31 налогового кодекса российской федерации. Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление

В ООО поступило требование из ФНС о вызове налогоплательщика в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.31 НК РФ о вызове налогоплательщика для подачи пояснений по вопросу финансово-хозяйственной деятельности ООО. Никаких прочих уточнений и пометок по вызову нет.Вопрос: законно ли данное требование ФНС? Имеет ли право налогоплательщик в ответ на требование уточнить конкретные причины вызова и не приходить в назначенный день?

Отвечает Ваш персональный эксперт

Да, законно.

ФНС вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Вы можете заранее выяснить по какому вопросу вас вызывают. Для этого можно предварительно созвониться с исполнителем, направившим уведомление. На практике бывает, что вполне достаточно направить письменные пояснения в ФНС.

Обоснование

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками
<…>

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в .

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную (далее — ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Письмо ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@
О мероприятиях налогового контроля

Так как проведение допросов работников проверяемой организации, вызов представителей организации для дачи пояснений в налоговый орган могут осуществляться вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика, такие действия в период приостановления проведения выездной налоговой проверки будут правомерными. Кроме того, учитывая формулировку , предусматривающую право вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений, следует, что данное полномочие налоговых органов может реализовываться вне рамок налоговых проверок. Изложенное соответствует (далее — Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57). По второму вопросу.В соответствии с по смыслу налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, в сроки, установленные в требовании о представлении документов.

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах .

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):
« Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО "Ромашка" в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 - 113 "Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период"».

Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса , а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:
«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала - прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила - 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила - 0 руб.»
Проанализируем доводы налогового органа. Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах , к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, - это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах. Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.
И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

Организации пришло уведомление - вызов в ИФНС на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений в связи с существенным расхождением показателей по реализации в декларациях по НДС и по налогу на прибыль за 2010 год. Буквально в уведомлении цель вызова звучит так: "дать уточнения по поводу расхождений или внести соответствующие изменения в налоговые декларации".
Правомерно ли требование (вызов) налогового органа в указанных обстоятельствах?

Учитывая изложенное, можно предположить, что налоговый орган не вправе на основании п. 3 ст. 88 НК РФ вызывать налогоплательщика для дачи пояснений относительно ошибок или несоответствий, выявленных в налоговой декларации, после окончания срока проведения камеральной проверки.

Однако из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.

Кроме того, как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Схожая позиция находит поддержку в арбитражных судах. Так, например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2012 N Ф03-4485/12 по делу N А51-7538/2012 суд признал правомерным вызов налогоплательщика в налоговый орган и вне рамок проведения налоговых проверок в случае необходимости получения от него пояснений по вопросам расчетов с бюджетом с целью побуждения к оценке полноты отражения в учете хозяйственных операций и правильности формирования отчетных данных (дополнительно смотрите постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 N 05АП-8308/12). Причем определением ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 отказано в передаче указанного постановления ФАС Дальневосточного округа в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Отметим, что в приведенных материалах арбитражной практики рассматривались ситуации с вызовом налогоплательщиков на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями. Однако мы не исключаем возможности распространения приведенной логики судей и на рассматриваемую ситуацию.

В то же время некоторые суды выражают позицию, основанную на том, что вызов налогоплательщика для представления пояснений и документов, в том числе, относительно расхождения данных налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС, не является самостоятельной формой налогового контроля и право налогового органа истребовать у налогоплательщика пояснения и документы без проведения каких-либо мероприятий налогового контроля действующим законодательством не предусмотрено (смотрите, например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 N 20АП-6713/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2011 N Ф04-5019/11 по делу N А27-17041/2010). При этом судьи обращают на необходимость отражения в уведомлении не только цели, но и оснований вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При этом считаем, что у организации есть шансы признать полученное уведомление (требование) налогового органа неправомерным. Но доказывать это, вероятнее всего, придется в судебном порядке.

Напоминаем, что организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за соответствующими разъяснениями в Минфин России.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198; Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3588);

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном , осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6155);

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6420):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы предусмотренных настоящим Кодексом документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом (пункт 4 введен Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 31; в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198).

(Статья 31 в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436)

Имеет ли право налоговый орган, запрашивать пояснение в рамках камеральной проверки, расчет авансовым платежей по налогу на имущество за 9 мес. 2015 года на основании статьи 31 НК РФ.

Д а. Имеет право.

Но следует учитывать, что важно не перепутать требование пояснений и вызов для дачи пояснений. Ведь у инспекции, помимо права требовать пояснения в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), есть и другой механизм получения нужной информации - вызов налогоплательщика для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 22.03.2010 № 03-02-07/1-122 «Об истребовании у налогоплательщика пояснений при выявлении ошибок в налоговой декларации

Вопрос

«1. Может ли налоговый орган требовать представления пояснений основываясь только на статье 31 НК РФ , при этом не указывая, что проводится камеральная проверка ( и за какой период, указывая только, что в отчетности имеется несоответствие?

Каковы законные основания требования по представлению пояснений налоговым органом, если не проводится камеральная проверка, имеет ли право налоговый орган требовать представления пояснений и в каких случаях, предусмотренных законодательством?*

2. Является ли законным сообщение с требованием о представлении пояснений, направленное налоговым органом, при этом оно подписано специалистом 1 разряда налогового органа, а не заместителем инспекции или начальником инспекции?

3. Каким должностным лицом налогового органа должно быть подписано требование о предоставлении документов в рамках статьи 93.1 НК РФ ; должна ли стоять печать налогового органа на требовании?

4. Каким должностным лицом налогового органа должно быть подписано требование о представлении документов и требование о представлении пояснений по налоговой декларации при проведении камеральной проверки в рамках статьи 88 НК РФ ; должна ли стоять печать на требованиях?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.

Олег Хороший

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).*

Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки*

Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).* При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке , утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149 .

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

  • Скачайте формы