А совокупность общественных отношений в сфере производства, потребления, распределения и обмена продукции.

Человек как «совокупность общественных отношений»

Габитус (Habitus) объединяет наиболее важные характеристики человека. А именно: 1) состояние и положение (в обществе, семье, на производстве и т.д.), 2) свойства характера и личности, 3) внешний облик и 4) «обыкновения», то есть «вредные» и «любимые» привычки. Habitusanimi означает душевный склад, включающий такие свойства, как интеллект, воля, аффективностъ, эмоциональность, сензитивность, направленность сознания. Вот это все, входящее в габитус человека, и составляет «совокупность общественных отношений», если понимать последние не как некую абстракцию, а как реалии человеческой жизнедеятельности и его уникального бытия.

Попробуем проиллюстрировать сказанное с довольно неожиданной, но весьма наглядной стороны. Так, А.Дюрер, разрабатывавший метод морфологического анализа при помощи моделирования рисунков, снабженных диаграммами наружных деталей (как и Леонардо да Винчи), всегда принимал во внимание, кого он рисует, то есть какими социальными качествами наделен человек, которого он так тщательно изображал. Леонардо да Винчи экспериментировал от обратного. В своих эскизах он пробовал: 1) рисовать анатомические особенности той или иной части тела по аналогии с таковыми у животного; 2) перенести на тело живого человека данные, полученные при анатомическом препарировании трупа. Но эти опыты его не увенчались успехом: в первом случае получалось какое-то подобие кентавра; во втором - из живого человека улетучивался дух. А вот античные торсы, создававшиеся на реальных психосоматических особенностях человека, могут служить морфологической моделью не только для современных анатомов, но и для психосоматиков.

Картина Г.Гольбейна (младшего) «Костюм женщин из Базеля. Мещанка» (1524 г.) для нас особенно интересна тем, что приводит к одному из аспектов социологии человека (в общей проблеме психосоматики), а именно - к активному формированию телесных форм разными народами и этносами. Для картины Гольбейну действительно позировала мещанка из Базеля, и мы видим, как сильно одежда стягивает талию натурщицы, поднимает и сдавливает ее груди. Одежда чрезвычайно усиливает контраст между развитием нижней части тела и развитием грудной клетки и подчеркивает другую особенность тела женщины - узость плеч. Если мещанки носили подобную одежду с раннего детства, то формирование скелета, а, следовательно, органов, шло под сильным воздействием «моды». Тело, в свою очередь, формировало характер женщин. Получалось, что психосоматика оказывалась заложницей моды и ее продуктом. Вспомним теперь, у многих народов применялись деревянные дощечки для сдавливания височных и теменных костей черепа новорожденному.Это делалось с целью формирования характера человека (и, в меньшей степени, других психических особенностей).

Хорошо известно, что китайцы надевали на стопу четырех-пятилетней девочки деревянную колодку-туфельку, останавливая развитие и увеличение стоп. Казалось бы, стопа не может оказать значительного влияния на психические и физиологические особенности человека, однако стоит вспомнить синдром астазии - абазии при тяжелых психических расстройствах. Именно стопа, ее тугоподвижность, определяет всю сложность психосоматического состояния человека, так что неестественно маленькая ножка воздействовала на весь организм китаянки, на всю его морфологию.

Таким образом,телесная конституция была не генетически унаследованной,а социально смоделированной. Вообще «мода» и другие способы активного воздействия на морфологию человека существовали во всех цивилизациях. «Природа» же человека закрепляла социальные программы, реализованные в одном поколении, и передавала их другим поколениям в причудливом переплетении при кровосмесительстве (имеется в виду неинцест, а соединение наследственных программ разных рас и этносов в одном человеке). Иногда это приводило к мутации рода и племени - вырождению.Лукас Кранах (1532 г.) нарисовал обнаженную Венеру. Формы тела этой женщины (он тоже писал с натуры) грубо изменены следами ношения костюма. Особо обращает на себя внимание контраст между толщиной бедер и тонкими голенями, что объясняется также влиянием одежды того времени. Можно находить бесконечные примерысоциализации самого природного в человеке - тела (сомы) не только у художников и скульпторов, но и у писателей. Европейская традиция осознаниясоциальной сущности человека в целом (а не только, так сказать, его духовной стороны) началась задолго доМаркса, категорически провозгласившего, что «сущность человека есть совокупность всех его общественных отношений».

Древний грек был не менее социален, чем современный житель Москвы или Афин. Вот, к примеру, античная статуэтка «Девушка в бане» (бронза, Мюнхен. Музей «Антиквариат»). Формы тела девушки соответствуют психосоматическому статусу, известному под названием «turgor tertius», совпадающему с периодом начала половой зрелости. Слабое развитие плеч и таза, отсутствие талии придает торсу квадратную форму. Такая же фигура могла быть и у мальчика в пубертатном периоде, если бы ни хорошо развитая подкожная жировая ткань, покрывающая формы девушки и придающая им женственность. Древние греки очень бы удивились, если бы им сказали, что возрастные периоды не только (и не столько) отражают природные особенности психосоматики, сколько социальные особенности своего времени.«Лолиты» не могли появиться в античном мире. Акселераты, (как и ретардаты) сугубо социальное явление середины-конца XX в.

Вся относительность разделения социального и физиологического в человеке наглядно видна при рассмотрении некоторых явлений современной жизни. Например, культуризм, распространенный во всем мире. Что в психосоматике культуриста природное, а что производное анаболиков и искусственных телодвижений (благодаря которым «выращиваются» мышцы)? Психосоматические реакции культуристов (по данным мировой медицинской прессы) стереотипны и однообразны. Анаболики разрывают генетические связи культуриста с его родом и племенем.Культуризм - крайняя степень извращения социобиопрограмм человека. Впереди них целые шеренги спортсменов, где психофармакология активно структурирует психосоматику.

Возьмем теперь фотомоделей и «королев красоты», воплощающих представления современного общества о женской красоте и здоровье.Их женские прелести отражают тягостную синдромологическую картину нарушения всех составляющих функции деторождения: зачатия ребенка, вынашивания, рождения и вскармливания грудью. Как от культуристов и спортсменовк этносу в целом тянутся «Гулливеровы нити», так и от «королев красоты» и «законодательниц мод» к женской половине современного общества протянуты индустрией моды зримые и незримые нити. А на «выходе» - низкая рождаемость, высокая смертность среди новорожденных и чрезвычайно высокий показатель врожденных уродств. Мода и спорт, конечно, только частности в общей картине социальных основ психосоматики. Для того, чтобы показать несостоятельность концепций морфологии человека, не учитывающих его социальной сущности, рассмотрим одну из таких концепций, достаточно известную.

Основоположник французской морфологической школы Клод Сиго (1862-1921 гг.) разработал типологию человека, основанную на преобладании одного из четырех главных аппаратов организма: бронхо-легочного, желудочно-кишечного, суставно-мышечного и цереброспинального. Сразу заметим, что выделение данных систем организма весьма условно и физиологически недостаточно обосновано. Например, непонятно, почему не выделены сердечно-сосудистая, мочеполовая и эндокринная системы (последней много внимания уделяли и Гиппократ, и Леонардо да Винчи, и Альбрехт Дюрер). Согласно выделенным Сиго системам (аппаратам) организма, он различает следующие морфологические (психосоматические) типы человека: респираторный, дигестивный, мышечный и церебральный - и подробно описывает анатомическое строение каждого типа.

Респираторный тип: туловище в форме трапезоида, с основанием, обращенным вверх. Туловище явно удлинено по сравнению с нижними конечностями, а грудная клетка доминирует над остальными отделами туловища. Голова имеет ромбическую форму - преобладает средний (респираторный) «этаж», здесь место и для выражения экспрессивности.

Дигестивный тип: характеризуется также длинным туловищем, но за счет большого живота. Общая форма туловища напоминает трапезоид с большим основанием, обращенным вниз. В отличие от респираторного типа у дигестивного типа отмечается высокое положение боков туловища, широко раскрыт угол мечевидного отростка (большая и развитая диафрагма живота). Плечи как бы сдвинуты по направлению к середине туловища. В строении черепа доминирует нижний этаж, что связано с большим развитием жевательного аппарата. Контуры головы напоминают трапецию, с основанием, расположенным внизу. Экспрессивные выражения лица осуществляются преимущественно за счет жевательной мускулатуры и сконцентрированы вокруг рта.

Церебральный тип: отличается небольшим ростом, призматическим, тонким туловищем, длинными и тонкими нижними конечностями. Верхние конечности могут быть короткими, с развитой мускулатурой, резко контрастировать с нижними. (Как у диспластичного типа). У церебральных типов сильно развиты кости черепа за счет как размеров всех костей, так и за счет их толщины. Контуры головы имеют форму трапеции, обращенной большим основанием вверх. Экспрессивность сосредоточена, главным образом, в области лба.

Мышечный тип: характеризуется коротким туловищем и длинными нижними конечностями. Грудная клетка и живот развиты в одинаковой мере. Голова имеет четырехугольные контуры с одинаковым развитием всех трех этажей. Экспрессивность охватывает все мышцы лица, как мимические, так и жевательные.

Ученики Сиго -Мак Аулайф и Огюст Шейю - развили концепцию своего учителя, придав ей качества психосоматической теории. (У Сиго она была скорее описательная, основанная на анатомических и физиологических особенностях выделенных им типов человека). Аулайф и Шейю прежде всего ввели понятиеиерархии функциональных аппаратов и психосоматический принцип. Согласно этому принципу, относительное развитие какого-либо органа указывает на степень энергии его функции. Но доминирование какого-либо аппарата не влияет на развитие и равновесие других аппаратов (систем организма) и не разрушает гармонию облика человека. Изображение, применяемое для сравнения форм, представляет собой так называемый развившийся или ясно выраженный тип с гармоническими пропорциями и некоторым преобладанием одного из вышеупомянутых главных аппаратов. Остальные формы человека, по сравнению с ясно выраженным типом, могут быть разделены на мало выраженные или же примитивные типы с нерегулярной морфологией.

Как Сиго, так и его ученики подчиняли координацию (архитектонику) разнородных признаков биологическим факторам. Поэтому психосоматические характеристики типов были крайне скудными и случайными. Эта концепция, если внимательно к ней приглядеться, несет в себе все следы классических греко-римских эстетических постулатов о строении человеческого тела.

Ясно выраженные типы Сиго являются, по сути дела, вариантамикрасивых типов античности: красивого мышечного типа, красивого респираторного типа, красивого дигестивного типа и красивого церебрального типа. Так, красивый мышечный тип представленДорифором Поликлета иАполлоном Бельведерским. Респираторный красивый тип представлен в античной скульптуреВенерой из Арля и Венерой Анадиомеда. Красивый дигестивный тип - этоАфродита Книдская, которая отличается от остальных Афродит своим широким и высоким тазом, узкими плечами, лицом с выраженной нижней челюстью, мясистыми губами при изящных других формах тела. Красивый церебральный тип представлен, прежде всего, скульптурамиЮлия Цезаря и Клавдия (неизвестные мастера).

Концепция Сиго имела и других последователей (например, французский морфолог А. Тоориз и русский физиолог школы Бехтерева Н.А. Белов) и развивалась в разных направлениях, все дальше от социальных и психосоматических характеристик в сторону анатомических и физиологических особенностей человеческого организма.

Методологический недостаток подобных концепций состоит в их крайней односторонности. Тип человека - это сложное психосоматическое понятие, которое не может определяться «частностями» - анатомией, физиологией, даже расовыми и генетическими признаками. Только совокупность всех «природных» свойств представляет человека, что, естественно, предполагаетсоциальную основу.

Здесь же рассмотрим важное для нашей темы понятие идиосинкразии . Это понятие не следует путать с понятием аллергии , которое имеет отношение только к клинической медицине. Аллергия - болезненное состояние организма, вызванное определенными объективными раздражителями, аллергенами, на которые человек реагирует избирательно. Идиосинкразия - реакция человека, как правило, негативная (хотя есть примеры и положительных идиосинкразий), на различные события. По поводу идиосинкразий Гегель заметил, «что некоторые люди чуют кошек на расстоянии». Кошка - домашнее животное, то есть вполне социальное явление. С ней у человека связан целый комплекс различных эмоций, представлений - от вполне бытовых до мифологических и суеверных.

Поэтому пример с кошкой весьма подходит для понимания неожиданных аспектов психосоматики человека, таких, как идиосинкразия. Последняя всегда является психосоматической реакцией человека. И, если при аллергии человек реагирует на раздражитель каким-то одним органом или системой организма, то при идиосинкразий - всем своим существом . Такие состояния часто вызывают различные психосоматические заболевания - соматозы. Многие телесные и душевные недуги человека, в действительности являющиеся соматозами, могут привести его к инвалидности. Соматозы очень трудно отличить от органических заболеваний. Например, почти все хронические неспецифические воспаления различных органов и систем организма и так называемые функциональные расстройства - этосоматозы. Соматозы могут проявляться, скажем, как хронические пневмонии с астматическим компонентом, как ишемическая болезнь сердца с приступами стенокардии, как бесплодие у молодых женщин или импотенция у молодых мужчин, как язвы различных органов, чаще всего желудка и кишечника, как колиты и гастриты. Соматозы могут обнаруживать себя и через один единственный симптом - боль , которая может локализоваться в любой части тела человека и не поддаваться никаким обезболивающим препаратам. Кстати, будучи социально обусловленными расстройствами функций человеческого организма, соматозы не лечатся традиционными лекарственными препаратами. Психотерапевтическое воздействие на пациентов с соматозами тоже может оказаться неэффективным, если оно не подкреплено социальными действиями врача, способного радикально изменить ситуацию, в которой находится пациент. Вот почему соматозы - прерогатива не клиницистов, а социальных медиков .

Соматозы, как ничто другое, обнаруживают социальные основы психосоматики (иными словами, биотипологии или морфологии) человека.Ни одно животное не страдает соматозами, как ни одно животное не умеет смеяться. Даже «очеловеченные» нами домашние любимцы - собаки и кошки (которые так часто бывают «похожи» на своих хозяев) - не могут просто улыбнуться и подмигнуть!

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего. Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность. В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения. Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение – торговля, головной мозг – правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н.А. Бердяев утверждает, что историческая действительность есть «...особая и высшая духовная действительность». Материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи.



Общество – это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы?

Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек – это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы – общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее – в некоторую органическую целостность, в общество.

Но что такое общественные отношения? Общественные отношения – это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.

При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Человек, деятельность, общественные отношения – такова триада определяющих элементов общества как системы.

ЭКОНОМИКА.
Экономик а – совокупность общественных отношений в сфере производства, потребления, распределения и обмена продукции.

Экономика - область в жизни общества, которая включает деятельность предприятий. отраслей, народное хозяйство в целом, торговлю, деньги, домашнее хозяйство.

Экономика – рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг.

Экономика – это наука о правилах ведения и управления хозяйством отдельными индивидами, предпринимателями, государством.

Экономика – наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
Основные понятия экономической науки:


  1. Экономические потребности – то, что необходимо для жизнедеятельности и развития личности, предприятия, общества в целом.

  2. Экономические блага – средства удовлетворения потребностей (товары и услуги).

  3. Ресурсы (факторы производства).

  4. Экономический выбор – предпочтение наилучшего из вариантов использования ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей.

  5. Производственные возм ожности – возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и передовой технологии.

Экономика

Макроэкономика Микроэкономика

Макроэкономика – общеэкономические процессы, которые влияют на всю экономическую жизнь страны в целом (денежная система, инфляция, безработица, экономический рост и т.д.).

Микроэкономика – экономические процессы, связанные с деятельностью или хозяйствованием семьи, фирмы, региона, определенного рынка, отдельной отрасли промышленности.
Сферы экономики (структура экономической деятельности, экономические отношения):


  1. Производство - промышленные предприятия, фирмы.

  2. Потребление - население, организации.

  3. Распределение - органы государственной службы (налоговая служба), банки.

  4. Обмен - рынок.
(Все скреплены между собой денежными, информационными и трудовыми потоками).

Ресурсы (вспомогательное средство) – совокупность природных, материальных, социальных сил, применяемых в производстве (денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов) – факторы производства:


  1. Труд – физические и интеллектуальные усилия, затраченные людьми при создании товаров и услуг. Доход – зарплата, процент с капитала.

  2. Земля - природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доход – рента.

  3. Капитал - инвестиционные ресурсы, средства производства, промышленное оборудование, инфраструктура (газопроводы, электропроводы и др). Доход – прибыль.

  4. Предпринимательские способности – управленческие и организаторские способности. Доход – прибыль

  5. Информация – знания и сведения, накопленные человечеством, которыми можно обмениваться, торговать. (Подчеркнуто – главные факторы).

Экономическая система

Экономическая система – совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения, и потребления созданного продукта в рамках определенной территории.
Критерии выделения экономической системы:


  1. Тип собственности (общественная или частная);

  2. Механизм связи производства и потребления (распределение или обмен);

  3. Способ принятия решений относительно задач что, как, и для кого производит экономика (на основе рыночной информации или централизованно).

Типы экономических систем (экономики):


  1. Традиционная – способ организации хозяйственной жизни, где ресурсы находятся в общем владении племени, общинам;
- присвоение готовых животных и растительных форм (собирательство, охота, рыболовство) преобладает над производством товаров и услуг.;

Ручной труд, примитивные орудия труда;

Замкнутая система организационно-экономических отношений (натуральное хозяйство). (Элементы традиционной экономики остались в России у народов Севера в странах Африки).


  1. Рыночная (капитализм) – основана на частной собственности, частной хозяйственной инициативе, рыночной организации распределения ограниченных ресурсов;
- нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена.

(Аргентина. Венесуэла, Бразилия).

3 . Командная - земля, капитал, средства производства являются собственностью государства;

Ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планом (идея планирования хороша, но сомнительно другое – возможность и способность все планировать правильно);

Главные вопросы экономики решает государство;

Ценообразование устанавливает государство;

Государство распределяет блага.


  1. Смешанная – земля, капитал находятся в частной собственности, но распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства;
- создание правовой основы для принятия решений участниками экономической деятельности;

Защита конкуренции (равные права для всех);

Стабилизация экономики (борьба с кризисами, безработицей, инфляцией и т.д.)

Социально-ориентированное распределение ресурсов;

Производство товаров и услуг, которыми невыгодно заниматься частному сектору;

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

Нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена (возможны фиксированные цены).
Собственность
Собственность общественная форма присвоения материальных и общественных благ.

Правовое обладание имуществом.

Принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам.
Право собственности предполагает:


  1. Право владения – фактического обладания собственностью.

  2. Право пользования – извлечение из имущества полезных свойств.

  3. Право распоряжения – дарить, продать (возможность определить юридическую судьбу имущества).

Формы собственности :

1. Общенародная (собственность на природные богатства, не вовлеченные в процесс производства и обладающие всеобщей доступностью). 2. Государственная (федеральная) – собственность вовлечена в общественное производство и не может принадлежать всем одинаково. 3. Частная (индивидуально-трудовая, семейная: личная, долевая, совместная).

4. Региональная государственная. 5. Местная, муниципальная.

6. Групповая (смешанная: признаки общей и частной) - акционерная, корпоративная.

7. Коллективная (предприятия, перешедшие в собственность трудового коллектива).

8. Кооперативная (пример – производственный коллектив: добровольное объединение, самоуправление).

9. Собственность общественных организаций.
Понятия:

Разгосударствление – процесс сужения государственного сектора и создание условий для иных форм собственности.

Приватизация – процесс передачи государственной собственности в частные.

Экономический интерес – осознанные потребности индивида как собственника или несобственника ограниченных ресурсов.

Экономическая свобода – самостоятельность собственника в принятии решения (Что? Как? Для кого производить?)

Экономический рост – изменение результатов функционирования экономики в виде прироста объема производства материальных благ и услуг.

Увеличение производства товаров и услуг, отражает эффективность всех процессов в экономике страны.

Важнейшие показатели результатов функционирования национальной экономики.
ВНП (валовый национальный доход) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

ВВП (валовый внутренний продукт) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями в течение года только внутри страны.

ЧНП (чистый национальный продукт) – часть валовой продукции, определяемой путем исключения из нее амортизации основных производственных фондов (износ основных средств) и материальных затрат (сырья, топлива, материалов и т.д.).

ЧНП = ВВП (ВНП) амортизация и издержки производства.

НД (национальный доход – обобщающий показатель экономического развития) – исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства.

НД = ВНП амортизация и косвенные налоги.

НД = заработная плата и жалование служащих + дополнительные выплаты + рента + чистый % по потребительским доходам + прибыль корпораций.
Сфера производства.
Производство

(широкий смысл) (узкий смысл)
Процесс создания разных видов Процесс создания материальных благ

экономических продуктов (Материальное производство)
Промышленность

(важнейшая отрасль народного хозяйства)

Добывающая отрасль Обрабатывающая отрасль

Промышленность

Производство средств производства Производство средств потребления

(группа А) (группа Б)

(Пример: машиностроение) (Пример: легкая промышленность)

Уровень развития Уровень жизни

научно-технического прогресса населения

Народное хозяйство

(принцип матрешки: более мелкие хозяйственные единицы входят в более крупные,а те – в еще более крупные)
Отрасли

Предприятия

Отрасль – группа фирм, которые производят одинаковые продукты, используя одинаковые

технологии.

Фирма – организация, владеющая и ведущая хозяйственную деятельность на предприятии.

Предприятие – учреждение типа фабрики, завода, фермы, шахты или крупного магазина,

выполняющее одну или несколько специфических функций по производству и распределению

товаров.
Организационно – правовые формы фирм:

Хозяйственные товарищества.

Лично-доверительные отношения

Личный труд


  1. Полное товарищество : участники занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по обязательствам товарищества не только своим вкладом, но и личным имуществом.

  2. Товарищество на вере (коммандитные) : наряду с полными товарищами имеются один иои несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.
Хозяйственные общества – объединение не столько личных усилий участников, сколько их имущества. Разновидности:

  1. Общество с ограниченной ответственностью – образованная одним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен на доли, в пределах которых участники несут ответственность.

  2. Общество с дополнительной ответственностью – особый характер имущественной ответственности по долгам: во-первых, эта ответственность является дополнительной т.е. требования к участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества общества. Во-вторых, кредиторы в полном объеме или в любой части предъявляют требования к одному из участников, который обязан их удовлетворить. (Удобно для кредитора, больше возможностей для удовлетворения требований). В-третьих, общий объем отвественности всех участников определяется учредительными документами как величина кратная (двух, трех и т.п.) размеру уставного капитала.

  3. Акционерное общество – образованная одним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен на равные доли, удостоверяемые акциями, в пределах которых участники отвечают по долгам общества.
Производственный кооператив – определяющее значение имеет личная деятельность его членов, акцент – на трудовом участии. Прибыль и ликвидационный остаток распределяется между членами не пропорционально паевому взносу, а в соответствии с их трудовым участием.

Унитарное предприятие коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Учредительный документ – решение собственника, устав – его же. Возглавляет генеральный директор, назначаемый или освобождаемый собственником.

Предпринимательство и бизнес.

Предпринимательство – создание хозяйственных организаций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе прибыли.

Человек - высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.

Сущность – выражает то главное, что характеризует предметы, явления, системы, из внутреннее, наиболее важное, глубинное св-во.

Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ, называют природой человека. Основное качество человека, его «глубинное ядро» называется сущностью человека. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.

Общественное животное. Так назвал человека древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), который считал, что свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими людьми. При этом не только человек является продуктом общества, но и общество является продуктом деятельности человека.

Человек разумный. Это определение также восходит к Аристотелю. Человек, по его мнению, выделен из царства животных своей способностью логически мыслить, осознавать себя, свои потребности и мир вокруг. После появления биологической классификации Homo sapiens стало стандартным обозначением современного человека.

Человек созидающий. Животное создает нечто в соответствии с программой, заданной инстинктом (например, паук плетет сеть), а человек способен творить нечто совершенно новое по программам, созданным им самим. Человек активно производит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл. В этом понимании человек стал человеком, когда сделал первое орудие труда.

Человек играющий . Без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности - правосудие, война, философия, искусство и т.д. Не только труд сделал человека человеком, но и свободное игровое время, где он мог реализовывать фантазии, развивать воображение, создавать художественные ценности, общаться, добровольно принимать общие правила.

Человек религиозный. Человек обладает способностью придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, верить в сверхъестественное. Все известные общества, включая самые примитивные, обладают теми или иными системами верований.

15. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Наука о познании – гносеология.

Субъект познания – тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, коллектив, но в самом широком смысле слова субъектом познания является общество в целом, поскольку именно оно хранит знания, полученные разными людьми и коллективами, и передает их последующим поколениям – субъектам познавательного процесса будущего.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом общем понимании объектом познания является окружающий человека мир, а в действительности это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения. Объектами познания в различные эпохи становятся те или иные предметы и явления. (Элементарные частицы, к примеру, существовали всегда, но объектами изучения стали только в ХХ веке). Причем предметами познания могут быть не только материальные, но и идеальные объекты (мысленные модели и теоретические понятия, созданные человеком для изучения реальных явлений) Результаты познания – идеи, научные теории, научные факты и т.п. также могут сталь объектами познания.

Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны, поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).

Результатом познания является знание .

Знание – не вся информация, идущая от субъекта объекту, а только та ее часть, которая преобразуется и перерабатывается субъектом, т. е. информация об объекте должна приобрести смысл и значение в субъекте. Знание всегда информация, но далеко не вся информация – знание!

Информация – особый способ взаимодействия субъекта и объекта, через который осуществляется передача изменений от объекта субъекту.

Основные методы познания естественных наук:

-объяснение – переход от более общих знаний к более конкретным, в результате чего устанавливаются более глубокие и прочные связи между различными системами знаний.

-понимание – процесс, заключающийся в многократной преработке и преобразовании информации. Процедуры понимания:

-интерпретация (первоначально приписывание информации определенного смысла и значения)

-реинтерпретация (уточнение смысла или той или иной информации)

-конвергенция (процесс объединения различных смысловых значений той или иной информации)

Чувственное и рациональное познание.

1) Чувственное – способность познавать через органы чувств

Формы чувственного познания:

-ощущение (отражение отдельных св-в, отдельных признаков предметов и процессов. Виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные)

-восприятие (целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, но восприятие не простая сумма ощущений, а их синтез)

Представление (образ предмета, формирующийся без непосредственного контакта органов чувств с этим предметом. Для формирования представления пользуются памятью или воображением)

2)Рациональное – способ отражения действительности посредством логического мышления.

При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект рассматривается как способность к мышлению (умственная способность). Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

Уровни мышления:

1-рассудок (уровнь, на котором рперирование абстракциями происходит в пределах жесткого стандарта, рассматривая понятия и предметы как неизменные и постоянные)

2-разум (диалектическое мышление, для которого характерное творческое оперирование абстракциями, постижение сущности вещей в их развитии)

Формы рационального познания:

-понятие (мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Понятие имеет содержание и объем. Содержание – то, что мыслится в том или ином понятии, н-р сладкий, белый, растворимы в воде в сумме формируют понятие сахар. Объем – то, что мыслится посредством понятия или это сумма, класс или группа видов, к которым это понятие может быть отнесено, н-р объем понятия животные – птицы, рыбы, человек – набор классов. Понятие с большим объемом к понятию с меньшим объемом будет считаться родом, а наоборот-видом)

Виды понятий: общие (относятся к опред. Классам предметов – планеты, химич. Эл-ты), единичные (относятся к единичным предметам – планета Земля, железо, медь), собирательные (обозначают целое, состоящее из однородных частей –букет, библиотека), конкретные (обозначают конкретные вещи, предметы), относительные (понятия, которые предполагают наличие других понятий, связанных с ними – добро и зло, жизнь и смерть), абсолютные (существуют самостоят-но и независимо от др понятий – закон, цвет)

-рассуждение (посредством связи понятий что-либо подтверждается или отрицается)

Виды суждений: аналитические (носят поясняющий характер, не сообщая новых знаний о предмете, н-р всякий холостяк неженат), синтетические (расширенные знания о предмете, дающие новую информацию, н-р все тела имеют тяжесть), априорные синтетические (расширенные знания о предмете, не требующие опытного подтверждения, н-р человек смертен, мир имеет начало)

Субъект (то, о чем говорится), предикат (что говорится) и связка м-у ними – стол (субъект) есть (связка) деревянный (предикат)

-умозаключение (рассуждение, в ходе которого из 1 или нескольких суждений выводится новое)

Виды умозаключений: индуктивное (от частного к общему, н-р слова молоко, дом, библиотека – существительные), дедуктивное (от общего к частному, н-р все люди смертны, Сократ-человек, след-но Сократ смертен), умозаключение по аналогии (на основании сравнения 2х предметов делается вывод о сходстве объектов по аналогии, н-р предмет А имеет признаки а,в,с, предмет В имеет признаки а,в,с, Предмет А имеет признак D, вероятно и предмет В имеет признак D)

Основные гносеологические концепции:

1) Эмпиризм – гносеологическая концепция, согласно которой единственным источником достоверного знания является опыт (основатель Бэкон)

2) Сенсуализм – гносеологическая концепция, согласно которой единственным источником достоверного знания являются ощущения (Протагор, Гоббс, Локк, Юм) Дж. Локк: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущениях»

3) Рационализм - гносеологическая концепция, согласно которой единственным источником достоверных знаний является разум (мышление) (Декарт – основатель, Платон, Спиноза, Лейбниц, Гегель) Лейбниц: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущениях, кроме самого ума»

4) Априоризм - гносеологическая концепция, признающая наличие знаний, не основанных на опвте и не зависящих от него (Декарт, Кант)

5) Интуитивизм – гносеологическая концепция, признающая интуицию основным средством познания. Бэкон – противопоставление интуиции и интеллекта, Лосский – интуиция и интеллект отождествляются. Выделил 3 вида интуиции: чувственная, интеллектуальная, мистическая.

В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют две основных позиции:

1. Гносеологический оптимизм (гностицизм) - человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира. Для него характерна вера в познаваемость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Бэкон, Декарт, Гегель, Маркс)

2. Агностицизм – теория познания, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности. Мир непознаваем, разум человека ограничен и вне ощущений ничего знать не может.

Теория агностицизма канта:

Сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями благодаря ограниченным познавательным возможностям разума.

Сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет понять внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений.

Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др.

-Скептики сомневаются в возможности или результативности каких- либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к познанию.

-Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.

-Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Система - это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция. Целостность фиксирует объективную форму существования явлений, т. е. существования как целого, интеграция - процесс и механизм объединения частей. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные. Специфика социальной системы состоит в том, что она формируется на базе той или иной социальной общности (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными, индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого, выше, чем ее отдельных элементов. Любая система - от атома до общества - всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем. Важными системными принципами являются также структурность -возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, а также обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложно организованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.