Как яндекс такси обманывает таксистов. Заказы от борта

Является связующим звеном между популярными такси-агрегаторами и, собственно, водителями автомобилей. Благодаря инновационным программным решениям, «Доступный город» обеспечивает страждущих шоферов всем необходимым, от арендованного авто-транспорта и технической поддержкой в рабочее время до моментальных выплат за наличные и безналичные заказы.

Система оплаты, для любого извозчика, работающего под крылом одного из популярных такси-сервисов, сводится к не регулярным выплатам. Фактические деньги от такси-агрегатора, за актуальный, исполненный заказ водитель сможет получить в лучшем случае через 3 дня, в худшем - в течении текущего месяца. Бренд «Доступный город», берет на себя обязанности по моментальной оплате каждого заказа, принимая на себя всю материальную ответственность и обеспечивая частных извозчиков стабильной зарплатой и мощной рабочей мотивацией.

Тем не менее, участились случаи злоупотребления шоферами данной системой лояльности. Под эгидой борьбы с воровством и мошенничеством, в среде такси-сервисов, «Доступный город» претворили в жизнь проектную схему «Антифрод» — механизм анализа и сбора данных, позволяющий выявить грубые нарушения регламента и пресекающий любые попытки финансовых махинаций. В системах работы онлайн-приложений вызова такси, методах приема заказа и расчета стоимости поездки всегда есть незначительное количество недоработок, так называемых «дыр системы», позволяющих обходить то или иной ограничение, и в конечном случае обманывать клиентов и такси-агрегаторов.

«Доступный город», являющийся посредником между водителем и провайдером услуг такси, выявляет мошеннические схемы и системные сбои, сообщая о них партнерским такси-сервисам, таким образом улучшая общее качество сервиса по персональному извозу и проводя отсев недобросовестных извозчиков.

Представитель организации поделился с горожанами самыми распространенными алгоритмами обмана клиентов, которые используют неблагонадежные водители популярных такси-сервисов.

1. Дублированный заказ

В данном случае недобросовестный перевозчик работает с двумя смартфонами или планшетами, дублируя одиночную поездку клиента. Большинство современных приложений позволяет водителям не только брать дистанционные заказы, но и оформлять их в режиме реального времени, подобрав клиента прямо на улице. При оформлении заказа «на месте» водитель волен сам выбирать тарифные опции и дополнительные услугу, включающиеся в сумму извоза.

Мошенническая схема работает следующем образом. Клиент заказывает автомобиль в онлайн-приложении . Водитель подъезжает на указанную точку, выставляет статус «на месте» и сразу убирает из вида основное мобильное устройство. В процессе ожидания клиента, шофер достает дублирующий аппарат, в котором он оформляет такой же заказ по тарифу, предпочтительному для него - симулируя подбор клиента с улицы. Дублирующее устройство располагается на видном месте внутри салона автомобиля, чтобы не вызвать подозрений у заказчика, и имеет абсолютно идентичный интерфейс - перед началом движения, система поприветствует клиента и попросит пристегнуть ремень безопасности.

С основного устройства, спрятанного от посторонних глаз, водитель выставляет активный статус поездки и совершает необходимый маршрут - ничего не подозревающий клиент получает традиционное смс о начале движения.

При завершении маршрута, водитель будет аргументировать повышенную стоимость любыми внешними факторами, такими как дорожные пробки, особенности работы навигационных систем, час пик или длительное ожидание клиента. Естественно, данные аспекты и оправдания не могут являться причиной изменения платежа, так как в стоимость поездки за фиксированную сумму уже включены все эти факторы. Если фиктивная, завышенная цена за поездку не превышает 50 процентов от изначальной суммы, основная масса клиентов соглашается с шофером не желая входить в конфронтацию. Как только клиент покинул автотранспорт, шофер-махинатор должен произвести последний, решающий обманный маневр. Необходимо, чтобы сумма, прописанная в фактическом заказе, цена на основном мобильном устройстве, совпала с ценой на фиктивном, дублирующем.

В данном случае водитель имеет несколько опций. Шофер может припарковаться и подождать некоторое время, пока счетчик не доберется до нужной ценовой отметки и только тогда завершить поездку. Либо проехать необходимое количество километров до достижения таксометром необходимой суммы и продолжительности маршрута. Дополнительным вариантом является включение в стоимость дополнительных услуг, к которым клиент, естественно, отношения не имел: установка дополнительного кресла для ребенка, провоз домашнего животного и т.д.

Одним из самых известных примеров использования такой схемы обмана является случай, когда водитель в течении трех раз провозил клиента через Кронштадт по кольцевой автодороге, хотя гостю нужно было всего-лишь попасть из аэропорта на Московский вокзал.

Алгоритм дублирования заказа является одним из самых распространенных методом мошенничества, успех его работы заключается в психологической работе шофера с клиентом. Если заказчику понравится поездка, водитель и общее качество услуги, он почти наверняка не будет задавать лишних вопросов о завышенной цене. Стоит отдельно отметить, что по последним статистическим данным, среди частных шоферов значительный процент людей с судимость за обман и мелкое воровство.

2. Манипуляции с программным обеспечением

Программное изменение мобильных приложений с первого взгляда является довольно-таки сложной системой обмана. Тем ни менее, на практике, данную манипуляцию совсем не сложно произвести в домашних условиях.

Общеизвестным является факт, что мобильные приложения, как и любые другие программы могут иметь встроенные дефекты, или системные «дыры». Производители программного обеспечения борются с данными сбоями путем выпуска актуальных обновлений, закрывающих «дыры» в коде и улучшающих общую работу системы.

Прекрасным примером эффективных программных манипуляций могут стать неоднократные случаи вмешательства в приложение от , имевшие место в 2015 году. Недобросовестные извозчики любят применять схему «платного ожидания» клиента в мошеннических целях. При обновлении приложения от с выпуска 6.37 до выпуска 6.39 функция платного ожидания полностью уничтожалась, не давая возможность шоферам злоупотреблять данной опцией. Благодаря примитивным инструкциям из интернета, любой водитель мог с легкость скачать программу в версии 6.37, выудить из нее файл, отвечающий за систему платного ожидания и встроить ее в актуальную версию приложения. Данная процедура занимала не более получаса и безотказно работала фактически на всех устройствах. На текущий момент, такой метод обмана уже не актуален, так как разработчики полностью пресекли возможность вмешательства в программный код, но не далее чем год назад такого рода манипуляции имели крайне обширные масштабы.

3. Фиктивный клиент

Данный способ обмана сможет сработать исключительно при стечении определенных обстоятельств. Первым, является оплата услуг такси по безналичному расчету, к вашему должна быть привязана актуальная банковская карта. Вторым аспектом является личная оплошность - заказчик вызвал такси на определенный маршрут, передумал ехать, но забыл отменить поездку собственноручно.

При таком стечении факторов, недобросовестный шофер делает следующее - совершает полный маршрут без наличия клиента в салоне и по завершению поездки получает безналичный перевод, списанный с карты заказчика. Клиент получает уведомление от списании средств, но доказать его отсутствие в автомобиле почти не возможно. При дальнейших разбирательствах, водитель будет настаивать на своей истории развития событий: в салоне автомобиля был клиент, подтвердивший выбранный маршрут. Шофер не мог знать, что данный клиент и заказчик - разные люди. Развозка была совершена, GPS навигация подтвердит пройденный маршрут. В подавляющем большинстве случаев, такси-сервис встает на сторону клиента, возмещая ему денежные средства и блокируя водителя, тем ни менее это происходит далеко не в 100 процентах случаев.

4. Изменение фактических GPS координат

Данная манипуляция чаще всего не несет материальных издержек как для клиентов такси-сервисов, так и для самих провайдеров, поэтому организация «Доступный город» фактически не мониторит такого схемы. Выявление такого рода махинаций - задача IT отдела каждого конкретного такси-агрегатора.

Система подачи автомобиля клиенту работает, в подавляющем большинстве случаев, по следующему алгоритму. Заказ направляется к водителю, который находится ближе всего к точке посадки, соответственно, автомобиль сможет прибыть к клиенту в кратчайшие сроки. Шоферы все чаще и чаще используют сторонние приложения, для изменения своего местоположения в рамках GPS навигации. Такие программы как Fake GPS и подобные, пользуются значительным спросом у водителей, изменяя навигационные данные.

Такой метод обмана, или лучше сказать, легких манипуляций особо актуален в местах с платной парковкой - на аэровокзалах, железнодорожных станциях, в загруженных городских центрах. Водитель выставляет координаты автомобиля, таким образом, чтобы рабочее такси-приложение выставило машину прямо у выхода из здания с большим трафиком клиентов, или прямо у выхода авиа-терминала. Таким образом, находчивый водитель первым получит дорогостоящий заказ, хотя по факту может находиться в нескольких километрах от точки посадки клиента.

Гораздо более опасными, для такси-провайдеров, являются пользователи приложения Mock Location и подобных. Данная программа не просто имитирует движение автомобиля по карте, но и сверяется с данным по загруженности магистралей, меняет скоростные показатели транспортного средства и создает фактически полную иллюзию прохождения маршрута. Для отъявленных рецидивистов данная схема еще более удобна, чем афера с фиктивным клиентом.

5. Нулевой баланс

Такси-агрегатор снимает деньги с клиентской банковской карты либо фрагментарно, либо в рамках полной стоимости по окончанию соответствующей поездки. Если у клиента нулевой или минимальный денежный баланс, он все равно сможет вызвать автомобиль. Заказчик выходит из такси, и денежные средства водителю приходится возмещать самому такси-сервису. Шоферы также могут использовать данную схему с помощью подставной карты — если такси-агрегатор оплачивает работу шофера в любому случае, периодически, водитель может совершать «пустые поездки», жаловаться на недобросовестность воображаемого клиента и в итоге все равно получать отчисления. Залог успешной работы данного алгоритма - не применять его слишком часто.

6. Полное обналичивание промо-кодов

Крупнейшие игроки на рынке частного такси-извоза вкладывают огромное количество денежных средств для привлечения новых клиентов в свою базу. Для этих целей каждая конкретная организация распространяет специальные промо-коды, дающие денежную скидку на поездку определенного номинала.

Водители имеют возможность использовать данные коды для дополнительного обогащения. Каждый заказчик имеет право использовать конкретный промо-код один единственный раз. Предположим, у клиента есть промо-скидка на поездку номиналом в 500 рублей. Заказчик вызвал автомобиль, но его поездка стоила все 300. Клиент не может использовать остаток суммы промо-кода, в то время как шофер вполне может получить свою выгоду - отчисления за маршрут стоимостью в 500 рублей значительно больше чем за поездку в 300.

Водитель может поступить следующим образом - не завершать поездку в приложении, пока автомобиль не «накатает» желаемую сумму. Или же, опционально, шофер просит разрешение у заказчика довести номинал промо-кода до конца. Клиент в любом случае оплачивает только реальную сумму поездки, поэтому многие люди из соображений приличия и жалости дают водителю добро на закрытие полной суммы скидки. Некоторый процент клиентов, безусловно, могу выставить водителю плохую оценку, если предложение поучаствовать в махинации не придется им по вкусу. Тем ни менее, такое бывает крайне редко, и шоферы вполне готовы на данный, минимальный риск.

7. Получение доплаты с партнерской организации за фиктивную поездку

Система оплаты услуг водителя у основных онлайн-агрегаторов осуществляется методом доплаты за минимальный, дешевый маршрут. Для привлечения клиентов, компании используют скидочные тарифы и небольшую стоимость услуг при перемещении по центру города или в рамках одного района. Такси-сервис доплачивает водителю за оказание услуг по извозу в рамках скидочных акций и недорогих тарифных опций, для примера клиент компании может заплатить за короткий маршрут всего 50 рублей, в то время как водитель получит минимум 220 рублей бонусными отчислениями. Клиенты и , совершив поездку того же номинала, принесут шоферу бонус в виде 100 и 130 рублей соответственно.

Денежный перевод за совершенную поездку совершается на личную банковскую карту водителя и чаще всего оплачивается именно партнерской организацией, и только потом взимается с такси-агрегатора. Такая система транзакций создает ситуацию для очередной мошеннической схемы. Если по счастливой случайности, злоупотребление моментальными выплатами со стороны водителя будет доказано, деньги потеряют именно партнеры компании перевозчика, а не сам онлайн-агрегатор.

Алгоритмов обмана с моментальными выплатами крайне много. На мелких, фиктивных заказах партнерские организации могут терять до 50 тысяч рублей в неделю. Вопиющем случаем такого злоупотребления можно назвать ситуацию мошенничества, когда таксист пытался оправдаться выдуманной историей о развозе локальных пенсионерок до продовольственного магазина и обратно. В правдоподобность такого развития событий верится с трудом, по итогу разбирательства водитель был заблокирован в подавляющем большинстве такси-сервисов.

Недобросовестные извозчики также могут создавать фиктивные поездки с дублирующих устройств, подождать пока заказ перейдет к ним, а затем просто получить бонусные отчисления заработав на разнице в цене. Для большей достоверности, мошенник даже может выйти из дома со смартфоном, совершить променад в пару кварталов и вернуться, таким образом обманув навигационные системы. Были случаи, когда некоторые злоумышленники даже не удосуживались выходить из квартиры, симулируя поездку через сторонние приложения эмуляции GPS координат.

8. Махинация с дополнительными Sim-картами

Основной идентификацией клиента такси-сервиса является личный номер телефона, в дополнение к нему онлайн-приложения считывают серийный номер устройства и данные геопозиции. У таксистов есть возможность оформить на себя фактически неограниченное количество sim-карт, взять номера в аренду или приобрести нелегальные чипы, оформленные на третьих лиц.

Если таксист выполняет заказ с известной точкой назначения, он без труда сможет продублировать маршрут используя дополнительное мобильное устройство и лишнюю sim-карту. В каждой конкретной компании по извозу присутствует дневной план выработки, лимит поездок, после которых водитель начнет получать дополнительные денежные бонусы. Не редки случаи, когда знакомые шоферы входят в сговор, делая фиктивные заказы у друг друга, таким образом повышая общую выработку и увеличивая количество отчислений от агрегатора.

9. Преждевременное закрытие заказа

Крупнейшие такси-сервисы, так же как и все партнерские организации получают прибыль с процентных отчислений за каждую совершенную поездку. Доплата водителям за минимальный заказ компенсируется продолжительными, дорогими маршрутами.

Материальное благосостояние работодателя чаще всего не интересует таксиста. Для шофера важна личная прибыль и любой механизм, позволяющий ее увеличить. При выполнении гипотетического заказа на сумму в 300 рублей, водитель может предложить клиенту скидку при оплате наличными. Заплатив дешевле установленной таксы, заказчик радостно покидает автомобиль, в том время как водитель закрывает поездку по минимальному тарифу. Таким образом шофер получит как наличные деньги от клиента, так и доплату со стороны партнерской организации за минимальный заказ.

10. Отмена заказа для обхода тарифных опций, установленных провайдером

Для увеличения собственной прибыли, неблагонадежные шоферы могут использовать функцию отмены заказа. В тот момент, когда автомобиль уже находится на точке посадки и клиент подтвердил готовность совершить маршрут статусом «скоро выхожу», водитель собственноручно отменяет заказ. Извозчик может аргументировать такую ситуацию программной ошибкой, сбоем оборудования или старым, не надежным мобильным устройством. В данном случае, шофер рискует получить минимальный штраф за отмененную поездку, тем ни менее может сполна возместить убытки за счет клиента, так как заказчик уже находится в салоне автомобиля, а водитель уже не привязан к фиксированным тарифным опциям провайдера.

Данная мошенническая схема встречается крайне редко, и достаточно быстро фиксируется агрегаторами и партнерскими организациями.

1. Клиент такси-сервиса должен пристально следить за экраном собственного мобильного устройства и не выпускать из вида банковскую карту, при безналичной оплате. Водителю будет значительно сложнее вас обмануть, если в приложении вы не выставляете точку назначения.

2. Водитель, работающий на крупных такси-агрегаторов должен понимать, что идет на обман на свой страх и риск. Если относительно безобидные схемы с легкой манипуляцией GPS показателей у вокзалов и аэропортов не вредят ни клиенту, ни провайдеру, то более сложные махинации требуют от водителя дополнительного интеллекта, расчетливости и полного понимания неизбежных последствий обмана.

3. Крупнейшим игрокам рынка такси-услуг можно посоветовать увеличить вливания в соответствующие IT отделы. В конечном итоге, именно благодаря программистам, основная масса обманных схем оказывается раскрытой.

4. Партнерские организации должны учиться бороться со всеми типами мошенничества путем покупки актуального программного обеспечения и постоянного повышения квалификации собственных сотрудников.

5. Необходимость сторонних вложений в бюджет партнерских организаций актуальна как никогда. Такого рода предприятия не только увеличивают эффективность работы рынка услуг по частному извозу, но также и являются вполне самостоятельной бизнес-моделью.

Все это на анонимных условиях сообщили сотрудники самих приложений для вызова такси и хитрые пассажиры. Речь пойдет о самых известных сервисах - Uber, Gett, Яндекс.Такси.

Как нас дурачат водители

  • Из-за новых тарифов ждать вас под окнами бесплатно никто не будет. Теперь пассажиру дается в среднем 3-5 минут (бесплатных) на выход из дома и посадку. Часто только въезжая во двор, таксист отмечает в приложении, что он на месте. Вы можете его еще не видеть, а он уже приехал. Так водитель получает несколько оплаченных вами минут. Впрочем, можно попробовать разобраться в ситуации вместе со службой поддержки.
  • Иногда таксист едет из точки А в точку Б другим путем, не тем, который приложение проложило изначально. Поэтому система пересчитывает стоимость поездки в большую сторону. Это уже можно оспорить, но нужно быть внимательными и жаловаться в службу поддержки сразу.
  • Водитель может переключить вручную фиксированный тариф на поминутный, рассказывая пассажиру сказку про сбой системы. А может и вообще ничего не объяснять. Наш источник в одной из компаний говорит, что такое бывает довольно редко, потому что технически сменить тарификацию сложно. Но возможно! Будьте внимательны.
  • Если вы катаетесь на Gett, вы наверняка часто видели это грустное «нет свободных машин», заказывая такси эконом-класса. Это происходит не потому что их правда нет поблизости, а потому что самый дешевый класс не очень жалуют водители. Ну и само приложение никак не «загоняет» их туда, потому что комфорт-класс подороже, а значит, выгоднее для бизнеса.
  • Стоит помнить, что все еще в ходу старый трюк - насчитать вам услуги, которых вы не заказывали. Например, перевозку животных за 150 рублей (у Яндекс.Такси). Или детское кресло за 100 рублей в Uber.

Как хитрят приложения

  • После введения фиксированных тарифов приложения перестали показывать коэффициент увеличения цены, который обычно активируется в морозы, снегопады, дожди и просто в час пик. Если вы не знаете, сколько обычно стоит доехать из А в Б (оказались в незнакомом районе), то переплатите и даже этого не поймете. Хотя в Яндекс.Такси есть плашка про высокий спрос.
  • Иногда водители специально создают этот повышенный коэффициент. Видят много заказов из какого-нибудь популярного места, сговариваются и не принимают их. Тогда приложение, чтобы замотивировать таксистов взять заказы, выкатывает увеличение цены для нас с вами в 1,5-2 раза. Хитро, согласитесь! Но, опять же, в Яндекс.Такси уверяют, что с их системой такое не прокатывает: потенциальный сговор видно на приборах, поэтому водителям позвонят и проверят, почему они не берут заказы.

Лайфхаки

  • Пользователь может снижать цену, играя с адресами: не указывая дом или вбивая вместо своей соседнюю улицу, ближайший перекресток. Иногда в Uber это дает разницу в минус 100 рублей, в Gett тоже можно сберечь рублей 30-50.
  • Поминутная оплата - не такое уж зло, она тоже помогает экономить во время коротких поездок. При заказе просто не указывайте конечную точку маршрута. Но это работает только с пустыми дорогами!
  • Cкидка при оплате банковской картой. Такое встречается в Яндекс.Такси, Uber в этом году проводил акцию с системой Mastercard на 5 первых поездок, предлагая скидку 50%. Если следить за предложениями, можно почти все время кататься со скидками. На разных сервисах, конечно.
  • Если вы оказались на юге Москвы и не представляете, каков обычный ценник до северо-запада, не стоит переплачивать: проверьте по любой онлайн-карте, сколько вы будете ехать с учетом пробок в минутах и километрах. Дальше холодный расчет: у каждого сервиса есть стоимость минуты и километра, умножаете и получаете идеальную цену для этого маршрута. К ней и надо стремиться при поиске машины!

Водитель Яндекс.Такси из Астаны поделился с Kazday своим опытом использования системы. Рассказал о том, как её обмануть, как заработать, и когда, по его предположению, компания повысит тарифы.

Водители в плюсе

— Сейчас по 400 тенге Яндекс за каждую поездку доплачивает водителям субсидии. Допустим, отвёз я человека за 200 тенге. С него получил деньги и еще система закинула 400.

Но это временно. В Алматы где-то 2,5 месяца они так катались, а потом доплату отменили, тарифы подняли. Но ничего, люди же катаются.

Субсидии они ввели, чтобы набрать водителей, чтобы людям было интересно, чтобы они втянулись, чтобы они побросали официальные автопарки. Я, допустим, бросил. Вчера сдал рацию. Сейчас работаю только на Яндексе.

Тем более, в любое время можешь закрыть программу и отдыхать, или поехать, решить свои вопросы какие-то. Это очень удобно.

Пассажиры в плюсе

— Людям тоже удобно. Потому что к новому году это неплохая экономия по бюджету. Цены такие — 200 тенге, когда они обычно 700 платят. Если без пробок — ещё меньше, 150.

Толпой садятся молодые парнишки. Я их забираю на Сауране и отвожу на Алау (Ледовый дворец — Kazday) . Недалеко сравнительно, но всё равно. Они вчетвером на автобусе заплатили бы больше — 400 тенге. А они оплатили всего 140 и в шоке.

Как обмануть Яндекс.Такси

— Я как делаю. Вызывает меня клиент. Я подъезжаю. Перезваниваю — не берёт. Я через пять минут перезваниваю снова, когда уже платный тариф идёт за ожидание — опять не берёт или отключен. Тут я начинаю поездку. Проезжаю пару перекрёстков, и делаю завершение поездки. Пусть я недополучил эти 200 тенге, которые мне должен был клиент заплатить, зато мне капает 400 тенге от системы. Я их иду и получаю.

Своей подруге сегодня сказал, ты когда поедешь на работу, вызови меня. В итоге, я её довёз, и система мне заплатила 400 тенге.

Любую систему можно победить.

Почему ночью нет машин

— Ночью, да, тяжело найти машину. Я, к примеру, ночью стараюсь не работать. Почему? Потому что ночью человек должен спать. Кто работает ночью, тот быстрее стареет.

И ночью, в основном, заказывают на длинные расстояния. А нам на длинные расстояния катать не выгодно. Тем более без пробок. С пробками хоть время капает, тариф идёт.

И еще одна причина — я жаворонок. Я вчера заставил себя до двух часов работать. Потому что мне нужны деньги. Кредит за машину плачу. Сейчас его закрою и квартиру нужно взять.

Как компания пришла в город

— Сначала была группа в Вотсапе. Мой друг от кого-то узнал. Я написал, они меня туда добавили. Мы ждали месяца три, наверное. Ждали, пока он откроется.

Приезжают люди, в аэропорту встречаем, а они спрашивают: «Ну что, у вас Яндекс не открылся? Блин, так хорошо в Алматы. В последнее время немного подорожал. Но мы все равно ездим».

Как запустились, я документы скинул и меня устроили. Они устанавливают специальное приложение «Таксометр» и поехал.

Вначале говорили, что надо будет 14000 тенге платить, 11 часов надо будет работать. Потом условия меняли, так и так.

В итоге, условия сделали хорошие. 500 тенге платишь в сутки, и катаешься. И тарифы лучше, чем с бордюра и лучше, чем в таксопарке работать.

Сейчас ушатанные машины уже не берут. Берут с 2005-2006 года. Или если у тебя бизнес-класса автомобиль. Только так можно в систему устроиться.

Яндекс.Такси работает через партнёров. У них ИПшки. На их счета Яндекс скидывает деньги, они идут в банк, снимают и отдают нам. Я в любое время могу забрать то, что заработал.

Сейчас они хотят, чтобы мы карточки сделали, чтобы они сразу туда кидали.

В основном, это бывшие официальные автопарки. Раньше когда-то было такси. Но официальные такси сейчас умирают.

Что будет потом

— Когда они в Астане отменят субсидии, тариф поднимется. Не будет так дёшево. Ещё коэффициент введут. Возможно, часть пассажиров уйдёт, но часть-то останется.

А водителей они никак не смогут обидеть. Если обидят, то у них некому будет работать. Мы им будем 15% платить.

Я уже знаю наперед, как в России было. Там тоже так начиналось.

Потом они рынок завоевали, потом чуть-чуть тариф подняли для вас, и нам поставили 15%. И вот те деньги, которые они вложили — на субсидии, на всё, они завтра окупятся. За счет того, что мы им будем давать, а вы нам будете доплачивать.

Яндекс.Такси или Uber?

— Убером вообще не пробовал пользоваться. Я слышал, там коэффициент идет на пробки, на время. Но им пользоваться неудобно. У них всё по безналу.

Я вот в Яндексе собрал какие-то копейки, пошёл заправился. Потом еще поработал, выключил программу, поехал пообедал. Ещё помыть машину надо. А в Убере тебе нужно ездить-ездить и там то ли раз в неделю, то ли еще как-то, едешь и снимаешь деньги. Неудобно.

Убер уже умер. Они применяют коэффициенты. А это уже дороже, чем обычные таксопарки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Олег Чанчиков из петербургской компании «Доступный город» - партнёра крупных такси-сервисов - рассказал сайт о способах фрода, которые могут применять таксисты, и объяснил, как пассажирам их избежать.

В закладки

Олег Чанчиков

Привет, я Олег, и иногда я рассказываю о том, как устроено такси изнутри. Вот писали про девушку, пытавшуюся обмануть Uber. Сегодня я расскажу о том, как и кого еще фродят таксисты.

Моя компания придумывает и реализует интеграционные решения для водителей такси - от аренды автомобилей до финансовых инструментов для выплаты денег за безналичные заказы. Мы находимся между провайдерами заказов и водителями такси. Это на наш счет приходят деньги от Uber, и это мы выплачиваем их дальше - тому, кто вас везет.

Один из продуктов нашей компании - моментальные выплаты. Мы умеем выплачивать деньги водителям сразу после выполнения заказа - при том, что деньги от провайдеров приходят с задержкой от трех дней до месяца. Любая попытка обмана со стороны водителя - наш риск не получить деньги от провайдера. Так появился проект «Антифрод», который нужен нам, чтобы быстрее провайдеров узнавать о том, как еще водитель такси может обмануть пассажира или провайдера.

Что-то мы рассказываем провайдерам - когда фрод угрожает нашему бизнесу. Что-то не рассказываем совсем - когда дырка очевидна всем (и самому провайдеру в том числе). С чем-то работаем самостоятельно и не выносим сор из избы - как правило, с новичками, решившими, что уж их-то точно никто не заметит.

Жизнь богаче фантазии и то, с каким фродом мы столкнемся завтра, наверняка удивит нас еще больше, чем эта статья.

Как любой нормальный человек, водитель хочет денег. Не всегда больше, но всегда - легче. Ему не важно, кто именно эти деньги заплатит - пассажир или провайдер. Главное, чтобы никто не заметил и все остались довольны.

1. Дублер

«Яндекс.Таксометр» (софт для водителей «Яндекс.Такси») позволяет водителю, помимо заказов самого провайдера, работать с заказами «от борта» - пойманными на улице. Водитель может создать для таких заказов любой тариф, который его устроит.

В начале поездки по такому тарифу софт произнесет ровно те же слова, что и при заказе от «Яндекс.Такси»: «Добро пожаловать. В целях безопасности просим вас пристегнуться». И интерфейс ничем не будет отличаться от того, который и вы, и водитель видите, когда едете по заказу от «Яндекс.Такси».

Алгоритм обмана вас не слишком сложный:

  • Водителю на устройство А поступает заказ «Яндекс.Такси». Он его принимает, подает автомобиль и ставит статус «На месте».
  • Пока вы выходите, водитель включает таксометр «от борта» на дублирующем устройстве Б с фейковым тарифом. Устройство Б находится на самом видном месте автомобиля - так, чтобы вы всегда видели, сколько именно стоит ваша поездка, это важно.
  • Вы садитесь в автомобиль. Водитель незаметно ставит статус «В пути» на устройстве А и убирает его в карман. Вам приходит SMS о начале поездки.
  • Водитель ставит статус «В пути» на устройстве Б. Магия начинается.

Этот способ безопасно использовать, если разница в финальной стоимости поездки не будет превышать 50% от оригинальной - ее все еще можно обосновать пробками, маршрутом и ошибками «Яндекса».

На ваш аргумент «А вот у меня в приложении другая сумма написана» ответят, что в приложении указана примерная стоимость поездки (это не так), а в реальности были пробки, навигатор повел иначе и вообще «Яндекс» считает поездку по прямой от точки А в точку Б, а машина ездит по дорогам (и это тоже не так). В реальности «Яндекс.Такси» по завершении поездки показывает вам точную стоимость этой поездки.

Вы расплачиваетесь, выходите из машины, и у водителя начинается следующий этап магии: надо сделать так, чтобы суммы на устройствах А и Б совпали. Это нужно для того, чтобы ваше приложение показало вам ту же стоимость поездки, что и сумма, которую вы в реальности заплатили.

Это делается так:

  • Водитель не заканчивает поездку сразу, а проезжает еще несколько километров, добиваясь идентичности сумм на устройствах А и Б.
  • Водитель может никуда не уезжать вообще, а просто постоять минут 30 около конечной точки маршрута, не закрывая заказ. Минута ожидания стоит недорого, но зато не надо никуда гонять машину.
  • Водитель всегда может добавить дополнительные услуги - вы этого не увидите. Так вы становитесь владельцем животного или багажа в салоне.

Самый крутой случай из нашей практики - пассажир ехал из Пулково на Московский вокзал и трижды проехал через Кронштадт. Поездка по КАД через Кронштадт по желанию клиента - платная услуга в «Яндекс.Такси», она стоит 400 рублей.

Удивительно, но этот способ работал почти без сбоев. Ключевая задача водителя - сделать так, чтобы пассажир был доволен поездкой настолько, чтобы ему не хотелось разбираться, почему суммы разнятся настолько сильно. Я уже писал о том, что среди водителей такси невероятно высокая доля людей с судимостью за мошенничество: с даром убеждения у коллег все тоже неплохо.

2. Подмена таксометра

Провайдеры, безусловно, хотят, чтобы водители не фродили пассажиров. Каждая новая версия софта для водителей оставляет все меньше и меньше дырок. Но голь на выдумку хитра. В этот способ фрода довольно сложно поверить: настолько он абсурден. Однако я делал это своими руками, и это работало.

Осенью 2015 года «Яндекс.Такси» обновило «Таксометр» с версии 6.37 до версии 6.39, в которой не было функции платного ожидания пассажира (как использовать для фрода - смотрите выше). При выходе обновления старая версия, естественно, перестает работать.

Я совсем не разработчик. Я совсем не понимаю, как устроены мобильные приложения. Однако даже у меня получилось выдернуть из интернета.apk-файл «Таксометра» версии 6.37, разобрать его первым подвернувшимся под руку декомпилятором (или как это правильно называется), поменять номер версии и сборки на 6.39 и собрать обратно.

Вы уже догадались, да, что фейковая сборка заработала, сохранив функциональность оригинальной? Сейчас это, впрочем, уже не работает: «Яндекс» научился бороться с подобным фродом.

3. Другой пассажир

Представьте: вы вызвали автомобиль с оплатой поездки пластиковой картой. И почему-то не вышли вовремя: передумали, уехали на другой машине, задержались в душе. И не отменили заказ - так часто бывает, потому что вы считаете, что это проблема водителя.

Водитель подает автомобиль, ждет пассажира и честно едет из точки А в точку Б, которую вы заботливо указали, когда заказывали машину. Затем водитель закрывает заказ, и с вашей карты списывается стоимость поездки.

Вы, естественно, получаете SMS от банка и пишете провайдеру, что никуда не ездили. А водитель говорит: «Вышел человек, сел в машину. Я его спросил: "В аэропорт" (ну, допустим)? Он сказал: "В аэропорт". Откуда мне знать, что это не тот пассажир?».

Доказать правоту или, наоборот, фрод невозможно - что со стороны водителя, что со стороны пассажира (вам же тоже никто не мешает так фродить). Обычно провайдеры встают на сторону пассажира, возвращают деньги, а водителя блокируют. А наша задача - разобраться с тем, что произошло на самом деле. Фрод по отношению к пассажиру автоматически снижает рейтинг водителя в нашем антифроде, потому что в следующий раз на деньги можем влететь и мы.

4. Подменная координата

Это один из тех фродов, в которые мы не вмешиваемся совсем. Во-первых, они не ведут к прямым финансовым потерям ни с какой стороны. Во-вторых, мы считаем технические дырки провайдеров недоработкой и уверены, что на стороне любого оператора из «большой тройки» больше одного человека отвечает за отсутствие таких дырок.

Чаще всего этот способ используется около вокзалов и аэропортов - там, где парковка платная, заказы есть почти всегда, и их цена сильно выше средней.

Алгоритмы распределения заказов у провайдеров учитывают расстояние от автомобиля до точки подачи и время, необходимое для подачи (факторов в действительности значительно больше). Следовательно, чтобы с большей вероятностью получить заказ как можно быстрее, нужно оказаться как можно ближе к точке подачи.

Водители используют Fake GPS - софт, который подменяет координаты вашего устройства. Вы с его помощью можете, например, свайпить в Tinder в Нью-Йорке без премиум-аккаунта, а таксисты паркуют автомобили на первой линии зоны прилета или на взлетно-посадочной полосе аэропорта.

Выделяются на фоне этого относительно безобидного фрода те, кто нашел и использует Mock Location. Этот софт позволяет достаточно правдоподобно имитировать движение автомобиля по дороге: он будто бы останавливается на светофорах, снижает скорость на поворотах и может выдерживать среднюю скорость на маршруте из точки А в точку Б.

Схема фрода ничем не отличается от фрода с поездками по картам, кроме того что автомобиль не трогается с места совсем.

5. Пустая карта

Провайдеры списывают деньги с вашей карты либо несколькими небольшими частями, либо одним платежом после окончания поездки. Для пассажира это способ обмануть провайдера: некоторые из них оплачивают поездку водителю, даже если не смогли списать деньги с карты пассажира.

Этот же способ работает и для водителей. Главное - создать историю использования карты пассажиром и фродить того провайдера, который точно заплатит.

6. Докат

Вы же наверняка пользовались промокодами на такси? Провайдеры сжигают безумные миллионы денег на привлечение новых пассажиров и удержание старых.

Как правило, один пассажир может использовать один промо-код один раз. То есть даже если у вас промо-код на 500 рублей, а поездка - на 200, вы не сможете использовать оставшиеся 300 рублей. А водитель сможет. Ему для этого достаточно просто не закрывать заказ - либо не предупреждая пассажира (в этом случае есть риск получить плохую оценку), либо просто спросить: «Можно я промокод на максимум закрою?». Пассажиры редко отказывают: чужие деньги мало кто считает.

7. Самокат

Мало кто из пассажиров знает, что все провайдеры доплачивают водителям за существенную часть поездок - ту, где пассажир платит меньше суммы, за которую водители готовы выполнять заказы провайдеров.

Например, в Петербурге у Gett минимальная стоимость поездки для пассажира - 50 рублей, а для водителя - 220; у «Яндекса» - 50 и 130 рублей, у Uber - 50 и 99 рублей, соответственно.

Технически в биллинге доплата мало чем отличается от безналичного заказа: она так же поступает на баланс водителя. А дальше дело везения: как быстро провайдер или партнер поймают водителя на фроде. Если партнер выплатил водителю эти деньги, а провайдер признал поездку фродовой и не оплатил ее, деньги теряет партнер.

Прошлой весной мы потеряли на таком мошенничестве около 60 тысяч рублей за две недели. Самой увлекательной из историй про резко выросшее количество коротких заказов была вот такая (от первого лица):

Стою я на отстое. Подходит бабулька из соседнего дома. Ей дети подарили смартфон и поставили туда «Яндекс.Такси», чтобы она из магазина сумки не таскала, а на машине ездила. А как пользоваться, не объяснили. Вот она приходит ко мне и просит помочь. Я ей показываю, заказ делаю, а он мне прилетает. Ну, я и везу: магазин в соседнем доме. И бабулек таких в нашем районе - пруд пруди. Все узнали, как за копейки на такси можно ездить.

Я, признаться, попробовал представить себе таксиста-отстойщика (это те, у которых посадка в машину начинается от 300 рублей), к которому массово ходят бабушки и который, вместо того чтобы бабушек радостно окучивать, помогает им разобраться с ненавистным этому таксисту «Яндексом», а потом еще и везет этих бабушек. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Особняком стоят водители, которые сами создают короткий заказ на одном устройстве и дожидаются, когда он достанется им на втором устройстве.

У нас работал водитель, который через наши моментальные выплаты так получал деньги на сигареты: ловил заказ, выходил из дома, проходил пешком вокруг квартала, закрывал заказ на 70 рублей, в течение пяти минут получал оплату и оплачивал картой сигареты в соседнем магазине. Круче него, наверное, был только водитель из Краснодара, который даже не выходил из дома.

8. Много SIM-карт

Основной идентификатор вас как пассажира - номер вашего телефона. Именно на него в первую очередь смотрят любые антифрод-алгоритмы. Только после этого идут IMEI устройства, GPS-координаты и все остальное.

Чтобы начать пользоваться приложением, надо получить SMS. Я не настоящий таксист, но у меня есть около 10 SIM-карт, зарегистрированных на меня, и еще столько же - на Санта Клауса. Ну и, конечно, всем нам помогут сервисы аренды номеров.

Коллега из Казани могла не просить пассажира заказать ее еще и по Uber, а сделать это самой. Как правило, алгоритм выполнения заказа позволяет потратить на это пару минут. За исключением случая, когда конечная точка маршрута неизвестна.

Когда провайдер доплачивает за заказ при условии выполнения Х заказов в день, у таксистов включается профессиональная солидарность: сегодня ты закажешь меня, потому что у меня не хватает двух заказов до нормы, а завтра - я тебя.

9. Закрыть заказ раньше

Провайдер и партнеры живут на комиссии - проценте, который они получают с каждого выполненного заказа. Win-win-модель фрода очевидна: водитель предлагает пассажиру заплатить меньше (допустим, 250 рублей вместо 300) и закрывает заказ на как можно меньшую сумму (допустим, на 70 рублей).

В этом случае деньги недополучают провайдер и партнер. Для водителя важны стоимость, после которой ему становится невыгодно мошенничать, и оплата поездки наличными: с картой этот способ работает, только если у водителя есть mPOS-терминал.

10. Отменить заказ

Водитель подает автомобиль и звонит вам: машина ждет. После того как вы подтвердили, что скоро выйдете, водитель отменяет заказ. На ваши вопросы, скорее всего, ответят, что это баг у провайдера.

Даже если с водителя удержат комиссию за отмененный заказ, у него уже есть пассажир, готовый ехать именно с ним, и - это важно - у него больше нет цены, установленной провайдером.

Этот способ редко работает в отрыве от дублера. Справедливости ради, используется он нечасто, и такие случаи, как правило, быстро отлавливаются на стороне провайдеров.

После каждой статьи на сайт находится человек, спрашивающий «Ну и зачем это все?». Вот зачем:

  • Если вы пассажир, следите за руками. Не оставляйте пластиковые карты и экраны своих смартфонов без присмотра. Универсальный рецепт - не указывать конечную точку маршрута при заказе машины, так вас сложнее профродить.
  • Если вы водитель, не попадайтесь на глупостях. Наше отношение к фроду такое: вы делаете это на свой страх и риск. До тех пор, пока это не вредит нам, мы можем не замечать фрод, но не можем не замечать глупость.
  • Если вы провайдер, мы понимаем, что ваши цели и приоритеты впереди - там, где Элон Маск ездит на беспилотной Tesla по Марсу, но прямо здесь и сейчас и мы, и вы теряем деньги. Давайте вместе их не терять хотя бы там, где можем?
  • Если вы партнер провайдера, приходите к нам, мы хотим научиться продавать свой антифрод, и у вас есть шанс попользоваться им бесплатно или очень дешево - пока мы будем на вас тестировать модель монетизации.
  • Если вы инвестор, приходите, у нас открыта вакансия денег. Того, что делаем мы, не делает ни один другой партнер и ни один провайдер.

Ключевое сообщение каждого из моих рассказов про такси, конечно, другое. Локомотивы-провайдеры тянут этот рынок в будущее. Чем лучше мы (или любой другой партнер) понимает это будущее, провайдеров и сам рынок, тем больше у нас возможностей оказаться в будущем теми, без кого оно невозможно. А дальше вы додумаете сами.

Последние годы люди все чаще обращаются к услугам популярных сервисов такси Uber, Яндекс.Такси, Gett и многих других. Поездки для пассажиров стали удобнее и комфортнее, а сама стоимость такси заметно снизилась: требующие совершенно неадекватную цену за свои услуги перевозчики постепенно уходят в прошлое. В то же время развитие технологий в этой сфере открыло новые возможности для мошенничества.

Заказы от борта

Благодаря софту для водителей Яндекс.Таксометр перевозчики могут, кроме заказов от провайдера, принимать так называемые заказы от борта – когда пассажир ловит такси на улице. Не многие знают, что водитель в таком случае в праве сам устанавливать собственную тарификацию и стоимость поездки.

Недобросовестные таксисты иногда включают в приложении режим от борта даже в случае «полноценного» заказа, то есть когда пассажир зашел в программу, указал маршрут поездки от точки А в точку Б и нажал кнопку «вызвать такси». Когда клиент садится в автомобиль, мошенник незаметно включает режим заказа от борта.

После окончания поездки таксист может назвать сумму, чуть ли не на 50% превышающую указанную пассажиру в приложении. На возражения клиента такой водитель отвечает, что сумма поездки в приложении не точная, примерная. В ход идет дополнительная аргументация: были пробки, Яндекс якобы указывает маршрут по прямой, автомобиль же передвигается по дорогам, ну и так далее. На самом деле, все это, конечно же, обман.

Другой пассажир

Данный вид мошенничества действует при условии, что клиент намерен оплатить поездку с помощью банковской карты. Бывает, что человек не вышел вовремя, но заказ не отменил.

Таксист подъезжает, некоторое время ждет клиента, а потом едет из точки А в точку Б, которую указывал клиент. После этого заказ закрывается водителем, а сумму поездки списывается с карты несостоявшегося пассажира.

Тот в недоумении, пытается выяснить в чем дело, начинается разбирательство, водитель же заявляет, что был человек, сел в машину, и он его исправно довез куда надо. Доказать обман в таком случае практически невозможно.

Промокоды

Наверняка многие из нас пользовались промокодами при поездке на такси. Яндекс, Uber и другие сервисы часто пользуются ими для привлечения клиентов. Дисконт можно использовать только один раз. Даже если промокод на сумму 500 рублей, а поездка на 300, то разницу в 200 рублей пассажир использовать уже не может.

Зато это может сделать таксист. Водитель закрывает промокод на максимум и получает эти самые 200 рублей.

Доплата

У каждого сервиса есть минимальный тариф поездки. К примеру, у Gett это 50 рублей, у Яндекс-Такси – 100. В случае, если поездка обошлась клиенту дешевле, сервис доплачивает водителю разницу.

Этим пользуются недобросовестные таксисты. Покупается дополнительный смартфон, с одного телефона водитель делает заказ, а с другого принимает. Как правило, мошенническая схема используется по пути на реальные вызовы – к примеру, «подвозил пассажира».

«Фейковый GPS»

Сотрудничающие с сервисами таксисты порой пользуются программами, которые искажают реальное нахождение их машины на карте. Особенно популярен «искажатель» в аэропортах. К примеру, в Gett заказы распределяются в зависимости от близости водителя к клиенту. Иными словами, кто ближе, то и получает пассажира.

Чтобы получить лакомый заказ первыми ушлые таксисты используют «фейковые GPS», который показывает их местонахождения рядом с аэропортом, тогда как они сами могут быть в другом месте. Только получив заказ, водитель выдвигается. Естественно, что клиент потеряет много времени, ожидая машину.

Первая поездка

В Uber используется практика дарить клиенту первую поездку. Этой возможностью также пользуются мошенники. Водители договариваются заказать друг у друга фиктивную первую поездку. На самом деле она не выполняется, но таксист все равно получает за нее деньги от системы.

Отсутствие предложения

Еще одно мошенничество водителей в Uber – обман формирующего цену заказа алгоритма. Для этого все водители одновременно выходят из приложения, через которое берут заказы.

Система видит крайний недостаток машин, и при ограниченном предложении повышает цены на проезд. Водители же, дождавшись повышенной тарификации, заходят обратно в приложение и принимают заказы. Но уже по завышенной цене.