К функциям специализированной организации не относятся. Специализированные организации. Что это и зачем они нужны? Специализированная организация

Статья 40. Специализированная организация
Комментарий к статье 40
1 — 2. В комментируемой статье предусмотрена возможность привлечения заказчиком самостоятельного субъекта — юридического лица для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, а также регламентированы порядок привлечения и деятельность такого юридического лица. Ранее такая регламентация содержалась в ст. 6 Закона о размещении заказов, в которой шла речь о привлечении данного субъекта не только заказчиком, но и уполномоченным органом, в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа.
В комментируемом Законе такое юридическое лицо обозначается понятием «специализированная организация». Согласно определению, данному в п. 11 ст. 3 комментируемого Закона, специализированная организация — это юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии с комментируемой статьей. Специализированная организация прямо названа в п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ наряду с собственником вещи или обладателем имущественного права в качестве возможного организатора торгов, путем проведения которых может быть заключен договор.
Отдельные функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществить которые может специализированная организация, перечислены непосредственно в ч. 1 комментируемой статьи: разработка конкурсной документации, документации об аукционе, размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнение иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Часть 1 комментируемой статьи также определяет функции, осуществление которых специализированной организации передаваться не может: создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта. Эти функции осуществляются исключительно заказчиком.
Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, привлечение заказчиком специализированной организации для осуществления отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) производится на основе контракта. Данное положение предопределено п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ, в соответствии с которым специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права.
Рассматриваемое положение ч. 1 комментируемой статьи означает, что специализированная организация может привлекаться только в порядке, установленном комментируемым Законом. Именно на это и указывает норма ч. 2 данной статьи. Прежде такое положение содержалось в ч. 2 ст. 6 Закона о размещении заказов.
3. Специализированная организация привлекается для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако это не означает того, что специализированная организация наделяется полномочиями на осуществление этих функций от своего имени. Данные функции специализированная организация в силу прямого указания в ч. 3 комментируемой статьи осуществляет от имени заказчика. Это положение не противоречит п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ, согласно которому специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. В части 3 комментируемой статьи также прямо установлено, что при осуществлении специализированной организаций отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) права и обязанности возникают у заказчика. Такие положения ранее содержались в ч. 3 ст. 6 Закона о размещении заказов.
Предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи особенности регулирования деятельности специализированной организации предопределяют наличие в заключаемом с ней контракте на оказание услуг элементов договора поручения, регулируемого положениями гл. 49 «Поручение» части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 971 данного Кодекса, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Там же установлено, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. К договору поручения близки такие договоры, связанные с деятельностью в чужом интересе на основе поручения, как договор комиссии (гл. 51 «Комиссия» части второй ГК РФ) и агентский договор (гл. 52 «Агентирование» части второй ГК РФ). Однако, как следует из положений части второй ГК РФ, названные договоры не вполне соответствуют характеру взаимоотношений между заказчиком и специализированной организацией.
4. В части 4 комментируемой статьи, воспроизводящей положение ч. 4 ст. 6 Закона о размещении заказов, предусмотрена солидарная ответственность заказчика за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в ч. 1 данной статьи функций от имени заказчика.
Такая ответственность установлена соответственно изъятию из общего правила п. 1 ст. 1064 части второй ГК РФ, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Там же предусмотрено, что законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Следует подчеркнуть, что ответственность, предусмотренная ч. 4 комментируемой статьи, не наступает в случае, если специализированная организация действовала за пределами полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта, или если действия специализированной организации не были связаны с определением поставщика (подрядчика, исполнителя).
Права кредитора при солидарной обязанности должников определены в ст. 323 части первой ГК РФ: при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1); кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников; солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (п. 2).
5. Часть 5 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 5 ст. 6 Закона о размещении заказов, запрещает специализированной организации выступать участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции, указанные в ч. 1 данной статьи. Иначе говоря, специализированной организации запрещено принимать участие в закупках, для проведения которых она привлекается, и претендовать на заключение контракта по результатам этих закупок.
Рассматриваемый запрет соответствует общим антимонопольным требования к торгам, запросу котировок, запросу предложений, установленным в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ). Последствия нарушения рассматриваемого запрета предусмотрены в ст. 47 комментируемого Закона: в случае нарушения положений комментируемой главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

Конкурентные потребности - это «столовые ставки», которые позволяют компании конкурировать в своей отрасли. Они важны для выживания и успеха, но их часто можно использовать для экономии и эффективности, а не для производительности на уровне мирового класса или даже на том же уровне, что и конкуренты.

Дифференцирующие возможности предоставляют компании отличительные преимущества, необходимые для того, чтобы опередить конкурентов. Большинство из этих возможностей являются кросс-функциональными; они получают свою силу от того факта, что разные функциональные навыки сочетаются друг с другом способами, которые другие компании не могут легко скопировать. Финансовые исследования, дизайн продукции и производство, а также впечатляющие исследования рынка были тесно связаны. Поистине дифференцирующие возможности требуют значительной доли инвестиций и внимания от каждой функции, которая им способствует.

Воробьева
Ольга Михайловна
,
Институт госзакупок РАГС,
заместитель директора
Кошелева
Валентина Викторовна
,
Институт госзакупок РАГС,
ведущий юрисконсульт

ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

Как функциональный лидер, вы должны понимать, какие возможности относятся к категориям, и соответственно балансировать инвестиции в ресурсы. Все три могут быть дорогостоящими, чтобы строить и поддерживать, и многие функции привыкли тратить больше на конкурентоспособные потребности и основные возможности бизнеса, чем они должны. В результате дифференцирующие возможности обрываются, и когда это происходит, компания может легко потерять землю.

Быть лучшим в классе в каждом процессе или деятельности в рамках данной функции просто невозможно, независимо от того, насколько профессионально удовлетворяется; никакая функция не имеет средств или организационной выносливости, чтобы быть превосходным во всем. Вместо этого вам нужно четкое представление о том, к какой категории относится каждая деятельность. Должны быть некоторые действия, в которых достаточно адекватно, где «достаточно хорошо» на самом деле достаточно хорошо.

После вступления в силу Федерального закона «О размещении закаc зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госуc дарственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ) размещение государственного или муниципального заказа стало непростой наукой. Закон № 94-ФЗ содержит столько сложнейших требований, ограничений и процедурных моментов, что без специальных знаний справиться с этой задачей очень нелегко. Осоc бенно остро эта проблема встает у государственных и муниципальных заказчиков, размещающих заказы не только для удовлетворения своc их собственных потребностей, но и ответственных за реализацию крупных национальных проектов, федеральных целевых программ, когда необходимо закупить товары, работы, услуги различной направc ленности на многомиллионные, а иногда и даже миллиардные суммы.

Это может быть очень трудный путь. Многие люди в вашей функции и в бизнес-единицах, которые вы обслуживаете, будут настаивать на идее, что их ежедневные возможности требуют меньше инвестиций. В краткосрочной перспективе вам по-прежнему необходимо адаптировать свой подход к индивидуальным приоритетам каждого бизнеса и культуре вашей организации. Но в долгосрочной перспективе, если у вас нет четкой и последовательной идеи о правильных компромиссах и приоритетах, вы никогда не соберете капитал или внимание, необходимое для выполнения своего стратегического императива.

Какой выход может быть в этой ситуации?

Одним из вариантов решения проблемы может служить привлечеc ние для выполнения функций по размещению заказов специализируc ющейся в этой области деятельности организации. Такая возможность предусмотрена ст. 6 Закона № 94-ФЗ, и вопрос правильной ее реалиc зации и является предметом данного исследования.

Концепция операционной модели

С более сознательным подходом к направлению инвестиций, давление на выполнение эффективно увеличилось. При разработке плана вы должны переосмыслить права, процессы и инструменты решения. То, как вы измеряете производительность, также должно быть четко определено как на функциональном уровне, так и на уровне конкретных действий каждой функции. В этом плане определяется ряд ключевых элементов, которые в прошлом не прошли экспертизу. Например, вы можете пересмотреть роли и обязанности в своей организационной структуре, а также существующие модели централизации и децентрализации.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ МОЖНО НА НЕЕ ВОЗЛОЖИТЬ

Практика переложения функций по проведению торгов на сторонc нюю организацию существовала еще до принятия Закона № 94-ФЗ и имела правовое обоснование в нормах Гражданского кодекса Российc ской Федерации (далее – ГК РФ), в ст. 447–448 которого используютc ся понятия «организатор торгов», «организатор конкурса», «органиc затор аукциона».

Дифференцирующие возможности, как правило, выигрывают от наличия глобальных центров передового опыта или даже организационной структуры, созданной вокруг них. Конкурентные потребности, необходимые для каждой компании в отрасли, могут, естественно, включать в себя более децентрализованные операции или, в качестве альтернативы, лучше всего подходят для общих служб. Многие основные бизнес-возможности могут быть переданы на аутсорсинг.

Сотрудничайте с бизнес-лидерами и вашими коллегами в рамках других функций для принятия этих решений. Какие разговоры вам нужно организовать, среди которых отдельные лица, чтобы обеспечить создание этих новых систем и структур? Если вы функциональный лидер, ваша роль более сложна, чем когда-либо прежде. Вы являетесь критическим игроком во всех аспектах возможностей: идентификация их; разработка процессов, инструментов и практик, которые позволяют им; и выполнение стратегии через них. Ваши личные лидерские качества - ваши навыки межличностного общения и стратегическое понимание - являются основным источником успеха не только для функции, но и для всего предприятия.

Следует отметить, что привлечение именно государственными заказчиками «помощников» при закупке товаров, работ, услуг допуc скалось и до вступления в силу Закона № 94-ФЗ. Так, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд1 было предусмотрено, что размещение заказов на закупки проc дукции для государственных нужд может осуществлять юридичесc кое лицо по договору с государственным заказчиком.

В вашей самой важной работе, по дифференциации возможностей, вы разделяете полномочия с другими функциями и отделами, вместо того, чтобы поддерживать односторонний контроль. Вам необходим уровень доверия и честности, достаточный для того, чтобы вы могли советовать руководителям бизнес-единиц, даже сообщая им о трудных истинах, например, что их приоритеты противоречат их приоритетам для всего предприятия.

По мере того, как компания становится более последовательной, вас часто могут призвать помочь создавать или развивать дифференцирующие возможности, а также помогать отбрасывать инвестиции, которые больше не подходят. Это может означать внезапное смещение от ориентации на сервис-бюро, где ваша роль состоит в выполнении каждого запроса, в более стратегическом подходе, где вы помогаете устанавливать и поддерживать приоритеты, а иногда и говорить «нет». Даже когда его лидеры поддерживают большую согласованность, ваша организация не может двигаться плавно в этом направлении.

Закон № 94-ФЗ официально ввел понятие «специализированная организация» применительно к размещению государственных и муc ниципальных заказов и регламентировал отношения между заказc чиками и такими организациями.

В соответствии со ст. 6 Закона № 94-ФЗ специализированной орc ганизацией является юридическое лицо, привлеченное государственным или муниципальным заказчиком для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государствен- ный или муниципальный контракт – разработки конкурсной до- кументации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или от- крытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций (далее также – спецорганизация) .

Все склонны думать, что количество проектов должно снизиться, начиная со всех остальных проектов. В тех организациях, которые принимают согласованность, слишком большая централизация может быть слабостью; вам также придется защищать от правил сверху вниз и практики в вашей функции, которые сдерживают творческий подход и затрудняют доступ к клиентам.

Хорошо продуманная и хорошо выполненная функциональная программа облегчает это. Как только вы сможете установить открытый, хорошо связанный набор приоритетов и явный, понятный функциональный план, вы не будете работать в одиночку. Объединив их и поговорив о них открыто, вы укрепите более высокую степень согласованности между корпоративным центром, местными бизнес-лидерами и собственной командой. По мере того как вы получаете практику в том, чтобы сказать «нет» нескольким приоритетам, и сосредоточив внимание на нескольких наиболее важных возможностях, вы улучшаете свою собственную способность вести.

1 Указанное Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокраa щению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

2 Органы власти, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, также вправе привлекать к своей деятельности спецорганизации, но только в случае, если такая возможность предусмоa трена решением о создании уполномоченного органа.

Измерение функциональных характеристик

Когда компания движется в направлении стратегии, основанной на возможностях, и вам нужна ваша функция, чтобы принять участие в полной отдаче, вы и ваша команда будете готовы. Первый приоритет каждой функции должен заключаться в поддержке создания и управления дифференцирующими возможностями. Поэтому важно определить и точно измерить, сколько значений каждая функция выполняет. Вы можете использовать четыре различных индикатора для оценки этого значения.

Количественное воздействие. Измерьте все действия функции с определяемыми результатами бизнеса, которые соответствуют стратегическим приоритетам компании и привязаны к конкретным временным рамкам. Например, централизованное восприятие потребителями может быть измерено сокращением числа недель, необходимых для разработки новых продуктов в течение следующих 18 месяцев.


Анализ данного определения позволяет сделать вывод о том, что, воcпервых, Законом № 94cФЗ не предъявляются к спецорганизациc ям никакие дополнительные требования в виде наличия специальноc го разрешения на занятие подобного рода видом деятельности (лиcцензия, аккредитация) либо определенного статуса. Даже указания в учредительных документах на возможность осуществления данной деятельности требуется не всегда (это необходимо только для лиц со специальной правоспособностью, например для государственных унитарных предприятий). Не важна и организационноcправовая форма и форма собственности: хозяйственное общество, бюджетное учреждение или др.

Очистить драйверы. Определите источники наибольшего вклада вашей организации в предприятие. Усовершенствованное управление спросом может зависеть, например, от наличия сложных аналитических инструментов, которые могут обеспечить упрощенный доступ к данным, больший масштаб и набор экспертных знаний. Метрики должны определять степень, в которой эти инструменты существуют и используются.

Экономичность. Продолжайте отслеживать взаимосвязь между затратами и результатами. Вклад вашей функции в предприятие, измеряемый посредством улучшения финансовых показателей в доходах или прибыли, должен перевесить стоимость его деятельности. Проверка внутреннего рынка. Выбирайте и включайте отзывы от своих клиентов и участников в компании, чтобы обеспечить эффективность и эффективность вашей функции, где это возможно. Это может включать в себя использование резервных счетов, соглашений об уровне обслуживания и оценок «за-против покупки».

Воcвторых, законодатель ограничил участие специализированc ной организации только процедурами торгов, которые являются наиc более трудоемкими из всех существующих способов размещения заc каза, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. При этом состав функций, которые при проведении торгов можно переложить на раc ботников спецорганизации, четко прописан в самом Законе. По сути, спецорганизация – это технический исполнитель, на которого нельзя возлагать функцию принятия решения, в том числе по выбору побеc дителя торгов.

Ведущие компании внедряют строгие процессы и инструменты для обеспечения согласования текущих и предлагаемых функциональных мероприятий и инвестиций с функциональными приоритетами и операционной моделью и обеспечения максимального создания ценности. В контексте постоянного давления на бюджеты поддержки это помогает функциональным лидерам выделять свои ресурсы для деятельности, имеющей наибольшую ценность.

Он специализируется на улучшении стратегии и производительности на основе стратегии, уделяя особое внимание продажам, маркетингу и общим и административным функциям. Со времени промышленной революции компании столкнулись с тем, как они могут использовать свои конкурентные преимущества для увеличения своих рынков и их прибыли. Модель на протяжении большей части 20-го века была крупной интегрированной компанией, которая может «владеть, управлять и напрямую контролировать» свои активы. Диверсифицируя, компании ожидали защиты прибыли, хотя расширение требовало нескольких уровней управления.

В практической деятельности специализированные организации часто решают гораздо более широкий объем задач, чем тот, который установлен Законом № 94-ФЗ. Так, на привлеченную фирму переc кладываются функции по размещению заказов способом запроса коc тировок, оказание технической помощи в проведении открытого аукc циона в электронной форме, юридическое обоснование применения способа размещения заказа у единственного поставщика (исполнитеc ля, подрядчика) и некоторые другие. Такой подход в целом не протиc воречит Закону, но меняет статус специализированной организации: в данном случае она привлекается для оказания консультационных услуг, но не выполнения функций, которые возложены на заказчика, то есть фактически статуса спецорганизации и не возникает. При этом в роли такого консультанта могут выступать уже не только юриc дические лица, но и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Чтобы повысить гибкость и креативность, многие крупные компании разработали новую стратегию сосредоточения внимания на своем основном бизнесе, что потребовало определения критических процессов и принятия решений о том, какие из них могут быть переданы на внешний подряд.

Однако большинство организаций не были полностью самодостаточными; они передавали на аутсорсинг те функции, для которых у них не было компетенции внутри страны. Например, издатели часто покупали услуги по составлению, печати и выполнению. Использование внешних поставщиков для этих важных, но вспомогательных услуг можно назвать базовым этапом в развитии аутсорсинга. Аутсорсинговые службы поддержки - это следующий этап. Компоненты аутсорсинга, влияющие на экономию средств в ключевых функциях, - это еще один этап, когда менеджеры стремятся улучшить свои финансы.

Кроме того, возникает вопрос – если заказчик привлекает спеc циализированную организацию для осуществления функций, не предусмотренных ст. 6 Закона № 94-ФЗ, при проведении, например, запроса котировок, может ли такая организация быть участником данного размещения заказа? Если для торгов прямо предусмотрено, что спецорганизация не может быть участником размещения закаc за, в соответствии с которым эта организация осуществляет функc ции, указанные в ч. 1 ст. 6 Закона № 94-ФЗ, то для иных способов размещения заказов этот вопрос не урегулирован. При этом зако номерно напрашивается вывод, что раз специализированная оргаc низация выполняет часть функций заказчика или уполномоченc ного органа, то и участником размещения заказа она не может быть.

Нынешний этап развития аутсорсинга - это развитие стратегических партнерских отношений. До недавнего времени аксиоматика заключалась в том, что ни одна организация не будет передавать на аутсорсинг основные компетенции, те функции, которые дают компании стратегическое преимущество или делают ее уникальной. Часто основная компетенция также определяется как любая функция, которая приближается к клиентам. Например, некоторые организации осуществляют аутсорсинг обслуживания клиентов именно потому, что это так важно.

За ними вскоре последовали десятки крупных корпораций, менеджеры которых определили, что нет необходимости владеть технологией, чтобы получить доступ к необходимой им информации. В центре внимания сегодня меньше ответственности и больше за развитие стратегических партнерств для достижения улучшенных результатов. Следовательно, организации скорее всего будут выбирать аутсорсинг на основе того, кто может предоставлять более эффективные результаты для конкретной функции, чем от того, является ли эта функция ядром или товаром.

Закон № 94-ФЗ ограничивает возможности специализированных организаций, несмотря на то, что перечень функций, передаваемых им, не является исчерпывающим.

Что же нельзя переложить на спецорганизацию:

– создание комиссии по размещению заказа;

– определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта;

– определение предмета и существенных условий государственc ного или муниципального контракта;

– утверждение проекта контракта, конкурсной документации, доc кументации об аукционе;

– определение условий торгов и их изменение;

– подписание государственного или муниципального контракта;

– и другие функции, которые в силу Закона № 94-ФЗ возложены исключительно на заказчика (например, разъяснение положений документации о торгах).

Эти функции должны осуществляться заказчиком, уполномоченc ным органом, а подписание государственного или муниципального контракта – только заказчиком. Однако на практике спецорганизация может принимать в выполнении данных функций активное участие, не являясь структурой, ответственной за окончательное решение.

Так, например, решение о создании комиссии принимает заказc чик, но при этом нет запрета на включение в состав такой комиссии представителей спецорганизации. Это может быть сделано для того, чтобы выполнить требования закона о наличии в комиссии лиц, проc шедших специальное обучение в области размещения заказов (ст. 7 Закона № 94-ФЗ), или, если на спецорганизацию возлагается функc ция ведения аукциона, согласно ч. 5.1 ст. 37 Закона № 94-ФЗ аукциc онист должен выбираться из числа членов аукционной комиссии, соc ответственно должен войти в ее состав.

Кроме того, достаточно часто заказчики привлекают специализиc рованную организацию к участию в работе по сбору информации и формулированию технических условий размещаемого заказа, подгоc товке не только документации, но и проекта государственного или муниципального контракта. Такой подход особенно актуален, если у заказчика отсутствуют специалисты в сфере предмета размещаемо го заказа. Но при этом окончательное решение все равно должно осc таваться за заказчиком.

Объем передаваемых специализированной организации функций достаточно обширен, и варианты их комбинаций разнообразны. Это может быть полная передача на аутсорсинг всей работы по размещеc нию заказов или отдельных ее этапов. Все зависит от конкретной сиc туации и во многом – от финансовых возможностей заказчика. Ведь очевидно, что чем больше работы будет переложено на спецорганиc зацию, тем больше будет стоимость ее услуг.

Заказчик должен самостоятельно решить, какую часть работы по размещению заказов переложить на плечи спецорганизации, а каc кую оставить за собой. Решение должно приниматься с учетом слеc дующего: чем больше функций выполняет сторонняя организация, тем сложнее заказчику будет контролировать этот процесс, причем как целиком, так и его отдельные части.

Как привлечь спецорганизацию? Нужно ли проводить торги? Существуют ли какие-то ограничения в выборе?

С точки зрения Закона № 94-ФЗ (в ред. изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 308-ФЗ «О внесении измеc нений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки тоc варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российc ской Федерации» и вступивших в силу с 1 марта 2009 г .) услуги специализированных организаций являются стандартными и не содержат особых условий или ограничений по выбору способа разc мещения заказа на их оказание. Следовательно, возможно применеc ние любого из предложенных ст. 10 способов с учетом общих полоc жений Закона № 94-ФЗ.

Так, возможно размещение заказа у единственного исполнителя на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ при условии, что стоиc мость услуг не превысит 100 000 рублей в квартал. Таким образом, с применением вышеуказанного способа в течение года можно размеc стить заказы на услуги спецорганизаций на общую сумму 400 000 рублей, причем в каждом квартале придется заключать новый доc говор. Следует обратить внимание, что только при таком способе размещения заказов (п. 14 ч. 2 ст. 55) для оформления отношений возможно заключение гражданскоcправового договора, а не государc ственного контракта.

При стоимости услуг до 500 000 рублей в квартал – возможно приc менение способа запроса котировок. При этом не стоит забывать, что сумма контракта в соответствии с ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ в этом случае не должна превышать 500 000 рублей. Таким образом, в течеc ние года можно разместить на котировках не более 2 000 000 рублей, причем каждый квартал проводить новый запрос котировок и заc ключать новый контракт.

Законом не запрещено совмещение обоих вышеописанных спосоc бов размещения заказов, что дает возможность размещения заказа на общую сумму до 2 400 000 рублей без применения процедуры торгов.

В случае, если сумма превышает обозначенные 2 400 000 рублей, необходимо размещать заказ более сложными способами.

В этой связи следующий закономерный вопрос: какую форму торгов выбрать заказчику – конкурс или аукцион? Следует сказать о том, что услуги специализированной организации не входят в Переc чень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236cр). Следовательно, заказчик сам решает, что выбирать – конкурс или аукцион. При этом представляется, что наиболее рациональным способом выступает именно открытый конc курс, поскольку в отношении услуг специализированной организаc ции важна не только минимальная цена контракта, но и качество усc луг, квалификация и опыт предыдущей работы данной организации.

Кроме того, в Законе № 94-ФЗ специально для данного вида услуг сделано исключение из общего правила: предусмотрено положение о том, что критерий «качество работ и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг» по значимости может составлять до 45% общей значимости критериев. При оценке данного показателя на помощь придет опыт работы участника и кваc лификация привлеченного для оказания услуг персонала. Сведенияc ми, учитываемыми при оценке заявок, часто являются:

– перечень выполненных работ по аналогичным контрактам (иноc гда с приложением актов сдачиcприемки услуг);

– перечень сотрудников с указанием образования и опыта их работы;

– приложение различных благодарственных писем и отзывов от других заказчиков;

– копии дипломов, свидетельств и сертификатов сотрудников, подтверждающих профессиональные знания;

– и др.

Помимо критериев «цена контракта» и «качество работ и (или)

квалификация участника конкурса при размещении заказа на ока зание услуг» для определения лучших условий исполнения контракc та специализированной организацией, заказчики обычно устанавлиc вают также следующие критерии:

сроки (периоды) оказания услуг (поскольку общий срок оказаc ния услуг устанавливается сроком действия контракта, то при оценc ке по данному критерию целесообразно учитывать время (быстроту) исполнения отдельных этапов оказания услуг, например срок подгоc товки конкурсной документации или формулировки условий техниc ческого задания);

срок предоставления гарантии качества услуг (в данном слуc чае можно оценивать срок после окончания контракта, в течение коc торого исполнитель гарантирует качество своей работы, например «в течение двух лет после исполнения контракта». Следует с осторожноc стью относиться к обещаниям, даваемым исполнителями по данному критерию в процессе участия в конкурсе, так как после подписания контракта, а тем более после его полного исполнения, такие обещания легко забываются. Поэтому значение такого критерия должно быть весьма мало в общей доле значимости других критериев);

объем предоставления гарантий качества услуг (этот критеc рий, по отношению к услугам, достаточно субъективен и не понятен. В качестве его описания можно рассматривать механизм подтвержc дения участником качества оказанных им услуг, после исполнения контракта. Например, в предыдущем критерии он пообещал гаранc тию два года. При описании условий исполнения контракта по этому критерию он должен изложить, какой объем услуг в течение этих двух лет он готов бесплатно выполнять. Например, представлять инc тересы заказчика при рассмотрении жалоб в контрольных органах; сопровождать заказчика при оспаривании штрафов в суде; защиc щать заказчика в судах при возникновении споров по проведенным им процедурам размещения заказов и т.д.).

И еще один момент, касающийся выбора специализированной орc ганизации. Достаточно часто в субъектах Российской Федерации встречаются ситуации, когда выбор специализированной организаc ции осуществляется уполномоченным на размещение заказов оргаc ном. Проводится открытый конкурс по правилам Закона № 94-ФЗ, выбирается одна или несколько специализированных организаций, при этом критерием выбора такой организации является в том чисc ле стоимость услуг по обслуживанию одного конкурса либо аукциоc на. И все государственные заказчики данного субъекта Российской Федерации имеют право воспользоваться услугами выбранной спе циализированной организации, заключая с ней государственный контракт как с единственным исполнителем вне зависимости от сумc мы контракта.

Такая схема, с одной стороны, очень удобна и заказчикам, и уполноc моченному органу, однако она не укладывается в порядок размещения заказов, установленный Законом № 94-ФЗ (взять хотя бы тот факт, что услуги спецорганизации не включены в перечень исключительных случаев, при которых предусмотрена возможность осуществлять торг за единицу товара, работы, услуги), и представляет собой фактически

«навязывание» заказчику услуг конкретного исполнителя.

На что обратить внимание при составлении технического за- дания на оказание услуг специализированной организацией?

При выборе специализированной организации, безусловно, важна репутация и качество ее работы, однако, как известно, никаких треc бований к участникам размещения заказа по данным показателям заказчики предъявлять не вправе. Следовательно, главную роль заc нимает четкое описание требований к самой оказываемой услуге, то есть составление технического задания. От качества его подготовки во многом и будет зависеть результат.

Подготовку технического задания нужно начинать с формулировc ки того результата, который мы хотим получить от этой услуги, то есть поставить цель. После того как цель сформулирована, нужно продумать путь к этой цели, то есть посредством чего эта цель должc на быть достигнута. Далее нужно понять, какое место в этом пути буc дет занимать спецорганизация, а какую часть следует выполнить саc мому заказчику. Как уже говорилось выше, нельзя передавать техническому исполнителю право принятия окончательного решеc ния. Этот вопрос всегда должен оставаться за заказчиком. Итак, на этом этапе мы определились с укрупненной задачей. Теперь перехоc дим к более детальному описанию функций и порядка взаимодейстc вия между заказчиком и спецорганизацией. Следует последовательc но, по пунктам прописать, что и кто должен делать и какой срок на это действие отводится. После завершения данной работы у заказчиc ка должен получиться подробный регламент размещения заказа. Из полученного регламента выделяем обязанности спецорганизации и формулируем требования к исполнению таких обязанностей. Это и будет техническое задание.

И не стоит забывать об основном правиле подготовки любого техc нического задания по Закону № 94-ФЗ – нельзя заменять требоваc ния к услугам на требования к участнику размещения заказа.


В качестве примера можно привести часть из технического задания:

«1. Общие положения:

1.1. При оказании услуг Исполнитель:

2005 г . № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы- полнение работ и оказание услуг для государственных и муници- пальных нужд» (с изменениями и дополнениями);

при подготовке документов, образующихся в процессе раз- мещения заказов путем проведения торгов, специализированная организация обязана применять формы документов, утвержден- ные...

2. В ходе оказания услуг Исполнитель должен выполнить следу- ющие работы:

2.1. Проведение конкурса.

2.1.1. Разработать комплект документов для объявления кон- курса, включая:

Извещение о проведении конкурса;

Конкурсну ю документацию, включая форм у технического задания; Проект государственного контракта.

Срок исполнения пункта 2.1.1– в течение 7 рабочих дней с да- ты подписания государственного контракта.

2.1.2. Согласовать разработанный комплект документов с за- казчиком, включая:

Техническую поддержку процесса согласования в юридическом и финансовом отделах заказчика;

Передачу согласованного комплекта на подпись ответствен- ному лицу заказчика.

Срок исполнения пункта 2.1.2 в течение 4 рабочих дней с мо- мента исполнения пункта 2.1.1.

2.1.3. Разместить на официальном сайте извещение и конкурс- ную документацию...

3. Проведение аукциона...»

Перед тем как перейти к вопросу формирования цены на услуги спецорганизаций, следует определить, за счет каких средств заказc чик вправе оплачивать такие услуги.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 25.12.2008 г. № 145н, расходы по оплате догово ров со специализированными организациями следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления.

Поскольку ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает в себя оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд, то расходы на оплату услуг специализированной организации следуc ет отражать по соответствующим показателям классификации расc ходов бюджетов (разделу, подразделу, целевой статье и виду расхоc дов), в рамках которых осуществляется финансирование текущей деятельности бюджетного учреждения.

Возникает вопрос – а как оплачивать услуги специализированной орc ганизации, привлекаемой в рамках реализации мероприятий долгосрочc ной целевой программы (подпрограммы)? Представляется, что указанc ные расходы отражаются по целевой статье, отражающей расходы на реализацию указанной программы (подпрограммы), утвержденной в соc ставе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета.

Теперь рассмотрим вопрос формирования цены за оказываемые спецорганизацией услуги. На практике встречается три основных подхода.

Первый – стоимость услуг выражается в процентах от начальной (максимальной) цены контракта, размещаемого в результате торгов, проводимых спецорганизацией. При этом встречаются различные размеры такого процента: от 0,3 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Иногда данный процент дифференцируется в завиc симости от суммы контракта. Например:

– контракт до 999 000 рублей – 3%;

– при сумме контракта от 1 000 000 до 1 999 000 рублей – 2%;

– при сумме контракта от 2 000 000 до 5 000 000 рублей – 1%;

– при сумме контракта свыше 5 000 000 рублей – 0,5%.

В целом, при таком подходе, наиболее часто цена варьируется в пределах 1–2% от цены контракта.

Однако необходимо помнить, что в любом случае при отборе спеc циализированной организации по правилам Закона № 94-ФЗ долc жен быть указан объем оказываемых услуг, который выражается в том числе в количестве проводимых процедур размещения заказов, а также устанавливаемая заказчиком начальная (максимальная) цеc на контракта должна быть указана в денежных единицах и ни в коc ем случае не в процентном выражении. Таким образом, заказчику изначально необходимо знать точное количество конкурсов и аукциc онов и начальную (максимальную) цену каждого из контрактов, заc ключаемого по результатам торгов, проводимых спецорганизацией.

Второй подход – абонентское обслуживание. При этом цена услуг колеблется в очень больших пределах – от 1000 рублей в месяц до неc скольких миллионов рублей в год. Причем среднее значение вывести очень сложно, так как сумма не всегда напрямую зависит от количеc ства торгов или объема работы.

И последний подход – фиксированная оплата за одну проведенc ную процедуру размещения заказа. Суммы такой единичной расценc ки тоже весьма различаются: от 10 тыс. до 1 млн рублей. Наиболее часто размер твердого вознаграждения колеблется в пределах

15–200 тыс. рублей за одну процедуру.

В некоторых случаях для расчетов начальной (максимальной) цеc ны контракта на оказание услуг спецорганизации применяются разc личные утвержденные методики, например:

Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации. МДС 81c11.2000 (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России, протокол от 12 февраля 1999 г. № 11);

– Методика расчета стоимости услуг специализированной оргаc низации при выполнении организационноcтехнических работ, свяc занных с разработкой, утверждением и согласованием конкурсной документации (документации об аукционе), подготовкой, организаc цией и проведением торгов по размещению городского заказа и инвеc стиционных торгов, утвержденная распоряжением Правительства Москвы от 11.05.2006 г. № 779-РП;

– Методика расчета стоимости услуг специализированной оргаc низации, утвержденная постановлением Правительства Оренбургc ской области от 4 августа 2006 г № 265–п «О совершенствовании поc рядка размещения государственного заказа Оренбургской области»;

– и др.

Может ли спецорганизация оказывать услуги бесплатно?

В силу того что выбор специализированной организации осуществc ляется государственными либо муниципальными заказчиками по праc вилам Закона № 94-ФЗ, цена услуг спецорганизации в любом случае должна быть. Она может быть сколько угодно малой, но всегда обязаc тельно положительной величиной. В противном случае отношения межc ду заказчиком и специализированной организацией переходят в друc гую форму, и это уже будет являться безвозмездным оказанием услуг.


Могут ли услуги специализированной организации оплачивать- ся за счет победителя торгов?

Достаточно часто на практике встречаются случаи, когда оплату услуг спецорганизации заказчики перекладывают на победителей торгов. Такой подход представляется неправомерным в силу того, что, воcпервых, противоречит положениям ГК РФ, которые не допуc скают принуждение к какимcлибо действиям третьих лиц, а воcвтоc рых, рассматривается как ограничение доступа к участию в торгах, что является недопустимым в соответствии с нормами Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Случаи, когда на победителя могут быть возложены какиеcлибо расходы, прямо установлены в Законе № 94-ФЗ. Это расходы, свяc занные с формированием состава цены контракта (заказчик самоc стоятельно устанавливает, должны ли быть включены участником в цену контракта расходы на перевозку, страхование, уплату тамоc женных пошлин, налогов и других обязательных платежей), а также расходы, понесенные в качестве платы участником, с которым заc ключает контракт, оператору электронной площадки (при участии в аукционе в электронной форме, проводимом по правилам главы 3.1

Закона № 94-ФЗ). Плата за услуги специализированной организаc ции лицом, с которым заключатся государственный или мунициc пальный контракт, Законом № 94-ФЗ не предусмотрена.

Вышеуказанный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в поc становлении от 08.05.2008 г. по делу № А65c22246/07 отмечено, что

« возможность участия лиц в аукционе или конкурсе была постав- лена в зависимость от их согласия на последующую оплату услуг агентства в случае победы на торгах. Заявка на участие в торгах изначально содержала условие о необходимости дачи согласия на подобную оплату. Таким образом, судом апелляционной инстан- ции сделан правильный вывод, что оплата услуг агентства за счет победителей конкурса или аукциона является неправомерной ».

Такое же мнение высказывает Минэкономразвития России в своc их разъяснительных письмах, предостерегая заказчиков:

«Включение в конкурсную документацию требований, что уча- стник размещения заказа, признанный победителем конкурса, ли- бо единственный участник размещения заказа, с которым по ито- гам конкурса будет заключен государственных контракт, возмещает из своих собственных средств расходы, связанные с консультационно-техническим сопровождением данного конкурса специализированно й организацией заказчика, в размере трех процен- тов от суммы заключенного контракта, не правомерно» (из письма от 25.04.2008 г. № Д05-1502).

УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В проект контракта должны включаться все условия из заявки участника конкурса или полностью техническое задание, если мы проводили аукцион или запрос котировок. Если заключаем договор по основанию п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, в него также должно включатьc ся техническое задание.

Дополнительно в контракте следует обратить внимание на сроки и условия оплаты. Причем чем жестче такие условия (отсутствует аванс, оплата только после полного исполнения контакта, четкие штрафные санкции за неисполнение условий контракта и пр.), тем меньше в торгах и котировках будет принимать участие фирмcодноc дневок, нацеленных на получение прибыли без качественного исполc нения своих обязательств. Если оплата услуг уже проведена, то заc казчику тяжело будет требовать исправления или улучшения качества работы, а тем более возврата перечисленных денег.

А что делать, если спецорганизация не устраивает? Можно ли расторгнуть заключенный контракт?

Да, это возможно двумя способами: расторгнуть контракт по обоc юдному согласию сторон либо по решению суда. Первый способ наиc более быстрый при условии согласия на него исполнителя. Но в этом случае невозможно будет включить спецорганизацию в реестр недоc бросовестных поставщиков, что может повлечь ее повторное участие в размещении заказа. При втором способе придется пройти судебc ную процедуру расторжения контракта. Конечно, она весьма трудоc емкая и длительная, но зато после положительного решения суда исc полнитель должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. Это может помочь заказчикам в дальнейшем не допусc кать его до участия в размещении заказов. Плюс к этому в данном случае возможно заключить контракт на оставшуюся часть услуг со

«вторым» участником (согласно ч. 8.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Кто несет ответственность в случае неправомерных действий специализированной организации?

К сожалению, иногда встречаются случаи, когда спецорганизация не решает поставленных задач. Заказчик предполагает, что привле кает специалистов, которые максимально эффективно, с соблюдением норм Закона, помогут провести процедуры размещения заказов. Но в процессе работы выясняется, что их квалификация крайне низка и совместная работа приносит лишь дополнительные проблемы.

Кт о будет нести ответственность в случае, если из-за таких действий спецорганизации были нарушены требования Закона № 94-ФЗ? К сожалению, как правило, претензии предъявляется непосредственно заказчикам, поскольку они несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком, уполномоченным органом на основе контракта и связанных с размещением заказа (ч. 4 ст. 6).

Согласно ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников креc дитор вправе требовать исполнения как от всех солидарных лиц совмеc стно (заказчик, уполномочены орган, специализированная организация), так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в чаc сти долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. В случае если порядок солидарc ной ответственности не установлен, лицо, исполнившее солидарную отc ветственность, имеет право регрессивного требования к другому должc нику за вычетом доли, падающей на него самого (ст. 325 ГК РФ).

В связи с этим для того, чтобы какимcто образом гарантировать надлежащее исполнение обязательств со стороны недобросовестных специализированных организаций, заказчикам следует при проведеc нии торгов предусматривать, воcпервых, в документации требование об обеспечении исполнения контракта, а, воcвторых, в самом контракc те предусмотреть гражданскоcправовую ответственность исполнитеc ля за нарушение условий контракта (неисполнение в срок, ненадлеc жащее качество оказанных услуг, нарушение состава услуг и пр.).

Рассматривая вопрос ответственности специализированной оргаc низации, следует сказать о том, что Кодексом Российской Федераc ции об административных правонарушениях прямо предусмотрена ответственность для специализированной организации в виде наложения административного штрафа за нарушения законодательства Российской Федерации в области размещения заказов, например, за нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет инc формации о размещении заказа, протоколов, составляемых в ходе проведения процедур торгов (ч. 1, 1.1 ст. 7.30).


В ЗАВЕРШЕНИЕ

Специализированные организации, при правильном подходе и доc статочно высоком уровне квалификации, существенно облегчают работу заказчиков при размещении государственных и муниципальных заказов. Для четкого взаимодействия заказчика и такой организации необходимо составление подробного технического задания и грамотное установление прав, обязанностей и ответственности спецорганиc зации в контракте. При этом следует помнить, что заказчик должен отслеживать качество работы этой организации, так как в случае ошибок ответственность за неправомерные действия в большинстве случаев придется нести должностным лицам именно заказчика. Поc мня об этих правилах, заказчик может построить достаточно эффекc тивную систему размещения заказов с использованием ресурсов специализированной организации.