Ряд постепенных преобразований не затрагивающих основ. Формы прогресса

1. Государство – это понятие:
а) политическое;
б) социальное;
в) географическое.
2. Патриоты – это:
а) люди, которые родились в одном месте;
б) те, кто любят свою родину;
в) граждане одной страны.
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 18 лет;
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
а) работником;
б) менеджером;
в) работодателем.
5. Главой государства в Российской Федерации является:
а) Председатель Правительства;
б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы.
6. Самой первое демократическое государство появилось в:
а) Древнем Египте;
б) Древней Греции;
г) Древнем Риме.
7. Наследственность – это:
а) качества, получаемые человеком от своих родителей, определённые биологические признаки;
б) это приобретаемые качества;
в) это сочетание приобретаемых и полученных от родителей качеств.
8. Какие из предложенных ниже слов и словосочетаний характеризуют понятие “нация”:
а) язык,
б) право,
в) культура,
г) армия,
д) экономические связи,
е) единая территория.
9. Индивидуальность – это:
а) самооценка;
б) отношение человека к миру;
в) неповторимые черты человека.
10. К отличительным чертам подросткового возраста относится:
а) физические изменения организма;
б) резкая смена настроений;
в) стремление к получению новых знаний.
11. Человек отличается от животного тем, что:
а) умеет изготовлять орудия труда;
б) заботится о потомстве;
в) живет инстинктами.
12. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с:
а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет.
13. Совершать мелкие бытовые сделки можно с:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет.
14. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:
а) моралью;
б) ценностью;
в) идеалом.
15. Согласно закону, источником власти в РФ является:
а) многонациональный народ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание;
г) Правительство РФ.
16. Большинство населения нашей страны составляют:
а) жители мегаполисов;
б) жители небольших городов;
в) жители сел.
17. К какой из сфер жизни общества относятся:
а) покупка продуктов в магазине;
б) борьба партий на выборах;
в) обучение в школе;
д) премьера фильма.
18. Соотнесите понятия и их определения
1 Школа
2 Одноклассники
3 Умения
4 Знания
5 Класс
6 Воспитание

А. Способность выполнять действия, приобретённая в результате обучения или жизненной практики
Б. Учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систему знаний основ наук, а также умения и навыки, необходимые для получения профессионального образования
В. Понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а так же использовать для достижения намеченных целей
Г. Целенаправленное формирование в целях подготовки к участию в общественной и культурной жизни
Д. Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения
Е. Школьные товарищи по классу, учащиеся или учившиеся в одном классе с кем-нибудь.

Установите соответствие видов деятельности и определений. Виды деятельности:
а) игра;
б) труд;
в) учеба;
г) общение.
Определения:
освоение опыта предшествующих поколений,
преобразование предметов окружающего мира,
преобразование информации в процессе взаимодействия,
осуществление реального действия воображаемыми средствами.

20. Какие из предложенных ниже слов характеризуют понятие “гражданин”:
а) права;
б) семья;
в) обязанности;
г) патриот.

1.Наука о народонаселении.

2.Большие группы людей со своими правами и обязанностями. 3.Система
мероприятий, направленная на изоляцию какого
– либо государства. 4. Государство, владеющее колониями. 5. Стремление
обеспечить первенствующую роль церкви и религии в жизни общества. 6.
Освобождение от предрассудков, угнетения, отмена ограничений, уравнение женщин
в правах с мужчинами. 7. Создание крупной, тяжёлой промышленности. 8.
Противодействие, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо
другой политике.9. Рост городского населения. 10. Въезд иностранцев в
какую-либо страну на постоянное место жительства. 11. Перемещение, переселение,
связанное со сменой места жительства. 12. Ограничение влияния церкви на все
сферы жизни общества.

1)Какие знания об окружающем мире применяли первобытные люди в повседневной жизни?

2)Как первобытные люди люди объясняли различные явления природы?
3)Почему к колдунам в родовой общине относились с особым почтением?
4)Объясните значение слов"Скульптура" "Живопись" "Обряд" "Магия" "Миф"
5*)Придумайте свой вариант мифа,объясняющего какое-либо явление природы.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует.
Глобальный всемирно – исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется – социальным прогрессом .

Прогресс – глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории.
Регресс – локальный процесс охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Прогресс и локален, и глобален. Он предполагает преобладание позитивных изменений над негативными. Регресс только локален. Он представляет преобладание негативных изменений над позитивными.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса.
Первый называется реформистским , второй – революционным .

Реформа – частичное усовершенствование в какой- либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Революции и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачек, вторые частичных улучшений и постепенности.

Социальные процессы делят также на регулируемые и нерегулируемые (стихийные) . Деление это в значительной мере условно.

Социальный процесс протекает в конкретных социальных условиях, всегда имеет своего конкретного носителя, который придает содержанию процесса свою специфику.

Носители (субъекты) социальных процессов разнообразны. Это могут быть компактные группы или организации - тогда процессы в наибольшей степени поддаются регуляции. Однако на различных уровнях социальных процессов довольно ощутимо дает о себе знать стихийное начало в общественной жизни. Это и понятно. Ведь здесь мы имеем дело не только с деятельностью сознательно организованных групп, но и с массовыми явлениями, то есть с переплетением бесчисленного множества взаимодействующих воль, в итоге образующих сложный, непредсказуемый процесс. Многообразие факторов (объективных и субъективных), которые невозможно полностью предвидеть и проконтролировать не только в их совокупности, но и каждый в отдельности, обусловливает неопределенность протекания процесса в целом.

Процессы можно классифицировать и с учетом той сферы общественной жизнедеятельности, где они происходят. Поэтому часто говорят об экономических , политических , идеологических и иных видах процессов.
Что касается такого критерия, как направленность движения, то обычно выделяют две формы: поступательную и вращательную .

Поступательную форму часто отождествляют с понятием «развития» в самом общем виде, когда к изменениям можно приложить мерки «выше-ниже», «хуже - лучше». Типичным примером является так называемый «плоский эволюционизм» XIX века.

Теории «вращательного» (циклического) движения общества известны с древних времен. У словно их можно разделить на две группы. В первую можно включить теории исторического круговорота, согласно которым любое общество движется по замкнутому кругу с постоянными возвращениями вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Общей формулой здесь может служить известное библейское изречение: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
В другую группу следует включить более поздние концепции, согласно которым история выглядит как цепочка независимых (или слабосвязанных) циклов, которые сменяют друг друга на протяжении тысячелетий. Это могут быть замкнутые и взаимно враждебные «культурно-исторические типы» (Н. Я. Данилевский), «Локальные культуры» (О. Шпенглер), региональные, несовместимые друг с другом «цивилизации» (А. Тойнби).

Различают постепенный и скачкообразный виды социального про­гресса. Первый называется реформистским, второй - революцион­ным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ су­ществующего социального строя. Революция - полное или комплекс­ное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, за­трагивающее основы существующего социального строя. Она носит


скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразо­ваний в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, ко­торые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к со­циальным благам. Изменение правил пользования междугородным те­лефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает инте­ресы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщею среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной за­щиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным бла­гам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, за­кон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ. Употребляется также выражение "законодательные реформы", но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововве­дениях или изобретениях.

Период J985 -1994 годов в жизни нашей страны был одним из самых насыщенных. То и дело принимались новые постановле­ния, указы, проекты. Соберите из газет информацию о них и выпишите в отдельный столбик все, что относится к рефор­мам: а) социальным, б) экономическим, в) политическим. Сравните списки. Какой оказался длиннее? А какой важнее?

Таким образом, реформы - частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты (например, ка­кие?) . Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в пе­чати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, посколь­ку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят "свер­ху", проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?


Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принци­пиально изменить характер общества, какая-либо партия или объеди­нение людей, например, военная верхушка, проводят социальную ре­волюцию. Революция - это совокупность большого числа или комп­лекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы со­циального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собст­венность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидиро­вана свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, другими словами, были заменены ос­новы существующего строя.

Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразова­ниям, партия большевиков провела политический переворот - штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и со­циальной сферы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в социологию

А и кравченко.. введение в социологию.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стратификация российского общества
Пожалуй, это самый дискуссионный и неисследованный вопрос. Отечественные социологи многие годы изучают проблемы социальной структуры нашего общества, но все это время на их результаты оказы­вала вл


Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит
25

скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщею среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ. Употребляется также выражение "законодательные реформы", но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.
Задание
Период J985-1994 годов в жизни нашей страны был одним из самых насыщенных. То и дело принимались новые постановления, указы, проекты. Соберите из газет информацию о них и выпишите в отдельный столбик все, что относится к реформам: а) социальным, б) экономическим, в) политическим. Сравните списки. Какой оказался длиннее? А какой важнее?
Таким образом, реформы - частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты (например, какие?) . Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят "сверху", проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?
26

Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей, например, военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, другими словами, были заменены основы существующего строя.
Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот - штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.
Задание для интересующихся отечественной историей
Вспомните первые декреты советской власти. Восстановите последовательность социально-экономических преобразований в последующий период. А теперь поразмышляйте вот над чем. Можно ли оценивать поворот к "военному коммунизму" как регресс, а поворот к нэпу - как прогресс? Тогда как расценивать "великий перелом" 1929 года? А к какому типу социального прогресса (регресса) относятся эти три периода - к реформам или революциям?
Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-го-родские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.
Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII - XIX веков. Она также сыграла выдающуюся роль в чело-
27

веческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).
Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако всегда они приводят к качественному изменению общества.
Задание
Свяжите закон неравномерного развития народов и промышленную революцию. Каким образом на основе знания первого можно объяснить различия между странами в темпах развития второго явления? Почему промышленная революция проходила дольше в России, чем в Англии? Какие преобразования здесь запаздывали?
К типу глобальных революций следует отнести и другие, менее значительные события. Так, в середине XX века произошла "менеджерская революция", после которой во всех развитых странах, прежде всего - в США, класс капиталистов-собственников (в старом понимании - как единоличных собственников) был вытеснен с ключевых позиций в обществе классом профессиональных менеджеров - лиц наемного труда. В 70-е годы в научный оборот вошел термин "молчаливая революция", которым обозначали отход западной молодежи от ценностей труда к ценностям досуга и кризис "трудового общества". Оба типа социальной революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.
Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на хийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 года, охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.
28

Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 года вовлекла в процесс и другие страны - одни добровольно (Германия и Венгрия в 1918 году), другие принудительно (например, Польша и Чехословакия в 1945 году). К 1950 году сформировался "социалистический лагерь", к которому присоединились Польша, Чехословакия, Болгария, Албания, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, иеменившей существующий социальный строй.
Итак, реформы и революции - две главные формы социального развития общества. Они подразделяются на несколько видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом.
Выделим ключевые понятия:
Революция Реформа

Все социальные изменения по своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество можно подразделить на эволюционные и революционные. Эволюционные изменения отличаются постепенностью, количественным характером накоплений, плавностью, сохранением своего прежнего качественного состояния. При этом эволюция может иметь как прогрессивную, так и регрессивную направленность.

Эволюционные изменения затрагивают все подсистемы, элементы и компоненты общественной жизни, при этом они могут происходить стихийно или организовываться сознательно. В последнем случае речь идет о разного рода проводимых в обществе реформах. Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Эволюция – некий кумулятивный процесс, при котором происходит постепенное накопление новых элементов, свойств. Этот процесс включает в себя и формирование инноваций, т. е. новых элементов, и их отбор. Инновация – процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. Сами же нововведения могут вписываться в наличные структуры либо пресекать их дальнейшее существование.

В отличие от эволюционных революционные изменения обладают скачкообразностью, характеризуют преимущественно качественные коренные изменения. Понятие «революция» широко используется в социологии. Так, говорят о социальной революции, революции в образовании, о культурной революции и т. д. Однако оценка роли подобных революций в истории всегда была предметом ожесточенных дискуссий; достаточно привести оценки Октябрьской революции 1917 года в России.

В отечественной литературе нередко встречаются стереотипы, что революции связаны с изменениями только прогрессивного характера или что они всегда сопряжены с насилием. Отметим, что революции могут иметь как регрессивную, так и прогрессивную направленность, а отсюда должна проистекать и их оценка. Они не всегда подразумевают использование насильственных методов (в социологии существуют такие понятия, как «мирная революция», «бархатная революция»). Хотя исторический опыт показывает, что часто революционные изменения, действительно, способствуют эффективному решению социальных проблем, ускорению прогрессивных преобразований в обществе.

В социологии встречается несколько трактовок понятия «революция»: коренной переворот в жизни общества, затрагивающий все сферы его жизни и приводящий к качественно новому состоянию; коренные изменения, могущие иметь место не только в обществе в целом, но и в отдельных его подсистемах, компонентах и элементах; резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой; политический переворот, в результате которого меняется социальная структура власти. В зависимости от целей исследования возможны разные трактовки этого понятия.

Социальные революции характеризуют качественно различные этапы общественного развития, отражают диалектику старого и нового. Революции – это механизм и закон перехода от одной формации к другой, возможный путь от одного типа цивилизации к другому. Спецификой революционного процесса является то, что революции не делаются по «заказу», а свершаются. Исторические личности, массовые движения достигают успеха в том случае, если они правильно оценивают объективный ход событий, глубоко осознают перспективы дальнейшего общественного развития.

Социальные революции совершаются в различных условиях, решают разнообразные задачи. Наиболее существенные отличия между ними обусловливаются характером основного противоречия, которое разрешается в ходе революции, глубиной социальных преобразований, составом движущих сил революции и т. д.

Современная историческая эпоха представляет многообразие форм социальных изменений. Так, в рамках эволюционного пути совершенствования общества формируются новые отношения и процессы, вместе с тем происходят мощные революционные скачки.

Говоря о социальных изменениях, нельзя не выделить циклическую форму, в которой они могут происходить. Цикл включает в себя и эволюционные, и революционные изменения. «Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой круговорот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне» . Социальные циклы могут быть различными по времени. К примеру, изменения многих социальных групп происходят по циклической схеме: возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, а далее либо гибель, либо трансформация. В последнем случае цикл вновь повторяется. Отметим, что в обществе может существовать ряд явлений, развивающихся по своим собственным циклам.

Повышенное внимание социологов вызывает проблема больших циклов (длинных волн). Одна из теорий, связанная с осмыслением этой проблемы, принадлежит Н. Кондратьеву. Исследуя экономические процессы, он выделил среди них так называемые волнообразные, а на основе статистической обработки стоимостных и натуральных показателей экономического развития ряда стран с конца XVIII века, пришел к выводу о наличии больших циклов продолжительностью около 57 лет.

Эта идея нашла свое дальнейшее развитие и в трудах других авторов. В частности, Н. Лукашевич составил обобщенную таблицу наиболее распространенной периодизации длинных волн и их продолжительности.