Материальный отчет образец в excel рк. Срок хранения материальных отчетов

Презентация на тему "Экономика «развитого социализма»" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, как шло экономическое развитие нашей страны в 60-е годы прошлого века. Автор презентации: Антоненкова Анжелика Викторовна

Фрагменты из презентации

Аграрная реформа 1965 г.

  • Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.
  • В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая подразумевала меры по решению социальных проблем села и использование экономических стимулов труда.
Основные положения реформы.
  • повышались закупочные цены
  • устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок
  • вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов
  • увеличивались капиталовложения
  • были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
Аграрная политика
  • Однако, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.
  • Огромные средства тратились крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.
Итоги:
  • Введение стабильных денежных окладов колхозников
  • Убыточная деятельность колхозов и совхозов
  • Сокращение пашни на 25 млн.га
  • Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности:

В сентябре 1965 года началась реформа в промышленности, пытающаяся соединить совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работника.

Достижения:
  • Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы и вводились новые показатели качества продукции.
  • За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.

Научно – технический прогресс.

  • В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».
  • В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144. В 1976г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.

Социальная политика

За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50.Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.

Экономическая реформа 1965 года

Агитационный плакат, посвящённый реформе

Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР , (в СССР известна как Косыгинская реформа , на Западе как реформа Либермана ) - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в - гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина .

Общесоюзная экономическая дискуссия -1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций) , и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста . Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций .

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС . Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов , ак. С. Г. Струмилин , эксперты Госплана СССР , руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов , подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова , с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС , которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ) .

Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин - самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, - выбрал реформу Либермана.

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина .

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)
«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.
«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)
«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)
«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)
«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)
«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)
«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)
«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

  1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства , созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г. :

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль , себестоимость , другие экономические рычаги и стимулы.

Реализация реформы. «Золотая пятилетка»

Распределение прибыли предприятий до и после реформы

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки - гг. К осени г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В - гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы , внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар - деньги», уменьшилась «штурмовщина », увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)
год Валовая продукция Численность персонала Основные производственные фонды
1965 148 123 186
1970 163 115 152
1975 137 108 151
1979 116 107 134

Развитие реформы

В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ , АЗЛК , Воскресенскцемент, Электросила , АвтоГАЗ , АвтоВАЗ , КамАЗ , Уралмаш , Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.

Агитационный плакат 9-й пятилетки, 1975 г. (укр.)

Следующей группой постановлений

«О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.
«Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» постановление ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г.

вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции учитывавший вновь созданную стоимость - зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.

В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора - увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х - 1950-х гг.

Соотношение факторов экономического роста
1961 - 1965 1966 - 1970 1971 - 1975 1976 - 1979
Прирост национального дохода 37 45 32 19
среднегодовой темп прироста 6,5 7,7 5,7 4,4
Производительность общественного труда 31 39 25 14
среднегодовой темп прироста 5,6 6,8 4,6 3,3
Занятые в материальном производстве (прирост) 10,2 6,0 6,4 3,9
среднегодовой темп прироста 2,00 1,20 1,25 0,95
Динамика фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов) 0,86 0,98 0,87 0,89
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период 1,00 0,99 1,03 1,00

Во второй половине 1960-х - 70-е гг. реформа подверглась критике «слева» со стороны группы учёных, авторов т. н. СОФЭ - системы оптимального функционирования экономики. К ним относились директор Центрального экономико математического института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко , А.И. Каценелинбойген , С. С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым). Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать «конструктивную» экономико-математическую модель социалистической экономики. Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство, заменив его системой экономико-кибернетических операций. Впервые, СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции Института экономики АН СССР в 1967 г. СОФЭ находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин).
Несостоятельность СОФЭ была признана расширенным совещанием Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов в 1970 г. Политизируя вопрос, «софэсты» ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий.

Свёртывание реформ, итоги и оценки

Структура внешней торговли СССР в 1970 г.

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г. .
По воспоминаниям Н. К. Байбакова , особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым . Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны - с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта.

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».

В некоторых исследованиях последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е - 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики .

Наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987-88 годов, в том числе Закона "О государственном предприятии".

См. также

Примечания

  1. История социалистической экономики СССР. - Т.7. - М., . - С. 93.
  2. Материалы XXII съезда КПСС - М., 1961. - С. 387.
  3. Либерман Е. Г. План, прибыль, премия. // Правда. - . - 9 сентября . (статья была многократно перепечатана в региональных СМИ)
  4. г. на предприятиях «Большевичка» (Москва), «Маяк» (Горький); шахтах Западного угольного бассейна (УССР)
  5. http://www.computer-museum.ru/galglory/27.htm ; http://www.icfcst.kiev.ua/museum/GL_HALL2/MAIN-1020_5_r.html
  6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.5. - М., 1968. - С. 640-645.
  7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.5. - М., 1968. - С. 643.
  8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 376-388.
  9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 408-411.
  10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 462-466.
  11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 466-469.
  12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 469-472.
  13. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.7. - М., 1970. - С. 20 - 24.
  14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.7. - М., 1970. - С. 431-447.
  15. Либерман Е. Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. - М., 1970. - С. 22 - 27.
  16. История социалистической экономики СССР. - Т.7. - М., 1979. - С. 155.
  17. Глаголев В. С. Афера с СОФЭ: история одной экономической дискуссии (№ 6, 2005 г.) http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/62005/sofe.htm
  18. Павлов В. Поражение. Почему захлебнулась косыгинская реформа. // Родина. - 1995. - № 11. - С. 68 - 70.
  19. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было центральным пунктом реализовывавшейся с января 1965 г. программы директора Экономического института АН ЧСФСР Отто Шика, известного своим заявлением, что социалистическую экономику невозможно примирить со здравым смыслом. - «Умер Отто Шик - инициатор экономических реформ времён Пражской весны» Автор: Лорета Вашкова, Вилем Фалтынек

Материальные отчеты, в том числе и отчёт по форме М-19, в большинстве случаев используются для учета материалов в организациях со строительным уклоном. В данной статье мы подробно расскажем о том, кто, как и когда должен заполнять данную форму, а так же раскроем такие темы, как срок хранения материального отчета и варианты его использования.

Обязательства и обязанности по заполнению формы М-19

С 2013 года российское законодательство отменило обязательство организаций применять при составлении материального отчета унифицированные формы. Теперь компании вправе самостоятельно решать будут они использовать форму М-19 или же разработают самостоятельно.

Важно ! Если главный бухгалтер предприяти все же решит принимать отчет по такой форме, то данное решение должно быть оформлено документально и внесено в учетную политику организации.

Такой документ подлежит заполнению материально-ответственным лицом, занимающимся строительными работами. Среди таких лиц могут быть следующие сотрудники организации:

  1. Начальник на строительном участке;
  2. Исполнитель на строительном участке, при наличии соответствующих полномочий и навыков;
  3. Сотрудник бухгалтерии, отвечающий за материальный стол.

Применение материального отчёта

Поскольку материальный отчёт отражает движение строительных материалов, в него включают все материалы, даже те, по которым не было ни приходов, ни расходов. Для подтверждения приходов и расходов, указанных в отчете, материально-ответственное лицо сдаёт вместе с отчетом всю первичку – товарные накладные, приходные и расходные ордера, требования-накладные, лимитно-заборные ведомости и т.д. Материальный отчёт позволяет оценить затраты на материалы, поэтому его используют для их анализа.

Предварительная работа при составлении отчета по форме М-19

Перед составлением материального отчета необходимо выполнить ряд обязательных действий. В первую очередь на предприятии производится проверка наличия тех или иных материалов и их сверка с данными бухгалтерии – своего рода инвентаризация. Эта мера необходима для достоверности материального отчета. Для этого создаётся инвентаризационная комиссия, которая должна присутствовать во время проведения инвентаризации в полном составе. Так же предварительно необходимо поднять всю первичную документацию, на основании которой производились приход и расход товарно-материальных ценностей за отчетный период.

Составление материального отчета по форме М-19

Итак, инвентаризация оформлена, документы первичного учёта подняты, можно приступать к оформлению отчета. Составляется материальный отчёт по форме М-19 в следующем порядке:

  1. В отчёт вносятся сведения о количестве и стоимости фактических остатков материалов по результатам проведения проверки их наличия.
  2. Затем в отчёт вносятся сведения о ранее поступивших товарах на основании первички. К подтверждающим приход документам могут относится чеки, приходные ордера или травные накладные, а так же квитанции.
  3. Далее в отчёт включается информация о отпуске и реализации ТМЦ со склада. Эти операции вписываются в виде общего количества и суммы, рассчитанной на основании каждой операции потребления и продажи материала.
  4. Отчёт готов. Теперь его передают во все подразделения организации, которым это важно, на сверку. В последнюю очередь отчёт поступает в бухгалтерию.
  5. Ответственный за материальный стол бухгалтер проверяет правильность составления отчета и вносит фактические остатки по бухгалтерскому учёту на вторую страницу отчета.

Важно ! Дата составления отчета по форме М-19 не должна отличаться от даты проведения инвентаризации.

Правила оформления отчета по форме М-19

Оформление отчета начинается с выбора формы, по которой он будет осуществляться. В настоящий момент у организации существует возможность самостоятельно создавать формы первичной документации, которой и является материальный отчёт. Поскольку наша статья привязана все же к конкретной форме, расскажем о правилах оформления отчета по форме М-19.

Важно ! Заполнять форму М-19 стоит от руки (разборчивым и понятным почерком) или с помощью оргтехники. Материальный отчёт формируют в единственном экземпляре, а затем при необходимости его копируют.

Заполнение всегда начинается с оформления титульного листа. Чтобы знать, какие реквизиты на нем стоит заполнять, смотрите таблицу ниже.

Важно ! На титульном листе в верхнем правом и верхнем левом углах оставляют пустыми места для проставления виз проверяющих. Ими могут быть начальник подразделения и главный бухгалтер.

Этап оформления отчета Сведения, которые вносятся в отчёт на этом этапе
Оформление титульного листа Данные объекта, ТМЦ которого подлежат учёту;

Данные МОЛ;

Период отчета;

Дата заполнения формы М-19;

Количество прикладываемых документов (свидетельства прихода и расхода).

Заполнение табличной части второй страницы Номенклатурный номер ТМЦ;

Наименование ТМЦ;

Стоимость одной единицы материала;

Единица измерения ТМЦ;

Количество ТМЦ;

Суммарная стоимость.

Заполнение бухгалтером третьей страницы формы М-19 Начальное сальдо (количество и сумма ТМЦ);

Поступление и расход товара за отчётный период;

Общая сумма отпущенных ТМЦ;

Срок хранения материальных отчетов

Бухгалтерские документы, в том числе и материальный отчёт по форме М-19 не уничтожаются сразу после составления и использования по назначению.

Важно ! Хранение бухгалтерских документов должно производится в отдельных папках сроком не менее пяти лет.

Срок хранения материального отчета может так же составлять пять лет, но никак не меньше. Устанавливается срок хранения локальными нормативными актами организации, в которой документация составляется.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос N1: Добрый день! Хотелось бы узнать, какова периодичность составления материального отчета по форме М-19.

Ответ: Все материальные отчеты, в том числе и по форме М-19, составляются на ежемесячной основе.

Форма № М-28 (табл. 8.3) предназначена для отпуск материалов на строительные объекты ведется в течение всего периода строительства и находится у исполнителя работ.

Одновременно составляется ежемесячная лимитно-заборная карта по форме № М-28а, которая находится на складе. Отпуская материалы со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте формы № М-28, а получатель - в лимитно-заборной карте по форме № М-28а.

Лимитно-заборная карта формы № М-28а (табл. 8.4) выписывается для учета отпуска материалов, как и форма № М-28, на каждый объект отдельно, но, в отличие от последней, - на месяц.

Оформлена лимитно-заборная карта формы № М-28а вместе с другими первичными документами передается кладовщиком в конце месяца в бухгалтерию.

Таблица 8.3

В свою очередь, исполнитель работ подсчитывает по каждой строке количество выбранного им материала в форме № М-28 и заполняет графу 11 "Остаток лимита". Свою лимитно-заборную карту исполнитель работ вместе с другими первичными документами ежемесячно добавляет в материальный отчет типовой формы № М-19.

Таблица 8.4

В бухгалтерии по документам склада проверяется правильность оприходования материалов в материальном отчете исполнителя работ (встречная проверка) и одновременно правильность остатка неиспользованного лимита материалов в форме № М-28. Лимитно-заборные карты по незаконченным (переходящим на следующий месяц) объектам возвращаются исполнителю работ.

Лимитно-заборные карты № № М-28 и М-28а формируются с вкладными листами на необходимое количество материалов в течение месяца.

списание строительных материалов, деталей, конструкций предприятия-подрядчики используют Отчет о расходах основных материалов в строительстве в сравнении с производственными нормами.

Таблица 8.5

в настоящее время по рекомендации Госстроя Украины (Письмо Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 12 февраля 1998 г. № 7/93 "О ФОРМЕ М-29 ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ВЫПУСКЕ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ") форма этого Отчета используется в виде, предложенном программным комплексом АВК (табл. 8.5). В форме № М-29 отражаются и сравниваются фактическая и нормативная количественная расход основных строительных материалов по объекту учета за каждый месяц (в версии АВК). В идеале эти показатели должны совпадать. Однако на практике бывает и так, что по одним материалам экономия (-), а по другим - перерасход (+). По каждому факту отклонения расхода материалов от норм прораб (мастер) дает объяснение, в котором указывает конкретные причины отклонений. Для этого в форме № М-29 предусмотрен раздел "Объяснения". Руководитель, который утверждает форму № М-29, принимает решение относительно допущенного отклонения материалов.

Для учета материалов у подотчетного лица в течение отчетного месяца используется форма № М-19 "Материальный отчет".

Количественные показатели расхода материалов по выполненным объемам работ по форме № М-29 переносятся в отчет формы № М-19. В эту форму включаются все материалы, которые числятся за подотчетным лицом, независимо от того, был ли их движение или нет. К форме прилагаются все приходные и расходные первичные документы за месяц. Материально ответственное лицо составляет отчет в количественном выражении. Бухгалтерия предприятия отмечает непосредственно в самой форме № М-19 материалы, поступившие и использованные материалы и выводит на конец месяца стоимостные остатки по каждому виду материалов. Образец заполнения формы № М-19 приведен в табл. 8.6.

Форма № М-19 - багатографна таблица, содержит четыре страницы: 1 - титульный лист, 2 и 3 - графы для информации о движении материалов и их стоимость, 4 (чистая) - для объяснения причин списания материалов сверх нормы, потерь, порчи и тому подобное.

При наличии большого количества наименований материалов 2-а и 3-я страницы формы продолжаются на других листах, а за большего количества строящихся объектов в одного материально ответственного исполнителя работ, прилагаются вкладные листы с необходимым количеством граф. Кроме того, практикуют еще и дополнительные графы - для отдельного отображения информации: об отпуске (опрокидывания) материалов на объекты строительства других материально ответственных лиц (внутреннее перемещение) по распоряжению руководства; о возвращении материалов на склад; переработку материалов (приготовление растворов, бетонов, например), другие цели.

Заполнение 2-й и 3-й страниц формы № М-19 допускает, что информация о стоимости остатка материалов на начало месяца берется из графы 21 Отчета за прошлый месяц. На практике при печати формы для удобства расчетов графу 5 "Остаток на начало месяца" разбивают на две подграфы: "количество" и "сумма".

Таблица 8.6

Для совершенствования учета материалов в строительных организациях часто прибегают к использованию материального отчета. Документ применяется в случаях, когда материальная ответственность возложена на начальника или производителя строительных работ. Форма М-19 материального отчета утверждена законодательно.

Документ содержит данные обо всех расчетах по расходованию и поступлению материалов и оборотных средств. В случае если по некоторым видам предметов и материалов движения не было, данные по ним все равно следует отражать в отчете, поскольку информация о складских запасах должна быть предоставлена полностью.

Правила заполнения

Пример заполнения

Процесс заполнения документа включает в себя следующие этапы:

  1. Внесение результатов инвентаризации, проводимой на предприятии. Все отраженные по счетам остатки в количественном и стоимостном выражении отражаются в соответствующих графах материального отчета. Датой составления документа принимается дата проведения инвентаризации.
  2. Отображение остатков материальных ресурсов предприятия. Сбор этих данных проводится на основании первичных бухгалтерских документов, а именно: чеков, накладных, заявок и прочих бумаг, на основании которых осуществляются операции по прибытию и выбытию материалов.
  3. Внесение сведений о движении ресурсов, отпуск которых производился потребителям на протяжении отчетного периода. Информация заносится в табличной форме, по каждому потребителю отдельно. В конце таблицы должна быть отображена итоговая строка с количественным и стоимостным выражением ресурсов.
  4. Проведение расчета фактического количества остатков материалов и ресурсов на складе предприятия по состоянию на конец отчетного периода. Для этого необходимо произвести простые математические действия: к остаткам ресурсов на начало периода прибавить поступление материалов и вычесть их расход.
  5. Проведение сверки данных, внесенных в материальный отчет. Вся информация, представленная в документе, должна быть корректной и достоверной. Для этой цели проводится сверка по всем смежным цехам предприятия, и далее отчет передается бухгалтеру для дальнейшей проверки данных.

Предоставление отчета по материалам не является обязательным, его наличие может быть обусловлено производственной необходимостью. Составление документа обычно поручается материально ответственному лицу, а процессом проверки правильности заполнения отчета и достоверности отраженных показателей занимается работник бухгалтерии.