Как правильно заполнить программу по аудиту. Нюансы проведения внутреннего аудита на предприятии, его организация и оформление результатов

Социальная роль – это определенная совокупность действий или модель поведения человека в социальной среде, которая определяется его статусом или положением. В зависимости от перемены обстановки (семья, работа, друзья) меняется и социальная роль.

Характеристика

Социальная роль, как и любое понятие в психологии, имеет свою классификацию. Американский социолог Толкотт Парсонс выделил несколько характеристик, которые могли быть использованы в описании социальной роли личности:

Этапы формирования

Социальная роль не создается за минуту или за ночь. Социализация личности должна пройти несколько этапов, без которых нормальная адаптация в социуме просто не возможна.

В первую очередь человек должен обучиться определенным базовым навыкам. Сюда относятся практические умения, которые мы осваиваем с самого детства, а также мыслительные навыки, которые совершенствуются вместе с получением жизненного опыта. Основные этапы обучения начинаются и проходят в семье.

Следующий этап – воспитание. Это процесс длительный и можно сказать, что он не заканчивается на протяжении всей жизни. Воспитанием занимаются учебные заведения, родители, средства массовой информации и многое другое. В этом процессе задействовано огромное количество факторов.

Также социализация личности не возможна без образования. В этом процессе главным является сам человек. Именно индивидуум сознательно выбирает те знания и умения, которыми хочет обладать.

Следующие важные этапы социализации: защита и адаптация. Защита – это совокупность процессов, которые направлены в первую очередь на снижение значимости для субъекта каких-либо травмирующих факторов. Человек интуитивно старается оградиться от морального дискомфорта, прибегая к различным механизмам социальной защиты (отрицание, агрессия, вытеснение и другие). Адаптация – это своеобразный процесс мимикрии, благодаря которому индивидуум приспосабливается к общению с другими людьми и поддержанию нормальных контактов.

Виды

Социализация личности – это длительный процесс, в ходе которого человек приобретает не только свой личный опыт, но и наблюдает за поведением и реакциями окружающих его людей. Естественно, что процесс социализации активнее проходит в детском возрасте и юности, когда психика наиболее восприимчива к воздействиям окружающей среды, когда человек активно ищет свое место в жизни и себя самого. Однако, это не значит, что в более старшем возрасте не происходят изменения. Появляются новые социальные роли, меняется окружение.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичной называют процесс формирования самой личности и ее качеств, а вторичная уже относится к профессиональной деятельности.

Агенты социализации – это группы людей, отдельные личности, которые оказывают непосредственное влияние на поиск и формирование социальных ролей. Их еще называют институтами социализации.

Соответственно, выделяют агенты социализации первичной и вторичной. К первой группе относятся члены семьи, друзья, коллектив (детского садика и школы), а также многие другие люди, которые влияют на формирование личности на протяжении всей сознательной жизни. Они играют наиболее важную роль в жизни каждого человека. Это можно объяснить не только информативным и интеллектуальным влиянием, но и эмоциональной подоплекой таких близких отношений. Именно в этот период закладываются те качества, которые в будущем повлияют на сознательный выбор вторичной социализации.

Родители по праву считаются одними из наиболее главных агентов социализации. Ребенок еще в несознательном возрасте начинает копировать поведение и привычки родителей, становясь похожим на него. Затем папа и мама становятся не только примером, но и сами активно влияют на формирование личности.

Вторичные агенты социализации – это члены общества, которые участвуют в росте и становлении человека как профессионала. К ним относятся сотрудники, руководители, клиенты и люди которые связаны с индивидуумом по долгу его службы.

Процессы

Социализация личности – это довольно сложный процесс. Социологами принято разделять две фазы, которые в равной мере важны для поиска и становления каждой из социальных ролей.

  1. Социальная адаптация – это период, во время которого личность знакомится с правилами поведения в обществе. Человек приспосабливается, учится жить по новым для него законам;
  2. Фаза интериоризация не менее важна, так как это время необходимо для полного принятия новых условий и включения их в систему ценности каждой отдельной личности. Необходимо помнить, что в эту фазу происходит отрицание или нивелирование определенных старых правил и устоев. Это неизбежный процесс, так как часто одни нормы и роли противоречат уже существующим.

Если на какой-то из фаз произошел «сбой», то в будущем возможно появление ролевых конфликтов. Это происходит из-за неумения или нежелания индивидуума выполнять выбранную им роль.

Социальная рольтрактуется как ожидание, вид деятельности, представление, стереотип, социальная функция, набор норм и т.д.

Кроме того, выделяются две главные характеристики ролей (аспекта):

1) ролевое ожидание - то, что от меня ожидают

2) ролевое исполнение - то, что я буду реально исполнять.

Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.

Классификация социальных ролей по Герхарду:

1. Статусные - изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.

Мужчина - Женщина

Возрастные роли

Роль гражданина своей страны

2. Позиционные - определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.

3. Ситуационные - исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

1. Ориентир.

2. Одобритель, эмоциональный лидер.

3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:

1. Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).

2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).

3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).

4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг - поведение относительно взятой книги.

5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.

Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:

1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).

2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные ролисвязаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли : муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли (гендерные роли), биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные ролисвязаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социально й роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли.

Активные ролиобусловлены конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке).

Латентные ролине проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем этой роли (учитель дома).

Каждый из нас является носителей большого числа латентных социальных ролей.

По способу усвоения роли делятся на:

Предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью).

Приобретенные (которые субъект усваивает в процессе социализации).

Основные характеристики социальной роливыделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся:

- масштаб;

- способ получения;

- эмоциональность;

- формализация;

- мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб (например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, продавец – покупатель: взаимодействие осуществляется по конкретному поводу – покупки – масштаб небольшой).

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

Роли молодого человека, старика, мужчины, женщины обусловлены и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий: студент, академик, писатель и т.д.

Уровень эмоциональности : каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления её субъекта.

Существуют роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль: следователь, хирург и т.д. И наоборот от актеров требуется повышенная эмоциональность.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать и те и другие.

(инспектор ГАИ к нарушителю только формальные).

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенке, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

(дополнительная информация, не для записи)

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблонные поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

12. Социальные экспектакции личности

ЭКСПЕКТАЦИИ - термин социальной психологии, используемый для обозначения ожидания чего-то в межличностных взаимоотношениях, например оценки действий индивида со стороны других людей

Экспектации существенно обусловлены индивидуальными особенностями личности, предметной деятельностью и организационной структурой группы, групповыми нормами, эталонами совокупности социально-психологических ожиданий, будучи внутренне принятыми личностью, составляют часть ее ценностных ориентации.

Межличностное общениепридает экспектации психологический смысл - экспектация выступает как мотив поведения человека

Экспектации играют регулирующую роль в студенческой группе: с одной стороны, обеспечивают адаптацию, приспособление студента к своим сокурсникам, а с другой - общественное мнение, принятые в студенческой среде эталоны поведения, через экспектации соответствующим образом проектируют сознание и действия каждого члена студенческой группы, способствуют приспособлению группы к личности.

В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид) , в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я” личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы .

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс) , по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман) , не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход , которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека .

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее и роль .

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности , а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этимогут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные , — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов , которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса . В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект , но и объект общества . Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений . Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности ицели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
  2. стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
  3. стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

  • объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
  • принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
  • социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненногоблагополучия. В демократическом обществе с развитымирыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха . В социальном обществе (государстве),в котором для подавляющего большинства граждан решеныосновные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации .

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от техили иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегиюжизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии(потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).

Функции социальной роли

В социологии функции указывают на то, какие последствия (для общества, отдельных его членов) имеют действия, совершенные тем или иным человеком.

Поведение личности, приоритеты и установки, выбор и эмоции определяются рядом факторов:

  • положением в обществе;
  • условиями среды;
  • видом осуществляемой деятельности;
  • внутренними качествами личности, духовным миром.

Вследствие того, что для удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди нуждаются друг в друге, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и взаимодействия. При этом каждый человек исполняет свою социальную роль.

В течение жизни индивид осваивает множество социальных ролей, которые часто вынужден играть одновременно. Это позволяет сделать сосуществование разных людей в одном обществе максимально комфортным и возможным.

Социальная роль выполняет ряд важных функций:

  1. Задает определенные правила игры: обязанности и нормы, права, сюжеты взаимодействия между ролями (начальник-подчиненный, начальник-клиент, начальник-налоговый инспектор и т.д.). Социальная адаптация подразумевает освоение и изучение правил игры – законов данного общества.
  2. Позволяет реализовать различные стороны своей личности. Разные роли (друга, родителя, начальника, общественного деятеля и т.д.) дают возможность человеку проявить различные качества. Чем больше ролей индивид освоит, тем более многогранной и богатой станет его личность, тем лучше он будет понимать других.
  3. Дает возможность проявить и развить потенциально заложенные в человеке качества: мягкость, жесткость, милосердие и т.д. Только в процессе исполнения социальной роли человек может обнаружить свои возможности.
  4. Позволяет исследовать ресурсы личных возможностей каждого человека. Учит использовать наилучшее сочетание качеств для адекватного поведения в той или иной ситуации.

Взаимосвязь социальной роли и социального статуса

Социальный статус оказывает влияние на поведение личности. Зная социальный статус человека, можно предсказать, какие качества ему характерны, какие действия можно от него ожидать. Ожидаемое поведение индивида, связанное с его статусом, называют социальной ролью.

Определение 2

Социальная роль представляет собой образец поведения, который признан наиболее целесообразным для индивида данного статуса в обществе. Роль указывает, как именно нужно действовать в той или иной ситуации.

Любой индивид – отражение совокупности общественных отношений своего исторического периода.

Социальная роль и социальный статус в общении выполняют функции:

  • регулятивная функция - помогает быстро подобрать необходимый сценарий взаимодействия, не затрачивая при этом больших ресурсов;
  • адаптационная функция – позволяет быстро найти подходящую модель поведения при смене социального статуса;
  • познавательная функция – возможность узнать свой личный потенциал, осуществлять процессы самопознания;
  • функция самореализации – проявление лучших качеств человека, достижение желаемых целей.

Процесс обучения социальным ролям позволяет усваивать нормы культуры. Для каждого статуса данной роли характерны свои нормы и законы, обычаи. Принятие большей части норм зависит от статуса личности. Некоторые нормы принимают все члены общества. Те нормы и правила, которые допустимы для одного статуса, могут быть неприемлемы для другого. Социализация обучает ролевому поведению, позволяет индивиду стать частью общества.

Замечание 1

Из множества социальных ролей и статусов, предложенных индивиду обществом, он может выбрать те, которые наиболее полно помогут применить свои способности и реализовать планы. На принятие определенной социальной роли большое влияние оказывают биологические и личностные особенности, социальные условия. Любая социальная роль только намечает схему поведения человека, выбор путей исполнения роли индивид выбирает сам.