Экономическая сущность налогов.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

– императивно-обязательный характер;

– индивидуальная безвозмездность;

– денежная форма;

– публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят:

1) финансирование расходов государства;

2) перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;

3) внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

Из книги Как обманывают при покупке автомобиля. Руководство для экономных автора Гладкий Алексей Анатольевич

Самые характерные ошибки покупателей Несмотря на то, что покупателями автомобилей являются представители самых разных слоев нашего общества, большинство из них при выборе и покупке машины допускают одинаковые ошибки. Наиболее характерные и типичные такие ошибки мы

Из книги Обеспечение информационной безопасности бизнеса автора Андрианов В. В.

1.2.2. Правовая среда бизнеса и ее свойства Правовая среда бизнеса включает постановления правительства, законодательные и нормативные акты федерального уровня и уровня регуляторов, региональные законы и нормы, отраслевые стандарты и правила и прочие документы. Наличие

автора

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 8 Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 3. Промышленный переворот в Японии и его характерные черты Несмотря на определенные противоречия эпохи Мэйдзи, Япония в этот период прочно встала на путь индустриализации, используя при этом западноевропейский и американский опыт. Экономика, в которой еще сохранялись

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 8. Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI века) XVIII–XXI

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Правовая информация Заявки на патенты и решения по ним не только содержат информацию об усовершенствовании продукции конкурента, но и дают описание технологии, в результате чего появляется возможность ее законного (равно как и незаконного) копирования. На сегодняшний

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции,

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Категория Категорией я называю определенную связку, включающую четыре фокуса. Обычно говорят, что категории - это наиболее общие понятия. Это действительно так, но это только половина дела. Вторая же состоит в том, что это понятия с особым логическим содержанием и

Из книги Принцип Питера [или Почему дела идут вкривь и вкось] автора Питер Лоуренс

ХАРАКТЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ Ошарашивание слушателяИнициальная и цифровая кодофилия представляет собой маниакальную потребность изъясняться не словами, а буквами и числами. Возьмем, например, фразу «ФОВ сейчас в Н-й как ОК ЦУМ ГУ по 802».К тому времени, когда слушатель

Из книги Управляемое банкротство автора Савченко Даниил

4.2.2. Уголовно-правовая ответственность Уголовно-правовая ответственность предусмотрена за такие нарушения закона о банкротстве, как: Санкциями вышеперечисленных статей установлена ответственность виновных лиц: от штрафа в размере до 500 тысяч рублей до тюремного

Из книги Похищение Евразии автора Болдырев Юрий Юрьевич

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Правовая оговорка Направляя бизнес-план специалистам организаций, способных предоставить внешнее финансирование, необходимо убедиться в том, что вы не окажетесь в неприятном положении с юридической точки зрения. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда в обмен на

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налога или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено Налоговым кодексом.
Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказание услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и борах связывает обязанности по уплате налога.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога (сбора); с возникновением обстоятельств с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога; со смертью налогоплательщика; с ликвидацией организации-налогоплательщика - после проведения всех расчетов с бюджетами.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством. Она считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию Госкомсвязи РФ.
2. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом*(7). Для этого, по решению налогового органа, направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых средств. При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица.
Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств физического лица.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов могут обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Акты законодательства о налогах и борах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и борах, обратной силы не имеют.
Это важнейшее конституционное положение базируется на правовом принципе "закон обратной силы не имеет" и означает, что вновь принятые и вступившие в законную силу нормативные правовые акты действуют только "впредь", т.е. применяются лишь к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Однако из этого принципа есть исключение - законодательные акты, смягчающие ответственность (или наказание) или устраняющие ее, либо иным образом улучшающие положение правонарушителя, имеют обратную силу. Поэтому акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

1. Понятие налогов и сборов

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги в прошлом и сегодня пронизывают все сферы социально-экономического общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов.

2.Необходимость налогов.

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов:

1) развитие обществ. разделения населения на социальные группы;

2) появление самостоятельных субъектов товарно- денежных отношений;

3) возникновение государственного аппарата, способного защищать, охранять население от внутренних и внешних врагов.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход.

В докапиталистическую эпоху значительная часть потребностей государства покрывалась доменами (доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха) и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятия определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно- денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом дохода государства.

Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате главным доходом государства остаются налоги, других, более приемлемых источников в условиях рынка оно не изобрело. Хотя в истории имели место случаи, когда налоги не использовались как доход государства.


В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета также поступает более 90% налогов.

Определение налогов . Налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения средств, принадлежащих на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов.

Налоги в системе финансовых отношений . Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но отличаются от них определенными особенностями.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков - физических и юридических лиц и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов- государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме в одностороннем порядке- от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения - наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозвратно, в принудительном порядке, а государство их получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, второй как можно больше получить. Спор решается в интересах той стороны, которая в данный момент имеет силу. Ныне налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость, оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Налоговые отношения, являясь частью распределительного процесса (специфической формой производственных отношений), подчиняются первичным отношениям производства. Они, изменяясь в зависимости от требований производства и обмена, носят по отношению к ним производный характер.

Налоговые отношения имеют две стороны: с одной стороны, они, являясь специфической сферой производственных отношений, формируют общественное содержание налогов, с другой,- являясь материальной основой, представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государством.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория находится в тесной связи с движением стоимости ВВП и его главной части - национального дохода. В своем движении НД проходит четыре фазы:

1. непосредственный процесс производства (создание стоимости);

2. распределение - первичное и вторичное;

3. обмен (купля и продажа);

4. использование.

Налоги как экономическая категория объективныи воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу верховной власти. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

4.Источник налогов.

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т. е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов, в условиях войны, кризиса, материальным источником налогов становится национальное богатство, т. е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам - владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая - наемным работникам в форме оплаты труда, т. е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

5.Роль налогов в перераспределении НД.

Налоги участвуют в перераспределительном процессе и обеспечивают государство централизованным фондом денежных ресурсов страны. Они в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно - денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки (суммы цен за все товары- работы, услуги) наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют),а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД- к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственным пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.