиции, которую и должен был занимать без искусственной поддержки.

В этом и беда искусственного регулирования экономики - существование внутри изолированного инкубатора со стерильной средой делает организм абсолютно нежизнеспособным. Нужно либо не покидать безопасную зону, либо готовиться к тому, что реальность сокрушит хрупкий стеклянный мир.

Чрезмерная статичность производства

Те же проблемы и у экономики, существующей в режиме жесткого регулирования. Она, конечно, стабильна - рыночные кризисы ее почти не касаются. Но плата за устойчивость - исключительная ригидность. Эта экономика не способна сама реагировать на неизбежные изменения реальности. И производство, и потребление регулируются в ручном режиме, а следовательно, соответствуют не действительным запросам, а представлениям об этих запросах, живущим в воображении руководящей структуры. Именно такова роль государства в экономической жизни. Социализм советского образца мог обеспечить граждан бесплатными квартирами, но не мог производить средства женской гигиены. Просто потому что потребность в квартирах значима в государственном масштабе, а потребность в прокладках - это мелочь, которую с высоты госуправления и рассмотреть нельзя.

Социальные гарантии в СССР

Но, наряду с такими очевидными недостатками, социально-экономическая система СССР была в своем роде уникальной. Да, прокладок не было - но квартиры-то были! Уровень социальных гарантий в СССР был на чрезвычайно высоком уровне.

Бесплатное жилье, бесплатная медицина, бесплатное обучение, гарантированное трудоустройство для выпускников... Возник любопытный парадокс: с одной стороны, средний в СССР был значительно ниже, чем в Европе или США. С другой же, он был действительно средним - то есть не было ни роскошных вилл для миллионеров, ни бомжей в картонных коробках. Можно говорить о том, что качество обслуживания в обычной советской больнице для непривилегированного пациента было ниже аналогичного во Франции или Англии. Но ведь можно и вспомнить, что во Франции или Англии человек без страховки практически теряет право на медобслуживание, а в СССР это была одна из социальных гарантий для всех.

Многие выпускники в Советском Союзе были недовольны распределением: далекие регионы, непрестижные предприятия. Сейчас, пожалуй, не один студент позавидовал бы этой практике. Гарантированная работа, бесплатное жилье, пускай и в общежитии, перспектива получения собственной квартиры.

Существующая в СССР социально-экономическая система, при всех своих недостатках, задала исключительно высокие стандарты в сфере заботы государства о человеке. А идеал просто недостижим.

Шведская альтернатива

Но роль социализма в экономической жизни может быть и другой. Швеция не отказывалась ни от частной собственности, ни от рыночной экономики. Но именно они построили «социализм с человеческим лицом», достигли цели, к которой больше 70 лет шел Советский Союз.

Шведы взяли из философской концепции лучшее - заботу о человеке, внимание к его нуждам и потребностям. И отказались от потенциально опасных из-за своей невыполнимости целей: отмены частной собственности и централизованного распределения. Шведская модель предполагает госконтроль за общественной и экономической жизнью - но только в сфере социальных гарантий. Ведь для этого вовсе не нужно монополизировать средства производства и уничтожать свободный рынок. Достаточно создать эффективную систему перераспределения.

Поддержка предпринимательства

К этому и свелась роль государства в экономической жизни. Социализм по-шведски - это справедливая система налогообложения и разумное, оправданное перераспределение средств.

В противоположность Советскому Союзу, эта страна максимально поощряет частное производство, особенно мелкое и среднее. Ведь это же идеальный вариант! Человек обеспечивает себя и работой, и средствами к существованию, да еще и платит налоги. И не нужно никому диктовать, сколько вырастить капусты, а сколько пошить рубашек. С этим отлично справится потребительский спрос. Чем больше зарабатывающих, состоятельных граждан, тем больше налогов они смогут заплатить, а следовательно, тем значительнее будут вливания в социальную сферу. При этом система налогообложения построена так, что предпринимателям выгодно увеличивать объемы производства, модернизировать и расширять предприятия.

Социализм по-шведски

Но это не означает, что шведы исключают регулирующую роль государства в экономической жизни. Социализм как забота о человеке достигается не с помощью монополизации производства, а путем оптимизации законодательной базы. Идея равенства нашла в Швеции практическое воплощение. Квалифицированные и неквалифицированные работники, мужчины и женщины - любой человек, выполняющий определенную работу, получает за нее деньги строго в соответствии с объективными факторами, такими как сложность задания и качество результата. Это - результат активности шведских профсоюзов, с которыми тесно сотрудничает государство.

Кроме этого, в стране исключительно высок общий уровень толерантности. Дискриминация по гендерному, расовому, религиозному признаку практически невозможна - наказание в этом случае не только сурово, но еще и неизбежно.

В Швеции нет системы всеобщих социальных гарантий, как в СССР, зато существует система государственных социальных страховок, которая распространяется на всех жителей. Каждый гражданин страны, независимо от уровня своих доходов, может рассчитывать на общественную поддержку в случае необходимости.

Таким способом шведы смогли реализовать утопическую теорию всеобщего равенства и защищенности, не отказываясь ни от частной собственности, ни от идей свободной торговли и предпринимательства.

В РФ жилищная проблема беспокоит многих граждан. У кого-то нет своего жилья вовсе, а кому-то просто необходимо увеличить жилплощадь. В особенности нуждаемость в квадратных метрах ощущается среди многодетных семей. Чаще всего именно они испытывают материальные сложности и не могут позволить себе приобретение новой квартиры. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как многодетной семье улучшить жилищные условия?

Кто нуждается в улучшение жилищных условий для многодетных семей?

СК РФ порядок признания семьи многодетной не регламентирует. Так, социальный статус определяют на основании Указа Президента России от 1992 года №431.

Согласно его положениям каждый субъект России самостоятельно устанавливает критерии, на основании которых семье присваивается статус «многодетной».

По всей России признаются многодетными семьи:

  • в которых 3-е и более детей, которые не достигли шестнадцати лет;
  • если дети учатся в учебных заведениях, многодетными считаются семьи с 3-мя и более детьми до восемнадцати лет, причем не имеет значения — усыновленный или родной ребенок.

Чтобы семья официально была признана в статусе «многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий», нужно получить соответствующее удостоверение.

Удостоверение выступает подтверждением того, что семья имеет право на получение льготных компенсаций и выплат.

Условия предоставления возможности улучшения жилищных условий

Для того, чтобы получить указанное удостоверение и получить льготы для улучшения жилплощади, должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Отсутствие жилплощади либо недостаток квадратов. На одного проживающего в семье — 10 кв.м., если коммунальная квартира, то 15 кв.м на одного человека.
  2. Семья является малоимущей.
  3. За последние пять лет не ухудшали условия проживания. Так, к способам ухудшения можно отнести прописку многочисленных родственников, дарение квартиры и т.п. Все это сводится к попыткам обманным путем заполучить новое жилое помещение.
  4. Постоянная прописка. Каждый субъект РФ устанавливает собственный срок, в течение которого необходимо прожить на принадлежащей ему территории. Только в этом случае существует возможность получить помощь для улучшения жилищных условий. К примеру, в Москве такой срок будет составлять 10 лет.
  5. Наличие гражданства РФ.

Программы по улучшению жилищных условий для многодетных семей в России

Стоит упомянуть ряд действующих программ, которые оказывают содействие в улучшении жилищных условий многодетным семьям. Они направлены на помощь в улучшении жилья семьям, которым присвоен статус «многодетные».

Законодательно такие программы регулируются ст. 5, ст. 49 ЖК РФ, Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Некоторые из них распространены на семьи с 3-мя, а иные и с 5-ти детьми. Кроме того, правила и условия каждой из программ отличаются. В частности, материнский капитал на улучшение жилищных условий до момента, пока ребенку не исполнится 3 года, является одним из вариантов приобретения новой жилплощади.

Субсидии на улучшение жилищных условий многодетным семьям

Субсидии для многодетной семьи, стоящей в очереди на улучшение жилищных условий, предоставляются из регионального бюджета. Жилое помещение с их помощью должно быть приобретено на рынке недвижимости в любом месте страны.

При этом площадь должна быть рассчитана так, что на одного проживающего в семье приходится как минимум 18 кв.м. Предоставление субсидии на улучшение жилищных условий многодетным семьям возможно для:

  • строительства жилья;
  • приобретения квартиры на всю семью;
  • тех, кто желает дополнить квадратные метры к уже занимаемому жилому помещению;
  • выкупа свободного помещения в коммунальной квартире.

Многодетные семьи, которые встали на учет до 2005 года, имеют возможность получить субсидию в полном размере (100 %). После предоставления субсидии многодетная семья снимается с учета.

Важно! При начислении субсидии принимается во внимание жилплощадь, в которой проживают члены многодетной семьи по договору социального найма.

Очередь на улучшение жилищных условий для многодетных семей

Предоставление новой жилой площади многодетной семье осуществляется в порядке очередности. Для того, чтобы претендовать на получение квартиры, необходимо встать на учет и записаться в очередь (согласно ст. 52 ЖК РФ). Но перед тем, как это осуществить, нужно определиться - что вы желаете получить? Семья может встать в очередь в администрации субъекта на приобретение квартиры или местный муниципалитет для получения субсидии.

Порядок действий

Чтобы получить государственную поддержку для улучшения жилищных условий, необходимо собрать пакет необходимых документов и подать его в местный орган самоуправления. Заявление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, подписанное всеми совершеннолетними членами многодетной семьи, рассматривает государственная комиссия. Если она принимает положительное решение, многодетная семья встает на очередь.

Порядок действий:

  1. Получить статус, который подтверждает льготное положение семьи. Нужно написать соответствующее заявление в муниципалитет. Наряду с этим подается свидетельство о рождении детей.
  2. Необходимо подтвердить, что семья, которая получила статус «многодетной», нуждается в финансовой поддержке. Жилплощадь будет предоставлена, если доход семьи составляет не более размера суммы прожиточного минимума, установленного в регионе.
  3. Требуется договор социального найма либо бумаги, которые подтверждают права собственности на объект недвижимости.

Важно! Согласно ст. 54 ЖК РФ в постановке на учет на улучшение жилья многодетной семье может быть отказано. При неправомерном отказе, нужно обратиться в судебный орган с исковым заявлением.

Необходимые документы

Чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий для многодетных семей, необходимо собрать следующий пакет документации:

  1. удостоверение многодетной семьи;
  2. справка, подтверждающая то, что семья малоимущая;
  3. документация на жилье, которая имеется в распоряжении;
  4. свидетельства рождения всех несовершеннолетних граждан, живущих в квартире, и гражданские паспорта;
  5. выписка о составе семьи.

Собранные бумаги нужно дополнить заявлением. В нем требуется выдвинуть условие о том, что семья нуждается в ином жилье либо получении дополнительных квадратных метров жилплощади.

Расширение жилья многодетным семьям

Семьям, имеющим статус «многодетные», государство предоставляет жилую площадь из муниципальной собственности. Если семья вовсе не имеет жилплощади или требуется расширение жилья, то при положительном решении органа местного самоуправления и на основании действующего законодательства, таким семьям предоставляется жилье, которое оформляется посредством договора социального найма. Такое жилое помещение в дальнейшем может быть приватизировано.

Не стоит забывать, что для заключения договора социального найма многодетная семья должна стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

У многодетной семьи также есть выбор - получить социальное жилье или право на выделение земельного участка. Многодетная семья, имеющая трех или более детей, вправе бесплатно приобрести земельный участок, в том числе и для индивидуального жилищного строительства. При постройке жилого помещения на выделенном участке жилплощадь на одного проживающего не должна также быть менее 18 кв.м.

Конечно же, можно встать на очередь на расширение своего жилья, если больше не имеется никаких возможностей. Однако ждать получения нового жилого помещения приходится годами, а дети могут вырасти, поэтому необходимо применять все привилегии, предоставляемые государством.

Если у вас возникли вопросы, касающиеся улучшения жилищных условий для многодетных семей, то обратитесь к нашим специалистам по указанным на сайте телефонам или заполнив форму обратной связи. Наши квалифицированные юристы помогут разобраться с вашей ситуацией, подскажут порядок действий для получения жилья, а в случае отказа признания семьи многодетной, составят соответствующее исковое заявление в суд.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Получить статус многодетной семьи можно после рождения или усыновления определенного количества детей. Данная категория присваивается тем ячейкам общества, на иждивении которых находятся 3 и более детей, не достигших 16 или 18 лет. Данный статус может быть продлен до 23 лет, если данные лица поступают на очное отделение учебного заведения.

Правила предоставления социальной поддержки и обеспечения защиты многодетным семьям устанавливаются следующими нормативными актами Российской Федерации:

  • Конституция России от 12.12.93 «Материнство и детство, семейство находится под опекой государства»;
  • «Об основах общественного обслуживания российского населения»;
  • Федеральный закон «О муниципальных пособиях гражданам, имеющих детей» №81;
  • и Жилищный кодексы РФ;
  • от 05 мая 1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Постановление Президента России является основным законодательным актом, который определяет целенаправленную и адресную систему мер по муниципальной поддержке многодетных семей. Его основными целями является улучшение демографической ситуации в РФ и гарантирование условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Настоящий закон был принят участниками Госдумы 17 ноября 1999 года, а последние изменения законодательный документ претерпел 25 февраля 2003 г.

Согласно нововведениям, многодетным семьям предоставляются следующие льготы:

  • скидка в 30 % для оплаты отопления, воды, канализации, газа и электроэнергии;
  • обеспечение бесплатных фармацевтических средств по рецептам врачей для детей до 6 лет;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте (троллейбусах, трамваях, автобусах);
  • обеспечение бесплатным питанием в образовательных учреждениях;
  • раз в месяц бесплатное посещение развлекательных мероприятий, которые соответствуют возрасту ребенка (музеи, выставки, парки культуры и отдыха).

Государство обязуется оказывать необходимую помощь многодетным семействам, которые хотят заняться фермерской деятельностью. Предоставляются льготы по взиманию арендной платы и земельного налога, безвозмездная денежная поддержка при получении ссуды. Выделение садово-огородных территорий в первую очередь осуществляется многодетным ячейкам общества.

Предоставление жилья многодетным семьям

Жилищные льготы многодетным семьям устанавливаются региональными нормативными актами, Федеральный закон определяет общие принципы, разрабатывает программы и держит под контролем их выполнение.

Многодетные семьи могут претендовать на получение жилья при соблюдении следующих условий:

  • отсутствие собственной жилплощади или недостаток квадратных метров на каждого члена семьи;
  • семья должна быть признана малоимущей;
  • на протяжении последних 5 лет не были ухудшены условия проживания. Например, были прописаны многочисленные родственники или осуществление дарения собственного жилья. Данные ситуации будут расценены, как попытки получения нового жилья обманным путем;
  • постоянная прописка. Каждый орган областного самоуправления устанавливает собственный срок, на протяжении которого следует прожить на принадлежащей ему территории;
  • претендующий должен быть гражданином России.

Выдача жилья многодетной семье реализовывается в порядке очередности. Согласно , для этого необходимо встать на учет и записаться в очередь. Встать в очередь можно либо в администрацию субъекта для получения жилья, либо в областной муниципалитет для получения субсидии.

Пошаговая инструкция:

  • получить документ, подтверждающий льготное положение семьи;
  • документально доказать, что семья, получившая статус «многодетная», нуждается в государственной поддержке, а именно в предоставлении жилья;
  • необходимо предоставить соглашение социального найма либо документацию, подтверждающая права собственности на субъект недвижимости.

Земельные участки для многодетных семей

Претендовать на получение земельных участков могут семьи с 3 и более детьми. Площадь земли будет зависеть от региона, однако максимальная площадь - 6 соток. Участок предоставляется в собственность бесплатно, получить данную льготу можно только один раз. Правительство РФ выделяет земельные участки не только для постройки жилого дома, но и для ведения огородного хозяйства.

Получить земельный надел могут те многодетные семейства, которые имеют регистрацию по месту жительства в течение 5 лет. Участок также предоставляется в порядке очередности, период ожидания меньше, нежели при получении субсидии или жилого помещения по договору социального найма. Для этого нуждающиеся обращаются в администрацию города или областной муниципалитет.

Другие социальные льготы

Закон № 431 от 05 мая 1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» устанавливает ряд других социальных льгот и компенсаций, на которые могут претендовать многодетные ячейки общества.

Основными являются:

  • ежемесячные денежные средства на возмещение расходов за коммунальные услуги;
  • за рождение следующего ребенка единовременная оплата в размере 14 500 рублей;
  • ежемесячное пособие за каждого малыша в возрасте от 1,5 и 3 лет - 2 500 тысяч рублей;
  • ежемесячное пособие за каждого несовершеннолетнего от 3 до 18 лет в размере 1 500 рублей;
  • компенсация в 675 рублей в связи с ростом стоимости продовольственных продуктов на каждого малыша до 3 лет;
  • ежегодное пособие каждому ученику в размере 5 000 тысяч рублей на приобретение одежды.

Чтобы претендовать на соответствующие льготы, многодетная семья обращается в областную службу правления и подает соответствующее заявление. Вместе с письменной заявкой, необходимо предоставить следующие документы:

  • удостоверение о рождении детей;
  • паспорта обоих родителей; справки из школы;
  • документы о доходах, полученные по месту работы родителей;
  • справка, которая подтверждает совместное проживание со всеми детьми.

Сдав указанную документацию, гражданину выдают расписку, которая будет служить подтверждением принятия документов. Решение областной службы в предоставлении государственной помощи или отказе направляется по адресу заявителя. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 календарных дней.

Семья обладает статусом многодетной, когда воспитывает троих и более несовершеннолетних отпрысков. Права родных и приёмных детишек в данном случае равны.

Однако не каждая многодетная семья наделена правом обретения выплат на жильё.
Исходя из указа Президента РФ №431 от 5 мая 1992 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей» , следует, что исключительно малоимущие и одновременно нуждающиеся в расширении жилой площади семьи могут оформить такую льготу. К малоимущим относятся семьи со средним доходом на 1 члена семьи меньше прожиточного минимума, величина которого определяется региональными властями.

Правовые и нормативные акты других субъектов РФ также вправе выдвигать дополнительные требования для предоставления субсидии на жилищный объект. Тем не менее общим положением является ст. 49 ЖК России, где указано, что право на получение жилищных субсидий принадлежит малоимущим многодетным семьям.

Суть государственных выплат на жильё состоит в том, что государство оплачивает часть суммы на приобретение недвижимости , а оставшуюся долю члены семьи выплачивают самостоятельно. Разрешено также дополнительно применять материнский капитал.

Внимание! Социальные выплаты на покупку недвижимости не покрывают полной части расходов. Их размер - от 5 до 70% от общей стоимости жилищного объекта, зависящий от длительности состояния заявителя на очереди.

С учётом того, что немало многодетных семей ожидает улучшения жилья по социальному найму, шанс использовать субсидии - это действительно быстрое решение квартирных проблем.

Когда можно рассчитывать на льготы?

Базовое условие для получения данной субсидии - семья должна быть многодетной. Статус многодетной присваивается ячейке общества с 3 и более детьми во многих субъектах РФ. Но в некоторых регионах с традиционным бытом таковыми признаются супруги, имеющие от 4 детей и больше. Все «учтённые» дети должны быть младше 18 лет (для учащихся в ВУЗ на очной форме - младше 21 года) и обязательно проживать с родителями в одном жилище.

Условия для оформления субсидии на покупку жилья для многодетных семей следующие:

  • средний доход в семье на одного человека ниже прожиточного минимума (размер прожиточного минимума различается по регионам);
  • семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • все несовершеннолетние дети зарегистрированы с родителями на одной жилплощади.

Как узнать размер выплат?

Величины субсидии многодетным семьям на жилье различается по регионам. Подсчёт фактического размера жилищной субсидии, предоставляемой многодетным семьям, не относится к трудным задачам.

Для этого понадобится воспользоваться формулой:

  • Х - размер субсидии;
  • Y – усреднённая рыночная цена 1 м2 жилой площади в конкретном регионе;
  • S – метраж жилья, необходимый семье по жилищным нормативам;
  • % – это процент от суммы стоимости приобретаемого жилья, выделяемый государством.

В свою очередь S рассчитывается по формуле:

  • N – норматив общей площади жилища;
  • D – величина метража дополнительного;
  • A – площадь жилья, которым владеет семья на данный момент (если в собственности нет жилья, переменная не учитывается).

Рассмотрим пример. Многодетная семья проживает с 5 детьми в некой области, где средняя цена квадратного метра недвижимости составляет 30000 рублей. Государство выделяет субсидию в 30%. Следовательно, размер выплат составит:

30000 * (42 + 18 * 3) * 0,3 = 864000.

864 тысячи рублей - совсем неплохая подмога в покупке новой, более просторной квартиры. Но стоит отметить, жители деревень и сёл получают больший процент государственной компенсации, чем городские (50-70% и 20-40% соответственно в среднем).

Как получить субсидию многодетной семье на приобретение квартиры?


Как получить льготы на улучшение жилищных условий? Оформление субсидий для улучшения жилищных условий - хлопотное занятие, хотя и стоит того:

  1. Понадобится собрать немаленький перечень документации и посетить соответствующие органы местной власти.
  2. Госкомиссия, обладающая компетенцией в подобных вопросах на протяжении определённого периода рассматривает представленные официальные бумаги и, если решение положительное, ставит семью в очередь на жильё.
  3. Далее имеет смысл подробнее рассмотреть процесс оформления государственных выплат на приобретение недвижимости по каждому аспекту.

Порядок признания нуждающимися в жилье

Как известно, право на получение жилищных субсидий присутствует одновременно у многодетных и нуждающихся (при этом малоимущих). Однако необходимо доказать это властям документально.

Сперва нужно официально подтвердить статус многодетной семьи, получив свидетельство о многодетности. Эта бумага - одна из самых важных, свидетельствующих о права на льготы и пособия. За данным документом нужно направиться в органы опеки со следующими документами:

  • личными документами супругов и детей (паспортами и свидетельствами о рождении);
  • выпиской из домой книги (её выдают в паспортном столе по участку регистрации; в справке прописана информация о проживающих на жилплощади);
  • при наличии в семье детей до 21 года, которые учатся очно в высших учебных заведениях - справку из деканата.

Для подтверждения статуса малоимущей ячейки общества потребуется опять же посетить соцзащиту и оформить заявление о присвоении такого статуса . К заявлению обязательно прикладываются личные документы заявителя и членов его семьи, документы и справки о составе семьи, справки 2-НДФЛ о доходах, а также все бумаги, удостоверяющие стоимость имущества, собственниками которыми признаны члены семьи.

Важно! Чтобы заранее узнать, может ли семья быть причислена к малоимущей, нужно приплюсовать все доходы членов семьи за прошедшие 3 месяц, разделить на 3, а полученное значение разделить на число членов семьи.

Если величина получилась ниже прожиточного минимума в субъекте проживания, значит, семья за чертой бедности, и субсидии полагаются.


Для выплаты субсидий на недвижимость недостаточно, чтобы семья была только с тремя и больше детьми, а также малоимущей. Тем, кто на законных основаниях желает получить данную компенсацию, необходимо быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Условия таковы:

  1. величина жилой площади на каждого члена семьи - 15 м2 и менее в собственном жилье;
  2. отсутствие в собственности, либо по договору соцнайма вообще какой-либо недвижимости;
  3. жилой объект находится в аварийном состоянии;
  4. в составе семьи есть человек с опасным и серьёзным заболеванием (если в квартире проживает не одна семья).

Минимальное значение жилой площади на 1 человека в связи с недавними поправками в законах составляет 15м2 . Власти регионов имеют полномочие увеличить эту цифру, но никак не уменьшить.

Регламент процедуры

Оформление государственной помощи многодетным семьям происходит в несколько этапов и в соответствующем порядке:

  • Подтверждение статуса многодетности путём обращения в органы социальной защиты с соответствующими документами.
  • Повторное посещение организации социальной защиты населения для подтверждения статуса нуждающейся семьи.
  • Подготовка договора о права собственности на жильё, либо договора социального найма. Если таковых нет - шаг нужно пропустить.

Постановка в очередь на получение субсидии от государства на покупку дома или квартиры. Для этого нужно прийти с в местный орган самоуправления с такими документами, удостоверяющими статус многодетности, положение малоимущей и нуждающейся семьи, выпиской из домовой книги, а также паспортами и свидетельствами о рождении всех проживающих на единой жилплощади.

К собранному пакету документации нужно прикрепить заявление о том, что семья нуждается в расширении жилой площади.

Важно! Все предоставляемые данные непременно должны быть достоверными и не содержать искажений. При предоставлении неправдивых сведений органы местной власти дают отказ на постановку в очередь и оформление выплат.

Если данные, отображаемые в документах, абсолютно правдивы, но был получен отказ, семья вправе обжаловать его в судебном порядке.

В случае принятия положительного решения, когда пакет документов проходит проверку на подлинность
, семью с тремя и более детьми ставят на очередь для получения субсидии.


Поскольку средства для поддержки многодетных семей выплачиваются из госбюджета, ждать их поступления приходится в порядке очерёдности. Чем раньше было подано заявление на субсидию, тем раньше можно будет получить государственную компенсацию на покупку жилого имущества. Когда очередь доходит до заявителя, об этом ему сообщается заказным письмом.

Далее деньги зачисляются на расчётный банковский счёт, а многодетные супруги получают сертификат в органах региональной власти, удостоверяющий получение субсидии . С этого момента многодетные супруги вправе использовать средства господдержки на приобретение жилого имущества.

На что обратить внимание при составлении заявления?

При заполнении бумаги стоит уделять особое внимание точности сведений, в противном случае заявление вправе не принять. Оно должно быть написано разборчиво и не содержать помарок. Заявление должно быть заполнено лицом, на имя которого открывается расчётный счёт в банке для начисления средств господдержки. Документ обязательно должен содержать следующую информацию:

  1. полное наименование органа региональной власти (в правом вернем углу);
  2. сведения о заявителе и всех членах его семьи (ФИО, данные паспортов, свидетельств о рождении, месте регистрации, номер телефона, номер ИНН);
  3. целевое назначение субсидии (покупка первичной или вторичной квартиры, либо частного дома).

Продолжительность периода рассмотрения заявления с принятием окончательного решения может варьироваться от 3 до 20 календарных дней.

Сроки осуществления

Пока дойдёт очередь до многодетной семьи зачастую приходится ждать долго, иногда годами. Супругам, если было утверждено положительное решение о выплатах, выдаётся на руки сертификат, в котором обозначен счёт, куда идут средства из государственного бюджета. Государственные средства муж с женой вправе потратить только на приобретение первичной, либо вторичной недвижимости или строительство.

Когда находится подходящее жилище, происходит оформление договора на его покупку, а деньги с лицевого счёта начисляются на счёт продавца. Срок действия документа на субсидию - 6 месяцев. В течение этого периода нужно приобрести жильё и подписать договор купли-продажи. В противном случае сертификат будет аннулирован, и семье заново придётся вставать в очередь.

Государственная субсидия многодетным на покупку недвижимости - это реальный шанс улучшения условий проживания. С другой стороны, ждать перечисления средств госпомощи приходится довольно долго. Но за это время можно успеть накопить денег и приобрести жильё на более выгодных условиях. Ведь, как известно, банки снижают ставки по ипотеке при большом первом взносе. Или, как вариант, можно накопить всю недостающую сумму и с использованием субсидии приобрести недвижимое имущество без оформления кредита.