Необходимость и сущность финансов их функции. Экономическая сущность и необходимость финансов

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.

Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин финансы возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляется как понятие, связанное системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями.

Таким образом,. Финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение.


Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потом, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

Государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а так же в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежат состоянию реальной сферы производства.

Финансы возникли тогда, когда начали развиваться товарно-денежные отношения.

Возникновение финансов основывается на 3 основных положениях:

1)На учении о тов-денежн отношениях (ТДО);

2)На учении о нац доходе;

3)На учении о сущности и функциях гос-ва.

Специфика существования финансов: финансы – такая категория, кот существует только в условиях ТДО.

Специфика финансов в том, что они имеют всегда денежную форму. Без денег и денежных отношений финансы не существуют. Составная часть финансов – денежные отношения.

Понятие финансы включает след группы фин. отношений :

Ден отнош-я м/у предприятиями, (возникают в процессе реализации продукции и покупки ТМЦ);

Денежные отношения внутри предприятий или объединений

Денежные отношения предприятий с вышестоящими организациями при перераспределении средств. Например, на кап.вложения, на формирование централизованных фондов

Денежные отношения м/д предприятиями и государственным бюджетом (имеют место при изъятии у предприятий налогов, при перечислении средств из бюджета непосредственно предприятию)

Денежные отношения м/д предприятиями-резидентами и предприятиями-нерезидентами

Ден. отношения м/д государством РБ и международными кредитно-финансовыми организациями (в виде МВФ. Всемирного банка, Банка реконструкции и развития)

Ден. отношения м/д предприятиями и учреждениями банковской системы (банкаси и страховыми организациями).

Не включаются в понятие «финансы» такие отношения, как:

  • Ден. отношения, связанные с денежным оборотом
  • Денежные отношения, связанные с ценообразованием
  • Ден. отношения, связанные с использованием средств в качестве учета и контроля за мерой труда и мерой потребления.

В рыночных отношениях возникают и развиваются новые виды денежных отношений :

1) Отношения, связанные с поступлением средств от приватизации

2) Ден. отношения, связанные с формированием государственных сырьевых внебюджетных фондов.

В понятие «финансы» включаются лишь те денежные отношения, с помощью которых формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Финансы нельзя смешивать с понятием денег. Финансы отличаются от денег по функциям и содержанию.

Деньги выполняют 5 функций:

1.мера стоим-ти; 2.средства обращения; 3.средства платежа;

4.накопления и сбережения; 5.мировых денег.

Финансы выполняют только 2 функции:

1.распределительная; 2.контрольная.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью кот-го определяются затраты на производство продукции.

Финансы – эк категория, кот связана с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды : госбюджет; ФСЗН; Республиканский фонд охраны природы; Фонд сбережений; Фонд национального развития.

Децентрализованные фонды : фонд з/п, фонд финансирования капитальных вложений; фонд оборотных средств; фонд экономического стимулирования; амортизационный фонд; резервный фонд.

Финансы тесно связаны с учением о нац. доходе:

Посредством финансов распределяется и перераспределяется НД;

Посредством финансов образуются денежные доходы и фонды.

НД – главн источник формирования фин ресурсов. В последние годы посредством финансов распределяется около 65% нац. дохода.

Существование гос-ва обусловливает необходимость существования финансов. Гос-во выполняет функции:

Хоз-организаторская (создает новые предпр-я, законодат-во и т.д.);

Культ-воспитательная (воспитание народа, создание ССУЗов, ВУЗов, школ, курсов, вопросы развития музейного дела, музыкальное воспитание)

Оборона страны (создание армии, подготовка военных кадров..,)

Защита собственности;

Сотрудничество с различными странами.

А для осущ-я своих функций гос-во нуждается в фин ресурсах, которые мобилизуются с помощью финансов. Государство обуславливает необходимость финансов.

Т.о. ФИНАНСЫ -денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Впервые определение финансов дал в 1958г. Дьяченко.

Финансы явл-ся частью производственных отношений и частью экономического базиса. Фин-сы не участвуют в производственно- технических отношениях, но воздействуют на весь процесс расширенного воспроизводства, на процесс развития социальной сферы. Это воздействие осуществляется путем распределения и перераспределения ВВП и нац. дохода. Когда образуются доходы денежных средств.


2. Распределительная функция финансов, ее содержание.

Распределительная функция реализует главное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают: государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.

Распределительная функция финансов определяется при распределении ВВП и национального дохода. Это происходит тогда, когда за счет распределения ВВП и нац. дохода создаются первичные или основные доходы. Они формируются у рабочих и служащих, крестьянских фермеров и др. Однако первичных доходов недостаточно для содержания армии, непроизводственной сферы и т.д. Поэтому необходимо перераспределение этих первичных доходов. Оно диктуется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью межотраслевого распределения нац. дохода

2) необходимостью межтерриториального распределения

3) наличием непроизводственной сферы

4) необходимостью перераспределения средств м/д слоями населения.

Конечная цель такого распределения обусловлена: необходимостью развития производительных сил; необходимостью создания рыночных структур; необходимостью дальнейшего укрепления государства; необходимостью повышенного уровня количества населения.

Посредством финансов распределяются также амортизационные отчисления, а также часть национального богатства. Это имеет место в тех случаях, когда часть производственного потенциала изымается из резерва и включается в товарооборот страны.


3. Контрольная функция финансов, ее содержание (по книге 2008 года)

Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением валового внутреннего продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.


3. Контрольная функция финансов, ее содержание (по конспекту).

Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией и подчинена ей.

Сущность: контроль за распределением ВВП, нац. дохода по соответствующим фондам и расчет их по назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы.

Цель контроля: рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природного богатства, сокращение непроизводственных потерь, пресечения расточительства и т.д.

Контрольная функция проявляется на 3-х этапах:

1- До наступления распределительного процесса:

В процессе составления бюджета выясняется степень соответствия размеров денежных доходов государства и намеченных расходов. Если в ходе этой работы доходы не равны расходам, то принимаются соответствующие меры (более высокие темпы производства и реализации продукции, более эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, сокращение з/п).

2- В ходе осуществления распределительного процесса. На этом этапе проявляется контрольная функция:

Осуществляется контроль за своевременным и правильным использованием денежных средств, контроль за сроками поступления средств с соответствующие фонды. Нарушение сроков ведет к негативным последствиям.

3- После завершения распределительного процесса:

Финансовые органы осуществляют проверки через несколько лет (1 раз в 3 года). Особо строгий контроль после завершения строительства.

Контрольная функция объективно не зависит от воли и сознания людей, однако реализуется не сама по себе, а через специальный аппарат. Важную роль играют Минфин и его органы на местах, учреждения банков, органы Министерства по налогам и сборам, специальный орган межотраслевых министерств и ведомств.


4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

В экономической литературе нет единого мнения по поводу определения сущности, функций, роли финансов.

1-й дискуссионный вопрос по поводу сущности:

1- 1962г., Д.А. Аллахвердян: «Социалистические финансы – система экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей».

2- соврем. исследователи: В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробоздина, Н.В. Гаретовский: в основе понятия «финансы» лежало распределение ВВП и национального дохода.

3- Э.А. Вознесенский: Финансы социализма – система императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства. Основной сущностный признак – движение чистого дохода. Финансовые отношения обусловлены функционированием государства. Рассматривал только одну сторону – отношения перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства.

4- Н.В. Гаретовский: Объект – чистый доход. Показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и перераспределения.

Таким образом, до настоящего времени в экономической литературе нет единого устоявшегося определения финансов.

НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Без них невозможное функционирование государства и деятельность юридических и физических лиц, поскольку именно они обеспечивают стоимостное движение созданного в обществе валового внутреннего продукта (ВВП), отображая достаточно сложные отношения, которые возникают при этом. Главным их назначением является обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта предпринимательства, каждой государственной структуры, а следовательно, и общества в целом, достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами.

Финансы имеют как видимую, внешнюю, форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые двигаются между субъектами финансовых отношений. Эти потоки - их характер и формы, направленность и объемы - является предметом практической финансовой деятельности. Скрытая, смысловая, сторона финансов связана с тем, что отображают те или другие денежные потоки, а именно - движение стоимости созданного в обществе валового внутреннего продукта, то есть обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом финансовой науки.

Финансы - совокупность денежных отношений, связанных с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов и с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе их использования валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национальном богатстве.

Определяя основы финансовой теории, во-первых, необходимо определить основополагающие элементы, которые характеризуют сущность такого специфического и важного явления, как финансы, и, во-вторых, осуществить их соответствующую структуризацию. То есть, определяя финансы, как и какое-нибудь другое явление, необходимо дать ответ на простой и в то же время чрезвычайно сложный вопрос - что это такое и что оно у себя включает? Невзирая, на казалось бы очевидность трактовки, современная финансовая наука однозначного ответа на эти вопросы не дает. Можно привести множество определений финансов, которые отличаются не отдельными специфическими признаками и деталями, а самой сущностью понятия. Обратимся, например, к книгам зарубежных авторов, изданных в Украине. В книге «Финансы» Е. Никбахт и А. Гроппелли, рассматривая, в сущности, финансы предприятий, то есть микроуровень экономической системы, определяют их как «применение разнообразных экономических приемов для достижения максимального достатка фирмы или общей стоимости капитала, вложенного в дело».

Ш. Бланкарт в учебнике «Государственные финансы в условиях демократии», исследуя макроэкономический уровень, дает определение не финансов, а финансовой науки, характеризуя ее как «экономический анализ государственной деятельности». Но анализ - это процесс, тогда как любая наука представляет собой систему знаний об определенном предмете.

Детальное исследование проблемы определения государственных финансов проведено В. Л. Андрущенко в монографии «Финансовое мнение Запада в XX веке (Теоретическая концептуализация и научная проблематика государственных финансов)». Лейтмотивом подавляющего большинства определений является характеристика государственных финансов как доходов и расходов государства, как общественного богатства в форме денег и кредита, что находится в распоряжении государственных органов. При этом финансы тесно связываются с деньгами.

Отечественная финансовая наука исходит с того, что финансы - это не просто деньги, доходы или расходы, общественное или персонифицированное богатство, а совокупность отношений, в первую очередь распределительного характера, которые опосредствуются через доходы и расходы предпринимательских структур, государства, финансовых институций и международных организаций. В связи с этим возникает вопрос, или указанные отличия в определении финансов является действительно абсолютно разным их толкованием, или это просто разные подходы к одному и тому же явлению? Ведь, характеризуя содержание и конкретные проявления финансов, в конечном итоге все ученые-финансисты рассматривают, как доходы и расходы предпринимательских структур и государства, сбережения и инвестиции, финансовые ресурсы и финансовые результаты.

Отличия в определении финансов отечественной и западной финансовой наукой заключаются в выборе той или другой стороны разнообразных проявлений финансов как отправной точки для их идентификации и характеристики. Ключевыми элементами определения сущности финансов и основ их функционирования, которое заключается в постоянном движении и круговороте средств, есть характеристика финансовых отношений и финансовой деятельности. Финансовые отношения, отображая движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Финансовая деятельность какого-либо субъекта проявляется в формировании доходов и осуществлении расходов. Это одновременно и разные, и тесно взаимоувязанные стороны проявления функционирования финансов: ведь, с одной стороны, финансовые отношения завершаются формированием доходов одного субъекта при осуществлении расходов другим, а финансовая деятельность, с другой стороны, не может осуществляться каждым субъектом обособленно –доходы поступают от кого-то, а расходы идут кому-то.

Западная финансовая наука в определении финансов больше исходит из прагматического аспекта их функционирования, то есть с точки зрения финансовой деятельности. Однако определение ею финансов как доходов и расходов фактически означает признания и финансовых отношений в обществе, ведь, еще раз подчеркнем, деньги ниоткуда не берутся и никуда бесследно не исчезают, а доходы одного субъекта всегда являются расходами другого. Отечественная же финансовая наука больше внимания уделяла и до сих пор уделяет финансовым отношениям, рассматривая доходы и расходы как их результат. Следовательно, можно сделать вывод, что ни явного противоречия, ни принципиальных отличий в подходах к пониманию сущности финансов в мировой финансовой науке не существует.

Финансы, как и какое-нибудь другое явление, имеют определенные признаки, по которым их идентифицируют. Большинство отечественных ученых считают, что существенным признаком финансов является их распределительный и перераспределительный характер, а отношения обмена к ним не принадлежат. Однако формирование доходов и осуществление расходов преимущественно на основе распределения и перераспределения стоимости созданного продукта касается лишь государственных финансов. На уровне же финансов предприятий этот процесс в большей степени связан именно с обменными отношениями. В то же время и обменные, и распределительные, и перераспределительные отношения охватывают более широкий круг отношений, чем финансы, и потому не могут быть их ключевым признаком.

Отдельные финансисты считают, что характерной чертой финансов являются не просто распределительные или обменные отношения, а процесс формирования и использования фондов финансовых ресурсов или денежных средств. В значительной мере это правильно, но кое-что ограничивает понимание финансов. На макроуровне, в сфере государственных финансов, фондовый характер финансовых отношений ярко выражен. Однако на микроуровне, в сфере финансов предприятий, эти отношения сегодня, как правило, не связаны с формированием и использованием фондов. Поскольку финансовые отношения могут иметь и фондовый, и канальный характер движения средств, наличие фондов денежных средств не является ключевым признаком финансов.

Главным признаком, который определяет сущность и форму функционирования финансов, есть движение денежных потоков, в котором отображаются и финансовые отношения, и финансовая деятельность. Именно они являются тем универсальным свойством, которое объединяет все аспекты функционирования финансов. В них всегда четко отражаются отношения двух субъектов с ярко выраженным их характером: обмен – оплата счетов за товары и услуги; распределение и перераспределение - уплата налогов, выплата дивидендов, получение субсидий и др. Входные потоки связаны или с формированием финансовых ресурсов - поступление от размещения акций, получение кредита, бюджетные ассигнования и тому подобное, или с получением доходов - поступление оплаты за товары, работы, услуги. Исходные потоки отражают либо расходы, либо процесс возвращения финансовых ресурсов, которые использовались на возвратной основе, или размещения временно свободных ресурсов на финансовом рынке.

Поскольку инструментом финансовых отношений являются деньги, необходимо определить соотношение между категориями «финансы» и «деньги». Общеизвестным и признанным всеми являются утверждения, что финансы - это не деньги. Сферы функционирования денег и финансов, будучи достаточно широкими и разветвленными, пересекаются в определенном сегменте. Это пересечение настолько важное, что определяет характер действия и денег, и финансов. С одной стороны, финансы невозможны без денег, ведь инструментом финансовых отношений являются именно деньги, а внешним, видимым проявлением этих отношений являются денежные потоки. С другой стороны, функционирование денег без финансов во многом теряет смысл и сводится к сугубо техническим вопросом обмена. Исходя из этого, в конце концов понятным становится бытовое отождествление финансов и денег.

Функционирование финансов, которое связано с такими понятиями, как финансовые отношения, финансовая деятельность, деньги и денежные средства, финансовые ресурсы, доходы и расходы, отображено на схеме 1.

Исходными финансовыми категориями являются доходы и расходы и финансовые ресурсы. Доходы одного из субъектов всегда являются расходами другого. Под доходами понимают полученное в результате определенной деятельности поступление денежных средств. Доходы рассматриваются в широком и узком понимании. В широком понимании – это все поступления, которые обеспечивают финансирование расходов. В узком понимании, это те поступления, которые отражают прирост стоимости. Источником этих доходов являются основные составляющие добавленной стоимости – заработная плата, прибыль, заимообразный процент, рента, непрямые налоги.

Доходы рассматриваются по стадиям и методам их формирования. По стадиям различают первичные доходы, которые получены в процессе первичного распределения добавленной стоимости, и вторичные, которые формируются в результате перераспределения первичных доходов. По методам формирования выделяют производительные доходы - от определенной производительной деятельности, и доходы от продажи и использования имущества, ресурсов, в том числе финансовых, или определенных прав. Кроме того, доходы могут разделяться на законные – полученные в соответствии с действующим законодательством, и незаконные – полученные с нарушением законодательства.

Под расходами понимают использование денежных средств, которые есть в распоряжении того или другого субъекта на данный момент, с целью обеспечения определенных потребностей. Расходы могут осуществляться за счет полученных доходов или имеющихся финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятий, на основе которых формируются производительные доходы. Основу финансовых ресурсов составляет капитал. Однако, с одной стороны, не весь капитал имеет форму финансовых ресурсов (например, резервный и нетрудящийся капитал), а с другой - финансовые ресурсы могут формироваться и путем привлечения и заимствования средств.

Характеристика финансовых отношений связана с выделением их объектов и субъектов. Объектами данных отношений является национальное богатство и произведенный ВВП (схема 2).

Распределение ВВП является необходимой предпосылкой обеспечения непрерывности производства. Финансы исполняют роль связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизводство - ни простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП является закономерной необходимостью. С другой стороны, именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом финансовых отношений является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой. Закономерным такое явление можно назвать только в том случае, когда существуют лишние основные средства или материальные ресурсы, которые не используются, а также когда есть значительные запасы природных ресурсов, которые превышают потребности данной страны. В других случаях распродажа национального богатства будет означать обычное «проедание» ресурсов. В свою очередь, это может быть вызвано экономическим или финансовым кризисом, когда другого выхода практически не существует, или безответственной финансовой политикой.

Финансовые противоречия. Поскольку объект финансовых отношений один, а субъектов трое, то эти отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только за счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда всплывает необходимость сбалансирования интересов всех субъектов.

Способы сбалансирования финансовых противоречий:

1. Установление оптимальных пропорций распределения ВВП.

2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов.

Сбалансирование интересов субъектов финансовых отношений достигается в первую очередь путем установления оптимальных пропорций распределения ВВП, то есть таких, которые отвечают вкладу каждого, в частности и государства, в его производство.

Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценивание проводится опосредовано, по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Если экономика функционирует стабильно и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальное напряжение в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциями распределения ВВП. Отмеченные критерии оценки отображаются в достаточно точных экономических показателях - уровнях ВВП (ВНП) на душу населения и темпах роста ВВП.

Объем валового национального продукта на душу населения характеризует степень развития страны. Это один из основных критериев жизненного уровня населения отдельных стран. Как относительный показатель он характеризует, что подлежит распределению в расчете на одного гражданина. Объем ВНП на душу населения за год в разных странах имеет очень значительные колебания. В развитых странах он составляет 25-40 тыс. дол. США, а в некоторых, например, в Швейцарии, превышает 40 тыс. дол. В менее развитых странах этот

показатель составляет 80-100 дол. В Украине в последние годы уровень ВНП на душу населения находился на уровне 700 дол. С 2001 г. наша страна входит в группу самых бедных стран мира.

Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого субъекта достигается на основе непрерывного роста ВВП. Темпы роста ВВП характеризуют динамику финансовых отношений: чем они более высокие – тем более удовлетворяются потребности в доходах. Психологически, прежде всего, воспринимается не столько уровень ВНП на душу населения и масса доходов каждого субъекта, сколько их динамика. Постоянный рост доходов создает благоприятный климат в обществе. Как известно, какое-нибудь уменьшение доходов и снижение жизненного уровня воспринимается негативно, независимо от того, какой абсолютный размер доходов. Даже в самых богатых странах негативно воспринимается лишь замедление темпов роста доходов, не говоря уже об их падении. И наоборот, в бедных странах благоприятной есть ситуация роста хоть и незначительных доходов. В конце концов, именно постоянный рост доходов ведет к их высокому уровню в расчете на душу населения.

Обеспечение роста ВВП является основной формой разрешения финансовых противоречий в обществе. Падение ВВП ведет к финансовому кризису, который нельзя преодолеть, не остановив это падение.

Характерные признаки финансов:

Обменно-распределительный характер;

Движение стоимости от одного субъекта к другому;

Денежная форма отношений;

Формирование доходов и осуществление расходов;

Эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный перераспределению.

Основными в финансах являются отношения распределения и перераспределения. Отношения обмена в прямой форме складываются между юридическими и физическими лицами по поводу купли-продажи товаров и услуг. Вместе с тем в отношениях распределения можно заметить элементы обмена, а в отношениях обмена – признаки распределения. Например, налоги можно рассматривать и как метод перераспределения доходов юридических и физических лиц, и как плату общества государству за выполнение установленных функций и предоставления соответствующих услуг: сколько заплатили, столько и получили. В некоторых отношениях обмена возможны элементы перераспределения доходов, поскольку цены, как правило, отклоняются от реальной стоимости товаров и услуг. Следует помнить, что в чистом виде обмен, распределение и перераспределение - это только научные абстракции. В реальной жизни все намного более сложно и провести четкое разграничение отношений достаточно тяжело и вряд ли целесообразно.

ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

Сущность каждой экономической категории детально раскрывается в ее функциях, которые характеризуют общественное назначение данной категории. Назначением финансов, как уже отмечалось, есть обеспечение деятельности и функционирования юридических и физических лиц и государства. Это обеспечение осуществляется через процессы формирования доходов отдельных субъектов, которые, в свою очередь, являются результатом распределения и перераспределения созданного в обществе ВВП или накопленного национального богатства. Причем, поскольку эти процессы опосредствуют движением денежных потоков и отображают противоречивые отношения, они и требуют, и создают надлежащие предпосылки для контроля за деятельностью всех субъектов финансовых отношений. Отсюда вытекает, что финансы выполняют две функции:

Распределительную;

Контрольную.

Сущность распределительной функции заключается в том, что финансы являются целевым инструментом распределения и перераспределения ВВП. Причем они являются основным распределительным инструментом. Кроме них, хоть и в значительно ограниченных рамках, в первую очередь в сфере перераспределения, эту функцию могут выполнять цены. Причем перераспределение происходит в результате так называемого перекоса цен, когда на товары и услуги одних отраслей они более высокие от стоимости, а на другие товары и услуги - более низкие. То есть перераспределение с помощью цен происходит не потому, что ценам свойственна такая функция, а наоборот, потому, что в определенных случаях они неточно и неполно выполняют функцию измерения стоимости. В отличие от цен финансы в первую очередь предназначены для осуществления распределения стоимости ВВП.

Кроме того, распределение и перераспределение стоимости ВВП может происходить в результате криминальных нарушений - краж, злоупотреблений служебным положением, хищения имущества предприятий, укрытие от уплаты налогов и др. Однако это не экономические методы, и они являются предметом другой науки - правоведения.

Механизм действия распределительной функции финансов связан со схемой распределения ВВП. Он включает у себя несколько стадий:

1) первичное распределение;

2) перераспределение;

3) вторичное распределение.

Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании ВНП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц - заработная плата, у юридических лиц - прибыль, в государства - прибыль государственного сектора, что централизуется в бюджете и поступление от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также непрямые налоги.

Перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. За уровнем централизации они разделяются на общегосударственные, ведомственные и корпоративные. Общегосударственные включают бюджет и фонды целевого назначения. Ведомственные - это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в корпоративных объединениях.

Перераспределение включает два этапа:

Изъятие части доходов у одних субъектов и формирования централизованных фондов. На данном этапе формируются вторичные доходы субъектов, которые создают эти фонды;

Использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов. На этом этапе могут формироваться как первичные доходы – заработная плата физических лиц, занятых в бюджетной сфере, которые опять же подлежат перераспределению, так и вторичные доходы в виде разных выплат и предоставления бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований и выделения средств юридическим лицам.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

По внутренней структуре

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему влияния на разные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которое производит и реализует финансовую политику, с субъектами ведения хозяйства, которые обеспечивают производство ВВП.

Финансы как распределительная категория тесно взаимосвязаны с экономикой, с одной стороны, с помощью финансов распределяется созданный в обществе ВВП, причем распределить можно лишь столько, сколько создано. С другой стороны, как уже отмечалось, обменно-распределительные отношения формируют определенную систему экономических интересов, которые влияют на производство, стимулируя или, напротив, сдерживая рост ВВП. При этом финансовое влияние на социально-экономическое развитие, которое лежит в основе формирования и реализации финансовой политики, осуществляется не автоматически само по себе, а через финансовый механизм, который отражает направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе.

Финансовый механизм - совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.

Рыночная экономика основывается на сочетании как собственного саморегулирующего действия, которое составляет ее основу, так и системы государственной регуляции рыночных отношений. Рынок на основе баланса спроса и предложения через механизм свободного ценообразования в целом самостоятельно регулирует развитие отдельных отраслей, регионов и предприятий, производство определенных товаров и сферу услуг. Вместе с тем необходима и система государственной регуляции, однако не полной регуляции, а подрегуляция, коррекция, направление рыночных механизмов на достижение определенных целей и реализацию определенных заданий. Государственная регуляция не заменяет рыночного саморегулирования, а лишь дополняет его.

Государственная регуляция экономики может осуществляться двумя способами.

Первый - создание системы планового руководства, в основе которой лежат административно-командные методы. Задача сбалансирования экономического и социального развития решаются на основе единого директивного централизованного планирования. Правда, полного сбалансирования экономики так никогда и не достигалось. Кроме того, то сбалансирование развития экономики, которое обеспечивалось плановыми методами, достигалось на очень низком, по сравнению с развитыми странами, уровне обеспечения экономических и социальных потребностей. То есть плановая экономика способна в известной мере обеспечить управляемость и сбалансированность развития, однако на низком жизненном уровне.

Второй способ государственной регуляции экономики заключается в применении экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам. Действие финансового механизма на разные стороны социально-экономического развития имеет количественную и качественную определенность. Количественная определенность оказывается в сумме средств, которые выделяются для достижения тех или других целей. Это первичная основа функционирования этого механизма. Без соответствующих ассигнований и кредитов невозможное решение ни одной задачи общественного развития. Но само по себе выделение средств еще не гарантирует решения той или другой конкретной задачи. Чрезвычайно важно, каким образом осуществляется формирование ресурсов, какими каналами и в каких формах они двигаются, на каких условиях выделяются и используются. Все это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Отмеченным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств отвечают два метода финансового влияния на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовая регуляция. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают у себя отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, что характеризуют содержание влияния финансов на разные стороны развития общества. Установка приоритетности того или другого метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем высший уровень развития общества и экономики, тем больше является роль финансовой регуляции.

Финансовое обеспечение преобладает в условиях административно-командной системы управления. Ресурсы, которые выделяются на основе решений соответствующих административных органов, являются их материальным обеспечением. Финансовая регуляция в этих условиях подчинена заданием создания соответствующих денежных фондов, в первую очередь централизованного фонда – бюджета государства. Напротив, в условиях рыночных отношений на первый план выступает подсистема финансовой регуляции, потому что именно она делает рынок регулируемым, а не стихийным.

Подсистемы финансового обеспечения и финансовой регуляции тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или другой период система финансового обеспечения нуждается в соответствующей финансовой регуляции.

Структурное построение финансового механизма подано на схеме 12.

Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно через установку оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воссоздания производства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Это исходящая форма финансового обеспечения. Без наличия определенных собственных средств начать какую-нибудь деятельность невозможно. Но самофинансирование совсем не означает создания финансовой автаркии, потому что очень тесно связанное с использованием кредитов. Ведь эти заимствованные средства нужно повернуть за счет собственных доходов. В связи с этим нужно четко различать самофинансирование как принцип организации и как форму финансового обеспечения.

Финансовое право

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют финансовые отношения и финансовую деятельность в обществе. Как отмечалось, финансы – это организованная в соответствующем порядке совокупность обменно-распределительных и перераспределительных отношений. Основной формой их организации является именно финансовое право. Кроме того, организация финансовых отношений может осуществляться на основе разнообразных инструкций и положений, однако они имеют, как правило, ведомственный характер.

Финансовое законодательство охватывает все сферы и звенья финансовой системы и все формы и методы финансовой деятельности, которые подлежат правовой регламентации. В целом его можно разделить на две части: законодательные акты, которые непосредственно регулируют финансовые отношения, и законы из других сфер деятельности, в которых выделяются финансовые основы их функционирования.

К первой части принадлежат законодательные акты, которые регламентируют финансовые отношения на макроуровне и взаимосвязи финансов субъектов предпринимательской деятельности с государственными финансами и институциями финансового рынка. Это законы о бюджетной и налоговой системах, государственном долге, центральном банке, банке и банковской деятельности, страховании, ценных бумагах и фондовой бирже, инвестиционной деятельности. Сюда также принадлежат законы, которые регламентируют отдельные виды финансовых операций - о закладной, лизинге и др., и законы о отдельных видах налогов и платежей в бюджет и целевые фонды. Ко второй группе относят законы, которые регламентируют деятельность, в том числе и финансовую, субъектов ведения хозяйства – о предприятиях и предпринимательской деятельности, о хозяйственных обществах, о банкротстве и тому подобное.

Финансовые законы могут иметь характер прямого действия или дополняться инструкциями. В первом случае их положения являются непосредственной основой для осуществления финансовых операций. Подобный подход требует достаточно глубокой детализации законов с учетом всех особенностей финансовой деятельности разных субъектов. Во втором случае закон определяет только общий порядок финансовых отношений, а его детализация осуществляется в соответствующих инструкциях. Они должны быть лишь дополнением к закону и не противоречить ему. При этом в любом случае основой является закон.

В Украине прямое действие имеет подавляющее большинство финансовых законов, в частности в сфере налогообложения. В то же время абсолютно все детали финансовой деятельности предусмотреть, во-первых, невозможно, а, во-вторых, не всегда уместно. Поэтому законы достаточно часто дополняются разного рода инструкциями и положениями. Например, закон о банках и банковской деятельности отражает только общие основы функционирования коммерческих банков. Конкретные виды банковских операций могут регламентироваться соответствующими инструкциями из кредитования, безналичных расчетов, кассовых операций и тому подобное.

Соотношение между законами прямого и непрямого действия определяет распределение полномочий и прав между государственными органами законодательной и исполнительной власти, а следовательно, и их возможности и полномочия в выработке и реализации финансовой политики. Законы прямого действия четко отражают преимущество законодательной власти. К функциям исполнительной власти относится обеспечение выполнения принятых законов. Кроме того, органы исполнительной власти могут иметь право законодательной инициативы, то есть разработка финансовых законопроектов и представления их на рассмотрение и утверждение в органы законодательной власти. В то же время такие законопроекты могут разрабатывать и органы и структуры законодательной власти.

Действие финансового законодательства, его соответствие конкретным условиям и заданиям, а следовательно, и эффективность финансовой политики в значительной мере зависят от согласованности действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Именно на основе детального согласования ими законопроектов возможное формирование дееспособной системы финансового права. При использовании законов непрямого действия важно, чтобы инструкции не только не противоречили законам, но и не корректировали их действие, потому что это может привести к искривлению финансовой политики.

3.3.2. Финансовое планирование

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов как средств сбалансирования финансовых потребностей и возможностей. Финансовый план того или другого субъекта отражает его финансовую деятельность, то есть процесс формирования доходов и осуществления расходов. Их состав и структура, а также сбалансированность определяются задачами, направлениями и методами реализации финансовой политики. Финансовые планы являются как отражением определенной политики, так и ее основой. Любая политика без основы в финансовых планах не может быть успешно реализована. В то же время ни один вариант финансового плана не может рассматриваться как оптимальный, если он не обеспечивает реализацию соответствующих целей и задач финансовой политики.

Финансовое планирование осуществляется на двух уровнях. На микроуровне - это индивидуальные планы отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Эти планы отражают финансовую стратегию и тактику предприятий. Их главные задачи - определение источников и объемов формирования доходов, оптимизация расходов и достижение финансовой сбалансированности. На макроуровне - это основной финансовый план, который характеризует деятельность государства – бюджет, а также сведенный финансовый план, в котором отражаются доходы и расходы всех субъектов финансовых отношений. Именно эти планы являются отражением финансовой политики государства. В то же время они имеют разную значимость. Бюджет, это реальный директивный документ, который утверждается в виде закона, и является основным средством реализации финансовой политики. Сведенный финансовый план является, в сущности, справочным документом, назначением которого является определение общей массы доходов и расходов и согласования процессов их распределения и перераспределения между отдельными сферами и звеньями финансовой системы. Он является основным средством основания и сбалансирования финансовой политики.

Задания финансового планирования определяются структурой финансового плана и задачами финансовой политики. Они заключаются в определении реальных источников и объемов доходов, оптимизации структуры расходов на основе критерия решения заданий финансовой политики и сбалансирования доходов и расходов.

Первым по последовательности и значимости является определение реальных объемов доходов. Какие-нибудь просчеты, как в сторону их завышения, так и занижения влияют на реальность финансового плана, а, следовательно, и финансовой политики, осложняя ее реализацию. Финансовая политика государства, стратегия и тактика предприятий должны основываться на реальных возможностях. В то же время в процессе планирования необходимо отыскивать резервы роста доходов, если существующие их объемы недостаточны для решения поставленных задач.

Необходимость и сущность финансов

Понятие финансов произошел от латин­ского слова «fimancia», означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в ус­ловиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с раз­витием государства и его потребностями в ресурсах, укреплением экономических международных отношений.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера ох­ватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в про­цессе общественного воспроизводства определяются экономиче­ским строем общества, природой и функциями государства.

1) общественное разделение труда и деление общества на со­циальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3) появление денег, как всеобщего эквивалента стоимости, используемого для производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг;

4) возникновение самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

5) создание централизованного государства;

6) развитие международных экономических отношений.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отноше­ния приобретают всеохватывающий характер, финансы выража­ют экономические отношения в связи с образованием, распределе­нием и использованием ВВП и НД.

Финансы представляют собой экономические (Э), распределительные (РА) , денежные (ДЕ), специфические финансовые отношения ФО), связанные с образованием, распределением и ис­пользованием (ОРИ) фондов финансовых ресурсов (ФФР) в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Сущность финансов находит отражение в их содержании, форме и проявлении.

Содержание (ЭРАДЕФО). Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) - вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавли­ваются условия для появления этой категории. На второй ста­дии процесса воспроизводства -распределения (первичного и вто­ричного) - возникают финансовые отношения. Без участия финансов созданная стоимость не может быть распределена. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

Воздействуя на производство, распределение, обмен и потребление, финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Форма (ФФР). Материальным носителем финансовых отношений выступают фонды финансовых ресурсов (ВВП, НД, фонд накопления и потребления, амортизационный фонд и др.) Главным материальным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит ВВП и национальный доход. Их объем определяет возможности удовлетворения потребности чле­нов общества, общественного расширенного производства и го­сударства. Именно с учетом размеров ВВП, НД и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются пропор­ции развития экономики и ее структуры.

Финансы отражают уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы. Современная экономика не может существовать без финан­сов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это оборона и национальная безопасность, социальная сфера, атомная промышленность, космические ис­следования, некоторые новые приоритетные отрасли экономи­ки, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие произ­водства и повышение качества жизни граждан страны.

При экономическом кризисе, спаде производства, росте без­работицы состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения и снижается их жизненный уровень, уменьша­ется прибыльность хозяйствующих субъектов и как следствие по­являются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, расширяют­ся бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, финансируемые за счет внутренних и внешних займов эмиссии денег, увеличиваются государственный долг и расходы по нему.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финан­сы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функци­ям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реали­зации создаются фонды финансовых ресурсов.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение (денег незави­симо от движения стоимости в товарной форме) - это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товар­ного возмещения. При финансах происходит независимое одно­стороннее движение денег. Деньги движутся безвозвратно. Дву­стороннее движение денег присуще категории кредита.

В результате самостоятельного движения денег образуются целевые денежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этом выражается материальное содержание финансов.

Проявление финансов находит свое выражение через их функции, которые внутренне присущи этой экономической категории. Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение и роль экономической категории.

В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют пять функции или отдельные из них: 1) распределительную, 2) регу­лирующую, 3) контрольную, 4) воспроизводственную; 5) стимулирующую.



Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъек­тов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслужи­вающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финан­совых ресурсов выступают: 1) домохозяйства распоряжающиеся семейными бюджетами; 2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; 3) государство и муниципальные образования, образующее и использующее различные бюджеты, централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды.

Соотношение между ними определяется рыночными отно­шениями. Чем больше самостоятельности у физических и юри­дических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увели­чение поступлений финансовых ресурсов государству. Опти­мальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в соци­ально-экономических прогнозах страны.

Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых от­ношений, в результате которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые ресурсы , которые соз­даются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычлене­ния из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопле­ния капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также про­исходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования), в государственных учреждениях и предприятиях создаются фонды бюджетных ассигнований и внебюджетных средств;

2) централизованные финансовые ресурсы , создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Состав финансовых ресурсов. В состав финансовых ресурсов входят:

1) собственные средства : а) на уровне предприятий и организаций, домохо­зяйств - прибыль, зарплата, фонды бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, доходы домохозяйств; б) на уровне государства – доходы от унитарных предприятий, приватизации, а так­же от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке : а) на уровне предприятий и до­мохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кре­дит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения : а) на уровне предприя-тий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные поня­тия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначе­ние. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные от­ношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы - это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.