Государственное регулирование национальной экономики.

¨ стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде

¨ изменения структуры потребительской корзины

¨ изменения структуры расходов Осредней семьиЗ

þ стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде

þ соотношение стоимости благ текущего периода в ценах текущего и базового года

507. Отклонение реального распределения доходов от абсолютно справедливого выражается кривой:

¨ Лаффера

¨ изоквантой

þ Лоренца

¨ Филлипса

¨ изокостой

508. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

¨ выражение общеэкономических интересов

¨ регулирование социально-экономических отношений

¨ определение долговременных целей развития экономики

þ защита интересов национальной экономики

þ обеспечение экономической безопасности

509. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:

¨ регулировать предложение новых товаров

¨ координировать межотраслевые связи

þ обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны

¨ распределять ресурсы

þ решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе

510. Объектом государственной собственности является:

þ производство благ стратегического назначения

þ наукоемкое производство

þ производство общественных благ

¨ производство товаров первой необходимости

¨ потребление благ индивидуального назначения

511. Целевое государственное финансирование в виде предоставления денежных пособий относится к... политике.

¨ инвестиционной

¨ налоговой

¨ денежно-кредитной



þ социальной

þ бюджетной

512. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

¨ национализацией

þ денационализацией

¨ покупкой государством акций частных предприятий

þ приватизацией

¨ предоставлением концессий

513. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

þ регулированием и управлением трансформационными процессами

¨ обеспечением высоких темпов экономического роста

¨ обеспечением рационального использования ресурсов

¨ разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базы

þ необходимостью подъема наукоемких и передовых отраслей промышленности

514. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

þ производства общественных благ

¨ планирования цен

¨ защиты национальных границ государства

¨ регулирования границ валютного коридора

þ регулированием процесса общественного воспроизводства

þ антициклического регулирования

515. Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

¨ административное регулирование поведения субъектов рынка

¨ планирование цен на товары первой необходимости

þ широкое использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру

¨ национализация частных предприятий-монополистов

þ индикативное планирование

516. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана с:

¨ регулированием рынка труда

¨ выплатой пособий по безработице

¨ защитой вкладов населения в коммерческих банках

þ бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения

þ осуществлением трансфертов в денежной и натуральной форме

517. Меры антиинфляционной экономической политики:

¨ введение таможенных ограничений

þ регулирование денежного рынка

¨ повышение уровня заработной платы

¨ увеличение расходной части бюджета государства

þ повышение нормы обязательных банковских резервов

518. Социальная политика государства:

¨ сокращение доходной части государственного бюджета

¨ льготное кредитование наукоемких производств

þ регулирование уровня минимальной заработной платы

¨ предоставление финансовых льгот частному капиталу

þ финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения

519. Меры воздействия, используемые в научно-технической политике:

þ бюджетное финансирование НИОКР

þ льготное кредитование и налогообложение наукоемких.производств

þ регулирование процесса ускоренного обновления основных фондов

¨ предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов

¨ открытость национальной экономики

520. Меры экономической политики включают:

¨ принуждение

¨ разрешение

þ использование встроенных стабилизаторов

þ разработка и реализация программ занятости

521. Экономические меры государственного регулирования:

¨ прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов

þ изменение размеров обязательных банковских резервов

þ изменение налоговых ставок

¨ принятие постановления, по которому предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров

¨ установление фиксированных цен на товары и услуги

522. Административные меры государственного регулирования включают:

¨ изменение учетной ставки

¨ введение налога на добавленную стоимость

¨ списание основного капитала на основе ускоренной амортизации

þ разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности

þ замораживание заработной платы на определенном уровне

523. Методы денежно-кредитной политики, рекомендуемые в рамках концепции монетаризма, предполагают:

þ воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния национальной экономики

þ увеличение денежной массы в соответствии с ростом ВВП и цен

¨ увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости

¨ изменение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса

¨ регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности

524. Методы бюджетно-налоговой политики, рекомендуемые в рамках теоретической концепции монетаризма, предполагают:

¨ изменение учетных ставок

þ предоставление налоговых льгот предпринимателям

þ сокращение государственных расходов

¨ увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет

¨ финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности).

525. Теория экономики ограничивается исследованием явлений и процессов, связанных с:

526. Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

¨ защита окружающей среды

¨ регулирование внешнеэкономических связей

þ регулирование занятости

þ обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике

þ образование, здравоохранение, культура

þ окружающая среда

þ национальная оборона

¨ потребительские товары

¨ товары и услуги производственного назначения

VIII Переходная экономика.

31. Экономический рост может быть охарактеризован:

    Движением точки по кривой производственных возможностей.

    Движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

    Движением от одной точки к другой за пределами кривой производственных возможностей.

    Сдвигом влево кривой производственных возможностей.

    Сдвигом вправо кривой производственных возможностей.

РАЗДЕЛ IV . Макроэкономическое регулирование

Тема 24. Этапы развития и модели макроэкономического регулирования

Вопросы для изучения

    Этапы развития макроэкономического регулирования.

    Кейнсианская модель макроэкономического регулирования.

    Неоконсервативная модель макроэкономического регулирования.

    Проблема формирования системы мер по регулированию национальной экономики.

Основные:

Курс экономической теории. Гл. 26.

Дополнительные:

    Курс экономической теории, МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. 29. 31.

    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 16.

    Экономика / Под ред. проф. Булатова А.С. Гл. 26.

Ключевые понятия: антикризисное регулирование, антициклическое регулирование, программирование, целевые программы развития, планирование, политика стабилизации, внутренне и внешние лаги экономической политики, приватизация, промышленная политика, торговая политика, экологическая политика прогнозы социально-экономического развития.

Тест к теме 24:

1. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

    регулирование социально-экономических отношений

    определение долговременных целей развития экономики

    защита интересов национальной экономики

    обеспечение экономической безопасности.

2. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:

    регулировать предложение новых товаров

    координировать межотраслевые связи

    обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны

    решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе.

3. Объектом государственной собственности является:

    производство благ стратегического назначения

    наукоемкое производство

    производство общественных благ

    производство товаров первой необходимости.

3. Целевое государственное финансирование в виде предоставления денежных пособий относится к... политике.

    налоговой

    денежно-кредитной

    социальной

    бюджетной.

4. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

    денационализацией

    покупкой государством акций частных предприятий

    приватизацией

    предоставлением концессий.

5. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

    регулированием и управлением трансформационными процессами

    обеспечением высоких темпов экономического роста

    обеспечением рационального использования ресурсов

    необходимостью подъема наукоемких и передовых отраслей промышленности.

6. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

    производства общественных благ

    защиты национальных границ государства

    регулированием процесса общественного воспроизводства

    антициклического регулирования.

7. Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

    административное регулирование поведения субъектов рынка

    планирование цен на товары первой необходимости

    использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру

    индикативное планирование.

8. Социальная защита малоимущего населения со стороны государства связана с:

    регулированием рынка труда

    защитой вкладов населения в коммерческих банках

    бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения

    осуществлением трансфертов в денежной и натуральной форме.

9. Меры антиинфляционной экономической политики:

    введение таможенных ограничений

    регулирование денежного рынка

    увеличение расходной части бюджета государства

    повышение нормы обязательных банковских резервов.

10. Социальная политика государства:

    сокращение доходной части государственного бюджета

    льготное кредитование наукоемких производств

    регулирование уровня минимальной заработной платы

    финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения.

11. Меры воздействия, используемые в научно-технической политике:

    бюджетное финансирование НИОКР

    льготное кредитование и налогообложение наукоемких производств

    регулирование процесса ускоренного обновления основных фондов

    предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов.

12. Меры экономической политики включают:

    принуждение

    разрешение

    использование встроенных стабилизаторов

    разработка и реализация программ занятости.

13. Экономические меры государственного регулирования:

    прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов

    изменение размеров обязательных банковских резервов

    изменение налоговых ставок

    установление фиксированных цен на товары и услуги.

14. Административные меры государственного регулирования включают:

    введение налога на добавленную стоимость

    списание основного капитала на основе ускоренной амортизации

    разрешение на занятие определенными видами хозяйственной деятельности

    замораживание заработной платы на определенном уровне.

15. Методы денежно-кредитной политики, рекомендуемые в рамках концепции монетаризма, предполагают:

    воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния национальной экономики

    увеличение денежной массы в соответствии с ростом ВВП и цен

    изменение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса

    регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности.

    изменение учетных ставок

    предоставление налоговых льгот предпринимателям

    сокращение государственных расходов

    увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет.

17. Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

    защита окружающей среды

    регулирование внешнеэкономических связей

    регулирование занятости

    обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

    образование, здравоохранение, культура

    окружающая среда

    национальная оборона

    потребительские товары.

19. Общественному благу свойственны:

    отсутствие ценовой конкуренции между потребителями

    неисключаемость из потребления

    наличие ценовой конкуренции между потребителями

    ограниченность потребления во времени.

20. С государственным бюджетом связано регулирование:

    межотраслевой конкуренции

    отношений между трудом и капиталом

    финансовое

    фискальное.

21. Кейнсианская модель предполагает:

    Вертикальную кривую совокупного предложения на уровне потенциального ВВП.

    Кривую совокупного предложения с небольшим положительным наклоном, отражающую воздействие процентных ставок.

    Горизонтальную кривую совокупного предложения на некотором уровне цен, соответствующем уровню ВВП, меньше потенциального.

    Вертикальную кривую совокупного предложения на уровне фактического ВВП.

22. Классическая модель предполагает, что кривая совокупного предложения:

    Горизонтальная на уровне цен, определяемом совокупным спросом.

    Горизонтальна на уровне цен, определяемом процентной ставкой.

    Вертикальна на произвольном уровне ВВП.

    Вертикальна на уровне потенциального ВВП.

23. Директивное планирование национальной экономики предполагает:

    определение приоритетных направлений развития экономики

    систему балансов.

24. Индикативное планирование является:

    инструментом реализации государственной социально-экономической политики

    основой определения параметров экономического роста

    инструментом реализации структурных сдвигов в национальной экономике

    инструментом регулирования денежного рынка

25. Составными частями индикативного планирования является:

    концепция социально-экономического развития

    прогнозы социально-экономического развития

    целевые программы развития отдельных секторов экономики

    планы развития крупнейших объединений, корпораций.

Тема 25. Финансовая система и фискальная политика

Вопросы для изучения

    Расходы государственного бюджета, их структура и регулирующее воздействие. Мультипликатор государственных расходов.

    Налоговое регулирование. Эффект Лаффера.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета. Фискальная политика в ходе экономического цикла.

    Государственный долг, его причины, виды и последствия.

Основные:

1. Курс экономической теории. Гл. 22.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28, 29.

Дополнительные:

    Курс экономической теории, МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. 25.

    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 12, 17, 18.

    Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Гл. 8, 12, 25, 32.

    Экономика / Под ред. проф. Булатова А.С. Гл. 27.

Ключевые понятия: финансы, финансовая система, государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги, антицикличная фискальная политика, автоматические стабилизаторы, регулирование спроса, сглаживание налогообложения, сглаживание потребления, циклически скорректированный государственный бюджет, первичный дефицит государственного бюджета, конъюнктурный и структурный дефициты государственного бюджета, обслуживание государственного долга, стабилизация долга, отказ государства от уплаты долга, инфляционный налог, кривая Лаффера, политические конъюнктурные циклы

Практикум к теме 25:

1. Дано: степень эластичности налоговых поступлений в России составляет 1,2. Экономический рост в течение года составит 2%.

Найти: как изменится сумма налоговых поступлений.

2. Дано: Сбережения S = 10 млрд. руб., инвестиции I = 20 млрд. руб., сальдо внешнеторгового баланса (Ex-Im) = 5 млрд. руб.

Найти: величину дефицита (излишка) бюджета государства.

3. Дано: Условные данные о размере налогооблагаемого дохода и уровне предельных ставок налога.

Размер налогооблагаемого дохода, д. е.

Предельные ставки налога, %

Размер налога, д.е.

Средние ставки налога, %

Найти: недостающиеданные в таблице.

4. Дано: Государственные закупки составляют 50 д.е., трансфертные платежи равны 10 д. е. Процентные выплаты = 10% годовых по государственному долгу, равному 20 д. е. Налоговые поступления составляют 40 д. е.

Найти: дефицитен ли бюджет.

5. Дано: Средняя производительность труда в стране 250 единиц в расче-те на 1 миллион работающих. Численность самодеятельного на-селения равна 40 миллионов человек, а естественная норма без-работицы находится на уровне 5%. Государственные расходы в стране составляют 2000 денежных единиц, а доходы определя-ются как сумма налоговых поступлений: Т в = 0,2у. Фактический бюджетный дефицит достигает величины 500 денежных единиц. Уровень цен постоянен и равен 1.

Найти размер: a) структурного бюджетного дефицита; b) циклического бюджетного дефицита.

6. Дано: В экономической системе, имеющей функцию потребления: С = 10 + 0,5(у - Т), функцию чистых налогов Т = 0,2у, фиксиро-ванный уровень цен Р = 1 и неизменный объем инвестиций I = 250, государство осуществляет на рынке товаров и услуг за-купки на сумму G = 40.

Найти: а) состояние государственного бюджета; b) мультипликатор государственных расходов; с) налоговый мультипликатор

7. Дано (в млрд. $):

    Ставка процента не меняется и составляет 5% годовых,

    Государственные расходы в 1 году - 183,

    Государственные расходы во 2 году – 231,

    Налоговые поступления в 1 году – 280.

Найти: какова сумма необходимых налоговых поступлений за второй год, если суммарно за два года бюджет находится в равновесии.

8. Дано: Государственный бюджет в расходной части был секвестрирован на 100 млрд. у. е. Предельная склонность к потреблению составляет 0,8.

Найти: возможное изменение объема ВВП.

Тест к теме 25:

1. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:

    политикой, основанной на количественной теории денег;

    монетарной политикой;

    деловым циклом;

    фискальной политикой.

2. К прямым налогам относится налог:

    на прибыль предприятия;

    на добавленную стоимость;

    на золотые изделия;

    государственная пошлина.

3. Финансовые отношения могут быть охарактеризованы как:

    отношения эквивалентного обмена

    денежные безвозмездные отношения

    централизованные и децентрализованные финансы

    финансы домохозяйств.

4. К косвенным налогам относится:

    налог с оборота;

    подоходный с населения;

    с наследства и дарений;

    на прирост капитала.

5. К целевым налогам относится:

    налог на создание дорожных фондов;

    налог на операции с ценными бумагами;

    таможенная пошлина;

    налог на наследства и дарения.

6. Если по мере роста дохода возрастает и величина налоговой ставки, то такая ставка считается:

    прогрессивной;

    регрессивной;

  1. пропорциональной.

7. При ставке подоходного налога свыше 50 %:

    резко увеличиваются поступления в бюджет;

    резко сокращаются поступления в бюджет;

    снижаются поступления в бюджет и резко сокращается деловая активность фирм и населения;

    бюджет не реагирует на эти изменения.

8. Источниками финансовых ресурсов являются:

    средства, аккумулированные в государственном бюджете

    средства внебюджетных фондов

    собственные целевые денежные средства предприятий

    кредиты коммерческих банков.

9. Финансовая система включает:

    совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с любыми денежными ресурсами

    совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность

    формирование и использование финансовых ресурсов

    финансово-кредитные учреждения и органы управления финансами.

10. Бюджетная система - это:

    финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета

    совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням

    организация разработки и принятия бюджетов всех уровней

    студентами ЗФО и ОЗФО М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов ... 2.8. Экономика природопользования Контрольная работа по дисциплине «Экономика природопользования» ...

  1. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет

    Навыков студентов . Самостоятельная работа студентов факультета социологии обеспечена учебно-методическими материалами по каждой дисциплине . В распоряжении студентов задания для самостоятельной работы , вопросы для ...

  2. Рабочая программа по дисциплине

    Рабочая программа

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Русский язык и культура речи» (по выбору) для специальностей: ... курсовой работы , реферата, домашнего задания учебной программой не предусмотрены. 3.2.5. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа по учебному...

  3. Ежегодной научно-практической

    Программа

    ... для составления заданий для самостоятельной работы по ... зав. кафедрой экономики дисциплины учащихся... по самостоятельной работе студентов ...

  4. Ежегодной научно-практической

    Программа

    ... для составления заданий для самостоятельной работы по ... зав. кафедрой экономики и менеджмента... 5. Проблемы дисциплины учащихся... по коррекции неуспеваемости учащихся. Болдук Шенне - 4 курс 1 группа КПИ. Выявление отношения к самостоятельной работе студентов ...

1. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

1. выражение общеэкономических интересов;

регулирование социально-экономических отношений;

определение долговременных целей развития экономики;

защита интересов национальной экономики;

обеспечение экономической безопасности.

Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:

регулировать предложение новых товаров;

координировать межотраслевые связи;

обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;

распределять ресурсы;

решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе.

Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

производства общественных благ;

планирования цен;

защиты национальных границ государства;

регулирования границ валютного коридора;

регулирование процесса общественного воспроизводства;

антициклического регулирования.

Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

административное регулирование поведения субъектов рынка;

планирование цен на товары первой необходимости;

широкое использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру;

национализация частных предприятий-монополистов;

индикативное планирование.

Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана с:

регулированием рынка труда;

выплатой пособий по безработице;

защитой вкладов населения в коммерческих банках;

бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения;

осуществлением трансфертов в денежной и натуральной форме.

Меры экономической политики включают:

принуждение;

разрешение;

использование встроенных стабилизаторов;

разработка и реализация программ занятости.

Административные меры государственного регулирования включают:

изменение учетной ставки;

введение налога на добавленную стоимость;

списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности;

замораживание заработной платы на определенном уровне.

воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния национальной экономики;

увеличение денежной массы в соответствии с ростом ВВП и цен;

регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности;

увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости;

изменение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса.

изменение учетных ставок;

предоставление налоговых льгот предпринимателям;

сокращение государственных расходов;

увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет;

финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности).

Источниками финансовых ресурсов являются:

средства, аккумулируемые в государственном бюджете;

средства внебюджетных фондов;

собственные целевые денежные средства предприятий;

кредиты коммерческих банков;

вклады населения в банках.

Под бюджетной системой понимаются:

финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням;

организация разработки и принятия бюджетов всех уровней;

свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

консолидированный бюджет государства.

Ставки налога, взимаемые с учетом дифференциации доходов, считаются:

твердыми;

прогрессивными;

регрессивными;

пропорциональными;

косвенными.

Кривая Лаффера характеризует:

функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения;

тенденцию роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок;

ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода;

зависимость благосостояния;

принцип оптимизации налоговых поступлений.

К числу монетарных инструментов финансовой политики относятся:

манипулирование расходами государственного бюджета;

изменение денежного предложения;

ставки и порядок налогообложения;

трансферты;

регулирование денежного оборота.

Автоматическая финансовая политика базируется на:

регулировании сбережений;

манипулировании налогами;

увеличении государственных инвестиций;

изменении экономической конъюнктуры;

принципе встроенных стабилизаторов.

Государственная политика в области расходов и налогообложения называется

монетарной политикой;

фискальной политикой;

политикой распределения;

деловым циклом.

Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных расходов, как:

частные инвестиции;

расходы домохозяйств;

объем импортируемых товаров и услуг;

величину государственных закупок товаров и услуг.

К функциям государства в рыночной экономике не относится:

законотворческая деятельность;

поддержка конкурентной среды;

установление цен на продукцию частного сектора;

антициклическое регулирование экономики.

Проводимая государственными органами управления фискальная политика влияет:

только на предприятия государственного сектора экономики;

только на домохозяйства;

только на предприятия и домохозяйства;

на все макроэкономические субъекты.

Роль государства в странах с переходной экономикой:

возрастает;

снижается;

остается неизменной;

не имеет значения.

Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства и основные сферы вмешательства государства в экономику. Государственное регулирование: основные цели и инструменты. Модели государственного регулирования экономики.

Основные термины

Недостатки рыночного механизма (провалы рынка) – это такие экономические ситуации, в которых рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. К основным провалам рынка относятся:

Макроэкономическая нестабильность (экономические циклы, безработица, инфляция, дефицит бюджета и др.);

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

Наличие внешних эффектов;

Проблема производства общественных благ;

Проблема асимметричной информации;

Неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Функции государства можно определить как его предназначение, как необходимые действия правительства и других органов власти, через которые реализуется роль государства в рыночной экономике. Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе прав собственности;

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами;

Предоставление общественных благ;

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики;

Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки;

Участие в хозяйственной деятельности.

Государственная экономическая политика – совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределять их протекание. Система целей экономической политики государства может быть представлена в виде схемы:

Рисунок 4 – Цели государственной экономической политики

Прямые (административные) методы регулирования предполагают такое регулировании со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (законотворческая деятельность, управление государственными предприятиями, экологические, технические и другие требования, амортизационная политика и т.д.).

Косвенные (экономические) методы регулирования проявляются в том, что государство не влияет на принимаемые субъектами решения, а только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем решениям, которые соответствуют целям экономической политики (бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, составление программ и прогнозов).

Тесты

1. Целью макроэкономического регулирования не является:

а) рост объемов национального производства;

б) регулирование уровня цен на отдельные товары;

в) высокий уровень занятости;

г) достижение социальной справедливости;

д) поддержание равновесного внешнеторгового баланса.

2. Главная целевая установка социально-экономического развития страны:

а) повышение уровня благосостояния правящего класса;

б) рост благосостояния народа;

в) повышение уровня денежных доходов населения;

г) борьба с инфляцией монетаристскими методами.

3. Административной мерой государственного регулирования является:

а) субсидирование ставки процента по кредитам для малого бизнеса;

б) разрешение или запрет на занятие определенными видами деятельности;

в) введение налога на роскошь;

г) изменение ставки рефинансирования.

4. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

а) определение долговременных целей развития экономики;

б) выражение общеэкономических интересов;