Денежная система америки. Денежная система сша


Для США характерен рост денежной массы, величина и структура которой является результатом действия ряда экономических факторов: общего роста экономики, уровня доходов и масштабов денежно- кредитных операций. Увеличивается также количество наличных денег, которые занимают небольшое, но важное место в хозяйственной жизни США и служат влиятельным элементом в международной экономической позиции страны.
Количество необходимых для обращения наличных денег определяется хозяйственной практикой, когда кредитные учреждения выполняют требования клиентов по выдаче и приему наличности. В современных условиях расчеты наличностью составляют 5-6% от общего объема расчетов. Основная масса банковских операций проводится через систему электронных расчетов, включая дистанционные операции с помощью карточек и банковских автоматов. Банки при необходимости получения наличных денег обращаются в ФРС, которая снабжает их наличностью, а при излишке - сдают их обратно. Выпуск наличных денег в обращение происходит под обязательное обеспечение, главным образом - под залог государственных облигаций. Необеспеченные наличные деньги в обращение не выпускаются.
В настоящее время выпускаются банкноты достоинством в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долл. Примерно из 560 млрд долл. наличных денег, выпущенных в обращение в 2001 г., почти две трети составляли купюры по 100 долл. и примерно 15% - купюры по 50 долл. Большинство этих купюр находятся за пределами США, поскольку купюры выше 20 долл. для расчетов наличными американцы редко используют. В принципе, возможен выпуск банкнот более высокого достоинства. Банкноты номиналом 500, 1000, 5000 и 10000 долл. были утверждены к эмиссии в 1918 г. и предназначались преимущественно для межбанковских операций. Они обращались в основном в период 1920-х и 1930-х гг. и использовались не только банками, но и населением, для которого служили средством сбережения в условиях низкой надежности банковской системы. Существовала даже банкнота номиналом 100 тыс. долл. сугубо для расчетов между банками. Упрочение банковской системы после ее реформы в 1933 г. сократило потребность в столь крупных банкнотах, и к середине 1940-х гг. стало очевидно, что операции безналичных расчетов уверенно вытесняют наличные. В расчетах и банковских операциях крупные купюры заменили чеки, население перестало применять наличные деньги для сбережения, отдав предпочтение банковским депозитам и другим активам, которые приносят доход в виде процентов. В 1946 г. выпуск новых купюр этого достоинства был прекращен, а в 1969 г. Министерство финансов и ФРС приняли решение изъять их из обращения. Таким образом, самой крупной купюрой, остающейся в обращении после 1969 г., стала банкнота достоинством в 100 долл. В связи с введением евро для удержания позиций долларовых банкнот в мировом обращении некоторые специалисты США предлагают возобновить выпуск банкнот достоинством в 500 долл. и использовать их в странах, для которых характерна «долларизация» экономики. Имеются и противники такого предложения.
Денежная единица США занимает прочные позиции в мире. Этому способствуют прочная и устойчивая политическая система США, высокий уровень развития американской экономики и финансовой системы, а также неограниченность сроков, в течение которых выпущенные в обращение долларовые купюры являются обязательными к приему при всех денежных операциях на их территории. Это формирует отношение к доллару в мире как к денежному активу, надежность которого является практически вечной, что служит важным фактором его предпочтения другим валютам.
Валютная политика
Во второй половине XX ст. доллар, твердо приняв на себя функцию резервной валюты, ускоренно внедрялся в каналы международного денежного обращения. Кратко можно выделить несколько этапов процесса. Бреттон-Вудсская конференция (1944 г.) закрепила связь национальных валют с золотом через доллар США. Это касается тех валют, которые взяли на себя обязательство обеспечивать разменность доллара на золото для иностранных центральных банков. В 1971 г. пре-

зидент Никсон заявил о временном прекращении обмена доллара на золото, а в конце того же года, после переговоров министров финансов ведущих стран Запада (Смитсоновское соглашение), американская валюта была девальвирована, а марка и иена ревальвированы. Попытка реанимировать эру «золотовалютного стандарта» оказалась бесплодной. Уже в феврале 1973 г. США вторично девальвировали доллар. Рыночная цена золота в четыре раза превышала официальную цену золота в долларах за унцию.
Во второй половине 70-х гг. была введена система «плавающих» валютных курсов, отменена официальная цена золота в долларах, введена система измерения стоимости валют в СДР. В условиях «плавающих» курсов США сначала проводили политику обесценения доллара, что давало им преимущество на мировых товарных рынках. Тем не менее под давлением партнеров и в интересах борьбы с инфляцией американская администрация, поддерживаемая центральными банками других развитых стран, прибегла к интервенциям на открытом рынке, скупая доллары. В 1981 г. США объявляют о новой политике «минимального вмешательства», ориентируясь на то, что экономическая стабильность должна служить предпосылкой стабильности валют, а не наоборот, и в этом направлении усиливая координацию действий с партнерами. Этой линии США придерживаются до сих пор, вырабатывая стратегию в рамках «семерки».
Хотя в последние годы имеются предостережения о возможной девальвации американской валюты, к началу текущего столетия доллар укрепил свой особый международный статус. Значительная часть расчетов на мировом рынке осуществляется в долларах, которые являются также предпочтительной валютой для частных сбережений. Введение евро пока не смогло подорвать позиции доллара.
Денежная масса и ее агрегаты
Для денежной системы страны важным является измерение денежной массы, т. е. измерение количества денег, циркулирующих в экономической системе. Для этого с 1980 г. были установлены так называемые денежные агрегаты, так как в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной степени выполняют все три функции денег и поэтому нет четких оснований для того, чтобы провести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами. Денежный агрегат - это любая из нескольких группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы. Денежный агрегат в узком смысле - это деньги как средство обращения. В более широком смысле денежный агрегат - это деньги как ликвидное средство накопления. В связи с этим выделяют следующие параметры :
М1 - это денежный параметр, в который включаются наличные деньги и трансакционные депозиты. Наличные деньги - металлические монеты и бумажные деньги. Трансакционные депозиты - вклады, средства с которых могу быть переведены другим лицам в виде платежей по сделкам, осуществляемым с помощью чеков или электронных денежных переводов.
М2 - денежный агрегат, который включает в себя ряд активов, имеющих фиксированную номинальную стоимость и способность превращаться для совершения платежей в наличные деньги или трансакционные депозиты. Однако в большинстве случаев эти активы не могут непосредственно переводиться от одного лица другому, в этот денежный агрегат входят нижеследующие активы.
Взаимные фонды денежного рынка - независимые финансовые посредники, которые продают паи населению и используют полученные деньги для покупки краткосрочных ценных бумаг с фиксированным процентом. На практике эти фонды гораздо реже используются для совершения платежей, чем обычные трансакционные депозиты.
Депозитные счета денежного рынка - специальные вклады в депозитных институтах, сходные со взаимными фондами денежного рынка.
Сберегательные вклады - вклады, приносящие процент на вклады в депозитных институтах, средства из которых могут быть изъяты без штрафа в любой момент. Однако эти вклады не дают их владельцам права на пользование чеками. Появление в последние годы специальных банковских автоматов повысило ликвидность этих активов.
Срочные вклады - вклады, приносящие процент на вклады в депозитных институтах, средства из которых могут быть изъяты без штрафа только по истечении установленного в договоре периода. На практике штрафы за преждевременное изъятие вклада не очень велики, что делает эти вклады почти такими же ликвидными, как сберегательные.
Однодневные соглашения об обратном выкупе - краткосрочные ликвидные активы, представляющие собой договоры о согласии фирмы или частного лица купить у финансового учреждения ценные бумаги, с тем чтобы перепродать их обратно на следующий же день по заранее оговоренной цене. Разность цены продажи и цены перепродажи эквивалентна процентным выплатам за использование денежных средств. Ее величина определяется в ходе заключения соглашения. Однодневные соглашения об обратном выкупе обычно имеют номинал, равный 10000 долл. или более. Эти активы в основном используются фирмами и финансовыми посредниками.

Однодневные займы в евродолларах - краткосрочные ликвидные активы, аналогичные соглашениям об обратном выкупе и служащие для операций с долларовыми фондами, находящимися на балансах депозитных институтов вне США. Широко используются в международном бизнесе. В совокупности с наличными деньгами и трансакционными депозитами эти активы представляют собой денежный параметр М2.
М3 - третий денежный агрегат. Кроме активов, входящих в параметр М2, существуют и другие, несколько менее ликвидные активы. Например, многие депозитные институты продают депозитные сертификаты - сертификаты крупных срочных вкладов, продаваемые в основном единицами по 100000 долл. и более; основными покупателями этих активов являются фирмы. Депозитные сертификаты могут быть проданы их владельцам до наступления даты погашения. Владелец же обыкновенного срочного вклада может получить свои средства, только погасив счет в банке-эмитенте. Поскольку цена, по которой продается депозитный сертификат, подвержена некоторым изменениям, его номинальная стоимость до погашения не является полностью фиксированной. В этом смысле депозитные сертификаты по своей сущности ближе к ценным бумагам, чем к вкладам. Кроме однодневных соглашений об обратном выкупе и займах в евродолларах, существуют также срочные соглашения об обратном выкупе и займах в евродолларах. Эти активы отличаются от однодневных тем, что срок их действия обычно превышает 24 часа и иногда составляет даже несколько месяцев.
Сумма параметра М2, депозитных сертификатов, срочных соглашений об обратном выкупе, срочных займов в евродолларах и титулов собственности взаимных фондов денежного рынка, принадлежащих различным институтам, представляют собой денежный агрегат, который называется параметр М3.
Активами, включаемыми в параметр М3, не исчерпывается список всех ликвидных активов. Некоторые виды ценных бумаг, такие как банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации казначейства США, также считаются довольно ликвидными. Сумма этих активов и параметра М3 обозначается термином параметр L; это - самый широкий из всех используемых на сегодняшний день денежных агрегатов.
Какой из денежных агрегатов лучше?
Если ставится задача измерения статического количества активов, используемых в качестве платежного средства, то лучшим является параметр Ml. Хотя титулы собственности взаимных фондов и депозитные счета денежного рынка технически возможно использовать для совершения сделок, эти активы используются в подобных целях гораздо реже, чем обычные трансакционные вклады. Большинство владельцев акций взаимных фондов денежного рынка пользуется ими как средством краткосрочного накопления стоимости.
Относительное сходство параметра Ml с традиционным определением денег сделало этот параметр доминирующим денежным агрегатом на долгие годы. Однако существует и другой подход, сторонники которого оспаривают первенство Ml. Истоки такой точки зрения - в уравнении обмена МУ=РУ, где М - это статическое количество денег (или денежная масса); V - скорость обращения (среднегодовое количество денежной массы, которое расходуется на приобретение готовых услуг); Р - уровень цен (среднее взвешенное значение цен готовых товаров и услуг, выраженное относительно базового годового показателя, равного 1,0); У - реальный национальный продукт (совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономической системе, рассчитанный с учетом инфляционных влияний). Авторы данного подхода задались вопросом: какое именно «М» находится в наиболее устойчивом и предсказуемом отношении к другим переменным этого уравнения9 Денежный агрегат, наиболее тесно связанный с остальными переменными, является и наиболее полезным для формулирования экономической теории и проведения экономической политики.
Организационные и политические изменения начала 1980-х привели к росту стабильности зависимости М2 от остальных переменных и к снижению стабильности подобной зависимости для параметра Ml. К концу 1980-х гг. Федеральная резервная система также заняла эту позицию и в проведении своей политики начала подчеркивать значение параметра М2.
Величина параметров на сентябрь 2001 г. составляла:
Ml = наличные деньги + дорожные чеки + депозиты до востребования + другие чековые счета (М1= 1178 млрд долл.);
М2 = Ml + срочные вклады на сумму до 100 тыс. долл. + сберегательные счета и депозитные счета денежного рынка + паи во взаимных фондах денежного рынка (частных владельцев) + краткосрочные соглашения об обратном выкупе + краткосрочные вклады в евродолларах (М2 = 5378 млрд долл.);
М3 = М2 + срочные вклады на сумму свыше 100 тыс. долл. + паи во взаимных фондах денежного рынка (корпоративных владельцев) + долгосрочные соглашения об обратном выкупе + долгосрочные вклады в евродолларах (М3 = 7800 млрд долл.);
L = М3 + краткосрочные казначейские векселя + коммерческие ценные бумаги + сберегательные облигации + банковские акцепты (L = 9000 млрд долл.).

Другим показателем объема денег в экономике является денежная база - MB. Она включает сумму наличных денежных средств и общий объем резервов банковской системы. Данный порядок расчета проще по сравнению с денежными агрегатами предложения, поскольку MB определяется непосредственно ФРС, тогда как составляющие денежных агрегатов определяются коммерческими банками и могут переходить из одной категории в другую.
Однако, вследствие того что преобладающая часть наличных денег, выпущенных в США, находится за пределами их границ, ФРС использует для расчетов данные о наличности в кассах, сейфах банков и других кредитных учреждений.
Функции денег
Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
Деньги как средство обращения. Когда деньги используются как средство осуществления платы за товары и услуги, мы говорим, что они используются в качестве средства обращения. Таким образом, средства обращения - это деньги, используемые для покупки товаров и услуг, а также для уплаты долгов.
В США функцию средства обращения в основном выполняют монеты, бумажные деньги и чековые депозиты (вклады до востребования). Спрос на деньги для совершения сделок в первую очередь зависит от таких факторов, как объем совершаемых покупок, частота выплаты заработной платы, время, отведенное для уплаты по счетам, регулярность предъявления этих счетов к оплате и доступность заемных денежных средств. Объем совершаемых покупок зависит от уровня развития торговли и специализации. Семьи, ведущие «самодостаточное» (натуральное) хозяйство, почти не участвуют в торговле и практически не нуждаются в средствах обращения. В те времена, когда большинство семей в США занимались фермерским хозяйством, потребность в средствах обращения была значительно ниже, чем сегодня. По мере развития коммерции и промышленности усиливалась и специализация, значительно возрос объем осуществляемых сделок. В современной экономической системе люди обьино получают свой заработок в форме денег, а затем покупают на эти деньги то, что им нужно.
Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к сокращению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер.
Деньги, хорошо выполняющие функцию средства обращения, предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность: позволяют осуществлять гибкий выбор типов и количества покупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров для сделки. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится достаточно стабильной. Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать.
Деньги как мера стоимости. В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Мера стоимости - денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. В США мерой стоимости является доллар.
Деньги как мера стоимости однородны, что очень важно для вычислений и ведения записей о совершаемых сделках. Выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий.
Если экономическая система не имеет меры стоимости, то, вместо того чтобы однозначно выражать цену каждого товара в долларах, нам придется составлять пропорции обмена каждого товара и услуги на другой товар. Для различных товаров и услуг количество возможных парных комбинаций равно п(п-1)/2. Например, в экономической системе, производящей 5000 различных товаров и услуг, покупателям придется пользоваться 12497500 обменными пропорциями для всех возможных сочетаний товаров и услуг.
Правительство любой страны может изменить установленный ранее масштаб цен. Такое изменение называется денежной реформой. Денежная реформа - переход от одной меры стоимости к другой, сопровождаемый уменьшением общего количества денег.
В странах, переживающих гиперинфляцию, денежные реформы часто приводят к росту доверия к национальной валюте, так как правительство информирует население о своем намерении прекратить проведение инфляционной политики. Еиперинфляция - инфляция, характеризующаяся очень высокими темпами роста, уровень которой может превышать несколько сот процентов в год.
Деньги как средство накопления - актив, сохраняемый после продажи товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в будущем. Третья функция денег - быть средством накопления. Конечно, любой актив до некоторой степени может служить средством накопления. Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, домов, акций и облигаций и во многих других формах. Однако деньги больше подходят для выполнения этой функции, поскольку им присуща ликвидность - возможность использования актива в качестве средства платежа и способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной.

Деньги по определению обладают совершенной ликвидностью. Они могут быть использованы как средство платежа, и поскольку они выполняют функцию меры стоимости, то не изменяют своей собственной номинальной стоимости в терминах масштаба цен. Всем остальным видам активов ликвидность присуща лишь в большей или меньшей степени. Например, краткосрочные ценные бумаги федерального правительства, такие как казначейские векселя, обычно считаются высоколиквидными, поскольку рыночные цены этих бумаг лишь незначительно меняются день ото дня, а также потому, что они могут быть без труда проданы на финансовых рынках, причем издержки совершения сделки будут весьма невелики. Однако в отличие от денег эти активы не являются совершенно ликвидными. Акции и долгосрочные облигации, выпущенные в обращение частными корпорациями, обладают меньшей ликвидностью, чем краткосрочные ценные бумаги федерального правительства. Цены этих активов значительно сильнее изменяются с течением времени, и плата, взимаемая за совершение сделок с подобными бумагами, несколько выше. Такие активы обладают промежуточным или средним уровнем ликвидности. Недвижимость (например, дом, ферма или магазин) чрезвьиайно неликвидна. Рыночные цены на недвижимость очень изменчивы, и их трудно предсказать до совершения сделки. Поиски покупателя дома или земельного участка занимают многие месяцы, а издержки на совершение сделки (гонорары брокеров, реклама, плата за юридическое оформление) могут быть весьма велики.
Хотя совершенная ликвидность денег делает их идеальным средством накопления на протяжении коротких периодов времени, деньгам присущ тот недостаток, что владельцу денежных активов часто приходится жертвовать тем доходом, который мог бы быть получен при использовании менее ликвидного актива. Наличные деньги, помещенные на некоторые виды банковских счетов, не приносят их собственнику никакого дохода. Однако в современных экономических системах деньги могут храниться на счетах, приносящих доход. Но эти виды вкладов приносят меньший процентный доход по сравнению с процентными выплатами по облигациям корпораций, дивидендами, выплачиваемыми собственникам акций, или прибылью, которую может получать владелец фирмы или магазина.
В периоды быстрой инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность, несмотря на их высокую ликвидность. Если день ото дня на доллар, песо или рубль можно будет купить все меньшее количество товаров, то люди захотят хранить стоимость в денежной форме лишь в течение очень коротких периодов времени. Известно, что иногда в условиях гиперинфляции рабочие требуют ежедневной, а не ежемесячной выплаты заработка, чтобы иметь возможность тратить свои деньги до того, как на следующий день вырастут цены.
В тех странах, где имеет место гиперинфляция, местная валюта мало используется как средство накопления, а также как мера стоимости. Люди обменивают заработанные деньги своей страны на доллары или любую другую национальную валюту, а обратный обмен на внутреннюю валюту производят по мере необходимости.
Выводы
Для США характерен рост денежной массы, связанный с общим ростом экономики, уровня доходности, масштабов денежно- кредитных операций.
Расчеты наличностью в США составляют 5-6% от общего объема расчетов.
Денежная единица США занимает прочные позиции в мире. На мировом рынке значительная часть расчетов осуществляется в долларах.
Преобладающая часть наличных денег, выпущенных в США, находится за пределами их границ.
Функции денег: деньги как средство обращения, деньги как мера стоимости, деньги как средство накопления.
Контрольные вопросы
В каком объеме осуществляются расчеты с помощью наличных денег?
Каким достоинством выпускаются банкноты США в настоящее время?
Каким достоинством выпускались в обращение банкноты в период 1920-1930 гг.?
В чем суть валютной политики США?
Назовите агрегаты денежной массы.
Раскройте суть агрегата Ml измерения денежной массы.
Раскройте суть агрегата М2 измерения денежной массы.
Раскройте суть агрегата М3 измерения денежной массы.
Как определяется необходимый объем денег в экономике?
Назовите функции денег и дайте им характеристику.

Финансовая система США является одной из самых сложных в мире из-за своей структуры и разнообразием задач для многих ее звеньев.

ФРС США и ее особенности

Главным субъектом в финансовой системе США является Федеральная резервная система этого государства, по большому счету она является главным надзорным, финансовым органом США. Главной ее функцией является осуществление контроля за денежной массой. ФРС — это независимая система от правительства США и к тому же она является частной структурой. Совет управляющих ФРС хоть и утверждается Президентом страны, но это носит скорее формальный характер, нежели обязательный.

Семь членов Совета управляющих ФРС избираются сроком на 14 лет, главным лицом в Совете управляющих является Председатель Совета, утверждаемый Президентом, срок исполнения обязанностей Председателя Совета равен 4 годам, по истечении срока он может быть переизбран.

По территориальной принадлежности ФРС делиться на 12 округов, над каждым округом стоит один из банков филиалов ФРС, каждый из филиалов оперативно предоставляет любую информацию в Центральный банк ФРС, посредством чего сама ФРС может в оперативном режиме за краткие сроки принимать решения по воздействию на негативные экономические и финансовые факторы.

ФРС это система, где аккумулируются средства всех банков США, и поэтому Федеральная система может в краткие сроки эффективно воздействовать на саму денежно-кредитную политику страны, путем удешевления или удорожания кредитов и займов.

Роль коммерческих банков и финансовых институтов в финансовой системе США

После ФРС значительными субъектами в финансовой системе США являются коммерческие и инвестиционные финансовые институты, а также кредитно-расчетные финансовые учреждения, такие как микрокредитные организации, расчетно-сберегательные, страховые, инвестиционные компании и пенсионные фонды. Данные финансовые институты имеют огромную ценность для экономики США, так как на их долю приходится до 40% активов направляемых на производственный сектор.

Инвестиционные корпоративные банки в США обеспечивают потоки капитала как внутри страны, так и за ее пределами, а общий размер данных капиталов измеряется трлн. долларов США.

Государственный бюджет как составляющая звено в системе финансов США

Значительной и важной частью экономической и финансовой систем США является государственный бюджет этого государства. Благодаря ему, различные банки и инвестиционные корпорации разрабатывают свои стратегии развития. Имея в наличии различные инструменты по регулированию экономики страны, Государственный бюджет США способен влиять на многие экономические процессы в стране, тем самым являясь их катализатором и индикатором. Расходы Госбюджета США колоссальны и поэтому их реализация влияет на многие сферы экономики. Для примера почти 90% компаний производящих вооружение или товары для армии США являются подрядчиками госзаказов правительства. Многие социальные, экономические и финансовые сферы американского общества зависят от расходной части госбюджета.

В финансово системе США рынки капиталов являются одним из ключевых звеньев и играют большую роль, благодаря которому экономика этой страны занимает лидирующую мировую позицию на протяжении долгого периода времени. По своей структуре рынки капиталов подразделяется на долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным рынкам капиталов фондовые биржи, где происходит движение государственных облигаций и векселей правительства США, ценных бумаг иностранных государств, промышленные отрасли со своими рынками, а также рынки ипотечного и потребительского кредитования.

К краткосрочному рынку капитала относят валютно-финансовые спекулятивные операции.

По секторному подходу рынки капиталов подразделяются на:

  • Фондовый биржи, где властвуют инвестиционные банки;
  • Рынок ипотечных кредитов;
  • Рынок государственных ценных бумаг;
  • Валютные биржи;
  • Потребительское кредитование.

Финансовая система США очень сложный механизм, где тесно переплелись частное и государственное регулирование экономики, а также такие секторы как промышленность, фондовые биржи и банковский сектор, которые очень зависят от государственного бюджета. Чтобы понять эту сложную структуру и ее влияние на экономику, необходимо тщательно изучать не только факторы влияния, но и источники возникновения тех или иных процессов.

Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] Варламова Татьяна Петровна

47. Денежная система США

47. Денежная система США

Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма (до 1900 г., когда был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар).

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х гг. ХIХ в. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 гг., являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов.

В декабре 1913 г. был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков – Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден Федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн долларов. Банкноты федеральных резервных банков – федеральные резервные билеты – подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40 % золотом, а на остальные 60 % – векселями на срок до 3 месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от банков-членов.

В период Мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта.

Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания.

В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют такие основные эмитенты денег, как :

1) Министерство финансов (Казначейство);

2) Центральный банк (ФРС);

3) коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долларов, серебряные монеты и разменные, т. н. неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди).

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют т. н. безналичные деньги; 90 % всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты «до востребования» как вторичный элемент денежной массы (М).

Главным инструментом безналичного обращения денег является чек . В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами.

Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (credit cards), а также система предуведомленных платежей (preathorized payments).

Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ.

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет Центральный банк США (ФРС) совместно с Министерством финансов.

Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы (денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежную эмиссию, масштаб цен). Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой Министерства финансов.

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот. Денежная система России 1. Денежный оборот, принципы его организации и структура Денежный оборот представляет собой систему денежных расчетов по поводу реализации товаров предприятиями друг другу и населению. Денежный оборот – это сумма

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

ЛЕКЦИЯ № 7. Банковская система и кредитно-денежная политика 1. Банковская система государства, классификации и функции Банковская система государства – совокупность кредитно-денежных, финансовых институтов, посредством которых в экономике осуществляется денежный и

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 75. Денежная система: понятие и элементы Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством (Шевчук Денис, Деньги Кредит Банки конспект лекций, Финансы и кредит)… Тип

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ Во Франции на протяжении большей части XIX в. существовал биметаллизм.В 1865 г. Франция возглавила Латинский монетный союз, а в 1873 г. отменила свободную чеканку серебра, сохранив ее только за золотом. Это означало переход к золотому монометаллизму.

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ Денежная единица Великобритании – фунт стерлингов. Он использовался задолго до возникновения централизованного государства еще в IX -X вв. В названии «фунт стерлингов» нашло отражение его первоначальное весовое содержание: из одного

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ Эмиссионный институт – Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г.Золотое содержание было установлено в 0, 75 г чистого золота. Во время Первой мировой

Из книги автора

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА КАНАДЫ Денежная система Канады образовалась в исторически короткий отрезок времени. Она сформировалась к 1867 г.До образования Канады как государства на ее территории существовало денежное обращение колониального типа. В обращении в качестве денег

Из книги автора

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ Денежная система Италии за свое многовековое существование претерпела немало изменений. Для нее были характерны и периоды монометаллизма и период биметаллизма. В 1895 г. был введен золотомонетный стандарт.В годы Первой мировой войны и в период

47. Денежная система США Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма (до 1900 г., когда был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар).Характерной чертой денежной системы США

Из книги автора

48. Денежная система Великобритании Несмотря на то что Великобритания является членом Европейского союза, она сохранила национальную валюту.Денежная единица Великобритании – фунт стерлингов. Он использовался задолго до возникновения централизованного государства

Из книги автора

49. Денежная система Японии Эмиссионный институт – Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г.Золотое содержание было установлено в 0,75 г чистого золота. Во время Первой

Из книги автора

50. Денежная система Франции Во Франции на протяжении большей части XIX в. существовал биметаллизм. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неограниченную силу законного платежного средства. В 1865 г. Франция возглавила

Из книги автора

51. Денежная система Канады До образования Канады как государства на ее территории существовало денежное обращение колониального типа. В обращении использовались французские, испанские, португальские серебряные монеты, среди которых было довольно много неполноценных

Одним из таких думающих бизнесменов является Билл Гросс. Уильям Хант "Билл" Гросс (William Hunt "Bill" Gross) хорошо известен в мире финансов. Славу выдающегося финансиста он получил благодаря своему проекту PIMCO (Pacific Investment Management Company). Это американская инвестиционная компания, которую Билл создал в 1971 году; специализация - рынок облигаций. В настоящее время PIMCO - один из крупнейших в мире игроков на финансовом рынке, под ее управлением находятся активы в 1,55 трлн. долл. В 2000 году Билл продал компанию германскому страховому гиганту Allianz, но до осени 2014 года продолжал участвовать в управлении PIMCO в качестве главного директора по инвестициям. Несмотря на почтенный возраст (72 года) он продолжает заниматься бизнесом, является управляющим активами в компании Janus Capital. Билл - постоянный фигурант рейтинговых списков журнала Forbes, его состояние оценивается в 2,3 млрд. долл.

Свои мысли Билл Гросс выкладывает на сайте Janus Capital, где он ведет рубрику Monthly Investment Outlook from Bill Gross. Я слежу за его выступлениями уже несколько лет, и с каждым годом его оценки перспектив мировой экономики становятся все более мрачными. В начале текущего десятилетия Билл выражал надежду на то, что мировой финансовой системе удастся восстановить равновесие, нарушенное кризисом 2007-2009 гг. Сегодня он констатирует, что этого не произошло, а финансовые дисбалансы мировой экономики стали еще больше. Следовательно, вторая волна финансового кризиса неизбежна, причем ее удары могут быть настолько сильными, что ни о каком восстановлении мировой экономики уже говорить не придется. Нынешняя социально-экономическая модель, которую можно назвать финансовым капитализмом (правда, Гросс не использует такой термин), обречена. О том, что будет за горизонтом, Билл Гросс умалчивает.

Преступной ошибкой властей ведущих стран Запада, по мнению Гросса, стала практика вытягивания экономики из кризиса с помощью чисто монетаристских методов. Проще говоря, с помощью печатных станков центральных банков. Грубейшим образом были нарушены все табу на избыточную эмиссию денег. Старые учебники были выброшены на помойку и заменены лозунгом "Количественные смягчения" (КС). Нет ни одного теоретического исследования, которое хоть как-то попыталось бы обосновать КС. Обосновать это в принципе невозможно, а оправдать можно. Оправдание простое: экономическая целесообразность. КС - изуверский метод "лечения" экономики, такие методы могут приводить к летальным исходам.

После кризиса 2007-2009 гг. многие страны Запада вошли в полосу дефляции. Наличие дефляции - явный признак того, что кризис не преодолен, экономика стагнирует. Дефляция многими оценивается как более опасное явление, чем инфляция, поэтому власти бросились бороться с дефляцией путем накачки денежной системы дополнительной денежной массой. Однако такое лечение мало что дает, потому что деньги идут не туда, куда им следовало бы идти. Им следовало бы идти на товарные рынки (в первую очередь, потребителям/покупателям; во вторую очередь, производителям/продавцам), а вместо этого вновь печатаемые деньги со свистом продолжают уходить на финансовые рынки. Печатные станки центробанков опять работают в качестве насосов, накачивающих пузыри.

Лидером в деле КС считаются Соединенные Штаты. Всего там было реализовано три программы КС. Технически операция КС выглядела достаточно просто: Федеральная резервная система США осуществляла скупку ценных бумаг на рынке, увеличивая тем самым денежную массу в обращении. Скупались два вида бумаг: долговые бумаги Казначейства США и ипотечные бумаги. Если первые бумаги пользовались спросом на американском и международных рынках, то вторые, выражаясь языком спекулянтов, представляли "мусор". ФРС стала работать как пылесос, который засасывал "мусор" с рынка. По сути, Федеральный резерв проводил спасательную операцию по освобождению некоторых конкретных участников рынка от "мусора", угрожавшего их существованию. Расчищая балансы неведомых широкой публике банков и компаний, Федеральный резерв все более отягощал "мусором" собственный баланс. В результате ФРС сама стала раздуваться, как пузырь. Если накануне финансового кризиса активы Федерального резерва не дотягивали до 800 млрд. долл., то на сегодняшний день он выросли до 4,5 трлн. долл. Некоторые эксперты полагают, что этот процесс не угрожает ни Федеральному резерву, ни американской экономике, но Билл Гросс так не считает. Почему-то многие воспринимают как аксиому утверждение, что центробанки не могут банкротиться, поскольку они, мол, сами делают деньги. А вот Билл Гросс осторожно намекает, что могут. И я соглашусь с ним. Еще два года назад я писал, что в условиях классического капитализма центробанки выступали в качестве кредиторов последней инстанции, но в условиях нынешнего перманентного кризиса они могут превратиться в банкротов последней инстанции.

Не успел Федрезерв завершить третью программу КС, как эстафету "количественных смягчений" подхватили другие центробанки. В январе 2015 года президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги объявил, что его банк начинает программу КС, которая предусматривает закупку бумаг на астрономическую сумму 1,1 трлн. евро. Программа должна была быть завершена в сентябре прошлого года, но она продолжена и будет действовать как минимум до конца текущего года.

Была запущена программа КС и в Англии. Закупки бумаг Банком Англии должны составить 375 млрд. ф. ст. Программа предусматривает приобретение корпоративных облигаций на вторичном рынке. В связи с выходом Великобритании из Европейского союза Банк Англии для компенсации негативных последствий выхода планирует увеличить программу КС на 50-100 млрд. ф. ст.

Центробанки пустились во все тяжкие. По оценке Билла Гросса, в 2017 году балансы ведущих центробанков увеличатся еще на 1 трлн. долл. Однако эта оценка, отмечу, исходит из того, что в США программы КС не будет. Только это вряд ли. Дональд Трамп оказался в окружении банкиров, а министром финансов США стал Стивен Мнучин, человек Голдман Сакс. Поэтому я не исключаю, что вопреки своей предвыборной риторике Трамп может согласиться на запуск четвертой программы КС. О вероятности такого развития событий говорит и Билл Гросс.

Безумная деятельность ФРС и других центробанков окончательно взмутила финансовые рынки, а продукция их печатных станков теряет последние признаки денег. В мутной обстановке стало абсолютно невозможно принимать инвестиционные решения. В прошлом году Билл Гросс заявил, что теперь ненавидит все виды ценных бумаг от облигаций и акций до частного акционерного капитала. Билл Гросс потерял веру в обычные активы, с которыми он постоянно работал. По его мнению, центробанки создали такую атмосферу, в которой практически невозможно нащупать экономический рост какого-либо рынка либо высокодоходные поступления.

Центральные банки перевернули финансовый мир, он стал антимиром. Билл Гросс утверждает это в связи с тем, что операции с деньгами уже осуществляются при отрицательных процентных ставках. Это касается банковских депозитов и долговых бумаг (государственных и даже корпоративных). Положительные процентные ставки кредитов тоже быстро стремятся к нулю. Рушится многовековая банковская система.

Интересные мысли по поводу будущего денег Билл Гросс высказывает и в связи с роботизацией экономики. В ближайшие два-три десятилетия роботы окончательно вытеснят человека не только из сферы производства, но и из сферы услуг. Базовая функция денег как средства покупки товара под названием "рабочая сила" исчезнет. Прежние механизмы спроса и предложения на рынках товаров, опосредуемые деньгами, перестанут действовать. И Билл Гросс вспоминает бывшего председателя ФРС США Бена Бернанке. Тот однажды заявил, что ради поддержания социальной и экономической стабильности готов разбрасывать деньги с вертолетов. В шутке Бернанке, полагает Гросс, есть доля истины - деньги действительно полностью эмансипируются от сферы производства.

Света в конце туннеля Билл Гросс не видит. Не очень он надеется и на нового президента США Дональда Трампа. От себя добавляю, что подписание Трампом указа о подготовке изменений в закон Додда-Франка в сторону либерализации финансово-банковского регулирования косвенно свидетельствует о том, что новый американский президент оказался в цепких лапах банкиров Уолл-стрит. Трамп собрал вокруг себя большую команду советников из числа действующих банкиров и бизнесменов, готовых на своей близости к президенту неплохо заработать. То, что Биллу Гроссу не было предложено войти в состав этой команды, кое о чем говорит.

Что же касается рекомендаций, то Гросс советует готовиться к почти неизбежному крушению мировой финансовой системы. Как опытный финансист он полагает, что приоритетным объектом инвестирования должно стать золото - финансовый инструмент, проверенный веками.

Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков - мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 года денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем - покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 году был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 1960-х гг. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 года до 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

В декабре 1913 года был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков - Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков - федеральные резервные билеты - подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 чле­нов, назначаемых президентом США.

Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:

  • он централизировал банкнотную эмиссию;
  • существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 - 1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившему в силу 31 января 1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.

Согласно тому же акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков Передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификат, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 - 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 - 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл.

Инфляция в США в послевоенный период

Особенностью военной инфляции в США явилось то, что она происходила в условиях заметного роста объема промышленного производства; это в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так, за 1940 - 1945 гг. количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, тоща как валовой национальный продукт увеличился только в 1,5 раза. Уже в годы войны покупательная сила доллара, по преуменьшенным официальным данным, упала более чем на 1/4. Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики.

Масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие моне­ты и казначейские билеты) составляла в 1939 году 7,6 млрд. долл., в 1945 году - 28,5 млрд., в 1950 году - 27,7 млрд., в 1955 году - 31,2 млрд., в 1960 году - 32,9 млрд., в 1965 году - 42,1 млрд. (все эти данные - на конец года), а в июле 1972 года - 62,4 млрд. долл. Таким образом, вслед за кратковременным сокращением денежной массы за первое послевоенное пятилетие начиная с 1950-х гг. возобновился быстрый рост ее, причем в первой половине 1950-х гг. этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 1960-х гг. - американская агрессия во Вьетнаме. Значительно выросла и сумма депозитов до востребования: со 108,5 млрд. долл. в конце 1947 года до 241,3 млрд. долл. в августе 1972 года.

Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имеет инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении - только на 26%. В 1969 - 1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 года общий индекс промышленной продукции К США был почти на 5% ниже уровня 1969 года, но общая масса денег в обращении (включая наличные деньги и депозиты до востребования) возросла с марта 1969 года по март 1971 года на 11%. С марта 1971 года по март 1972 года денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция - только на 4%.

В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945 по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963 - 1972 гг. (по июль 1972 года) его рост составил 37%. Характерно, что в своем послании 1970 года об экономическом положении страны президент Никсон был вынужден признать развитие инфляции в США и ее тесную связь с ростом расходов на воину во Вьетнаме.

Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 года оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г. Однако развитие валютного кризиса все более подрывало доллар. В марте 1968 года США пришлось пойти на установление двойной цены золота: по официальной цене (35 долл. за 1 унцию) золото продолжало продаваться только казначействам и центральным банкам других стран. Вместе с тем были признаны колеблющиеся рыночные цены, устанавливающиеся на частных рынках золота. В 1968 году было отменено обязательное, 25%-е золотое обеспечение банкнот федеральных резервных банков.

В результате ухудшения валютно-финансового положения в конце 1971 года на Вашингтонском совещании министров финансов 10 капиталистических стран США согласились осуществить девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 долл., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 до 0,818513 г. Это решение было осуществлено в 1972 году, причем конвертируемость долларов в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена.

Дальнейшее ухудшение экономического положения США, в частности большой пассив и давление на доллар, в феврале 1973 года вынудили администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты. Золотое содержание доллара было снижено до 0,73662 г чистого золота, а его официальная цена повышена до 42,22 долл. за одну тройскую унцию, или на 11,1%. В связи с переходом ведущих западных стран в начале 1970-х гг. к так называемым «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое реальное значение. Ямайское валютное соглашение официально установило систему «плавающих» валютных курсов и отменило использование официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритетов. Кроме того, была отменена фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР.

Наиболее высокий темп инфляции в США наблюдался в период с конца 1960-х гг. до начала 1980-х гг. Это объяснялось рядом экономических и военно-политических причин. К ним прежде всего следует отнести обострение мирового валютно-финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, особенно с Японией, огромные военные расходы, связанные как с войной во Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым кризисом 1973-1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. В результате с 1964 по 1980 гг. портфель гособлигаций у федеральных резервных банков возрос в три раза - с 37 до 121 млрд. долл., эмиссия банкнот увеличилась также в три раза - с 35,3 млрд. долл. до 124,2 млрд. долл., а индекс розничных цен (в 1967 году равный 100) повысился с 94,5 до 246,8. Покупательная способность доллара упала до 40% по сравнению с 1967 годом. При этом к началу 1970-х гг. золотой запас сократился до 11,2 млрд. долл. по сравнению с 24,6 млрд. долл. в 1949 г., т.е. в 2,5 раза.

К началу 1980-х гг. инфляция превратилась в главную экономическую проблему. Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 году, способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).

Наличный и безналичный оборот в США

В настоящее время США располагают структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег: министерство финансов (казначейство), центральный банк (Федеральная резервная система) и коммерческие банки. Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 году 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ни­же вероятность инфляционных вспышек.

Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в. Однако в период войн и отдельных конъюнктурных изменений он может возрас­тать. Как правило, в период ведения войн США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно-финансовых потрясений). Кроме того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово-платежной инфраструктурой. Ускоренный рост денежной массы происходил в период с 1969 года (203,8 млрд. долл.) по 1980 год (386,9 млрд. долл.), что явилось одним из инфляционных факторов. Определенное влияние на это оказало также изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% - кредитно-финансовым институтам, 32,6% - физическим лицам и около 6% - иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.

Другими формами безналичных расчетов являются автома­тизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (credit cards), а также система предуведомленных платежей (preauthorized payments). Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские то­вары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 1960-х гг. В сферу обращения, кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц.

Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений - заработная плата, пенсии, рентные платежи. Это форма получила развитие в основном в 1970-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу.

Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 1950-х гг. по заданию Bank of America, озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации.

Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров - автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.

Регулирование денежной системы

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов. Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 1970-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 1960-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жест­кий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 года центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.

Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияние на различные агрегаты, которые использовались как основные инструмент» денежно-кредитной политики. С середины 1970-х до начала 1980-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.

С 1975 года ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.

С 1981 года начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам За­падной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.