Тип монополии в европе начала 20 века. Уровень развития России в начале XX века

Общая характеристика. В XVII веке в России сложились предпосылки к петровским реформам. В экономике усиливается значение крепостного труда, завершается формирование единого общерусского рынка и географическая специализация территорий. В социальной жизни постепенно теряют свое значение Земские соборы и развивается абсолютная монархическая власть. Однако часты мощные народные высступления, отчего век называют «бунташным». Во внешней политике Россия вмешивается в европейскую Тридцатилетнюю войну. Культуры России активно впитывает западноевропейские тенденции.

Условно XVII век можно разделить на два периода: 1) время преодаления Смуты; 2) складывание предпосылок петровских реформ.

Михаил Федорович (1613–1645). Фигура нового царя устраивала все слои общества, однако реальной властью долгое время обладал его отец – митрополит Филарет . Большую роль играет Земский собор, который собирался 10 раз. Но соборы обладали только совещательной функцией. Законодательная власть находилась в руках царя и Боярской думы. Главной задачей царствования Михаила была преодаление экономических и политических последствий Смуты. Центральное управление осуществлялось через систему приказов. В местном самоуправлении заменяются выборные старосты на назначенных из центра воевод. Основу войска составляли дворяне, получавшие за свою службу земли с крестьянами. Но из-за бегства крестьян в перод Смуты эти поместья ценились дешево. Поэтому правительство увеличивает срок сыска беглых крестьян до 15 лет и передает все дела по розыску в Разбойничий приказ, то есть бегство крестьянина от землевладельца начинает расцениваться как уголовное преступление.

Помимо сохранения дворянского ополчения с 30‑х годов начинают формироваться «полки нового строя » – пехота и конница. Полки набирались из вольных людей, содержались за государственный счет (без земельных пожалований) и обучались офицерами – иностранцами.

Алексей Михайлович (1645–1676). В середине XVII века ощутимой стала потребность в систематизации всех законов и издания нового свода законов. Результатом работы специально собранной комиссии с участием выборных людей стало Соборное Уложение 1649 года . Уложение завершило оформление системы крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным, крепостное состояние наследственным, жители посадов прикреплены к пасадским общинам. Ряд статей Уложения укрепляли центральную власть царя. Таким образом сословно-представительная монархия эволюционировала в абсолютную монархию.

Абсолютизм – форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власти сосредоточены в руках монарха. В своих действиях монарх опирается на назначаемый им бюрократический аппарат. Государственное и местное управление централизовано. Монарх контролирует также постоянную армию и финансовую систему. Особенностью российского абсолютизма стало то, что он не опирался на растущую буржуазию (третье сословие). Опорой абсолютизма стало дворянство и крестьянская община. Однако абсолютизм способствовал укреплению экономических связей отдельных территорий, скложению общероссийского рынка и формированию внутри населения капиталистических элементов.

В царствование Алексея Михайловича прекращаются собираться Земский собор (последний раз Собор собирался в 1653 году по вопросу о присоединении Малороссии), снижается значение боярской Думы (из Думы в которой заседало более 100 человек Алексей Михайлович выделяет ближнюю Думу из особо доверенных лиц, а решения принимает самостоятельно), более разветленной становится система приказов. В промышленности появляются мануфактуры , основанные на разделении труда, применении машин и наемного труда (в основном из крепостных и черносошенных государственных крестьян). Однако доля мануфактур в экономике России была ничтожно малой. В городах постепенно отменяется местное самоуправление и вводится воеводское управление.

Со второй половины XVII века особо заметна основная тенденция развития России: это попытки власти провести модернизацию страны. Под модернизацией понимают изменения в социально-экономической, политической и духовной сфере жизни общества. Особенностью российской модернизации стало усиление абсолютной монархии и усиление крепостничества. Целью модернизации было военно-техническое и налоговое развитие страны.

Внешняя политика и расширение территории России.

Во внешней политике XVII века прослеживается несколько задач: 1) преодоление последствий Смуты; 2) выход к Балтийскому морю; 3) борьбы с крымчаками на южных границах; 4) освоение Сибири.

Главным успехом Алексея Михайловича стало присоединение Малороссии (Украины). В 1648 году на Украине началось восстание запорожских казаков во главе с Богданом Хмельницким против поляков. Восстание переросло в народную войну. Из-за опасности воевать на два фронта (против поляков и Турции) восставшие обратились за помощью к России. Земский Собор 1653 года принял решение о присоединении Левобережной Малороссии к России. Присоединение Малороссии стало поводом к войне с Речью Посполитой (1654–1667), закончившейся Андрусовским перемирием . России возвращался Смоленск и признавалось присоединение Малороссии. В 1686 году России возвращен Киев. Неудачной быларусско-шведская война 1656–1658 годов за Финский залив, походы князя В.В. Голицина на Крым в 1687 и 1689 годах. Таким образом, Россия имела выход только в Белое море через Архангельск, выходы в другое моря она не получила. Успешной была внешняя политика России в Сибири: присоединена Восточная Сибирь, русские землепроходцы В. Поярков, С. Дежнев вышли к Тихому океану, установлены границы с Китаем.

Соборное уложение 1649г.

1. Разработка и принятие Соборного уложения

2. Источники Соборного уложения

1. Изменения, произошедшие в общественно-политиче­ских отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта пред­ставителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы - в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.

Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Зем­ским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разос­лан в приказы и на места.

2. Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Раз­бойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Ново­указными статьями.

3. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское зако­нодательство, наметилось разделение правовых норм по от­раслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии гос­подствовавшего сословия и устанавливало неравное положе­ние зависимых сословий.

В Соборном уложении закреплялся статус главы госу­дарства - царя как самодержавного и наследного монарха.

С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и воз­вращения прежнему владельцу.

Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания.стали устрашение, возмездие и изоляция преступ­ника от общества.

Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.

Государственное устройство и внутренняя политика

В первой половине XVII в. Россия по своему политическому устройству продолжала оставаться сословно-представительной монархией. Однако, начиная примерно с середины столетия, сословно-представительные органы власти все больше и больше теряют свое значение, некоторые вообще исчезают, власть царя приобретает самодержавный характер, и Россия начинает превращаться в абсолютную монархию. Процесс этого превращения завершится уже в следующем столетии, в царствование Петра Великого.

В XVII в. во главе страны находился царь, в руках которого сосредотачивалась вся верховная власть. Он был верховным законодателем, главой исполнительной власти и высшей судебной инстанцией. В сокращенном виде царский титул звучал так: "государь царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые России самодержец", а еще более кратко - "великий государь". (Полный титул, который писался только в самых важных государственных и дипломатических документах, занял бы не меньше десятка строк.)

Следующим уровнем власти была Боярская дума. Члены думы назначались царем. Это был высший законодательный и совещательный орган при великом государе. В думе обсуждались все важные текущие дела внутренней и внешней политики, а наиболее важные указы издавались от имени царя и думы ("царь указал и бояре приговорили").

Для обсуждения наиболее важных государственных вопросов созывались Земские соборы. На них присутствовали царь, члены Боярской думы, высшие церковные иерархи, а также представители от различных сословий (кроме владельческих крестьян), выбранные на местах, в уездах. В первое время после Смуты, когда верховная власть была еще слаба и нуждалась в поддержке сословий, Соборы созывались почти ежегодно. Затем их собирают все реже и реже, и последним Земским собором, который рассматривал действительно важный вопрос, был Собор 1653 г., утвердивший присоединение Левобережной Украины к России. К концу XVII в. Земские соборы уже не созывались.

Решение повседневных вопросов управления страной было сосредоточено в приказах. Их число и состав не были постоянными, но всегда единовременно существовало несколько десятков приказов. Одни из них ведали отдельными отраслями управления (например, Посольский приказ - внешними сношениями, Разрядный - вооруженными силами, Поместный - всеми вопросами поместного землевладения и т.д.), другие - всеми вопросами управления в пределах какой-либо территории (приказ Казанского Дворца - территорией бывшего Казанского ханства, Сибирский - Сибирью). Были приказы, которые образовывались лишь для выполнения какой-либо конкретной задачи и затем упразднялись.


Системе приказов не хватало четкости; функции их нередко переплетались, одни и те же вопросы решались сразу несколькими приказами, и, наоборот, в одном и том же приказе занимались множеством разнородных дел, часто не имевших ничего общего с названием данного приказа. Кроме того, приказы одновременно обладали и законодательными, и исполнительными, и судебными функциями.

Россия в XVII в. делилась на уезды, которых насчитывалось более 250. Во главе уезда стоял назначавшийся соответствующим приказом воевода. В его руках сосредотачивалась вся власть в уезде. Выборные от сословий должностные лица (типа губных и земских старост), появившиеся в XVI в., в XVII столетии играли все меньшую роль и, наконец, исчезли. Воеводская власть, состоявшая из самих воевод и воеводских канцелярий - приказных изб, стала единственной властью на местах.

В конце XVI в. отменой Юрьева дня (заповедные годы) и затем введением урочных лет начался процесс закрепощения российского крестьянства. В 30-40-х гг. XVII в. служилые люди по отечеству, владевшие поместьями и вотчинами, несколько раз обращались к царю с просьбой сделать сыск беглых крестьян бессрочным. Однако правительство не спешило выполнять эти пожелания. Дело в том, что большая часть беглых крестьян оказывалась на землях крупных и влиятельных феодалов: там оброки и барщина были меньше, чем у рядовых служилых людей. Нередки были случаи, когда "сильные люди" попросту увозили крестьян в свои вотчины из поместий служилой мелкоты. Таким образом, правящая верхушка страны пополняла число рабочих рук в своих владениях и не была заинтересована во введении бессрочного сыска беглых: в течение установленных урочных лет занятые на службе помещики не успевали даже разузнать, где живут их крестьяне, а когда срок сыска заканчивался, крестьяне оставались у новых владельцев.

Политический кризис 1648 г. (московское и другие городские восстания, в которых приняли участие и служилые люди, падение правительства Морозова) показал, что верховная власть нуждается в твердой опоре и поддержке двух сословий - служилых и посадских людей. Их требования были учтены при составлении Соборного Уложения 1649 г.

Специальная глава Уложения была посвящена "крестьянскому вопросу". Главным в ней были отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян. Запрещалось также под угрозой крупного штрафа принимать у себя беглых или утаивать их. Тем самым Соборное Уложение завершило процесс складывания крепостного права в России.

Чтобы помочь служилым людям найти и вернуть своих беглых крестьян, правительство в 50-60-х гг. организовало массовые сыски беглых, их поимку и возвращение на старые места жительства. Все эти мероприятия делали правительство весьма популярным сред мелких помещиков и вотчинников, которые составляли большинство служилых людей по отечеству, и обеспечивали ему поддержку со стороны служилого сословия.

Поддержка со стороны посадских людей была обеспечена включением в Соборное Уложение целого ряда статей, которые были ответом на требования посадов. Торговля и промыслы в городах объявлялись монопольным правом посадских людей, и это ликвидировало конкуренцию со стороны других сословий (например, крестьян, которые до 1649 г. тоже нередко занимались этим в городах). Кроме того, были ликвидированы так называемые белые слободы - частные земли в городах, жившие на которых ремесленники и торговцы (их называли "беломестцами") не платили государственных налогов и находились, следовательно, в более выгодном положении, чем их "коллеги", жившие на государственной земле. Теперь "беломестцы" включались в число посадских людей и облагались всей суммой государственных платежей и повинностей.

Военные неудачи России, особенно в войнах с западными соседями во второй половине XVI - начале XVII в., во многом объяснялись тем, что русское войско было организовано, обучено, вооружено хуже, чем армии противника.

Русская кавалерия состояла из полков дворянской конницы, вооруженных разномастным оружием, не прошедших систематическую военную подготовку, имевших самое смутное представление о воинской дисциплине. Поместья и вотчины считались жалованьем, которое государство платило служилым людям. Покупать лошадей, амуницию, оружие и т.д. они должны были из тех доходов, которые получали от своих поместий и вотчин. Средств этих часто не хватало, да и покидать родные усадьбы, хозяйство было делом нелегким. Поэтому типичным явлением были неявки на службу под самыми различными предлогами. Если военный поход затягивался или же военные действия приходились на время полевой страды, начиналось дезертирство.

Что касается пехоты, то ее основу составляли стрелецкие полки. По обученности они не намного превосходили дворянскую конницу и были также тяжелы на подъем, поскольку в свободное от службы время стрельцы занимались и хлебопашеством, и ремеслом, и торговлей. Иными словами, жили они не за счет службы, а за счет своих хозяйств.

Это была не регулярная армия или профессиональная наемная армия (как в ряде европейских стран), а постоянное войско, на содержание которого государство практически не затрачивало средств; служба в нем не была единственным занятием служилых людей, поскольку все они занимались еще и собственным хозяйством. Платой за дешевизну содержания такого войска была его низкая боеспособность.

Уже в 30-е гг. русское правительство начало формировать регулярные части, которые организовывались по западноевропейскому образцу. Были образованы первые солдатские полки. Предполагалось содержать их исключительно за казенный счет с тем, чтобы все время солдаты посвящали службе и военной подготовке. Однако из этого ничего не вышло. Хронические финансовые трудности не позволили перейти к этой новой системе. Хотя были закуплены за границей оружие и амуниция, хотя были приняты на службу десятки офицеров-иностранцев, в конце концов в качестве жалованья солдатам и офицерам стали раздавать земли в поместья. Это и понятно: денег в казне всегда не хватало, а земли в России XVII в. было более, чем достаточно.

В последующие два десятилетия создание полков нового строя - солдатских, драгунских, рейтарских - приняло массовый характер, особенно на юге страны. Эти мероприятия укрепили русское войско, поскольку и вооружением, и организацией, и обученностью, и командирами-иностранцами полки нового строя превосходили дворянскую конницу и стрельцов. Но достичь принципиально нового качественного уровня вооруженных сил все-таки не удалось: новые полки стали пусть лучшей, но все же частью старого постоянного войска. Создание регулярной армии в XVII в. не состоялось; эту задачу предстояло решить в эпоху Петра Великого.

Основной проблемой развития России, начиная с XVII в., был поиск путей модернизации страны. Суть модернизации в изменении социально-политической, экономической, духовной и частной жизни общества в соответствии с требованиями новой исторической эпохи. Страны Западной Европы вступили на путь модернизации в XV-XVI вв. Этот период принято называть эпохой Возрождения и началом Нового времени. Общим для всех стран в процессе модернизации было освобождение науки, искусства, образования от контроля церкви; вера в торжество разума; разделение труда, рост удельного веса ремесла и промышленности в экономике. Очагом модернизации были Англия, Голландия, Франция. Именно здесь процесс перехода от слабо дифференцированного, феодального (аграрного) общества к дифференцированному, капиталистическому (раннеиндустриальному) начался раньше и протекал особенно динамично. Эти государства иногда называют странами первого эшелона развития капитализма. Ко второму эшелону принято относить государства, развитие которых шло замедленно. Германия, Италия, Испания, Россия, страны Восточной Европы.

Анализируя причины расхождения в путях развития России и Западной Европы, отечественные философы и историки отмечали, что капитализм при прочих равных условиях раньше и глубже укоренился в тех странах, которые были, во-первых, невелики по размеру; во-вторых, плотно заселены; в-третьих, в них шел стремительный рост городов как центров ремесла и торговли.

Процесс модернизации начался в России не раньше второй половине XVII – начала XVIII веков и протекал здесь весьма своеобразно. В Европе модернизация примерно совпадала с тем, что принято называть буржуазным развитием, когда прогресс промышленности сопровождается непрерывным нарастанием гражданских прав и свобод (слова, печати, выборов и т.д.). В России развитие промышленности, прогресс науки, обмирщение частной жизни проходили одновременно с расширением прав верховной власти и при сохранении крепостнических отношений, которых уже не знал Запад.

Реформаторская деятельность российского правительства была обусловлена прежде всего необходимостью догнать развитые страны в военно-техническом отношении. Эта цель была удачно сформулирована историком начала XX в. А.А. Кизеветтером: “Реформы вызывались не столько сознанием каких-либо новых задач государственной политики, сколько исканием новых средств для лучшего разрешения старой вековой задачи: извлечения из народной массы наибольшего количества боевых и платежных сил, в целях военной обороны”. Учитывая это обстоятельство и конкретно-историческую ситуацию в стране, становится понятно, почему реформы могли осуществляться только в жестких формах при нарастающем деспотизме власти и крепостничества. Путь развития, по которому шла Россия, принято называть догоняющим.

“Смутное время” (1598-1613 гг.). В современной исторической литературе это время принято именовать “смутой”. Историк В.О. Ключевский видел ее причины в сложной социально-политической обстановке, сложившейся в стране к началу XVII в. и разделившей общество на противоборствующие слои.

После смерти Ивана Грозного (1584) и его бездетного сына Федора (1598) закончилась династия Рюриковичей. Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Он выдвинулся в середине XVI в., женившись на дочери Малюты Скуратова и выдав сестру за царя Федора Ивановича. При Федоре он стал фактическим правителем. Умный и энергичный, Борис добился введения на Руси патриаршества (1589). Во внешней политике вернул Иван-город, Копорье. Впервые направил группу дворян на учебу в Европу. Но именно при нем начался глубочайший социально-экономический и политический кризис.

Главными причинами был трехлетний голод (1601-1603) и растущее недовольство всех сословий. Боярство возмущались тем, что трон достался “худородному” Борису Годунову. Нарастал кризис феодального сословия в целом, т.к. численность служилых людей увеличивалась, а фонд поместных земель резко сократился в итоге “великого разорения” 70-80 годов XVI в. Усиливался кризис и внутри феодального сословия, т.к. крупные феодалы переманивали к себе крестьян от более мелких и последние оказались в очень тяжелом положении. Нарастало недовольство тяглого населения (посадских людей и крестьян), подвергшегося закрепощению, пострадавшего от войн. и неурожаев. К началу века стало значительной социальной силой казачество, которое противилась попыткам правительства добиться его полного подчинения Москве.

Образ Бориса Годунова в исторической литературе выглядит крайне противоречиво. Одни историки (Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров) считали его безнравственным интриганом и убийцей (по их мнению на его совести смерть младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия в 1591 г.), другие (С.Ф. Платонов) – характеризовали его положительно. По их версии, Годунов был талантливым политическим деятелем, которому не посчастливилось стать умиротворителем государства лишь в силу указанных выше обстоятельств.

Началом Смуты можно считать голод 1601-1603 гг. В результате шло запустение земель, бегство населения на окраины, рост уголовной и политической преступности. Нужен был повод для объединения недовольных Борисом Годуновым. Им стало появление в Польше молодого человека, называвшего себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Получив помощь от ряда польских магнатов, он осенью 1604 г. перешел русскую границу. К нему примкнула часть казаков, служилых людей. После внезапной смерти Бориса Годунова его поддержали бояре. В июне 1605 г. Лжедмитрий вступил в Москву и без Земского собора был объявлен царем Дмитрием Ивановичем.

Среди историков нет единого мнения относительно личности Лжедмитрия I и его политики. Ключевский видел в авантюре Лжедмитрия затею бояр, пытавшихся свергнуть Годунова. Платонов полагал, что этот человек (предположительно Григорий Отрепьев) верил в свое царственное происхождение. Лжедмитрий I не был простым польским ставленником. Не польская помощь, а недовольство народа помогло ему занять царский престол. Лжедмитрий старался снискать славу строгого и справедливого царя. Он объявил о том, что намерен водворить правопорядок и справедливость, отменил бессудные казни и пытки, запретил взятки в приказах. Было объявлено, что государь будет два раза в неделю принимать жалобы, чтобы обиженные могли добиться справедливости.

Однако за год своего правления Лжедмитрий не выполнил ни одного своего обещания. В ходе восстания в Москве в мае 1606 г. против поляков он был убит заговорщиками. Новым царем был выкрикнут боярин Василий Шуйский (1606-1610). Впервые в истории России он обещал своим подданным не слушать ложных доносов, не допускать внесудебных расправ, не отнимать у наследников имущества осужденных родственников.

Характеризуя следующий период смуты, начавшийся летом 1606 года, следует проследить за развитием событий по трем основным линиям: 1) движение И.Болотникова; 2) появление Лжедмитрия II; 3) вмешательство в смуту Швеции и Речи Посполитой.

После воцарения В.Шуйского смута не прекратилась. Началось казацко-крестьянское восстание И.Болотникова (1606-1607). К нему на первом этапе примкнула даже часть помещиков. Восставшие дошли до Москвы, но были разбиты. Осенью 1607 г. при поддержке ряда польских магнатов появился Лжедмитрий II. Нового самозванца признала Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I. Лжедмитрий II обосновался в предместье Москвы Тушино. Он раздавал земли и должности своим сторонникам, возвел в сан патриарха Филарета боярина Федора Романова. В.Шуйский обратился за помощью к Швеции. С их помощью войска самозванца были разбиты, вскоре погиб он сам.

В эти годы Швеция воевала с Польшей. Появление шведских войск на Руси стало поводом для прямого вмешательства Речи Посполитой в русские дела. В 1609 г. польская армия вторглась в Россию, но застряла под Смоленском. Недовольные бояре в 1610 г. свергли В.Шуйского, создали т.н. “семибоярщину” (правительство из семи виднейших бояр). В поисках выхода они пригласили на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда 3. Не решив вопрос о принятии Владиславом православия, они впустили в Москву польский гарнизон.

Смута приобрела в это время характер национально-освободительной борьбы. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный вопрос. Как отмечал В.О.Ключевский, “смута, начавшаяся пресечением старой династии и продолжавшаяся взаимной борьбой разных классов земского общества, завершилась борьбой всего земского общества с элементами противоземским и антинациональным, казацким и польским”. Патриарх Гермоген из Москвы призывал к спасению страны. В марте 1611 г. к столице подошло первое ополчение, но внутри него начались раздоры. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде возникло второе ополчение. Его руководители - земский староста К.Минин и князь Д.Пожарский – проявили себя выдающимися государственными деятелями. Осенью 1612 г. Москва была освобождена от польских войск. Был созван Земский собор с участием всех сословий, кроме зависимых крестьян и холопов. В феврале 1613 г. царем был избран Михаил Романов, сын патриарха Филарета.

Основными последствиями смуты были дальнейшее ослабление позиций боярства; укрепление позиций дворянства, тяжелые экономические потрясения, опустошение казны., потеря части территорий. Во время смуты у русских людей окрепло чувство национального и религиозного единства. Общество впервые ощутило возможность выбора монарха. Но модернизация страны откладывалась на столетие.

Русское государство при первых Романовых (1613-1682 гг.). Политическое развитие. Русский престол в это время занимали Михаил Федорович (1613-1645), Алексей Михайлович (1645-1676) и Федор Алексеевич (1676-1682). Главной их задачей была стабилизация страны, усиление верховной власти. Соправителем Михаила в 1619-1633 гг. после возвращения из польского плена был его отец, патриарх Филарет. Большую роль играли Земские соборы. До 1653 г. они собирались регулярно, став представительными органами и даже реально ограничивая власть самодержца. По мере стабилизации власти Земские соборы собирались все реже.

Структуры центрального управления восстанавливались по старым образцам – в форме приказов. В центре управления по-прежнему стояла Боярская Дума. Перемены произошли в местном управлении, свидетельствуя об усилении централизации. Земские выборные органы постепенно заменяются управлением из центра через воевод. В 1649 г. Земский собор принял новый свод законов - Соборное Уложение. Оно окончательно оформило закрепощение крестьян и прикрепило посадских людей к тяглым посадским общинам.

Впервые здесь появилось юридическое понятие политического преступления. Оно включало «непристойные слова» о государе и членах его семьи, бунт и измену. Политический розыск проводился на основе формулы «слово и дело».

Военно-техническая отсталость московского войска, обнаружившаяся в XVII в. в столкновениях с западными соседями, побудила власти организовать т.н. “полки иноземного строя” – солдатские (пехота) и рейтарские (конница). Полки набирались из вольных людей и обучались иностранными офицерами.

Социально-экономическое развитие. Выход из военно-политических и хозяйственных затруднений правительство видело в усилении политики закрепощения крестьян, увеличении всеми способами налогов. Современники называли XVII век “бунташным”. Тяготы вызывали восстания в городах: «Соляной» (1648) и «Медный» (1662) бунты в Москве, «Хлебный бунт» в Пскове и Новгороде (1650). В 1670-1672 гг. на Дону и Волге бушевало восстание С. Разина. Эти социальные бури были совокупностью социальных, национальных и религиозных противоречий, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII – XVIII вв. степные казаки боролись с московским правительством, бедные казаки - с богатыми, крепостные крестьяне – с помещиками, мелкопоместное дворянство – с боярством, национальные меньшинства – с русскими колонизаторами, старообрядцы – с новой верой, провинция – с центром.

Эти выступления не подрывали основ феодальной системы. Выступая против конкретных крепостников и общественной несправедливости, вожди и участники этих движений с неизбежностью воспроизводили в собственных идеях, политических требованиях, поведении стереотипы существующего строя. Их деятельность неизменно освящалась светской и духовной атрибутикой, титулами, чинами “враждебного” им феодального класса. Можно только гадать, чем закончились бы эти войны, в случае крестьянской победы. Известно, что в случае поражения правительственных войск, подобные общественные столкновения в китайском средневековье нередко заканчивались приходом к власти “крестьянских царей” и сохранением системы.

Церковный раскол в XVII в. В XVII в. в России уже довольно отчетливо прослеживались два общественных течения. Одно, которое позже назовут западническим”, объединяло “теоретиков и практиков, наукой и опытом познавших сладость и превосходство европейской цивилизации” (С.Ф. Платонов). Другое – национально-консервативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской. Это во многом объясняет причины и суть раскола русской православной церкви.

В 1653-1655 гг. патриарх Никон, провел церковную реформу. Суть ее состояла в модернизации некоторых обрядов (замена обряда креститься двумя пальцами троеперстием, произнесение слова «аллилуйя» не дважды, а трижды и т.д.); редактировании богослужебных книг, в которых за время многовековой переписки накопилось большое количество ошибок, искажений и отступлений от классических греческих канонов. Церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы – старообрядцам, считавшим своим идейным вдохновителем протопопа Аввакума. Общим лозунгом старообрядцев был возврат к старине. Однако, различные социальные группы вкладывали в понятие “старина” свое содержание: для крестьян и посадских людей старина означала свободу передвижения, аристократия (боярыня Морозова, княгиня Урусова) протестовала против усиления власти царя в ущерб былым боярским привилегиям, часть духовенства связывала старину с привычным выполнением обрядов и т.д. Это был широкий протест против политики высших светских и религиозных властей, враждебной его жизненным интересам, разрушающей целостность его мировоззрения, подрывающей его веру. Старообрядчество выражалось как в открытой вооруженной борьбе (Соловецкое восстание 1667-1676 гг.), так и в пассивном непротивлении, бегстве, массовых самосожжениях.

Важнейшим последствием раскола стало падение духовного авторитета и идейного влияния русской православной церкви, подрывом ее внутренней силы. В.О. Ключевский утверждал, что раскол способствовал стремительному распространению западного влияния. В свою очередь, попытка Никона стать наравне с царем потерпела поражение. Никон был заточен в монастырь.

Внешняя политика. Основными противниками России в XVII в. оставались Речь Посполитая и Швеция. Войны со Швецией не привели к территориальным изменениям. Зато на польской границе Россия значительно расширила свои владения.

Воссоединение Левобережной Украины с Россией. С конца XIII в. украинские и белорусские земли находились под властью Речи Посполитой. Православное население неоднократно выступало против власти польского короля, шляхты и католической церкви. Главной военной силой восстаний было казачество. Его центром являлась Запорожская Сечь. Очередное восстание на Украине и в Белоруссии началось в 1648 г. под руководством Богдана Хмельницкого. Оно шло с переменным успехом. Восставшие нуждались в союзнике. Помощь могла придти только из России. После колебаний Земский собор в 1653 г. решил включить Украину в состав России и объявить войну Польше. В январе 1654 г. в Переяславле Рада (выборные от украинских сословий) постановила перейти под власть русского царя.

Вместе с тем, неверно, что объединение встретило всеобщую поддержку со стороны населения Украины и Белоруссии. Длительное время эти земли развивались в иной политической, социальной, культурной, религиозной среде. Местное население пользовалось значительными правами и свободами, которых не знала Московская Русь. Его стремление к воссоединению не было безусловным. Оно хотело сохранить автономию, свои права и свободы.

В Москве же смотрели на присоединение Украины (Малороссии), как на продолжение территориального собирания Русской земли. Поэтому в XVII-XVIII вв. российская власть вела политику постепенного «переваривания» Украины как инородного политического тела, причем попутно ликвидировались основы местной культурной жизни. Эта политика мало считалась с тем фактом, что добровольное присоединение Украины юридически закрепило ее автономное положение.

Вследствие централистской политики России, ущемлявшей автономию Украины, с самого начала возникли трения между значительной частью украинского населения и русской властью. Присягнувшие русскому царю казаки и шляхта взялись за оружие. Восставали против русских гарнизонов и белорусские горожане. Поэтому война России с Польшей, начавшаяся в 1653 г., закончилась компромиссным “Вечным миром” (1686 г.). России удалось отвоевать лишь смоленские и черниговские земли, Левобережную Украину и Киев. Белорусские земли продолжали оставаться в составе Великого княжества Литовского до 70-х годов XVIII в., т.е. до раздела Речи Посполитой.

Борьба за Украину столкнула Россию с Турцией. Османская империя в это время подчинила Крымское ханство и стремилась прорваться в Европу. В 1677 г. началась первая русско-турецкая война.

Присоединение Восточной Сибири. В XVII в. русские землепроходцы присоединили Восточную Сибирь и Дальний Восток, вышли к Тихому океану и на границу с Китаем.

Таким образом, в результате войн, огромных тягот и лишений народа территория России выросла в несколько раз. Однако этот рост имел для страны противоречивые последствия, ибо способствовал закреплению тенденций развития экономики не «вглубь», а «вширь».

Проверьте себя

Земский собор – это:

собрание представителей сословий; 2) церковный собор; 3) вечевой сход; 4) совещание бояр и духовенства.

В результате военной реформы XVI в. на Руси появились:

рекруты; 2) стрельцы; 3) драгуны; 4) гвардейцы.

Кого в период Смуты называли «тушинским вором»:

  • А 9. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное?
  • Без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации не может существовать ни одно государство
  • Белорусское Возрождение конца XIX- начала XX столетия (Ф. Богушевич, Янка Купала, Максим Богданович)

  • XVI – XVII века - это период формирования и укрепления единого российского государства, складывания единого народно-хозяйственного механизма и особенного взгляда на рыночные аспекты жизнедеятельности. С появлением централизаторских устремлений пришли новые и вместе с тем традиционные взгляды на верховную власть и экономику государства. Русские государи по-особенному начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и само свое положение в государстве.

    В этот период истории появляются государственные деятели широкого размаха, реформаторы политической, экономической и социальной жизни России. Под влиянием назревших экономических потребностей начинают ломаться старые порядки в государственном управлении и в быту, в религиозных установлениях местных церковных организаций и в культурной жизни.

    Объединительные процессы укрепили самодержавие. Дальнейшая же централизация государственной власти понижала общественное, а следовательно и политическое значение высшего российского сословия (аристократии).

    Усиливающаяся классовая борьба и противостояние внутри класса феодалов между старым боярством и поднимающимся дворянством требовали усиления централизованного государственного управления. После введения в закон отношений подданства, все сословия были уравнены перед лицом государственной власти. При этом, экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него - это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков - дворян под властью царя-самодержца.

    Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, в основном находилась в зоне величайших в мире лесов, заболоченных земель со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, подзолистыми и дерновоподзолистыми почвами. Климат страны преимущественно континентальный, с резким понижением температуры по мере продвижения к востоку. Характерной чертой климата всегда был недостаток осадков, выпадавших в основном в течение двухтрех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года. Ранние заморозки и снежный покров значительно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года, и из них 30 уходило на сенокос.Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был за это время реально вложить в землю такой объем труда, который европейскому крестьянину, находящемуся в более благоприятных условиях, трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя труд всех членов семьи – детей, стариков, женщин на мужских работах и т.д. Крестьянину в Западной Европе ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось. Удобный для сельскохозяйственных работ период длится там 8–9 месяцев. Относительно низкая, для славян, урожайность(при пашенной системе земледелия ) была связана и с плохим качеством удобрения земель, что определялось слабой базой скотоводства на основной территории России. Из-за отсутствия кормов и дефицита сена российский крестьянин имел малорослый, слабый и малопродуктивный скот, велик был и его падеж. Крестьянское хозяйство имело крайне ограниченные возможности для производства товарной земледельческой продукции, а необходимость постоянного участия в земледельческом производстве практически всех рабочих рук крестьянской семьи обусловила узость рынка рабочей силы, сезонный характер деятельности многочисленных промышленных заведений, их расположение ближе к ресурсам рабочей силы, а также и специфику производства.

    Большое значение имела кустарная промышленность, так как 60% её продукции шла на экспорт. Но ни экспорт, ни производство для местного рынка не давали возможности быстрого накопления капитала. Отсюда – медленное развитие промышленного капитализма и корни традиционного вмешательства русского государства в сферу организации экономики. Поскольку все это требовало средств, то с помощью государственного механизма постоянно производилось изъятие известной доли совокупного прибавочного продукта.

    Относительно низкая урожайность, ограниченность размеров крестьянской запашки оказали самое существенное влияние на формирование определенного типа государственности, развитие экономики, культуры, социальных отношений. Сравнительно короткое лето, непродолжительный растительный период, возможность града и других неблагоприятных явлений природы требовали сверхконцентрации усилий в определенный период, поздней же осенью и зимой темп работы замедлялся. В.О.Ключевский писал: «Русский человек знал, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться нежданным ненастьем. Это заставляло великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс: но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду».Русские трудовые привычки отличаются и от трудовых привычек азиатских народов: рисоводство, в частности, требует размеренности и скрупулезности. Суровый климат располагает именно к коллективному ведению сельского хозяйства. В России сложились крепкие общинные традиции, которые стали препятствием для развития частной собственности крестьян на землю даже после отмены крепостного права. Естественно, что в течение столетий сложились представления об общине как высшей ценности . Традиционный образ жизнедеятельности и ритуал сезонных работ был спасительным для большинства крестьян; приемлем и привычен.

    В 16 веке Москва становится центром эмиссиии рубля, центром русского денежного мира. В Москве деньги получили статус госудрственной идеи, стали инструментом идеолгии (их использовали для решения политических и геополитических задач). Рубль пользовался доверием в русском обществве, а это означало доверие к власти. При собирании земель рубль был одним из главных и действенных инструментов строительства единого государства. Московская монета включала в себя 80-90 золотников серебра. Содержала 220 денег или 30гр кун. Один рубль 14в начала 15в = 500 рублям 1913года. Право покупки валюты было иключительно за московским правительством, которое допускало хождение иностранной монеты в стране, но они не становились ведущими, как в Новгороде (1410г). Система хозяйственного развития госудрства формировалась на основе внутреннего рынка и соответственно – не без русского рубля. Действенным методом для этого стала переориентация во внешней торговле и фискальной политике московского правительства, которое главным направлением сделала торговлю с Востоком. Сальдо восточной торговли (в отл от западной) не было активным; но эффект был другой... Русские продавали на Восток изделия своего производства и покупали товары массового спроса и полезные материалы для производственной сферы. Поэтому восточное направление не наносило ущерба денежной независимости госудрства. Следствием дружбы с Востоком стал переход на восточное (греческое) летоисчисление (конец 14 нач. 15вв). В Росси изменилась податная реформа. Прямой налог – московская соха был более объективным и щадящим. Размер сохи зависел от качества объекта и субъекта. В 16в. Россия перешла на подворное облажение. И московская соха стала подрязделяться на мелкие окладные единицы (выть, доля), между которыми разверстывался оклад, падавший на целую соху (Ключевский: очень благоприятное налогооблажение)Более того, на реке Цыльми, приток Печоры, в 1391г были открыты себеряные россыпи!!! Рубль 16 века = 16 шиллингам и 16 пенсам . И был уже в 94 раза дороже рубля 1913 г. (дом в 16 веке, например, стоил 3 рубля). Доход государства составлял 1,5млн руб (данные Флетчера).

    Пример благосостояния: владея обжей, то есть пространством земли, которую один человек мог обработать с помощью одной лошади, крестьянин сеял от 2,5 до 3,5 четвертей ржи и столько же овса. При хорошем урожае он получал доход от 3 до 5 рублей в год. Налоги в денеждном выражении с 1555г: от 75 копеек до 1 рубля. Самые богатые люди России – Строгановы, состояние 300 тыс руб без земельных вледений. Имели 10тыс рабочих по найму. В казну платили от 40-до 200тыс рублей в виде налоговых отчислений (14-17вв).

    О грамоте.. .Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15-35%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. За прохождение курса платили "кашей да гривной денег". В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике ("Беседа об учении грамоте") и арифметике ("Цифирная счетная мудрость"). О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Рукописные книги принадлежали частным лицам различных категорий, в том числе простым горожанам и крестьянам.

    О государе... Самым любимым и уважаемым государем в народе был Иван Васильевич (Грозный). В Летописи сказано: "народ по его кончине плакал ". "Был строг, но справедлив". Обладал полной поддержкой средних и низших сословий русского общества. За время правления Грозного царя прирост населения страны составил 30-50%!(К смертной казни за это же время (за 50 лет) были приговорены примерно 3000 тысяч человек). Во многом это его заслуга в учреждении патриаршества на Руси. (при его сыне Федоре Иоанновиче 26 января 1589г).

    В 16 веке Иваном Васильевичем была предпринята попытка решения проблемы централизации силовыми методами...В результате русский царь ввёл в России самодержавное правление с неограниченной властью монарха, опираясь, при этом, на поместное дворянство и народ. Весь последующий период, вплоть до абсолютизма Петра Алексеевича Романова, поступательное развитие Российской государственности, определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способной удержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Вот формула этого периода времени: Государство-есть союз народный, управляемый верховной властью(замысел и разработка - митрополита Макария 1482-1563гг.) Опора всему был общественный договор, основанный на принципе обязательной службы. Суть его состояла в том, что казна брала на себя обязательство обеспечивать сословия всем "потребным"для жизнедеятельности и службы... Объектом договора становилась земля... Поэтому, во главе свех традиционных норм и порядков ставилась государственная собственность на землю и её недра. Таким образом, государственная собственность стала основой и опорой самодержавных порядков. Соборы - подлинно народная, особенная форма управления в России. Главной задачей Соборов являлась возможность установления общенародной поддержки царской власти и её деятелей...

    Идеологию русского средневековья, русской старины завершают мировоззренческие постулаты самодержцев династии Романовых (17в).

    В первой половине 17 века верховная власть "отделяет и разделяет своё понимание государева и земского дела от их земсого совета..." Стабилизация экономисеской и политической жизнедеятельности в стране при Михаиле Фёдоровиче Романове(1596-1645гг.), позволило царским "политтехнологам" понизить значение соборов (для власти и всего народа). С 30-х годов 17 века они(соборы) становятся, по сути, совещаниями правительства с собственными агентами. От ныне, в них заседают не представители земли(общества), а носители службы... Русская власть избавлялась от опеки...Например, в 40-е годы 17 века была создана царская канцелярия...ей стали, негласно, подчиняться все приказы...По меткому выражению академика М.М. Богословского, Российское самодержавие эволюцинизировало от земского к бюрократическому (Из истории верховной власти в России. Петроград, 1918.). Начинается движение к абсолютизму...Со второй половины 17 века складывается государственная вертикаль управления(2 порядка верховного управления: личное и бюрократическое). Это означало вытеснение выборных в местном управлении...Лично-бюрократическое управление было гораздо манёвренее и универсальне... Более того, оно было действенее. Например, Счётный приказ-впервые объединил финансовое управление страны...Его указы - имели силу закона...Таким образом, задачей верховной власти становится опека над народной жизнедеятельностью и творческое воздействие на неё. Цель-создание монархии всероссийской(имперской). Уложение 1649 года ввело понятие государственного интереса, которому должны подчиняться все частные и общественные интересы.

    Для чистого абсолютизма, к которому устремилась Россия, устанавливается новая концептуальная позиция власти (которая предусматривала отказ от старой, церковной концепции, т.к. церковь перестала быть арбитром в русском обществе- "отставка"церковной идеологии). И, так, Царь, должен был стоять не во главе правительстельственной администрации, а вне её и над ней...как помазанник Божий - источник всей жизнедеятельности в России. Царская власть должна быть над всем и всеми!!! Признаки самодержавия: в системе власти не устанавливалось четкого соотношения права, законности и самодержавия. Концепция самодержавия как раз и строилась на том, что разделение властей никогда четко не устанавливалось. Главно опорой верховной власти со втрой половины 17 века становится дворянская бюрократия и институт крепостного права... Дума потеряла своё прежнее значение... Церковь становилась "орудием" в руках самодержавия...Есть мнение, что церковный раскол(1650-1660-е гг) был искусственно вызван властью: царь натравил Боярскую Думу на церковь...Между прочим, идея Российской империи пренадлежала патриарху Никону...Раскол мог быть своеобразным преодолением кризиса национально-государственной идеи.......После смерти царя Алексея Михайловича(1676г.) принцип служения самодержавному государю возродился, получил новое ускорение и развитие... В целом, Российское государство представляло из себя систему политического равновесия(пример для всей Европы). Русская власть в ходе массированного наступления, решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, нашими предками были достигнуты цели в созидательной и народохозяйственной деятельности по улудшению народного благосостояния(политическое объединение было закрепленно экономически...)

    Главными источниками новой концепции были успешное выполнение правительственного курса на развитие техники административной службы и теорий государственного и народного хозяйства, создание крупного производства (в частности, тяжёлой промышленности), основанного на государственном заказе, государственных субсидиях, выгодных концессиях, обеспеченных рабочей силой...Политико-экономическое развитие России в 17 веке обеспечивалось быстрым расширением границ государства и населения страны (в состав России вошла континетальная часть Азии, ограниченная на Севере Ледовитым океаном, а на Востоке – Тихим...

    Мысли и мнения.

    Древняя РУСЬ (Днепровское государство)

  • Билет 123. Концепция глобализации, государство и право. Место России в глобализирующемся мире.
  • Биологические и социально-демографические основы здоровья. Лекция 3 Влияния факторов среды обитания на здоровье человека (2 ч)