Экономической функцией государства не является. Функции государства и финансы

Выделяют пять основных функций государства, которые обычно служат базой для анализа его экономической роли:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2) защита конкуренции;
3) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
4) корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
5) перераспределение дохода и богатства.
С учетом особенностей переходного периода в России и других «постсоциалистических» странах функции государственного регулирования экономики переходного периода можно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (в сфере охраны окружающей среды, организации фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка и т.д.);
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
демонополизация и поощрение конкуренции;
приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и т.д.).
Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма. Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма - законодательная защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке, в первую очередь - прав собственности.
Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Законодательные и нормативные акты определяют формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой, с государством и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Все они обусловливают увеличение объемов товарооборота, обеспечивают более эффективное использование ресурсов.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.
Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики, включая безопасность труда; вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране, улучшает функционирование рынка.
Антимонопольная политика, поддержка конкуренции. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, следует отнести антитрестовские законы.
Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые в капиталистических странах для регулировки процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.
Монополия в широком смысле слова - ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже не в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. Одна, две или три фирмы господствуют в определенной отрасли, поддерживая высокие цены и увеличивая свои прибыли. Существуют доводы за и против такой предпринимательской монополии, поэтому и государственная политика не является слишком однозначной. Хотя основной упор в ней делается на поддержку конкуренции, предпринимаются и определенные акты, способствующие ослаблению конкуренции. Это относится к сельскому хозяйству, рынку труда, выдаче лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов, установлению внешнеторговых барьеров.
Антимонопольная политика - политика, направленная против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Для формирования конкурентных рынков необходимо соответствующее правовое регулирование, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей. Например, в Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году и получил название «основного закона социально-рыночного хозяйства». К этому закону были приняты дополнительные нормативные акты, в том числе «Закон о недобросовестной конкуренции». За его нарушение полагается наказание в виде обязанности по возмещению нанесенного ущерба в результате:
1) воздействия на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
2) подделки чужих товарных знаков;
3) доставки незаконно произведенных товаров;
4) сравнительной рекламы с элементами критики в адрес конкурента;
5) утверждения и распространения сомнительных сведений о конкуренте;
6) бойкота (изоляции) хозяйственного субъекта деловым отношениям по инициативе третьих лиц;
7) сбивания цен при резрешенных законом единых картельных ценах, и др.
При наличии и соблюдении подобных законов в обществе вырабатываются этические правила деловых отношений, несоблюдение которых влечет за собой потерю репутации и соответственно прибыли.
Антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка; запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение на установление монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотрении вопросов о применении этого законодательства преобладает "принцип разумности" - только неразумное ограничение торговли (искусственный дефицит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высококонцентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.
Краеугольным камнем антитрестовской политики являются закон Шермана и закон Клейтона.
Закон Шермана 1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью; закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.
Закон Клейтона 1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливающий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.
Антимонопольные методы воздействия со стороны государства можно разделить на три основные группы.
К административно-правовым методам относятся запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства; роспуск существующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Административно-экономическое воздействие направлено на преследование торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию и фальсификацию товаров с помощью рекламы; запрещение экономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Экономическое воздействие государства выражается в:
-использовании различных методов ведения налоговой политики, вынуждающих монополистов назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
- поощрении выпуска товаров-заменителей, что снижает спрос на товары монопольного производства;
- расширении рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;
- распространении научных и технологических знаний.
В случае нарушения антимонопольных законов к фирмам могут применяться различные меры: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, и самое суровое наказание - разукрупнение компании, ее раздел на несколько фирм. Американский опыт показал действенность таких мер. После раздела монополистического гиганта AT&T (American Telephone and Telegraph company или Эй Ти энд Ти) в 1980 году, образованные из него компании сразу применили ранее тормозившиеся новшества и вдвое снизили цены.
Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия. Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении представления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах. Запретительное предписание - мера административного государственного регулирования, т.е. распоряжение суда или правительственного ведомства (комиссии или министерства), обязывающее корпорацию или отдельное лицо прекратить специфическую форму хозяйственной деятельности.
Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже образовалась. Но имеют место ситуации, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснованна. Это относится к так называемым естественным монополиям.
Естественная монополия имеется в тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков; отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Обеспечение приемлемого поведения естественных монополий возможно двумя путями: государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность (или подобные ей формы) имеет место в США в таких отраслях, как почтовая служба, пассажирские перевозки (компания "Амтрак"), Управление долины реки Теннеси, на местном уровне - общественный транспорт, системы водоснабжения и канализации, сбор мусора.
Государственное регулирование - более распространенный в США вариант. Специально созданные государственные федеральные регулирующие комиссии занимаются такими сферами, как обеспечение торговли между штатами (железные дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, морской флот), энергетика (электроэнергетика, газ, трубопроводный транспорт, гидроэнергетические сооружения), связь (телефон, телевидение, радио, телеграф и т.д.). Регулируемый сектор составляет примерно 10 % ВВП. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым ценам посредством регулирования на благо общества таких отраслей, где конкуренция неуместна. Потребители получают выгоду от снижения издержек за счет масштабов производства. Цель государственного регулирования состоит в установлении таких разумных цен, которые будут возмещать издержки и приносить "обоснованный", "справедливый" доход предприятию. Но здесь есть проблема в обеспечении беспристрастности регулирующих комиссий, которые часто действуют не в интересах общества, а поддерживают неоправданные издержки и прибыли отраслей, которые обязаны регулировать.
Теория легального картеля, обосновывавшая применение государственного регулирования к конкурентным отраслям, не являющимся естественными монополиями, вызвала появление в 1970-1980-х годах законодательства о дерегулировании. Так, дерегулирование авиакомпаний способствовало снижению тарифов и повышению эффективности отрасли, что принесло обществу значительную чистую выгоду.
Исполнительные органы власти ведут не только "карательную", но и профилактическую работу по предотвращению мононополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций как таковых, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Оно направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.
Макроэкономическая стабилизация.Макроэкономическая стабилизация - деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Это, в некоторых отношениях, самая важная функция правительства.
Экономический рост выражается в росте ВВП в абсолютных масштабах и в расчете на душу населения. Полная занятость - это, во-первых, использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг; во-вторых, такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный чистый национальный продукт равен потенциальному чистому национальному продукту). Стабильный уровень цен подразумевает отсутствие инфляции (или очень низкие, регулируемые темпы ее прироста).
Экономический спад, безработица и инфляция особенно болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, поэтому государственную политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Но использование их различно в зависимости от направления регулирования (неокейнсианского или неоконсервативного), которого придерживаются власти в той или иной стране. Сторонники неокейнсианства ориентируются на стимулирование совокупного спроса и регулирование хозяйства в целом (макроэкономики) путем поощрения государственного вмешательства преимущественно средствами бюджетной политики (регулирование налогов и государственных расходов). Неоконсерваторы ориентируются на стимулирование совокупного предложения и деятельности отдельных фирм (микроэкономики) путем ограничения государственного вмешательства и использования преимущественно кредитно-денежных рычагов (регулирование объема денежной массы).
Несмотря на такие различия, существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации, увеличение государственных расходов для снижения высокой безработицы, в области кредитно-денежной политики - предоставление дополнительных кредитов, снижение процентных ставок по ссудам банков. В период экономического подъема государство проводит линию сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
В периоды высокой безработицы необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора. Когда же общество более всего беспокоит инфляция, следует сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы и частный сектор. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Основная сложность в проведении политики макроэкономической стабилизации заключается в нахождении "золотой середины", решении своеобразной дилеммы политики экономической стабилизации, когда использование кредитно-денежных и бюджетных рычагов для снижения уровня безработицы повышает уровень инфляции, а использование этих же рычагов для снижения уровня инфляции повышает уровень безработицы.
В последние годы направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной. В ней используются краткосрочные и долгосрочные методы. Для поддержания равновесия между денежным спросом и предложением есть два сценария: увеличение предложения без соответствующего повышения текущего спроса или снижение спроса без соответствующего увеличения предложения.
Увеличение предложения достигается путем повышения товарности народного хозяйства, а также формированием рынков новых товаров и услуг, приватизацией государственной собственности, ростом потребительского импорта. Снижение текущего спроса достигается стимулированием склонности к сбережению через некоторое повышение процента по вкладам, государственным облигациям, продажей недвижимости.
В длительной перспективе антиинфляционная политика опирается на лимитирование денежной массы, сокращение бюджетного дефицита преимущественно за счет снижения государственных расходов (а не увеличения налогов), уменьшения финансирования тех видов деятельности, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
Размещение ресурсов.Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Это направление реализуется через воздействие на размещение ресурсов.
Эффективное распределение ресурсов в конкурентной рыночной системе может быть обеспечено лишь при том допущении, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение соответственно в кривых рыночного спроса и предложения; что не существует побочных эффектов (экстерналий), или переливов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги и выпадающих на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки.
Переливы ресурсов возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, "перемещаются" к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или производителями. Переливы ресурсов вызывают отклонения равновесного объема производства некоторых товаров от его оптимального объема. Издержки перелива (отрицательные экстерналии) - издержки производства продукта, которые несут не производители и потребители, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Они приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в определенные отрасли, которое может быть устранено путем законодательных мер и введением особых налогов.
Выгоды перелива (положительные экстерналии) - выгоды, получаемые не производителями и не потребителями продукта, а безвозмездно третьей стороной (обществом в целом). Они сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, чрезмерными издержками производителей, что может быть устранено с помощью субсидий либо потребителям, либо производителям.
Когда выгоды перелива чрезвычайно велики, правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять. Это относится особенно к таким товарам, которые рыночная система вообще не намерена производить - общественным благам и услугам, которыми люди могут пользоваться, не неся никаких издержек на их производство.
Общественные блага и услуги - товары и услуги, которые потребляются коллективно. Свойства общественных благ -неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность в потреблении - общественные блага не могут быть представлены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, единая энергетическая система, охрана общественного порядка и т.п.). Неисключаемость в потреблении общественных благ - они неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Есть такие блага (они называются квазиобщественными), к которым применим принцип исключения (автомагистрали, библиотеки и музеи, полицейская и пожарная охрана, профилактическое медицинское обслуживание и пр.), но эти услуги влекут за собой значительные выгоды перелива, а в итоге рыночная система не станет их производить в достаточном количестве.
Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечивать их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий с помощью налогов. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Взимаемые с предприятий и населения налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Эти высвободившиеся ресурсы государство, расходуя налоговые поступления, может само направить на производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (станки, автофургоны, складские помещения и пр.) и потребительских товаров (продовольствие, одежда, телевизоры и т.д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы, чтобы значительно изменить структуру национального продукта страны.
Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой обезличенный беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.
Причины неравенства доходов кроются в различиях, в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, предпочтениях в выборе места работы, наличии собственности, степени господства на рынке.
Задачу уменьшения неравенства доходов, заботу о неимущих гражданах берет на себя государство. Для этого существует система поддержания уровня доходов - программы социального страхования и государственной помощи.
В качестве способов перераспределения доходов используются государственные налоги (в частности, прогрессивный налог на личные доходы) и трансфертные платежи. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
Правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы -наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения.

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.

Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:

– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством анти­циклической политики;

– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

– организацию функционирования государственного сектора. Эта функ­ция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;


– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;

внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;

– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;

– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;

– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

– инвестиционной деятельности;

– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.

3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству кон­цент­рировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

– регулирование закупочных цен;

государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.

Экономические функции современного государства многооб­разны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспече­нием нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:

Для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;

Для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.

3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:

4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).

5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

Эффекты перелива - ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива. Допустим, существует некий химический ком­бинат, Не имеющий очистных сооружений и загрязняющий ок­ружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержанию экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки производства превышают издержки производителя (частные издержки). Это и есть отрицательный эффект перелива. Бели бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство, эксплуатацию, содержание и обслуживание очи­стных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандарт­но - равновесие в точке А при объемах выпуска Q A . Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит, график его предложения расположен правее, чем должен. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объем производства (Q B) превышает оптимальный объем производства Q A , возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем эко­логии.

Напомним, что величина и динамика издержек производст­ва - один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в нашем случае, будет увеличивать пред­ложение, сдвигая график S до положения S 1 .

Задача государства состоит в том, чтобы превратить издерж­ки перелива во внутренние издержки производства и вернуть си­туацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы кон­центрации вредных веществ и при превышении этих норм нала­гать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие на­логи для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предло­жения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы - неценовые факторы предложения, сдви­гающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S 1 не до первоначального положения S, а несколько левее - до S 2 . Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окру­жающей среды.

Традиционный пример возникновения положительного эф­фекта перелива - ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определен­ную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уро­вень образования и квалификации граждан приносит определен­ную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет вы­сокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социаль­но-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возник­новения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирова­ние производства образовательных услуг. Во-первых, стимулиро­вать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставле­ния населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке об­разовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива вели­ки, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено ря­дом объективных причин:

Производство некоторых благ предполагает огромные мас­штабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрас­ли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);

Некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддер­жание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), по­тому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.

Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовании структуры экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), посколь­ку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в от­ношении их будущей прибыльности. Объемы производства и по­требления общественных благ представляют собой вопрос госу­дарственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в пар­ламенте.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной за­нятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей - темпов экономического роста, уровня безработи­цы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показа­телей за пределы безопасных границ государство призвано при­нимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики ре­гулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каж­дая страна имеет свои исторические и национальные особенно­сти, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществ­ляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоя­нии, в других - путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства - создание условий, обеспечи­вающих возможность вовлечения национальной экономки в ме­ждународное разделение труда и как можно более полного ис­пользования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребно­стей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следую­щим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении факторов производст­ва (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабиль­ного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируе­мости национальной валюты в рамках валютно-финансовой по­литики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономи­ческой интеграции.

Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Зачастую госу­дарству приходится более активно вмешиваться в экономиче­скую жизнь. При этом важно, чтобы государственное вмеша­тельство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эф­фективности экономической системы.

Вопрос о процентной ставке

1. Эластичность спроса – степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Степень ценовой эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности, который равен отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

Факторы эластичности спроса:

1) Степень заменяемости;

2) Удельный вес в доходе потребителя;

3) Тип блага;

4) Фактор времени.

Виды эластичности спроса:

1) Ценовая эластичность спроса (E(p)= процентное изменение величины спроса/ процентное изменение цены);

2) Эластичность спроса по доходу (E(i)= процентное изменение спроса/ процентное изменение дохода);

3) Перекрестная эластичность (E(xy)= процентное изменение величины спроса на благо y/ процентное изменение цены блага x).

Классификация благ в зависимости от значения эластичности:

1) E(i)<0: по доходу – неполноценное благо; перекрестная – взаимодополняющие блага;

2) E(i)>0: по доходу – нормальное благо; перекрестная – взаимозаменяемые блага;

3) 0

4) E(i)>1: по доходу – предмет роскоши;

5) E(i)=0: по доходу – нейтральное благо; перекрестная – независимые блага.

2. Основные экономические функции государства:

Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:

1) Поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды(антимонопольное законодательство)
2) Перераспределение дохода и богатства,=стабилизация экономики(контроль уровня инфляции)
3) Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания с учетом рыночных и общественных интересов;
4)Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике(развития способности национальных фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.)

Основные экономические функции:

1) Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2) Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

3) Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4) Предоставление общественных товаров и услуг

5) Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6) Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

7) Участие в хозяйственной деятельности.

Билет № 10

1. Что такое «пучок правомочий собственности»? Перечислите основные права частной собственности (по А.Оноре).

Эластичность предложения. Фактор времени в экономике.

Задание на определение излишка потребителя

1. Права собственности - это совокупность властных прав (пучок правомочий), санкционированных обществом поведенческих отношений между людьми, возникающих в связи с существованием благ использованием. В последующем количество прав собственности возрастало и полный пучок прав, называемый «перечнем А. Оноре (английский юрист, впервые предложивший его в 1961 г.) состоит из 11 элемен­тов:

1) Право владения - физического контроля над собственностью, исключительного контроля, в т. ч. посредством представителей вла­дельца, агентов;

2) Право пользования - личного использования вещи;

3) Право распоряжения (или управления) - решение, как и кем вещь может быть использована;

4) Право присвоения или право на доход - т. е. на блага, получаемые от предшествующего личного использования вещи или от разреше­ния другим лицам пользоваться ею;

5) Право на остаточную стоимость - т. е. на отчуждение, потреб­ление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;

6) Право на безопасность - гарантия иммунитета от экспроприа­ции;

7) Право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8) Бессрочность - неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не оговорено специально в контракте;

9) Право на запрещение вредного использования - запрет использо­вать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов;

10) Ответственность в виде взыскания - возможность изъятия ве­щи в уплату долга;

11) Остаточный характер - ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи.

Следует отметить, что:

А) не всех обладателей правомочий можно назвать собственника­ми. Ими являются только те, кому принадлежит «комбинация», включающая одно или несколько правомочий из первых пяти пере­численных;

Б) правомочия на один и тот же ресурс могут принадлежать раз­ным людям, а потому спецификация права собственности предпола­гает закрепление за каждым правомочием четко определенного соб­ственника, а не определение единого и абсолютного собственника ресурса;

В) права собственности являются не чем иным, как конкретиза­цией, проявлением отношений собственности в реальной действи­тельности.

2. Эластичность предложения – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.

Эластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (коэф. эласт. > 1).

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (коэф. эласт. < 1).

3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (коэф. эласт. = 1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (коэф. эласт. = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (коэф. эласт. = ∞, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Наличие резерва производственных мощностей.

2. Уровень запасов.


Похожая информация.


Экономические функции государства

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции государства – это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач взаимосвязанных действий, осуществляемых государством и созданными при его участии организациями. Экономические функции современного государства, довольно многообразны и сложны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что невозможно на деле составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Основными экономическими функциями государства являются:

1. Разработка экономической политики. Экономическая политика является составной частью общей политики государства. Она представляет собой систему экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя. Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долговременную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач.

Экономическая тактика рассчитана на менее продолжительный отрезок времени. Она конкретизирует стратегические установки, концентрирует внимание на решении неотложных задач.

2. Создание и регулирование правовых основ функционирования экономики. На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. В числе этих законов и правил можно отметить: законодательные и нормативные акты, защищающие права собственников и обеспечивающие равноправие различных форм собственности; законы, определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и предпринимателей и многое другое.

Законы и правила, регулирующие экономическую деятельность, обязаны соблюдать все экономические агенты-производители, потребители, само государство.

Для России создание правовой основы, регулирующей экономические отношения, - одна из первоочередных задач, которую необходимо решать при переходе к рыночной экономике.

3. Поддержание нормального функционирования рыночного механизма. Конкуренция служит важным регулирующим механизмом в рыночной экономике. Поэтому в целях защиты конкуренции государство использует меры антимонопольного регулирования. В странах с давними рыночными традициями государство проводит активную антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержания системы государственных финансов в бездефицитном состоянии.

В странах, вставших на путь создания рыночной экономики, государство осуществляет процесс разгосударствления и приватизации, демонтирует неприемлемые для конкурентного рынка звенья хозяйственного механизма.

4. Социальная функция государства. Она многообразна по содержанию. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение материальных благ. Государство осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, учащихся и т.д.

Эта функция тесно связана с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный рыночный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, медицинского обслуживания, науки, культуры. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования, медицинского обслуживания вне зависимости от дохода семьи. Финансируются программы развития науки, учреждений культуры. Предоставляются субсидии на поддержание цен на целый ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

5. Корректировка распределения ресурсов. В условиях рыночной экономики возникает проблема нерационального распределения ресурсов, что требует вмешательства государства. Рыночная система порождает структурные диспропорции между отраслями, неравномерное развитие административно- территориальных регионов. Это перераспределение может касаться любой отрасли экономики. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, пошлины, дотации, субсидии, а также непосредственно государственное регулирование. Если нужно увеличить производство каких-либо благ, государство может снизить размер налога предпринимателям, занятым в данной сфере и т.д.

6. Макроэкономическая стабилизация. Эту функцию можно определить как деятельность государства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночного механизма, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов. Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика.

7. Хозяйственная функция, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества объектов государственной и муниципальной собственности, а также производством общественных товаров.

8. Экологическая функция. Она обусловлена, обязанностью государства обеспечивать экономическое благополучие граждан. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет стандарты безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных веществ). Оно является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Государство заставляет производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы, вводит особые налоги и штрафы, призванные возместить ущерб от загрязнения воздуха, воды, земли. Оно принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, предоставляет компенсации жертвам экологических катастроф.