Какой суд обжаловать постановление пристава.

Срок подачи жалобы — десять дней с того момента, как были совершены соответствующие действия со стороны пристава. Сотрудники службы судебных приставов не всегда рассматривают жалобу. В некоторых случаях заявителя ждет отказ:

  1. срок подачи жалобы был пропущен и не восстановлен соответствующим ходатайством
  2. жалоба была составлена неправильно и не соответствует предъявленным требованиям
  3. обжалуется постановление о взыскании сбора — поскольку этим занимаются в порядке судебного разбирательства
    вступило в силу судебное решение по аналогичному заявлению
  4. обжалуется оценка , проводимая уполномоченным лицом

Если жалоба была принята на рассмотрение, то через некоторое время уполномоченный сотрудник вынесет определенное решение. В удовлетворении жалобы отказывают в тех случаях, когда после разбирательства устанавливается факт отсутствия противоправных действий. Признанная в полной или частичной мере жалоба связана с определенными последствиями:

  • незаконное постановление отменяется полностью или частично
  • постановление будет отменено и взамен ему будет принято другое, не противоречащее законодательству
  • деятельность пристава признается незаконной, в связи с чем определяются меры для устранения последствий этой деятельности

Арест имущества можно оспорить в суде

Эти решения вступают в силу в течение десяти дней, если ими не было установлено иного периода. В течение трех дней заявителю выдают копию принятого решения. Заявление также можно подавать в орган суда и . В первом случае составляемая жалоба должна соответствовать положениям процессуального законодательства. Жалобу необходимо направлять в тот суд, в деятельности которого участвует пристав-нарушитель.

В суде можно оспорить арест имущества, неправильно выполненный приставом. Если при этом были нарушены нормы законодательства, то оспаривание производится на основании письменного требования об отмене ареста. Имущество также можно освободить от ареста, подав соответствующее .

Сотрудники прокуратуры имеют полномочия по рассмотрению жалоб на деятельность приставов, если в результате нее нарушались права и свободы граждан. Заявления принимаются в соответствии с постановлениями приказа Генпрокуратуры.

Регистрация поступивших обращений проходит в течение трех дней, а само разбирательство — в течение тридцати. При этом, если для разбирательства не нужно проводить дополнительные проверки, то оно рассматривается в два раза быстрее. После разбирательства уполномоченный сотрудник вынесет решение об удовлетворении или отклонении жалобы.

Жаловаться на незаконные постановления приставов можно в ФССП, орган суда или прокуратуру.

Постановления судебных приставов не всегда являются правомерными и порой не соблюдают действующее законодательство. Граждане, пострадавшие в результате деятельности приставов-исполнителей, могут пожаловаться на них в определенные инстанции. После рассмотрения жалобы уполномоченными органами, они вынесут определенное решение, зависящее от факта наличия .

Мнение юриста-эксперта:

В статье изложен порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц службы судебных приставов. Одним из способов является обращение в суд. Именно этот способ защиты своих прав мы рекомендуем нашим читателям. Какие преимущества он дает?

1. У заявителя появляется право предъявить требования по компенсации морального и возмещению имущественного вреда, в том числе и упущенную выгоду в случаях, определенных законом.

2. Независимость суда гарантирует беспристрастное разбирательство. Обращение в суд не может где-то затеряться в бюрократических лабиринтах. Закон обязывает суд рассмотреть жалобу в течение 10 дней.

3. Если суд первой инстанции примет судебное решение, которое вас не удовлетворяет, вы имеете право на это решение подать апелляционную и другие жалобы в вышестоящие судебные инстанции. Именно по этим причинам судебное разбирательство является наиболее эффективным инструментом защиты ваших прав.

Конституция РФ гарантирует нам судебную защиту наших прав. Таким правом необходимо пользоваться. Если продолжать порочную практику жаловаться на обидчиков начальству, то результаты могут быть минимальными или вообще будут отсутствовать.

Видеоматериал, посвящен обжалованию постановлений судебного пристава-исполнителя:

В последнее время часто встречаются случаи несвоевременного выполнения исполнительного производства судебными приставами, отказы от выполнения ими работы либо случаи, когда предпринимаемые ими действия, противоречат Закону РФ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон). Как же убедить и заставить пристава исполнять свою работу и отстоять собственные права?

Претензии на неправомерные действия, а также на вынесение незаконных постановлений приставами, их отказ от исполнения работы, можно рассмотреть, подав жалобу в суд или в до судебном разбирательстве, руководствуясь статьёй 121 Закона, или обратившись в прокуратуру города (района).

Наиболее действенным, бывает оспаривание незаконных действий судебного пристава в порядке подчинения по ведомству, что означает подачу претензии вышестоящему приставу. Статья 122 Закона гласит, что жалоба подаётся в течение 10 дней, с момента принятия незаконного постановления либо факта неисполнения решения суда судебным представителем, либо совершения им грубого нарушения. Те же заявители, которые не были оповещены вовремя о вынесении постановления или совершении исполнительных действий, могут подать жалобу в срок до 10 дней с того времени, когда они узнали или должны были об этом узнать. Как в случае до судебного разбирательства, так и при оспаривании действий судебных приставов в суде, срок подачи жалобы одинаков. Если же срок всё же был пропущен, то руководствуясь статьёй 18 Закона, срок можно восстановить.

Для этого необходимо вместе с жалобой представить ходатайство о восстановлении сроков обжалования. Если должностное лицо, занимающееся рассмотрением этой претензии, признает правомерной причину пропуска срока и приемлемым время подачи ходатайства, жалоба будет рассмотрена в законные сроки.

Обращения подаются на имя старшего судебного пристава. В случае неудовлетворительного решения, жалоба подаётся выше, то есть заместителю главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, далее главному судебному приставу субъекта РФ (ч. ч. 1,2 статьи 123 Закона).

Жалобы на действия пристава пишутся в свободной форме, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества заявителя, его места жительства и места настоящего пребывания, должности и полного имени судебного представителя. Кроме того, необходимо указать все факты и обстоятельства нарушения прав, с указанием времени этих нарушений. Также нужно отметить, что именно обжалуется (незаконное действие, оставление исполнительного производства без движения или постановление).

Любая жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней. Если же для принятия решения по поступившей претензии, необходимы некоторые документы, подтверждающие факт незаконного действия судебного пристава, то срок подачи заявления продлевается не более, чем на 10 дней, до времени получения этих документов. Результаты проведения проверки по жалобе оформляются в виде постановления, в котором прописывается признана ли жалоба обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Копия этого решения отсылается подателю заявления в течение трёх дней после его принятия.

Следовательно, для наиболее эффективного разрешения конфликтных ситуаций с судебными приставами, претензии надо подавать в Службу судебных приставов. В крайних случаях эти вопросы решаются на уровне ФССП Российской Федерации.

Если решение вопроса этими инстанциями не удовлетворяет или они бездействуют, стоит обратиться в суд. Закон даёт это право.

Для обжалования работы судебного исполнителя, заявление подаётся в районный суд (статья 441 Гражданского Процессуального Кодекса РФ).

Госпошлина с заявителя не взыскивается. В соответствии с п. 2 статьи 441 ГПК РФ и п. 14 Постановления Пленума N 2 от 10.02.2009, это заявление подаётся не по месту жительства заявителя, а по месту исполнения решения суда приставом, в течение 10 дней (статья 221 Закона и статья 441 ГПК РФ) со дня вынесения незаконного постановления судебным представителем, а также ненадлежащим исполнением или неисполнением производства или в течение 10 дней с момента, когда об этом стало известно заявителю, не извещённому вовремя. Суд также обязан рассмотреть заявление (жалобу) в срок до 10 дней. Руководствуясь ч.4 статьи 254 ГПК РФ, суд может приостановить исполнение оспариваемого решения или действия, до вступления решения суда по этому вопросу в законную силу. В судебном заседании пристав обязан сам доказать правомерность своих действий.

Копии решения суда передаются подателю жалобы и судебному приставу в течение трёх дней. Постановление суда принимается к исполнению по вступлению его в законную силу и будет считаться исполненным в случае, когда судебный пристав выполнит действия, предписанные судом.

Однако судебные решения, принятые в отношении приставов, не всегда исполняются надлежащим образом. Поэтому немаловажным фактом является изначальное сопровождение как судебного разбирательства, так и исполнительного производства грамотным представителем. Юрист может помочь на уровне подачи жалобы или заявления, грамотно составить документы, ознакомиться с материалами исполнительного производства, и представить заявителя в суде, при необходимости подать апелляцию.

Помимо суда, жалоба может быть направлена в прокуратуру города или района. Обращаясь в прокуратуру с заявлением на неправомерные постановления судебного пристава, его незаконные действия или отказ от действий, следует обязательно указать нарушение прав, допущенных должностными лицами ФССП, требующее незамедлительного применения мер прокурорского реагирования. Однако, обращение в прокуратуру можно осуществить лишь тогда, когда претензия к действию судебного пристава уже была рассмотрена вышестоящими лицами Службы в порядке ведомственного контроля. В противном случае, во исполнение требования Закона "О прокуратуре", жалоба будет отправлена в структурное подразделение судебных приставов. Поданная в прокуратуру жалоба, рассматривается в течение 30 дней со дня её регистрации.

Действия судебных приставов регулируются . Деятельность и постановления исполнителей могут быть обжалованы и должником, в отношении которого производится взыскание, и взыскателем, если он считает, что его интересам наносится ущерб. Последний аспект актуален как при действиях, так и при бездействии судебных исполнителей. Порядок, по которому можно оспорить исполнительное производство, регулируется .

Основания

Решение судебного пристава исполнителя может быть оспорено по следующим причинам :

  • нарушение прав должника или взыскателя;
  • отсутствие оснований для издания постановления;
  • несвоевременное уведомление о проводимых действиях.

Решение вопроса, какие действия пристава могут быть оспорены, сводится к ситуации, когда одна из сторон исполнительного производства считает свои права нарушенными. Однако часто такие жалобы не удовлетворяются.

Оформление жалобы

Вопрос, как оформить жалобу в суд и оспорить процедуру исполнения, решается при составлении документа. Неправильно составленная жалоба также служит основанием для отказа в рассмотрении, а потому следует указывать определенные моменты:

  • полное имя и должность исполнителя, постановление или действия которого оспаривают через жалобу;
  • полное имя заявителя или наименование организации, от лица которой подается документ;
  • место жительства или пребывания заявителя;
  • причины и правовое основание на то, чтобы оспорить исполнительное производство;
  • требования, на основании которых заявитель оспаривает постановление.

Оспорить постановление судебного пристава допускается на основании следующих требований :

  • полностью или частично отменить принятое постановление;
  • вынести новое решение по указанному вопросу;
  • признать действия или бездействия исполнителя незаконными и принять меры для ликвидации их последствий.

Жалоба составляется как юридический документ, с указанием всех сопутствующих реквизитов. Прописывается название учреждения, в который подается документ — суд, или региональное отделение ССП. В приложении приводятся документальные доказательства нарушения. Закон не определяет их наличие как обязательное, но в процессе рассмотрения они могут понадобиться. В конце проставляется дата и подпись заявителя.

Подробнее о возобновлении исполнительного производства после его окончания читайте

Консультация юриста может стать необходимой при составлении заявления. Обратиться к специалисту можно на нашем сайте.

Срок

Для должников и взыскателей актуален вопрос, в течение какого срока с момента получения постановления от судебных приставов его можно обжаловать. Законодательство определяет , чтобы оспорить процедуру исполнения, в 10 дней . Если период обжалования нарушен, то суд может восстановить его на основании уважительных причин.

Данный период рассчитывается для подачи жалобы на любые действия или бездействие судебного пристава. Датой отсчета считается число, когда они были совершены и заявитель узнал об этом или должен был узнать.

На рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности в ССП, выделяется еще 10 дней. Такой же срок предписывается и для рассмотрения заявления в суде.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Судебные приставы действуют в рамках исполнительного производства по решениям, вынесенным судами с целью обеспечения выполнения принятого решения. Законодательством РФ приставам предоставлены широкие полномочия для осуществления своей деятельности. Они имеют право накладывать арест на имущество должника, реализовывать с торгов в случае неуплаты своевременно долга, а также проводить следственно-розыскные мероприятия по выявлению имеющейся собственности.

Вся деятельность приставов регламентирована нормативно-правовыми актами. В случае нарушения ими определенных сроков, бездействия или применение несанкционированных действий деятельность пристава можно обжаловать. Основные противоречия на практике встречаются по следующим причинам:

  • нарушение гражданских прав людей, предоставленных им законодательством при исполнении своих полномочий;
  • немотивированность и отсутствие оснований для вынесенного приставом постановления;
  • несоответствие установленным нормам деятельности пристава.

Все эти ситуации могут служить основанием для подачи жалобы на конкретное должностное лицо, а также позволяют оспорить вынесенное им постановление.

Оспаривание

Законодательством РФ предусмотрено обжалование не только самой деятельности приставов, но и вынесенных ими постановлений.

Причинами для оспаривания вынесенного постановления могут быть следующие обстоятельства:

  1. Завершение судебного производства без полноценного его исполнения. В этой ситуации обычно происходит только частичное взыскание долга либо полностью неисполнение своих обязательств.
  2. Если было зафиксировано бездействие пристава при взыскании задолженности.
  3. Было осуществлена передача дела в другую инстанцию без имеющихся на это существенных обстоятельств. Обычно это делается для затягивания исполнения вынесенного судебного решения.
  4. Нарушение сроков, которые установлены для исполнительного делопроизводства. Обычно оспаривают постановления при затягивании дела.
  5. Некорректное поведение и действия пристава при проведении описи, ареста имущества и реализации его с торгов.
  6. Осуществление деятельности пристава без соответствующего уведомления заинтересованных в этом лиц. Это является грубейшим нарушением.
  7. Вынесение постановления о начислении исполнительского сбора с должника без положенных на это законодательных оснований.

При наличии данных обстоятельств оспорить вынесенные приставом постановления может определенный круг лиц.

Порядок оспаривания

Законодательством РФ установлено, кто имеет право подать заявление на оспаривание. К ним относятся:

  1. Взыскатель средств в случаях, когда действия пристава не приносят нужный итог.
  2. Должник, против которого направлено делопроизводство. Он может оспорить, если деятельность исполнителя нарушает его права.
  3. Прокурор в случае выявления им нарушений действующего законодательства.
  4. Организации и прочие третьи лица, кто является получателем взыскиваемых средств.

Данный список лиц может быть расширен на основании того, что обжаловать деятельность исполнителя и его решений могут все лица, которых касается данное делопроизводство.

Порядок обжалования установлен следующий:

  1. Прочтение вынесенного постановления. Его копии обязательно должны быть направлены заинтересованным лицам.
  2. Определение претензий, которые имеют обоснование и обязательно ссылаются на конкретные пункты закона.
  3. Решение, в какую инстанцию будет подана жалоба. Здесь есть несколько вариантов. Это может быть старшее должностное лицо, которое обязано контролировать деятельность исполнителя, либо арбитражный суд.
  4. После определения всех важных пунктов составляется сама жалоба с учетом всех требований к ней.
  5. Подача документа в определенную инстанцию и получение ответа от компетентного лица по поводу дальнейших действий по данному делу.

В зависимости от выбранной инстанции порядок действий будет различаться.

Обжалование у старшего пристава

В случае возникновения необходимости оспаривания действий исполнителя нужно попробовать решить это в досудебном порядке. В этом случае нужно подать жалобу старшему приставу того территориального подразделения, где работает ответственный по данному делопроизводству исполнитель.

Персональные данные старшего пристава можно найти на официальном сайте ФССП либо уточнить в самом отделении. Подать жалобу нужно также в 10-дневный срок до вступления вынесенного постановления в законную силу.

При рассмотрении жалобы старший пристав проверяет следующие факты:

  • соответствуют ли действия сотрудника установленному регламенту;
  • действовал ли исполнитель положенным образом либо бездействовал;
  • соответствие нормам принятого исполнителем документа.

Если старший пристав не установил, что принятый документ имеет основания для его отмены, то в этом случае нужно обращаться в суд. Важно сохранить полученный мотивированный ответ старшего пристава и приложить этот документ к общему перечню документов для суда.

Судебное обжалование

Обратиться в суд может не только один определенный человек, но и группа лиц, которых касается вынесенное постановление. Предметом обращения в данном случае будет принятый приставом документ, который истец или истцы требуют отменить. При обращении в суд все требования оформляются в виде искового заявления.

При выборе суда, куда подается заявление, важно знать, что изначально оно должно быть направлено в тот суд, чье решение выполняет пристав. Если этот суд не обжалует, нужно будет обращаться в арбитражный суд.

Оспорить принятый приставом документ можно в течение первых 10 дней с момента, когда гражданин был с ним официально ознакомлен. Этой датой считается день получения письма по почте либо иное официальное вручение копии документа. Если получатель отказался от письма, то датой ознакомления будет день, когда сотрудник почты составит об отказе соответствующую запись.

Принятый иск должен быть рассмотрен в течение 5 дней. Вынесенное судебное решение также можно будет оспорить в суде высшей инстанции.

Составление жалобы

Одним из важных этапов при оспаривании является составление жалобы или иска. Если этот документ не будет соответствовать установленным нормам, то в рассмотрении дела будет отказано. Поэтому важно заполнить правильно данный документ. При составлении жалобы порядок действий будет следующий:

  1. Указать персональные данные старшего судебного пристава, его должность, кому направляется данный документ.
  2. Юридический адрес территориального подразделения ФССП.
  3. Персональные и регистрационные данные заявителя, а также телефон для связи.
  4. Номер исполнительного производства и дату его начала.
  5. Наименование документа.
  6. Далее нужно кратко и четко изложить суть жалобы. Здесь указываются данные пристава, являющегося исполнителем по делу, сумму взыскания и прочие значимые моменты. Кроме этого, перечисляются факты и обстоятельства, которые нарушают законодательство и права граждан.
  7. Обязательно должны быть отсылки на статьи законов.
  8. Далее на основании всего изложенного нужно уточнить, что просит заявитель. Сюда входит признание действий пристава незаконными и отмена действительности принятого им документа.
  9. Ниже ставится дата и подпись.

Документ нужно подавать в 2 экземплярах. Один из них потребуется для получения отметки о принятии заявление уполномоченным лицом. На отметке ставится дата получения. С этого момента заявление должно быть рассмотрено в течение 5 дней и предоставлен письменный ответ заявителю.

Аналогичным образом составляется иск. Только в шапке указываются данные суда, а наименование документа оформляется как «исковое заявление». Перед тем как ставить дату и подпись, нужно указать перечень бумаг, прилагающихся к заявлению в качестве документальных подтверждений и доказательств.