8.Министерство финансов рф: цели и задачи деятельности.
Минфин явл-ся фед-ым орга¬ном исп-ной власти, обес-щим проведение единой финн-вой, бюд-ой, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деят-ть в этой сфере иных фед-ных органов исп-ной власти. Минфин России име¬ет территориальные органы.
К основным задачам Минфина России относятся:
Соверш-вание бюдж-ой системы и развитие бюдж-го федерализма;
Разработка и реализация единой финн., бюджетной, на¬логовой и валютной политики в РФ;
Концентрация финн. рес-в на приоритетных направ¬лениях социально-экономического развития;
Осущ-ние гос-го финн-го контроля;
Обесп-ие методологического руководства бух. учетом и отчет-ю, а также аудитом.
Российской Федерации предоставлены широкие права:
Получать от министерств, ведомств, предп-ий, учреждений матер-лы, необх-мые для составления и исполнения бюд¬жетного плана;
Ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
Проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной дея¬тельности предприятий и организаций.
9.Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики на 2010
Фин политика пред-т собой сов-ть форм, методов и инстр-в рег-го возд-я на соц-о-экон-ие процессы, связ-е с реальным ден-м оборотом. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества Направления финн политики: налого¬вая политика. Она напр-а на созд-е прием-х как для гос-ва, так и для участ-в рынка условий налогообложения, обеспеч-х улуч-е финн-го положения реального сектора эк-ки. Основные задачи налоговой политики: комплексное реформ-ие налогового закон-ва в целях оптим-ии налоговой базы и снижения уровня неплатежей; ужесточение налогового администрирования; Первостепенной задачей бюджетной политики явл преодо¬ление бюджетного кризиса. Задачи: реализация программ экономии государственных расходов; централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Фед-го казначейства; реструктуризация гос долга. Важнейшими зад-и денежно-кредитной политики являются:
Преодоление банк-го кризиса; стимулирование организованных сбережений населения; рег-ние курса рубля к инос-м валютам на основе паритета покуп-ой спос-ти; пополнение валютных запасов гос-ва и снижение оттока кап-ов за границу; регулирование процентных ставок; расш-ие денежного предложения.
К соц политики относятся: увязка фин помощи (трансфертов) суб-м РФ с вып-м ими обяз-в по финн-ию бюдж-ой сфе¬ры за счет соб-х дох-в; разработка механизмов компенсации доходов наименее обес¬печенных слоев населения, в том числе дифференцированной индек¬сации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов раб-ов бюдж-ой сферы; реал-ия пенсионной реформы, обеспечивающей форми¬рование многоуровневой пенс-ой системы с устойчивым фин-ием; регие вынужденной миграции.
Не менее важна инвестиционная политика, кот-ая направлена на:
Повыш-е роли бюджета развития РФ как источника финн-го обеспечения гос инвести¬ционной политики; создание условий для организ-го накопления и инвести¬рования сбережений населения; развитие ипотечного кред-ия; привлечение прямых инос-х инвестиций.
Особенности фин политики на 2010г.:-подготовка соц стаб-ти и защиты нас-ия, включая снижение напряж-ти на рынке труда; - под-ка оживления эк-ки включая кредит-ия п/п-ий; - под-ка иннов-ой активности в эк-ке, создание нов соврем-х произв-в, под-ка внутр-го спроса; - под-ка разв-ия инструм-ов страх-ия жизни, развитие челоче-кого кап-ла.
МФ РФ – фед.орган исполнит.власти, осуществляющий функции по выработке Гос.политике и норм-прав.регулированию в сфере:
Бюджет, налог, страх, валют, банк, аудит деятельности, гос.долга, б/у и б/отчетности;
Производства, переработки и обращения драгМе и драг.камней;
Таможен.платежей, определения таможен.стоимости товаров и транспорт.средств;
Инвестирования средств для финансирования накопит.части трудовой пенсии;
Организации и проведении лотерей;
Производства и оборота защищенной полиграфической продукции;
Фин.обеспечения гос.службы;
Противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Задачи МФ:
1.совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма
2.разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики
3.концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ
4.разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнение, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидирование федерального бюджета РФ
5. разработка программ гос.заимствования и их реализации от имении РФ;
6.управление государственным внутренним и внешним долгом;
7. участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования гос.ресурсов, драгМе и камней;
8. разработка единой методологии, составление бюджета всех уровней и отчета об исполнении;
9. осуществление Фин.контроля в пределах своей компетенции.
Стратегическими целям и Минфина России и подведомственных ему федеральных служб являются:
1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации.
2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны.
3. Формирование и функционирование эффективной налоговой системы.
4. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами.
6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы.
Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы.
Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых для эффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственной власти.
Министерство финансов РФ является федеральных органом исполнительной власти , обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Минфин РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.
Основными задачами Минфина являются:
1. Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.
4. Разработка проекта федерального бюджета и его исполнение, составление отчета об исполнении.
5. Разработка и реализация программ государственных заимствований, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
6. Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ.
7. Осуществление в пределах своей компетенции государственного ФК.
8. Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетн6ости (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке России и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе).
Функции Минфина РФ:
- Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ.
- Участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
- Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройки экономики.
- Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике.
- Участвует в формировании и осуществлении единой политики цен.
- Участвует в подготовке федеральных целевых программ и обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета.
- Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ.
- Исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
- Совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в этой сфере.
- Проводит, с участием ЦБ, государственную политику в области эмиссии и размещение государственных ценных бумаг.
- Регистрирует выпуск ценных бумаг.
- Проводит, совместно с ЦБ, операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.
- Подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами.
- Устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.
- Устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
- Проводит аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе).
- Проводит документированные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организации по заданиям правоохранительных органов и т.д.
Минфин РФ имеет право:
1. Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, материалы необходимые для:
· разработки проекта федерального бюджета;
· расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;
· составления отчета об исполнении федерального бюджета;
· составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
2. Запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.
3. Проводить, совместно с Министерством экономики РФ, экспертизу технико-экономических проектов, предоставленных в качестве основания для выделения средств для инвестиций.
4. Ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях прекращать, в соответствии с законодательством, финансирование федерального бюджета организации при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также не предоставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств.
5. Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованных ими не по целевому назначению с наложением финансовых санкций.
6. Выдавать, в случаях предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов.
Минфин РФ возглавляет Министр, назначенный на должность и освобождаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Минфин РФ издает в пределах своей компетенции, на основании законодательства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
В Минфине РФ образуется коллегия в составе Министра (Председатель коллегии), его заместителей, Министра МНС РФ и руководителя государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников централизованного аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности утверждается Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии реализуется как правило приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
Повышение финансовой устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ
Софинансирование расходов бюджетов субъектов РФ
Финансовое обеспечение полномочий муниципальных образований
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами Федерального казначейства
Социально-значимые полномочия органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований
Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами
Экономически обоснованный объем и структура государственного долга Российской Федерации
Совершенствование механизмов управления государственным долгом
Повышение эффективности управления зарубежными финансовыми активами РФ
Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы
Совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита
Доступность информации о бюджетной системе РФ
Исполнение социальных обязательств государства
Развитие страхового сектора РФ
Государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней
Сводная смета чрезвычайных расходов
Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность
Миссией Минфина России является обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Российской Федерации.
Стратегическими целями Минфина России и подведомственных ему федеральных служб являются:
Обязательств Российской Федерации.
Как основы для устойчивого социально-экономического развития страны.
4. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы.
Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых для эффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственной власти. При этом должны быть обеспечены макроэкономическая стабильность и эффективное функционирование налоговой системы, создающие условия для устойчивого экономического роста.
Минфин России продолжает реализацию программы антикризисных действий Правительства Российской Федерации в рамках Плана по реализации Основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010год. В частности, в рамках данного плана Минфин России продолжает осуществлять меры, направленные на повышение эффективности управления общественными финансами.
В 2010 году Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовил Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и План мероприятий по ее реализации в 2010 году, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1101-р.
Вторая цель - поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны.
Данная цель Минфина России соответствует одной из основных задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 года. Мероприятиям, направленным на достижение данной цели, посвящен раздел «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации» Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.
Третья цель - формирование и функционирование эффективной налоговой системы - также соответствует основным направлениям налоговой политики, выделенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 – 2013 годах от 29 июня 2010 года.
Реализация данной цели предполагает поиск возможностей для повышения доходов бюджетной системы, прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов, а также путем оптимизации налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь, инновационной направленности.
Четвертая и пятая цели предполагают выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом и исходя из максимально эффективного выполнения расходных обязательств, администрируемых Минфином России.
Обеспечение прозрачности и надежности финансовой системы создает необходимые условия для достижения всех целей деятельности Минфина России.
Минфин России и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типа государственных функций:
1) правоустанавливающие – регулирование, в том числе нормативно-правовое, и выработка государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и других сферах;
2) правоприменительные – непосредственное администрирование и управление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнение административных функций, администрирование государственных расходов (функции разработки проекта федерального бюджета, управления государственным долгом, сбора налогов, управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы);
3) контрольные - контроль и надзор за исполнением налогового, бюджетного и валютного, страхового, финансового законодательства, а также законодательства в других сферах по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России.
Специфика деятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица).
При этом, если качество регулирования в налоговой, финансовой, страховой сферах может быть измерено, в том числе посредством опросов потребителей соответствующих услуг, то качество регулирования в бюджетной и денежно-кредитной сфере, в сфере управления долгом, а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. Для Минфина России такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (Таблица 1.)
Предложенные принципы ответственного управления общественными финансами представляют собой синтез лучшей международной практики в данной сфере. Большая часть стратегических целей Минфина России ориентирована на их внедрение (Таблица 2.).
С начала 2000-х годов Министерством финансов Российской Федерации были предприняты систематические и последовательные усилия в части внедрения лучшей практики управления общественными финансами. Ключевым звеном этой деятельности стало закрепление в 2007 году большинства принципов ответственного управления общественными финансами в Бюджетном кодексе Российской Федерации. К настоящему времени созданы институциональные предпосылки для интеграции принципов ответственного управления общественными финансами в деятельность бюджетного сектора.
Таблица 1. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами
Сфера |
Принцип |
1.Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность |
1.1. Общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов |
1.2. Открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов |
|
1.3. Наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности |
|
1.4. Рассмотрение и утверждение законодательными органами основных показателей бюджетной отчетности |
|
1.5. Формирование и предоставление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межстрановых, межрегиональных и межведомственных сравнений |
|
2.Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов |
2.1. Прогнозирование основных бюджетных параметров (в том числе долговой нагрузки) на средне - и долгосрочную перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики |
2.2. Реалистичность и надежность экономических прогнозов (в том числе уровня доходов и долговой нагрузки) и предпосылок, являющихся основой бюджетного планирования |
|
2.3. Наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости (допустимости) налоговой и долговой нагрузки |
|
2.4. Систематический анализ и оценка рисков в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов федерального бюджета (с выделением в случае необходимости доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры) |
|
2.5.Создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных (резервных) фондов и фондов будущих поколений |
|
3.Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений |
3.1. Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные, прозрачные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между публично-правовыми образованиями |
3.2. Сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично-правовых образований |
|
3.3. Возможность и заинтересованность для региональных и местных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы, исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ |
|
3.4. Объективная, формализованная и прозрачная система предоставления финансовой помощи публично-правовым образованиям |
|
3.5. Наличие стимулов для повышения эффективности управления региональными и местными финансами и санкций, при необходимости обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований |
|
4.Консолидация бюджета и бюджетного процесса |
4.1. Бюджет рассматривается и бюджетный процесс организован как форма (способ) исполнения расходных обязательств, в том числе с нормативно установленными особенностями в отношении расходных обязательств и (или) бюджетных ассигнований разных типов |
4.2. Все доходы и расходы отражаются в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов, в бюджетной системе отсутствуют внебюджетные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов, а также стабилизационных/резервных фондов и фондов будущих поколений) |
|
4.3. Планирование и исполнение текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур |
|
4.4. Функционирование эффективной системы проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств |
|
4.5. Четкое и однозначное определение ответственности и полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих выработку и реализацию бюджетной политики, в том числе организацию составления и исполнения бюджета |
|
5.Среднесроч-ное финансовое планирование |
5.1. Составление и утверждение бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу |
5.2. Наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок |
|
5.3. Наличие и применение формализованных методов расчета (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой, в том числе социальных трансфертов населению и бюджетных программ (действующих расходных обязательств разных видов) |
|
5.4. Наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках принятых бюджетных проектировок и ограничений |
|
5.5. Установление для субъектов бюджетного планирования «потолков» (лимитов) бюджетных ассигнований на среднесрочный период. |
|
6.Бюджетирова-ние, ориентиро-ванное на результат |
6.1. Наличие у каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики |
6.2. Обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений |
|
6.3. Использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований |
|
6.4. Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде |
|
6.5. Наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств |
|
7.Эффективный финансовый контроль и мониторинг |
7.1. Ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти |
7.2. Наличие и соблюдение нормативно установленных процедур внешней и внутренней проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства |
|
7.3. Наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок |
|
7.4. Регулярное проведение анализа и оценки качества управления общественными финансами (для публично-правовых образований) и финансового менеджмента (для органов исполнительной власти и бюджетных учреждений) с поддержкой мер по его повышению |
|
7.5. По мере развития внутреннего финансового контроля в общественном секторе переориентация внешнего финансового контроля на оценку его эффективности |
Таблица 2. Вклад принципов ответственного управления общественными финансами в цели деятельности Минфина России
1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных |
2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности |
3. Формирование и функционирование эффективной налоговой системы |
5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами |
6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы |
||||
1. Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность |
Четкие процедуры разработки бюджета, публикация ключевых документов в процессе планирования |
Возможность межстрановых сравнений |
Открытость налоговых органов налогоплательщикам |
Прозрачность методик распределения межбюджетных трансфертов |
Публикация данных об объеме и структуре государственного долга Российской Федерации |
Единые принципы бюджетной классификации и стандарты бюджетного учета, бюджетной отчетности и аудита |
||
2. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов |
Среднесрочное планирование бюджетных параметров, составление бюджета на основе консервативного прогноза, четкие правила управления бюджетными обязательствами, наличие Резервного фонда |
Координация бюджетной и денежно-кредитной политики, формирование ненефтегазового баланса, управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния |
Определение оптимального уровня налоговой нагрузки |
Среднесрочное планирование межбюджетных трансфертов |
Ограничения на объем заимствований |
|||
3. Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений |
Разграничение полномочий и доходов между уровнями бюджетной системы, институциональные стимулы для повышения качества управления финансами в субъектах РФ |
Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, отсутствие "необеспеченных" мандатов |
Разграничение налоговых доходов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ |
Выравнивание бюджетной обеспеченности, финансовые стимулы для повышения качества управления финансами в субъектах РФ |
Ограничения на объем заимствований субъектов РФ и муниципальных заимствований, а также государственного долга субъекта РФ, муниципального долга |
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ Федеральным казначейством |
||
4. Консолидация бюджета и бюджетного процесса |
Распределение функций и ответственности при составлении бюджета, учет всех расходных обязательств, формирование единых кодов бюджетной классификации |
Правила и процедуры принятия новых расходных обязательств в пределах бюджетных ограничений |
Общий подход к осуществлению бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях, формирование единых кодов бюджетной классификации |
Единство бюджетной системы, единый бюджетный счет, учет обязательств |
||||
Принципы управления общественными финансами |
Цели Министерства финансов Российской Федерации |
|||||||
1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных |
2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности |
3. Формирование и функционирование эффективной налоговой системы |
4. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления |
5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами |
6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы |
|||
5. Среднесрочное финансовое планирование |
Среднесрочные предельные объемы расходов, долгосрочные контракты |
Закрепление параметров бюджетной системы, влияющих на макроэкономические показатели, на трехлетний период |
Среднесрочные оценки налоговой нагрузки и анализ возможности налоговых реформ |
Трехлетний бюджет или финансовый план в субъектах РФ Межбюджетные трансферты рассчитаны на три года |
Среднесрочный план заимствований |
|||
6. Бюджетирование, ориентированное на результат |
Ограничения для необоснованного (неориентированного на результат) роста расходов |
Соотнесение ресурсов и запланированных результатов |
||||||
7. Эффективный финансовый контроль и мониторинг |
Отсутствие нецелевого расходования бюджетных средств |
Консолидация бюджетной отчетности через Федеральное казначейство Мониторинг долговых обязательств субъектов РФ |
Контроль за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств, развитие системы внутреннего контроля главным администратором бюджетных средств |
|||||