Конкурентоспособность экономики: понятие, уровни, формы. Конкурентоспособность экономики россии

Александр Идрисов
Управляющий партнер
"Про-Инвест Консалтинг"

I. Конкурентоспособность экономики - основа для развития

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.
Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.
Конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Будет конкурентоспособная промышленность, будут:

    экспорт и валютные поступления (независимость от состояния международных сырьевых рынков);

    стабильные налоговые поступления в бюджет;

    занятость населения;

    социальная и политическая стабильность;

    заслуженное положение России на международной арене.

II. Конкурентоспособность предприятий

Основными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:

    Качество продукции и услуг

    Стратегия маркетинга и сбыта

    Квалификация персонала

    Технологический уровень производства

    Налоговая среда, в которой действует предприятие

    Доступность источников финансирования

К сожалению, уровень конкурентоспособности российских предприятий очень низок. Практически единственной и наиболее важной причиной низкой конкурентоспособности является неквалифицированный менеджмент или полное отсутствие того, что называют регулярным менеджментом. Мы имеем все: высокообразованных людей, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют все реальные возможности привлечения необходимого капитала. Однако они должны представить четкую маркетинговую стратегию, бизнес-план развития, а также убедить инвесторов в том, что они являются теми квалифицированными управляющими, которые в состоянии реализовать эти планы.

III. Инвестиции

Как говорилось выше, практически любое российское предприятие имеет реальную возможность привлечь капитал. Проблема инвестиций не техническая, а психологическая. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реалистичны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование вряд ли может быть доступно многим. В то же время существуют все необходимые условия для привлечения частных инвестиций: наличие высокого интереса частных инвесторов и высокий потенциал российского рынка. Несмотря на события последних дней, интерес иностранных инвесторов, действующих в области прямых инвестиций, не ослабевает. Одним из препятствий на пути привлечения инвестиций является то, что российские предприятия не в состоянии предоставить бизнес-план, разработанный в соответствии с международными стандартами, с другой - руководители предприятий демонстрируют эффект "собаки на сене": "Умирать буду, а не поделюсь". Российский руководитель предприятия, как правило, владеет контрольным или значительным пакетом акций и не готов к привлечению инвестиций посредством продажи акций. В мировой практике даже в развитых странах невозможно найти промышленное предприятие, которое обеспечило бы финансирование только посредством займов. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Другой, не менее важной проблемой, препятствующей инвестиционному процессу, является налоговая система, вынуждающая руководство предприятия к сокрытию доходов, чтобы выжить в сегодняшних условиях. Сокрытие доходов противоречит главному требованию профессиональных инвесторов - "прозрачности", то есть полному и корректному раскрытию финансовой информации.

Задача Правительства взять инвестиционные процессы под контроль и предпринять действия, которые позволят нейтрализовать причины, препятствующие его развитию.

1. Требуется серьезная программа интенсивного обучения руководителей предприятий современным методам корпоративного стратегического планирования. Нет плана - нет четкой и реалистичной стратегии финансирования, а, следовательно, нет действий.

2. Налоговое законодательство должно, с одной стороны, быть привлекательным для инвесторов, с другой - стимулировать директоров предприятий к раскрытию финансовой информации.

3. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета уже заявлен, он должен интенсифицироваться.

4. Необходимо срочно предпринять меры по восстановлению и развитию фондового рынка. Это не только инструмент для привлечения капитала в реальный сектор, но и возможность для населения сохранить и приумножить (при нормальной работе фондового рынка и стабильной политической ситуации в стране) сбережения.

5. Развивать усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата и, в первую очередь, принятие жестких мер по борьбе с преступностью. Порядок и надежность - наиболее важные стимулирующие факторы для любого инвестора.

IV. Государственная поддержка

Государственная финансовая поддержка (прямое государственное финансирование, гарантии по займам и т.п.) должна быть адресована только тем предприятиям, которые действительно не в состоянии обеспечить финансирование из коммерческих (негосударственных) источников (банковские займы, частные инвесторы, фондовый рынок). Коммерческие предприятия, представляющие потенциально прибыльные коммерческие проекты, ни при каких обстоятельствах не должны рассматриваться как объекты государственной поддержки. Это главный принцип, которому должно следовать Правительство, без каких-либо исключений.

К предприятиям, которые не имеют возможности привлечения денежных средств из внебюджетных источников, относятся:

1. Оборонные предприятия, которые имеют ограничения по раскрытию информации, а, следовательно, не имеют возможность предоставить полноценную финансовую информацию для инвестора. При условии, если эти предприятия до сих пор выполняют важную роль в процессе обеспечения обороноспособности страны. В противном случае, данное предприятие должно предпринять действия к выделению необоронной части производства в отдельное юридическое лицо, которое будет в состоянии обеспечить раскрытие финансово-экономической информации, а, следовательно, привлекать частные инвестиции.

2. Научно-исследовательские организации, результаты исследований которых представляют собой выдающийся научный результат и не могут быть предложены промышленным предприятиям. В противном случае, такие проекты должны финансироваться либо заинтересованными в результатах исследований предприятиями, либо венчурными фондами, в том числе и государственными.

3. Социально значимые государственные проекты, которые не могут быть коммерчески эффективны в существующих условиях.

IV.Приватизация

Итоги приватизации плачевны. Главная цель - создание эффективного собственника - не была достигнута. Неэффективное управление собственностью приводит к ухудшению состояния предприятий, а иногда к их полной ликвидации, что является прямым ущербом интересам государства. Государство не только лишается поступлений в бюджет, но и вынуждено покрывать социальные издержки. Требуется разработка и реализация специальной программы создания эффективных собственников. Для этого необходимо потребовать от владельцев планы развития предприятий, демонстрирующие способность предприятия к преодолению кризиса и повышения конкурентоспособности. Должно быть поставлено условие, что в случае невыполнения согласованных планов, акции владельцев будут проданы по рыночной стоимости новым владельцам, представившим наиболее эффективные по заключениям независимых экспертов планы развития. Данная мера должна обеспечить динамичность процессов реформирования предприятий.

V. Реструктуризация предприятий

Ряд российских предприятий исторически получили в наследство избыточную инфраструктуру, которая лишает их возможности быть прибыльными. Такие предприятия ни при каких обстоятельствах не могут обеспечить финансирование из коммерческих источников. Они должны либо увеличить в несколько раз прибыль, либо сократить активы и издержки. Такие предприятия - гиганты, как правило, представляют огромную социальную значимость для региона и не могут быть просто ликвидированы. Однако все попытки государственного финансирования этих предприятий приведут к потере бюджетных средств. Единственным выходом из положения является разработка и реализация проектов реструктурирования. Вследствие отсутствия квалификации и опыта, руководство предприятия не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать проект реструктуризации. Государство должно оказать содействие в финансировании услуг, отобранных на конкурсных условиях профессиональных консультантов по управлению. Кстати, сегодня на рынке имеется достаточное количество российских консультационных фирм, способных провести такие работы.

VI. Государственное регулирование

Налоговое законодательство, пошлины, тарифы и т.п. должны разрабатываться с учетом главной цели - будет ли данная мера содействовать укреплению конкурентоспособности российских предприятий. Например, введение пошлин на покупку электронных компонентов привело к полной ликвидации всех планируемых проектов по созданию бытовой электроники в России и потере целой отрасли. С другой стороны, по опыту Китая, если вы планируете продать в Китай молоковоз, вы должны заплатить до 100% пошлины. Если первая мера снизила конкурентоспособность российских предприятий, то введение мер, аналогичных китайским, может содействовать укреплению их конкурентоспособности.

Введение налогов на рекламу не позволяет российским предприятиям полноценно конкурировать с западными фирмами. Невозможность реализовывать активы и продукцию предприятия ниже себестоимости (налог на убытки) ставит предприятия в крайне невыгодное положение по отношению к своим конкурентам, снижает возможность ликвидации неликвидов и пополнения оборотного капитала. С другой стороны, высокие пошлины на импортируемое промышленное оборудование, которое необходимо для обеспечения конкурентоспособного качества российской продукции, приводят к росту себестоимости товаров и, соответственно, потере конкурентоспособности.

Также очень важно, чтобы меры государственного регулирования стимулировали развитие производств, направленных на более глубокую переработку сырья. То есть меры государственного регулирования должны оказывать безусловное содействие развитию производств, целью которых является конечный потребитель. Не потребитель транзистора, а потребитель телевизора. Не потребитель кожи, а потребитель обуви. Такой подход, с одной стороны обеспечит развитие потребительского рынка и укрепление позиций российских производителей на нем, с другой - будет стимулировать развитие производств, занятых в промежуточных технологических переделах. Меры стимулирования глубокой переработки, будут содействовать созданию жизнеспособных промышленных групп, имеющих общие стратегические цели, каждое звено которых будет заинтересовано в эффективной работе другого. Это список можно продолжать, но главное, что принцип принятия тех или иных регулирующих мер, должен быть один: они должны быть направлены на усиление конкурентных позиций российских предприятий.

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

Неоклассические модели экономического роста

Неоклассические модели экономического роста появились в середине 50-х гг. ХХ века, когда на первый план выдвинулась проблема достижения потенциально возможных темпов роста не столько за счет неиспользованных мощностей, сколько путем внедрения новой техники, повышения производительности труда и улучшения организации производства.

В модели Р. Солоу используется производственная функция Кобба-Дугласа, в которой факторы «труд» и «капитал» являются субститутами.

Предпосылками модели являются: а) убывающая предельная производительность капитала (МРК); б) постоянная отдача от масштаба; в) постоянная норма выбытия капитала; г) отсутствие инвестиционных лагов; д) взаимозаменяемость факторов объясняется технологией и предпосылками о совершенной конкуренции на рынке факторов производства.

Предложение описывает производственная функция с постоянной отдачей от масштаба , и для любого положительного z верно, что .

где Y / L - производительность индивидуального труда y ;

K / L - фондовооруженность (капиталовооруженность) труда k .

Тогда можно записать, что производительность труда является функцией капиталоотдачи (в каждой точке кривой тангенс угла равен предельной производительности капитала) и предложение можно определить как y = f (k ) (рис. 14.2).

Cпрос y в модели Р. Солоу определяется потреблением и инвестициями, т. е.

где с и i - потребление и инвестиции на одного занятого.

Рисунок 14.2 - Зависимость производительности труда от капиталовооруженности.

Но или , тогда , или
, а значит, спрос определяется как

С учетом равенства спроса предложению имеем:

Динамика объема выпуска зависит от инвестиций, уровня их выбытия. Инвестиции изменяют фондовооруженность k и зависят от нормы накопления , т. е. .

Выбытие фондов равно величине dk , где d - ежегодно выбываемая часть капитала k . Отсюда динамика запаса капитала следующая: или .

Существует равновесное значение капиталовооруженности k *.

Если капиталовооруженность меньше равновесной величины, т. е. k 1 < k *, инвестиции больше выбытия. т. е. i > dk , значит их рост увеличивает капиталовооруженность до k *. Если показатель капиталовооруженности больше равновесной величины, т. е. k 2 > k *, то инвестиции меньше выбытия, т. е. i < dk , значит капиталовооруженность сокращается до k * (рис. 14.3).

Рисунок 14.3 - Равновесная величина капиталовооруженности

На величину равновесной капиталовооруженности влияет норма накопления (сбережений) . Увеличение нормы накопления до 1 увеличивает равновесное значение капиталовооруженности до k * 1 , повышает производительность труда (см . рис. 14.3).


Пусть население растет с темпом n . Теперь для сохранения прежнего уровня капиталовооруженности необходим объем инвестиций, который не только покроет выбытие капитала, но и обеспечит им новых рабочих, т. е. изменение запаса капитала на одного работающего станет равным = i – dk – nk , = f (k ) – (d + n )k.

Для состояния равновесной капиталовооруженности необходимо равенство:

= f (k ) – (d + n )k = 0.

При этом возрастает угловой коэффициент (d + n )k и равновесная величина капиталовооруженности k * уменьшается k * 1 (рис. 14.4).

Таким образом, чтобы капиталовооруженность оставалась постоянной, при росте населения капитал должен прирастать с таким же темпом, т. е.

.

Рисунок 14.4 - Капиталовооруженность при росте населения

Таким образом, рост населения является фактором экономического роста.

Учет в модели технологического прогресса видоизменяет исходную производственную функцию (предполагается трудосберегающая форма НТП), т. е.

Y = F (K , LE ),

где Е - эффективность труда;

LE - численность условных единиц труда с постоянной эффективностью Е . Чем больше Е , тем больше продукции может быть произведено работником.

Пусть Е растет с темпом g . Если численность L растет с темпом n , а E с темпом g , то численность условных единиц труда с постоянной эффективностью LE растет с темпом (n + g ). Отсюда k = i dk nk gk или k = f (k ) – (d + n + g )k .

Таким образом, при наличии НТП общий объем капитала и выпуска будет расти с темпом g , что является основой для повышения благосостояния населения.

Так как экономический рост связан с различными нормами сбережений, возникает проблема выбора оптимальной нормы накопления, при которой потребление будет достигать максимума.

«Золотой» уровень накопления капитала золотое правило накопления Фелпса») - это уровень накопления капитала, обеспечивающий наивысшее потребление общества и устойчивое состояние экономики.

Рост потребления возможен до точки, где темп роста инвестиций больше темпа выбытия капитала (точка k ** рис. 14.5). Здесь объем выпуска увеличивается больше, чем растет выбытие и потребление.

Изменение капиталовооруженности k дает прирост выпуска, равный предельной производительности капитала и увеличивает выбытие на d (МРК = d ). С учетом роста населения и научно-технического прогресса МРК = d + n + g , что равно касательной с угловым коэффициентом d + n + g . Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала больший, необходима программа по снижению предельной склонности к сбережениям .

Если запас капитала меньше, чем k **, то необходима программа по повышению уровня сбережений. Эта программа первоначально приведет к росту инвестиций и падению потребления, но, по мере накопления капитала, потребление вновь начинает расти.

Модель Р. Солоу выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния.

Недостаток модели в том, что она анализирует состояние устойчивого роста в длительной перспективе, не учитывая целый ряд ограничителей роста (ресурсных, экологических, социальных).

Рисунок 14.5 - «Золотой» уровень накопления капитала

В неоклассической модели устойчивый темп роста определяется экзогенно. Современные теории эндогенного роста пытаются определить устойчивые темпы роста в рамках модели эндогенно, связывая его со всеми возможными количественными и качественными факторами: ресурсными, институциональными и другими.

Сторонники концепции «экономики предложения» полагают, что увеличение темпов роста при полной занятости возможно путем сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную экономику.

Модель Дж. Мида также имеет неоклассическое основание и объясняет экономический рост маржиналистскими подходами, используя закон предельной производительности факторов. Используя модернизированный вариант функции Кобба-Дугласа, Дж. Мид вывел уравнение возможности устойчивого динамического равновесия:

где y - среднегодовой темп роста национального дохода;

k - среднегодовой темп роста капитала;

L - среднегодовой темп роста труда;

Доля капитала в национальном доходе;

Доля труда в национальном доходе;

r - темп технического прогресса.

Таким образом, темп роста национального дохода равен сумме темпов роста труда и капитала, взвешенных по доле их расходов в национальном доходе плюс темп технического прогресса. Предполагая, что темп роста труда и технического прогресса постоянны, Дж. Мид делает вывод, что устойчивый темп экономического роста будет достигнут при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода.

Если темпы увеличения капитала превысят темпы роста национального дохода, это приведет к автоматическому снижению темпа накопления. Данная зависимость - следствие предпосылки о постоянной доле сбережений в национальном доходе, поэтому прирост сбережений, необходимый для финансирования более высоких темпов накопления будет отставать от последних, оказывая на них сдерживающее влияние, и наоборот.

Рассматривая влияние темпов роста производительности труда на динамическое равновесие, Дж. Мид пришел к выводу, что если они превысят темпы накопления капитала, то из-за снижения предельной производительности труда произойдет замещение труда капиталом и новое их сочетание в производственном процессе обеспечит полную занятость как труда, так и капитала. Поэтому в реальной действительности необходимо соблюдать соответствие между темпами роста труда и накопления капитала. Если рост труда не будет сопровождаться соответствующим ростом капитала, прирост рабочей силы окажется избыточным.

В случае возникновения безработицы на рынке труда усилится конкуренция, которая приведет к снижению ставки заработной платы и к увеличению прибыльности капитала. В результате увеличатся темпы накопления, которые уравновесятся с темпами роста рабочей силы. Государство в модели Дж. Мида должно выполнять лишь косвенную стабилизирующую роль посредством использования денежно-кредитной политики. Только это позволит создать эффективный механизм перераспределения доходов и сбережений, обеспечивающий необходимую занятость ресурсов и устойчивый экономический рост.

Модель А. Льюиса рассматривает резерв рабочей силы как основу экономического роста и применима для стран, в которых «плотность населения высока, капитал дефицитен, а естественные ресурсы ограничены» (Индия, Пакистан, Египет и др.).

В центре анализа - фигура предпринимателя. Кроме того, задача заключается в оптимальном перераспределении части трудовых ресурсов между сферами экономики: сельским хозяйством и промышленностью с тем, чтобы добиться ускорения темпов экономического роста. Предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе неограниченно, а в промышленном - является функцией наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию.

Сам экономический рост А. Льюис подразделяет на два типа: в промышленности его источником служит использование дополнительного количества рабочей силы (экстенсивный тип) , в сельском хозяйстве - повышение предельной производительности труда (интенсивный тип) . Эти два типа экономического роста соответствуют двум различным функциям инвестирования. В промышленности речь идет, в основном, о расширении капитала. В сельском хозяйстве инвестиции расширяются в связи с сокращением прибылей: увеличение издержек на заработную плату вынуждает осуществлять замену ручного труда машинным, чтобы, сократив издержки, увеличить прибыли.

А. Льюис считал, что модель неприменима к уже прошедшим индустриальную стадию западным странам, другие авторы, напротив, видят ее работоспособной и в условиях развитой экономики. Такие страны как Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия и Дания также подтвердили модель А. Льюиса, но в обратной зависимости: низкие темпы экономического роста в этих странах были связаны с ограниченным использованием трудовых ресурсов и производственных мощностей. Еще одну группу составили страны, испытывающие значительный избыток рабочей силы (Испания, Португалия, Греция, Югославия, Турция). Их экономический рост по мнению Ш. Киндлбергера, также вписывается в модель А. Льюиса. Эти страны снабжали рабочей силой не только собственную промышленность, но и промышленность других европейских государств и служили своеобразным резервным фондом труда для всего континента.

Для стран с открытой экономикой большое значение имеет конкурентоспособность. Именно она определяет дальнейший экономический рост страны, решение проблемы внешней торговли, уровень благосостояния населения.

Конкурентоспособность - это наличие способностей и свойств, обеспечивающих преимущества в сравнении с экономическими соперниками в определенных сферах деятельности. Национальная конкурентоспособность - это способность эффективно и продуктивно использовать имеющиеся ресурсы, в результате чего экономика может постоянно развиваться, производя инновации и осуществляя нововведения.

Выделяют следующие уровни конкурентоспособности экономики: конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региональная конкурентоспособность и конкурентоспособность страны. Если для товара ключевыми в определении уровня конкурентоспособности являются его цена и качество, отсюда главными конкурентными стратегии фирмы являются стратегия снижения издержек и стратегия дифференциации, направленная на поиск новых технологий и создание продукции с новыми характеристиками.

Критерием конкурентоспособности фирмы является рентабельность производства, масштабы инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования, управления, ее адаптивность к условиям рынка.

Отраслевая конкурентоспособность связывается с оценкой международной специализации национальной экономики, долей экспорта товаров и капитала данной отрасли в общей структуре экспорта и вывоза капитала.

О конкурентоспособности отдельных регионов речь идет когда конкурентные преимущества связаны с местными условиями некоторых территорий, где успешно конкурирующие фирмы и отрасли имеют выраженную географическую концентрацию, а уровень территориальной децентрализации функций управления позволяет самостоятельно выйти на мировой рынок.

Конкурентоспособность страны является показателем, определяющим все предыдущие уровни конкурентоспособности.

Основная теория конкурентоспособности страны М. Портера выделяет четыре компонента, обеспечивающих такую конкурентоспособность:

1) факторные условия. Наряду с основными факторами производства, их количеством и качеством большое значение имеют приобретенные факторы (современная инфраструктура, высокообразованные кадры, НИИ и др.);

2) значительный по величине, сегментированный спрос на внутреннем рынке на товары отрасли, стремящейся к международному лидерству;

3) наличие родственных и поддерживающих (вспомогательных, сопряженных) отраслей, имеющих сильные международные позиции;

4) дополнительным условие конкурентоспособности страны является государственная политика (государство формирует институциональную структуру, в окружении которой работает фирма или отрасль).

Общие закономерности конкурентоспособности не исключают большого влияния и значения локальных условий, обычаев, экономической политики.

Зарубежный опыт достижения конкурентоспособности показывает, что каждая страна имеет свой путь обеспечения прочных позиций на мировом рынке. Национальное процветание создается. Для этого должен действовать набор сил, который обеспечивал бы постоянную готовность вводить новшества, модернизировать экономику, ускорять развитие.

Конкурентоспособность как свойство экономики весьма динамичное качество. Для его поддержания необходима конкурентная основа экономики и целенаправленная поддержка государства.

Достижение конкурентоспособности требует реализации следующих подходов:

а) расширение экспорта эффективно работающих отраслей и производств;

б) импорт товаров, по которым страна неконкурентоспособна;

в) содействие экспорту капитала в форме прямых инвестиций тех производств, которые менее продуктивны в пределах национальной экономики или развитие которых преследует расширение рынков сбыта путем преодоления таможенных барьеров.

Зарубежная практика показывает, что стартовые позиции для развития конкурентоспособности находятся в отраслях, опирающихся на использование природных ресурсов либо трудоемких товаров. Важно учитывать нацеленность на создание конкурентных преимуществ в строго определенных отраслях, сегментах или даже в отдельных производствах. Большое значение имеет рациональная структура экспортно-импортных операций.

Конкуренция на любом уровне играет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).

Формы и методы международной конкуренции со временем претерпевают изменения. На международном уровне в ХХ веке постепенно произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Особенность современной конкуренции заключается в том, что произошло смещение от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов. Но самым важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в течение XX столетия явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах - не только в обрабатывающих отраслях, но и - во все возрастающих размерах - также в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

Конкурентоспособность национальной экономики - многоаспектное понятие.

Конкурентоспособность национальной экономики (КНЭ) – показатель того, насколько эффективно страна, по сравнению с другими странами, использует свои экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности для производства товаров и услуг, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

КНЭ - это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества; это и способность государства обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики, а соответственно и материальное благосостояние членов общества, не уступающее "мировым стандартам".

Иначе говоря, чтобы достичь состояния КНЭ, необходимо создать конкурентоспособное общество. Именно в этом смысле за последнее время утверждается понятие "конкурентоспособность страны".

Любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним могут относиться: уровень производительности труда тех или иных отраслей; квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп предприятий; качество и технический уровень производимых изделий; управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и многое другое.

Задача государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к увеличению своей конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер. Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования - законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей . Именно от фирм-производителей, их умения работать на рынке, целенаправленности в делах зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности для поддержания КНЭ.

Для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется рейтинг конкурентоспособности , разработанный Международным институтом развития управления. Подробный рапорт с рейтингом публикуется ежегодно с 1980 г., а содержащиеся в нем данные часто являются предпосылкой для при­нятия инвестиционных решений.

1) экономический потенциал и темпы роста экономики;

2) эффективность промышленного производства;

3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4) участие в международном разделении труда;

5) динамичность и емкость внутреннего рынка;

6) гибкость финансовой системы;

7) воздействие государственного регулирования экономики;

8) уровень квалификации трудовых ресурсов;

9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация

Около 2/3 критериев рассчитывается на базе статистических дан­ных, 1/3 получается по оценкам аналитиков, экспертов и опросам руководителей крупных корпораций.

Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой. Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов сви­детельствует не только об уровне развития производительных сил, но и способности страны гибко реагировать на изменения в миро­вой экономике.

Место России в рейтинге ВЭФ за 2011-2012 год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС (группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия,Россия,Индия,Китай,Южно-Африканская Республика). Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество здравоохранение и начальное образование, эф­фективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций - с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более зна­чительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулиро­ванием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государст­венного аппарата и преступность. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирова­ния. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимущест­вами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное выс­шее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

НА ТЕМУ: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Работу проверил:

Работу выполнил:

Москва 2010

Введение______________________________________________________________________ 3

1.Формирование конкурентоспособности в мировой экономике _______________________4

2. Определение конкурентоспособных отраслей мировой экономики_____________________________________________________________________8

3. Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности экономики________________13

4. Перспективы повышения конкурентоспособности ________________________________15

Заключение.___________________________________________________________________18

Список литературы_____________________________________________________________21

Введение.

В настоящее время, проходящее под знаком глобализации, остро встала проблема конкурентоспособности национальных экономик. Можно с уверенностью утверждать, что для большинства стран рост национальной конкурентоспособности будет одной из первоочередных задач на ближайшие десятилетия. И в мировой экономической мысли проблема конкурентоспособности за последние 20 лет выдвинулась в число наиболее активно разрабатываемых и дискутируемых.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Вопрос о конкурентоспособности экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны.

Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.
Конкурентоспособность промышленности - это флаг, который должны нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Будет конкурентоспособная промышленность, будут:

  • экспорт и валютные поступления (независимость от состояния международных сырьевых рынков);
  • стабильные налоговые поступления в бюджет;
  • занятость населения;
  • социальная и политическая стабильность;

заслуженное положение на международной арене

1. Формирование конкурентоспособности в мировой экономике.

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Рассмотрим конкурентоспособность в мировой экономике на примере России.
Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.

В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния

и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого

экономического роста.

С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача

полноценного и эффективного вхождения России в мировую экономику, повышения

уровня конкурентоспособности страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности,

что требует новых исследований по данной проблематике, выявления особенностей

конкуренции в современных экономических условиях, а также анализа предпосылок и

ограничений формирования конкурентных преимуществ России.

Общее определение конкурентоспособности страны может быть сформулировано

на основе понятия, предложенного А. З. Селезневым : «конкурентоспособность

– это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими

факторами положение страны и ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и

внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

Конкурентоспособность – это объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы.

Национальная конкурентоспособность определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

«Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому

только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем»

конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их

формирования (макроуровень). Соответственно государство непосредственно не может

удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности

компаний (микроуровень). Анализ сущности понятия «международная

конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный

подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе

выявления факторов конкурентоспособности.

При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно

отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма,

товар) от их конкурентов, представляет собой конкурентные преимущества. В условиях

глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура

экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней

среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих)

конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми

рынками, развитием человеческого капитала и т. д. Очевидно, что адекватное изменение

внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам

экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному

развитию.

В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются

три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт

стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США),

Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический

форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной

плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и

регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

Под конкурентоспособностью страны МИРМ понимает способность нации создавать и

поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное

аналитическое исследование МИРМ проводит с 1989 г. в содружестве с исследовательскими

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по национальной экономике

Конкурентоспособность экономики России

Введение

1. Теоретические аспекты

2. Практические аспекты

Заключение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места в современной мировой экономике и дальнейшие перспективы развития конкурентоспособности российской экономики - является основной целью данного реферата.

Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.

Конкурентоспособность России - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

Все эти аргументы свидетельствуют о неоспоримой актуальности решения вопроса о конкурентоспособности страны, как одного из основополагающих факторов успешного развития государства во всех сферах жизнедеятельности.

1. Теоретические аспекты

1.1 Понятие конкурентоспособности

"Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие достаточно очевидные утверждения:

Полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка;

Основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный "базовый образец", но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка;

При приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей (Показатели конкурентоспособности - система критериев количественной оценки состояния конкурентоспособности товара или группы товаров одного класса.) и более 100 оценок экспертов-экономистов.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется факторами конкурентоспособности, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. А именно: степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующий внутренним возможностям; умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.

1.2 Факторы конкурентоспособности

Конкурентоспособность интегрирует (синтезирует) все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. В соответствии с определением системы, как состоящей из внешнего окружения (взгляд вовнутрь, первично) и внутренней структуры (взгляд изнутри, вторично), факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние.

Факторы конкурентоспособности:

1) первичным в определении конкурентоспособности товара является конкурентоспособность внешнего окружения: качество управления, конкурентоспособность страны, региона, организации. Эти факторы можно изобразить в виде «матрешки»: в центре организация, далее регион, страна, качество управления;

2) среди специфических внутренних факторов конкурентоспособности товара важнейшим является его качество, определяющее уровень цены и затрат на использование товара;

3) качество сервиса потребителей товара определяет уровень затрат за жизненный цикл товара;

4) структура факторов по степени их влияния на конкурентоспособность для каждой группы товаров будет индивидуальной.

Профессор В.Я. Белобрагин предлагает включить в состав факторов конкурентоспособности товаров, наряду с рассмотренными четырьмя факторами, еще два - сроки поставок и имидж производителя. В предлагаемой нами структуре факторов конкурентоспособности товара «сроки поставок» входят в «качество управления», а «имидж производителя» - в «качество сервиса потребителей товара».

Главным, всеобщим внешним фактором конкурентоспособности является качество стратегических управленческих решений, выражающее степень обоснованности распределения ресурсов, точность прогнозов будущих параметров управляемых объектов. Качество управления можно повысить путем анализа действия экономических законов и законов организации, соблюдения принципов, применения научных подходов и методов.

В настоящее время наиболее конкурентоспособные корпорации мира уделяют большое внимание повышению точности технических и социально-экономических прогнозов на длительную перспективу за счет увеличения количества учитываемых внешних и внутренних факторов, применения современных методов оптимизации. Не меньшее внимание уделяется повышению качества сырья, материалов и комплектующих, качества оборудования и различных процессов с целью уменьшения допуска соединений и производственного брака. Так, корпорации «General Motors», «Ford», «Motorola», «Mercedes», «Toyta» и др. ежегодно тратят миллиарды долларов на повышение качества изготовления, снижение брака до шести сигм (не более 3,5 возможных дефектов на миллион операций). Российская промышленность, по нашей оценке, работает по системам, допускающим количество дефектов в тысячи раз больше шести сигм.

Низкое качество управления на всех уровнях иерархии, то есть игнорирование механизмов действия экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, современных методов и моделей управления (в широком смысле этого понятия), приводит к неоправданным политическим и социально-экономическим решениям, неэффективному использованию ресурсов.

Перечень всеобщих внешних и специфических внутренних факторов повышения конкурентоспособности для каждого вида объекта управления будет индивидуальным.

Специфические внутренние факторы конкурентоспособности региона и страны по степени их воздействия на конечный результат качество жизни рекомендуется подразделять еще и на стратегические и фактические. Формирование, финансирование и реализация стратегических факторов конкурентоспособности (инвестиционный климат, инновационная активность, расходы на НИОКР и на развитие личности и др.) обеспечивают улучшение фактических показателей или факторов (безопасность, качество инфраструктуры, индекс развития человеческого потенциала, уровень безработицы, продолжительность жизни и др.).

На уровень конкурентоспособности региона и страны непосредственное влияние оказывает качество политических, социально-экономических, инновационных процессов. Поэтому эти процессы и конкурентоспособность следует исследовать с применением системного, комплексного, маркетингового и других научных подходов.

1.3 Конкурентная стратегия страны

Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых - те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкретную стратегию, страна стремится найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.

Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами:

1. угрозой появления новых конкурентов;

2. угрозой появления товаров или услуг - заменителей;

3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

4. способностью покупателей торговаться;

5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

конкурентный стратегия россия девальвация

2. Практические аспекты

Россия потеряла 9 позиций и опустилась на 62-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира на 2006-2007 гг., подготовленном Международным экономическим форумом (МЭФ). Это не очень важный показатель, но он наглядно свидетельствует о ненормальном положении дел в российской экономике.

Эксперты МЭФ связывают снижение российского рейтинга главным образом с несовершенством судебной системы страны. "Процесс получения правовой помощи в России, в отличие от большинства развивающихся экономик, занимает долгое время и требует значительных затрат, в то же время не являясь достаточно прозрачным", - говорится в докладе. В "правильном" переводе Гоблина это звучало бы так: "Захваты предприятий в России стали таким обычным делом, что заниматься любым бизнесом, кроме криминального в этой стране стало себе дороже".

В настоящее время российские вузы не готовят специалистов по конкурентоспособности (только с 2002 г. в некоторых ведущих вузах стали изучать курс «Управление конкурентоспособностью организации» в рамках второго высшего экономического образования). В стране отсутствуют какие-либо нормативные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), печатные органы по конкурентоспособности и т.д. А между тем, согласно докладу Мирового экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности среди 80 стран Россия занимает всего лишь 62 место!

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» концептуально изменяет подходы к управлению научно-техническим прогрессом, стандартизацией, сертификацией и другими комплексными проблемами повышения эффективности российской экономики. Упомянутый закон «пронизывает» идея повышения конкурентоспособности продукции Статьи 1, 2, 11, 18 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. . При этом повышение качества управления, качества продукции, качества сервиса потребителей, цена и затраты на применение продукции будут факторами, определяющими конкурентоспособность. В соответствии с принципами системного подхода, требованиям которого отвечает Федеральный закон, сначала следует строить целое (систему), а затем структурировать его и заниматься пропорциональным развитием каждого компонента целого. В России же пытались делать все наоборот, то есть улучшать один компонент (качество продукции) целого (конкурентоспособности) без структуризации целого. Игнорирование в последние 10 лет системного подхода привело к бесполезной трате огромных средств на всех уровнях экономики.

В феврале 2003 г. Правительство РФ приняло «Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)». В п.1.1 программы отмечается: «Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В случае проигрыша в конкурентной борьбе Россия теряет не только значительную часть экономических ресурсов, но и политический вес, позиции на внешних рынках, и, самое главное, теряет потенциал к устойчивому развитию. Задача достижения высоких темпов экономического роста не должна рассматриваться в отрыве от индикаторов конкурентоспособности экономики» Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг). .

В каждом разделе программы идея повышения конкурентоспособности определяется как важнейший инструмент возрождения национальной экономики.

К сожалению, программа разработана в духе советских «Основных направлений социально-экономического развития страны на пятилетний период». В целом она носит декларативный характер, направления социально-экономического развития Российской Федерации неконкретные. Нет механизма повышения конкурентоспособности страны.

Так, авторы программы предлагают еще более уменьшить долю государственной собственности, степень участия государства в управлении экономикой. Это стратегическая ошибка наших реформаторов, впервые совершенная ими более 10 лет назад, когда руководители без научно обоснованной стратегии реформирования стали проводить «ковбойскую» (сначала стреляют, потом целятся) приватизацию, либерализацию, стабилизацию. Кто будет нести ответственность за то, что коэффициент извлечения из недр природных ресурсов в России примерно в 2 раза ниже, чем в развитых странах? Обновление основных фондов в несколько раз ниже норматива, и их износ превышает критический уровень. В России растет разрыв между доходами богатых и бедных, не снижаются организованная преступность и коррупция, уменьшается продолжительность жизни россиян, ухудшается ее качество. Участие государства в управлении экономикой малоэффективно, о чем свидетельствуют сложности создания и функционирования нового бизнеса, бюрократизм, беспорядок во многих сферах общественной жизни. Государство обязано разработать и реализовать стратегические меры по повышению качества управления, конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

Низкий рейтинг России по большинству критериев конкурентоспособности зафиксирован в докладе Мирового экономического форума о конкурентоспособности 80 стран за 2002 г. Доклад по глобальной конкурентоспособности 2002-2003. Публикуется Мировым экономическим форумом. Оксфордский университет, 2003. . В докладе приведены 188 критериев Полный набор критериев представлен в учебнике «Стратегический маркетинг» Фатхутдинов Р.А.; Учебник, 3е изд., перераб. и доп. СПб., 2003. , а в Приложении 2 рейтинги 6 стран по 22 критериям конкурентоспособности.

2.2 Девальвация как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики

В настоящее время существует два полярных мнения о девальвации как об инструменте повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С одной стороны, если в стране (при фиксированном валютном курсе) существуют неполная занятость и дефицит платежного баланса, то теоретически считается, что точки двойного равновесия (полная занятость и нулевое сальдо платежного баланса) страна может достичь директивным обесцениванием национальной валюты.

Однако с другой стороны, в длительном периоде подорожавший импорт повысит уровень цен внутри страны, поскольку заграничные потребительские блага включаются в потребительскую корзину, определяющую денежную ставку зарплаты, а иностранное сырье непосредственно включается в затраты производства. Рост цен внутри страны сведет на нет повышение конкурентоспособности отечественных товаров вследствие девальвации.

При плавающем валютном курсе национальная валюта перманентно девальвируется и ревальвируется, и поэтому последствия мероприятий стабилизационной политики в условиях изменяющегося уровня цен становятся трудно предсказуемыми.

Таким образом, перед правительством страны встает вопрос, какова роль девальвации в развитии национальной экономики.

Девальвация должна обеспечивать приток иностранной валюты в страну. Для России, в отличие от развитых и некоторых развивающихся стран, мощный поток валюты от экспорта имеет особое значение, поскольку слишком остро стоит вопрос с внешним долгом. В связи с тем, что предложение иностранной валюты на российском рынке обеспечивают, в основном экспортеры, после каждого этапа выплат по внешнему долгу (перед которым государство покупает валюту) курс рубля будет падать, а экономическая ситуация в стране - ухудшаться. Государство, поддерживая сильный экспорт с помощью девальвации валюты, может сформировать необходимое количество валютных резервов. В этом смысле девальвация в какой-то мере может обеспечить так необходимую нашей экономике стабильность.

Не стоит забывать, что девальвация, имея отрицательные последствия (резкое снижение уровня жизни населения, ослабление импортеров и предприятий, зависимых от импорта) приносит все преимущества увеличившегося экспорта и падения девизного курса, а именно: усиление экспортных отраслей, увеличение занятости, увеличение притока иностранных инвестиций (что особенно важно для повышения конкурентоспособности экономики России) и т. д.

Таким образом, девальвация может служить инструментом повышения конкурентоспособности не всей экономики в целом, а ее экспортных отраслей. Если страна ориентируется на активное развитие экспортных отраслей, то девальвация может быть использована в качестве такого инструмента. Однако дальнейшее развитие национальной экономики требует переосмысления девальвации как основного инструмента повышения конкурентоспособности России.

Также на 4-м экономическом форуме в Красноярске 19 февраля 2007 министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. высказал мнение о том, что перед Россией на ближайшее будущее стоит задача введения эффективного менеджмента и эффективных местных администраций. По его словам, только при выполнении этой задачи в России будет создаваться определенная конкурентоспособность в целом и повышение эффективности работы регионов.

Г. Греф сказал, что ближайшие годы диктуют совершенно другую, чем ранее, макроэкономическую ситуацию. Главной задачей страны является оптимизация текущих расходов и развитие инфраструктуры.

По мнению Г. Грефа, надо задействовать для решения поставленных целей частно-государственное партнерство, которое позволит улучшить экономическую ситуацию в стране. Г. Греф напомнил, что правительство РФ одобрило 8 проектов инвестиционного развития с участием частно-государственного партнерства. При этом он отметил, что государство инвестирует 178 млрд. долл. в развитие инфраструктуры.

Министр подчеркнул, что запуском проектов Инвестиционного фонда Россия создала прецедент для привлечения рыночного финансирования в целях создания инфраструктуры. Россия стоит на пороге существенного пересмотра концепции действий государства в этой сфере, полагает он.

2.3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения

Санкции за монополистические действия должны включать конфискацию монопольного дохода. 5 декабря 2003 года эта мера была внесена в Кодекс об административных правонарушениях, однако 7 июля 2006 года исключена из него, причем по инициативе комитета по защите конкуренции. В качестве обоснования своей инициативы было указано, что изъятие монопольного дохода в бюджет якобы не является мерой административно-правовой ответственности и носит гражданско-правовой характер. Однако изъятие имущества у субъектов рынка со стороны государства всегда носит односторонне-принудительный и властный (публичный) характер и никак не может относиться к гражданско-правовым (частным) отношениям, возникающим между равными субъектами.

Кроме того, за злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением следует налагать штраф в размере, кратном МРП, а за совершение картельного сговора - ввести оборотный штраф (в процентах от оборота компании).

До июля 2006 года были предусмотрены фиксированные размеры штрафов. Затем они начали определяться в процентах от полученного монопольного дохода. При этом не было учтено то обстоятельство, что в результате большинства злоупотреблений доминирующим положением, за исключением случаев установления монопольно высокой цены и нарушения порядка ценообразования, субъект рынка не получает дополнительного монопольного дохода. Поэтому компании, злоупотребляющие своим доминирующим положением, не могут быть привлечены к ответственности.

Картельные сговоры считаются наиболее опасными для конкуренции правонарушениями, поэтому во всем мире за это предусматриваются повышенные санкции, рассчитываемые в процентах от оборота компании (в СМИ часто появляются сообщения о взыскании в Европе и США штрафов в сотни миллионов долларов). Их средний размер составляет 10 процентов от всего оборота компании, в России - от одного до 15%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

Также мы выяснили, что конкурентоспособность российской экономики находится на очень низком уровне, нашли причины сложившейся ситуации и возможные варианты решения этой проблемы.

Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его; проблемы, возникающие с сегодняшним ростом инфляции решаемы, в том числе и с помощью роста конкурентоспособности рынка.

Список используемой литературы

1. Абрамов В. Управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг. - 2004. - N5. - С.19-24.

2. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2003. - N4. - С.39-48.

3. Баранчеев В. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности // Маркетинг. - 2007. - N5. - С.3-17.

4. Воронова Т. Инвестиционный фактор и рост конкурентоспособности России на мировом рынке // Маркетинг. - 2003. - N5. - С.3-11.

5. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и задачи государственной статистики // Вопросы статистики. - 2006. - N3. - С.3-13.

6. Доклад по глобальной конкурентоспособности 2002-2003. Публикуется Мировым экономическим форумом. Оксфордский университет, 2003.

7. Кормнов Ю.О повышении конкурентоспособности экономики // Экономист. - 2006. - N8. - С.13-20.

8. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. - 2007. - N8. - С.25-37.

9. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20032005 годы).

10. Российский экономический журнал.-2005.-№9-10

11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник, 3е изд., перераб. и доп. СПб., 2003.

12. www.finansmag.ru

13. www.expert.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарь терминов

Девальвация - осуществляемое в законодательном порядке понижение курса национальной валюты.

Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Конкурентоспособность - свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Монополия - ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монополиста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

Национальная экономика - система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая существующие в народном хозяйстве формы общественного труда; саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности.

Приватизация - передача бывших государственных предприятий на определенных условиях новым частным собственникам в лице негосударственных организаций.

Критерии

Германия

Бразилия

ВВП на душу населения, 2001

Уровень безработицы, 2001

Уровень развития финансового рынка

Уровень федерального регулирования бизнеса

Банковская маржа

Технологическое совершенство страны

Инновационная активность компаний

Расходы компаний на НИОКР

Уровень интеграции образования, науки, производства

Утечка умов

Уровень обеспечения персональными компьютерами

Качество инфраструктуры в стране

Охрана интеллектуальной собственности

Эффективность законодательной деятельности

Оргпреступность

Расходы бизнеса на коррупцию

Барьеры для старта нового бизнеса

Уровень интеграции рыночных субъектов

Конкурентные преимущества компаний

Степень ориентации деятельности на потребителя

Уровень развития маркетинга

Инвестиции в подготовку и переподготовку кадров

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности оценки конкурентоспособности национальной экономики в современной мировой экономике. Описание содержательной стороны понятия "конкурентоспособность". Анализ причин слабых позиций Украины в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2011

    Проблемы экономики России в контексте повышения конкурентоспособности. Теоретические основы конкурентоспособности. Страновая конкурентоспособность. Меры по развитию определенных видов бизнеса в промышленности и обеспечивающих секторах экономики.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Конкурентоспособность России в настоящее время, ее оценка в международных рейтингах, конкурентные преимущества страны. Анализ факторов, препятствующих росту ее конкурентоспособности. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции.

    контрольная работа , добавлен 22.07.2010

    Роль отдельного региона в национальной и мировой экономике. Оценка факторов конкурентоспособности с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни и ведения бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Понятие, сущность и модели конкурентоспособности, факторы, влияющие на нее. Рейтинг конкурентных преимуществ экономики России на мировом рынке. Этапы проведения экономической политики, направленной на защиту интересов национальных производителей.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Исследование значимых факторов, определяющих уровень конкурентоспособности страны на современном этапе развития. Меры по реализации направлений повышения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан в условиях интеграции в мировую экономику.

    презентация , добавлен 31.08.2014

    Понятие диверсификации и ее виды. Подходы к совершенствованию структуры экономики страны. Диверсификация экономики региона как важнейшее условие повышения ее конкурентоспособности. Отраслевая структура промышленного производства Челябинской области.

    реферат , добавлен 27.08.2012

    Специфические внутренние факторы конкурентоспособности товара. Условия обеспечения требуемого качества в различных областях жизни Украины. Критерий оценки конкурентоспособности продукции на рынке. Пути повышения конкурентоспособности экономики Украины.

    реферат , добавлен 30.09.2013

    Экономический потенциал России и его уникальность. Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство. Причины низкой конкурентоспособности российской экономики, трудности ее преодоления. Перспективы преобразования экономики страны.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Геополитический статус и международные рейтинги конкурентоспособности России. Позиции отечественной легкой промышленности на внешних рынках. Причины низкой конкурентоспособности российской экономики, анализ проблем, возникающих в процессе ее укрепления.