Социально-экономические условия в россии на момент начала формирования рыночных отношений. Социально- экономическая поддержка населения в современных условиях


Для понимания особенностей социально-экономической структуры Египта и большинства других стран Древнего Востока необходимо прежде всего указать на те особые условия климата и почвы, которые издавна вызывали в этих странах необходимость организации огромных и сложных гидротехнических работ.
Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил разливался ежегодно в середине июля, и его воды затопляли прилегающую равнину. Было необходимо использовать этот разлив вод для орошения обширных территорий пустынных равнин, прилегающих к Нилу. Таким образом, от использования вод этой реки зависело все благополучие населения. Еще Геродот называл Египет “даром Нила”. Вот почему с древнейших времен здесь была сооружена система грандиозных плотин и каналов, способствовавшая правильному орошению страны. В Ассирии и Вавилонии и других странах Востока также прибегали к системе искусственного орошения полей при помощи сложной системы сооружений.
Для производства работ, связанных с ирригацией, необходимо было использование большой рабочей силы. Вследствие этого очень рано военнопленных стали обращать в рабов, и большие массы рабов стали широко использоваться на работах по сооружению плотин и каналов. Это объясняет раннее образование классовых обществ в странах Древнего Востока. Необходимость создания искусственного орошения обусловила также длительное сохранение общинной собственности на землю, так как развитие частной собственности на землю неизбежно грозило создать затруднения для рационального проведения в жизнь широкого плана ирригационных сооружений. Отсюда же проистекает далеко идущий централизм в организации государственной власти, отсюда огромная роль бюрократии и жрецов как организаторов общественных работ и руководителей земледелия.
Маркс в статье “Британское владычество в Индии” следующим образом характеризует указанные особенности народного хозяйства восточных стран: “Условия климата и почвы, особенно огромные пространства пустыни, тянувшейся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию до возвышенного Азиатского плоскогорья, сделали систему искусственных орошений при помощи каналов и водных сооружений основой восточного земледелия. Подобно тому, как в Египте и Индии пользуются наводнениями для орошения полей, точно так же в Месопотамии, Персии и других местах пользуются высоким уровнем воды для того, чтобы наполнить водой оросительные каналы. Эта элементарная необходимость экономного и совместного использования воды... повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации публичных работ”.
Таким образом, организация орошения “повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства”. Господствующий класс в целях извлечения прибавочного продукта должен был организовать публичные работы, т. е. создать систему ирригационных сооружений.
С этим же связано преобладание общинной собственности на землю, длительное переживание общины в странах Востока. В этих странах земля - основное условие производства - становится государственной собственностью или сохраняется в руках сельских общин. В первом случае рента на землю сливается с налогом. И Маркс и Энгельс отмечали эту особенность в экономической структуре восточных стран, причем они видели в отсутствии частной земельной собственности “ключ к восточному небу”. Ознакомившись с работой Бернье, Маркс писал Энгельсу в письме от 1 июня 1853 года: “Бернье справедливо усматривает основную форму всех явлений Востока... в том, что там не существует частной собственности на землю. В этом действительный ключ даже к восточному небу”. Энгельс, отвечая Марксу в письме от 6 июня 1853 года, пишет: “Отсутствие земельной собственности является на самом деле ключом ко всему востоку. В этом заключается вся политическая и религиозная история. Но почему восточные народы не дошли до земельной собственности, не дошли даже до феодальной собственности? Мне кажется, что причины главным образом в климате и в свойстве почвы, а особенно в связи с великой полосой пустынь, тянущейся от Сахары вкось через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до самого высокого Азиатского плоскогорья. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является делом или общин, или областного, или центрального правительства”.

Создают ли эти особенности экономики восточных стран особый способ производства? Имеем ли мы здесь дело с особым типом производственных отношений? Такой вывод был бы совершенно неосновательным, ничем не обоснованным. Искусственные водные системы могли служить и служили различным классам самых различных общественно-экономических формаций. Чиновничество и жрецы, руководившие в странах Древнего Востока земледелием и искусственным орошением, были составной частью рабовладельческого класса своей страны, и задачи восточного государства отнюдь не исчерпывались функциями организации общественных работ. Совершенно необходимо помнить и о других функциях этого государства. О них красноречиво пишет Маркс в уже цитированной статье о британском владычестве в Индии. Маркс говорит: “В Азии с незапамятных времен существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ”.
Публичные работы стояли рядом с другой задачей государства, с задачей “ограбления своего собственного народа”, т. е. выкачивания из него прибавочного продукта, а эта последняя задача разрешалась государством в интересах господствующего класса, который придал своему обладанию рабами, как мы увидим ниже, форму коллективной собственности, а своему обладанию землей - форму государственной собственности.
Египет и другие страны Древнего Востока и представляли собою, таким образом, общества рабовладельческие, в которых основным классовым делением было деление на рабовладельцев и рабов. Рабы составляли главную массу непосредственных производителей, занятых на ирригационных сооружениях, на грандиозных постройках, предпринимавшихся египетскими царями, они же работали наряду со свободными на полях и в мастерских. “...B азиатской и классической древности, - говорит Энгельс, - преобладающей формой классового угнетения было рабство, т. е. не столько экспроприация земельной собственности у масс, сколько превращение в частную собственность их личностей”. “Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы” (Ленин). Неудивительно, что именно с этим делением на классы как основным и определяющим встречаемся мы в древнейших классовых обществах, каковыми являются общества Древнего Востока.
Нуждаясь в рабочей силе для сооружения каналов и плотин, пленных стали обращать в рабов вместо того, чтобы убивать их.
Отсюда название военнопленного в древнеегипетском языке “се- кер-анх”, что означает “убитый живой”. Об огромных массах военнопленных гласят надписи, относящиеся еще к Древнему царству. Так, из надписи на Палермском камне мы узнаем о семи тысячах военнопленных, о множестве пленных повествуют надписи, относящиеся к V и VI династиям. Храмы обладали большим числом рабов, трудившихся в храмовых хозяйствах. Так, по данным одного папируса, в царствование Рамзеса III в храме Амона насчитывалось свыше 80 ООО рабов. Правда, на рельефах египетских гробниц Древнего царства не встречается изображений рабов, хотя имеются изображения свободных крестьян, обрабатывающих землю. Это объясняется, однако, тем обстоятельством, что рисунки на стенах гробниц имели магическое значение и, естественно, не должны были включать изображение людей, враждебных умершему, каковыми, несомненно, являлись его рабы.
Рабство в Египте имело свои особенности. Это было рабство при еще не изжитых полностью общинных отношениях, при господстве государственной и общинной собственности. Кроме того, рабство еще не утратило полностью тех особенностей, которые были свойственны ему при патриархальном быте в условиях “домашнего” рабства. В Египте, как и в других странах Древнего Востока, мы имеем “первобытные формы рабства” (Ленин).
Здесь подобно основным средствам производства - земле, ирригационным сооружениям и т. п. - рабы составляли коллективную собственность. Они принадлежали государству, храмам, общинам. Частное рабовладение также развивается, но лишь наряду с коллективным, которое долгое время преобладает над частным. Другой особенностью египетского рабовладения является сохранение за рабами имущественных прав, прав семейных. Встречаются рабы, посаженные на землю на условиях уплаты оброка. Однако уже самая личность их была экспроприирована, и раб составлял собственность хозяина, несмотря на возможность обладать своим имуществом и несмотря на право приносить жалобу на жестокое обращение с ним.

Человеческие ресурсы являются достаточно уникальными в ряду остальных видов экономических ресурсов. Термин «человеческие ресурсы» стал достаточно широко применяться в экономической науке с середины 80-х годов прошлого столетия для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве. Данный подход позволяет рассматривать человека шире, чем рабочую силу (носителя трудового ресурса), что являлось более характерным для экономики с существенной долей развития по экстенсивному типу. Человеческие ресурсы (от фр.ressorce - резервы, запасы) количественно характеризуются численностью экономически активного и занятого населения. Их качественным измерением является человеческий потенциал, характеризуемый человеческими компетенциями, опытом, интеллектом, способностями к постоянному совершенствованию и развитию.

Считается, что 42 % знаний современной компании находится «только в головах сотрудников», и это самый ценный интеллектуальный капитал . Это так называемые неявные знания, заключенные в опыте, навыках, производственных привычках сотрудников. Поскольку неявные знания непросто детализировать, копировать и распространять, они могут быть источником устойчивого конкурентного преимущества. По данным Watson Wyatt хорошая работа с персоналом имеет своим следствием 90 % рост доходов акционеров, причем, чем крупнее компания, тем более значим человеческий фактор.

Переход от традиционной экономики к инновационной связан с глубокими преобразованиями институциональных основ экономики, с пересмотром концептуальных подходов к роли материальных активов в экономике по сравнению с интеллектуальными активами, с переоценкой «промышленных» ценностей техногенной культуры и поиском новых «информационных» и «хомогенных» ценностей.

Современные экономические процессы придали качественно новую ценность человеческому ресурсу, коренным образом изменили его роль в промышленном производстве. Если, в доиндустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную - машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становится знание, интеллектуальный потенциал. Именно, творческие способности, интеллектуальная энергия превратились в главный «товар» современного работника, повышающие его потребительную стоимость. Изменяется содержание понятия «способность к труду», которая определяется соответственно, прежде всего, интеллектом работника, его умением и желанием работать с новой информацией, умением ориентироваться в экономических и социальных изменениях, происходящих в обществе, а также умением адаптироваться к последним.

С исторической точки зрения изменение характера труда персонала происходило постепенно. В середине XIX в. в Европе и Северной Америке в результате роста производительности труда (следствие первой промышленной революции) и социальных преобразований (социальные реформы во Франции, Германии и др. странах) наблюдались повышение благосостояния наемных работников, уменьшение длительности рабочего дня, расширение возможности для получения образования и смены видов деятельности. Подобные процессы за последующие 150-200 лет принципиально изменили профессиональную структуру населения. Так, в прошлом веке (первая половина ХХ столетия) более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне . В настоящее время их доля составляет около одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - ученые, инженеры, инженеры-программисты, врачи, педагоги, деятели культуры, предприниматели и т.п. Информационная революция, технологический прогресс - это те факторы, которые преимущественно влияют на структуру, эволюционирующий характер труда персонала промышленных предприятий по принципу «от мускула к мозгу». В соответствии с представленной эволюцией меняются приоритеты в оценке работника. Так, 25-30 лет назад работник оценивался по формуле «опыт + знания», т.е. на первое место ставился опыт (работник, имеющий больший стаж работы ценился выше, его размер заработка также зависел от стажа работы (часто косвенно). Сегодня «знания» - в гораздо большем приоритете, кроме того, появился третий критерий оценки способностей работника - умение самостоятельно находить и усваивать новую информацию, применять ее на соответствующих участках работы. То есть «знания» дополняют критерием «мышление» (интеллектуальная активность), характеризующим умение применять знания.

В итоге отличительными чертами современного общества называют массовое распространение творческого интеллектуального труда. Признается, что в зрелом постиндустриальном обществе деятельность подавляющего большинства работников приобретет существенные элементы креативности. Сторонники данной точки зрения обращают внимание на формирование системы постматериальных ценностей, отказ от прежних методов организации труда и переход к максимальному использованию интеллектуального потенциала работников.

В современных социально-экономических условиях должны соответственно измениться и организационно-управленческие основы трудовой деятельности. Для полной реализации интеллектуальных способностей индивидуума необходимы качественно иные условия, нежели для реализации физических, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении человеку максимальных возможностей реализации своего интеллектуального потенциала. При этом важны как высокая материальная мотивация, так и (часто даже в большей степени) социально-психологический климат трудовой деятельности.

Эти требования находят свое отражение в науке и практике управления, создавая предпосылки для отхода от тейлоризма или «рациональной» школы управления. Господствующая в эпоху массового производства стандартной продукции «рациональная» школа ориентировалась на организованность, оптимальность всех действий, совершаемых согласно строгой иерархии (так называемое «жесткое управление»). В условиях инновационного, интенсивного экономического роста основная тенденция изменений в теории и практике менеджмента состоит в смещении акцентов в сторону «организационного гуманизма», в том числе гуманизации труда.

Основной задачей управления человеческими ресурсами становится наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Для этого необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. То есть особую значимость приобретает способность людей к творчеству, их нацеленность на активное продуцирование инноваций в собственной фирме и на более оперативное и позитивное восприятие нововведений, исходящих извне.

Таким образом, управление человеческими ресурсами находит все больше точек пересечения с инновационным менеджментом, т.к. управление современным производством материальных и нематериальных благ становится неотделимым от управления самореализацией личности работника, его качественным развитием.

Суть качественного развития состоит в совершенствовании связанных с рабочей деятельностью знаний, навыков, опыта, интегрируемых в квалификационный уровень, определяемый в итоге профессиональной компетентностью. Для достижения целей качественного развития человеческих ресурсов необходимо использовать широкий спектр современных обучающих методов и стратегий. К основным способам качественного развития человеческих ресурсов относят : высвобождение скрытых возможностей и потенциала; совершенствование или повышение организации объекта; реализацию потенциальных возможностей. Как справедливо отмечают Дж. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Стюарте, именно качественное развитие человеческих ресурсов обеспечивает способность воплощения обучения в профессиональное поведение сотрудников.

В современных экономических условиях - условиях конкуренции инновационных возможностей качество человеческих ресурсов должно характеризоваться постоянной положительной динамикой, вследствие роста требований к образованию и квалификации работников, которые должны соответствовать современному уровню средств производства. Следовательно, необходимыми становятся организационно-управленческие меры, принимаемые на постоянной основе, направленные на преодоление так называемого эффекта «периода полураспада компетентности», который, по определению специалистов США, равен продолжительности времени с момента окончания вуза до момента возникновения принципиально новой научно-технической информации (в результате профессиональная компетентность снижается примерно на 50%).

Применение подхода качественного развития человеческих ресурсов (РЧР) на в российской экономике, является задачей не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня, диктуемой современными условиями конкуренции хозяйствующих субъектов, когда основной предпосылкой конкурентоспособности стала способность к систематическому обновлению продукции.

Успешное применение идей и принципов качественного РЧР должно способствовать формированию мобильной, эластичной в использовании рабочей силы, что возможно при соответствующей ориентации последней на постоянное и прогрессивное обновление профессиональных знаний.

Савеленко Дарья Алексеевна

студент 1 курса отделения «Страховое дело» ГБПОУ КК ВЗСТ, РФ, Краснодарский край п. Венцы

E - mail : vencyzvt @ yandex . ru

Несынова Елена Владимировна

преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин ГБПОУ КК ВЗСТ РФ, Краснодарский край п. Венцы

Активное вовлечение молодежи в процесс реализации экономических и социальных реформ в разных сферах общественной жизни страны - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации на данном этапе. Все дело в том, что молодежь - наиболее подвижная, мобильная и общественно-активная группа населения. При ее активном участии в различных секторах экономики, реализуется потенциал общества, прослеживаются перспективы его социального, экономического и культурного развития. В связи с чем, в современных условиях изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития молодежи, подготовки к трудовой самостоятельной жизни очень актуальны. Все эти ньюансы имеют отношение как к городской, так и к сельской молодежи.

В данной работе я акцентирую внимание на исследовании экономического потенциала сельской молодежи, выделяя при этом ее роль в условиях воспроизводства сельской социально- профессиональной структуры. В связи с этим считаю необходимым большое внимание уделять вопросам воспитания, образования, приобретения профессии или специальности сельской молодёжью и путям её обустройства, обеспечения работой, жильем.

Необходимо определить значимость роли молодого поколения в становлении и развитии общества. Для этого необходимо открыть молодое поколение как главный фактор перемен, как социальную ценность. Без переосмысления роли молодежи в социально-экономических процессах, общество не сможет обеспечить выживание в достойных человека условиях.

Сегодняшнее молодое поколение - это поколение, располагающее наилучшими условиями доступа к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам для того, чтобы направить процесс экономического развития по рациональному, позитивному пути.

Таким образом, положение молодых людей по-прежнему является одной из главных проблем нашего времени.

Молодое поколение - наиболее энергичная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных социальных и экономических связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев - ответственности за семью и т. п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения начального и профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми специальностями и профессиями. Высокая мобильность и коммуникабельность молодежи имеет большую экономическую ценность.

Проще говоря, молодость имеет такую привлекательность для людей всех возрастов потому, что в ней деятельность человека достигает значительного подъема в общественной, производственной, личной и других сферах. В силу этого, молодое поколение по своей природе оптимистично. Неуверенность и пессимизм у молодых, как правило, редки и кратковременны, поскольку впереди еще огромное жизненное поле, полное новых и новых возможностей. Шаткое положение - положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает среди молодежи особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, поскольку эти перемены таят в себе надежду изменений к лучшему. Цель молодости и заключается в реализации возможностей самопознания и саморазвития.

Развитие новых экономических отношений, изменение форм собственности, становление рыночной экономики и увеличение числа субъектов предпринимательства привели к коренным изменениям в формировании и использовании сельских трудовых ресурсов. Реализация же новой политики формирования и использования имеющихся трудовых ресурсов с помощью построения цивилизованного рынка труда приобрела затяжной характер. Это положение сопровождается сложной демографической ситуацией на селе, характеризуемой низким уровнем рождаемости, растущей смертностью и диспропорциями половозрастного состава населения.

Недавний финансовый кризис привел к общему спаду производства в сельской экономике, росту безработицы, обусловил неблагоприятные структурные сдвиги занятости и снижения уровня жизни сельского населения. Это привело к неэффективному и неполному использованию экономического, трудового потенциала сельских территорий.

Проблемы сельской молодежи, с которыми они сталкиваются - это в первую очередь трудности с трудоустройством, отсутствие собственного жилья, «мода интеграции в город» и низкий уровень культуры.

В этой обстановке особую значимость приобретает переосмысление сущности процессов формирования и использования экономического потенциала сельских трудовых ресурсов в новых условиях, а также разработка программ, направленных на регулирование воспроизводства и повышение эффективности использования сельских трудовых ресурсов.

Предложения, направленные на создание современного сельского рынка труда, позволят сократить уровень безработицы, снизить социальную напряженность в сельской местности, улучшить структуру занятости населения, закрепить молодые квалифицированные кадры в провинции, развить производство и инфраструктуру, привлечь внимание общества к проблемам сельской молодежи и молодых рабочих и специалистов на селе, объединить усилия для активного участия в экономической, политической и социальной сферах страны.

В последнее время обращается особое внимание на повышение привлекательности труда в сельском хозяйстве. При этом можно выделить две составляющие престижности - социальная приемлемость сельскохозяйственных профессий и наличие достойного материального вознаграждения. Уровень заработка молодых специалистов возможно поднять через стимулирование, которым могут быть механизмы государственной финансовой поддержки.

Вторым социальным механизмом профессионализации является повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания молодых кадров. На это должны быть направлены программы развития инфраструктуры сельских поселений.

Аграрная реформа может добиться увеличения объемов и качества сельхозпроизводства, поддержания эффективности российского сельского хозяйства только при недопущении деградации сельского населения.

В нашем техникуме проводятся разнообразные по форме мероприятия, направленные на формирование экономической культуры студентов: тематические классные часы, экономические лектории, экскурсии к субъектам малого бизнеса. Студенты, участвуя в научно-практических конференциях проводят исследования, наблюдения, анкетирования, в результате которых выявляют факторы, положительно и отрицательно влияющие на самообразование и самореализацию сельской молодежи. Так совсем недавно было проведено исследование. С этой целью были определены объект и предмет исследования. В качестве объекта выступали студенты, обучающиеся в «Венцы - Заря сельскохозяйственном техникуме» на третьем и четвертом курсах, а предметом исследования является степень готовности и способности будущих специалистов возвратиться в сельскую местность для самореализации и возрождения села.

Характер решаемых проблем обусловил и исследовательскую стратегию. Так как информация об объекте исследования имелась, но носила разрозненный характер, необходимо было провести исследование. Оно носило формулятивный характер.

Цель работы заключалась в анализе отношения будущих специалистов-нынешних студентов к реализации себя на селе и выявлении причин «бегства» в город.

Были поставлены следующие задачи:

1. Выявить нынешнюю экономическую ситуацию молодежи;

2. Охарактеризовать социально-экономические основы жизнедеятельности сельской молодежи;

3. Выявить уровень экономической культуры студентов техникума;

4. Выявить возможность заниматься индивидуальным предпринимательством;

5. Выявить факторы, влияющие на выбор будущих выпускников возвратиться в провинцию или осесть в городе;

Для получения практических результатов, необходимо четко знать, что хочет доказать или опровергнуть исследователь.

Была сформулирована гипотеза: «Нынешняя сельская молодежь вступает в жизнь в сложной экономической обстановке, выраженной ростом цен, безработицей, снижением жизненного уровня, массовой миграцией в города. Исходя из этого, можно предположить, что при создании определенных условий - предоставлении субсидий и (или) жилья, повышении уровня заработной платы, организации досуга, сельская молодежь сможет реализовать свой экономический потенциал».

При проведении работы использовался такой метод, как социологический опрос. Для этого была разработана анкета, включающая в себя вопросы и варианты ответов на них.

С целью получения более достоверных данных анкетирование проводилось анонимно. В нем участвовало 170 человек. Итоги подводились отдельно по курсам, а затем был сделан сравнительный анализ.

При проведении социологического исследования были сделаны выводы: более половины опрошенных (70 %) считают, что они живут среднеобеспеченно, и при этом ни один студент не оценивает положение своей семьи как низкое.

Основными составляющими дохода являются - заработная плата родителей (43 %), стипендия (21 %), временные заработки (12 %), доходы от ЛПХ (11 %).

На вопрос о том, какой является нынешняя экономическая ситуация лично для Вас, только 14 % опрошенных выбрали ответ «нетерпимой», большая часть (72 %) ответила «терпимой с трудом». Считают, что экономическая ситуация для них благоприятна - 14 % респондентов.

Нынешняя общественная системы демонстрирует смену ценностей: материального благополучия (15 %), семьи и отношений в семье (12 %), друзей и общения с ними (10 %), своего здоровья и близких (10 %). Для многих студентов большое значение имеет «уверенность в будущем дне», а это в свою очередь указывает на экономическую нестабильность сельских поселений.

Мало кого из студентов техникума волнуют личная свобода (6 %) и душевный покой (4 %).

Низкая заработная плата остается одной из основных проблем для молодежи села (20 %) по данные проведенного анкетирования. На втором месте по значимости стоит воровство (11 %), а на третьем- состояние здоровья (8 %), на четвертом- алкоголизм (7,5 %).

Менее половины опрошенных - 43 %, испытывают чувство надежды перед будущим, а 30 % - неопределенности. На спокойствие, оптимизм приходится - 14 %, а вот на чувство тревоги - 13 %. Это подтверждает в целом оптимистический настрой, надежду на лучшее будущее и наличие у большей части опрошенных студентов жизненных перспектив.

Вв данный момент готовы работать в сельской местности только 19 % из общего числа опрошенных, 53 % согласны при наличии определенных условий (предоставлении жилья, высоком уровне заработной платы и т. д.), и лишь 18 % желают работать в городе.

На вопрос «Есть ли реальная возможность улучшить жизнь в вашем поселке», утвердительно ответили 27 %, 42 % - такая возможность существует, но при поддержке государства, 22 % - слабая, и нет надежды на улучшение жизни на селе - 9 %. Все это говорит о том, что молодежь верит в возрождение села, но ждет поддержки от государства.

Отношение к будущему своей провинции выглядит следующим образом: село развивается - 33 %, перспективы нет - 25 %, есть шанс организовать свое дело - 22 %, уеду в город - 7 %, село возрождается - 12,5 %.

Относительно планов будущих специалистов после окончания учебного заведения, результаты таковы: на первом месте - занятие ЛПХ (21 %), далее - совмещение работы и учебы заочно (19 %), занятие предпринимательством (13,5 %).

В построении и реализации жизненных планов сельская молодежь в большинстве своем рассчитывает на себя (38 %), на помощь родителей (35 %) и на помощь государства - 12 %.

Радует тот факт, что к организации своего дела готовы более половины опрошенных (58 %). Это говорит о том, что сельская молодежь для выживания в нелегких современных условиях готова к организации своего дела, к занятию предпринимательством.

Считают достаточным уровень экономической подготовленности - 53 %, не во всех вопросах - 30 %, нет - 11 %, а затруднились ответить - 6 %.

На вопрос «Какими экономически значимыми качествами личности Вы обладаете?», большая часть студентов выделила следующие - бережливость, предприимчивость и способности рисковать, самостоятельность, рациональность и трудолюбие.

Таким образом, для выживания в современных условиях сельская молодежь готова к организации своего дела, реализации жизненных интересов и экономического потенциала на селе. Необходимо, чтобы правительство акцентировало внимание на важных и понятных проектах и программах для молодежи, поддерживало ее инициативы. Я считаю, что всем нам не стоит только чего-то ждать от государства, надо активно включаться в процесс.

Список литературы:

1.Научный журнал Куб ГАУ, № 30(6), 2007 г.

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. В результате создания такой экономики реализуются следующие цели:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

– крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

– длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

– крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

– неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. Рассмотрим условия, в которых начался переход к рыночным отношениям более подробно.

На формировании рыночных отношений сильно сказалось наследие социализма, заключающееся в высоком удельном весе производства капитальных товаров, излишне большой армии, внешних долгах. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной обеспеченности, недостаточного развития образования, науки, культуры и т.д.



Названные причины снижали эффективность национального хозяйства, вызывая неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики, сокращение численности армии не могут быть осуществлены лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России, как бы хороши они ни были. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время. Это обусловило затяжной характер создания в России рыночных отношений.

Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной. В начале 90-х такая ситуация продолжала сохраняться на многих предприятиях страны, особенно на предприятиях государственного сектора и крупных заводах, это очень тормозило развитие производства.

В результате распада СССР, стремлении к автаркии ряда регионов России и бывших союзных республик СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями. Это, в свою очередь, привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, было слишком велико для страны вступающей на путь рыночных преобразований. Понятно, что преодолеть этот монополизм за короткие сроки было невозможно, тем более, что многие предприятия-монополисты находились за пределами России. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей оказались в большинстве своем бесполезны, ибо существовавшие ранее хозяйственные связи в ряде случаев были далеко неэффективны, и восстанавливать их было экономически нецелесообразно, да и практически невозможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта (в натуральном выражении) и, следовательно, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг. Поэтому экономика являлась дефицитной, несмотря на наличие товаров на рынке.

В ходе экономической реформы старая система управления национальным хозяйством оказалась разрушенной, новой же в целостном виде создано не было. Управляемость экономикой, таким образом, была утрачена, в результате усугубилась ситуация с выпуском продукции, снизилась эффективность функционирующих отраслей и была затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства.

Восстановление управления экономикой во многом было осложнено стремлением отдельных национально-территориальных образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований в пределах России, запретах на ввоз и вывоз продукции и т.п.

После начала проведения рыночных преобразований в нашей экономике сложилась ситуация, называемая "шок предложения". Суть ее в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложениям ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существовали и другие факторы, которые препятствовали расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти в России была введена крайне жесткая система секретности, фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. Отсутствие такого механизма в условиях рыночных отношений сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

Отсутствовала отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив значительную свободу экспорта и импорта, не инвестировали полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой – валютные источники государства в основном использовались в качестве "пожарного" средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, внешнеэкономическое законодательство постоянно изменялось и не соответствовал реальному положению дел валютный курс.

Наконец, одним из условий, в которых началось и долгое время происходило становление рыночных отношений, была инфляция. Причем инфляция спроса и инфляция предложения существовали одновременно. Необходима была антиинфляционная политика, но "Центральным банком в этой области был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенная – безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей".

Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, так как продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, эта мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов. В документах Центрального банка России это финансирование называлось кредитованием, но на самом деле это была финансовая помощь за счет бюджета.

С приходом рыночной экономики изменилось соотношение государственной и негосударственной собственности.

Приходится согласиться с мнением зарубежных экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособия по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в то время было абсолютно недопустимо.

Развитие экономики России 1990-2000 гг. можно подтвердить следующими макроэкономическими показателями.

Таблица 1.

Некоторые показатели социально-экономического развития РФ за 1990-2000 гг. (в % к предыдущему году).

Показатели 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
ВВП 97,0 95,0 85,5 91,3 87,3 96,0 96,6 100,9 95,4 105,4 108,3
Продукция промышленности (крупных и средних предприятий) 99,9 92,0 81,2 83,8 77,2 95,3 95,5 102,0 94,8 111,0 111,9
Продукция сельского хозяйства 96,4 95,5 90,6 95,6 88,0 92,0 94,9 101,5 86,8 104,1 105,0
Инвестиции 100,1 84,5 60,3 88,3 75,7 89,9 81,9 95,0 88,0 105,3 117,7

Из Таблицы 1 видно, что после спада производства в 1998 г. в результате финансового кризиса начали значительно расти темпы роста по всем приведенным показателям.В 2000 г. реально располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с 1999 г. на 9,1%, а реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,9%, назначенная месячная с учетом компенсационных выплат увеличилась на 28%.


Современные социально-экономические условия развития транспорта в РФ
- дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике страны и формирование тенденций постиндустривального характера;

Изменения в отраслевой и территориальной структурах хозяйства, динамика производственно-экономических связей и условий их формирования и обеспечения;

Развитие среднего и малого бизнеса, а также усиление процессов специализации в ряде отраслей промышленности и связанной с этим пространственной дифференциацией технологических процессов;


  • повышение требований клиентуры к регулярности пассажирских и грузовых перевозок, сохранности и своевременности достав­ки грузов, безопасности движения при увеличивающейся его интенсив­ности;

  • формирование логистических систем в сфере транспортного обслуживания;

  • ужесточение экологической регламентации развития и функционирования транспортных систем.
Основные недостатки

в современной системе грузовых перевозок в РФ
- практически полное отсутствие системы управления прохождением грузов;

Нарушение сроков доставки грузов в пункты назначения (более 50% всех отправок);

Низкая ско­рость продвижения грузов;

Постоянный рост объемов грузов, "замороженных" в пути и на складах;

Низкий уровень организации и технологии перевалок грузов;

Недостаточное количество экспедиторских предприятий, осуществляющих терминальные перемещения грузов;

Недостаточная информа­ционная обеспеченность перевозок;

Большой объем (17 %) короткопробежных (на расстояние менее 100 км) железнодорожных перевозок (в 3-5 раз выше, чем в экономически развитых странах);

Низкий уровень охвата контейнеропригодной (49 %) и пакетопригодной (42 %) продукции (в экономически развитых странах - соответственно более 80 % и 90 %).

Главные средства осуществления

транспортной политики ЕС


  • Соединение существующих транспортных сетей между собой.

  • Устранение существующих «узких мест».

  • Улучшение средств сообщения с периферийными районами внутри Е С и соседними странами.

  • Соединение различных видов транспорта.

  • Модернизация оборудования.
Осуществление научных исследований с целью разработки новых транспортных технологий.

Улучшение качества обслуживания.
Основные проблемы формирования

общей транспортной политики ЕС.

1. В большинстве государств Западной Европы транспорт традиционно рассматри­вался как «общественная услуга», как неотъемлемая составная часть национальной экономической и социальной инфраструктуры, ответ­ственность за которую должно нести государство.

2. Совре­менный транспорт требует огромных долгосрочных капиталовло­жений. При этим транспортные услуги не могут создаваться «про запас» - они должны предоставляться в тот момент, когда на них есть спрос.

3. Производственные мощности в сфере транспор­та должны соответствовать максимально возможному спросу. Но это означает, что в остальное время, когда спрос ниже, эти мощно­сти недоиспользуются, что связано с большими экономическими потерями.

4. Низкая эластичность спроса и предложения транспортных услуг создает потенциальную воз­можность разрушительной конкуренции в фазе низкого спроса.

5. Важнейший элемент транспортной системы - железные дороги являются естественной монополией. Без должного государ­ственного контроля и регулирования это привело бы к установле­нию монопольных цен.

6. Транспорт играет важную роль в системе «государства всеобщего благосостояния», которое гаран­тирует дешевые перевозки отсталым регионам и наименее состоя­тельным социальным группам.

Программа действий ЕС

в области транс­порта

на 1995-2000 гг.:


  • «Двойная интеграция» национальных транспортных сетей и различных видов транспорта для создания единой европей­ской транспортной сети.

  • Улучшение транспортной инфраструктуры Е С.

  • Более широкое использование энергосберегающих и экологи­чески чистых видов транспорта.

  • Повышение безопасности транспорта.

  • Предоставление гражданам более широкого выбора средств транспорта.

  • Интеграция транспортной политики в систему Единого внут­реннего рынка.

страница 1