Роль бюджетной классификации в экономике рф. Новый окоф и обновленная классификация ос

Какие классификаторы будут действовать с 1 января 2017 года? В чем заключаются изменения в структуре кода ОКОФ? Как будут сгруппированы ? Как новый ОКОФ повлияет на Классификацию ОС, включенных в ?

01.01.2017 вступит в силу ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», принятый Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – новый ОКОФ). Также с указанной даты будет применяться в новой редакции Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС). О новых классификаторах и порядке перехода на них расскажем в данной статье.

Новый ОКОФ.

Новый классификатор вводится взамен действующего ОКОФ (ОК 013-94), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, который применяется в течение последних 20 лет. Очевидно, что многие термины и понятия, содержащиеся в нынешнем ОКОФ, уже не соответствуют сегодняшним реалиям.

Кроме того, необходимость совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов предусмотрена также Планом мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, утвержденным Заместителем Председателя Правительства РФ 31.07.2014 № 4970п-П10. В целях реализации такого плана разработан новый ОКОФ.

Стоит отметить, что данный классификатор является нормативным документом в области стандартизации. Его разработка осуществлялась в соответствии с Системой национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и группы Всемирного банка, а также с ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)».

ОКОФ предназначен для обеспечения информационной поддержки в решении таких задач, как:

Закреплено, что ОКОФ применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета. Отметим, на сегодняшний день ни один из проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора не принят. Вместе с тем необходимость применения ОКОФ для целей бюджетного (бухгалтерского) учета в организациях государственного сектора в настоящее время предусмотрена Инструкцией № 157н , которая регламентирует общие правила организации и ведения бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Так, согласно п. 45, 53, 67 Инструкции № 157н указанные субъекты осуществляют группировку основных средств и нематериальных активов в целях бухгалтерского (бюджетного) учета по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ.

Объектами классификации в новом ОКОФ по-прежнему являются основные фонды.

К сведению

Основными фондами признаются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года для производства товаров и оказания услуг.

Структура кода ОКОФ с 2017 года также поменяется. Вместо 9 знаков код ОКОФ будет включать 12 знаков. Для сравнения представим в таблице действующую и новую структуру кода ОКОФ.

Структура кода ОКОФ

Девятизначный код ОКОФ

(до 2017 года)

Двенадцатизначный код ОКОФ

(с 2017 года)

xxx.xx.xx.xx.xxx

Первые два знака соответствуют разделу и подразделу, к которым относится основное средство согласно ОКОФ. При этом раздел представляет собой высший уровень деления объектов классификации, а подраздел – уровень деления, учитывающий значимость объектов для экономики в целом и сложившиеся традиции.

Последующие знаки соответствуют классу (знаки 3 – 6), подклассу (знаки 7 – 9) основных фондов согласно ОКОФ. Классы основных фондов образованы на базе соответствующих классов продукции по ОКПД*. Необходимую детализацию по выделенным классам раскрывает подкласс

Первые три знака соответствуют коду вида основных фондов по новому ОКОФ, принятому на основе СНС 2008.

Последующие знаки соответствуют кодам из ОКПД2 и могут иметь длину кода от двух до девяти знаков в зависимости от длины кода в ОКПД2. В случае, если объекты основных фондов не имеют соответствующих группировок в ОКПД2 или ОКОФ, требуется иная их классификация, четвертый и пятый знаки кода ОКОФ имеют значение 0

Пример кода ОКОФ (автомобиль легковой)

310.29.10.20.000

* ОК 004-93 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17. Данный классификатор с 2017 года утрачивает силу в связи с введением ОКПД2.

Группировка основных фондов. Приведем в таблице группировку основных фондов согласно новому ОКОФ и выясним, насколько она совпадает с группировкой фондов в действующем ОКОФ.

Группировки основных фондов согласно новому ОКОФ

Совпадения с группировками основных фондов согласно действующему ОКОФ

100 «Жилые здания и помещения». К жилым зданиям и помещениям относятся жилые помещения и здания или определенные части зданий, которые используются полностью или главным образом как места проживания, а также любые взаимосвязанные пристройки и постройки и вся стационарная арматура и оборудование, устанавливаемые в жилых зданиях

Совпадает с подразделом 13 0000000 «Жилища»

200 «Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель»

210 «Здания (кроме жилых)». В данную группировку включаются нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т. п.

Совпадает с подразделом 11 0000000 «Здания (кроме жилых)»

220 «Сооружения». Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов

Совпадает с подразделом 12 0000000 «Сооружения»

230 «Расходы на улучшение земель». К данной группировке относится результат действий, который приводит к существенному увеличению количества, улучшению качества или продуктивности земли или предотвращает ее ухудшение (например, затраты на мелиоративные работы, расчистку земли, рекультивацию земли, изменение рельефа (планировку территории)). Эти улучшения физически не могут быть отделены от самой земли и не приводят к созданию материальных активов (зданий, сооружений), которые можно было бы показать в балансах отдельно от самой земли

Включает основные фонды, отражаемые по коду 19 0009010 «Капитальные затраты на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы)»

300 «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты»

310 «Транспортные средства». К транспортным средствам относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов

Совпадает с подразделом 15 0000000 «Средства транспортные»

320 «Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование». К данному оборудованию относится информационное оборудование, комплектные машины и оборудование, предназначенные для преобразования и хранения информации, в состав которых могут входить устройства электронного управления, электронные и прочие компоненты, являющиеся частями этих машин и оборудования. Кроме того, к такому оборудованию также относятся и различного типа вычислительные машины, включая вычислительные сети, самостоятельные устройства ввода-вывода данных, а также оборудование систем связи – передающая и приемная аппаратура для радиосвязи, радиовещания и телевидения, аппаратура электросвязи

Частично включает в себя основные фонды из подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование»

330 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты». В данной группировке классифицируются машины, оборудование и устройства, не относящиеся к транспортным средствам и к ИКТ-оборудованию, а также хозяйственный инвентарь (то есть предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе) и предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям

Включает основные фонды из подразделов 14 0000000 «Машины и оборудование», 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный», 18 0000000 «Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки»

400 «Системы вооружений». К таким системам относятся объекты основных фондов, приобретаемые для военных целей (вооружение, средства управления войсками и оружием, ракетно-космические системы, летательные аппараты военного назначения, оборудование обеспечения взлета, посадки и технического обслуживания летательных аппаратов, боевые гусеничные и колесные машины и прочие)

Частично включает в себя основные фонды из подразделов 14 0000000 «Машины и оборудование», 15 0000000 «Средства транспортные»

500 «Культивируемые биологические ресурсы»

510 «Культивируемые ресурсы животного происхождения, неоднократно дающие продукцию». В качестве таких ресурсов признаются животные, чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц. Животные, выращенные на убой, включая домашнюю птицу, не относятся к основным фондам, а рассматриваются как запасы материальных оборотных средств

В основном совпадает с подразделом 17 0000000 «Скот рабочий, продуктивный, племенной»

520 «Культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию». К таким ресурсам относятся все виды культивируемых многолетних насаждений, неоднократно дающие продукцию, включая редкие растения, чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц, независимо от возраста данных насаждений

В основном совпадает с подразделом 18 0000000 «Многолетние насаждения»

600 «Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы». К данной группировке относятся расходы, связанные с передачей прав собственности на непроизведенные активы, стоимость которых относится к произведенным активам, но не может быть включена в состав стоимости других произведенных активов. Поэтому упомянутые расходы следует учитывать как отдельную категорию основных фондов. Расходы, связанные с передачей прав собственности на земельные участки, в данную группировку не включаются. Такие расходы принято рассматривать как расходы на улучшение земель

700 «Объекты интеллектуальной собственности». К названным объектам относятся: произведения науки и других видов творческой деятельности в сфере производства (научные исследования, разработки и их результаты – открытия, изобретения, промышленные образцы, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, а также информация, получаемая в результате разведки недр и оценки запасов полезных ископаемых, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ); оригиналы произведений развлекательного жанра, литературы и искусства; другие объекты интеллектуальной собственности

Совпадает с разделом 20 «Нематериальные основные фонды»

По большей части название и описание группировок основных фондов в ОКОФ остались прежними. Исключением является группировка 330 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» нового ОКОФ, которая объединила в себе сразу три подраздела, содержащиеся в действующем классификаторе: 14 0000000 «Машины и оборудование», 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный», 19 0000000 «Прочие материальные основные фонды». Также стоит отметить выделение новых группировок: 400 «Системы вооружений» и 600 «Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы».

В настоящее время существует взаимосвязь между группировкой основных фондов в ОКОФ и группировкой основных средств в бухгалтерском (бюджетном) учете. Например, учет объектов (согласно действующему ОКОФ):

  • из подраздела 15 0000000 «Средства транспортные» осуществляется на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства»;
  • из подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование» – на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование»;
  • из подраздела 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» – на счете 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» и т. д.

Как видно, группировки имеют не только схожие названия, но и одинаковые знаки, содержащиеся в коде ОКОФ и номере бухгалтерского счета.

С 2017 года такая взаимосвязь будет утрачена. Поэтому бухгалтерам будет намного сложнее осуществлять группировку основных средств в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, опираясь на новый ОКОФ.

Переходные ключи.

Установить соответствие нового ОКОФ с действующим ОКОФ по каждой конкретной позиции можно с помощью переходных ключей, утвержденных Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458. В данном документе в виде таблиц представлены:

  • прямой переходный ключ от действующего к новому ОКОФ;
  • обратный переходный ключ от нового к действующему ОКОФ.

С учетом утвержденных ключей важно отметить, что отдельные объекты, которые сейчас поименованы в действующем ОКОФ, согласно новому ОКОФ основными фондами не являются. Например, это касается многих объектов спортивного инвентаря (в том числе для учебных заведений) и учебного инвентаря (включая доски классные, приборы и аппаратуру учебные, механизмы учебные).

В то же время необходимо помнить, что разработанные переходные ключи являются справочными. За более точной информацией по вопросам перехода на новый ОКОФ можно обратиться по телефонам горячей линии, указанным на сайте www.gost.ru.

Обновленная Классификация ОС.

С 2017 года Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы, будет представлена в новой редакции. Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 .

Напомним, что указанная классификация применяется для установления в отношении основных средств сроков полезного использования, исходя из которых начисляется амортизация в целях налогового и бухгалтерского учета.

Внесение изменений в данную классификацию обусловлено введением нового ОКОФ. В обновленной Классификации ОС группировка основных средств по амортизационным группам осуществляется в соответствии с новыми кодами ОКОФ.

Что касается самих амортизационных групп, их количество и установленные по ним сроки полезного использования не изменились. При этом отметим, что некоторые основные средства, числящиеся в старой классификации в одной амортизационной группе, согласно новой классификации могут быть включены в другую. Возникает вопрос: нужно ли изменять по указанным объектам?

Разъяснения по данному вопросу были представлены в Письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124. Сообщается, что обновленную Классификацию ОС следует применять в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017. По основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.

Таким образом, учреждениям не нужно изменять срок полезного использования, если по новой классификации основное средство оказалось в другой амортизационной группе. Для объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, сроки остаются прежними. Аналогичные выводы специалистов налоговых органов ранее были размещены на официальном сайте ФНС.

С 2017 года вводится новый ОКОФ. По сравнению с действующим классификатором кардинально изменится структура кода ОКОФ (вместо 9 знаков код будет состоять из 12 знаков), а также поменяются и группировки основных фондов.

В новом ОКОФ основные фонды группируются по видам, установленным СНС 2008, а также с учетом ОКПД2. В целях оказания практической помощи при переходе на новый ОКОФ разработаны переходные ключи, устанавливающие по каждой позиции действующего ОКОФ соответствие одной или нескольким позициям нового ОКОФ. С помощью переходных ключей соответствие можно установить как в прямом (от действующего ОКОФ к новому), так и в обратном (от нового ОКОФ к действующему) порядке.

С введением нового ОКОФ также будет обновлена Классификация ОС. При этом стоит отметить, что устанавливать срок полезного использования в соответствии с новой редакцией Классификации ОС необходимо в отношении объектов, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017. По старым объектам срок не меняется, даже если согласно обновленной классификации такой объект будет включаться в другую амортизационную группу.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

14) образование;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.

В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает расходы определенных бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная система Российской Федерации Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства. Существуют две формы

автора Мальцева Юлия Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 7. Формирование и классификация инвестиционного портфеля Постоянно сталкиваясь с ситуацией выбора в процессе инвестиционной деятельности, инвестор должен достичь поставленных перед собой целей. При размещении средств выбираются несколько объектов

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

40. Бюджетная классификация Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификации, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 6 Государственный бюджет и бюджетная система РФ 1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию

автора Новикова Мария Владимировна

4. Бюджетная система РФ Финансовой основой правительства является федеральный бюджет, ему принадлежит ведущая роль. Расходы и доходы местных бюджетов при федеративном устройстве не входят в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не входят в

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

9. Бюджетная классификация РФ Бюджетная классификация РФ включает:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;4) классификацию источников внутреннего финансирования

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

35. Бюджетная классификация Союзного государства Выделяют следующую классификацию расходов бюджета.1. Функциональная классификация расходов бюджета Союзного государства является группировкой расходов бюджета Союзного государства и отражает направление бюджетных

Из книги Как нам стать договоропригодными или Практическое руководство по коллективным действиям автора Долгин Александр Борисович

1.7.1. Бюджетная некомпетентность Начнем с самой понятной лакуны в менталитете сограждан - с бюджетной некомпетентности. По идее, всякий умом понимает, что средства ограничены, на все их, как правило, не хватает, - но это когда речь идет о деньгах в кармане или в

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 4 Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И МОДЕЛИ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ В лекции исследуется экономическая жизнь общества в рамках определенной экономической системы.Анализу подвергаются следующие вопросы:понятие

автора Бурханова Наталья

2. Бюджетная система РФ Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративноеБюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.Бюджетная система– это совокупность бюджетов

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

11. Бюджетная классификация Бюджетная классификация– это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов,

автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный

Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ 1. О бюджетной политике в 2008–2010 гг.Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

20. Бюджетная классификация Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 74. Бюджетная классификация РФ В составе российской бюджетной классификации выделяют:1) классификацию доходов бюджетов РФ;2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;3) классификацию источников

Единство бюджета страны является единственным способом сохранения целостности всей экономики. Бюджетная классификация используется для регулирования и контроля за финансовым состоянием государственных учреждений, объединяя и систематизируя бюджеты всех уровней.

Определение

Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.

Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.

Решение о перечислении принимается с учетом первоочередных потребностей, что позволяет не нарушать принцип обоснованности и приоритетности. Нельзя забывать о рекомендованном предоставлении финансов, контроле за подобными назначениями и ответственностью за нарушение нормативных норм.

Бюджетная классификация РФ регулируется БК РФ. С помощью нее производится:

  • группирование затрат и доходов на всех уровнях системы;
  • учет средств, компенсирующих дефициты бюджетов;
  • присвоение отдельным категориям уникальных кодов;
  • анализ состояния организаций с позиции экономики и статистики;
  • обеспечение адресности финансирования;
  • определение первоочередных целей субсидирования, задач, которые они решают, и происхождение материальных средств, используемых для этого.

Бюджетная классификация состоит из нескольких разделов, соответствующих категории, к которой обращено действие. О них речь пойдет ниже.

Задачи, решаемые классификацией бюджета

Данный экономический инструмент создан для:

  • контроля за доходами и расходами;
  • сведения всей соответствующей информации в одну систему;
  • формирования инструментов для контролирования ситуации на законодательном уровне;
  • обеспечения единения всех уровней системы.

Решение перечисленных задач стабилизирует состояние экономики РФ.

Элементы, составляющие классификацию бюджета

Бюджетная классификация РФ включает в себя доходы, расходы (разделение по функциям и экономическому значению), источники внутреннего и внешнего финансирования, долги, имеющиеся на государственном уровне.

Поступления и затраты в такой системе отражаются четко сгруппированными статьями. Иерархия распределяется следующим образом:

  1. Разделы.
  2. Подразделы.
  3. Целевые статьи.
  4. Конкретные расходы и доходы.

Структура упорядочения доходов

К доходам можно отнести те денежные суммы, что поступают от уплаты налогов, благотворительности, прибыль от бюджетных фондов, созданных для конкретных целей, и прочие.

Ниже приведены коды, по которым классифицируются доходы бюджета

Числа в таблице (от 1 до 20) – разряды, которые в свою очередь группируются следующим образом:

  • разряды 1…3 соответствуют главному администратору доходов;
  • 4…13 – видам доходов;
  • 14…20 – подвидам доходов, причем разряды 18…20 составляют аналитическую группу, которая подразумевает объединение кодов соответственно виду финансовой операции.

Классификация расходов

Виды расходов согласно бюджетной классификации на 2018 год, как и разряды доходов, прописываются в КБК (таблице кодов бюджетной классификации). Они ежегодно редактируются и обновляются в зависимости от изменений, происходящих в экономике государства.

Вот структура кодов для упорядочения данного типа хоз.операций:

Если раньше кода основного мероприятия не было, то теперь он представлен разрядами 11-12. Именно этот код в бюджетной классификации расходов отображает предназначение той или иной операции (если среди перечисленных затратных статей нет требуемой, в документ нужно вносить обозначение, принадлежащее графе «Прочие расходы»). Таким образом, благодаря данному нововведению можно проследить основные направления затрат различных предприятий, исходя из кода.

Статьи расходов бюджетной классификации на 2018 год на сегодняшний день:

  • государственный и местный уровни власти;
  • правовая государственная система;
  • взаимоотношения между РФ и другими странами;
  • оборонные действия национального характера;
  • деятельность, направленная на охрану правовых норм;
  • исследования, посвященные научному прогрессу и космической промышленности;
  • энергетическое производство, строительство и промышленность;
  • сельскохозяйственная отрасль;
  • индустрия, обеспечивающая охрану и наблюдение за окружающей средой;
  • дорожные работы, затраты на связь;
  • рыночная инфраструктура;
  • меры, предпринятые для ЧС;
  • просвещение и здравоохранение населения;
  • культурные мероприятия, СМИ, социум;
  • государственный долг, резервы.

Распределение источников финансирования дефицита

Источники финансирования представляют собой сгруппированные средства, взятые под определенную процентную ставку. Они предназначены для погашения возникшего дефицита в бюджете.

Коды также состоят из 20 разделов. Однако их группирование несколько отличается от классификации доходов и расходов.

Здесь присутствует подразделение на финансирование внутреннего и внешнего дефицита, которое регулируется ст. 23 БК РФ. Подобная группировка кредитных средств способствует более эффективному использованию выделенных ресурсов.

Внутреннее финансирование регулируется следующей иерархией (от меньшего к большему):

  • коды администратора;
  • коды источников;
  • программа;
  • элемент;
  • подстатья;
  • статья;
  • подгруппа;
  • группа.

Данная структура определяет поступление материальных средств от таких источников, как кредиты; реализация займов на государственном уровне; кредитов, которые предоставлены уровнями, находящимися на более высоком уровне; продажа собственного имущества; профицит. Внешнее финансирование превышения расходов над доходами компенсируется международными кредитами, реализацией внешних облигаций, профицита, курсовой разницей.

Задолженности государственного масштаба

Долги на государственном уровне также могут быть внутренними и внешними. Группировка первых отображается посредством возникновения ответственности по причине задолженности. Вторые отличаются только категорией группируемых долгов. Правительство РФ и субъекты Федерации осуществляют подобные операции отдельно друг от друга. В любом случае, все должно происходит по законодательству РФ и никак иначе. В обратном случае подобные действия могут получить статус мошенничества в крупном размере.

Таким образом, понятие и значение бюджетной классификации направлены для увеличения эффективности работы всех уровней иерархии.

Новации 2016 года порядка применения бюджетной классификации: Видео

Можно выделить различные виды систем в зависимости от признаков классификации (рис. 6.1).

  • 1. По происхождению:
    • - естественные - системы, объективно существующие в живой и неживой природе и обществе, возникшие без участия человека. Например, молекула, клетка, организм, популяция, общество, Вселенная;
    • - искусственные - системы, созданные человеком. Например, автомобиль, предприятие, партия;
    • - смешанные (социотехнологические, организационно-технические).
  • 2. По объективности существования:
    • - реальные (материальные, которые состоят из реальных объектов). Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).
    • - абстрактные (символические) - системы, которые, по сути, являются моделями реальных объектов. Это языки, системы счисления, математические модели, системы паук.
  • 3. По характеру связей параметров системы с окружающей средой:
    • - закрытые - какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Любой элемент закрытой системы имеет связи только с элементами самой системы;
    • - открытые - обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка. Все реальные системы являются открытыми;
    • - комбинированные - содержат открытые и закрытые подсистемы.

Рис. 6.1.

  • 4. По структуре:
    • - простые - системы, не имеющие разветвленных структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов;
    • - сложные - характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций.

Заметим, что существует и другой подход к оценке сложности. Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем информации, требуемый для ее успешного управления. Системы, в которых не хватает информации для эффективного управления, считают сложными.

Выделяют различные виды сложности. Структурная сложность - это сложность системы, отличающейся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей. Функциональная (вычислительная) сложность определяется количеством арифметико-логических операций, требуемых для реализации функции системы преобразования входных значений в выходные, или объем ресурсов (время счета или используемая память), используемых в системе при решении некоторого класса задач. Кроме того, выделяют такой тип сложности, как динамическая сложность - она возникает тогда, когда меняются связи между элементами системы.

  • 5. По характеру функций:
    • - специализированные - для таких систем характерна единственность назначения;
    • - многофункциональные (универсальные) - позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций.
  • 6. По характеру развития:
    • - стабильные - системы, у которых структура и функции практически не изменяются в течение всего периода существования;
    • - развивающиеся - системы, структура и функции которых с течением времени претерпевают существенные изменения.
  • 7. По степени организованности:
    • - хорошо организованные. Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организован пой системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты;
    • -плохо организованные (диффузные). При представлении объекта в виде плохо организованной, или диффузной, системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы.
  • 8. По сложности поведения:
    • - автоматические - однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий;
    • - решающие - имеют постоянные критерии различения реакции на широкие классы внешних воздействий;
    • - самоорганизующиеся - имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия;
    • - предвидящие - могут предвидеть дальнейший ход развития внешней среды;
    • - превращающиеся - воображаемые системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.
  • 9. По характеру связей между элементами:
    • - детерминированные - системы, для которых их состояние однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени;
    • - стохастические - системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.
  • 10. По структуре управления:
    • - централизованные - системы, в которых один из элементов играет главную, доминирующую роль;
    • - децентрализованные - системы, в которых все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы.
  • 11. По размерности:
    • - одномерные - системы, имеющие один вход и один выход;
    • - многомерные - системы, у которой входов или выходов больше одного.

Необходимо понимать условность одномерности системы - в реальности любой объект имеет бесчисленное число входов и выходов.

  • 12. По однородности и разнообразию структурных элементов системы бывают гомогенными, или однородными, и гетерогенными, или разнородными, а также смешанного типа:
    • - в гомогенных системах структурные элементы системы однородны, т.е. обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в гомогенных системах элементы взаимозаменяемы;
    • - гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.
  • 13. По способности ставить себе цель:
    • - каузальные - системы, которым цель внутренне не присуща. Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем;
    • - целенаправленные (целеустремленные) - цель формируется внутри системы.