Если посмотреть на гражданский кодекс Российской Федерации, то можно увидеть, что все юрлица делятся на коммерческие и некоммерческие. Причём по подсчётам вторых в семь раз меньше, чем первых.
Общие черты
- И те и другие могут исполнять на рынке роли продавцов, покупателей, поставщиков или потребителей. То есть и те и другие могут вести деятельность в рыночных нишах.
- Оба варианта подходят, чтобы получать прибыль, заниматься инвестированием, управлением собственными финансовыми средствами.
- И в том, и в другом случае компании должны, чтобы оставаться на плаву получать больше средств, чем тратят.
- Бухгалтерский учёт - обязательное действие как для коммерческих, так и для некоммерческих фирм.
- После перечисления общих черт хочется спросить, а в чём собственно разница, раз всё настолько одинаково. Однако есть существенные различия, которые нужно понимать.
Различия между коммерческими и некоммерческими организациями
- Цель деятельности. У некоммерческих организаций нет основной цели, характерной для иных фирм - получение прибыли. Цели у неё другие, нематериального характера. Так, некоммерческая компания будет действовать согласно своему уставу, в котором прописана работа по оказанию услуг без извлечения прибыли.
- Прибыль. Прибыль, которую получает в ходе предпринимательской деятельности коммерческая организация потом пойдёт на развития процессов её деятельности и частично будет распределяться между работниками и участниками. В противовес этому, в некоммерческой фирме понятие прибыли не используется. Там есть целевые финансы, которые идут на покрытие расходов и конкретную работу. Естественно, между участниками предприятия они не распределяются.
- Услуги и товары. Для коммерсантов производство или перепродажа происходит по индивидуальному направлению, то есть фирма делает это для себя. У некоммерческих компаний направление - это общественные блага и нужды социального характера.
- Аудитория. Для любой предпринимательской деятельности - конечный потребитель. Тот, кто купит товара или услугу. В случае некоммерческой компании - клиенты и участники фирмы.
- Штат. С одной стороны сотрудники, нанятые по трудовому договору с определённым уровнем оплаты за труд. С другой стороны все те же самые, но также и добровольцы-волонтёры.
- Откуда средства. В предпринимательской сфере всё решает коммерческая деятельность, которая приносит прибыль. В некоммерческом варианте помогают инвесторы, различные социальные фонды, само государство. Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.
- Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает Гражданского Кодекса РФ. Что касается некоммерческих организаций, то это в основном благотворительные фирмы, фонды, религиозные учреждения и так далее.
- У коммерсантов есть права и обязанности , определённые кодексами Российской Федерации. У некоммерческих компаний правоспобность ограничена. То, что будет прописано в уставе подобного организации и будет определением прав и обязанностей. Естественно, они не должны противоречить действующему законодательству и конкретно тем актам, которые регламентируют создание подобных фирм.
- Где проходит регистрация. С одной стороны - Федеральная Налоговая Служба. С другой - Министерство Юстиций.
Итог
Это только часть из возможных отличий между коммерческими и некоммерческими фирмами. НКО в России хоть и меньше в семь раз, чем иных фирм, но это направление быстро развивается. Хотя определённо можно говорить о том, что создавать, управлять и развивать некоммерческую структуру в разы сложнее.
Введение 3
1 Основные положения коммерческих и некоммерческих организаций 5
1.1 Коммерческие и некоммерческие организации 5
1.2 Возникновение юридических организаций 7
2 Отличие коммерческих организаций от некоммерческих 11
2.1 Классификация юридических организаций 11
2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 15
Заключение 18
Глоссарий 21
Список использованных источников 23
Приложение А 25
Приложение Б 28
Введение
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении ее внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.
Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества государственных или муниципальных образований. При этом юридическое лицо должно иметь не просто обособленное имущество, а обладать им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления. Признание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государственных, муниципальных унитарных предприятий); а ее у четно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица - следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК). Прежде всего, следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. также ч. 2 п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 82, п. I ст. 95, п. 2 ст. 105, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 121 ГК РФ и др.).
Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Далее, юридические лица отвечают всем принадлежащим им имуществом, т.е. как основными, так и оборотными средствами. Исключение составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Правоспособность юридического лица может быть общей (как у граждан) и специальной (ст. 49 ГК РФ).
1 Основные положения коммерческих и некоммерческих организаций
1.1 Коммерческие и некоммерческие организации
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься .
Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособностью наделены также некоторые коммерческие организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной правоспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотренных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ)1. Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). До принятия закона о регистрации юридических лиц, в котором будут определены порядок и место регистрации юридических лиц, при разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следует исходить из того, что «местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов» .
Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юридическими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выполняет производственные или иные основные функции юридического лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный в одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).
1.2 Возникновение юридических организаций
Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).
Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления. Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридическое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В нормативно-явочном порядке создаются: хозяйственные общества и товарищества, общественные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), религиозные объединения, средства массовой информации и др.
При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме «дачи согласия» на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций - союзы и ассоциации .
Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) - ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизуемого юридического лица, продолжается другими лицами. Реорганизация осуществляется по решению: учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, компетентного государственного органа (например, федерального антимонопольного комитета) или суда.
3акон различает пять видов реорганизации: слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида лиц в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В этих случаях правопреемство осуществляется в соответствии с разделительным балансом.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (в случае присоединения - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом .
Закон предусматривает порядок ликвидации юридических лиц.
Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной миссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. (см. Прил. А)
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
Ликвидация завершается записью об этом в едином государственном реестре юридических лиц.
2 Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
2.1 Классификация юридических организаций
Юридические лица классифицируются по различным критериям.
В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Коммерческие организации - это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной Цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия .
Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные федеральным законом. (см. Прил. Б)
В зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридического лица и его имущества (п. 2 ст. 48 ГК РФ) различают:
а) юридические лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права (право изъять внесенное в качестве вклада имущество, право на ликвидационную квоту, право на дивиденды и т.п.). К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы;
б) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;
в) юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации).
Критерием для классификации юридических лиц может служить их организационно-правовая форма. По этому признаку коммерческие организации подразделяются на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Среди некоммерческих организаций выделяются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, объединения коммерческих и некоммерческих организаций (союзы, ассоциации) .
Рассмотрим организационно-правовые формы коммерческих организаций.
Хозяйственные товарищества и общества - наиболее распространенная в имущественном обороте форма коллективного предпринимательства (ст. 66 ГК РФ). Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допущенных к участию в гражданском обороте. К хозяйственным товариществам отнесены полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться е форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. При этом ГК полностью регулирует статус товариществ, не предусматривая издания для этих целей никаких специальных законов. В отношении обществ ГК ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах. Уже приняты Федеральные законы: от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»1, от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»2.
Товарищества и общества имеют много общих черт. И те и другие являются коммерческими организациями, обладающими общей правоспособностью. Их уставный (в обществах) или складочный (в товариществах) капитал разделен на доли их участников. Как общества, так и товарищества являются собственниками своего имущества. Различия же в их правовом статусе определяются тем, что товарищество - это объединение лиц, тогда как общество - это объединение капиталов. Объединение лиц предполагает, помимо имущественных вкладов, непосредственное личное участие учредителей (участников) в деятельности организации. В отличие от этого создание хозяйственного общества не предполагает (хотя и не исключает) личного участия учредителей (участников) в предпринимательской деятельности. Важно также отметить, что участники товариществ в отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответственность по долгам товариществ всем своим имуществом, а не только имуществом товарищества. Это (так же, как и необходимость принимать личное участие в деятельности товарищества) объясняет недопустимость одновременного участия лица в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких организаций. Исключение составляют вкладчики в товариществах на вере, которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно быть участниками нескольких товариществ. Сказанным определяется субъектный состав участников обществ и товариществ. В товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, поскольку они должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Напротив, в обществах (а также в роли вкладчиков в товариществе на вере) по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских прав, совсем не обязательно являющиеся предпринимателями. Исключение в этом отношении составляют государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и иные финансируемые собственником учреждения, должностные лица государственных органов, участие которых в предпринимательской деятельности законом либо ограничено, либо запрещено (п. 4 ст. 66 ГК РФ).
Среди всех коммерческих организаций, основой организационно-правовой формы которых, как правило, является принцип корпоративности, выделяются организации, представляющие собой по организационно-правовой форме унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между его работниками. Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество. Его собственником остается учредитель .
Создание и функционирование унитарных предприятий допускается лишь в форме государственных и муниципальных предприятий. Государственные предприятия учреждаются за счет государственного имущества органами управления Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов, уполномоченными управлять государственным имуществом. Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счет имущества муниципальных образований. В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или федеральное казенное предприятие.
Правовое положение производственных кооперативов регулируется помимо Гражданского кодекса Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»1. Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Производственный кооператив, так же как и товарищество, - это, прежде всего объединение лиц, а не капиталов. Его участники обязаны участвовать в деятельности кооператива. Однако, в отличие от товариществ, в которых полными товарищами могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, членами производственного кооператива могут быть любые граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица. В соответствии с п. 4 ст. НО ГК РФ каждый член кооператива имеет один голос при принятии решения, а прибыль распределяется между членами, прежде всего в соответствии с их трудовым участием. Это характеризует производственный кооператив как артель - особую форму организации труда и предпринимательской деятельности граждан, основанную на началах равенства всех его участников.
2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Остановимся также на организационно-правовых формах некоммерческих организаций.
Правовое положение потребительского кооператива регулируется, помимо ГК РФ (ст. 116), Законом от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации»1.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паев. Потребительская кооперация в интересах пайщиков ведет заготовительную, торговую, жилищно-строительную, гаражно-строительную и иные виды деятельности. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и организации. Членство в кооперативе не предполагает обязательного личного участия в его делах .
Правовое положение общественных и религиозных организаций (объединений), кроме ГК РФ (ст. 117), регулируется федеральными законами: от 19 мая, 1995 г. «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»3, от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»4, от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях»1 и другими правовыми актами.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных или материальных потребностей. Это могут быть партийные, профсоюзные, спортивные организации, организации в области культуры, охраны природы, животных и др.
Согласно ст. 117 ГК РФ участниками таких объединений могут быть только физические лица. При этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество созданного ими юридического лица, т.е. граждане при выходе из организации не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного переданного ей имущества. Юридическими лицами могут признаваться как отдельные звенья общественных организаций (например, профкомы в организациях), так и объединения этих организаций (например, профсоюзное объединение Всероссийский электропрофсоюз) .
Как собственники имущества общественные и религиозные организации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (например, издательскую деятельность, деятельность по изготовлению и ремонту спортивного инвентаря и т. п.).
Учреждение представляет собой вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества. Учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления. К учреждениям относятся органы государственного управления и органы местного самоуправления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и проч.
Ассоциации или союзы - это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК РФ). Они могут быть созданы как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Формула ст. 121 ГК РФ исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Создаются они исключительно на добровольной основе для целей координации деятельности создавших их организаций, а также представления и защиты их общих интересов. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
Заключение
В качестве участника отношений, формирующихся в сфере гражданского оборота, вправе выступать и государство. Важнейшая область таких отношений - это отношения собственности. Государство широко участвует и в обязательственных отношениях - как договорных, так и внедоговорных: при выпуске государственных и муниципальных займов, лотерей, при получении и выдаче кредитов, при возмещении вреда, например, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, и в других случаях, предусмотренных законом. При этом в отличие от недавнего прошлого, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство исходит из существования наряду с Российской Федерацией других государственных, а также муниципальных образований, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота.: Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации - республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения; муниципальные образования - городское, сельское поселение, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления .
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в гражданских отношениях не только самостоятельно, но и на равных началах с физическими и юридическими лицами - участниками этих отношений, не пользуясь в гражданских правоотношениях привилегиями, основанными на властных полномочиях. Прежде всего, это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников, отказ во внутреннем гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ верховной власти. Более того, к Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям как к субъектам гражданского права применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ).
Вместе с тем все названные субъекты - особые участники гражданских правоотношений. Их особые качества проистекают от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными полномочиями, и участника гражданских правоотношений, хозяйствующего субъекта. Как носители властных полномочий они в нормативном порядке определяют содержание и пределы правоспособности не только граждан и юридических лиц, но и своей собственной, формируют правила гражданского оборота (устанавливая правовое регулирование отношений собственности, обязательственных отношений и других отношений в сфере гражданского права) и т.п.
Возможен и иной механизм участия государства в гражданских правоотношениях. Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства, нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Это своего рода делегирование полномочий, оформляемое в нормативном или индивидуальном порядке. В таких ситуациях приобретение государством гражданских прав и осуществление им гражданских обязанностей происходит опосредованно2. Так, граждане могут представлять интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности. Представление интересов осуществляется на основании договора, заключаемого Российским фондом федерального имущества и гражданином .
Граждане могут также выступать в качестве представителей интересов Правительства в суде в случае предъявления к Правительству исковых или иных требований. Полномочия гражданина-представителя должны быть в таком случае выражены в доверенности .
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом.
Разграничение ответственности производится и между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных и муниципальных образований, а последние не отвечают по обязательствам Российской Федерации. Правило об их раздельной ответственности не применяется, если Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.
Коммерческая, иная частноправовая деятельность государства с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируется нормами международного частного права и международного гражданского процесса. При этом российское законодательство исходит из концепции абсолютного иммунитета суверенного иностранного государства, его имущества и требует соответствующего подхода к иммунитету российского государства, его имущества (ст. 435 ГПК РСФСР). Это означает, в частности, что российское государство в отношении совершаемых им сделок может быть подчинено иностранному закону или иностранному суду только при условии, если прямо выразит на то свое согласие; предъявление иска государству, обеспечение иска, обращение взыскания на имущество государства может быть допущено лишь с согласия компетентных органов Российской Федерации.
Глоссарий
№ п / п |
Новые понятия |
|
Ассоциации или союзы |
объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями |
|
Дееспособность юридического лица |
способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами |
|
Коммерческие организации |
юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности |
|
Ликвидация |
прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам |
|
Некоммерческие организации |
не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями) |
|
Реорганизация юридического лица |
прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством), т.е. деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими лицами |
|
Учреждение |
вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества |
|
Унитарность предприятия |
имущество предприятия неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между работниками |
Список использованных источников:
1 Постановление Правительства Москвы от 25.07.2006 № 564 – ПП «О концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006-2010 г.»
2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7 – ФЗ (ред. От 01.12.2007) «О некоммерческих организациях» (принят ГД РФ 08.12.1995)
3 Федеральный закон от 30.12.2006 № 275 – ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)
4 Ануфриева, Л. П. Международное частное право [Текст]: Учебник / Л. П. Ануфриева – М.: Издательство БЕК. 2002. – 288 с. ISBN 5-85639-263-9 (в пер.)
5 Ануфриева, Л. П. Международное частное право [Текст]: учебник -2-е изд., перераб. И доп. / Л. П. Ануфриева – М.: Издательство БЕК. 2002. – 656 с. – ISBN 5-85639-338-4
6 Ануфриева, Л. П. Международное частное право [Текст]: учебник / Л. П. Ануфриева - М.: Издательство БЕК. 2001. – 768 с. – ISBN 5-85639-305-8
7 Васин, В. Н., Казанцев, В. И. Гражданское право. Общая часть. Особенная часть. С комментариями и примерами из практики [Текст]: учебник для вузов / В. Н. Васин, В. И. Казанцев – М.: Книжный мир, 2007 – 786 с. ISBN 5-8041-0232-X
8 Грачева, Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова – М.: Издательство Юристъ, 2001 – 384 с. ISBN 5-7975-0397-2
9 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3, 4 [Текст]: по состоянию на 20 сентября 2008 года – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2008 – 528 с. ISBN 978-5-379-00894-9
10 Гришаева, С. П. Гражданское право [Текст]: учебник / Под ред С. П. Гришаева – М.: Юристъ, 2001 – 484 с. ISBN 5-7975-0082-5
11 Коршунов, Н. М. Гражданское право [Текст]: практикум. В 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Коршунов, Ю. Л. Мареев – М.: Эксмо, 2008 – 624 с. ISBN 978-5-699-21325-2
12 Коршунов, Н. М. Гражданское право [Текст]: практикум. В 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Коршунов – М.: Эксмо, 2008 – 448 с. ISBN 978-5-699-21328-3
13 Лупинская, П. А. Уголовно-процессуальное право [Текст]: учебник / П. А. Лупинская – М.: Издательство Юристъ, 2001 – 368 с. ISBN 5-7975-0397-2
14 Сергеев, А. П. Гражданское право [Текст]: учебник. В 3 т. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого – М.: Проспект, 2004 – 776 с. ISBN 5-98032-378-3
15 Сергеев, А. П., Толстой, Ю. К. Гражданское право [Текст]: учебник. В 3 т. Т. 2 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого – М.: Проспект, 2005 – 848 с. ISBN 5-98032-379-1
16 Сергеев, А. П. Гражданское право [Текст]: учебник. Т. 3 / Под ред. Сергеева; 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005 – 784 с. ISBN 5-482-00028-1
17 14. Треушников, М. К. Гражданский процесс [Текст]: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. М. К. Треушникова – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2007 – 784 с. ISBN 5-85639-338-4
18. Фоков, А. П. Гражданское право. Общая и Особенная части [Текст]: учебник / А. П. Фоков, Ю. Г. Попонов, И. Л. Черкашина, В. А. Черкашин – М.: КНОРУС, 2005 – 688 с. ISBN 5-85971-211-1
Приложение А
Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов
1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
5. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Приложение Б
Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Коршунов, Н. М. Гражданское право: практикум. В 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Коршунов – М.: Эксмо, 2008. с. 235
Фоков, А. П. Гражданское право. Общая и Особенная части: учебник / А. П. Фоков, Ю. Г. Попонов, И. Л. Черкашина, В. А. Черкашин – М.: КНОРУС, 2005. с. 335
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3, 4: по состоянию на 20 сентября 2008 года – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2008. с. 248
Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого – М.: Проспект, 2004. с. 73
Лупинская, П. А. Уголовно-процессуальное право: учебник / П. А. Лупинская – М.: Издательство Юристъ, 2001. с. 62
Гражданский кодекс РФ делит юридические лица на две группы: коммерческие и некоммерческие организации [ ст. 50]. Доля коммерческих организаций значительно превалирует: на одну некоммерческую организацию приходится приблизительно семь коммерческих организаций.
Прежде чем выявить отличия, необходимо найти общее между этими видами организаций: 1. Как коммерческие, так и некоммерческие организации работают в рыночной среде, то есть осуществляют деятельность как продавцы и как покупатели товаров и услуг. 2. Денежные средства представляются в равной степени центральным ресурсом. 3. Организации обоих секторов экономики должны зарабатывать средства, управлять ими, их инвестировать и тратить. 4. Организации третьего сектора также как и коммерческие организации должны покрывать текущие расходы поступлениями, планировать это на долгосрочную перспективу и находиться как минимум на уровне безубыточности. 5. Ведение бухгалтерского учета является обязательным для всех юридических лиц.
Отличия: 1. Главная цель деятельности Коммерческие организации: максимизация стоимости компании и благосостояния собственников. Некоммерческие организации осуществляют деятельность для достижения целей, прописанных в Уставе организации, к которым относится оказание работ и услуг для членов организации и третьих лиц. 2. Направленность деятельности Целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, в то время как деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение нематериальных целей 3. Распределение чистой прибыли В коммерческих организациях вся полученная прибыль делится между участниками, а также идет на развитие компании. В организациях третьего сектора вся прибыль направляется на достижение уставных целей.
4. Производимый товар и оказание услуг Коммерческие организации производят частный, пользующийся спросом индивидуальный товар. Деятельность некоммерческих организаций направлена на предоставление общественных благ. 5. Целевая группа Целевой группой в организациях второго сектора экономики является конечный потребитель продукции; в организациях третьего сектора члены организации и клиенты. 6. Сотрудники организации В коммерческих организациях работу осуществляют штатные нанятые сотрудники, исполнители по договорам гражданско - правового характера, практиканты. В некоммерческих организациях задействованы те же исполнители, что и в коммерческом секторе, а также к ним добавляются добровольцы (волонтеры), члены организации и Правления.
7. Источники финансирования В коммерческих организациях это заработанная прибыль, а также долевое участие в капитале других организаций. В некоммерческих организациях источники поступлений делятся на внешние (государство, фонды, бизнес, граждане) и внутренние (членские взносы, доход от сдачи собственности в аренду, доходы от вкладов, операции с ценными бумагами, доход от предпринимательской деятельности для достижения уставных целей). 8. Управление организацией Для принятия решений в коммерческом секторе особое внимание обращают на поведение клиентов и конкурентов, а также поведение на рынке. Некоммерческие организации ориентированы на общественные потребности и государственное нормирование. Рыночное управление часто не существует или вторично. Члены управляют организацией демократично.
9. Контроль успеха В коммерческом секторе разработано достаточно много показателей для измерения эффективности деятельности. Преобладают определенные рынком величины: прибыль, выручка, оборот, ROI (рентабельность инвестиций, доход на вложенный капитал). В некоммерческом секторе нет индикатора для оценки общей эффективности, проблематичная унификация целей и измерение полезности. В настоящее время показатели измерения успеха деятельности некоммерческих организаций ещё широко не развиты. 10. Организационно - правовые формы В статье 50 ГК РФ приведены организационно - правовые формы для обоих секторов экономики. Для коммерческих организаций этот перечень является закрытым: ОАО, ЗАО, ООО, Полное товарищество, коммандитное товарищество, производственный кооператив, ГУП, МУП. Для некоммерческих организаций открытым: потребительский кооператив, общественная и религиозная организация, учреждение, благотворительный фонд и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом. По сути, к некоммерческим организациям относятся все юридические лица, которые не являются коммерческими. В настоящее время существует более 20 организационно - правовых форм некоммерческих организаций.
11. Правоспособность Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т. е. они имеют гражданские права и выполняют гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, т. е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности. 12. Регистрирующий орган Регистрирующим органом для коммерческих организаций является Федеральная налоговая служба, для некоммерческих организаций Министерство юстиции.