Пользователями информации бухгалтерской отчетности являются. Пользователи бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность является заключительным элемен-том метода бухгалтерского учета, завершающим этапом всего учетного цикла за отчетный период.

Анализ результатов хозяйственной деятельности, принятие управленческих решений, контроль за их осуществлением, ис-следование рынка, планирование и прогнозирование всех сторон деятельности организации и функции управления организацией взаимосвязаны не только между собой, но и с системой бухгал-терского учета. Основным каналом этой взаимосвязи служит бух-галтерская отчетность.

Анализ результатов деятельности и состояния средств орга-низации заключается в установлении причинно-следственных факторов, повлиявших на величину фактически достигнутых ре-зультатов. Анализироваться могут разные стороны деятельности организации: объем производства, реализации, финансовые ре-зультаты, платежеспособность, инвестиции и т.п.

Принятие управленческих решений сводится в конечном ито-ге к оценке прошлого и определению будущего поведения, к уча-стию в событиях, операциях, в том числе и будущей производст-венной деятельности. Эти решения могут быть оформлены сле-дующим образом: приказом, планом-прогнозом, постановлением, распоряжением и т.д., где дается оценка достигнутого уровня по определенным показателям за отчетный период и приводятся по-казатели, которые намечается достигнуть в предстоящих периодах.

Отчетность служит основой для периодического контроля за деятельностью организации. Сущность контроля сводится к со-поставлению фактических результатов и показателей, отражен-ных в отчетах, с ранее намеченными в управленческих решениях. На основе отчетности контрольные органы проверяют соблюде-ние организацией законов, установленного порядка расчетов с банковскими службами, целевое использование кредитов и т.д.

Отчетность организации после всестороннего углубленного анализа используется для оценки деятельности организации и вы-работки стратегических решений на предстоящий отчетный пери-од. Эти решения составляют основное содержание пояснительной записки к годовому отчету. Содержание пояснительной записки определяется различными нормативными документами. В поясни-тельной записке могут предлагаться также изменения в учетной политике организации, указываться причины и результаты этих изменений.

Для повышения доверия к предоставляемой годовой отчет-ности она подвергается дополнительной проверке (экспертизе) независимой аудиторской организацией. Результаты проверки излагаются в аудиторском заключении, состоящем из двух час-тей - аналитической и итоговой. Итоговая часть содержит окон-чательный вывод о подтверждении или отказе в подтверждении достоверности годовой отчетности организации и подлежит в необходимых случаях публикации вместе с отчетностью.


Пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие,менеджеры, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

С прямым финансовым интересом;

С косвенным финансовым интересом;

Без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в том числе поставщики), а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес проявляется в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа этой подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К этой подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи). Пользователи этой подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

Проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);

Получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики). Каждый из пользователей финансовой отчетности имеет свои

Информационные потребности.

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие свой капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым своих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать этот риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли своевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации, как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, налогоплательщиков, участников пенсионных схем, которые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты). Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы.

Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что необходимо для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некоторых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности.

Получаемые в результате обработки входящей информации показатели деятельности организации являются необходимой базой для принятия решений лицами, осуществляющими управление как непосредственно данным предприятием, так и иными связанными с ним юридическими и физическими лицами, государством и его органами. Таким образом возникает круг пользователей бухгалтерской отчетности.

Пользователь бухгалтерской отчетности согласно п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Каждая группа пользователей предъявляет свои требования к отчетности, поскольку на основе отчетной информации принимаются различные решения в отношении организации, поэтому важно классифицировать пользователей по различным признакам:

  • 1. По отношению к хозяйствующему субъекту различают:

В свою очередь внешние пользователи могут классифицироваться на:

  • а) заинтересованные лица - это внешние пользователи, принимаемые решения которых зависят от показателей деятельности предприятия. К таким пользователям могут быть отнесены учредители, собственники, займодавцы, кредиторы, акционеры, инвесторы, покупатели и заказчики, налоговые органы;
  • б) незаинтересованные лица - внешние пользователи, принимаемые, принимаемые решения которых не зависят от показателей деятельности предприятия. К ним могут быть отнесены статистические органы, биржи, общественные организации, консалтинговые организации, аудиторские организации, правительство и его органы.
  • 2. По критерию страновой принадлежности пользователей можно разделить на: бухгалтерский финансовый учет
  • - отечественные;
  • - зарубежные - ориентированы на правила составления финансовой отчетности, используемые в их странах или на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
  • 3. В зависимости от финансового интереса различают:
    • - пользователей с прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы, подрядчики и т. д.);
    • - с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, банки, страховые компании, поставщики и покупатели и т. д.);
    • - без финансового интереса (общественность, органы статистики, средства массовой информации и т. п.).
  • 4. В зависимости от типа организации можно выделить:
    • - пользователей, имеющих интересы на международных рынках;
    • - крупные и средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционной привлекательности;
    • - малые организации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные в раскрытии достоверной информации о себе.
  • 5. В зависимости от соотношения целей пользователей организации:
    • - преимущественные пользователи - имеют самые сильные факторы воздействия на отчитывающуюся организацию: финансовый интерес, непосредственный контроль, обеспеченный системой санкций, общественное мнение (например, государственные контролирующие органы);
    • - прочие пользователи.
  • 6. По критерию частоты обращения к отчетности пользователи могут быть:
    • - реальные - чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней свои требования, учитываемые при составлении отчетности (т. е., постоянно пользуются данными бухгалтерского учета);
    • - потенциальные - т. е., могут воспользоваться данными бухгалтерского учета. В зависимости от силы потребности в бухгалтерской информации эти пользователи превращаются в реальных.

Пользователей бухгалтерской отчетности по отношению к хозяйствующему субъекту можно разделить на внутренних и внешних.

Внешние пользователи, исходя из степени заинтересованности, подразделяются на пользователей, имеющих прямые финансовые интересы и косвенные, которые прямо и непосредственно не заинтересованы в финансовой деятельности предприятия, но изучение отдельных финансовых показателей предприятия представляет для них определенный интерес.

Пользователи с прямым финансовым интересом:

Потенциальные собственники предприятия;

Государство в лице налоговых органов, проверяющих правильность исчисления налогооблагаемой базы для расчета налогов;

Действующие и потенциальные кредиторы, интересующиеся информацией с точки зрения оценки финансового состояния предприятия, возможностей предоставления кредитов и займов, их обеспеченности и своевременности возврата;

Покупатели, определяющие перспективы работы с данным предприятием, являющимся поставщиком выполняемых работ и оказываемых услуг.

Пользователи с косвенным финансовым интересом:

Органы статистики, использующие информацию для статистического обобщения по отраслям и исследования динамики развития народного хозяйства; в эту же группу относятся органы в лице Федерального Совета финансового оздоровления экономики, Министерства антимонопольной политики, Фонда Имущества;

Аудиторские и другие контролирующие службы, осуществляющие проверку достоверности показателей отчетности для защиты интересов государства и инвесторов;

Консультанты, выполняющие консультационные услуги в целях выработки рекомендаций для повышения эффективности хозяйствования.

Внутренние пользователи

Представителями этой группы являются:

Управленческие службы предприятия как по горизонтали, так и по вертикали (менеджеры всех уровней, администраторы);

Действительные собственники и совладельцы.

Для обеспечения жизнедеятельности и конкурентоспособности предприятия менеджеры всех уровней, администраторы, действительные собственники и совладельцы, осуществляющие управление его деятельностью, должны иметь, кроме финансовой отчетности, оперативную экономическую учетно-аналитическую информацию.

Такая оперативная информация максимальн о приближена по времени и условиям производства, обладающая достаточным уровнем информативности и аналитичности для решения конкретных управленческих задач и закрытую для внешних пользователей в целях соблюдения коммерческой тайны.

4. Состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Состав годовой бухгалтерской отчетности определен Законом № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, а конкретный перечень форм, сроки и адреса представления зависят от длительности охватываемых отчетностью периодов.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая включает (п.1 ст.14 ФЗ 3 402-ФЗ):

Бухгалтерский баланс;

Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);

Приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и другие пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

В состав годовой бухгалтерской отчетности в Законе № 402-ФЗ не включены аудиторское заключение и пояснительная записка.

Фактически аудиторское заключение не является отчетностью субъекта, а подтверждает ее достоверность. Если организация подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности, то к отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения (п. 41 ПБУ 4/99).

Что же касается пояснительной записки, то ее формирование, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, регулируется ПБУ 4/99.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать все формы бухгалтерской отчетности.

Некоммерческие организации в состав годовой бухгалтерской отчетности включают: бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (ч. 2 ст. 14).

Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Пользователь бухгалтерской отчетности – это юр. или физ. лицо, заинтересованное в информации об организации (п. 4 ПБУ 4/99).

Пользователи информации делятся на две основные группы - внутренние и внеш ние .

Внутренние пользователи используют информацию бо для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации.

Руководителям и менеджерам необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации. Работники заинтересова­ны в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.(совет директоров, правление, руководители подразделений, менеджеры, служащие).

Внешние пользователи – это физ и юр. лица, которые в своей деятельности применяют информацию о данном п/п.

Поль­зователи с прямым финансовым интересом - это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, по­ставщики организации. Они заинтересованы в информации о рис­кованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о пла­тежеспособности организации, позволяющей своевременно пога­сить обязательства.

Косвенный финансовый интерес возникает у пользователей для определения перспектив сотрудничества. Например, налоговые и финансовые органы , которые заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной отражается в бо. Обслуживающие банки и страховые организации - оценивают возможность заключения до­говоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в инфор­мации по осуществлению возложенных на них функций: распре­делению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реа­лизации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности орга­низации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бо, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Пользователи без финансового интереса - ор­ганы статистики, арбитраж, биржи.

На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и исполь­зования ресурсов.

Вопрос 4. Состав бухгалтерской отчетности.

Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бо. О/я должна составлять отчетность кумулятивным способом , т.е. нарастающим итогом с начала года.

О/ии, имеющие дочерние общества, помимо собственного бо, составляют также консолидированную (сводную) отчетность, включая отчеты дочерних обществ. О/ии, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, выделенные на отдельные балансы, включают показатели их деятельности в показатели форм своей отчетности.

К приказу Минфина № 66н «О формах бо о/ий» в приложении приведены формы отчетности, носящие рекомендательный характер. О/я может разрабатывать собственные формы на основе образцов.

Согласно ПБУ «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» 3/2000 и ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» 4/01 о/я может вносить в отчетность дополнительные сведения. Эта дополнительная информация может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков, диаграмм и, как правило, она раскрывается в пояснительной записке.

Каждая из форм отчетности должна содержать следующие реквизиты: -наименование организации; отчетная дата, отчетный период; вид деятельности; организационно-правовая форма; место нахождения, адрес; единица измерения; дата утверждения; дата отправки.

В настоящее время о/ии представляют в обязательном порядке годовую и промеж.о.

Состав годовой бо определен Законом № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, а конкретный перечень форм, сроки представления зависят от длительности охватываемых отчетностью периодов.

Промежуточная бо состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая включает (п.1 ст.14 ФЗ 3 402-ФЗ,):

форма бухгалтерского баланса; форма отчет о прибылях и убытках;

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

форма отчета об изменениях капитала; форма отчета о движении денежных средств; форма отчета о целевом использовании полученных средств; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (ранее – пояснительная записка произвольной формы, а теперь в виде формы 5); итоговая часть аудиторского заключения или заключения ревизионного союза с/х кооперативов.

В состав годовой бо в Законе № 402-ФЗ не включены аудиторское заключение и пояснительная записка. Если о/я подлежит обязательному аудиту бо, то к отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения (п. 41 ПБУ 4/99).Что же касается пояснительной записки, то ее формирование, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, регулируется ПБУ 4/99 .

О/ии - субъекты малого предпринимательства формируют бо по следующей упр.системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей;

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация.

О/ии - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бо в общеустановленном порядке.

Некоммерческие о/ии в состав годовой бухгалтерской отчетности включают: бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

Пользователи бухгалтерской отчетности это юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).

Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:

    Собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами.

    Органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия.

    Территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность согласно приказу Росстата от 12.08.08 №185).

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

    Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.

Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних. К внутренним пользователям относят в основном собственников предприятия, администрацию и работников предприятия.

Необходимо отметить, что в новых условиях хозяйствования значительно расширилось число пользователей отчетной информации. Кроме вышеперечисленных внешних пользователей бухгалтерской отчетности, к их числу еще относятся инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д. Такое положение изменяет роль бухгалтерской отчетности, которая превращается в уникальный источник достоверной и надежной финансовой информации о показателях хозяйственной деятельности организации.

ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два формата представления отчетности:

    бумажный;

    электронный.

В первом случае бухгалтеру или представителю организации необходимо передать отчетность налоговому инспектору непосредственно в руки или отправить по почте. Представитель организации может быть законный или уполномоченный. Законный представитель может быть указан учредительных документах, а уполномоченный должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых органах.

Если отчетность отравляют по почте, необходимо сделать опись вложения.

Для сдачи отчетности в электронном виде нужно получить согласие пользователей, которым она представляется. Отчетность можно предоставить по электронной почте или на дискетах. При этом отчетность должна быть представлена в особом формате согласно приказу МНС РФ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149. Юридическую силу подписи отчетности в электронном виде подтверждает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Порядок ее применения установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную – в течение 30 дней по окончании квартала. Конкретная дата предоставления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании года.

Датой представления бухгалтерской отчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления отчетности совпадает с выходным днем (нерабочим), то срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день. Подтвердить дату представления отчетности в электронном виде можно на основании квитанции, которую высылает по электронной почте налоговый инспектор после получения отчетности. При сдаче отчетности на дискете отметка делается налоговым инспектором на бумажном варианте. Хранить такую отчетность нужно не менее 5 лет.