Арендный блок
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.
Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ
1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.
1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.
По целям проведения .
2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны
2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.
По срокам проведения .
3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.
3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.
3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Налоги и налоговая система Российской Федерации
Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен
Информация для участника ОГЭ
Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения
Хоровая литература зарубежная
Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.
Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области»
Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)
Оптические методы анализа
Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.
Безопасность и экологичность проекта ПБО “Блинная”
В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.
Введение
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
2.2 Реформа прямых налогов
2.3 Реформа финансового аппарата
3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России
Заключение
Список использованной литературы
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.
Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.
1. Причины возникновения реформ
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
I. Прямые налоги: | 1680г. | % | 1701г. | % |
1) Стрелецкие | 101 468 | 6,9 | 117 227 | 4 |
2) Ямские | 53 453 | 3,6 | 38 208 | 1,3 |
3) Запросные | 235 338 | 16,1 | 310 152 | 10,5 |
4) Ясак | 103 610 | 7,1 | 118 650 | 4 |
ИТОГО прямые налоги: | 493 869 | 33,7 | 584 237 | 19,8 |
II. Косвенные: | 650 223 | 44,4 | 1 195 974 | 40,4 |
III. Регалии и пошлины: | ||||
1) Монетная операция | 40 000 | 2,7 | 791 728 | 26,8 |
2) Оброк | 146 150 | 10 | 130 183 | 4,4 |
3) Пошлины | 33 735 | 2,3 | 118 699 | 4 |
ИТОГО регалии и пошлины: | 219 885 | 15 | 1 040 610 | 35,2 |
IV. Разные сборы: | 100 000 | 6,8 | 134 944 | 4,6 |
ВСЕГО: | 1 463 977 | 2 955 765 |
Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.
Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.
Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.
Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.
Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию - доминирующей концепции мирового развития в XXI в. - в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой: реформы.
Определим смысловую нагрузку термина «налоговая реформа». Следует отметить, что зачастую под налоговой реформой понимают проводимые изменения налоговой системы страны, направленные на совершенствование ее отдельных элементов. Такая трактовкавряд ли приемлема. Ведь изменение отдельных элементов скорее характеризует текущий и постоянно реализуемый процесс совершенствования налоговой системы.
Процессы совершенствования и реформирования налоговой системы имеют характерные различия.
Во-первых, процесс совершенствования характеризуется непре рывностью : сколько времени существуют налоговые системы разных стран - столько они и совершенствуются, в отличие от ре формирования - дискретного процесса, имеющего определенный: временной промежуток .
Во-вторых, совершенствование характеризуется изменением отдельных элементов , в то время как отличительный признак ре формы -- проведение принципиальных преобразований налоговой: системы .
В-третьих, различаются движущие силы изменений. Налоговая реформа проводится при пересмотре социально-экономической политики государства и последующем кардинальном пересмотре концепции и стратегии налоговой политики, в то время как процесс совершенствования налоговой системы реализуется в контексте изменения тактики налоговой политики. В связи с этим боле адекватным нам видится следующее определение.
Налоговая реформа - это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью при ведения ее в соответствие с новым содержанием государственной на логовой политики.
История налогообложения знает достаточное количество налоговых реформ, всю совокупность которых В.Г. Пансков предложил классифицировать по трем основным признакам (рис. 6) -по содержанию, целям проведения и продолжительности.
Рис.6
> Классификация налоговых реформ по содержанию
Системная налоговая реформа подразумевает реализацию кардинальных преобразований самой системы налогообложения, ее концептуальных и методологических основ построения. В результате такой реформы, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.
Структурная налоговая реформа характеризуется кардинальными преобразованиями отдельных структурных элементов системы налогообложения. В результате такого рода реформы достигается кардинальная перестройка налогового механизма, налогового администрирования, систем налогового учета на предприятиях, в рамках существующего перечня кардинально меняется структура отнесения к федеральным, региональным и местным налогам, принципиально образом меняются элементы налогов (базы, ставки, льготы) и т.д. Если образно сравнивать эти реформы, то результатом структурной реформы должна стать новая архитектура функциональных элементов налоговой системы , а результатом системной реформы - новая архитектура ее построения в целом.
> Классификация налоговых реформ по целям проведения
Налоговые реформы в зависимости от объема поставленных целей подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.
При проведении ограниченно (одно) целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимули рующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д.
Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечить достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными.
> Классификация налоговых реформ по продолжительности про ведения
Налоговые реформы по своей продолжительности подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации, как правило, около трех лет . В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные преобразования, но вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, возможно снизить налоговые ставки и достичь цели - снижения налоговой нагрузки.
Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет , позволяет осуществить более существенные структурные преобразования.
Долгосрочная реформа , характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет , позволяет осуществить системные преобразования.
Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств к такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 7. представлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.
Рис.7
Объективной предпосылкой налоговых преобразований, как упоминалось ранее, является существенное изменение социально-экономической политики государства, ведущее к пересмотру концепции и стратегии налоговой политики. Когда оформилась объективная необходимость проведения реформы, происходит выбор целей, средств и методов налоговых преобразований. В зависимостиот сложности и количества поставленных целей проведение реформы может планироваться в один или несколько последовательных этапов с соответствующей разбивкой по целям, средствам и методам. Например, в Германии реформа проводилась в три этапа 1986, 1988, 1990 гг.), в США - в два этапа (1981, 1986 гг.), в России - в три этапа (1991, 1998 и 2001 гг.).
Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего.
Подготовительный период - это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения. Данный период очень значим, хотя зачастую его роль и недооценивается в полной мере. Для того чтобы обеспечить успех проведения реформы, необходимо не только ее квалифицированно спланировать, обосновать, разработать новое законодательство, но и подготовить общественное мнение. Реформа должна быть объективно необходима и поддержана народом, цели ее должны быть просты и понятны.
Период проведения - это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному кон тексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.
Завершающий период - анализ полученных результатов реформы, оценка их фискальной и социально-экономической значимости, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достижения заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ.
При анализе любой реформы следует отличать планируемую поэтапную реализацию, т.е. этапность, изначально планируемую при запуске реформы, от вынужденной поэтапной реализации. Вынужденная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей,а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу реформы. В этом случае готовится реализация следующего этапа реформы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, тогда планируется третий этап (см. рис. 7.).
Этапы реформы не всегда строго последовательны. Они нередко накладываются друг на друга: завершающий период одного этапа совпадает с подготовительным периодом следующего, поэтому порой их трудно разграничить, они воспринимаются подчас как непрерывный процесс преобразований.
Малоисследованной областью является проблема частоты налоговых реформ. При каких изменениях социально-экономической политики становится неизбежным проведение налоговых преобразований? Ведь любые преобразования - процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.
При незначительных изменениях социально-экономической политики возможно обойтись текущим совершенствованием налоговой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неизбежно порождать новую налоговую политику, а соответственно, и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.
Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. Такие преобразования вряд ли можно охарактеризовать как налогов ую реформу . В частности большинство стран бывшего социалистического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а реформировать их они стали позже.
Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность .
А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение в соответствие налоговой системы новым потребностям социально-экономического развития страны и новому курсу налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства.
Вся вторая половина XXв. связана с перманентными налоговыми реформами в развитых странах. Объективная необходимость их была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста, а позднее - вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.
Возникновение, развитие и трансформация идеологии фашизма
1.1 Причины возникновения идеологии фашизма
Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины…
География городов Древнерусского государства
2. Причины возникновения городов Киевской Руси
О причинах появления городов было создано немало теорий. Наиболее известная теория о происхождении русских городов принадлежит В.О. Ключевскому…
Движение афроамериканцев в США за гражданские права во второй половине XX века
1.1 Причины возникновения движения афроамериканцев в США
Нынешние национальные проблемы США своими корнями уходят в прошлое страны. Они обусловлены особенностями исторического развития США, формирования американской нации…
История Великого Новгорода
1.1 История и причины возникновения Великого Новгорода
Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли, развивалась своеобразно. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136-1478гг.) и только в 1348г. добился независимости…
Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война
1. Причины возникновения межнациональных конфликтов
Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов — различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является…
Образ городов средневековой Руси
1.1 Причины возникновения городов
Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород…
Особенности развития фашизма в Италии и его влияние на социально-экономическую и политическую сферы страны (1920-1940 гг.)
1.1 Предпосылки и причины возникновения фашизма в Италии
В Италии фашистский режим установился раньше всего. Как политическое движение итальянский фашизм оформился в марте 1919 г., но его исторические корни надо искать в первой мировой войне. В ноябре 1918 г…
Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе
1.1 Причины возникновения цехов
Средневековые цехи — «объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей». Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества…
Политика военного коммунизма в аграрной области
1. Причины возникновения «военного коммунизма».
«Военный коммунизм» — это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1921 г.г…
Реформы Петра I
1. Причины реформ. Сторонники и противники реформ.
Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства — соха…
Следы язычества в современных выражениях и поговорках
1. Причины возникновения язычества
На Руси до прихода и утверждения христианства не было какой-то одной единой религии, и верования разных племен и народностей, населявших северо-восточную Русь, были различны во многом…
Смута в истории России
2. Причины возникновения самозванчества. Лжедмитрий I
Самозванство сыграло заметную роль в русской истории XVII — XVIII вв. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I. В Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием…
Смутное время и его последствия для Руси
1. Причины возникновения смуты на Руси
На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, который особенно отразился на положении центральных областей государства. «Смутное время — есть экономический, социальный кризис…
Стиляги – советская молодежная субкультура второй половины 1940-х годов
1.1 Причины возникновения субкультуры
Появляться субкультура стиляг начала сразу после Великой Отечественной войны. Тогда в СССР появились, привезенные с побеждённой территории, трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы…
Эпоха Петра Великого и значение его реформ. Реформы Александра Второго. Гражданская война в России
3. Гражданская война в России: причины, характер, последствия. Причины возникновения, характер гражданской войны в России
Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война — это война между гражданами одного государства. Гражданская война — это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др…
Предпосылки финансовой реформы Петра 1
Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:
- создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
- модернизация государства.
Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.
Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.
Денежная реформа Петра 1
Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.
Для того чтобы исправить положение дел, Петр Первый велел начать перечеканку денег.
В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.
Реформы Петра I (Таблица по истории России)
Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.
Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.
Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.
Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.
Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.
Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.
Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:
- налог на рыболовство,
- налог на ношение бороды для старообрядцев,
- даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
- еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.
В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.
Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.
Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.
Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.
Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.
Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.
Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.
Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.
Подушная подать
Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.
Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.
Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.
Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.
При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.
Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.
Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.
Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.
Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.
Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.
Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.
Реформы Петра I. Цели реформ Петра I
Для этого была проведена перепись населения.
Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.
Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.
С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.
Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.
Статьи по теме:
Введение
1. Причины возникновения реформ
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
2.2 Реформа прямых налогов
2.3 Реформа финансового аппарата
3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.
Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.
Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.
Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.
Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.
1. Причины возникновения реформ
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.
рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.
Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.
Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.
рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.
Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.
Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.
Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.
Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.
2.
Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.
Таблица “Реформы Петра 1”
Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.
Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.
Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.
Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.
вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.
Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.
Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.
Налоги являются обязательными сборами, взимаемыми государством с хозяйственных субъектов и с населения по ставкам, установленным в законодательном порядке. Для становления налоговой системы, кроме образования государства и появления законодательных актов, необходим определенный уровень хозяйственных (экономических) отношений в стране.
Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепенное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто становление государственности на Руси в IX-X вв., но и совершенствование государственных структур, особенно занимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграрном обществе, т. е. активное развитие земледелия и скотоводства, поставлявшего продукцию для торговли на внутреннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно считать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурного производства.
На Руси первая форма взимания налогов получила название "полюдье", она была характерна для ряда зарождающихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленной в устных договорах между племенами, а также кормления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.
О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днепра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходили с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полюдья", что именовалось "кружением".
Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без заранее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" отправлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье проживали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продолжалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чернигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.
Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрипцией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, например Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полюдья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.
Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или менялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использовалась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрестные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль стоял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.
Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с сезоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торговых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавливались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и серебро.
Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".
Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяйственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багрянородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы князя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей видимости, опасности походов за данью типа "полюдья", в одном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Ольгу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести временных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и погосты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (меновой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погостах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.
Итак, первый этап становления податно-налоговой системы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;
Второй этап: с сер. X в. до начала социально-политической раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;
Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.
По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе проявились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "оброк" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, который обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого князя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобретала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и получила название "десятины".
Одновременно появились три разновидности дани-оброка: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сельского строительства, можно предположить, что желающие уклониться от дани топили "по-черному" - без вывода трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его зарождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Другая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным налогом. Еще часть населения платила с "человека", что через несколько веков трансформируется в подушный налог.
Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань платилась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам существования Древнерусского государства такую четкую градацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.
Четвертый этап в становлении налоговой системы совпадает со временем татаро-монгольского ига. Это был период с 1236-1240 гг. до середины XV в.
Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на условиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рюриковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.
Ордынцы были прирожденными степняками и коневодами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изобрели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длинные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили меховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первоначально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и народов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой связи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.
Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Батый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Русским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамужних женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была проведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладывали "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священнослужителей и монахов. Для остальных, занесенных "численниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не заплативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".
Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Платили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) московские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими мехами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посудой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.
Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную заниматься охотой. Таким образом, вместо производящего хозяйства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития произойдет лишь через несколько веков.
Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились условия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Западной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенденций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет земледелия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и определился переход к новому этапу в развитии налоговой системы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васильевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по сохам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономической мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения податью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой половине XVII в. "Соха" определялась также количеством рабочей силы, необходимой для обработки определенной земельной площади. С постепенной ликвидацией раздробленности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недвижимость.
Законодательно посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взиматься со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько человек с одной или несколькими лошадьми. При этом учитывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мелких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный округ. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.
Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, возможно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех местах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил подати, видимо, от суммы общих доходов.
"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 десятин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. государственных, землях, не несли военной повинности, поэтому с них брали больше сельских податей.
"Соха" государственных крестьян доходила до 600 десятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как служилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.
Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:
1) дани (посошной подати);
2) кормления административных лиц;
3) иных натуральные повинностей.
Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.
Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 десятин.
"Кормы" областным управителям делились на: а) "въезжий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рождественский". До главенства Московского княжества "кормы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады.
История свидетельствует, что и с введением денежных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.
В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно возросли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией последствий Смутного времени.
К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоединились сборы на:
1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами - "полоняничные" деньги;
2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стрелецкого войска;
3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";
4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покупку пороха;
5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возведение "засек" - преград на пути татар к Москве.
Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были укрупнены, т. е. сведены в три основных:
1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;
2) "полоняничные";
3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".
Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной подати.
Шестой этап взимания прямого налога - подворного - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:
1) стрелецкие деньги;
2) ямские и полоняничные.
Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, к нему относилось и население поморских уездов, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей. Все они должны были содержать стрелецкое войско.
Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.
Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, поэтому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.
Противником введения подушного налога выступил современник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (суммарном) отношении налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посошков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил великому ученому критику существовавших тогда в России порядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петропавловской крепости.
Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Они с периода образования Древнерусского государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водяной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние калачи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.
Собственно торговые пошлины подразделялись на:
1) сборы за подготовительные торговые действия;
2) сборы за право купли-продажи.
Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные налоги: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.
За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от татарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор называли "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.
Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.
XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и суть основного прямого налога.