Социально-экономическое планирование. Доходы населения: показатели, распределение

Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.

Источниками доходов населения являются:

Оплата труда;

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Социальные трансферты;

Доходы населения от собственности;

Доходы населения от продажи иностранной валюты;

Прочие поступления.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используются показатели: совокупные , номинальные, денежные , располагаемые , реальные доходы .

Совокупные доходы населения (СДН) – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Номинальные доходы (НД) – это сумма начисленных доходов. Основным показателем денежных трудовых доходов является номинальная заработная плата, как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.

Располагаемые доходы (РД) – это номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы.

РД = НД – НП.

Доля этой части в общем объеме номинальных доходов составит –

Реальные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.

Существенные расхождения между размером номинальных и реальных доходов связаны с изменением покупательной способности рубля – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I пср.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I р). Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются по формуле:

или

,

.

.

Аналогично рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:

Для характеристики динамики денежных доходов населения строятся соответствующие индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:


Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.

Индекс реальных доходов в расчете на душу населения:

Особое значение в анализе доходов населения имеют показатели средней номинальной и средней реальной заработной платы. Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):

Номинальная заработная плата – это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Ее реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.

Средняя реальная заработная плата характеризует ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной заработной платы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению (I р):

Индекс реальной заработной платы может быть рассчитан –

Или

Например, если номинальная заработная плата увеличилась в текущем году на 33%, а цены за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2 процентов. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%.

Одним из основных показателей уровня жизни являются показатели доходов населения. Для изучения доходов и расходов населения используется баланс доходов и расходов населения, имеющий следующий вид:

В таблице 2 приведен баланс доходов и расходов населения за несколько лет. Можно отметить тенденцию снижения доли оплаты труда в доходах населения, роста доли доходов от собственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов. Это связано с экономическими реформами и внедрением рыночных отношений в жизнь людей.

Таблица 2. Состав и использование денежных доходов населения в процентах.

Денежные доходы всего

Оплата труда

Социальные трансферты

Доходы от собственности

Доходы от предпринимательской

деятельности

Другие доходы

Денежные расходы - всего

Покупка товаров и услуг

Оплата обязательных платежей

Накопление во вкладах и ценных

Покупка валюты

Прирост денег на руках у

населения

Структура расходов населения также за последнее время претерпела существенные изменения. За последние три года возросла доля расходов на покупку товаров, снизилась доля обязательных платежей, и накоплений во вкладах. Зато толя средств затраченных на покупку валюты увеличилась. Это связано с нестабильностью экономики. В структуре расходов население также видно влияние кризиса 1998 года, когда заметно возросла доля средств затраченных на покупку товаров, и снизилась доля накоплений в валюте и вкладах.

Доходы - это средства, которыми располагает население, для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей. Доходы бывают нескольких видов:

  • 1. денежные, номинальные доходы;
  • 2. натуральные доходы,
  • 3. совокупные доходы;
  • 4. располагаемые и реально располагаемые доходы;
  • 5. нетрудовые (нелегальные) доходы.

К натуральным доходам относятся доходы полученные в не денежной, натуральной форме, то есть доходы от личных подсобных хозяйств, подарки от предприятий и т.д.

Номинальный доход - это непосредственно сумма денег, или денежная оценка натуральных доходов, полученных населением. Номинальная зарплата - это сумма денег, которые получают за свой труд в соответствии с его качеством и количеством. Показатель номинальных доходов не отражает реальную картину динамики доходов населения, так как в него входят налоговые и другие обязательные отчисления, а также он учитывает инфляционный рост доходов.

Совокупные доходы - вся сумма средств, полученная домашними хозяйствами. В нее включаются:

все денежные доходы;

доходы от собственности, предпринимательской деятельности;

натуральные доходы;

прочие доходы (алименты и т.д.).

Располагаемые доходы - это номинальный доход за вычетом суммы обязательных платежей и взносов. Располагаемые доходы - эта та сумма средств, которой располагает население.

Реально располагаемые доходы - это располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен. Они показывают реальную динамику доходов населения, без учета инфляционного роста доходов. Реально располагаемые доходы можно определить по следующим формулам:

В прогнозировании уровня жизни населения важно также не только динамика средних показателей, но и дифференциация доходов населения, то есть распределение общей массы доходов по группам населения. Для решения этой задачи все население разбивается на группы кратные 10 или 20 процентам численности населения с примерно равными доходами от самых бедных до самых богатых.

По полученной таблице рассчитывается коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), который изменяется от 0 до 1 и чем он выше, тем выше уровень неравенства в доходах населения.

Кривая Лоренца для доходов населения в 1998 году.

Теоретически при абсолютно равных доходах всего населения страны кривая Лоренца имеет вид прямой. Фактически же она прямой не является. Чем ниже кривая Лоренца расположена от прямой, тем выше дифференциация доходов населения.

Для характеристики дифференциации доходов применяется также децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10 % наиболее обеспеченных граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных граждан. В России децильный коэффициент за годы реформ вырос с 5.4 в 1991 году, до 24 в 1998 году.

Следовательно, в РФ наблюдается рост дифференциации доходов населения. Причем существует межотраслевая и межпрофессиональная дифференциация доходов. С одной стороны это отражает общественную полезность тех или иных отраслей, служит ориентиром занятости и подготовки кадров, способствует переливу трудовых ресурсов в другие отрасли. Но с другой стороны, слишком высокая дифференциация доходов способствует росту социальной напряженности. В российской экономике с ее ориентацией на сырьевой экспорт и финансовую деятельность, наибольший уровень доходов как раз и наблюдается в газовой, нефтяной промышленности, а также в банковской и кредитно - финансовой сфере. Очень высоко отставание уровня оплаты труда в бюджетной сфере, угольной промышленности. Все это только способствует росту числа социальных конфликтов.


^ Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

^ Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получение мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.
Принципиальная схема формирования доходов населения име­ет следующий вид:

^ I. Номинальные доходы:

Денежные доходы;

Натуральные доходы;

Материальные затраты учреждений, бесплатно об­служивающих население.

Оплату услуг;

Обязательные платежи и налоги.

^ Равно: II. Реальные доходы населения

Вычесть:

Добровольные платежи и взносы;

Прирост сбережений;

Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

^ Равно:III. Конечные (реально используемые) доходы. Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопо­ставимых ценах и тарифах, всего: в том числе:

На душу населения;

Индекс роста (падения) доходов.

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет про­гнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего.

Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим эле­ментом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП-А-КН. При этом берется во внимание то обстоя­тельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД =Фп + Фн + Фр (где: Фп - фонд потребления, Фн - фонд накопления и Фр - фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населения в лю­бом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется
по прогнозным таблицам СНС, МОБ (межотраслевого баланса).

II.Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным
таблицам СНС и МОБ)

прибавить:

Платные услуги;

+ накопление в домашних хозяйствах; вычесть:

Износ жилищного фонда;

Материальные затраты учреждений науки и управ­ления;

равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населе­нием.

вычесть - IV. Конечные (реально используемые) доходы насе­ления в базисном году.

равно = V. Общий прирост ресурсов потребления. Вычесть - VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабиль­ного уровня жизни (учет влияния роста числен­ности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.

VII а. Использование ресурсов:

а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.:

Повышение минимального уровня оплаты труда;

Повышение среднего уровня оплаты труда;

Снижение налогового бремени

б) на увеличении объема трансфертных платежей:

Повышение уровня пенсий;

Увеличение других выплат.

Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом перио­де могут осуществляться по такой схеме:

1. Денежные доходы - всего в т.ч.:

Заработная плата;

Доходы от собственности;

Поступления из финансовой системы;

Пенсии и пособия;

Стипендии;

Другие доходы;

2. Денежные доходы, не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего: в т.ч.:

Налоги, сборы и другие обязательные платежи;

Взносы в общественные организации;

Приобретение лотерейных билетов;

Приобретение ценных бумаг;

Выплата процентов за кредит:

Другие нетоварные расходы.


  1. Изменение сбережений у населения.

  2. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).
Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от пред­приятий и организаций.

Материальное потребление в сфере общественного обслужи­вания.

Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

Конечные (реально используемые) доходы - (4+5+6±7).

Численность населения - млн. чел.


  1. Реальные доходы на душу населения - тенге.

  2. Динамика реальных доходов:
+ рост реальных доходов (%),

Падение уровня реальных доходов (%).

В связи с тем, что в общей сумме доходов населения подавля­ющая часть приходится на оплату работников наемного труда, боль­шое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ве­дутся по следующей принципиальной схеме:


  1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

  2. Удержано налогов при выплате заработной платы.

  3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1-2).

  4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами на­емного труда в прогнозируемом году по отношению к отчетно­му (%).

общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)
общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)


  1. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной спо­собности тенге отчетного года (3:4).

  2. Индекс роста заработной платы.
В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) ба­ланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наем­ных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных дохо­дов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, ис­числяются реальные и номинальные доходы и покупательная спо­собность населения, рассчитываются показатели распределения на­селения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам полу­чения средств и направлением их расходования.

Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

Схема баланса денежных доходов и расходов населения


Доходы

Расходы и сбережения

1. Оплата труда.

  1. Доходы рабочих и служащих
    от предприятий и организаций,
    кроме оплаты труда.

  2. Дивиденды.

  3. Поступления от продажи про­дуктов сельского хозяйства.

  4. Пенсии и пособия.

  5. Стипендии.

  6. Поступления из финансовой системы: всего, в том числе:
а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и дру­гие цели;

в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

д) выигрыши и погашения по займам;

е) выигрыши по лотереям;

ж) изменение задолженность
населения по покупке товаров в кредит (прирост ±, уменьше­ние -);

з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляю­щим деятельность без образова­ния юридического лица (при­рост ±, уменьшение -);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельско­хозяйственные заготовки);

в) другие доходы.

9. Деньги, полученные по пере­водам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

^ Всего денежных доходов

Превышение расходов над доходами

Баланс


1. Покупка товаров и оплата ус­луг, всего:

в том числе:

а) покупка товаров во всех ка­налах реализации;

б) оплата услуг и другие рас­ходы, всего:

в том числе:

Оплата жилья и коммуналь­ных услуг;

Оплата бытовых услуг;

Услуги системы образования;

Расходы на путевки в сана­тории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;

Расходы на кино, театры и другие зрелища;

Расходы на все виды транс­порта;

Оплата услуг связи;

Прочие расходы

2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:

в том числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) взносы в общественные кооперативные организации;

г) возврат ссуд;

д) приобретение лотерейные билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы

в пенсионный фонд;

з) страховые взносы в част­ные

пенсионные фонды.

3. Прирост сбережений во вкла­дах и ценных бумагах, всего:

в том числе:

а) прирост вкладов в учреж­дениях сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммер­ческих банках; в) приобретение облигаций государственного внутреннего займа;

г) приобретение облигаций
Государственного сберегатель­ного займа;

д) приобретение сертифика­тов Республики Казахстан;

е) прирост (уменьшение) средств

физических лиц, депо­нированных в банках для расче­тов с использованием пластико­вых карт;

ж) приобретение акций пред­приятий.

Расходы и сбережения

Покупка жилых помещений.

Расходы населения на приоб­ретение иностранной валюты.

Деньги, отосланные по пере­водам (за вычетом полученных сумм).

^ Всего денежных расходов и сбережений

Превышение доходов над расходами

Баланс

Важным инструментом государственного регулирования и стра­тегического планирования доходов населения является определе­ние величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда.

Под величиной прожиточного минимума по­нимают показатель абсолютного измерения низких доходов насе­ления, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов;


  1. Статистический (прожиточный) минимум устанавливается на уровне доходов,
которыми располагают 10-20% самых малоиму­щих граждан страны).

  1. Нормативный (определяется по фактической стоимости по­требительских товаров и услуг, входящих в потребительскую кор­зину).

  1. Комбинированный или нормативно статистический (питание оп­ределяется по нормативам, а остальное - по его доле в общих расходах).

  2. Субъективный (на основе социологических опросов населе­ния о необходимом минимальном доходе).
Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспе­чить прожиточный минимум).

Медианный (здесь порогом бедности считается величина, рав­ная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населе­ния)).

Метод условных расчетов (в основном применяется в США, состо­ит в оценке уровня стоимости специально сконструированного про­довольственного набора и далее, исходя из условного соотноше­ния между величиной прожиточного минимума и стоимостью про­довольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).

Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

В Казахстане при расчетах прожиточного миниму­ма используется принятый в международной практике комбини­рованный или нормативно-статистический метод.

В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограни­чения и обеспечивающий минимально необходимое количество ка­лорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

Продовольственный набор для расчета прожиточного миниму­ма разработан специалистами Института питания АМН Республики Казахстан. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в Казахстане особенности потреб­ления продуктов.

В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединен­ных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, ово­щи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопро­дукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обес­печивает полное удовлетворение потребности в основных пище­вых веществах и энергии по всем социально-демографическим груп­пам при минимальной стоимости «продовольственной корзины». Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную диф­ференциацию по интегральному показателю условий жизни насе­ления.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные то­вары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по доле аналогичных затрат в бюд­жете низкодоходных семей. Информационной базой для их обос­нования служат материалы обследования бюджетов домашних хо­зяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
^ Проблема бедности и возможности её разрешения на плановой основе.

Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов, так как с неравенством тесно связана проблема бедности. Понятие бедности – это сложное понятие, которое для стран постсоветского пространства возникло в 70-х годах, когда были введены пособия для малообеспеченных семей. В советское время к бедным относился достаточно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возраст, здоровье, утрата кормильца, повышенная иждивенческая нагрузка на работающего. Масштабы бедности измеряются показателем подушного учета в целом по стране (например, он составляет 43, это значит, что 43% людей имеют уровень потребления ниже прожиточного уровня).

Существует понятие «глубина бедности», «разрыв бедности», который в целом по республике равен 9%. Это значит, что средний показатель потребления у бедного населения на 9% ниже размера минимальной потребительской корзины. В крупных городах разрыв бедности - 7,6%, а в сельской местности – 11,2%.

Бедность – это относительное понятие, определяется через введение «черты бедности».

В настоящих условиях считается целесообразным решением правительства за критерий для установления черты бедности принимать абсолютный её уровень и определять продовольственную черту бедности на уровне потребительской корзины. Натурально-вещественный состав и размеры потребления минимальной продовольственной корзины должны определяться по научно-обоснованным нормам потребления основных продуктов питания, разработанным Институтом питания Министерства Академии наук Республики Казахстан в 1998 году. Энергоценность научно-обоснованного минимального продуктового набора составляет 2137 ккал. в день при безопасном уровне минимального потребления белка 69,76 граммов в день.

В мире существует две концепции по поводу бедности: абсолютная и относительная.

В первом случае уровень бедности определяется размером минимального потребительского бюджета, здесь производятся доплаты семьям, доходы которых ниже биологического (физиологического минимума). Вторая концепция, получившая развитие в послевоенный период, рассматривает бедность как относительную категорию и причисляет к бедным те семьи, чьи доходы существенно ниже среднего достигнутого в обществе уровня благосостояния. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические статистические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами.

В Италии, например, бедные – это те, чей средний доход на человека в семье составляет менее половины этого показателя по стране; в Канаде – 70% этого показателя. В США размер доходов семьи, официально признаваемый за порогом бедности, с 60-х годов определяется исходя из того, что каждая американская семья в среднем тратит треть своих доходов на питание. Минимальный бюджет на питание в денежном выражении умножался на три, и получалась величина прожиточного минимума, которая была признана официальным порогом бедности в США, физический порог бедности ежегодно корректируется в зависимости от роста индекса цен.

Впервые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в 1883 году Бисмарком.

В развитых странах государство выделяет средства на различные социальные программы, в том числе и по борьбе с бедностью:

Трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, субсидии малообеспеченным слоям населения,

Регулирование цен на социально-значимую продукцию (например, на медицинские препараты через установление в РК 25%-ной скидки между производителем и аптекой.);

Индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом уровне инфляции (в РК-6%);

Установление обязательного минимума заработной платы на уровне прожиточного минимума (в РК- менее 10%);

Прогрессивное налогообложение (в РК отменено с 01.01.01 г.)

Эти меры представляют собой попытку «осправедливить» рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос- справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, ибо дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных (поддержит государство), ни у богатых (все равно отнимут). Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией. Выбор между равенством и неравенством доходов- это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью.

Примером является скандинавская модель общества равных возможностей, где борьба с бедностью направлена увеличение покупательской способности малообеспеченных слоев населения, без уменьшения стимулов к труду. Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством представляет собой трудноразрешимую проблему рыночной экономики.

Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет также и к сокращению робертсонианского лага (интервала времени воздействием и его эффектом)- в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями - либо покупки, либо сбережения.

Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством. Формами перераспределения являются налоги (с больших доходов) и трансферты для малоимущих.

Налоговая система только формируется, но в сфере налогообложения физических лиц довольно развитое законодательство, хотя оно непрерывно корректируется как в связи с появлением новых форм дохода (депозиты, акции с существенно растущей реальной стоимостью), так и в связи с высокой инфляцией, требовавшей непрерывного повышения границ налогооблагаемой базы.

Для уменьшения дифференциации в доходах необходимо:

Увеличить налогообложение расточительных и богатых, например через акцизы;

Увеличивать трансферты: их индексацию, носящую компенсационный характер по отдельным видам доходов;

Пенсионерам - индексация или компенсация,

Стипендии - индексация,

Индексирование заработной платы работников бюджетной сферы и государственных предприятий,

Изменение уровня минимальной заработной платы,

Субсидии на оплату жилья,

Компенсации на детей в малообеспеченных семьях.

Однако система трансфертных платежей несовершенна, поскольку существует множество выплат. Более эффективным является введение негативного подоходного налога, т.е. системы социальных вычетов, когда средства, использованные на обучение, здравоохранение (но не более 125 тыс. тенге в год) подлежат вычету из налогооблагаемой базы. Такую же природу имеют имущественные вычеты (не более 3 млн. тенге в течение жизни).

Любая социальная помощь бедным всегда означает перераспределение доходов и сокращение дифференциации условий жизни. Но повышение налогов свыше некоторой критической точки (кривая Лаффера) уменьшает экономическую активность и предприимчивость и приводит не только к замедлению экономического роста, но и к сокращению поступлений в государственный бюджет, что неизбежно ведет к сворачиванию социальных программ. Кроме этого, экстенсивная социальная помощь способствует распространению иждивенческих установок, что также снижает способность общества к дальнейшему развитию.

На официальном уровне во всех странах Запада применяется принцип измерения бедности, разработанный в середине 60-годов М.Оршански. Это подход в какой-то мере соединил в себе обе концепции бедности. Продуктовый набор определяется как минимальная по стоимости диета, удовлетворяющая биологические потребности людей в питании, а расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей,- с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги.

Как известно, при росте благосостояния доля расходов на питание в общем потребительском комплексе уменьшается (при росте абсолютного размера удельных расходов на него) – это одна из основных закономерностей динамики коэффициентов эластичности.

В мировой практике существуют несколько методов определения бедности:

Нормативный - определяющий минимальный потребительский бюджет;

Статистический – когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% населения, получающих самые низкие доходы;

Стратификационный – когда к бедным относятся люди, неспособные сами себя обеспечить (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей и т.п.);

Эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

Экономический – когда помощь бедным ограничивается возможностями государства, и, исходя из этого, определяется: кто является бедным.

Существует три количественных показателя бедности, которые основываются на индексе Фостера, Гриэра и Торбеке.

Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами:


  1. уровнем дохода на душу населения;

  2. степенью неравномерности его распределения.
Неравенство в распределении доходов влечет за собой недоедание, плохое здоровье, бедность. Суточное потребление человеком протеина используется как показатель измерения недоедания.

Существует два основных показателя распределения дохода. Это распределение по факторам производства. Распределение дохода по абсолютному размеру происходит так: вначале население делится на группы по 10% или 20% (децили и квантили) по мере возрастания размера дохода, затем происходит соизмерение доходов, т.е. сколько процентов национального дохода приходится на каждую группу.

Показатель неравенства доходов рассчитывается как отношение доходов 40% населения, самого бедного к доходам 20% населения, самого богатого. Можно сравнить доходы части населения, относящейся к очень бедным, с доходами наиболее обеспеченных десяти процентов населения, расположенных, образно говоря, на другом полюсе.

В 1994 году номинальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы наименее обеспеченного населения в 7 раз, а в 1995 году- в 6,4 раза (в РК, к примеру, эта разница составила 13,3 раза).

Совокупный доход- это сумма средств, полученных за отчетный период членами домашнего хозяйства в виде доходов от их производственной деятельности, доходов от собственности и текущих трансфертов.

Доходы от производственной деятельности складываются от заработной платы в денежной и натуральной форме (стоимостная оценка), доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, доходов от личного подсобного хозяйства.

В доходы от собственности включаются проценты, дивиденды, полученная арендная плата за землю, изъятия дохода владельцами и совладельцами предприятий.

К текущим трансфертам относятся пенсии стипендии, пособия, страховые возмещения, компенсационные выплаты текущего характера (материальная помощь, пособия переселенцам и др.), благотворительная помощь.

Бедность является отражением глубинного неравенства в распределении власти и ресурсов в обществе. Бедность как противоположность материальному достатку характеризует низкий уровень жизни и отсутствие доступа к средствам существования.

Существуют понятия абсолютной и относительной бедности. Абсолютная бедность может быть определена как черта минимального физиологического комфорта, неспособность удовлетворить минимальный уровень проживания. При относительной бедности порог может быть определен в соответствии с теми целями, которые необходимо достигнуть. Ее характер и оценка должны рассматриваться в контексте конкретной страны.

Можно выделить несколько видов бедности:

Экдемическая;

Циклическая;

Связанная с отдельными социально-экономическими группами или рисками;

Индивидуальная.

Имеются также в мировой практике понятия первичной и вторичной бедности. Первичная бедность предполагает, что любой доход бедных слоев населения расходуется «оптимально». Вторичная бедность допускает тот факт, что люди не всегда руководствуются региональными мотивами.

Лицо бедности в Казахстане имеет свои специфические черты. Во-первых, здесь есть большая категория бедствующих людей с вынужденными сбережениями из-за задержки в выплате зарплаты в трансформационный период. Во-вторых, качественный состав бедных включает в себя квалифицированных рабочих, образованных служащих, политически активные группы.

Для реализации закона «О государственной адресной помощи» утверждены правила назначения выплаты государственной адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь рассчитана на временно нетрудоспособных людей, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе устойчивый источник дохода. Адресная социальная помощь должна представляться только тем, кто по объективным причинам не может трудиться. Специальная рабочая группа изучает поступающие предложения по определению совокупного дохода. Предполагается делать это с учетом особенностей региона, причем нормативы могут корректироваться по решениям акимов областей и городов. Мы готовы к совместной работе, чтобы в конечном итоге выстроить четкую систему оказания адресной помощи нуждающимся.

Искоренение бедности достигается через создание условий для реализации потенциала страны так же, как для каждого человека. Это означает формирование посредством нормального государственного и общественного управления, устойчивой экономики, эффективной социальной системы развитие демократических институтов. Мобилизация политической воли, разработка и проведение в жизнь долгосрочных стратегий борьбы с бедностью, связанных с взаимодействием экономического роста и справедливой социальной политики, способны преодолеть экономическое и социальное неравенство и предоставить людям возможность наиболее достойно прожить жизнь.

Включая все виды доплат и надбавок. Совокупный доход может включать в себя:

  • в любой форме, премии, гонорары и другие выплаты, которые выдаются за выполнение определённой работы, в том числе на основе трудовых догворов, в организациях, крестьянских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.
  • Денежное довольствие.
  • Доходы за работу в включая доходы священников.
  • Средства, облагаемые налогом, от предпринимательской деятельности.
  • Гонорары за адвокатские услуги.
  • Стипендии, выплачиваемые студентам профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также стипендии, которые выплачиваются организациями.
  • Суммы полученных алиментов.
  • Пособия по временной нетрудоспособности.
  • Социальные пенсии и пенсии по возрасту.
  • Выплаты за счёт организаций носящие единовременный характер (на приобретение путёвок в санатории, дома отдыха, детские оздоровительные учреждения, а также на питание, содержание детей в детских учреждениях, на приобретение и т.д.).
  • Доходы от сдачи в аренду или от продажи недвижимости, гаражей, автомобилей, сельхозпродукции, ценных бумаг и другого имущества. Исключение составляют деньги, вырученные гражданами от продажи жилья, находящегося в их собственности, и направленные на реконструкцию, строительство или приобретение жилого помещения.
  • Проценты по депозитам, дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, а также проценты от вкладов в банковские учреждения.
  • Доходы по гражданским договорам (авторские договора, договора подряда).
  • Пособия и иные виды помощи за счёт Исключение составляют пособия гражданам на реконструкцию ветхих жилых помещений, строительство или приобретение нового жилья.
  • Денежные средства, которые получены в виде подарков, наследства.

Совокупный доход семьи рассчитывается с учётом вычетов налогов, удерживаемых из зарплаты, а так же с учётом вычета алиментов. Общий доход семьи рассчитывается исходя из всех вышестоящих пунктов, которые имеют место быть в данной семье, за исключением средств от продажи жилой собственности, если только они направлены на приобретение, реконструкцию или строительство нового жилья.

Величина совокупного дохода нужна для получения субсидий, льгот на оплату жилья, получение социального жилья, а также для получения кредита в банке. Учитывая, что основную массу совокупного дохода у большинства российских граждан составляет зарплата, большинство российских банков требуют справку с места работы. Считается, что ежемесячный доход семьи из двух человек должен составлять не менее 30 000 рублей, без учёта средств затраченных на иждивенцев. В погоне за прибылью, некоторые банки обходят это правило и выдают кредиты семьям с совокупным доходом менее 30 000, даже не рассматривая вопрос о том, на какие средства будут содержаться иждивенцы, если таковые имеются.

Перед рассмотрением заявки на получение кредита банк попытается определить сможет ли клиент с его совокупным доходом выплачивать кредит. При разработке ипотечной программы учитывается тот факт, что единовременный платёж не может быть больше 35% от совокупного дохода. Отсюда можно рассчитать, учитывая ежемесячный денежный доход семьи, какую сумму и в течение скольких лет может выплачивать клиент. Совокупный доход семьи может варьироваться, в зависимости от жизненных обстоятельств, однако чтобы зафиксировать соответствующие изменения, необходимо предоставить в органы социальной защиты или банковские учреждения необходимые справки и документы.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас). Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но «рыночными» они, строго говоря, не являются.

Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым «другими людьми» спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Семейный бюджет состоит из 2 частей: доходы и расходы семей. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Все семейные доходы подразделяются на два вида: денежные и натуральные.

Основными доходами семьи обычно являются денежные, которые, в свою очередь, можно разделить на четыре группы.

Первая и основная группа семейных денежных доходов - это оплата труда членов семьи на предприятиях, в учреждениях, организациях. Оплата труда включает в себя основную заработную плату, все доплаты и вознаграждения за труд.

Вторая группа денежных доходов семьи состоит из пенсий, пособий, стипендий и других социальных и страховых выплат членам семьи государством, предприятиями, учреждениями и организациями.

Третья группа семейных денежных доходов - прочие доходы, к которым относятся всевозможные вознаграждения за нетрудовую деятельность (за донорскую помощь, возврат находки, обнаружение клада), наследство, полученные подарки, премии (за исключением премий по результатам труда), алименты на содержание детей и родителей, другие выплаты и компенсации по решению суда.

Четвертая группа денежных доходов семьи - это доходы от домохозяйственной и предпринимательской деятельности членов семьи, подразделяющиеся на четыре подгруппы:

  • 1) доходы от реализации сельскохозяйственной продукции личного подсобного хозяйства и семейного огородничества;
  • 2) доходы от операций с домашним имуществом (продажа и сдача в аренду земельных участков и помещений, продажа и сдача напрокат машин, оборудования, мебели и др.);
  • 3) полученные кредиты и другие доходы от финансово-кредитных операций (проценты, дивиденды по вкладам, акциям, от продажи ценных бумаг, предоставления кредита и т.п.);
  • 4) доходы от предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимательства, крестьянского (фермерского) хозяйства и от частных предприятий членов семьи).

Денежные доходы могут быть как в рублях, так и в валюте (долларах США, немецких марках, французских франках и т.п.). Для суммирования денежных доходов в валюте с доходами в рублях денежная единица валюты переводится в рубли по курсу, объявленному Центробанком Российской Федерации на дату получения дохода в валюте.

Натуральные доходы семьи могут быть в виде различной продукции собственного домохозяйства, готовой продукции предприятий, выдаваемой ими в счет заработной платы, а также различные материально-вещественные ценности, получаемые членами семьи в порядке пособия, пожертвования, дарения и т.п. Натуральные доходы при их суммировании с денежными доходами оцениваются по средним рыночным ценам в данном регионе на дату получения этих натуральных доходов.

Все суммированные денежные и натуральные доходы также подразделяются на несколько видов в зависимости от степени полноты их исчисления. Наиболее полными являются совокупные доходы семьи, представляющие собой сумму всех денежных и натуральных доходов всех членов семьи. Все денежные и натуральные доходы семьи, которые подлежат налогообложению, называются совокупными налогооблагаемыми доходами. А совокупные доходы за вычетом всех налогов и обязательных платежей составляют располагаемые или чистые доходы, поступающие в полное распоряжение семьи.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует, уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Итак, основными источниками формирования бюджета семьи являются оплата труда членов семьи, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные и страховые выплаты, доходы домохозяйственной и предпринимательской деятельности, прочие доходы.