Кто защитит Катар? Чем обернется военная интервенция катара в сирию.

Военнослужащие катарской армии демонстрируют отличную строевую выправку и готовность выполнить любой приказ своего монарха.
Фото Reuters

Еще несколько лет назад трудно было себе представить, что крошечный по территории и населению эмират Катар начнет бить в барабаны войны и демонстрировать мощь своих вооруженных сил. И ведь в самом деле, катарские танки участвовали в боях на стороне ливийской оппозиции против войск Муаммара Каддафи.

Сегодня добровольцы из этого эмирата входят в боевые отряды повстанцев, которые сражаются против правительственных войск в Сирии. По приказу 60-летнего эмира Катара Хамада бин Халифа ат-Тани огромные партии оружия доставляются противникам президента Сирии Башара Асада как в Сирию, так и на территории сопредельных государств. Сильнейшим информационным оружием Катара следует считать панарабский телеканал «Аль-Джазира», созданный на средства семьи эмира в 1996 году.

НЕФТЕГАЗОВЫХ ДЕНЕГ НА ВСЕ НЕ ХВАТАЕТ

Недры Катара, занимающего территорию чуть более 11 тыс. кв. км (меньше, чем самая маленькая в России Калининградская область), богаты углеводородами. Этот эмират занимает 6-е место в мире по экспорту природного газа и 21-е по экспорту нефти и нефтепродуктов.

Что же касается населения Катара, то с ним не так-то просто разобраться. По последним данным, в стране проживает около 2 млн. человек, но женщин там менее полумиллиона. Дело в том, что катарским гражданством наделены только уроженцы эмирата, которых в государстве чуть более 20%. Остальные – приезжие гастарбайтеры, в основном – из Индии и Пакистана. Среди граждан Катара численность мужчин и женщин примерно одинакова, а вот иностранные рабочие свои семьи предпочитают оставлять на родине. Отсюда и диспропорция в численности мужчин и женщин.

Эмир Хамад бин Халифа ат-Тани, один из богатейших людей мира, тем не менее заботится о том, чтобы нефтегазовые деньги попадали и в карманы простых катарцев. Не удивительно, что уровень жизни катарских граждан по показателям на душу населения самый высокий в мире.

Предметом особой заботы эмира является катарская армия (КА), на финансовое обеспечение которой монарх, обладающий абсолютной властью, не скупится. Всеобщего призыва в стране нет, а добровольцы проходят тщательный отбор по критериям физической подготовки и образования. Общая численность армии превышает 12 тыс. человек.

Пост министра обороны и главнокомандующего эмир долгое время оставлял за собой и только недавно передоверил наследному принцу Тамиму бен Хамаду аль-Тани, своему сыну от второй жены, шейхи Мозы Насер Абдаллы аль Миснад. Кстати, от нее у него семеро детей – две дочери и пять сыновей. Всего у эмира официально три жены, но первая и третья – его троюродные сестры, и брак с ними не иначе как политический союз и попытка обезопасить себя внутри собственного клана. Общее количество детей эмира Катара неизвестно (точнее, известно только узкому кругу лиц) и составляет государственную тайну.

Начальником Генерального штаба в 1996 году эмир назначил своего родственника генерал-майора Хамада бин Али аль-Атиаха, который до того стоял во главе Сухопутных сил. И эмир, и наследный принц, и начальник Генерального штаба – выпускники престижнейшей Королевской военной академии в Сандхерсте (Великобритания). Хамад бин Али аль-Атиах командовал в 1991 году катарским воинским контингентом, участвовавшим в войсковой операции коалиционных сил во главе с Соединенными Штатами по освобождению Кувейта от иракских войск. Эмир, также имеющий звание генерала, начал службу в катарской армии в 1971 году в звании подполковника. Тогда ему подчинялся 1-й батальон мотопехоты, который сегодня носит его имя.

31 мая 1977 года провозглашенный престолонаследником Хамад бин Халифа ат-Тани занял пост министра обороны. К власти он пришел 27 июня 1995 года путем бескровного переворота, свергнув своего отца, находившегося на отдыхе в Швейцарии.

Еще будучи престолонаследником, нынешний эмир провел в стране военную реформу, в результате которой численность армии была увеличена, созданы новые подразделения, закуплена самая современная техника и усовершенствована подготовка военных кадров.

Личный состав КА регулярно проходит переподготовку и участвует в маневрах. Нынешняя концепция реформирования КА состоит в создании единых структур боевых платформ (танков, авиации, артиллерии, флота) с целью совместного использования огневой мощи разных родов войск.

В Сухопутных силах насчитывается около 9 тыс. военнослужащих. Самой боеспособной ее частью считается эмирская гвардия, в состав которой входят три пехотных батальона, один бронетанковый полк, один полк полевой артиллерии, одна зенитная батарея и отдельные минометный и противотанковый дивизионы. В бронетанковом полку представлены танковый и механизированный батальоны, а также артиллерийский дивизион. Батальон специального назначения и три мотопехотных полка предназначены для охраны семьи эмира.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ

Вооружение КА до недавнего времени в основном было французского и в меньшей степени британского производства. В связи с событиями в арабском мире Министерство обороны Катара приняло программу перевооружения, ориентированную на заокеанских производителей. Так, Катар разместил в США заказ на поставку шести многоцелевых вертолетов МН-60R Seahawk («Морской ястреб»). Этот серийный противолодочный вертолет оснащен новейшими системами радиоразведки и улучшенными наступательными возможностями. Не безынтересно заметить, что американские вертолеты должны заменить в составе ВМС Катара признанные устаревшими британские Westland WS-61 Sea King Commando, которые остаются на вооружении многих армий. Сумма сделки оценивается в 750 млн. долл. Помимо вертолетов Катар получит от американцев оборудование для обслуживания и запасные части для различной авиационной техники. Вашингтон уже продал Дохе четыре военно-транспортных самолета Locheed Martin C-130J Super Hercules и два транспортника C-17 Globermaster. В авиапарке КА пока остаются французские «Миражи» и «Фальконы», а также не самые современные американские «Боинги» и «Аэробус». Однако, по словам командующего ВВС Катара бригадного генерала Мубарака бин Мохаммеда аль-Хаярина, в результате тендера, который пройдет в конце 2012 года, КА получит более 30 истребителей самых современных моделей преимущественно американского производства.

Танковый парк КА представлен 40 танками АМХ-30S, произведенными государственным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулине под Парижем. Основная огневая мощь этих танков – 105-мм нарезная пушка. В Катар (а также в Марокко) были поставлены экспортные варианты АМХ-30S для проведения военных действий в пустыне. В них усилены системы кондиционирования и противотермитной обработки изоляционных материалов.

Французы также продали катарцам 12 боевых разведывательных машин (БРМ) АМХ-10RC, относящихся к классу тяжелых бронеавтомобилей и часто именуемых «колесными танками». В трехместной башне этих машин установлена 105-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Cистема управления огнем состоит из лазерного дальномера, электронного баллистического вычислителя и тепловизионного прицела, работающего при низком уровне освещенности. Такая система позволяет идентифицировать стационарные и движущиеся цели в любое время суток. На вооружении КА находятся также 16 французских БРМ класса VBL (аббревиатура от франц. Vehicule Blinde Leger – «легкие бронемашины»), а также 12 «Феррет». Оба типа этих машин, вооруженные только пулеметами на выносных установках, считаются особо эффективными для организации взаимодействия войск и связи. В принципе вся эта бронетехника неплохо себя показала во время военной компании «Буря в пустыне» против саддамовских войск в 1991 году.

В арсеналах катарских военных также имеется девять всепогодных самоходных зенитно-ракетных комплексов Roland-2 немецко-французского производства с системой радиолокационного слежения за целью и выпущенной ракетой.

Интересно, что среди переносных зенитно-ракетных комплексов в КА больше всего французских «Мистралей» (24 единицы), но немногим меньше (20 единиц) – российских «Стрела-2» (по классификации США и НАТО SA-7 Grall).

Согласно договору о намерениях, подписанному между Анкарой и Дохой, обе страны предполагают совместно производить некоторые виды военной продукции. Таким образом, Турция и Катар надеются заявить себя крупнейшими производителями оружия в регионе.

В конце прошлого года Катар начал переговоры с Германией и Италией о присоединении к MEADS (Medium Extended Air Defence System), европейской системе ПВО наземного базирования. MEADS способна поражать как самолеты, так и ракеты средней дальности. В рамках этого проекта Доха предполагает принять участие в разработке зенитного ракетного комплекса нового поколения.

ОТ АРАВИЙСКИХ ПЕСКОВ ДО ПУСТЫНИ ГОБИ

Эмират Катар осуществляет сотрудничество в области безопасности с Республикой Беларусь (РБ). Катарцы выразили желание покупать у Минска спецтехнику и обучать в Белоруссии своих военных специалистов. Известно, что только за один год обучения катарских офицеров в Академии МВД РБ доход составил более 1,5 млн. долл.

Следует прямо сказать, что сказочно богатым катарцам скупиться не с руки. Поэтому немало государств желают не только продавать им военную технику, оружие, осуществлять совместные проекты, но и проводить объединенные военные маневры и учения. Везет, конечно, не всем. Но вот в августе 2008 года прошли совместные катаро-монгольские совместные учения на полигоне «Таван-Толгой» недалеко от Улан-Батора. КА была представлена 125 военнослужащими, сведенными в две роты по 60 человек. Остальные пятеро катарцев были врачами полевого госпиталя и обслуживающим персоналом. По завершении учений катарцы пожертвовали 250 тыс. долл. на ремонт казарм монгольской армии и еще на 100 тыс. долл. оставили военное снаряжение и медицинское оборудование. Кроме того, катарцы пригласили к себе 10 монгольских офицеров для обучения арабскому языку. Начальник Генерального штаба монгольской армии генерал-лейтенант Цэвэгсурэнгийн Тогоо, владеющий русским языком, скорее всерьез, чем в шутку заметил, что эти офицеры станут первыми «монголо-катарцами», которые откроют новую страницу в отношениях между Дохой и Улан-Батором.

Однако понятно, что в случае чрезвычайных ситуаций катарский эмир особо рассчитывать на Монголию не будет. Ситуация же в сфере безопасности в его эмирате непростая. Сухопутная граница у Катара только с Саудовской Аравией, а буквально через пролив на эмират внимательно смотрит шиитский Иран. С саудовской королевской династией Хамад бин Халифа ат-Тани, претендующий на главенствующую роль в регионе Ближнего Востока, испортил отношения настолько, что в покушении, которое было совершено на него 5 cентября 2011 года в Дохе, подозревают саудовцев. В тот день в результате обстрела автомобилей эмира и сопровождения погибли восемь охранников. Сообщалось также, что легкое ранение получил и сам эмир, но официально этот факт не подтверждался.

Борьба элит внутри эмирата уже привела к нескольким попыткам переворотов. Так что женитьба Хамада бин Халифа ат-Тани на своих троюродных сестрах не очень помогла. Больший расчет делается на активно действующие три спецслужбы, призванные не только контролировать ситуацию в эмирате, противостоять терроризму и шпионажу, но и присматривать друг за другом. С целью обезопасить эмира и его семью от возможных покушений в службы безопасности Катара в ближайшие два года поступят из военного подразделения французской компании Renault 22 образца колесной бронированной машины Higuar новейшей модификации.

С Тегераном Доха не может иметь особо близких отношений, потому что катарский эмир всегда проявлял себя яростным суннитом. Хотя весьма показательно, что Катар, позиционируя себя союзником Соединенных Штатов, публично поддерживает право Тегерана на разработку ядерных технологий, которые, правда, именует «мирными». Более того, в феврале 2010 года Тегеран и Доха подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере, формально предусматривающее только организацию обучающих курсов для сотрудников спецслужб и военных, противостоящих террору. Однако нельзя не обратить внимание, что подписи под соглашением поставили не третьестепенные чиновники, а министр обороны Ирана Ахмед Вахиди и начальник Генштаба КА генерал Хамад бин Али-Атиах. Никоим образом не рассчитывая на помощь иранцев, а скорее все-таки опасаясь их, Доха делает ставку на Вашингтон.

На катарской военной базе в Эс-Салии расположен командный пункт Объединенного центрального командования США. Там складированы различные виды американского вооружения, среди которых средства ПВО, артиллерия, бронетехника и стрелковое оружие. Американские военные используют также еще две базы на территории Катара и рассматривают возможности увеличения там численного состава своих военнослужащих

«АЛЬ-ДЖАЗИРА» – ОРУЖИЕ МАССОВОГО РАЗЛОЖЕНИЯ

С позиции проведения масштабной информационно-психологической войны создание панарабского телеканала «Аль-Джазира» следует считать блестящим стратегическим и тактическим ходом эмира Хамада бин Халифа ат-Тани. Показательно, что в 1995 году, то есть за год до выхода первой передачи на этом канале, специалист по информационным войнам Мартин Либики из Национального института обороны США предсказывал резкое возрастание роли международных телевизионных каналов в инициировании и сдерживании военных конфликтов. «Аль-Джазира», собрав блестящий коллектив профессионалов, не только информирует, но и намеренно дезинформирует, пропагандирует и манипулирует общественным мнением.

Объективными передачи этого телеканала не могут быть по определению, ибо политика «Аль-Джазиры», ведущей свои передачи на арабском и английском языках, контролируется семейством катарского эмира. Именно этот канал, в немалой степени милитаризовавший сферу электронных СМИ, сыграл едва ли не определяющую роль в формировании волны арабских революций. Сейчас много говорят и пишут о необъективном освещении «Аль-Джазирой» событий в Сирии. Картинки и комментарии к ним подбираются таким образом, чтобы осудить режим президента Башара Асада, а его противников представить борцами за свободу. Но ведь необъективность «Аль-Джазиры» касается не только освещения событий в Сирии и в арабском мире вообще. В 2008 году генеральный директор этого канала Ханфар Вада вынужден был прислать в пресс-службу правительства Израиля письмо, в котором извинялся за этические ошибки, допущенные корреспондентами и комментаторами его канала по отношению к израильской стороне. В частности, в письме речь шла о том, что, упоминая ливанского террориста Самира Кунтару, вырезавшего израильскую семью, включая двух детей, корреспондент «Аль-Джазиры» назвал этого «мясника» «всеарабским героем».

Кувейт и ОАЭ неоднократно предупреждали журналистов «Аль-Джазиры» и даже лишали их аккредитации, когда репортажи из этих государств, шедшие по катарскому каналу, распаляли улицы настолько, что акции поначалу мирных протестов вполне могли перейти в вооруженные столкновения.

Власть предержащая в арабском мире вскоре поняла необходимость создания конкурента-противовеса «Аль-Джазире», явно симпатизирующей радикальным и экстремистским группировкам. На деньги Кувейта, ОАЭ и ливанского миллиардера и политического деятеля Рафика Харири (1944–2005) был создан еще один панарабский телеканал «Аль-Арабия». Его вещание началось из Дубая 3 марта 2003 года. Однако в определенном смысле к тому времени поезд уже ушел, ибо занимать достаточно свободное информационное пространство намного легче, чем отвоевывать его у конкурентов. Нельзя исключить, что популярные международные телевизионные каналы могут сыграть важную роль в сетецентрических конфликтах и войнах, когда победа одной из сторон будет достигаться в том числе и за счет многосистемного информационного превосходства.

Сегодня оба телеканала используют фактор стирания информационных границ и создают свое телепространство, в котором, промывая мозги огромной аудитории, режиссеры и кукловоды научились мирные демонстрации превращать в кровавые конфликты.

Французская пословица гласит: «Клевета в умных руках – страшное оружие». Похоже, что Катар, предпочитавший до недавнего времени французскую военную технику, а ныне заменяющий ее на американскую, в своих филологических привязанностях – если иметь ввиду выбор кратких мудрых изречений – остается франкофоном. Впрочем, клеветников везде и всегда хватало.

На фоне заявления Катара о возможной интервенции в Сирию сайт решило разобраться, что из себя представляют катарские вооруженные силы и какую угрозу они могут представлять.

Ранее 21 октября министр иностранных дел Катара Халид аль-Аттия сделал весьма интригующее заявление о возможном вмешательстве катарских вооруженных сил в сирийский конфликт. "Если военная интервенция защитит сирийский народ от жестокости режима, мы сделаем это", - приводили его слова мировые СМИ. В своей речи глава МИД также упомянул "турецких и саудовских братьев", но и Турция и Саудовская Аравия, однако, в этой ситуации предпочли промолчать и об интервенциях публично не упоминать.


За Катаром уже долгое время закреплена репутация спонсора различных боевых группировок, угодных монархии эмирата, но в открытые боевые действия государство особо не лезло. Но за последние годы ситуация слегка поменялась и катарским солдатам довелось потоптать землю Ливии и Йемена. Да, катарское присутствие в этих странах было весьма ограниченным и в составе межгосударственных коалиций. Но за этими действиям невооруженным глазом видны робкие попытки усилить свою власть в регионе, в том числе с помощью такого популярного в этом деле инструмента как армия.

Вооруженные силы Катара насчитывают по разным данным от 11 800 до 12 200 человек. Военный бюджет страны составляет два миллиарда долларов в год, что, учитывая скромную численность армии, довольно много.

Если разделить сумму оборонных затрат страны на количество военнослужащих, то на каждого выйдет по 170 тысяч долларов. В России, к примеру, эта цифра равняется приблизительно 65,5 тысячи на военнослужащего.
Военная техника ВС Катара представляет из себя преимущественно новые образцы французского ВПК, но имеются и немецкие представители, например, танки "Леопард" и грузовики "Мерседес". К примеру, эмират имеет 62 ОБТ (основной боевой танк) "Леопард" 2А7 и до 40 французских ОБТ "АМХ-30". Ко всему этому добавляется несколько десятков БМП, бронемашин с противоминной защитой и бронетранспортеров.


Артиллерия Катара может похвастаться немецкими САУ калибром 155 мм (всего монархия купила 24 таких единиц, а сколько успела получить - вопрос) и двенадцатью южноафриканскими САУ G5 такого же калибра. Катарское РСЗО представлено 18 бразильскими установками "Астрос" и тремя советскими "Градами". Кроме этого, монархи обладают парой сотен противотанковых ракет, включая американские "Джавелины". На этом представительство "Бога войны" в вооруженных силах Катара заканчивается, если не считать различные пехотные минометы.

Среди противовоздушных средств обилие явных новинок у Катара не замечено. И это логично, страну не на пустом месте называют спонсором ваххабитов и исламских экстремистов по всему миру. И западные страны, несмотря на союзнические отношения с эмиратом, все-таки неохотно продают ей то, что потом может оказаться у боевиков "Аль-Каиды"*, ХАМАС, других радикальных группировок и стрелять по самолетам НАТО или вовсе по гражданским бортам.

В конце 80-х американцы серьезно обиделись на монархов Катара как раз из-за того, что те выкупили у афганских моджахедов переносные зенитно-ракетные комплексы, полученные последними от США. Американцы вдруг вспомнили про "жесткий контроль над оборотом ПЗРК" и потребовали монархов сдать их. Те отказались, и в итоге Сенат США ввел запрет на продажу в Катар любого вооружения. Спустя два года катарцы согласились на утилизацию "левых" ПЗРК и запрет был снят.

Нынешнее вооружение ПВО Катара состоит в основном из старых британских систем, оставшихся еще с тех пор, когда эмират предпочитал закупать оружие у Ее Величества. Тем не менее, на вооружении государства все же стоит некоторое количество американских, французских и советских ПЗРК. Также стоит отметить, что в 2014 году ближневосточное государство подписало с США контракт стоимостью семь миллиардов долларов на поставку десяти батарей зенитно-ракетных комплексов "Патриот". О поставках этих ЗРК в войска не сообщалось.


В настоящее время главной силой ВВС монархии являются 14 французских истребителей Дассо "Мираж" 2000. Кроме этого, у Франции уже заказано 24 более новых Дассо "Рафаль", а американцы собираются поставить 24 ударных вертолета "Апач". Интересно, что большую часть ВВС государства составляют различные транспортники, а также учебные и пассажирские самолеты.

В военно-морских силах арабского государства значатся один десантный корабль и различные патрульные и ракетные катера.

Что касается боевого опыта, то его катарские ВС за последнее время получали только в Ливии и Йемене. Учитывая что в обеих этих кампаниях катарское присутствие было довольно мизерное, то ни о какой серьезной "закалке" войск говорить не приходится. В той же Ливии контингент Катара ограничился шестью истребителями "Мираж" и штатом военных советников для повстанцев. В Йемене же было расквартировано около 1000 катарских военнослужащих и 10 истребителей, но об активном участии их в боевых действиях не сообщается.

Если брать более ранние конфликты, то танкисты Катара успели повоевать против Саддама Хусейна в Персидском заливе в 1991 году.

Исходя из вышеизложенного, такая армия даже с поддержкой в лице Саудитов не должна стать серьезной угрозой для деморализованных сил Асада. Ведь та же Саудовская Аравия терпит серьезные неудачи в борьбе с йеменскими повстанцами, многие из которых впервые взяли в руки оружие. Конечно, возможное катаро-саудитское вторжение в Сирию существенно пошатнет и без того плачевное положение Асада, но пережить оборонительную конвенциональную войну против этих государств он имеет все шансы.


Наибольшую угрозу со стороны катарских ВС представляют истребители "Мираж", но в то же время ПВО Сирии сохранилось практически в целости и сохранности и летать в сирийском небе катарцам понравится явно меньше, чем в Йемене. А в нем, между прочим, повстанцы сбили пять истребителей Саудитов (два F-16 и три F-15) и один F-16 Марокко. Учитывая, что катарские пилоты находятся примерно на том же уровне, а зенитчики Асада подготовлены гораздо лучше йеменских мятежников и обладают более совершенной техникой, вывод напрашивается сам за себя.

Поэтому ни о какой реальной интервенции со стороны Катара, во всяком случае без серьезной поддержки других акторов региона (с обязательным участием Турции), речи даже не идет.

К слову, Сирия уже предупредила Катар о "жесткой реакции" на любое военное вмешательство. "Если Катар осуществит свою угрозу об интервенции, то мы будем рассматривать это как прямую агрессию... Наш ответ будет очень суровый", - заявил заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Мекдад.

*"Аль-Каида" - запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация.

Алексей Богатищев


До 1971 года это небольшое государство находилось под управлением английского генерал-губернатора. При нем были сформированы Силы Национальной Безопасности. А произошло это 30 марта 1968 года при непосредственной английской помощи. Так, в числе прочего было получено два вертолетa Уэстланд "Уирлвинд", на которых правда летали английские же пилоты.

В декабре 1971 года ВВС получили и первые боевые самолеты: три "Хантера" Ф.78 и один тренировочный Т. 79. В 1974 году ВВС стали независимыми от Сил Национальной Безопасности и получили современное название - Эмирские Военно-воздушные силы Катара, основной задачей которых стала поддержка наземных подразделений. Для этой цели были закуплены четыре Уэстланд "Коммандо" Мк. 2А, которые были сведены в 9-ю эскадрилью. Кроме того для перевозки особо важных персон был закуплен один Мк. 2С, что позволило вывести из боевого состава устаревшие "Уирлвинды". Отдельно было организовано и авиационное подразделение Полиции Катара. Полицейские эксплуатировали до 1983 года два вертолета "Газель", впоследствии переданные на баланс ВВС.

Доходы от экспорта нефти позволили начать перевооружение ВВС. Так, в декабре 1979 года был подписан контракт на поставку шести ударных "Альфа Джет": первые три машины приземлились на авиабазе Доха (кстати единственной в стране) в октябре 1980 года. Эти самолеты организовали в 11-ю эскадрилью. В конце 1980 года во Франции был подписано соглашение о поставках 12 истребителей "Мираж" Ф.1 и двух тренировочных Ф. 1 ДДА. Однако первый самолет приземлился в Катаре только в июле 1984 года, так как согласно все того же соглашения французы обязались подготовить и пилотов, что и было проделано за прошедшие четыре года на авиабазе Мон-де-Марсан.

В 80-х значительно обновился и вертолетный парк: 9-я эскадрилья в 1982 году была дополнена шестью "Супер Пумами", туда же попали и 8 "Коммандо" Мк. 3 и 12 вооруженных ПТУР "Хот" "Газелей". Однако впоследствии из "Коммандо" организовали 8-ю эскадрилью с основной задачей борьба с надводными судами (одновременно приспособив их для несения ПКР), а "Газели" попали в 6-ю эскадрилью. Туда же попали и "полицейские" "Газели" и три Уэстланд "Линкс" Мк. 28, которые использовались для разведки и наблюдения.

В это время для перевозки правительственных лиц использовались два Боинга 707 и один более современный Боинг 727.

В ходе войны в Персидском заливе 1991 года Катар поддержал США и ее союзников. Так, на авиабазе Доха базировались канадские и французские ударные самолеты. "Миражи" и "Альфа Джеты" ВВС Катара тоже приняли довольно активное участие, сопровождая союзнические штурмовики во время ударов по иракским объектам в Кувейте. Это был первый в истории ВВС случай боевого использования.

В середине 1994 года появились сообщения, что 11 уцелевших "Миражей" Ф. 1ЕДА и два Ф. 1ДДА были проданы в Испанию.

Военно-воздушные силы, численность которых составляет около 1500 человек, организационно состоят из штаба (г. Доха), 6 авиационных эскадрилий, двух батарей ПВО (оснащенных 18 ЗРК "Усовершенствованный Хок" и "Рапира"), а также подразделений обеспечения.

Авиационные эскадрильи:

    7-я истребительно-штурмовая (ВВБ Аль-Гарийе, 9 истребителей "Мираж" 2000-5EDA и 3 "Мираж" 2000-
    5DDA);

    11-я истребительно-штурмовая (ВВБ Аль-Гарийе, 5 "Альфа Джет");

    транспортная (ВВБ Доха, 2 Boeing 707-320, 1 Boeing 727-200, 2"Фалькон" 900 VIP и 1 Airbus A340-200
    в VIP-конфигурации);

    6-я, 8-я и 9-я вертолетные (ВВБ Доха, 3 транспортных S-61 Mk2A "Коммандо", 8 S-61 Mk3 "Коммандо" в варианте ударного с ПКР АМ-39 "Экзосет", 6 SA330J "Пума", 6 AS332F "Супер Пума" и 10 вооруженных ПТРК "Хот" вертолетов SA-342L/G "Газель").

По неподтвержденным данным, в составе авиаотряда, обслуживающего королевскую семью, имеется по одному самолету Airbus A300, A310, A320 и Boeing 747SP. Кроме того, в распоряжении полиции находится 3 вертолета "Линкс" HC.28 и 2 вертолета SA341G "Газель".

Военно-воздушные базы: Доха и Аль-Гарийе.

В начале 2001 г. было объявлено о планах по закупке партии тактических истребителей F-16C/D для формирования отдельной авиаэскадрильи, однако до настоящего времени реального воплощения этих планов не произошло.


Уголок неба. 2005 (Страница:

Что в ходе визита президента Франции Эммануэля Макрона в Катар, в присутствии обоих глав государств в столице Катара Дохе компанией было подписано соглашение о переводе в твердый контракт опциона на поставку ВВС Катара 12 истребителей Dassault Rafale в дополнение к 24 самолетам Rafale, заказанным Катаром в 2015 году. Таким образом, всего Катар должен получить 36 истребителей Rafale. Стоимость и другие параметры нового контракта не объявлялись.

Изображение истребителя Dassault Rafale EQ в окраске ВВС Катара (с) Dassault Aviation

Напомним, что 4 мая 2015 года Катар подписал на приобретение 24 многофункциональных истребителей Rafale (18 одноместных Rafale EQ и шести двухместных Rafale DQ), с опционом еще на 12 самолетов, став вторым заказчиком Rafale после Египта. Общая стоимость контракта на 24 Rafale, включая техническую и сервисную поддержку, обучение, и поставки вооружения (ракет «воздух-воздух» средней дальности MICA IR и MICA EM и большой дальности Meteor, крылатых ракет большой дальности SCALP-EG и управляемых бомб GBU и AASM) составляет 6,3 млрд евро. Cамолеты Rafale для Катара должны отличаться применением ряда усовершенствований и новых систем, в частности установкой нашлемной системы целеуказания.

Первый двухместный самолет Rafale DQ, изготовленный для Катара, первый полет на головном предприятии компании Dassault Aviation в Мериньяке близ Бордо 28 июня 2016 года, а первый одноместный истребитель Rafale ЕQ был поднят там в воздух в феврале 2017 года. Поставки самолетов Rafale Катару должны быть начаты в середине 2018 года и вестись темпом одна машина в месяц, с завершением к середине 2020 года. Предполагается, что 12 опционных истребителей, соответственно, будут поставлены со второй половины 2020 по конец 2021 года.

Таким образом, Катар к настоящему времени заказал 96 современных многофункциональных истребителей трех типов. В дополнение к 36 французским истребителям Rafale, в июне 2017 года Катар подписал с США стоимостью около 12 млрд долл на приобретение по линии межправительственных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 36 многофункциональных истребителей Boeing F-15QA (при этом планы Катара простирались на закупку 72 самолетов F-15QA), а в сентябре 2017 года заключил межправительственное с Великобританией о приобретении со сборочной линии корпорации BAE Systems 24 истребителей Eurofighter Typhoon и шести учебно-боевых самолетов Hawk AJT (подписание твердого контракта ожидается до конца декабря).

Сейчас ВВС Катара из боевых самолетов располагают всего 12 истребителями Dassault Mirage 2000-5EDA/DDA и шестью учебно-боевыми самолетами Alpha Jet E.