Несколько постановлений судебных приставов. в исполнительном производстве

Возможны случаи, когда постановление судебного пристава-исполнителя может стать основанием для возбуждения самостоятельного исполнительного производства, и в этой ситуации рассматриваемое постановление приобретает силу исполнительного документа,

Исполнительное производство

114 так как имеет целью осуществление имущественного взыскания за пределами уже возбужденного исполнительного производства.

В соответствии с Законом об исполнительном производстве к таким постановлениям могут быть, например, отнесены:

Постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112);

Постановление о наложении штрафа (ст. 115);

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ст. 116).

Действующее законодательство устанавливает определенные требования к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя. Более того, представляется важным обратить внимание на то, что общие требования, предъявляемые к исполнительным документам, на постановления судебного пристава-исполнителя не распространяются. Такой вывод следует из буквального толкования части 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Здесь необходимо руководствоваться специальной нормой части 2 ст. 14 названного Закона, в соответствии с которой в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

дата вынесения постановления;

должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

вопрос, по которому выносится постановление;

решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

порядок обжалования постановления.

При этом возникает вопрос: распространяются ли данные требования на все постановления судебного пристава-исполнителя или же только на те из них, которые являются исполнительными документами? С одной стороны, вводящая подобные требования к содержанию статья 14 Закона об исполнительном производстве находится в главе 2 «Исполнительные документы», однако с другой - статья 14 сформулирована таким образом, что сферой своего применения имеет постановление судебного пристава-исполнителя как таковое. Представляется вполне обоснованным рассмотрение статьи 14 Закона об исполнительном производстве в качестве общей правовой нормы, распространяющей свое действие на все случаи вынесения судебным приставом-исполнителем постановления.

Еще по теме §4.8 Постановление судебного пристава-исполнителя:

  1. 9.1. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
  2. §6.7 Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
  3. Вопрос 3. Права и обязанности судебных приставов-исполнителей
  4. Заявление об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
  5. § 3. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. Полномочия и правовой статус судебных приставов
  6. Вопрос 2. Задачи органов принудительного исполнения. Требования, предъявляемые к судебным приставам
  7. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам

И моя новая статья. Приятно после такого продолжительного летнего интернет-отдыха вернуться к работе. Понятное дело, что каникул летних у меня уже давно нет. И я все это время работал, но общее затишье и жара в общем-то немного выбивают из графика. Поэтому статей на блоге было совсем чуть-чуть и выходили они крайне редко.

Но, ничего страшного, материала у меня скопилось много, и, поэтому, с началом осени статьи будут выходить достаточно часто. Ведь до зимних каникул не так много времени и надо успеть дать вам большой объем информации касаемо исполнительного производства. Это порядка 80 статей. Я думаю, если буду писать и публиковать их ежедневно, то за осенний период поставленную задачу выполню.

Я уже говорил о том, что мы начинаем изучать исполнительное производство с теории, а дальше будет практика. Постепенно перехожу к вопросам более практическим, которые могут быть уже интересно как должникам, так и взыскателям. И сегодня я поговорю о постановлениях, которые выносятся судебным приставом-исполнителем , причем, о постановлении как о процессуальном документе в широком смысле.

Итак, после возбуждения исполнительного производства судебный пристав проводит определенную работу, совершает определенные действия, формирует исполнительное производство. На первом этапе, этапе возбуждения исполнительного производства, у пристава на руках есть только сам исполнительный документ (это исполнительный лист либо судебный приказ), во вчерашней статье я подробно писал об этих документах, а также заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства.

Все остальные документы пристав формирует в деле самостоятельно. Позже я еще буду подробнее останавливаться на том, какими именно бумажками наполняется дело, Но сегодня речь пойдет больше о процессуальных документах, которыми пристав фиксирует каждое свое действие.

Мы живем внутри излишне бюрократизированной системы, поэтому каждое действие любого должностного лица из любого государственного органа должно фиксироваться письменно. Сделано это, во-первых, для того, чтобы показать свою работу, во-вторых, для того, чтобы вышестоящее должностное лицо могло проверить эффективность работы исполнителя, в-третьих, все эти официальные документы могут выступать в качестве письменных доказательств в том или ином споре. Слова-то к делу не пришьешь.

И вот мы, наконец, плавно подошли к необходимости оформления документов и судебным приставом. Сразу скажу, здесь у пристава вариантов не много, откровенно говоря, вариант всего один.

Постановление судебного пристава исполнителя

Дело в том, что судебный пристав-исполнитель любое свое действие на любой стадии оформляет постановлением, и здесь никакого секрета. Первое, и, пожалуй, самое основное постановление пристава — это постановление о возбуждении исполнительного производства . В целом, в своей работе с должником, пристав выносит целый ряд постановлений, среди которых можно отметить:

  • постановление о розыске имущества должника;
  • постановление о розыске денежных средств на счетах и вкладах должника;
  • постановление о списании этих денежных средств в счет погашения долга;
  • постановление об обращении взыскания на имущество должника;
  • промежуточное постановление об изъятии имущества и так далее.

В общем, если пристав работает хорошо и добросовестно, он в процессе исполнения судебного акта выносит достаточно много своих постановлений. По окончании работы с должником, в зависимости от результата исполнения, пристав прекращает или оканчивает исполнительное производство, вынося последнее свое постановление:

  • о прекращении исполнительного производства;
  • о завершении исполнительного производства;
  • о возвращении исполнительного документа взыскателю.

Все положения, касающиеся постановления судебного пристава, изложены в статье 14 ФЗ «Об исполнительном производстве». Если захотите, Вы сможете найти и прочитать первоисточник, узнать какие-либо нюансы, о которых я не сказал. Но, я расписываю для Вас все эти нормы права понятным и доступным языком, так что не удивляйтесь, что текст Закона выглядит иначе.

Немаловажно знать составные части, из которых состоит постановление пристава. Эта информация пригодится и должнику, и взыскателю, поскольку если пристав при вынесении постановления допустит ошибку, что случается нередко, то у любого заинтересованного лица (должника или взыскателя) может появиться повод к обжалованию или оспариванию этого постановления.

В постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно должно быть указано:

  1. наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
  2. дата вынесения постановления;
  3. должность, фамилия и инициалы судебного пристава;
  4. наименование и номер исполнительного производства по которому вынесено постановление;
  5. вопрос по которому выносится постановления;
  6. производная из 5-го пункта — основание принимаемого решения;
  7. непосредственно самого решение которое принято в результате обобщения 5 и 6 пунктов;
  8. порядок обжалования решения поскольку все постановления пристава могут быть обжалованы либо оспорены.

И вот опять нововведения. Судебный пристав может направить постановление заинтересованным сторонам в электронном виде. Этот электронный документы обязательно должен быть подписан электронной цифровой подписью. Но, я так понимаю, что для того чтобы отправить заинтересованному лицу постановление в электронном виде, это лицо должно быть зарегистрировано на портале Госуслуг, либо приставу должен быть известен адрес его электронной почты.

В настоящее время самый распространенный порядок - это вручение постановления лично должнику (или взыскателю) под роспись, либо направление письма по последнему известному месту жительства должника.

Причем, пристав направляет обычное письмо без уведомления. Главное, чтобы у пристава имелся реестр отправки, согласно которому он сдал на почту письмо, содержащее такой-то документ, и адресованное такому-то человеку. Этого сегодня достаточно, чтобы пристав подтвердил направление сторонам производства тех или иных документов.

Касаемо ошибок, которые приставы допускают в постановлениях

Разного рода ошибки нередко попадаются и в судебных актах, и в актах других органов, включая приставов. Все мы люди, человеческий фактор никто не отменял. Даже если Вы почитаете подробнее мой блог, уверен, Вы найдете массу чисто технических ошибок и опечаток. Причина: бывает, я тороплюсь, бывает я что-то пропустил, да просто усталость сказывается.

Я хочу сказать, это в принципе нормальная ситуация. Однако, если мои опечатки никаких последствий ни для меня, ни для читателей не влекут, ошибки пристава могут ему дорого стоить в последующем. Но, на этот счет законодатель включил в Закон норму, согласно которой, если пристав сам обнаружил ошибки в своем, уже вынесенном постановлении, он может их исправить путем вынесения постановления об исправлении ошибок или описок. Я же говорю, бюрократическое государство, без бумажек никуда.

Важно упомянуть о том, что постановления судебного пристава обязательно должно быть исполнено в срок, который в нем указан. Как правило, это срок начинает исчисляться с момента получения адресатом постановления.

И последний важный момент, о котором надо сказать. Постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем может быть отменено либо изменено вышестоящим должностным лицом службы судебных приставов, но только в том случае, если это постановление не соответствует законодательству. Понятно, что чаще всего вышестоящее руководство отменяет постановления пристава в случае его обжалования в порядке подчиненности либо оспаривание в судебном порядке. Так что, рассчитывать на то, что кто-то сверху отменит постановление без Вашего участия, я бы не стал.

Я думаю, на сегодня достаточно. Буду выдавать информацию порционно по темам, чтобы сформировать хороший и понятный учебник по теме исполнительного производства. Краткое изложение узких вопросов будет во-первых, удобным, во-вторых, Вам не придется читать то, что Вам не нужно. Я не люблю создавать кашу из повествования, тем более в письменном виде. Именно по этой причине весь курс разбит на много маленьких, ну, относительно маленьких статей. Когда я закончу, Вы поймете, что такое дробление было оправдано.

Задавайте свои вопросы, пишите в комментариях, оставляете хвалебные отзывы, шучу, оставляйте любые отзывы. Но, имейте ввиду, что я приветствую только конструктивную критику. Необоснованные нападки и оскорбления модерацию традиционно не проходят.



Особого внимания заслуживают такие исполнительные документы как постановления судебного пристава-исполнителя. Исполнительным документом может быть не каждое его постановление, а только те, которыми с должника, взыскателя, других участников исполнительного производства, а также с лиц, не являющихся таковыми, взыскиваются какие-либо денежные суммы. В частности, таковыми являются следующие постановления:

  • 1. о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и взысканию исполнительского сбора (ст. 112, 117 Закона);
  • 2. о наложении на должника штрафа за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч.1. ст. 17.14 КоАП)
  • 3. о наложении на граждан, должностных или юридических лиц штрафа за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа (ч.3 ст. 17.14 КоАП)
  • 4. о наложении на граждан, должностных и юридических лиц штрафа за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем (ст. 17.15 КоАП).

Данные постановления судебного пристава-исполнителя утверждаются старшим судебным приставом. Требования, предъявляемые к постановлениям судебного пристава-исполнителя содержатся в ст.14 Закона. Такие постановления являются важным механизмом воздействия на граждан, должностных и юридических лиц, не исполняющих свои обязанности точно и в срок. Поэтому административная практика является одним из приоритетных направлений в службе судебных приставов.

Среди всех исполнительных документов чаще всего обжалованию подлежат именно постановления судебного пристава-исполнителя.

Так, например, согласно п.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Не каждый должник согласен оплатить «лишние» деньги, учитывая размер долгов.

Так, 07 июля 2008 года судебный пристав-исполнитель Устиновского РО СП г. Ижевска УР вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № 18/23457/876/20/08 в отношении организации ООО «Ареола» о взыскании с неё долга в размере 2600741 руб. 00 коп. По истечении 5-дневного срока для добровольного исполнения со дня получения организацией постановления было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Должник обжаловал указанное постановление в суд, потребовав отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на то, что долг не был уплачен в срок в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете, но в срок для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю были предоставлены векселя, на которые он смог наложить арест. Были учтены имущественное положение должника, степень его вины и другие существенные обстоятельства и решением Арбитражного суда УР № А71-492/08-А28 от 07 августа 2008 года требования должника были удовлетворены частично, суд снизил размер исполнительского сбора на 25%.

Другую организацию, находящуюся в г. Ижевске ОАО «ИжАвто», ещё до вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», освободили от оплаты исполнительского сбора полностью, т.к. организация просрочила оплату долга на 1 день. Устиновский районный суд посчитал это обстоятельство несущественным, и постановление о взыскании исполнительского сбора было отменено.

С вступлением в силу ст. 17.14 и 17.15 КоАП все чаще обжалуются постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа.

Так, 14 мая 2008 года судебным приставом-исполнителем Устиновского РО СП г. Ижевска УР было вынесено постановление о наложении штрафа в отношении главного бухгалтера ООО «Орлан» N. Правонарушение выразилось в том, что г-ка N, являясь должностным лицом, несвоевременно отправила исполнительный документ в службу судебных приставов после того, как должник был уволен из организации. N. обратилась в Устиновский районный суд с требованием отменить названное постановление и предоставила документы, подтверждающие, что во время увольнения должника она находилась на больничном, а руководитель организации в очередном отпуске. Их обязанности никто не исполнял. Судебный пристав-исполнитель, не дожидаясь решения суда, отменил постановление о наложении штрафа, наложенного по ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ.

6 октября 2008 года в рамках исполнительного производства № 94/27890/982/22/08 от 04.09.2008 года должнику было выставлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 14 октября 2008 года к 16 ч. 00 мин. для совершения исполнительных действий. В установленный срок должник не явился, о причинах, препятствующих явке, не сообщил. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о наложении штрафа по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Должник обратился в Устиновский районный суд с требованием отменить названное постановление и предоставил документы, подтверждающие, что в день, когда он должен был явиться в службу судебных приставов, он находился в командировке. Судебный пристав-исполнитель, не дожидаясь решения суда, отменил постановление о наложении штрафа.

Таким образом, многие вопросы, которые возникают на практике, остаются открытыми и требуют своего дальнейшего совершенствования.

Главная > Лекция

4. Правила документального оформления действий

судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве

Юридические действия судебного пристава-исполнителя оформ-ляются различными процессуальными документами. К их числу отно-сятся постановления, акты, заявления, уведомления. Характер и содержание выносимого процессуального документа в основном определяется в нормах Федерального закона «Об исполнительном про-изводстве», а также в ГПК, иных актах исполнительного законода-тельства.

Особое значение имеет представление судебного пристава-испол-нителя, составляемое в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 87 Феде-рального закона «Об исполнительном производстве». Представление выносится при установлении судебным при ставом-исполнителем в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не вы-полняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном произ-водстве, признаков состава преступления. Представление вносится судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы, в дан-ном случае по подведомственности в органы прокуратуры (ст. 315 УК и ст. 126 УПК). Представление не имеет значения процессуального документа, влияющего на динамику исполнительного производства, а является формой реагирования судебного пристава-исполнителя на правонарушения, некий аналог частного определения суда.

Постановления судебного пристава-исполнителя. Основным юриди-чески значимым процессуальным актом, выносимым судебным при-ставом-исполнителем, является постановление. Постановления вы-носятся по наиболее существенным вопросам исполнительного про-изводства, разрешаемым судебным при ставом-исполнителем и затрагивающим интересы сторон и иных лиц. Отдельные постановле-ния подлежат утверждению старшим судебным приставом, который таким образом осуществляет предварительный оперативный контроль за решениями судебного пристава-исполнителя. Письменное оформ-ление юридических действий судебного пристава-исполнителя путем вынесения постановлений обеспечивает их фиксацию, возможности контроля и последующего обжалования.

В ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указаны основные реквизиты постановления судебного пристава-ис-полнителя:

1) дата и место вынесения постановления;

2) должность, фамилия, имя и отчество судебного пристава-исполни-теля, вынесшего постановление;

3) исполнительное производство, по которому выносится постановле-ние;

4) рассматриваемый вопрос;

6) вывод по рассматриваемому вопросу;

7) порядок и срок обжалования постановления.

В частности, постановления судебного пристава-исполнителя вы-носятся:

    о возбуждении исполнительного производства (п. 2 ст. 9 Федерально-го закона «Об исполнительном производстве», здесь и далее до осо-бых пояснений имеется в виду данный Закон) и одновременном взыскании исполнительского сбора (п. 5 ст. 81);

    о возращении исполнительного документа взыскателю (п. 3 ст. 10); . об отказе принятия к исполнению исполнительного документа, по которому истек срок предъявления к исполнению (п. 1 ст. 16);

    об отложении исполнительных действий (п. 3 ст. 19);

    о замене стороны исполнительного производства ее правопреемни-ком (ст. 32);

    о назначении переводчика (п. 2 ст. 3);

    о назначении специалиста (п. 1 ст. 41);

    об отводе переводчика или специалиста (п. 3 ст. 43);

    о продаже банком или иной кредитной организацией иностранной валюты либо о переводе валюты в банк, который пользуется правом продажи валюты (п. 2 ст. 47);

    о наложении на должника штрафа за неисполнение решения, обязывающего должника к совершению определенных действий или воз-держанию от их совершения (п. 1 ст. 85);

    о наложении на граждан и должностных лиц (не являющихся взыс-кателями) штрафа за невыполнение законных требований судебно-го пристава-исполнителя и нарушение законодательства об испол-нительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных све-дений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства (п. 1 ст. 87);

    о принудительном приводе к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан, должност-ных лиц, должника (п. 1 ст. 87).

Следует иметь в виду, что перечень решений судебного пристава-исполнителя, фиксируемых в форме постановления, не является ис-черпывающим. Так, согласно п. 4 Порядка наложения ареста на ценные бумаги, утвержденного постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 12 августа 1998 г. № 934 , решение судебного пристава-исполнителя об ограничении владельца ценных бумаг в праве пользо-вания ими выносится в форме постановления. Поэтому в других слу-чаях судебные приставы-исполнители также вправе выносить постановления по вопросам распорядительного характера.

Некоторые вопросы распорядительного характера в исполнитель-ном производстве могут одновременно разрешаться процессуальны-ми актами различных субъектов исполнительных отношений. Напри-мер, вопрос о правопреемстве в исполнительном производстве может быть разрешен как постановлением судебного пристава-испол-нителя (ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производ-стве»), так и определением суда общей юрисдикции (ст. 40 ГПК) либо арбитражного суда (ст. 40 АПК) в зависимости от вида исполни-тельного документа.

Акты судебного пристава-исполнителя . Акты составляются судеб-ными приставами-исполнителями в случае необходимости фиксации совершаемых ими юридических действий как форма закрепления ус-тановленных ими фактических обстоятельств. В актах содержатся по-ложения, фиксирующие как установленные факты (например, пере-чень описанного имущества), так и совершение связанных с этим действий, например о разъяснении прав участникам исполнительно-го действия, о передаче арестованного имущества на хранение долж-нику либо другим лицам, назначенным судебным приставом-испол-нителем.

В ряде случаев закон устанавливает квалифицированную форму составления акта, связанную с участием понятых. Так, согласно ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (здесь и да-лее до особых пояснений имеется в виду данный Закон) присутствие понятых является обязательным при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимае-мых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей иму-щества должника.

Акты составляются судебным приставом-исполнителем в следую-щих случаях:

    при производстве описи имущества должника и наложении на него ареста (п. 5 СТ. 9 ИСТ. 51);

    при установлении невозможности исполнения в данном месте в свя-зи с изменением места жительства должника, места его работы или места его нахождения либо отсутствия имущества у должника или его недостаточности для исполнения (п. 3 ст. 11);

    при необходимости совершения исполнительных действий на тер-ритории за пределами его территориальной компетенции (п. 4 ст. 11);

    при невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 3- - 6 П. 1 ст. 26, и возвращении исполнительного документа взыскателю (п. 1 ст. 26);

    при изъятии предметов, указанных в исполнительном документе, у должника, и передаче их взыскателю (ст. 56);

    при принудительном выселении после исполнения исполнительно-го документа о выселении (п. 6 ст. 75);

    при вселении после исполнения исполнительного документа о все-лении (п. 3 ст. 76).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не со-держит формы и реквизитов актов судебного пристава-исполнителя, поэтому здесь можно руководствоваться как сложившимися обыкно-вениями практики, так и приказами, методическими материалами Министерства юстиции Российской Федерации. Кроме того, во мно-гих субъектах Российской Федерации Службы судебных приставов Российской Федерации разработали собственные формы таких доку-ментов, например интересная практика в этом плане есть в Нижего-родской и Свердловской областях. Вполне применимы для практики все ранее использовавшиеся формы актов, в частности вполне при-менима ст. 372 ГПК, устанавливающая содержание акта об аресте имущества.

Следует иметь в виду, что в целом ряде случаев акты составляют-ся одновременно с описью имущества, например при аресте имуще-ства. В некоторых случаях опись упоминается в качестве отдельного документа, например, согласно п. 4 ст. 75 Федерального закона «Об исполнительном производстве» выселение производится с обязатель-ной описью имущества, производимой судебным приставом-испол-нителем. В подобном случае практика идет таким образом, что опись как процессуальный документ составляется одновременно с актом о выселении и является взаимосвязанным с актом документом. Поэто-му опись не выделяется в качестве самостоятельного документа су-дебного пристава-исполнителя.

Заявления судебного пристава-исполнителя . Заявления судебного пристава-исполнителя составляются в тех случаях, когда имеющейся в его распоряжении информации недостаточно для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа. В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном произ-водстве» заявления судебного пристава-исполнителя составляются в следующих случаях:

    при обращении в суд или другой орган, выдавший исполнительный

документ, за разъяснением судебного или иного акта (п. 1 ст. 17);

    при обращении в суд или другой орган с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения исполнительного документа, R также об изменении способа и порядка исполнения (ст. 18);

    при обращении (после получения извещения Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению о действиях по возбуждению дела о банкротстве) в арбитражный суд с ходатайством об отсрочке исполнения исполнительного документа до возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве (п. 3 ст. 60);

    при обращении в суд с ходатайством о вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного про-гула или разницы в заработке за все время со дня вынесения реше-ния о восстановлении на работе по день исполнения исполнитель-ного документа при неисполнении должником исполнительного до-кумента о восстановлении на работе (ст. 74).

Уведомления судебного пристава-исполнителя . Уведомления носят информационный характер с целью извещения участников исполни-тельного производства и других заинтересованных лиц о совершен-ных или планируемых исполнительных действиях. Закон специально оговаривает в ряде случаев необходимость такого извещения для за-щиты прав, принятия своевременных мер по реализации полномо-чий органов исполнительной власти. Соответствующий документ мо-жет носить различное название - уведомление, письмо, но незави-симо от названия неизменно его сугубо информационное значение. Уведомления в соответствии с Федеральным законом «Об исполни-тельном производстве» выносятся в следующих случаях:

    при извещении сторон о приостановлении или прекращении судом исполнительного производства (п. 3 ст. 24);

    при уведомлении Федерального управления по делам о несостоя-тельности (банкротстве) (далее - ФУДН), а в копии – налогового органа, о произведенном аресте судебным приставом-исполнителем принадлежащего должнику-организации имущества третьей очере-ди (п. 1 ст. 60);

    при сообщении взыскателю о направлении исполнительного доку-мента ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 61);

    при извещении должника о дне и времени принудительного выселе-ния (п. 2 ст. 75).

Перечень оснований для уведомления не является исчерпываю-щим, в связи, с чем они могут направляться и в других случаях. Одна-ко в тех случаях, когда необходимость уведомления прямо указана в законе, то соответствующее действие должно быть произведено су-дебным приставом-исполнителем. В отдельных случаях некоторые документы исполнительного производства выполняют одновременно различные функции и юрисдикционного, И уведомительного харак-тера так, постановление о возбуждении исполнительного производ-ства одновременно является юридическим фактом, оформляющим начало данного производства, и одновременно уведомляет должника о принудительном исполнении требований взыскателя по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

5. Фиксация юридических действий старшего судебного пристава

Целый ряд постановлений и актов судебного пристава-исполни-теля вступают в силу только после их утверждения старшим судеб-ным приставом. В частности, старший судебный пристав утверждает

следующие постановления судебного пристава-исполнителя:

    о возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об исполни-тельном производстве», здесь и далее до особых пояснений имеется в виду данный Закон);

    о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, поста-новление о взыскании расходов по розыску с должника (п. 1 ст. 28);

    по результатам рассмотрения вопроса об отводе переводчика или

специалиста судебным приставом-исполнителем (п. 4 ст. 43);

    о возвращении исполнительного документа суду или другому орга-ну, его выдавшему, при невозможности исполнения исполнитель-ного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения (п. 4 ст. 73);

    о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 4 ст. 84);

    о наложении на должника штрафа за неисполнение решения, обя-зывающего должника к совершению определенных действий или воз-держанию от их совершения (п. 4 ст. 85);

    о наложении на граждан и должностных лиц (не являющихся взыс-кателями) штрафа за невыполнение законных требований судебно-го пристава-исполнителя и нарушение законодательства об испол-нительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства;

    о принудительном приводе к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан, должност-ных лиц, а также, по смыслу данной статьи Закона, и должника (п. 2 ст. 87).

Кроме того, старший судебный пристав:

    в соответствии с п. 1 ст. 26 утверждает акт судебного пристава-ис-полнителя о невозможности взыскания по основаниям пп. 3-6 п.1 ст. 26 указанного Закона;

    на основании ст. 74 утверждает заявление судебного пристава-ис-полнителя в суд о вынесении определения о выплате работнику сред-него заработка за время вынужденного прогула или разницы в зара-ботке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа при неис-полнении должником исполнительного документа о восстановлении на работе:

    в соответствии с п. 3 ст. 43 разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя;

    согласно п. 4 ст. 12 разрешает совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время.

Все указанные действия старшего судебного пристава фиксиру-ются в виде резолюции на соответствующих актах, подготовленных судебным приставом-исполнителем.

Ряд юридически значимых действий для развития исполнитель-ного производства совершаются только с санкции Главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и Главного судебного приста- ва Российской Федерации . В частности, с разрешения Главного судеб-ного пристава субъекта Российской Федерации на основании п. 2ст. 55 решаются вопросы консолидации и объединения отдельных ис-полнительных производств в сводное исполнительное производство в отношении одного должника на территории субъекта Российской Фе-дерации, а с санкции Главного судебного при става Российской Фе-дерации разрешаются на основании п. 3 ст. 55 вопросы консолидации и объединения исполнения в отношении одного должника на терри-тории нескольких субъектов Российской Федерации. Закон не опре-деляет процессуальную форму такой санкции. Полагаем, что в подоб-ных случаях должно выноситься постановление либо должен прини-маться приказ соответствующего Главного судебного пристава.

6. Общие правила фиксации юридических фактов

в исполнительном производстве

Подробное изложение правил фиксации совершаемых действий содержится при рассмотрении особенностей отдельных видов испол-нения. В то же время можно сформулировать несколько общих правил фиксации юридических действий судебного пристава-исполнителя.

Первое правило . Обязательной фиксации подлежат те обстоятель-ства, на необходимость закрепления которых в письменной форме прямо указано в законе. Например, арест и опись имущества оформ-ляются актом описи и ареста. В случае обязательного участия понятых

при совершении исполнительного действия согласно п. 1 ст. 40 необ-ходимо в акте удостоверить подписью понятых факт, содержание и результат исполнительных действий, при совершении которых они присутствовали. Если подпись понятых в акте будет отсутствовать, то будет сделан вывод о том, что понятых не было, что повлечет за собой в случае спора признание данного исполнительного действия несовершенным. Поэтому ненадлежащая фиксация исполнительных действий лишает соответствующие документы какого-либо доказа-тельственного значения. Всякое сомнение в совершении конкретных исполнительных действий при их ненадлежащей фиксации трактует-ся в судебной практике не в пользу судебного при става-исполнителя.

Второе правило . Определенные обстоятельства подлежат фиксации в определенных юридических документах. Например, возбуждение исполнительного производства должно оформляться только путем вынесения соответствующего постановления: судебного пристава-ис-полнителя, а не путем, например, наложения резолюции на заявле-нии взыскателя либо путем регистрации поступления исполнительного листа в канцелярии территориального подразделения судных приставов. Таким же образом оформляется возвращение исполнитель-ного документа взыскателю, если в силу оснований, указанных в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», исполнительное производство не может быть возбуждено.

Третье правило . Содержание соответствующего процессуального документа, фиксирующего исполнительные действия, должно содер-жать реквизиты, указанные в законодательстве, что придает ему юри-дическую значимость. Ведь юридическая сила документа определяет-ся не только его названием, но и наличием всех необходимых рекви-зитов, перечисленных в соответствующем нормативном акте, либо тех данных, которые должны содержаться в документе судебного при-става-исполнителя, исходя из анализа исполнительного и иного за-конодательства. В отдельных случаях юридическая сила документа свя-зывается с фактом его утверждения другим должностным лицом. Так, целый ряд постановлений судебного пристава-исполнителя вступает в силу только после их утверждения старшим судебным приставом.

Таким образом, нарушение правил фиксации исполнительных и иных юридических действий судебным при ставом-исполнителем может привести к признанию самого процессуального акта исполни-тельного производства ничтожным, действия - несовершенным, что приведет к отмене всего сделанного судебным приставом-исполните-лем, нарушению прав сторон, может дать основания для привлече-ния судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной и иной юридической ответственности. Как видно, деятельность судебного при-става- исполнителя является разновидностью процедурно- процессу-альной деятельности, в силу чего подчиняется строгому регламенту ее осуществления.

Сроки и время в исполнительном производстве

1. Сроки совершения исполнительных действий

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не со-держит специальной главы о сроках в исполнительном производстве, в связи, с чем положения о сроках применяются с учетом аналогич-ных правил, содержащихся в процессуальном законодательстве. На-пример, если последний день соответствующего срока для соверше-ния действий в исполнительном производстве приходится на нерабо-чий день, то тогда днем окончания срока рассматривается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполне-ны судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, который в соответ-ствии с п. 2 ст. 9 может не совпадать с днем вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако согласно п. 1 ст. 13 срок совершения исполнительных действий исчисляется со дня по-ступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, а не со дня вынесения указанного постановления . По общему правилу совершение исполнительных действий должно завершаться оконча-нием исполнительного производства, о чем судебный пристав-испол-нитель выносит соответствующее постановление (п.2 ст. 27 указанно-го Закона). Период между поступлением к судебному приставу-исполни-телю исполнительного документа и вынесением постановления об окончании исполнительного производства не может превышать двух ме-сяцев .

Следует иметь в виду, что данный двухмесячный срок по смыслу закона распространяется на исполнение тех исполнительных доку-ментов, которые не связаны с реализацией имущества. Данный вы-вод следует, исходя из п.1 ст. 54 Федерального закона «Об исполни-тельном производстве», согласно которому реализация арестованно-го имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом. При реализации имущества срок на реализацию исчисляется не с момента поступления исполнительного документа, а с момента наложения на имущество ареста.

Кроме того, большинство сроков в исполнительном производ-стве не носят пресекательного характера, в случае их пропуска по уважительным причинам они подлежат восстановлению.

2. Время совершения исполнительных действий

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном произ-водстве» исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время соверше-ния исполнительных действий определяется судебным приставом- исполнителем. Стороны, участвующие в исполнительном производ-стве, вправе предложить удобное для них время совершения испол-нительных действий.

В нерабочие дни, установленные федеральным законом или ины-ми нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно. Вместе с тем в данное время могут совершаться испол-нительные действия и в тех случаях, когда это прямо предусмотрено судебным решением.

Например, в решении об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка может быть определено время общения с ребен-ком по субботам или воскресеньям с 14 до 17 часов.

Совершение исполнительных действий с 22 часов до 6 часов по местному времени допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Для совершения исполнительных действий в нерабочие дни и с 22 часов до 6 часов судебный пристав-исполни-тель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава.

Учебно-методический комплекс

Рецензенты – зав. кафедрой гражданского и социального права Волго-Вятской академии государственной службы (ВВАГС) к.ю.н., доцент А.И. Некрасов, заслуженный юрист РФ;

  • Лекция Предмет и методология теории государства и права

    Лекция

    1. Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания.

  • Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Документ

    Иванова С.А., Короткова М.В. Фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030500.

  • Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

    Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) и иных должностных лиц ФССП России принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

    Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ).

    В защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в ст. 46 ГПК РФ, ст. 40 КАС РФ и ст. 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.

    Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание, либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления, либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

    По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

    Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», ч. 5 ст. 14, ч. 9 ст. 47, ч. 4 ст. 108, ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

    Заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

    Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

    Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчинённости, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

    Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

    Рассматривают указанные выше вопросы в соответствии с положениями ч. 6 и 8 ст. 219 КАС РФ по аналогии закона (ч. 5 ст. 3 АПК РФ).

    По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (ч. 4, 5 ст. 38, гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

    В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

    При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.

    Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и ч. 3 ст. 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными гл. 7 КАС РФ или гл. 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).

    При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 2 ст. 358, ч. 3 ст. 359 КАС РФ, ч. 2 ст. 324, ч. 3 ст. 327 АПК РФ).

    Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

    Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

    Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учёбе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. 4 и 5 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 4 и 5 ст. 10 КАС РФ, ч. 4 и 5 ст. 6.1АПК РФ).

    Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

    При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

    Исполнительное производство: Видео