Кто регулирует рынок ценных бумаг. Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг

Все многообразие ценных бумаг после своего выпуска поступает на рынок, который, исходя из различий в способах первоначального размещения и их последующей перепродажи, подразделяется на первичный и вторичный.

На первичном рынке производят операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путем аукциона, открытой продажи, либо индивидуально. Деятельностью по размещению ценных бумаг на

рынке должны заниматься специализированные учреждения (инвестиционные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании), а в отсутствии их - сами эмитенты.

В России основной формой продажи акций являются специализированные чековые аукционы. На первичном рынке осуществляется выпуск и размещение акций приватизированных государственных предприятий и институциональных инвесторов. На этом этапе осуществляется регистрация ценных бумаг и разрабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам. Для хранения и учета движения ценных бумаг создается сеть депозитариев.

В последнее время все больше и больше российских компаний заявляют о возможности проведения первичного размещения акций (табл. 3).

Таблица 3

Список российских эмитентов, осуществивших первичное размещение

акций на внутреннем фондовом рынке

Организатор

торговли

Сумма привлеченных средств, в млн долл.США (% от уставного капитала)

Примечание

Апрель 2002 г.

ОАО «РБК Информационные системы»

ММВБ и РТС

Первое 1Р0 на российском рынке

Март 2004 г.

ОАО НПК «Иркутск»

ММВБ и РТС

127 (26 или 205 млн акций)

Самое крупное 1Р0 на российском фондовом рынке. Компания ВПК

Апрель 2004 г.

ОАО Концерн «Калина»

Спрос превысил предложение на 39%

Ноябрь 2004 г.

ОАО «Седьмой континент»

Покупателями ценных бумаг стали преимущественно западные инвесторы

Ноябрь 2004 г.

«Открытые

инвестиции»

Первое 1Р0 девелоперской компании.

Покупателями акций стали преимущественно западные инвесторы

Некоторые эксперты говорят о 40-50 потенциальных российских эмитентах, уже осуществляющих подготовительные мероприятия для выхода на рынок долевого капитала. Подавляющее большинство данных компаний - предприятия с долей иностранного капитала, предприятия с быстрым оборотом капитала, а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные, ориентированные на западные стандарты ведения бизнеса.

Основной задачей вторичного рынка ценных бумаг является перепродажа ценных бумаг после того, как они ранее были первично размещены среди инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг делится на организованный (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.

Механизм вторичного рынка ценных бумаг включает в себя формирование предложения со стороны продавца, организацию фондовой биржевой деятельности, включающую в себя торговый блок, расчетно-депозитарный блок, и организацию внебиржевой деятельности, а также формирование спроса со стороны покупателя с его объемами покупок и определенной ценой спроса.

Операции с акциями, проводимые на вторичном рынке, привлекают внимание к акциям компаний как крупных стратегических инвесторов, способных обеспечить квалификационный менеджмент, так и неконсолидированных вкладчиков.

Помимо обычных операций по покупке/продаже акций компании на биржевом и внебиржевом рынках в целях стабилизации и регулирования цен возможно также проведение операций по консолидации крупных пакетов акций для их последующего размещения среди инвесторов.

Важным видом публичного размещения является первичное размещение ценных бумаг (IPO).

По сравнению с закрытым размещением можно выделить следующие преимущества первичного размещения акций:

  • - обретение объективной рыночной оценки капитализации. В этом случае:
  • значительно упрощается выход эмитента на долговой рынок;
  • акции могут выступать в качестве залога для структурированных сделок компании (привлечение кредитов, выпуска облигаций);
  • упрощается проведение сделок слияний и поглощений.

Биржевая торговля строится на принципах: законности отношений между брокером и инвестором, регулирования деятельности фондовой биржи и гласности. Фондовая биржа работает по принципу публичной, аукционной торговли, и цена продаваемых на ней «товаров» определяется соотношением спроса и предложения.

Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг без гарантии выполнения сделок, в силу отсутствия во внебиржевом обороте системы клиринговых центров и банков. Торговля ведется децентрализованно.

В РФ на государственном уровне регулирование РЦБ осуществляется на основе Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Федеральным законом № 39-ФЗ выпуск ценных бумаг определен как совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Согласно Федеральному закону № 39-ФЗ эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

  • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка;
  • размещается выпусками;
  • имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Основной задачей механизма регулирования является обеспечение развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов. Государственное регулирование обеспечивает дополнительные гарантии инвесторам, устанавливая обязательность регистрации как для эмитентов, так и для посредников (рис. 4).

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования.

Государственное регулирован^!

Саморегулирование

Правила осуществления торговых операций

Ответственность участников рынка перед инвесторами

Рис. 4. Механизмы регулирования рынка ценных бумаг Роль государства в регулировании сводится к следующему:

  • а) идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  • б) концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;
  • в) установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
  • г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  • д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • е) формирование системы защиты инвесторов от потерь;
  • ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Косвенные меры государственного регулирования предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ценными бумагами, контроль над процентной ставкой банковского кредита.

Саморегулирование осуществляется самими участниками, где ведущую роль занимают фондовые биржи. Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает становление квалификационных и этических норм для его участников, ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламент, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это было бы не только нежелательно, но и даже нереально. Наблюдается объективный процесс разрастания денежного капитала, рост биржевой деятельности, значительно превышающий прирост оборота реального капитала, а соответственно биржевой спекуляции.

Все эти проблемы и сегодня не теряют своей остроты и не позволяют отказаться от созданной системы государственного регулирования.

В финансировании международной торговли и развитии национальных экономик многих стран огромную роль играет международный кредит. Потребность в нем возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательного сальдо в международной торговле и нехваткой собственных средств для финансирования экономических и социальных программ.

Международные кредиты могут носить как межбанковский, так и межправительственный характер. В первом случае кредиты предоставляются, как правило, частным КБ фирмам, банкам, местным органам власти для осуществления ими своих текущих и стратегических хозяйственных задач. Межправительственные кредиты включают не только кредиты, предоставляемые государствами друг другу, но и кредиты международных организаций, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (МБРР).

По данным «Российского экономического барометра», в структуре собственности приватизированных предприятий обозначились три устойчивые тенденции: переход прав собственности от рабочих к менеджерам, от инсайдеров к аутсайдерам и от государства к частным лицам.

В 1995-2003 гг. доля инсайдеров сократилась с 54,8 до 46,6%, а доля аутсайдеров возросла с 35,2 до 44,0%.

После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной, где сложился ликвидный рынок акций. Об этом свидетельствует сравнение РФР с двумя другими наиболее крупными фондовыми рынками стран СНГ (рис. 5).

В 2004 г. объем биржевого рынка акций в России составлял 22,5% ВВП, в то время как в Казахстане и Украине - соответственно только 3,4 и 0,3%. Наличие ликвидного рынка акций в нашей стране способствовало опережающему росту рыночной стоимости российских компаний по сравнению с акционерными обществами в Казахстане и Украине. В 2004 г. капитализация российских компаний составила 46,0% ВВП (по итогам девяти месяцев в 2005 г. она достигла 55,0%), в то время как в Казахстане - 9,7% и на Украине - 18,1% ВВП.

Современный этап характеризуется усиливающимся преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг, выраженных в разных валютах, появлением ценных бумаг-космополитов типа еврооблигаций, евроакций и евронот. Экспансия эмиссии ценных бумаг ТНК заставляет регулирующие органы всех развитых стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран-партнеров, сверять с ними свои законы и системы регулирования. А в рамках ЕС идет официальный процесс создания

  • 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
  • ?ш капитализация российских компаний I-I капитализация украинских компаний

|-1 капитализация казахстанских компаний

А-украинский рынок акций казахстанский рынок акций -ж-российский рынок акций

Рис. 5. Показатели рынков акций России, Казахстана и Украины, °/о

единого правового пространства для функционирования общенациональных рынков ценных бумаг стран - членов этого союза.

Второе направление изменений - это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка ценных бумаг. Появление автоматизированных систем торговли ценными бумагами, механизма спекуляции так называемыми производными ценными бумагами («финансовыми продуктами»), к которым относят математически формализованные финансовые активы (опционы, фьючерсы, опционы фьючерсов, фьючерсы индексов И Т.П.), выходит за рамки традиционного понимания рынка ценных бумаг.

Происходящий на рынке процесс не имеет единой трактовки. Если одни считают, что рост автоматизации рынка ценных бумаг - это совершенствование рынка, защита инвесторов от многих рисков, способов сглаживания колебания рынка, то другие уверены, что одновременное применение старых и новых технологий таит в себе угрозу стабильности этого рынка в мировом масштабе. В странах с развитыми рынками в законы о ценных бумагах, их обращении и биржах в последние годы внесены соответствующие дополнения. В России на государственном уровне также создается система регулирования рынка и обеспечивается ее функционирование, прежде всего на основе Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3

«О рынке ценных бумаг». При этом система регулирования развивается в сторону большей детализации и ужесточения государственного контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников этого рынка, обеспечению права инвестировать акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. К тому же само государство в лице Министерства финансов выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики. Оно является также крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Развитие емкости регионального РЦБ опирается на весь спектр потенциальных инвесторов мирового рынка и на различные по целям инвестиции, но их структура и масштабы в существенной мере определяются предложением ценных бумаг, которое формируется в регионе. Вместе с тем важна работа с потенциальными инвесторами и ее следует вести по целевым группам. Как следствие, развитие андеррайтинга входит в число важнейших услуг на фондовом рынке.

Однако интеграция финансовых рынков не только расширяет торговое пространство и сферы сотрудничества, но и ведет к усилению конкуренции. Одновременно встает вопрос о позиционировании региональных и иногородних коммерческих банков на региональном РЦБ как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Необходима оценка условий для расширения присутствия коммерческих банков на рынке облигационных займов, оценка влияния финансово-промышленной интеграции на динамику инвестиций в регионе и, соответственно, потенциального притока прямых инвестиций. В 2000 г., например, 75% средств, привлеченных правительствами и промышленными предприятиями в мире, получены ими на РЦБ и только 25% - на кредитном рынке.

В целом видны положительные тенденции развития регионального РЦБ. Стабильно растет оборот ценных бумаг связи и его доля в общем обороте, растет доля металлургии, наметился рост машиностроения. Динамика отраслевой структуры оборота ценных бумаг определяется ростом производства и улучшением перспектив деятельности эмитентов в отрасли, а также перераспределеним структуры акционерного контроля.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

  • 1. «Ценные бумаги - это представители реального капитала. И они же - фиктивный капитал». Верны ли эти определения? Не противоречат ли они друг другу?
  • 2. Исторически ценные бумаги появились в следующем порядке: векселя - чеки -облигации - акции. Попробуйте объяснить, почему имел место именно такой, а не иной порядок их появления?
  • 3. Верно ли утверждение, что именно появление акций стало решающим фактором создания полноценного рынка ценных бумаг? Почему?
  • 4. Какие факторы влияют на инвестиционное качество ценных бумаг?
  • 5. Известно, что три основных свойства ценных бумаг, определяющих их инвестиционное качество, взаимосвязаны. Укажите и объясните эти взаимосвязи.

В. Классификация ценных бумаг имеет значение с учетом задач, стоящих перед эмитентами и инвесторами? Приведите конкретные виды классификаций и покажите их значения для инвесторов и эмитентов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

  • 1. Рынок ценных бумаг представляет собой:
    • а) место, где продаются и покупаются ценные бумаги;
    • б) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе выпуска,

обращения на вторичном рынке;

  • в) систему уполномоченных банков, осуществляющих операции с ценными бумагами;
  • г) финансовый механизм мобилизации денежных средств.
  • 2. Основными задачами рынка ценных бумаг являются:
    • а) получение государством и финансово-экономическими структурами денежных

средств, необходимых для долгосрочных инвестиций;

б) обеспечение перераспределения финансовых средств от одних предприятий или

отраслей экономики к другим;

  • в) распределение капиталов между участниками рынка.
  • 3. Цели эмиссии ценных бумаг:
    • а) покрытие дефицита бюджета;
    • б) выпуск опционных контрактов;
    • в) мобилизация денежных ресурсов.
  • 4. Рынок ценных бумаг может быть разделен на:
    • а) денежный рынок;
    • б) рынок капиталов;
    • в) федеральный.

В прошлом хабратопике мы обсудили базовую схему устройства фондового рынка нашей страны. Однако, помимо, собственно биржевых площадок, брокеров и торговцев есть и другие игроки, которые оказывают на рынок значительное влияние. Сегодня мы рассмотрим архитектуру отечественного рынка более подробно.

Регулирующий орган

Одним из главных игроков фондового рынка любой страны является регулирующий орган – государство не пускает дела на самотек. Функции регуляторов как правило включают в себя:
  • Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.
  • Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.
  • Выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрация этих выпусков.
  • Контроль за соблюдением эмитентами – акционерными обществами прав акционеров.
  • Выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.

Немного терминологии

Эмитент – организация, которая выпустила (т.е. эмитировала) ценные бумаги (акции) для развития и финансирования своей работы.
Эмиссия – последовательные действия эмитента к выпуску и размещению на бирже своих ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги размещаются серийно равными объемами и имеют равные сроки по осуществлению прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени их приобретения.


Главное свойство регулятора заключается в том, что он представляет на рынке только интересы государства, которые могут не совпадать с интересами участников рынка, да и, в целом, общества.

В США органом, регулирующим фондовый рынок является Комиссия по ценным бумагам и биржам (The Securities and Exchange Commission, SEC), а в России, до недавнего времени таким органом была Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), но 1 сентября 2013 года она была упразднена, а ее функции передали в ведение Центрального банка.

Государственный регулятор контролирует и лицензирует работу всех участников фондового рынка, и, в случае каких-либо нарушений прав инвесторов или акционеров, законов о рынке ценных бумаг или постановлений теперь уже ЦБ РФ, реакция последнего может быть очень жесткой: от штрафов до отзыва лицензии.

Саморегулируемые организации

Для более эффективной деятельности государственных регуляторов рынка Федеральный закон о рынке ценных бумаг РФ предусматривает создание специальных некоммерческих специализированных объединений участников рынка. Обычно они называются саморегулируемые организации (СРО), и регулятор перекладывает на них часть собственных функций по надзору за своими членами, в обмен на возможность участия в законотворческой деятельности. Участие в СРО не является обязательным для профессиональных участников рынка, но приветствуется регулятором.

Вот несколько примеров таких организаций в России:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка).
  • ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-агентов и Депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация).
  • НЛУ (национальная лига управляющих).
В США самая известная общественная организация на фондовом рынке – это Национальная ассоциация брокеров-дилеров (National Association of Securities Dealer, NASD).

Скоро, когда будут приняты нормы пруденциального надзора , членство профучастников в таких организациях рискует стать обязательным, а сами СРО возьмут на себя часть функций регулятора по контролю за своими членами.

Регистратор

У каждого акционерного общества должен быть реестр акционеров, где они все учтены. В случае, если у акционерного общества менее 50 акционеров, то такая компания согласно закону об акционерных обществах, может сама вести свой реестр. Если же акционеров больше, то ведение реестра необходимо передать независимому юридическому лицу, которое и будет называться регистратором (или реестродержателем). Так будет до 1 октября 2014 года. Потом реестр акционеров придется отдать настоящему регистратору.

Учет акционеров необходим для начисления дивидендов, проведения общих собраний и реализации других корпоративных прав владельцев ценных бумаг. За ведение реестра компания платит регистратору – собственно, именно плата от различных клиентов за ведение и внесение новых записей в реестр и является его основным доходом.

Депозитарий

Еще один участник рынка, без которого оборот ценных бумаг был бы просто невозможен, - это депозитарий. Эта организация предназначена по большей части не для компаний-акционерных обществ, а для их акционеров. Депозитарий ведет учет прав последних на принадлежащие им ценные бумаги. Учитывает он и переход права собственности на бумаги клиентов (их называют депонентами ), когда они их покупают и продают.

Чтобы хранить свои бумаги в депозитарии, клиент должен открыть в нем специальный счет депо, на котором и будут учитываться его ценные бумаги. На основании документов о купле-продаже бумаг, которые депозитарии получают от брокеров (которые иногда совмещают брокерскую и депозитерную деятельность), клиринговых палат бирж и других депозитариев, проводятся проводки (списания и зачисления) по счетам депо клиентов. Плата за эти операции и составляет заработок депозитария. Таким образом, депозитарий является главным гарантом прав собственности инвестора на принадлежащие ему ценные бумаги.

Депозитарии и Регистраторы связаны между собой сложной сетью междепозитарных договоров и отношений, позволяющих потенциальному депоненту открыть счет фактически в любом депозитарии и реализовать свои права. Здесь депозитарии в отношении ценных бумаг выполнят функции аналогичные функциям банков, относительно денег. И как в банковской сфере есть свой Центральный Банк, в котором у всех банков открыты корреспондентские счета, позволяющие обмениваться платежами друг с другом, так и на депозитарном поле в нашей стране недавно появился Центральный Депозитарий.

Клиринговые организации и клиринговые центры

Существуют в составе биржевых групп, как например ЗАО «АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) входит в состав группы компаний Московской Биржи. Основная обязанность Клирингового центра – рассчитать на основании реестра сделок совершенных на бирже и дать верную информацию о необходимых списаниях и зачислениях денег и ценных бумаг Расчетным Палатам и расчетным депозитариям. Для Расчетных палат и расчетных депозитариев клиринговый отчет является безусловным документом на основании которого осуществляется движение денежных средств по торгово-клиринговым счетам и ценных бумаг по счетам-депо.

Расчетные палаты

Эти организации существуют при торговых площадках (биржах), и их деятельность также осуществляется по соответствующими лицензиями.

В функции расчетной палаты входит:

  • Учет денежных средств участников торгов.
  • Осуществление поставки денег по каждой сделке продавцам бумаг.
  • Списание денежных средств со счетов покупателей.
  • Осуществление внешних и внутренних денежных переводов.
Перед началом торгов участники перечисляют деньги с расчетных счетов на специальные торговые счета, после чего средства блокируются для торговли и на них можно только покупать ценные бумаги. Вообще говоря, расчетная палата не имеет возможности производить изменение денежного счета участников после каждой совершенной сделки. Это было бы слишком накладно ввиду того, что таких сделок проходят десятки миллионов. Поэтому все расчеты и изменение состояния счетов (учитывая и комиссию биржи) осуществляются по завершении клиринга.

По завершению торгов проводится клиринговый сеанс в результате которого клиринговый центр формирует отчеты, на основании которых расчетная палата и проводит движения денежных средств. После осуществления всех этих действий средства выводятся обратно на расчетные счета и участник может ими распоряжаться по собственному усмотрению.

Расчетный депозитарий

Как расчетная палата занимается учетом денежных средств, расчетный депозитарий занимается учетом ценных бумаг участников торгов, осуществляет их поставку на счета тех, кто совершил покупку, и списывает со счетов продавцов. Расчетный депозитарий также руководствуется в своих действиях клиринговыми отчетами. Аналогично денежным средствам, ценные бумаги перед началом торгов блокируются, и точно также списываются или зачисляются после проведения клиринга.

В принципе функции Расчетного депозитария и Расчетной палаты (или Расчетной палаты и Клиринговой организации, или Клиринговой организации и расчетного депозитария) могут быть совмещены в одном юридическом лице. Так, например, в группе компаний Московской Биржи функции расчетного депозитария и расчетной палаты совмещены в НКО «Национальный Расчетный Депозитарий» (ЗАО «НРД»).

Конечно, на рынке существует еще довольно много игроков, но об этом мы поговорим уже в следующих постах.

Законодательство

В заключение мы дадим названия законов, которыми регулируется работа всего этого сложного механизма.
  1. Федеральный закон № 39 «О рынке ценных бумаг», который регулирует деятельность профессиональных участников: брокеров, дилеров, депозитариев, и др.
  2. ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», из названия понятно о чем он написан,
  3. ФЗ № 7 «О клиринге и клиринговой деятельности», который регулирует клиринговую деятельность,
  4. ФЗ № 325 «Об организованных торгах», который регулирует деятельность бирж,
  5. ФЗ № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»,
  6. ФЗ № 414 «О центральном депозитарии», который определяет место и роль центрального депозитария в картине фондового рынка страны
И плюс масса подзаконных актов к этим законам, которые в случае правильного их применения обеспечивают полную защиту инвесторов, честность и справедливость рынка и ценообразования на нем.

На сегодня все. Спасибо за внимание, будем рады ответить на появившиеся вопросы в комментариях.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение на нем, уполномоченными госорганами, участников и происходящих между ними операций. Участниками могут выступать: эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники.

Вообще регулирование рынка бывает внутренним и внешним. Внутреннее регулирование осуществляется посредством собственных нормативных документов организации (устава, правил и других, регулирующих деятельность организации).

Внешнее регулирование возникает под влиянием государственных правовых актов, нормативных документов иных организаций, международных соглашений.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется во всех видах деятельности и происходящих на нем операциях: инвестиционных, эмиссионных, спекулятивных, посреднических, трастовых, залоговых и т.д.

Государство является:

Эмитентом, выпуская государственные ценные бумаги;

Инвестором, в случае наличия крупного портфеля акций промышленного предприятия;

Профессиональным участником на приватизационном аукционе при торговле акциями;

Регулятором, через законодательные акты;

Верховным арбитром в спорах участников рынка посредством судов.

В систему регулирования рынка государством входят: нормативные акты и органы государства, осуществляющие регулирование и контроль.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может осуществляться в административной форме. При этом устанавливаются обязательные требования к участникам, производится регистрация ценных бумаг и участников рынка, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечивается гласность и равная информированность участников, поддержание правопорядка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может быть косвенным, посредством экономических рычагов, через систему налогообложение, денежную политику, и капиталы. Структура органов, осуществляющих регулирование ценных бумаг, до настоящего времени не сложилась.

Государственное регулирование валютного рынка - деятельность госорганов по установлению правил обращения валютными ценностями.

К ним относят иностранную валюту, то есть денежные знаки иностранных государств, в виде казначейских билетов, банкнот, монет, а также денежные средства, находящиеся на счетах банков, ценные бумаги в иностранной валюте.

В целях регулирования валютного рынка, государство осуществляет под которым понимают деятельность госорганов, в целях обеспечения соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами.

Государство на денежном рынке, путем нормативных актов, задает правила, обязательные для исполнения всеми его участниками, осуществляет контроль за их деятельностью. Государство является агентом на финансовых рынках, участником в рыночных операциях, путем принятия решений, влияет на конъюнктуру рынка, осуществляет регулирование спроса и предложения денег. Государство производит регулирование при помощи денежно-кредитной политики.