Предпосылки перехода к рыночной экономике. Переход от плановой экономики к рыночной


1 Начало перехода к рыночной экономике: ошибки и просчеты.

Кризисные явления в стране и поиск путей их преодоления

В середине 80 годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. Избрание в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева означало победу в руководстве политического направления, стремившегося к обновлению общества. В истории СССР начался период «перестройки». на этом политическом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел странно  брали любую продукцию. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в ценах тех лет в первые два года. Введение государственной системы приемки продукции привело лишь к увеличению числа контролирующих без роста качества. Подход и здесь был чисто бюрократическим.

Второй этап (19871988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы в эти два года был связан с принятием в 1987 г., а в дальнейшем реализацией Закона о государственном предприятии (объединении). Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий политический этап (19891990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем – путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989 г. – 211 млн. т, 1990 г. – 230 млн. т зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но не известно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики . План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

В январе 1992г. команда Гайдара намеревалась двигаться быстро по всем направлениям. Среди объявленных мер были либерализация большинства цен, отмена старой системы поставок, полная либерализация импорта, кардинальные изменения в налоговой системе, быстрое покрытие дефицита бюджета, сильное ужесточение денежной политики, программа приватизации с очень честолюбивыми целями, подготовка к конвертации рубля вместе с немедленным смягчением правил по торговле иностранной валютой, и переговорах о существующих отношениях торговли с другими экс-республиками. Это было внушительное меню изменений политики; учитывая отправную точку, это было конечно большее количество радикала, чем польский «большой скачок».

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо оптимистичных прогнозов их увеличения в 35 раз и пессимистичных в 810 раз в течение одного 1992 г. цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27 %.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 35 %, среднеобеспеченных – 1315 %, бедных – 40 %, живших за чертой бедности – 40 %. По данным других социологов, к средним слоям следовало отнести всего лишь 7 % населения, к бедным – 25 %, находящимся за чертой бедности – 65 %.

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. В этих условиях от них выиграли прежде всего те, кто наживался за счет менее расторопных сограждан. указ «О свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли, подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой  вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

В январефеврале 1992 г. к забастовкам или их угрозам прибегали авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи. Руководители предприятий, не приспособленные к новой, рыночной ситуации, перестали выплачивать деньги за сырье, материалы, комплектующие детали своим смежникам, надеясь, что рано или поздно государство, как и в старые времена, решит их проблемы. В результате возник кризис неплатежей, предприятия задолжали друг другу огромные суммы, начались перебои с выплатами зарплаты – все это еще больше накаляло обстановку. Оказавшись в сложном положении, правительство с весны 1992 г. начало прибегать к увеличению денежной эмиссии, раздаче льготных кредитов государственным предприятиям, взаимозачетам задолжностей. Это привело к резкому усилению инфляции, замедлению темпов экономических преобразований, затягивало решение социальных вопросов.

В 1993–1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства: в 1994 г. он составил 21 %, в 1995 г. – 3 %. Высокой, особенно в 19931994 гг., была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Реальная заработная плата в январе 1996 г. была на 15 % ниже, чем в 1992 г., продолжались задержки с ее выплатой. Увеличилась доля работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Средняя продолжительность жизни упала с 69 лет в 1990 г. до 64 в 1996 г. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка. В 1995 г. средний предпринимательский доход в 810 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 – 40 раз превышал среднюю пенсию.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Это пропагандировали как наиболее справедливый путь приватизации, или разгосударствления предприятий, поскольку каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) – таковых было создано 646, либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, легализировавшихся теневиков, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

Механизм проведения приватизации был нацелен на то, чтобы в максимально короткие сроки раздать государственную собственность с учетом того, что действительных капиталов для приобретения собственности по рыночным ценам в стране не было. Общая номинальная величина ваучерного фонда (более 1,5 трлн. руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных производственных фондов России на конец 1991 г. Но после либерализации цены выросли в 10 раз, тогда как соответствующая переоценка стоимости основных фондов была проведена только в середине 1993 г. Таким образом, величина ваучерного фонда относительно стоимости предприятий была завышена, что позволило через чековые инвестиционные фонды фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам. Т.О. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. были фактически проданы за 7,2 млрд. долл. США.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

В Российской Федерации с января 1992 г. было провозглашено ускоренное движение к рынку. Оно началось, по существу, без всякой предварительной подготовки и без должного учета зарубежного и отечественного опыта рыночных реформ.

За период 1992-1995 гг. наша страна продвинулась к конкурентному рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие теоретического и практического решения.

1. Обуздать и держать в нормальных пределах инфляцию, которая вновь набирает темп. В январе 1992 г. сущность перехода к рынку была сведена к либерализации цен, т.е. к переходу от подавленной инфляции к открытой. Началась галопирующая инфляция, которая временами была на грани гиперинфляции. В итоге в феврале 1995 г. цены превысили уровень 1990 г. в 3700 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивая ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джинну, которого выпустили из бутылки, в результате чего он доставил массу неприятностей и бед. В настоящее время государству пока удается сдерживать темп инфляции.

2. Провести демонополизацию рынка. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому либерализация цен проводилась руками монополий в их интересах.

Согласно официальным оценкам, удельный вес предприятий-монополистов в российской промышленности сравнительно невелик. Между тем в отдельных отраслях (особенно в добывающих и сырьевых) на их долю приходится значительный объем производства.



Действительное развитие конкуренции предполагает кардинальное изменение состояния национального рынка.

3. Создать так называемую критическую массу субъектов рыночных отношений. Она характеризует ту минимальную численность хозяйственных субъектов, которая необходима, чтобы рынок мог самостоятельно развиваться по свойственным ему законам. Между тем после провозглашения перехода к рынку на нем не оказалось его новых агентов. Ведь только примерно через год начался процесс приватизации государственной собственности. До сих пор еще нет тех 10-15 миллионов мелких и средних предприятий, которые, по-видимому, должны придать рыночным связям нужную массовость.

4. Полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако вместо нее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

5. Правильно выбрать тип рынка, к которому нужно перейти.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, на которых ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдается надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, а не изменение функционирования хозяйства, то характерной чертой этого движения является неустойчивость существующей системы, которая должна уступить место другой экономической системе. В этих условиях возможны варианты развития, поскольку рядом сосуществуют элементы старой и новой систем.

Особую роль в переходной экономике должно выполнять государство. На данном этапе его функции состоят в создании рыночных условий хозяйства (правовая база, кредитное и налоговое регулирование, макроэкономическая стабилизация), активной структурной политике, поддержке предприятий в процессе их превращения в рыночные субъекты (антимонопольное регулирование, селективная поддержка), активной социальной поддержке населения на пути его адаптации к новым рыночным условиям.

Модель отечественной рыночной экономики - это социально ориентированная рыночная экономика, движение к которой было провозглашено в России в конце 1992 г. Социально ориентированная рыночная экономика представляет смешанную экономику со значительным государственным сектором и активным государственным регулированием. Социальная ориентация экономики предполагает существенный патернализм государства по отношению ко всем членам общества, обеспечение гарантий прожиточного минимума, определенного уровня потребностей населения в услугах, образовании, культуре, здравоохранении, жилье, регулирование занятости населения с ориентацией на минимальную безработицу. Конкретные же формы этой модели рыночной экономики должны учитывать особенности России.

выпускной экзамен

©Школа-интернат №16. Аниканова Анна. [email protected]Билет №4

Вопрос №1

Деятельность и общение.

План:

2. Виды общения.

3. Формы общения.

4. Коммуникация.

5. Функции общения.

Конспект ответа.

1. Соотношение деятельности и общения.

Общение - это вид деятельности (вид активности), процесс обмена информации между равноправными субъектами (процесс взаимодействия субъекта с субъектом). Субъектами общения могут выступать и отдельные люди, и группы людей, и все человечество в целом. Связи деятельности и общения:

o деятельность "=" общению.

o деятельность "не =" общению.

o они взаимодействуют, но самостоятельны и равноправны.

2. Виды общения.

o Общение между реальными субъектами.

o Общение между реальными субъектом и иллюзорным партнером (с животными).

o Общение между реальными субъектом с нереальным объектом, с воображаемым партнером (с самим собой).

o Общение воображаемых партнеров (диалог литературных героев).

Способы общения: вербальный, не вербальный (речь, жесты).

3. Формы общения.

o Диалог - Форма общения, сопоставления точек зрения, равноправие и самостоятельность. В диалоге ожидается ответ позиции друг друга дополняются.

o Обмен мнениями в виде монолога и реплик.

4. Коммуникация.

Коммуникация (взаимодействие субъекта с объектом) - процесс взаимодействия между двумя и более субъектами, с целью передачи информации (нет обратной связи). Например: пейджир.

5. Функции общения.

Функции разделяются в зависимости от цели общения:

o Подчиненное общение.

o Равноправное общение.

o Обогащающие развитие партнера (обучение, воспитание).

Вопрос №2

Государство и экономика.

Современный рынок регулируется государством.

В 1929-33гг. разразился мировой кризис экономики.
Следовательно, падение объема производства, массовая безработица.
Следовательно, ученые экономисты пересматривают многие положения экономической теории.

В 1936г. Дж. Кейнс выпустил книгу "Общая теория занятости, процента и денег", где доказывал что проблемы, с которыми сталкивались капиталистические страны в период кризиса могут быть решены если рыночная экономика будет регулироваться государством.
Взгляды Кейнса - кейнсианство.

Этапизация - огусударвстление.

Взгляды Кейнса оказали огромное влияние на организацию хозяйственной жизни в разных странах.

Государство использовало различные методы регулирования экономикой:

· Правовые (Государство принимает законы, которые упорядочивают рыночные отношения. Например: антимонопольные законы.).

· Финансово экономические (С помощью налогов и пошлин.).

· Экономическо-правовые (Государство составляет примерные планы развития экономики. Они носят не обязательный, а рекомендательный характер.).

Вывод: в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, но государство не должно мешать экономике, а только помогать и только при необходимости в чем то ограничивать.

Влияние государства на экономику:

· Денежное обращение.

· Курс валюты.

· Налоги, пошлины.

· Перераспределение доходов населения.

· Выдача кредитов.

· Вложение в экономику иностранных капиталов.

· Разработка различных программ.

выпускной экзамен

©Школа-интернат №16. Аниканова Анна. [email protected]Билет №5

12 июня 1991 г. на всеобщих выборах Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин (в апреле 1992 г. официальное название российского государства изменилось: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию при равнозначности обоих названий). Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означала освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой нового правительства E. Т. Гайдара в январе 1992 г. стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшей централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимые политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий многих отраслей промышленности в 1994–1996 гг.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации – перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, – руководителем которой стал А. Б. Чубайс.

В целом на пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 г. правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, который проявился в общем спаде производства, росте цен и безработице.

Положение России на международной арене радикально изменилось. Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников, а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России, с тем чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал растущее недовольство в мире, в том числе и со стороны союзников США.

После распада СССР не произошло четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью России, т.е. между Съездом народных депутатов и Президентом РФ. Постепенно это вылилось в острейшее противостояние ветвей государственной власти. Под давлением Съезда в декабре 1992 г. правительство E. Т. Гайдара ушло в отставку, и премьер-министром стал В. С. Черномырдин. Однако конфликт между Президентом и Парламентом не прекратился и в итоге привел к политическому кризису осенью 1993 г. Парламент долгое время откладывал принятие новой Конституции РФ, проект которой был предложен Президентом.

В сентябре 1993 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов Съезда отказалась подчиниться такому решению и провозгласила отстранение Президента от власти. Оппозиция организовала в Москве ряд антипрезидентских демонстраций и силой стремилась взять власть, попытавшись штурмовать телецентр в Останкино и здание мэрии. В итоге началось вооруженное столкновение, в котором оппозиция потерпела поражение. Это означало установление единовластия Президента, за которым последовала ликвидация системы Советов всех уровней. Их функции передавались местной администрации и выборным местным органам власти.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума принята Конституция Российской Федерации, которая четко разграничила полномочия разных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – и объявляла Россию демократическим федеративным государством. Главой государства является избираемый всенародно Президент РФ, а постоянно действующим законодательным органом стало Федеральное собрание из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В июле 1996 г. Президентом РФ был на второй срок переизбран Б. Н. Ельцин.

Новым основным Законом государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные полномочия главы государства. В области внутренней политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров – E. Т. Гайдар, В. С. Черномырдин (декабрь 1992 – март 1998 г.), С. В. Кириенко (апрель – август 1998 г.), E. М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 г.), С. В. Степашин (май – август 1999 г.), В. В. Путин (с августа 1999 г.).

После распада СССР России пришлось заново строить отношения со странами СНГ. На этом пути приходится преодолевать немало серьезных препятствий, обусловленных разделением единого прежде политического и экономического организма на отдельные части, которые имеют теперь самостоятельные цели и приоритеты развития. Резкому ухудшению внутриполитической ситуации в России способствовали две чеченские войны (1994–1996, 1999–2009) с целью восстановить конституционный порядок в Чечне, являющейся субъектом Российской Федерации. В ходе второй чеченской кампании активная фаза боевых действий завершилась в 2000 г. И хотя о завершении контртеррористической операции в Чечне уже не раз объявлялось официально (2000, 2003, 2009), мир пока так и не достигнут. В Чеченской Республике действует пророссийская администрация (вначале во главе с А. Кадыровым, затем А. Алхановым, Р. Кадыровым). Однако террористическая активность сепаратистов в республике и других регионах, включая столицу России, сохраняется до сегодняшнего дня, хотя в борьбе с ней и удалось добиться ряда успехов. Дополнительную угрозу безопасности на Северном Кавказе создали распространившиеся там в последние годы исламистские движения.

Ташкентский договор о коллективной безопасности шести стран – членов СНГ (1992) не привел к конкретным политическим результатам ввиду отсутствия общих экономических интересов в условиях распада единой рублевой зоны. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья – республик Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Однако многие военные конфликты, разгоревшиеся в этих государствах, вынудили руководство России оставить на их территории часть миротворческих сил.

С 1996 г. министерство иностранных дел России во главе с E. М. Примаковым начало осуществлять новый курс в отношениях со странами СНГ. Был подписан договор о содружестве и формировании единого экономического и финансового пространства между СССР и Белоруссией (1996). Отношения Украины с Россией, имеющие ряд спорных вопросов о Черноморском флоте, статусе Крыма и др., по-прежнему остаются полностью не урегулированными.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан договор СНВ-2 о взаимном сокращении ядерных вооружений. По настоянию США Россия единственная из стран СНГ становилась ядерной державой на территории бывшего Союза. В то же время руководство НАТО неуклонно расширяло в последующие годы свою организацию за счет бывших социалистических стран (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словения, Словакия) и республик бывшего Союза (Литва, Латвия, Эстония). Приближение военно-политического блока под эгидой США к границам России полностью игнорирует российские интересы безопасности. Задачей российского руководства стало недопущение нашей страны в сферу влияния внешней политики США и установление самостоятельных взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на новом уровне. Ухудшению отношений России со странами Запада во многом способствовали косовский кризис 1998 г. и последующие боевые действия НАТО в Югославии. Государства Европы и органы Европейского Союза также активно выступали с критикой политики России в Чечне и в целом на Кавказе, делая упор на защиту прав человека. При этом нельзя не отметить, что они неизменно игнорируют, например, ущемление прав русскоязычного населения в странах Балтии (как и расцветшее там прославление ветеранов, воевавших в годы Великой Отечественной войны на стороне фашистской Германии).

В области экономики в 1990-е гг. была предпринята попытка перехода к приоритету частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Сделаны определенные шаги к обеспечению свободы предпринимательства. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, однако многие начинания так и не были доведены до конца. Финансовый кризис 1998 г., сопровождавшийся троекратной девальвацией рубля и объявлением дефолта (т.е. отказа платить долги государства), привел к сильнейшему спаду в экономике, но, несмотря на это, удалось сравнительно быстро перейти к этапу ее восстановления. Падение курса рубля сделало продукцию отечественных производителей конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами, и многие производства, которые до тех пор были в упадке, стали быстро возрождаться.

В области социальной жизни в 1990-е гг. были провозглашены свобода слова, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Начавшийся процесс формирования правового общества явился, пожалуй, высшим достижением последних десятилетий.

В новых условиях прекратился открытый идеологический нажим на культуру, была отменена цензура. При этом значительно сократились ассигнования государства на культурные нужды. Во всех областях культуры окончательно утвердилось частное предпринимательство.

В марте 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В. В. Путин, до этого согласно Конституции РФ после отставки Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполнявший его обязанности. С самого начала своей деятельности на посту президента В. В. Путин указал, что за прошедшее десятилетие Россия приобрела некоторые черты, свойственные не столько федеративному, сколько конфедеративному, децентрализованному государству. Ослабление центральной власти не позволяло решать внутриполитические задачи, поэтому в мае 2000 г. президент подписал указ о создании семи федеральных округов, которые не становились новыми административными образованиями или субъектами Федерации. Возглавившие их полномочные представители Президента РФ имели полномочия по координации работы местных структур власти на базе федеральных законов. В первую очередь стали устраняться расхождения между региональными правовыми актами и положениями общегосударственных документов. Это позволило восстановить в стране единое правовое пространство, причем особое внимание было обращено на разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Установились новые отношения между парламентом и президентом: в Государственной Думе сложилось постоянное правоцентристское большинство, поддерживающее президента, что дало ему возможность действовать более активно при поддержке думского большинства.

Почти сразу после президентских выборов стала проводиться линия на устранение возможности для получения крупными бизнесменами различных привилегий в результате лоббирования их интересов политиками и коррумпированности чиновников. Было заявлено, что для всех работающих в сфере хозяйственного бизнеса должны существовать одинаковые правила игры, и все они должны быть "равноудаленными" от власти. В дальнейшем предпринимались меры в сферах, традиционно именуемых естественными монополиями (добывающие отрасли, электроэнергетика), для создания конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности организаций указанного сектора экономики.

В 2000 г. в связи с принятием новых кодексов – Налогового и Таможенного – были понижены ставки налогов, ввозные таможенные пошлины, что привело к улучшению собираемости налогов и пошлин в казну. Налоговая реформа способствовала снижению налоговой нагрузки на предприятия и упрощению налогообложения малого бизнеса. Для населения была введена единая ставка налога, что привело к поступлению в бюджет налогов, которые ранее оставались, как принято говорить, "в тени". Пополнению бюджета, развитию экономики способствовали и введение единого социального, а также транспортного налогов, снижение ставки налога на прибыль организаций. И хотя, как показало время, результаты налоговой реформы нельзя оценивать однозначно позитивно, ее итогом, несомненно, стало создание достаточно работоспособной налоговой системы, которая ранее фактически отсутствовала. В 2000–2001 гг. была проведена судебная реформа: в Российской Федерации введен институт мировых судей; в большинстве регионов заработал суд присяжных; появился институт судебных приставов.

В сентябре 2001 г. в развитие положений Конституции РФ был принят новый Земельный кодекс, определивший условия купли-продажи земли (в 2002 г. сюда были отнесены также земли сельскохозяйственного назначения, которые первоначально купле-продаже не подлежали). В течение нескольких лет устойчиво повышалась доходность государственного бюджета, в связи с чем обозначилась перспектива более стабильного и эффективного развития экономики страны. В эту перспективу вошли планы по реформированию транспортной системы (железные дороги), электроэнергетики (РЛО "ЕЭС России"), жилищно-коммунального хозяйства и др. Значительная часть мероприятий была связана с необходимостью соответствовать критериям членства во Всемирной торговой организации (ВТО).

К середине 2000-х гг. была практически решена проблема погашения внешнего долга Российской Федерации, резко выросшего за первое десятилетие рыночных преобразований. В январе 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, который формировался из поступлений сверхдоходов от высоких цен на нефть ввиду удачной конъюнктуры на нефтяном рынке. Именно эти резервы позволили России после наступления мирового экономического кризиса 2008 г. в основном избежать наиболее тяжелых его последствий.

В марте 2004 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. В сентябре того же года террористы захватили школу в Беслане: тогда погибли и пострадали сотни людей, в основном дети. Стало очевидно, что региональная власть практически не способна к энергичным действиям в кризисной ситуации, поэтому вскоре президент предложил новые меры по усилению вертикали власти в стране. В результате был введен новый порядок формирования губернаторского корпуса. Нового руководителя региона стали избирать региональные законодательные собрания по представлению президента, который получил право впоследствии отзывать губернаторов в случае неудовлетворительной работы. Тогда же были созданы Общественная палата РФ и общественные палаты в регионах. Деятельность этих институтов гражданского общества направлена на укрепление связи между российской властью и населением посредством включения в состав палат наиболее авторитетных общественных деятелей страны.

В сентябре 2005 г. было объявлено о сосредоточении действий государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Указанным областям придавался статус приоритетных национальных проектов ("Здоровье", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье" и "Развитие аграрно-промышленного комплекса"), В частности, в рамках национального проекта "Качественное образование" было решено создать новые федеральные университеты на базе ряда существующих вузов. В 2006 г. федеральные университеты открылись в Сибирском (Красноярск) и Южном (Ростов-на-Дону) федеральных округах. В том же году была подчеркнута важность демографической политики как основы социально-экономической стратегии России. С 2007 г. вступила в действие программа стимулирования рождаемости, которая включает разные направления, такие как увеличение пособий по уходу за ребенком, введение компенсаций за пребывание детей в дошкольных учреждениях и материнского капитала, первоначально в сумме 250 тыс. руб., передаваемого женщинам при рождении второго ребенка, и др.

В связи с углублением сотрудничества России и США в сфере ядерного разоружения в 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), по-прежнему гарантирующий ядерный паритет России и США. После терактов 11 сентября 2001 г. Россия поддержала Соединенные Штаты в деле создания антитеррористической коалиции. Правительство РФ одобрило инициативы США, направленные на уничтожение террористической организации "Аль-Каида" на территории Афганистана, и предоставило самолетам коалиции воздушное пространство России. Вместе с тем активное сотрудничество в антитеррористической деятельности не устранило серьезных противоречий в российско-американских отношениях. Россия выступила против начатой США в 2003 г. войны в Ираке. Так называемые цветные революции в государствах СНГ ("оранжевая революция" на Украине, "революция роз" в Грузии, "революция тюльпанов" в Киргизии) были фактически инспирированы США, а в результате государственных переворотов на Украине и в Грузии у власти оказались откровенно проамериканские правительства.

Успешно развивалось сотрудничество с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 г. и объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Активно развивается взаимодействие ШОС с другими странами и международными организациями. В перспективе ШОС, судя по всему, станет одной из самых влиятельных организаций экономического сотрудничества в Азии.

Главной особенностью культурной жизни России в период 1990–2000-х гг. было стилевое многообразие, наличие самых разных направлений в литературе, искусстве, театре, кинематографе. Выпуск печатной продукции определялся коммерческими соображениями, и она нередко оказывалась недоступной массовому читателю в силу своей цены. Зато широкую популярность приобрели телевидение, радио, которые надолго заполнила зарубежная развлекательная продукция и заимствованные из нее формы общения с аудиторией. Бурно развивалась индустрия досуга, развлечений; одной из самых доходных статей экономики стал шоу-бизнес. Продукция массовой культуры, поступавшая из-за рубежа, породила спрос, который, в свою очередь, вскоре сформировал рынок товаров массовой культуры отечественного производства: глянцевые журналы, литературу развлекательного жанра (детективы, женские романы и т.д.), музыку коммерческого качества и т.п. Вместе с тем появляются новые формы и приемы, которые находят применение, скажем, в кинодокументалистике (жанр исторической реконструкции с использованием игровых эпизодов, компьютерной графики и других новинок последнего времени). Резко расширилась выставочная деятельность: галереи, выставки (нередко частные) привлекают массового зрителя. Среди отечественных театров широкую популярность получили несколько ведущих, в первую очередь Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.

Огромное значение имело включение России в глобальное информационное пространство. Интернет открыл доступ к всевозможным источникам оперативной информации для самых широких кругов россиян. Явлением повседневной жизни стали электронные средства массовой информации, художественные сайты, часто весьма высокого содержательного и эстетического уровня. Во всемирной сети успешно функционируют проекты, противопоставляющие себя культуре массового спроса, ориентированные на образованного пользователя с развитым и взыскательным вкусом.

Государство постепенно наращивает вложения средств в науку и образование. Хотя реформа образования идет крайне тяжело, в сфере науки обращается внимание на развитие инновационных направлений, соединение науки с производством через создание наукоградов и других центров инновационных разработок.

Россиянам запомнились торжества в честь юбилеев городов России – 300-летия Санкт-Петербурга, 1000-летия Казани и др. Выдающимся достижением российских мастеров стало длившееся десятки лет воссоздание пропавшей в годы Великой Отечественной войны знаменитой Янтарной комнаты в Царскосельском дворце, которая была вновь открыта для посетителей в 2003 г. к юбилею Северной столицы.

По окончании конституционного срока полномочий В. В. Путина (2008) на выборах Президента РФ победил Д. А. Медведев. В мае 2008 г. В. В. Путин был назначен главой российского правительства. В августе того же года Президент Д. А. Медведев обозначил главные идеи внешней политики России. Это первенство основополагающих принципов международного права, неприятие однополярного мира и строительство многополярности, стремление избежать изоляции и конфронтации с другими странами, защита жизни и достоинства российских граждан, где бы они ни находились, защита интересов России в дружественных ей регионах.

Можно говорить о позитивных изменениях во внешней политике. Так, в марте 2009 г. была провозглашена "перезагрузка" в российско-американских отношениях (хотя в конечном итоге она выразилась больше в ожидании перемен, чем в самих переменах в отношениях между Россией и США), в апреле 2010 г. подписан новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Вместе с тем стремление США к размещению элементов ПРО в странах Восточной Европы не учитывает интересов России и осложняет отношения Москвы и Вашингтона. Имеются сдвиги в отношениях со странами Европы. В частности, с 2010 г. делаются реальные шаги к введению безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Дальнейшее развитие получили отношения с Китаем. В 2009 г. руководители двух стран подписали крупнейшее в истории российско-китайских отношений соглашение о сотрудничестве в энергетике. Наконец, в 2011 г. завершились переговоры о вступлении России в ВТО, началась процедура принятия нашей страны в состав этой международной организации.

Несмотря на наличие проблем, углубляется сотрудничество России со странами СНГ. В частности, с января 2010 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии создано единое таможенное пространство. Летом того же года вступил в действие Таможенный союз этих стран, хотя его первые ощутимые результаты ожидаются не сразу. Укрепляются партнерские отношения России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент РФ Д. А. Медведев выдвинул цель модернизации экономического курса страны с упором на несколько основных направлений. Россия должна стать одним из лидеров по эффективности производства, транспортировки и использования энергии, выйти на качественно новый уровень ядерных технологий, совершенствовать информационные технологии и собственную инфраструктуру передачи информации, занять ведущие позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, медикаментов. Поставлена задача реформирования политической системы. В частности идет постоянная ротация губернаторского корпуса, в ходе которой свои посты покинули многие региональные лидеры, занимавшие их еще с 1990-х гг. Например, в 2010 г. ушел со своего поста президент Татарстана М. Шаймиев, был отправлен в отставку с негативной формулировкой мэр Москвы Ю. М. Лужков. В то же время провозглашенная в 2009 г. реформа МВД и силовых структур оказалась исключительно сложной. В 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции. Делаются серьезные шаги для смягчения уголовного законодательства относительно экономических преступлений. С 2009 г. практически начата реформа пенитенциарной системы.

Продолжают осуществляться намеченные в предыдущие годы шаги по поддержке развития образования, культуры. В 2009 г. указом Президента РФ решено создать федеральные университеты в Северо-Западном (Архангельск), Приволжском (Казань), Уральском (Екатеринбург) и Дальневосточном (Владивосток) федеральных округах.

В октябре 2011 г. после шестилетней реконструкции открылась главная сцена Большого театра. Первым зарубежным гастролером на исторической сцене в декабре того же года стала труппа балета знаменитого миланского театра Ла Скала в рамках Года Италии в России. Год Италии ознаменовался также демонстрацией в центральных музеях России шедевров итальянской живописи: работ Рафаэля, Джотто, Боттичелли, уникальной по представительности выставки Караваджо и др. В Италии в рамках Года России прошли Петербургский театральный сезон в миланском театре Пикколо, целый ряд выставок. Этот же год стал "перекрестным" Годом Испании в России и Годом России в Испании. В феврале 2011 г. Президент РФ

Д. А. Медведев и король Испании Хуан Карлос I торжественно открыли богатейшую выставку живописных шедевров мадридского музея Прадо в Эрмитаже, а в ноябре в Прадо начала работу выставка "Сокровища Эрмитажа".

Сегодня перед Российской Федерацией стоят важные задачи. Более 70 лет советское общество развивалось по своим собственным законам, исходя не из объективных внутренних потребностей, а из тех целей, которые преследовало руководство правящей коммунистической партии. Нынешнему российскому руководству приходится решать уникальную в мировой истории задачу: вернуть наше общество к объективным законам развития. Причем делать это приходится без расчета на помощь извне, опираясь на созидательные силы народов России. Президент и Правительство РФ ставят своей целью преодолеть экономические трудности, укрепить политическую систему страны, упрочить позиции России на международной арене.

Первый этап (1985 -1987). В середине 80 -х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. В это время начался период «перестройки». на этом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в первые два года.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы был связан с реализацией Закона о государственном предприятии. Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем - путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но неизвестно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики. План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения их в 3-5 раз в течение одного года цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных - 13-15 %, бедных - 40 %, живших за чертой бедности - 40 %. Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. указ «О свободе торговли», предоставлял права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

В 1993-1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства. Высокой была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Увеличилась доля людей работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, заинтересовать производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ), либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы - все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

12 июня 1991 г. на всеобщих выборах Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин (в апреле 1992 г. официальное название российского государства изменилось: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию при равнозначности обоих названий). Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означала освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой нового правительства Е.Т. Гайдара в январе 1992 г. стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшей централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимые политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий многих отраслей промышленности в 1994-1996 гг.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, - руководителем которой стал А.Б. Чубайс.

В целом на пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 г. правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, который проявился в общем спаде производства, росте цен и безработице.

Положение России на международной арене радикально изменилось. Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников, а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России, с тем чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал растущее недовольство в мире, в том числе и со стороны союзников США.

После распада СССР не произошло четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью России, т.е. между Съездом народных депутатов и Президентом РФ. Постепенно это вылилось в острейшее противостояние ветвей государственной власти. Под давлением Съезда в декабре 1992 г. правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку, и премьер-министром стал B.C. Черномырдин. Однако конфликт между Президентом и Парламентом не прекратился и в итоге привел к политическому кризису осенью 1993 г. Парламент долгое время откладывал принятие новой Конституции РФ, проект которой был предложен Президентом.

В сентябре 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов Съезда отказалась подчиниться такому решению и провозгласила отстранение Президента от власти. Оппозиция организовала в Москве ряд антипрезидентских демонстраций и силой стремилась взять власть, попытавшись штурмовать телецентр в Останкино и здание мэрии. В итоге началось вооруженное столкновение, в котором оппозиция потерпела поражение. Это означало установление единовластия Президента, за которым последовала ликвидация системы Советов всех уровней. Их функции передавались местной администрации и выборным местным органам власти.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума принята Кон­ституция Российской Федерации, которая четко разграничила полномочия разных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - и объявляла Россию демократическим федеративным государством. Главой государства является избираемый всенародно Президент РФ, а постоянно действующим законодательным органом стало Федеральное собрание из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В июле 1996 г. Президентом РФ был на второй срок переизбран Б.Н. Ельцин.

Новым основным Законом государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные полномочия главы государства. В области внутренней политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров - Е.Т. Гайдар, B.C. Черномырдин (декабрь 1992 - март 1998 г.), СВ. Кириенко (апрель - август 1998 г.), Е.М. Примаков (сентябрь 1998 - май 1999 г.), СВ. Степашин (май - август 1999 г.), В.В. Путин (с августа 1999 г.).

После распада СССР России пришлось заново строить отношения со странами СНГ. На этом пути приходится преодолевать немало серьезных препятствий, обусловленных разделением единого прежде политического и экономического организма на отдельные части, имеющие теперь самостоятельные цели и приоритеты развития. Резкому ухудшение внутриполитической ситуации в России способствовали две чеченские войны (1994-1996 и с 1999 г.) с целью восстановить «конституционный порядок» в Чечне, являющейся субъектом государства Россия. Они не привели к подчинению автономной республики общефедеральным законам.

Ташкентский договор о коллективной безопасности шести стран - членов СНГ (1992) также не привел к конкретным политическим результатам ввиду отсутствия общих экономических интересов в условиях распада единой «рублевой» зоны. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья - республик Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Однако многие военные конфликты, разгоревшиеся в республиках, вынудили руководство России оставить на их территории часть миротворческих сил.

С 1996 г. министерство иностранных дел России во главе с Е.М. Примаковым начало осуществлять «новый курс» в отношениях со странами СНГ. Был подписан договор о содружестве и формировании единого экономического и финансового пространства между СССР и Белоруссией (1996). Отношения Украины с Россией, имеющие ряд спорных вопросов о Черноморском флоте, статусе Крыма и др., по-прежнему остаются неурегулированными.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении ядерных вооружений. По настоянию США Россия единственная из стран СНГ становилась ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако Украина, Белоруссия и Казахстан не торопятся передать -России расположенное на их территории стратегическое ядерное оружие. В то же время руководство НАТО всячески стремится расширить свою организацию за счет бывших социалистических стран (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего Союза (Литва, Латвия, Эстония, Украина). Приближение военно-политического блока под эгидой США к границам России полностью игнорирует российские интересы безопасности. Ближайшей задачей нынешнего российского руководства становится недопущение нашей страны в сферу влияния внешней политики США и установление самостоятельных взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на новом уровне.

В области экономики была предпринята попытка перехода к приоритету частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Были сделаны определенные шаги к обеспечению свободы предпринимательства. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, но ни одно из начинаний не было доведено до конца.

В области социальной жизни были провозглашены свобода, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Начавшийся процесс формирования правового общества явился, пожалуй, высшим достижением последнего десятилетия.

В новых условиях прекратился открытый идеологический нажим на культуру, была отменена цензура. При этом значительно сократились ассигнования государства на культурные нужды. Во всех областях культуры окончательно утвердилось частное предпринимательство.

В марте 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин, до этого, согласно Конституции РФ, после отставки Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполнявший его обязанности. Более 70 лет советское общество развивалось по своим собственным законам, исходя не из объективных внутренних потребностей, а из задач, поставленных руководством правящей коммунистической партии. Сейчас российскому руководству предстоит решить нелегкую, уникальную в мировой истории задачу - вернуть российское общество к объективным законам развития. Причем делать это приходится без расчета на помощь извне, опираясь на созидательные силы народов России. Президент и Правительство РФ поставили своей целью преодолеть экономический кризис, укрепить политическую систему страны, упрочить позиции России на международной арене.