Forum история архитектуры памятника. Храм Лотоса, Индия

  1. К обсуждению данной темы приглашаются люди, имеющие отношение к данной проблеме, а также способные дать грамотную правовую оценку действиям Комитета по Культуре, а также действиям иных участников процесса (прокуратура, суд, администрация, БТИ, различные производственные и проектные организации, имеющие лицензии Росохранкультуры).

    Обсуждаем как механизм согласования, так и цены "вопросов".
    Одним словом, делимся опытом, поскольку проблема носит массовый характер не только в Волгоградской области, но и в целом по стране.
    Итак, с чего все началось... все наверное знают, что до 1997 г. все памятники истории культуры считались исключительно Федеральной собственностью. Об этом свидетельствуют инструктивные письма Госимущества, разъяснения Правового управления Государственной Думы и другие документы.

    Но как только (в 1997 г.) Президиум Высшего Арбитражного Суда России дал разъяснение в своем вестнике о том, что к исключительно федеральной собственности относятся памятники истории культуры общероссийского значения.

    В скором времени, появилось интересное Постановление от 05.07.1997г. о постановке на государственную охрану памятников истории и культуры волгоградской области.

    Все бы ничего, ведь не было никаких особых проблем согласовать сделанную в квартире или в офисе перепланировку (особенно, если не затрагивать несущих стен и не делать окон наружу или отдельных выходов). Достаточно было лишь собрать небольшой пакет документов для межведомственной комиссии при Администрации города и ждать своей очереди на рассмотрение. Обычно, вся процедура занимала всего 1 или 2 месяца не больше и это уже с учетом получения нового тех.паспорта, сделанного в Бюро Тех.Инвентаризации.

    Финансовые затраты касались только услуг БТИ на изготовление тех.паспорта, обычно это от 1200 до 2200 рублей (это разброс цен за последние 8 лет, если не ошибаюсь). Ну и конечно, ремонт, перепланировка и т.д. у каждого по разному. Иногда в перечень документов для согласования входило Заключение о техническом состоянии строительных конструкций (обычно это требовалось предоставлять тем, кто сносил несущие стены или делал окна и отдельные входы). Такое заключение изготавливалось не больше месяца, а стоимость его была от 1500 до 5000 рублей, в зависимости от организации, которая изготавливала это Заключение.

    Таким образом, порядок был более или менее понятен или легко понимаемым и его можно было просчитать как с точки зрения временных затрат, так и с финансовых.

    Однако, не так давно, порядок согласования перепланировки в домах/офисах, которые территориально расположены в жилых домах и вошли в список (Постановление от 05.07.1997г. о постановке на государственную охрану памятников истории и культуры волгоградской области) - кардинально изменился.

    Казалось бы... что тут страшного... отобрали полномочия согласовывать перепланировки у одного органа и передали в другой... Эх, нет... если бы только это...

    Что мы имеем на деле сегодня:
    Что бы не загружать читателя все процедурой, которая настолько сложна и не менее затратна по времени ее окончания, не говоря уже о том, что финансовые затраты (причем официальные) на то, что бы пройти ее от начала и до конца вполне сопоставимы со стоимостью произведенных в помещении работ вместе со стоимостью отделочных материалов, а порой даже и дороже!
    А о потерянном времени и здоровье, и говорить не приходится. На "современное" согласование может уйти не 2 не 3, а 5, 6 и более месяцев, а в ряде случаев и того больше!

    Не может быть, скажете Вы!, разве такое бывает?, -Бывает, еще как бывает, кроме того... люди боятся даже начинать элементарную отделку и возведение гипсовых (картонных) перегородок, а те, кто уже возвели, даже не начинают "современный" процесс согласования.

    А чем все это плохо, сделал ремонт и совсем не обязательно что-либо согласовывать и делать новый тех.паспорт (возможно скажет кто-то из вас).
    Возможно, что и не стоит затеваться, однако продать такую недвижимость (с несогласованными изменениями в планировке) будет весьма проблематично.
    К тому же может возникнуть и ряд других проблем, но речь совершенно не о них. Да и вообще, скажу я так, документы должны быть всегда в порядке.





  2. Да не Англия у нас эт точно.
  3. Ну нельзя же так все упрощать... так незачем и пещеры покидать было...

    Нефиг памятник культуры вообще видоизменять. Ни внутри ни снаружи. Я бы вообще никаких разрешений не давала.
    Живете в здании имеющем культурную ценность-так цените. А не умеете этого понимать-съезжайте.
    К сожалению, курочат что ни попадя.
    Сама не раз была с обоих сторон согласований-нечего делать, ну повозятся подольше-и все равно изгадят.
    Да не Англия у нас эт точно.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Вы даже не вникли в проблему, к сожалению. Если Вас лично тема не касается, зачем высказывать лишь бы что-то написать.

  4. SatLink Lab ,

    Да все по теме ПФ высказалася.

    Хочешь иметь пафос от проживания в старинном доме -- будь готов к тарблам.

    И от комитета, и от ссущих олкашей в подъезде.

    Я вот в новом доме жыву и доволен нет ни тово ни другого

  5. Нефиг памятник культуры вообще видоизменять. Ни внутри ни снаружи. Я бы вообще никаких разрешений не давала.
    Живете в здании имеющем культурную ценность-так цените. А не умеете этого понимать-съезжайте.
    К сожалению, курочат что ни попадя.
    Сама не раз была с обоих сторон согласований-нечего делать, ну повозятся подольше-и все равно изгадят.
    Да не Англия у нас эт точно.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    В городе полно жилых зданий (как правило сталинки) - памятников архитектуры, в квартирах которых нет даже ванных комнат, душевая одна на несколько квартир. Есть печное и баллонное отопление, периодически баллоны там рвуться. Здания - бараки по планировке. Люди в них мучаются, а сносить и перепланировать тоже не разрешают, ибо ПАМЯТНИК. На х такие памятники нужны, о ком или о чем они хранят память, СЕЙЧАС люди живут в условиях, не соответствующих общепринятым гигиеническим нормам. Снаружи и изнутри там никакой уникальности и архценности нет. СНОСИТЬ И ПЕРЕПЛАНИРОВАТЬ, я считаю.

  6. Да здравствует здравый смысл...

    В городе полно жилых зданий (как правило сталинки) - памятников архитектуры, в квартирах которых нет даже ванных комнат, душевая одна на несколько квартир. Есть печное и баллонное отопление, периодически баллоны там рвуться. Здания - бараки по планировке. Люди в них мучаются, а сносить и перепланировать тоже не разрешают, ибо ПАМЯТНИК. На х такие памятники нужны, о ком или о чем они хранят память, СЕЙЧАС люди живут в условиях, не соответствующих общепринятым гигиеническим нормам. Снаружи и изнутри там никакой уникальности и архценности нет. СНОСИТЬ И ПЕРЕПЛАНИРОВАТЬ, я считаю.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дело даже не в сносить, барьеры придуманы, что бы стричь бабосы с тех, кто что-то переустраивает, а придание статуса памятник - это для отвода глаз. Сталинки привлекательны высокими потолками, но что касается внутреннего инженерного обеспечения, то никуда не годятся.

    22 июня 2010 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия А.В.Кибовским, который заявил, что "С этого года у нас выделены регионам 267 миллионов рублей субвенций. Все деньги до регионов вовремя доведены, работа началась..."

    А где она - работа? С 2010 года деньги начали выделять. А ситуация с согласованием перепланировок только усложнилась. Некоторые люди решают проблемы, но ведь существующий порядок нисколько не защищает памятники. Вот провести бы исследование, сколько семей прошли все пункты, которые надо выполнить в настоящее время, и сколько семей этого не сделали. Наверное ситуация 1 к 500, и зачем такой порядок нужен? Что бы ущемить права 499 человек, а также создать условия для того, что бы они оплачивали всякие филькины грамоты?

  7. Я по роду своей деятельности связан с легализацией перепланировок/переустройств /реконструкций/ и могу компетентно заявить, что охрана памятников - это божьи люди по сравнению с бандой Лисина-Ермакова. вот уж где клоака:frustrate. Как то узаконивали фасад на пр. Ленина и на Чуйкова, так вот тогда еще рук. охраны памятников Горячев, нормально отнесся к проекту, а эти хмыри заартачились. Пришлось через Эммануила Гедеоновича действовать
    Кстати у нас в городе-герое только 3 архитектора кто может подписывать проекты на охранной зоне.
    1. Тихонов
    2. Сена
    3 Кто то из Куприковской банды
    Если тебе что то надо решить - обращайся в личку - обсудим цену
  8. ммм написал не ОпенБой, а я случайно. проверяла связь

    Сообщение добавлено 28.07.2011 23:03 ----------

    Здравствуйте! я работала ведущим архитектором в ОГУ "ГНПУ "Наследие"в г. Астрахани. это учреждение, занимающиеся выполнением проектно-сметной документации по реставрации зданий, являющихся объектами культурного наследия и поставленных на охрану. наше уреждение находилось и находится в одном здании с Управлением по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма астраханской области. на это управление возложена функция согласования проектно-сметной документации по памятникам архитектуры. Наследие тесно с ними сотрудничает и является подведомственным учреждением. а Управление в свою очередь подчиняется Министерству культуры.
    помимо этого Наследие проводит историко-культурные экспертизы для постановки или снятия памятника с учета. я сама частично участвовала в такой экспертизе. неблагодарное это дело. в Наследии хранится архив, где по папкам разложены все здания-памятники. в папке его номер, охранная зона, номер постановления на учет, если можно так выразиться, все жалобы и письма, проживающих в этом здании людей. у кого-то труба прорвалась, у кого-то соседи незаконную пристройку делают и проч., все паспорта с карточками и старыми фотографиями. все это формировалось больше благодаря энтузиазму людей, там работающих, чем какому-то приказу сверху. хотя есть установленные формы, порядки и проч. это малофинансируемая область и многие работали и работают за идею.
    когда я пришла туда работать, сменился министр культуры, потом нач. управления и мой непосредств. директор. сели они и стали думать - зарплата в 6 тыщ. нас не устраивает. давайте будем зарабатывать деньги. мы стали выпускать проекты реставрации (впрочем это было всегда, но сейчас умножилось раз в 10). в Астрахани много фирм, занимающ. реставрацией. но к нам шли заказчики, так как выпоненный нами проект по-любому бы согласовали (мы ж и согласовываем).
    вся информация о памятнике тоже стала платной. хочешь, ты например, доказать, что твой дом рухлядь, а никакой не памятник, что он в аварийном состоянии и проч. плати деньги, чтоб провести экспертизу. потом соберется комиссия и будет решать, выводить или не выводить из состава.
    но одно большое НО - мы согласовывали документацию только для памятников регионального значения. федеральные памятники согласовываются на экспертизе в Москве - это по закону. хотя документацию вольны делать и в регионах.
    не могу сказать, как точно дело происходит в Волгограде (я сейчас живу в Вол-де) и сколько тут берут денег, но знаю что тут тоже есть Наследие навроде астраханского. знаю, у кого есть лицензиции на проведение проектных работ в волгограде - их по пальцам можно пересчитать. знаю про росохранкультуру - этот контролирующий орган нашего астраханского Наследия. они к нам с проверками постоянно приезжали.
    я так понимаю вы захотели сделать ремонт в памятнике, а вас затаскали по инстанциям и зарядили энную сумму, которая категорически вас не устраивает. мне пока несовсем ясны ваши недовольства.
    на согласование 6 месяцев? ну я могу это предположить, если проект ушел в гос.экспертизу, либо какой-то один очень вредный и придирчивый человек решил его тупо не согласовывать.
    мы согласовывали проеты в течение 2-недель с момента подачи заявления с приложенной к нему(заявлению) проектной документацией и тех.обследованием (если это требовалось) как правило тех.обследование включали в проект. а забыла - еще конкурирующая фирма, имеющая лицензию на реставрацию, должна была написать свое заключение на наш проект. со всеми этими бумажками проект согласовывали. потом надо было получить разрешение уже на сами строит. работы. но это отдельная история.
    мне кажется, что порядок согласования во всех городах должен быть похож. суммы конечно могут быть разные.. скажу свое мнение - я сейчас работаю архитектором в волгог-де и мы берем за проктир-ние новоых зданий и перепланировки уже сущ-х денег порядком больше, чем брали за сложные проекты по реставрации. хотя могие заказчики не понимали за что платить.
    может быть у вас большой объем? несколько этажей и по всем перепланировка? поэтому дорого получается? почему так долго согласовывают? это памятник федерального или регионального значения?
    вообще должен быть официальный прескурант цен на согласование. в Астрахани Администрация и всякие там комитеты по арх-ре и град-ве и тем более районные архитектурки к нам вообще отношения не имели, и у них ничего не согласовывали. они принимали участие в тех случаях, когда дело касалось супер-пупер памятника на самом видном месте. типа Кремля и чего-то подобного

  9. Спасибо за полный ответ.

    Предположим:
    1. памятник региональный.
    2. поставлен на охрану до 2000г.
    3. планировка при постановке на охрану - дикий периметр.
    4. за 10 лет потихоньку делался ремонт, так как площадь большая, а денег столько много не было.
    5. каждый ремонт - это только строительство перегородок и отделка, ну и если быть точным, то замена инженерных сетей на современные.
    6. все ремонты согласованы, как когда-то полагалось межведомственной комиссией которая рассматривала комплект документов, в том числе и от Комитета по культуре. - все согласовано нормально.
    7. к 2010 году ремонт был сделан на 70% площади.
    8. ремонт закончился, пришло время получать бумаги, все получили по стандартной схеме, которая раньше работала, а комитет заявляет, что порядок изменен и что такого действия, как согласование в их списке услуг вообще нет.
    Получается, что какой-то филькиной грамотой, полномочия по согласованию у администрации отобрали, а в свой перечень услуг такой пункт не внесли - это было сделано сознательно!!!
    Что бы человек практически очумел... сначала задание получал, потом задание нес проектировщику, потом это задание обратно в комитет, потом с этим заданием находил исполнителя, причем опять носил бумаги на согласование самого исполнителя в комитет, потом получал разрешение на производство работ, потом эти работы сдавал комитету, а уже потом только получал разрешительную документацию - это абсурд и извращение закона вопреки интересам службы Мин.культуры!

    Вот поставили на охрану в таком-то виде... все! Охраняется именно этот периметр, а внутри городи себе что хочешь, только несущие стены не трогай, вот это я понимаю - демократия хоть какая-то, хоть и урезанная!

    А что творится сейчас? Десятки тысяч людей в буквальном смысле боятся делать элементарный ремонт с применением облегченных гипсокартонных конструкций, что бы хотя бы немного глаз радовался обстановке в свободное от работы время в личном пространстве!

    А про нежилые подвалы, которые приводят в порядок я вообще не говорю - это полный произвол и разгильдяйство, что с людьми делают! Годами издеваются.

    Кстати нет нигде раскрытого понятия "работ, направленных на сохранение памятника", так любят эту строку использовать, можно подумать, что только об этом и думаем, или больше других работ не существует, или если они и существуют, то могут быть изложены только так. Т.е. если в результате заказа нового тех.паспорта, что-то видо-изменятется, все - ты попал!, значит ты выполнял "работы, направленные на сохранение памятника". Так кто решает, что он делает в своей недвижимости? Если не собственник, а Комитет по культуре, то на основе чего? Глава VII. Сохранение объекта культурного наследия, почитайте и представьте все это проходить - это смех сквозь слезы! Это понятие натянуто, как... нет не скажу... это словно хрустальная туфелька на ноге Анны, дочери мачехи Золушки! Что с ней делать, уж больно долго она натянута, наверное это не туфелька, а все таки что-то другое!

    Не понятно, есть ли законные мотивы такого торможения, ну сделайте вы в рамках закона нормальный механизм, что бы он работал быстро, хотя бы с той скоростью и затратами, как раньше. Ну ничего же для таких памятников, как обычные жилые дома особо-то и не сделано. Кого обманывать-то, самих себя?

    За почти 10-летний срок существования ФЗ-73 ни одного подзаконного акта не приняли, это же полный провал! Он такой наверное один или один из нескольких.
    Неужели все эти годы просто присосались и доили тех, кто делал ремонт в своих квартирах и офисах? -не стыдно? Ну когда же все поймут, что один раз живем и почему-то делаем какие-то друг другу гадости! Зачем? Дел что ли других нет, кроме как проверять, как работают на деле административно-властные полномочия? Работают... пока работают, работают пока 285 или 286 не найдут или еще что-нибудь потяжелее, только кто искать-то будет. Рука-руку моет:-) Как говорил А.Райкин, "...поздравляю ребята, вы хорошо устроились..."

  10. а в чем у вас конкретно проблема? Есть охранное обязательство, в рамках его происходят все процедуры. Собрать пакет документов, приложить проект заверенный уполномоченным архитектором (одним из трех) и все, начинают динамить- велком ту суд, там в пределах 2-3-х месяцев, если у вас все норм. решат вопрос.
    PS Если честно я у Вас не обнаружил проблеммы, а только демагогия, как несовершенен мир. Не можете решить вопрос - не занимайтесь, оставьте это людям которые могут это делать. А то Вас почитаешь и складываться вопрос, а как же устаканивается ремонтв квартирах по пр-т Ленина, Советской, Чуйкова....? как тогда Малашкин узаконл реконструкцию на Комсомольской??? или они волшебники?

Как, а главное, за чей счет сохранять и реставрировать многоквартирные жилые дома-памятники – вопрос не просто острый, а требующий оперативного решения. Не случайно этой теме будет посвящен межведомственный Круглый стол в рамках секции «Сохранение культурного наследия» на V Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. Представители федеральных министерств и органов региональной власти, реставраторы и активисты-общественники 2 декабря обсудят возможные формы управления такими домами, схемы возможного государственного софинансирования реставрации, определение предмета охраны.

Поводы для обсуждения случаются по всей стране в ежедневном формате, они – довольно типичны и рассказывать о них пока приходится в режиме констатации: никаких системных решений нет.


Барнаул: или платите – или выселяйтесь

Деревянный жилой дом на улице Интернациональной, 89 является памятником регионального значения. Ему больше чем 100 лет, но за это время капремонта не было, что уж говорить о реставрации. Летом в доме произошло частичное обрушение перекрытий, и теперь он считается аварийным. Администрация города возложила груз ответственности на жильцов и предложила им самим оплатить все работы. У жильцов же нет таких денег.

«Реконструкция стоит бешеных денег, счет идет на миллионы рублей, потому что это памятник, работать тут могут только специальные аккредитованные организации. Эксперт нам озвучил сумму, это только за документацию – 3 миллиона», - рассказала местным СМИ жительница аварийного дома Вероника Внукова.

Сообщается, что из восьми квартир приватизированы только шесть, а само обрушение произошло как раз в муниципальной квартире. Однако полностью выкупать обрушающийся памятник архитектуры мэрия не торопится.

«Если в течение года собственниками этих помещений не будут предприняты соответствующие меры по реконструкции, у администрации города возникает право на изъятие помещений в этом доме либо с предоставлением нового жилья, либо с предоставлением выкупной стоимости жилых помещений», - комментирует ситуацию председатель комитета информационной политики администрации Барнаула Станислав Тетерятник.

Пока что жильцам предлагают съехать в квартиры маневренного фонда на неопределенный срок. Другой вариант - оплачивать аренду съемного жилья, если у людей нет другой жилплощади.

При всем сочувствии квартирному вопросу, встает и другой: а где гарантия, что в случае изъятия памятника он тут же будет отреставрирован и приведен в порядок? Почему городские власти не внесут свою долю в реставрацию сейчас, тем более что обрушение случилось на муниципальном участке?

Екатеринбург: жилые памятники «вывели за скобки»

81 жилой дом-памятник в Уральской столице останется без капремонта за казенный счет.

Об этом рассказал глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб на совещании в полпредстве. Он объяснил, что жильцы таких многоквартирников на повышенные сборы для проведения капремонта не согласны, а у муниципалитета нет средств, чтобы покрыть разницу в расходах.

«Эти объекты в программе пока за скобки выведены, и нет понимания, когда региональный оператор поставит их в план работы, хотя объекты, конечно, требуют особого внимании и заботы. Мне бы хотелось решить этот вопрос однозначно, чтобы была какая-то перспектива», – обратился к полпреду Александр Якоб .

Власти Екатеринбурга в курсе, что работы на домах, признанных объектами культурного наследия, проводятся по особым регламентам, а проектную документацию могут разрабатывать только специализированные компании. А потому руководство города решило переложить бремя на уровень региона. А уровень региона – на уровень федерации.

Замгубернатора Свердловской области Сергей Швиндт сказал следующее: «На уровне субъекта, я думаю, эту проблему не решить. Мы подготовим еще предложение».

Может ли быть в этой ситуации «однозначное» решение, как хочет Александр Якоб? Вряд ли. Неважно, в чьей собственности памятник – он все равно является общим историческим наследием и государство не должно снимать с себя ответственность за его сохранность и состояние. Но в современных условиях памятники архитектуры и так не являются чемпионами по уровню финансирования и любви местной власти, очевидно, что всякая попытка «довесить» туда доппунктом еще и расходы по многоквартирным памятникам встретит ожесточенное сопротивление. В такой ситуации велик риск попыток массовых выводов таких домов из реестра и их последующих сносов, учитывая, что находятся они преимущественно в дорогостоящих исторических центрах городов.

Посмотрим, удастся ли что-то решить на форуме в Санкт-Петербурге.

Кашина Л.И.

Вологодская область относится к числу регионов с наиболее высоким потенциалом культурного наследия различных эпох, и Правительство области, департамент культуры рассматривают вопрос его сохранения как одно из стратегических направлений своей политики.

Сохранение памятников не только способствует популяризации высоких образцов национальной культуры, воспитанию патриотических чувств. Историко-культурное наследие - особого рода экономический ресурс. И именно вокруг памятников истории и культуры мы намерены создать полноценно развивающуюся социально-экономическую среду. Каждый восстановленный объект должен способствовать устойчивому развитию целой территории, ее инфраструктуры, содействовать созданию новых рабочих мест и пополнению бюджетов. В качестве примеров приведу известный многим проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза», где в туристских маршрутах активно задействованы великолепные храмы и музейные экспозиции этого древнего и уникального города, а также программу комплексного развития Кирилловского района на базе историко-культурного наследия, разработанную при участии Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, финансирование и реализацию которой планируется начать с будущего года. Последняя программа заявлена в подраздел «Культура Русского Севера» Федеральной целевой программы «Культура России. 2006-2011 гг.» Кроме того, муниципальными образованиями исторических поселений (а их на территории области 11 из 28) совместно с подразделениями Правительства области разрабатываются и реализуются областные планы мероприятий по развитию туризма.

Богатое наследие Вологодчины -это 3,5 тыс. объектов, представляющих историко-культурную ценность, причем это далеко не полная цифра, потому что половина территории области в свое время не была обследована, а затем финансирование работ Министерством культуры было прекращено (4 района - Кадуйский, Чагодощенский, Шекснинский, Бабаевский - не обследованы; 10 районов - Вашкинский, Вожегодский, Кичменгско-Городецкий, Тотемский, Харовский, Великоустюгский, Кирилловский, Междуреченский, Усть-Кубинский и Вологодский - были обследованы частично). Второй год в областную программу противоаварийных и реставрационных работ мы включаем мероприятия по обследованию и паспортизации объектов культурного наследия за счет средств областного бюджета.

Под государственной охраной состоит 770 объектов культурного наследия, из них 254, или 1/3 - памятники деревянного зодчества. По категории охраны 69 - это памятники федерального значения, 185

Регионального. Из 254 деревянных памятников наибольшее их количество сосредоточено в Вологде

105 ед., далее идут Великий Устюг и Великоустюгский район -59, Устюжна и Тотьма, где сохранилось 22 и 20 объектов; Череповец и Череповецкий район - 15 деревянных памятников. В остальных районах количество их не превышает 10.

По характеру использования или по назначению характеристика такая:

Объекты культового назначения (федеральные и региональные) - 11;

Жилые дома - 175;

Административные, объекты социально-культурного назначения - 68.

Итого: 254.

Состояние деревянного историко-культурного наследия области, как и в целом по России, внушает серьезное опасение за его дальнейшую судьбу. Анализ ситуации в регионе позволяет определить несколько наиболее тревожных факторов.

Это, прежде всего, необоснованный и во многих случаях незаконный снос или поджог деревянной застройки и новое строительство на исторических территориях, которые приобрели в последние годы массовый характер.

Продемонстрируем это на примере г. Вологды. Итак, 105 памятников деревянной архитектуры федерального (49) и регионального (56) значения. За последние 15 лет отреставрировано 26 объектов (16+10), утрачено полностью 25 (9+16) и частично 4, в крайне аварийном состоянии 4 объекта, искажено переделками 10 объектов. Как видите, данные статистики - с отрицательным знаком.

После того, как в департаменте культуры отклонили проект реконструкции деревянного дома по Торговой площади, 15 (памятник регионального значения) и потребовали его реставрации, дом в 2005 году дважды горел. Сегодня реставрировать практически нечего. Также дважды в текущем году горел и дом Шахова по ул. Воровского, 34 - объект федерального значения. В свое время дом был приватизирован жильцами, а теперь они стучат во все двери с просьбой помочь его восстановить. И таких собственников, далеко не богатых, проживающих в завалившихся и провалившихся деревянных домах, в Вологде очень много.

По результатам проводимого мониторинга, более 50 % недвижимых объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном и аварийном состоянии и требует срочного вмешательства реставраторов. Среди памятников деревянной архитектуры ситуация еще плачевнее. При этом особую тревогу как в Вологде, так и в других городах вызывают жилые деревянные дома, состоящие на балансе ЖКХ муниципальных образований, многие из которых давно требуют капитального ремонта, но не ремонтируются. Здания приходят в такое состояние, когда ремонт становится невозможным. Это в равной степени относится и к памятникам, и к средовой деревянной застройке.

Серьезной проблемой в настоящее время становится тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов.

Статья 47 ФЗ от 25 июня 2002 года №73-Ф3 гласит, что воссоздание объектов культурного наследия осуществляется в исключительных случаях при особой значимости объекта, а работы по воссозданию утраченных объектов культурного наследия осуществляются с исполь-

зованием старинных технологий. Эта норма не предусматривает снос существующих объектов культурного наследия.

У нас в области особенно преуспел в этом Череповец, где Воскресенский проспект - центральная магистраль в исторической части города - отстроен практически заново.

Большой резонанс среди жителей города вызвало решение властей снести бывший дом городского головы Ивана Милютина, много сделавшего для сограждан, и на его месте выстроить аналог. Так, дескать, быстрее и дешевле. Затянувшаяся дискуссия, перетягивание каната между департаментом культуры, музейными работниками, краеведами с одной стороны и представителями мэрии, строительного комплекса с другой привели в итоге к тому, что в 2004 году здание дважды горело. Второй, деревянный, этаж выгорел полностью, первый, каменный, - аварийный, и по заключению экспертной комиссии, куда не были приглашены специалисты-реставраторы, дом подлежал сносу. Это был памятник регионального значения, муниципальная собственность.

Хотелось бы добавить, что требования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ о необходимости проведения на объектах культурного наследия ремонтно-реставрационных работ и привлечения для их выполнения специалистов-реставраторов зачастую игнорируются муниципальными органами власти, балансодержателями, арендаторами, выступающими заказчиками работ по памятникам, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по реконструкции объектов культурного наследия. И на это есть, казалось бы, веские причины. Одна из них - отсутствие реставрационных организаций, в том числе работающих с деревом, их слабая материально-техническая база, маломощность и малочисленность.

При таком подходе заказчиков существует реальная опасность, что в ближайшее время могут быть безвозвратно утрачены многие историко-культурные ценности региона.

В настоящее время тяжелое, подчас аварийное состояние многих объектов культурного наследия свидетельствует о том, что эта сфера деятельности перестала быть одной из приоритетных в государственной политике нашей страны.

Значительное сокращение государственного финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия привело не только к резкому ухудшению их состояния, но и к разрушению научно-проектной, нормативно-правовой и производственной системы сохранения культурного наследия, сокращению квалифицированных кадров реставрационных профессий.

Пятнадцать-двадцать лет назад на весь Советский Союз была известна сильнейшая на Северо-Западе научно-реставрационная организация «Вологдаспецреставрация».

Она имела мощную производственную базу со множеством цехов и мастерских, большой коллектив высококвалифицированных реставраторов: каменщиков, резчиков по дереву, плотников, художников, архитекторов, краснодеревщиков, мастеров по металлу и т. д.

Однако начавшиеся в начале 90-х годов рыночные преобразования привели к тому, что уже несколько лет этой организации нет, и попытки департамента культуры, музеев, других заинтересованных лиц как-то возродить, реанимировать ее не увенчались успехом. Многое в этой жизни изменилось, но создать что-то новое и эффективное пока не удается.

Российская реставрационная школа складывалась не одно десятилетие, и это было одним из главных достижений государственной охраны памятников. Ведущие проектные и реставрационные организации, их кадры стали воплощением этой школы - прежде всего ЦНРПМ, институты «Спецпроектреставрация», межобластные научно-реставрационные художественные управления. Необходимо сохранить статус хотя бы этих ведущих государственных предприятий. Иначе мы потеряем и кадры, и архивы, и научно обоснованную школу реставрации.

Одновременно следует думать о новых формах создания, существования, государственной поддержки аналогичных структур в современных экономических условиях, изучать опыт других стран. Нельзя разрушать, не создав чего-то взамен. В области предпринимаются попытки создания специализированного центра реставрации на базе профессионально-технического училища г. Кириллова. Инициатором выступил архитектор-реставратор высшей категории, лауреат Государственной премии А. В. Попов (г. Москва), который и руководит этим центром на протяжении четырех лет. О трудностях и первых успехах лучше расскажет он сам.

Несмотря на общее тревожное состояние за судьбу объектов историко-культурного наследия, необходимо отметить, что руководством области, ее Губернатором многое делается для сохранения памятников. Областная программа по реставрации в области реализуется с 1997 года. И за прошедшие 9 лет в противоаварийные, консервационные и реставрационные работы вложено более 500 млн. рублей средств областного и федерального бюджетов. При этом большая часть средств - это областные деньги. За счет программы «Культура России» мы получаем неоправданно малые суммы, и если бы не президентские гранты, то о федеральном источнике можно было бы не говорить вообще. Заказчиком-инвестором выступает департамент культуры. Заказчиками-застройщиками - государственные учреждения культуры, такие как музей-заповедник, дирекция по реставрации и использованию памятников в Вологодской области и др.

За эти годы различного вида работы проведены на 150 памятниках истории и культуры. Из них 39 - памятники деревянной архитектуры, среди которых 11 объектов культового назначения.

Говоря об объектах деревянного зодчества, назову наиболее интересные, где проведен или проводится полный комплекс ремонтно-реставрационных работ. Это дом Засодимского (ныне там музейная экспозиция), так называемый Сталинский дом в г. Вологде; просфорня или служебный корпус Ферапонтова монастыря, Ильинская церковь на Цыпином погосте Кирилловского района, церковь Успения Александро-Куштского монастыря в Прилуках, три бывших жилых дома по ул. Герцена №№ 36, 37, 38, где разместились литературный дом с центром Н. М. Рубцова и департамент культуры; мемориальный дом-музей И. Кускова - открывателя Аляски в г. Тотьме; Георгиевская церковь, а также ряд деревянных домов и хозяйственных построек в Архитектурно-этнографическом музее.

Обращают на себя внимание парково-усадебные комплексы. Это, в первую очередь, усадьба Гальских под г. Череповцом, интереснейший деревянный памятник, работы на котором ведутся с 1997 г. и наконец-то реально близятся к завершению. Последние годы проектирование и реставрацию объекта ведут ЦНРПМ (архитектор Куликов С. Б.), генподрядная организация 000 «Электра» (руководитель Смирнов К. Л.), заказчик «Череповецкое музейное объединение» (директор Сергеева Т. И.). А также усадьба Батюшковых в с. Даниловское Устюженского района (заказчик -Дирекция по реставрации и использованию памятников в Вологодской области); дом А. Ф. Можайского в с. Можайское Вологодского района (заказчик - Вологодский музей-заповедник).

Долгое время профессиональное дело сохранения памятников истории и культуры находилось в сфере интересов относительно узкой группы специалистов - прежде всего, архитектуры и искусства. В последнее время памятники становятся объектами пристального внимания политиков и общественных деятелей, экономистов, потенциальных покупателей и инвесторов, которые в наследии видят не только воспитательную и духовную основу развития общества, но и мощную экономическую составляющую.

Охрана наследия - дело общенародное, общенациональное, и от нас в немалой степени зависит, насколько убедительны, понятны и реально выполнимы будут наши призывы, предложения или требования.

Проживание в доме - памятнике архитектуры скоро может стать непозволительной роскошью. Госдума хочет переложить на плечи жильцов приведение исторических зданий в порядок.
Как ожидается, уже в ходе нынешней весенней сессии Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к федеральному закону № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия", касающиеся "установлений обременений права собственности" на исторические здания. Жители многоквартирных домов-памятников в центре Москвы уже назвали новый закон рейдерским. И в случае его принятия обещают устроить свою "Болотную" у стен федерального парламента.

Проблема, как обычно, в деньгах. В столице сегодня насчитывается 374 многоквартирных дома-памятника. Почти все они пребывают в неудовлетворительном состоянии, то есть нуждаются в дорогостоящем ремонте.
Но именно расходы на содержание домов законодатели неожиданно собралиcь переложить на плечи жильцов. "Так живут в Европе" - вот главный аргумент инициаторов поправок. Мол, цивилизованные жители Европы сами заботятся о своих домах. Вот только российские дома и европейские - это разные вещи. Одно дело поддерживать дом в хорошем состоянии, а совершенно другое - вывести его из состояния аварийного. Большинству москвичей это совершенно не по карману.

Новый закон в случае его принятия предпишет жильцам домов-памятников заключать охранные обязательства на свою собственность (сейчас это делается в добровольном порядке). Причем чиновники определят - как, в каком объеме и какими средствами памятники должны сохраняться. По "поддержанию" общего имущества - фасадов, подъездов - будут заключаться договоры с управляющими компаниями либо с товариществами собственников. Для "неэффективных" жителей прописан алгоритм отъема собственности. Законопроект дает право чиновникам обращаться в суд с иском об "изъятии объекта культурного наследия", если он содержится в ненадлежащем состоянии. Владельцам выписывается штраф и неустойка за неисполнение обязательств по сохранности исторического объекта. Если жилец и дальше неспособен обеспечить "надлежащее состояние" имущества, оно может быть выкуплено государством по им же предложенной цене или может быть продано на аукционе.

Неудивительно, что у закона много противников среди граждан. Движение несогласных жителей старинных домов возглавляет сопредседатель социально-культурного фонда "Созидание" Ирина Дружинина. Сама она живет в доме №4 в Варсонофьевском переулке, построенном в 1908 году. Особняк не только представляет собой архитектурную ценность, но и является литературным памятником. По легенде именно здесь Ильф и Петров в квартире №17 поселили Эллочку-людоедку - героиню знаменитого романа "Двенадцать стульев". В советские годы квартиры в доме превратили в коммуналки, и большинству современных "варсонофьевцев" жилье здесь досталось по наследству.

"Мы еще в прошлом году начали бить тревогу: собирали "круглые столы", отсылали пачки писем в Госдуму, Федеральное собрание и правительство, - рассказывает Ирина Дружинина. - Мы считаем, что к многоквартирным памятникам нужен особый подход. Однако законопроект, который сейчас висит на сайте Госдумы, по-прежнему все расходы по содержанию памятников возлагает на собственников. Если его примут в таком виде - шансов на "выживание" у жителей исторических многоэтажек в престижных районах останется очень мало".

В Госдуме признают, что законопроект "сложный", скандальный и проходит "мучительно". Рассмотрение документа уже переносилось раз пять. Очередные слушания намечены в апреле. Разработчики говорят, что стараются учитывать протестные настроения. "Закон прежде всего направлен на охрану памятников, чтобы передать их следующим поколениям, - объясняет один из соавторов законопроекта, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко. - У нас много арендаторов, которые за свой счет восстанавливают памятники - и фасады, и камины. Наша мечта - раздать все эти памятники эффективным собственникам. Но пока не получается. По требованиям мы изъяли из старого варианта положение о том, что гражданин за свой счет обязан проводить реставрацию. А что касается ремонта и содержания, которые также очень дорогостоящие в домах-памятниках, в свежей версии закона хотим вынести на обсуждение положение о том, что граждане могут рассчитывать на материальную помощь органов власти.

В какой части государство будет участвовать - об этом в законе не говорится. Но вопрос должен согласовываться. Допустим, за счет бюджета будут ремонтироваться фасады. А все, что касается внутренних помещений, - на уровне ТСЖ. То есть в каждом случае предполагается решать вопрос индивидуально. Но войдет эта норма в закон или нет - зависит от правительства". Столичные власти в качестве образца для подражания нередко приводят в пример усадьбу Ивана Муравьева-Апостола на Старой Басманной улице. Пока в Москве это едва ли не единственный пример аутентичной реставрации, полностью выполненной на частные средства. Деревянный памятник XVIII-XIX веков, переживший пожар 1812 года, для современников спас потомок древнего рода, швейцарец, специалист по банковскому делу Кристофер Муравьев-Апостол. Реставрационные работы потребовали немалых вложений. Точные размеры под предлогом коммерческой тайны не уточняются, но фигурирует цифра в несколько миллионов долларов. Причем даже обеспеченный швейцарец признается, что сразу не смог осилить все затраты, поэтому ремонт продолжается уже десять лет.

"Вот тут отсутствовала крыша, а здесь бомжи спали, - показывая сегодняшние сверкающие и пахнущие свежим деревом гостиные, перечисляет директор музея, а одновременно куратор, завхоз и прораб реставрационного процесса Татьяна Макеева. - Второй, парадный, этаж особняка кардинальной перестройке не подвергался. Осталось много аутентичных деталей - барельефы с античными сюжетами, изразцы, мраморные колонны. Все бережно, по крупинкам восстанавливали". Сам Кристофер Муравьев-Апостол бывает в Москве раз в две-три недели и принимает самое активное участие в реставрации. "Наверное, это безумный проект, - признает он. - Но все равно хочется его сделать". По словам швейцарца, на Западе действительно существует практика, когда собственники архитектурного памятника содержат его за свой счет. Но у России своя специфика, соглашается Кристофер. "Я знаю, что во многих памятниках в советские годы были коммунальные квартиры, - говорит он. - Может быть, для этих жителей, которые не по своей воле стали хозяевами памятников, нужен особый подход. Мне трудно судить".

Увы, случай с особняком на Старой Басманной уникальный, и из него нельзя делать никаких выводов и обобщений. Хорошо бы каждому историческому дому найти по богатому швейцарцу, только вряд ли это возможно. Большинство жильцов исторических московских домов совсем не похожи на Кристофера Муравьева-Апостола. У них просто нет денег на дорогостоящий ремонт. Хотя и им тоже хочется привести свои дома в порядок.

В этом году шестиэтажный особняк-памятник по адресу Сивцев Вражек, 44 празднует столетие. Кроме архитектурной дом имеет и историческую ценность. Он связан с поэтом Сергеем Есениным. Здесь проживала его первая жена с сыном Юрием. А в 1938-1939 годах была прописана мать поэта - Татьяна Федоровна. Сейчас в этой квартире стараниями жителей устроен мемориальный музей. В качестве подарка к юбилею обитатели исторического дома на свои средства реставрируют подъезд. Постепенно восстановили парадные липовые двери с резьбой, лепнину на стенах. А когда стали отскребать от толстых слоев масляной краски потолок, обнаружили под штукатуркой фрески.

"Когда нам реставраторы сказали о находке - не поверили, всем подъездом прямо в тапочках сбежались смотреть, - рассказывает главный казначей ремонта Марина Латынина. И мечтательно добавляет: - Кино бы об этом снять. Наверняка прежние жители, опасаясь большевиков, специально замуровали живопись, чтобы сохранить ее для потомков. А сейчас мы через века эту красоту для наших детей открываем. Гости, кто к нашим приходят, все восхищаются и говорят, что уже сейчас вестибюль напоминает музей". "Дорого обходится красота?" - спрашиваю я. "Недешево, - суровеет казначей. - Но у нас дружный дом. Обходили каждую квартиру. Убеждали, объясняли, что мы в памятнике живем, за ним ухаживать надо. И никто не отказывал. Давал, кто сколько может. Одна бабушка пожертвовала семейную реликвию - бронзовую люстру. Она очень вписалась в интерьер".

По уклончивому ответу понимаю, что без дебатов все же не обошлось. Позже идейная вдохновительница ремонта, а по совместительству - общественный инспектор Москомнаследия Лариса Хашуш подтвердила, что не все проявили сознательность с первого раза.

"Мы лишь на восстановление каменных лестничных ступенек, дубовых перил и чугунного литья потратили 600-700 тыс. рублей. Остальные работы делались практически бесплатно - моими знакомыми реставраторами, - поясняет Лариса Хашуш и показывает на потолок. - Знаете, сколько нам стоило бы восстановление этой фрески? Полтора миллиона. А мы художнику за работу платим 25 тыс. - компенсация на бензин. Просто человек понимает, что больше мы не соберем. И ему небезразлично, что эта картина, спасшаяся от коммунистов, сегодня может пропасть". В связи с обсуждением нового закона активисты Сивцева Вражка прикинули, во сколько бы им мог обойтись полный ремонт облупившихся фасадов здания. Оценщики назвали минимальную сумму в 10 млн рублей. Учитывая, что в памятнике - 30 жилых квартир, с каждой получается по 300 тыс. "Не потянем, - констатирует Лариса Хашуш. - В доме большое расслоение. Есть и состоятельные люди, которые в 90-е годы когда-то расселяли имевшиеся здесь коммуналки. Но и они - отнюдь не "дерипаски". Кроме того, здесь осталось много старожилов, кто тут родился и получил квартиру по наследству. Есть многодетные, ветераны. Для нас будет большим ударом, если примут этот закон. И что, всех, кто не имеет лишних денег, - за 101-й километр? Но даже если предположить, что удастся найти эту сумму, лет через 5-10 потребуется новый ремонт и новые миллионы". "Хочешь жить в центре - плати! - выдвигаю я любимый аргумент чиновников. - Можно ведь продать квартиру и за эти деньги подобрать приемлемый вариант в многоэтажках попроще". "Москвичей в центре почти не осталось - всех выдавили как раз по этим причинам, - печалится Лариса Хашуш. - Я родилась на Арбате. Я люблю свой район. И если у меня нет таких денег, значит, я не имею права тут оставаться?" За "культурными" инициативами пристально следят и жители дома №29 на Покровке. Бывший доходный дом купца Якова Бабушкина, датируемый XIX веком, столичные власти пытались под предлогом аварийности снести. А на его месте уже намечался стеклянно-бетонный уродец. В 2010 году дому был присвоен статус вновь выявленного памятника. В старых покровских квартирах кое-где чудом сохранились гипсовые барельефы и лепнина, печи с изразцами, в подъездах - дубовые панели и порталы дверей. "Я согласна, что в Европе такие законы действуют уже много лет, - говорит председатель ТСЖ "Покровка, 29" Майя Максимова. - И там люди, проживающие в памятниках, несут большие расходы. Но им помогает государство, муниципальная власть. В Италии, если вы покупаете историческую квартиру, вам город оплачивает 50% ремонта - при условии, что на этом объекте работают их инженеры и реставраторы. В нашей стране этот закон рискует превратиться в орудие рейдера".

Жители дома на Покровке уверяют, что он уже несколько лет фактически "на самоокупаемости". По их словам, с 2004 года на здание под предлогом аварийности не выделялось ни копейки. Жители на свои средства проводили текущий ремонт, чинили канализацию, даже обустроили детскую площадку во дворе. "Если все делать по-честному, исторические дома способны себя окупать - теми же чердаками-подвалами, - продолжает Майя Максимова. - Но пока эти площади находятся по большей части в собственности Москвы, хотя в соответствии с жилищным кодексом должны быть переданы квартировладельцам". Но город не спешит выполнять закон. Со своей стороны, столичные власти пытаются успокоить общественность. Руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский говорит, что он понимает опасения горожан. Сейчас в столичном правительстве разрабатывается постановление о порядке субсидирования реставраций домов-памятников. В следующем году программу обещают запустить. "Москвичей в беде не оставим, - обещает Александр Кибовский. - В готовящемся документе предусмотрены повышающие коэффициенты на расходы - в зависимости от сложности ремонта. Понятно, одно дело - штукатурить стандартную многоэтажку, а другое - реставрационными методами восстанавливать фасад дома-памятника. Там ведь и лепнина, и плитка".

Многоквартирные дома-памятники - самый трудный предмет культурного наследия в России, да и во всем мире. Но в Европе по-другому формировалась практика жилищного хозяйства. Если вы придете в дома на Елисейских полях в Париже, то заметите, что там нет такого расслоения, чтобы одна часть жителей была бедная, а другая - богатая. Там все принадлежат к одной социальной страте.

"Во Франции очень жесткое законодательство. Те, кто не имеет средств, отправляются жить в соответствующие кварталы Парижа, - комментирует Александр Кибовский. - В России другая история. У нас право собственников незыблемо. Для Москвы проблема, что в исторических домах очень неравномерный статус жителей. Часто люди не могут скинуться даже на консьержку. Мы, конечно, делаем субсидарную программу. Однако до сих пор вопрос открыт - что делать с домами-памятниками, требующими капитального ремонта, особенно со зданиями с деревянными или смешанными перекрытиями, которые нуждаются в замене? Для этого надо отселять людей, но - некуда. Да люди и сами не захотят. К тому же, если квартиры приватизированы, мы и права такого не имеем. К сожалению, в такой ситуации действует пока только один механизм: находится инвестор, который выкупает у жителей квартиры и с комфортом расселяет их по другим местам. Иного пути нет".