Страховщики назвали самые убыточные регионы по осаго. Региональные рынки осаго

Страховщики констатировали рост убыточности ОСАГО после вступления в силу закона о натуральном возмещении. Об этом рассказали «Известиям» официальные представители крупнейших игроков рынка - «АльфаСтрахования» и «Ингосстраха», а также источник в компании «РЕСО-Гарантия». Новый закон должен был свести к минимуму ущерб от «черных автоюристов» и снизить убыточность компаний. Если первую задачу решить удается, то со второй возникли проблемы. В четверг в Банке России состоялось совещание при участии страховщиков и автодилеров, на котором обсуждались возможные изменения в законе, рассказал «Известиям» вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В Российском союзе автостраховщиков (РСА) убеждены, что закон нуждается в доработке.

Закон о натуральных выплатах по ОСАГО вступил в силу 28 апреля. Он позволяет гражданам при наступлении страхового случая вместо денежной компенсации сразу отремонтировать автомобиль в аккредитованной мастерской. Деньги можно получить лишь в исключительных случаях. Закон был поддержан страховщиками и принимался для борьбы с «черными автоюристами», которые через суды «выбивали» повышенные компенсации у компаний, из-за чего те несли потери.

Однако в итоге новый закон надежд страховщиков не оправдал.

В 2016 году убыток всего страхового рынка по ОСАГО составил 60 млрд рублей. По итогам же этого года мы не только не ожидаем снижения убыточности - скорее всего, убытки увеличатся. В том числе из-за недостатков закона о натуральном возмещении, - посетовал в разговоре с «Известиями» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

Он также сообщил, что на сегодняшний день в компании «АльфаСтрахование» на один рубль взносов приходится два рубля выплат.

Поправки о натуральной форме возмещения пока не заработали, как ожидалось, согласился и руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. По его словам, в полной мере закон не справился и с «черными автоюристами».

Источник «Известий» в компании «РЕСО-Гарантия» сообщил, что «уменьшения убыточности как минимум не наблюдается - похоже, закон в этой части ожиданий рынка не оправдал».

Недовольны законом и автодилеры, которым приходится ремонтировать автомобили не по рыночным ценам, а по тем, которые рекомендует РСА. Эти цены являются минимальными, и мастерские не всегда могут найти запчасти по такой низкой стоимости.

Разница между рыночными ценами и теми, по которым приходится производить ремонт в соответствии с рекомендациями РСА, составляет от 30 до 50%. При этом мы не можем работать ниже рентабельности или искать себе альтернативных поставщиков - все запчасти должны быть оригинальными, - рассказала «Известиям» директор департамента страхования финансовых услуг Автомобильной группы «Авилон» Оксана Семина.

Президент РСА Игорь Юргенс рассказал «Известиям», что ассоциация, хотя и поддерживает закон в целом, но тем не менее предлагает законодателям еще поработать с его отдельными положениями. Также, по мнению Игоря Юргенса, сложности могут возникнуть и с реализацией жесткого требования к расстоянию до станции техобслуживания в 50 км.

Мы прекрасно понимаем, что многие дилерские станции, отвечающие этим и ряду других требований, находятся в столице субъекта. Соответственно, если автомобиль новый и ездит где-то в области, то натуральное возмещение ему получить уже не удастся, - сказал он.

Страховое сообщество продолжает возлагать большие надежды на принятый закон и поддерживать идею натурального возмещения. Окончательно судить об эффекте закона можно будет, когда наберется более детальная статистика и практика применения этих норм, считают собеседники «Известий». Однако уже сейчас рынок испытывает значительные трудности при работе с ОСАГО, которые в итоге скажутся и на потребителях.

Оптимальным входом из ситуации может стать либерализация тарифов ОСАГО. Такую точку зрения высказал 4 июля в интервью «Известиям» первый зампред Банка России Сергей Швецов.

В пресс-службе ЦБ РФ «Известиям» сообщили, что хотя и не наблюдают резкого роста убыточности ОСАГО, но прорабатывают вопрос возможного изменения Единой методики определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, в том числе - порядка формирования стоимостных справочников. При этом регулятор отметил, что законодательство устанавливает требование об использовании для расчета именно средних стоимостей. О методике их определения сейчас и ведутся основные дискуссии, пояснили в ЦБ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

По итогам девяти месяцев 2017 года число регионов, в которых размер средней выплаты по ОСАГО превысил 100 тыс. рублей, выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА). По данным организации, за это время в зону самой высокой убыточности переместилось семь регионов.

Рекордсменами по величине средней выплаты по ОСАГО стали: республика Адыгея — 161 046 руб. и Карачаево-Черкессия — 158 322 руб. При этом частота страховых случаев в данных регионах существенно снизилась: в Адыгее на 1,1 п.п. (с 7,5% до 6,4%), в Карачаево-Черкессии на 2,6 п.п. (с 9,3% до 6,7%). Худшую динамику показала Северная Осетия-Алания: за исследуемый период рост данного показателя в регионе превысил 64% (с 91 167 руб. до 149 357 руб.). Наименьший рост отмечается в Ульяновской области — 6% (с 101 121 руб. до 106 950 руб.).

«Ситуация на рынке ОСАГО близка к критической. Если средняя выплата растет на фоне снижения количества ДТП (по данным ГИБДД, за 9 мес. текущего года — на 6,1%), это значит, что расходы на возмещение по ОСАГО растут необоснованно, за счет махинаций с экспертизой и подставными ДТП. В первую очередь от такой деятельности страдают обычные автомобилисты, потому что увеличение убытков для страховщиков — прямой путь к их уходу с рынка. Если игроков на рынке ОСАГО не останется, социально-поддерживающий смысл автогражданки растворится как класс», — заявил юрист Сергей Смирнов.

В целом по России частота страховых случаев по итогам 9 месяцев 2017 года составила 5,8% (по итогам 9 месяцев 2016 года — 5,4%), отношение судебных выплат к несудебным — 14,1% (за 9 месяцев 2016 г. — 13,8%), отношение судебных расходов к сумме основного требования — 108% (за 9 месяцев 2016 г. — 99%), уровень выплат с учетом нормы РВД — 103% (по итогам 9 месяцев 2016 г. — 82%). К регионам с высокой выплатой относятся: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия — Алания, Краснодарский и Ставропольский край, Ингушетия, Ивановская, Ростовская, Амурская, Нижегородская и Ульяновская области, Камчатский край, Чеченская Республика и Волгоградская область.

Ранее стало известно, что министерство финансов РФ подготовило новый проект поправок к закону об ОСАГО. В ведомстве считают, что такой документ необходим в первую очередь для защиты автовладельцев. Ожидается, что принятие поправок должно привести к либерализации страхового рынка и отказу от государственного регулирования тарифов. Так, страховщикам предлагается самостоятельно устанавливать стоимость полисов ОСАГО. Однако на время переходного периода им не дадут возможности повышать тарифы. Конкретное значение цены полиса будут определить в зависимости от характеристик автомобиля.

Получить деньги можно будет только в том случае, если машина не подлежит ремонту, водителю был причинен вред средней тяжести или тяжелый, в случае гибели водителя или если ремонт стоит дороже 400 000 рублей.

На так называемое натуральное урегулирование убытков по ОСАГО возлагали большие надежды как страховщики, так и владельцы станций техобслуживания (СТО). Первые рассчитывали отбить желание покушаться на страховые выплаты как у мошенников, занимающихся автоподставами, так и у автоюристов, перехватывающих автовладельцев после ДТП и покупающих у них право выжимать выплаты из страховщика за малую долю предполагаемой добычи. А владельцы автомастерских ожидали потока заказов на ремонт от попавших в аварию клиентов страховых компаний.

Пользы пока мало

Надежды оправдались лишь частично. Поправки в закон об ОСАГО вступили в силу более 12 месяцев назад - 28 апреля 2017 года. За это время, как рассказывают страховщики, они успели заметить некоторое снижение активности автоюристов и мошенников. Доля урегулирования убытков по ОСАГО ремонтом постепенно растет, но она все еще не дотягивает даже до 50%, не говоря уж о 100%.

Например, Юрий Нехайчук, официальный представитель , оценивает долю урегулирования ремонтом убытков по ОСАГО в 25–30% в целом по стране. "Но она сильно колеблется от региона к региону. Если, например, на Урале эта доля достигает 56%, то в СЗФО уезжают на ремонт чуть более 20% авто", - уточняет он. Но позитивный эффект от поправок в закон за год все же успел проявиться. "Мы видим снижение числа претензий по сумме ущерба по новым договорам, заключенным именно после введения поправок в прошлом году", - отмечает Юрий Нехайчук.

Между тем рынок ОСАГО сокращается, несмотря на то что продажи автомобилей растут. В 2017 году количество проданных в России автомобилей увеличилось на 12%, а объем собранных премий по обязательной автогражданке упал на 5%. Среди причин такого расхождения сами страховщики называют рост числа автовладельцев, имеющих скидку на ОСАГО (применение коэффициента бонус–малус), а также распространенность фальшивых полисов и езды совсем без полиса ОСАГО, благо штраф за это составляет всего 800 рублей - в несколько раз меньше стоимости полиса, а вероятность попасться не так уж велика.

Но еще одной причиной, безусловно, является невысокая активность в продвижении этого вида страхования со стороны самих страховщиков, страдающих от убыточности ОСАГО.

Опрошенные представители автодилеров признались, что похвастать большим притоком клиентов с полисами ОСАГО они пока не могут.

Автоюристы в игре

Александр Холодов, председатель координационного совета по Петербургу и Ленобласти межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора", уверен: "Слова про "натуральное ОСАГО" -это по сути был глобальный обман, чтобы фактически запретить обращаться за выплатами к юристам и заставить сначала приходить в страховую компанию. В большинстве же страховых компаний на месте клиента склоняют к выплатам в денежной форме вместо ремонта. Страховым компаниям выгоднее платить деньгами. Во–первых, это позволяет абсолютно законно уменьшить сумму (ремонтной мастерской нужно платить за новые запчасти, а денежная выплата происходит с учетом износа), во–вторых, меньше возни. Ну и в–третьих - клиенту же можно поменьше заплатить, а если будет возмущаться, то немного доплатить позднее".

По словам Холодова, рынок юридических услуг для автомобилистов вовсе не умер из–за введения натурального возмещения по ОСАГО, как на это надеялись страховщики. Некоторые сложности в работе автоюристов появились, но это скорее просто неудобства для клиента (например, машину обязательно нужно показывать в страховой). Миграции автоюристов из споров по сумме ущерба в область споров по качеству ремонта, по оценке эксперта, пока не происходит. "Угрозы автоюристов насчет того, что они будут судиться и по ремонту тоже, не оправдываются", - согласен с такой оценкой президент Игорь Юргенс.

Полисы подорожают

Интерес страховщиков к урегулированию убытков по ОСАГО ремонтом может подтолкнуть будущее увеличение стоимости полисов, надеется один из опрошенных "ДП" автодилеров. По его мнению, после недавнего переизбрания президента и смены состава правительства препятствий для такого (несомненно политического) решения стало меньше.

Страховщики давно готовят общественное мнение к повышению тарифов ОСАГО, называя их текущие уровни неадекватными. По данным исследования , в феврале 2018 года доля автовладельцев, положительно оценивающих идею либерализации тарифов, выросла до 58% по сравнению с 53% в ноябре 2017 года.

Обязательное страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами (ОСАГО) было введено в России с 1 июля 2003 года. В начале двухтысячных разве что ленивый не говорил о подставах на дорогах, бандитских разборках, отъеме машин и квартир у виновников аварий агрессивными бандитами-подставщиками. Не раз даже слышал, что якобы сами страховые компании, чтобы склонить законодателей к введению ОСАГО, активно включились в этот процесс и оказывали поддержку группировкам автоподставщиков. Сейчас это проверить вряд ли удастся. Но, так или иначе, ОСАГО в России заработало и в целом должно было бы работать на благо водителей, чтобы те не страдали в результате аварий, особенно когда виновником аварии с «шестисотым мерсом» становился дедушка на «запоре».

В целом идея ОСАГО правильная и успешно существует во многих западных странах.

Но с самого начала система ОСАГО стала давать сбои по одной простой причине - страховые компании посчитали, что они должны немедленно начать обогащаться за счет разницы между сборами и выплатами. И чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль.

К примеру, в первый год действия ОСАГО страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд, в 2004 году страховые компании собрали 49,4 млрд рублей, а выплатили лишь 18,5 млрд. Т.е. в первый год действия ОСАГО страховые компании из 25 млрд рублей, полученных от клиентов, оставили на собственные нужды и прибыль 24 млрд, во второй год - уже более 30 млрд рублей. По действовавшему на тот момент курсу, это было более $1 млрд долларов США.

И это только за полтора года действия системы ОСАГО. Дальше эта цифра пришла к среднему отношению выплат к сборам около 50%. К этому еще и общая сумма сборов все увеличивалась за счет прироста автопарка и вовлечения новых водителей в систему ОСАГО. Если в первом полном году действия ОСАГО (2004) было продано 26,3 млн полисов ОСАГО, то через 10 лет (в 2014) количество выданных полисов составило 42,6 млн.

Плюс к этому за период действия ОСАГО цена полиса существенно увеличивалась четыре раза (2 раза серьезно были увеличены территориальные коэффициенты и 2 раза - базовая стоимость полиса).

За счет всех этих манипуляций страхового лобби вместо 50 млрд рублей в 2004 году ОСАГО в 2015 году принесло страховым компаниям более 220 млрд рублей сборов.

Но ключевая проблема рынка была заложена в самом начале ОСАГО - в 2003 и 2004 годах. В Законе об ОСАГО и в самой первой редакции, и сейчас, черным по белому указано, что «доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии» (п.1 ст.8 Закона). То есть страховщики взамен полученным миллиардам должны были не менее 80% сборов направлять на выплаты водителям и пострадавшим в ДТП пешеходам. Но вместо 80% направляли около 50%. При этом ни правительство, которое долгие годы отвечало за регулирование тарифов на ОСАГО, ни Банк России, который отвечает за тарифы на ОСАГО последние годы, не потребовали уменьшения тарифа на ОСАГО и не потребовали у страховых компаний вернуть излишки автовладельцам.

В итоге за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили автовладельцам и пешеходам только 670 млрд рублей вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

Все это официальные легко проверяемые цифры. Достаточно посмотреть годовой отчет Российского союза автостраховщиков на официальном сайте. Причем закон сформулирован таким образом, что страховые компании заплатить более 80% могут - это не будет нарушением, а вот меньше 80% платить не имеют права - это уже будет нарушением закона. Таким образом, общая сумма незаконно недоплаченных водителям и пешеходам денег составила более 330 000 000 000 рублей.

Как я написал, чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. И тут включились любые изощренные приемы, направленные на максимизацию прибыли страховых компаний и сокращение выплат:

1) расчеты ущерба у собственных «карманных» экспертов. Такие эксперты нередко честно рассчитанную сумму компенсации перед выплатой клиенту умножали, к примеру, на коэффициент 0,3 - в итоге автовладелец получал от страховой компании только 30% от законной выплаты;

2) отказ компенсировать утрату товарной стоимости;

3) перенос центров урегулирования убытков в отдаленные места, чтобы клиенту было затруднительно заявить об убытке и получить выплату. Немало было случаев, когда клиенту предлагали проехать более 600 км в один конец, чтобы предоставить поврежденное авто на осмотр в страховую компанию.

В последние 2-3 года к нарушениям закона, направленным на максимизацию прибыли страховых компаний в части тотальных недоплат добавились нарушения, направленные на повышение сборов любыми способами. Популярными стали растиражированные незаконные схемы:

1) навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО;

2) отказ в заключении договора ОСАГО клиентам, которые отказываются купить допуслуги у страховой компании;

3) Отказы в предоставлении законной скидки на ОСАГО (коэффициента бонус-малус, КБМ).

В целом разного рода ухищрений, как собрать побольше и выплатить поменьше, большое разнообразие. Выше лишь наиболее популярные из них, с которыми столкнулись десятки миллионов автовладельцев только за последние годы.

Чтобы повысить привлекательность системы ОСАГО для автовладельцев, надо контролировать исполнение страховыми компаниями указанного в законе норматива, то есть страховые компании должны выплачивать автовладельцам более 80% от сборов по ОСАГО.

Хотя более цивилизованный показатель даже не 80%, а 90 или 95% . Только тогда система ОСАГО может стать привлекательной для автовладельцев. Ситуация, когда значительная доля сборов (более 40%) остается в распоряжении страховых компаний, приведет к краху системы. Даже не с точки зрения отмены государством обязательного страхования автогражданки, а из-за массового отказа от покупки полисов ОСАГО автовладельцев.

По итогам 2017 года средняя выплата в ОСАГО выросла на 10% и составила 75 763 рублей, а средняя премия показала падение на 4% — до 5 819 рублей. Данные свидетельствуют о дисбалансе в системе ОСАГО. «В ряде регионов полисы убыточны, в ряде категорий водителей - молодых, недисциплинированных - они убыточны, они очень убыточны в такси, которые эксплуатируются нещадно и 24 часа в сутки. Это математический факт», — сообщил «Газете.Ru» - глава РСА, который давно выступал за либерализацию системы ОСАГО.

Убыточность бьет не только по самим компаниям, она затрагивает потребителя, потому что страховщики начинают использовать механизмы перекрестного субсидирования.

Проблемы очевидны и для ее - Центробанка. «Банк России в последние годы предпринимал достаточно серьезные усилия для того, чтобы сделать ОСАГО удобным для потребителей страховым продуктом - за счет легкого приобретения полисов, качественного ремонта автомобиля, простого оформления документов о ДТП. К сожалению, на сегодня полностью стабилизировать ситуацию с ОСАГО пока не удалось», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе регулятора.

Трудностей на рынке ОСАГО много - потребители засыпают жалобами ЦБ и другие компетентные организации, кроме того, остаются регионы, где приходится поддерживать систему единого агента ОСАГО. Доступность полиса в таких регионах низкая, и нужны специальные административные меры по поддержанию системы оформления полисов в работоспособном состоянии. В некоторых проблемных регионах частотность судебных решений и средняя сумма выплаты явно превышает общефедеральные значения, отмечают в Банке России.

В 2017 году уже предприняты попытки улучшить ситуацию на рынке автострахования - были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО и приоритет натуральной формы возмещения в ОСАГО. Страховщики, однако, остались недовольны результатами этих перемен - по словам Юргенса, нагрузка на участников рынка из-за новых требований к их услугам существенно увеличилась. «Однако ресурсы компаний уже исчерпаны, ведь при улучшении качества не менялся тариф. Поэтому в 2018 году необходимо запустить процесс либерализации тарифов в ОСАГО», — говорил президент РСА.

Банк России констатирует, что и водителей не устраивает ситуация с ОСАГО — значительная часть жалоб связана с некорректным присвоением коэффициента бонус-малус (он повышается или понижается в зависимости от поведения водителя на дороге в предшествующий период) и его задвоением. Например, от жителей столицы и Московской области в первом квартале 2018 года в ЦБ поступило 15 279 обращений, из которых 12% относились к деятельности страховых компаний. Подавляющее большинство из этих потребителей (64,5%) жаловались на различные аспекты, связанные с ОСАГО.

Либерализация

Накопившиеся проблемы рынка ОСАГО позволит решить только комплексный подход, нацеленный на либерализацию— такой вариант предлагал РСА. Регулятор с ассоциацией согласен.

«Банк России предложил комплексную программу стабилизации ситуации на рынке ОСАГО, которая будет осуществляться в несколько этапов. Основная цель новаций - перейти в перспективе к установлению индивидуального тарифа по ОСАГО. Мы предполагаем перейти к установлению справедливой стоимости полиса ОСАГО для каждого водителя, чтобы каждый отвечал за свое поведение на дороге, за свою аварийность. Если сегодня страховая компания выбирает ставку тарифа для отдельных категорий водителей, то в измененном подходе будет устанавливаться индивидуальный тариф. Произойдет это не сразу, а поэтапно. При таком подходе перекрестное субсидирование, даже если не будет устранено полностью, сведется к минимуму», - сообщили в ЦБ.

Реформа будет проходить в несколько этапов. На первом этапе - летом текущего года - планируется актуализировать действующие тарифы за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов. Границы тарифного коридора базовой ставки будут расширены не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств - легковых автомобилей физических лиц - коридор базовой ставки составляет 3432-4118 рублей, то после принятия изменений он составит 2746-4942 рубля.
Что касается других параметров стоимости полисов, то коэффициент бонус-малус (КБМ) в новой системе будет присваиваться каждому водителю на один год; водителям, имеющим в 2018 году несколько значений данного коэффициента, будет присвоен наименьший. Кроме того, будет проведена калибровка коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителя, а также в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. «Если в действующей системе тарификации используются всего 4 сегмента, то в предлагаемой - 50 сегментов. При этом для недопущения резкого скачка стоимости полисов для конкретных водителей, на этом этапе значения коэффициентов во многих сегментах будет идентичным или незначительно различающимся», - успокаивает ЦБ.

На втором этапе предлагается предоставить страховщикам возможность более мелкой сегментации потенциальных страхователей ОСАГО, вплоть до установления индивидуального тарифа каждому конкретному лицу - для этого придется скорректировать законодательство. Также Банк России хочет получить полномочия по контролю затарифной политикой страховщиков по ОСАГО, чтобы не допускать необоснованного завышения цен на полисы.

Неизбежность перемен

Сейчас речь идет не о либерализации, а о стабилизации тарифов ОСАГО, пояснил «Газете.Ru» Юргенс. «Мы ожидаем эффекта равновесности цены, который наступит когда-нибудь, стоимости полиса для всех категорий. На данный момент, если проанализировать обстановку в ряде регионов с различными категориями водителей, получается, что дисциплинированный водитель, москвич с хорошим стажем и спокойной манерой вождения платит за горячего, недисциплинированного, молодого водителя из южных регионов нашей страны. Это самый элементарный пример», — указывает он.

«Если эта кампания по стабилизации тарифов, которая начата ЦБ вместе со страховым сообществом, дойдет до индивидуализации этих тарифов (когда страховщики сами договариваются со страхователями по поводу того, сколько будет стоить их ОСАГО в зависимости от его истории вождения, двигателя машины, территории местоположения и ряда других коэффициентов), тогда вся эта история перетекает из цены, назначаемой государством и могущей быть пересмотренной один раз в год Центробанком, в цену, которая, как и на все остальные товары в нашей действительности, устанавливается рынком», — подчеркнул глава РСА.

По анализу РСА, как показывает практика стран Центральной и Восточной Европы - Германии, Франции и других стран, которые перешли на свободный тариф, возможно, сначала для ряда категорий он немного возрастет, а потом падает. «И дальше ОСАГО становится аналогом КАСКО, и при всей борьбе страховщиков за своего клиента по КАСКО компонент ОСАГО будет сокращаться. Так произошло кругом, где эта реформа была осуществлена», — привел аналогию Юргенс.

В согласны - о либерализации говорить пока рано, но задел для снижения цен есть. «Речь идет о предоставлении новых возможностей - ЦБ предпринимает меры по нормализации ситуации с доступностью полисов, плюс создает какую-то внутреннюю конкуренцию между участниками рынка, расширяя доступное для этого поле, — рассказал «Газете.Ru»представитель компании . — При наличии тарифного коридора мы можем посмотреть на конкурентов и в каких-то регионах начать спокойно снижать цены, идти навстречу потребителям».

Отрасль и технически, и профессионально готова к постепенному переходу на индивидуальный тариф, считает завкафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела , прогнозируя, что со временем понятие тарифа исчезнет вовсе.

В феврале социологи «Ромир» поинтересовалисьотношением водителей к грядущей модернизации ОСАГО. Число автомобилистов, положительно относящихся к предполагаемым переменам, составило 58%, при этом 68% респондентов заявили, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей и увеличит для «лихачей». Среди участников опроса 71% заявил, что сейчас дисциплинированные автомобилисты платят за недобросовестных водителей и за тех, кто злоупотребляет правом.

Положительный опыт в области либерализации тарифов ОСАГО уже есть в нескольких странах Европы - например, в Германии. На момент отмены госрегулирования в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО для немцев составляла почти 300 евро. Уже к 1999 году стоимость полисов снизилась примерно до 250 евро, а к 2010 году составила чуть более 200 евро. Затем падение цены прекратилось, и в 2015 году средняя стоимость ОСАГО составляла 248 евро, но выше 260 евро после либерализации цена уже не поднималась, несмотря на инфляцию. По словам Игоря Юргенса, этого удалось достичь благодаря высокой конкуренции между страховщиками. Насколько перспективной окажется эта система в российских реалиях - покажет время.