Ст 139 тк рф положением исчислении средней заработной платы. Теория всего

Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость имущества устанавливается государством. Она влияет на многие финансовые вопросы, которые связаны с использованием недвижимости. Зачастую она завышена.
Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размера земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иных ситуаций.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Бывают случаи, когда, наоборот, собственник заинтересован в ее увеличении (в основном, это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и прочее). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры; арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и другие.

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.
Летом 2016 года кадастровая стоимость недвижимости была «заморожена» на период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ; далее - Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января 2017 года и заменил Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Как узнать кадастровую стоимость?

Определить кадастровую стоимость самостоятельно можно на официальном сайте Росреестра. Важно знать, прямое отношение к оценке имеет:

  • Размещение территориальное.
  • Площадь.
  • Уровень цен на данном сегменте рынка.

Также узнать стоимость, не выходя из дома, поможет сайт Ростехнадзора. Главное - найти здесь интерактивную карту. Мало того, что карта поможет определить цену. Она ещё и расскажет большое количество полезной и важной информации об объекте!
Определяется стоимость, в большинстве случаев, для расчёта налога.

Напоминаем, что оплачивать налог нужно только по квитанции и никак иначе! Многие мошенники, например, в дачных садоводствах, собирают налоги наличными средствами - причём больше, чем нужно.

Кадастровая оценка

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.
При оценке необходимо учитывать износ построек, рассказал гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов. Для большинства обычных зданий и сооружений срок службы составляет 80 лет. Для построек с деревянными несущими стенами - 50 лет. Временные бытовки, склады, летние павильоны строятся по регламентам только на 10 лет. А вот уникальные здания музеев, хранящих национальные и культурные ценности, произведения искусства, а также стадионы и театры имеют запас прочности 100 лет.

Цели государственной кадастровой оценки:

  • государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и субъектов Российской Федерации;
  • для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
  • поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки; информирование широкого круга заинтересованных лиц о стоимости земель;
  • оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера.

Если Вы не согласны с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, то Вы можете оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение комиссии также может быть оспорено в суде).

Как определить необходимость оспаривания?

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка. Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.
Существует 3 основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:
1. По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.
2. Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.
3. В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
4. Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН (ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (п. 4 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости). Он устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).

Снижение кадастровой стоимости

Способы снижения кадастровой стоимости В соответствии с законодательством существует 2 способа изменения:

Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это, по сути, тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.

Уменьшение стоимости в комиссии В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица - собственники или иные правообладатели недвижимости.В целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения - в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадастровой оценке (чаще всего это касается строений, нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадастровая оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет. Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет. С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки. Например, гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2011 года. В ходе судебного процесса - 17.12.2016 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2011 г. по 17.12.2016 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию. Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
  • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
  • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
  • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и прочее).

Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.

К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

  • государственная пошлина в размере 2 000 рублей - для организаций, 300 рублей - для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
  • копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды)
  • копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате).

Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи.

К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и прочее). В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и прочих, то есть всех, кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж. Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, чтобы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ. Дело в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование, иначе его не допустят к делу. Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, несмотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском. Судебная практика говорит, что, в основном, ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и прочее) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки. После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в государственный кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта. В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет невозможным, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.

Мораторий на изменение кадастровой стоимости до 01.01.2020

03 июля 2016 года был принят вступающий в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Данный закон детально описывает новую процедуру кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.
Еще одним законом - Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ - был фактически установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости для целей взимания платы за землю во всех ее возможных формах, определяемых как процент от кадастровой стоимости, на период с 01.01.2017 по 01.01.2020.

Суть моратория сводится к следующим основным моментам:

  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 новая кадастровая оценка не проводится. Правило, определяющее интервал кадастровой оценки (не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет), временно не применяется;
  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 применяется кадастровая оценка, которая действовала на 01.01.2014;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка не была проведена, применению подлежат результаты кадастровой оценки, утвержденные за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка была утверждена, но в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была проведена еще одна кадастровая оценка или их было несколько, в период действия моратория применению подлежит та кадастровая оценка, которая является наименьшей;
  • если кадастровая стоимость в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была оспорена через соответствующую комиссию Росреестра или через суд, в период действия моратория применяется кадастровая стоимость, определенная по результатам оспаривания;
  • правило «наименьшей стоимости» применяется и к тем объектам, в отношении которых кадастровый учет будет осуществлен в период действия моратория (вновь построенные объекты, ранее учтенные объекты, измененные объекты).

Проиллюстрируем суть моратория на конкретном примере.
На 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка составила 100 000 рублей. С 01.01.2016 данная стоимость была определена в размере 150 000 рублей.
С учетом установленного законом № 360-ФЗ моратория, для целей взимания платы за землю в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 будет применяться кадастровая стоимость в 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость участка была снижена в судебном порядке в августе 2016 года до 75 000 рублей, то в период действия моратория (то есть с 01.01.2017 по 01.01.2020) для целей взимания платы за землю во всех ее формах применяется именно данная кадастровая стоимость - 75 000 рублей.

Если вам понравилась данная статья, просим вас оставить отзыв в комментариях ниже.

Желаем Вам удачи!

В соответствии со ст.139 ТК РФ, определен специальный порядок исчисления заработной платы, единый абсолютно для всех людей и организаций. Это сделано специально для того, чтобы в любом регионе указанные действия производились одинаково. Такой подход гарантирует равенство всех людей в плане Естественно, сумма, которую получает тот или иной человек за свой труд, может очень сильно отличаться друг от друга. Однако сам факт одинаковых для всех расчетов позволяет учитывать как очень высокую, так и крайне низкую плату одним и тем же образом. Существенно облегчается процесс работы бухгалтерии, контрольные функции государственных служб и так далее. Кроме всего прочего, и самому работнику всегда понятно, что и каким образом рассчитывается.

Средняя заработная плата

Описывает особенности расчетов зарплаты в усредненном ее значении. Мало кто знает, зачем вообще этот показатель нужен и в каких сферах применяется. На самом деле обычному человеку значение средней заработной платы в повседневной жизни ни для чего не нужно. Суть в том, что такие расчеты берутся с учетом как минимальных, так и максимальных показателей. То есть реальной и адекватной оценкой этот показатель не является, как бы не утверждалось обратное. К примеру, у 10 сотрудников составляет 5 тысяч, а у одного - 100 000. Средняя зарплата при таком раскладе составит около 13-14 тысяч, что не даст точного понимания проблемы. Тем не менее в некоторых случаях показатель вполне может приниматься в общий, глобальный расчет органами статистики. Чем больше людей, уровень оплаты которых используется для создания отчета, тем более точные данные будут представлены в конечном итоге. То есть в масштабах города, области или страны эта информация будет действительно полезной и нужной.

Часть 1

В первой части ст. 139 ТК РФ указывается, что абсолютно во всех случаях, когда потребуется производить расчет средней заработной платы, необходимо использовать единый порядок. Там же присутствует информация о том, что это касается как выплат непосредственно от работодателя, так и любых других видов платежей, каков бы ни был источника их происхождения. К примеру, это может быть процесс взыскания денежных средств за период прогулов. Тут тоже следует учитывать, что причины таких действий сотрудника могут и не зависеть от него лично. К примеру, может быть неверно сформулирована фраза в трудовой книжке, она может вообще отсутствовать, а кроме всего прочего, есть ещё и требования суда. То есть он может принять решение о том, что отдельно взятый сотрудник был уволен не по правилам или без веских на то оснований. Как следствие, необходимо будет восстанавливать его на предыдущем месте работы. А вот с этим могут возникнуть проблемы, на решение которых компания потратит некоторое количество времени.

Часть 2

В соответствии с ТК РФ (ст. 139, п. 2), в процессе производства расчетов среднего уровня заработной платы необходимо учитывать абсолютно все разновидности выплат, предусмотренные данной системой. Следует напомнить, что источник таких платежей не играет существенной роли. Непосредственно сам список выплат указан в постановлении правительства РФ №922 от 24.12.2007. Эта информация приведена в пункте №2. К примеру, сюда входит заработная плата, премии, разные формы вознаграждений и любые типы платежей, которые могут применяться у данного конкретного работодателя. Но есть и исключение. Так, в том же документе, только в пункте №3, указано, что при расчете средней заработной платы, согласно ТК РФ (ст. 139, п. 2) не должны учитываться всевозможные типы выплат, которые не имеют прямого отношения к заработной плате. Это касается в первую очередь социальных платежей, таких как оплата за обучение, проезд, питание, отдых и так далее.

Часть 3

Вне зависимости от режима работы, средняя зарплата должна рассчитываться с учетом всех его платежей и времени работы. Такие показатели, в соответствии с ч.3 ст. 139 ТК РФ, берутся за 1 год до момента наступления периода сохранения платы. То есть период обязан составлять 12 месяцев ровно. Даже в той ситуации, когда сотрудник не отработал год, учитываются данные с предыдущих мест таким образом, чтобы в итоге период все равно составлял 365-366 дней. Если и эту информацию получить не представляется возможным, значит, следует брать данные за конкретный месяц (последний до момента сохранения заработной платы) и учитывать то, сколько человек отработал и получил за этот срок. Но бывают ситуации, когда и этой информации не существует. В этом случае нужно просто брать в расчет тот оклад, который ему был положен в соответствии с условиями оплаты труда на данном предприятии.

Часть 4

В этом пункте присутствует информация о существовании порядка расчетов для того, чтобы успешно и правильно оплачивать непосредственно сам отпуск, а также компенсацию за него, если это потребуется. Так же как и в предыдущем пункте, следует учитывать данные за последний год. Далее полученная сумма разделяется непосредственно на 12, по числу месяцев, и на 29,4. Последняя цифра представляет собой среднее количество дней. Нужно помнить, что раньше в расчет бралось число 29,3, но после пересмотра информации она была скорректирована более точно. Важной особенность, указанной в ч. 4 ст. 139 ТК РФ, является порядок выплат. Так, сотрудник обязан получить деньги за отпуск не позднее чем за 3 дня до момента его начала. В целом средства могут быть получены и раньше, но человек может передумать, что повлечет за собой определенные проблемы. В этом же случае, при выплате строго за 3 дня, обычно менять решение бывает уже поздно. Также, если это необходимо, даже после этого платежа можно отказаться от отпуска, но в таком случае придется вернуть все полученные деньги.

Часть 5

В соответствии с ч.5 ст.139 ТК РФ, расчет средней заработной платы, который используется для выплат за отпуск или его компенсацию, обязан производиться при помощи разделения количества средств, начисленных на число рабочих дней. Отдельно следует отметить, что при таком подходе нужно учитывать 6 дней в неделю, а не 5. Для всех сотрудников, которые работают удаленно, неполный день и так далее, все равно используются стандартные правила, единые для всех лиц. Законодательство предусматривает возможность использования иных типов расчетов. Но только при условии, что полученные в результате суммы будут больше, чем те, которые были высчитаны в рамках этого положения.

Часть 6 и 7

Этот ряд положений (ст.139 ТК РФ) не несет особо полезной информации и просто информирует читателя о том, что все нормы, правила и требования были определены Правительством РФ. При этом учитывалось мнение Трехсторонней комиссии, которая занимается регулированием социальных и трудовых отношений. Если попроще, то все, что написано, действительно согласовано, разумно, логично и делает жизнь простых людей более комфортной и стабильной. Спорить об этом можно долго, но если учитывать только логику, то никаких несоответствий обнаружить не получится.

Состав и перечень выплат

Если обобщить все указанное выше, можно более точно определить, как происходит расчет среднего заработка. Ст.139 ТК РФ включает в себя множество не сразу понятных элементов, разбираться с которыми лучше всего по отдельности. Так, первым делом нужно определить, какие именно элементы нужны для правильных расчетов. В соответствии со всей имеющейся информацией, обращать внимание необходимо на период и виды выплат. То есть существует всего два базовых компонента, на которых основывается уже все остальное. И, учитывая тот факт, что с периодом все более-менее понятно, вторым логичным действием будет более точно определить, какие именно выплаты следует учитывать. В их состав входят районные коэффициенты, процентные надбавки, всевозможные премии, добавки и доплаты. Сюда же входит непосредственно сам оклад и Ниже приведен достаточно краткий, но емкий список выплат, которые не всегда очевидны, но используются сравнительно часто.

Перечень:

  • Выплаты за выслугу лет, премии и вознаграждения.
  • Компенсации за особые, сложные или нестандартные условия труда.
  • Заработная плата в соответствии с окладом.
  • Процент от продаж (если это предусмотрено).
  • Оплата в эквиваленте (товарами, услугами и т. д.).
  • Гонорары и фиксированная плата за конкретные виды услуг или работ.
  • Вознаграждение за замещение.
  • Заработная плата за работу свыше определенного периода.
  • Доплаты за мастерство, квалификацию и так далее.

Естественно, это далеко не полный перечень. Однако в большинстве случаев даже этого бывает более чем достаточно. У каждого предприятия - своя специфика работы, и подобные расчеты, как правило, идентичны друг другу.

Особенности и примеры

О некоторых не совсем стандартных моментах уже упоминалось выше. Тем не менее, для того чтобы трактовка ст. 139 ТК РФ с комментариями была более понятной, следует привести конкретные примеры. Итак, есть некий работник, для которого необходимо высчитать среднюю заработную плату. Если он отработал до этого 12 месяцев или более, и каждый из них получал соответствующую оплату, то решение будет элементарным. К примеру, на протяжении указанного периода он почти всегда получал одну и ту же сумму в 10 тысяч рублей. Исключение составляют первый и последний месяцы, за которые была заработана сумма в 2000 и 5000 соответственно. Расчет будет выглядеть так: (10*10000 + 2000 + 5000)/12=8916,67 рублей. Это и будет средней заработной платой. Но, допустим, он работал на данной фирме только 6 месяцев, а до этого трудился на другом предприятии. В таком случае берется сумма за указанный срок и добавляется к тому, что было раньше. Дальнейший расчет аналогичен.

Распространенные вопросы

Как и всегда, когда разговор заходит о законодательстве, появляется масса вопросов. Некоторые из них возникают просто из-за невнимательности, но другие действительно нуждаются в пояснениях. Это верно и по отношению к ст. 139 ТК РФ. Так, некоторых интересуют ситуации, для которых вообще предназначена эта норма законодательства. Ответ прост: ее следует применять в процессе расчета выплат руководству при увольнении его собственником, во время сокращения сотрудников, при оплате больничных и командировочных, также определении суммы за отпуск. Второй вопрос касается того, что гарантировано не учитывается при расчете: это соц.выплаты, дивиденды, займы и материальная помощь.

Итог

Итак, ст.139 ТК РФ описывает крайне полезный и нужный механизм, направленный на расчет средней заработной платы за тот или иной период. Эта информация важна как для того, чтобы определить нужную сумму платежа, так и для органов статистики. Рабочим и сотрудникам важна первая функция, а государству - вторая. Кроме как специалистам, непосредственно занимающимся заработной платой, остальным работникам вникать в детали абсолютно не обязательно, ведь в случае нарушения это будет рано или поздно выявлено, и сумма будет все равно начислена. Тем не менее разобраться в проблеме не составит особого труда, что позволит всегда контролировать все суммы, которые доступны сейчас или будут доступны в будущем.

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к ст. 139 TК РФ

1. Единый порядок исчисления средней заработной платы применяется для всех случаев определения ее размера, которые установлены ТК, с учетом всех без исключения выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников выплат.2. По общему правилу расчет средней заработной платы работника производится за 12 календарных месяцев, предшествующие моменту выплаты, либо за иные периоды, установленные локальным нормативным актом, коллективным договором, если это не ухудшает положение работников.3. При исчислении среднего заработка для оплаты отпусков (выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) исходят из режима работы на условиях шестидневной рабочей недели (см. комментарий к ст. 100 ТК).4. Примерный перечень выплат, учитываемых при исчислении средней заработной платы, определен п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618).

Судебная практика по статье 139 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2007 N 5-В07-29

Согласно статье ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Как указывает заявитель, суд первой инстанции и президиум Московского городского суда в результате существенного нарушения подпункта "л" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2003 года N "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" неправильно определили правовую природу указанной региональной доплаты. Согласно указанной норме к выплатам, включенным в систему оплаты труда и связанным с условиями труда, относятся выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работа с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы.


Решение Верховного Суда РФ от 21.07.2003 N ГКПИ2003-471

В судебном заседании заявительница Саидова З.Р. и ее представитель Абдуллаев Р.Х. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемые предписания Порядка противоречат статьям 1086, 1089, 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статье Трудового кодекса Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2003 N 59-Г03-2

Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст. ст. , , ТК РФ, а также п. 13 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода. Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.


Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2003 N ГКПИ03-422

В связи с введением в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ указанный Порядок применялся в части, не противоречащей статье Трудового кодекса РФ, установившей единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Кодексом. Согласно статье Трудового кодекса РФ особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2003 N КАС03-190

Пункт 1 Постановления не определяет порядок исчисления средней заработной платы работника, в связи с чем ст. Трудового кодекса РФ, регулирующая данный вопрос, не имеет никакого отношения к этому пункту.

Постановление от 10 июля 1999 г. N принято Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации". В нем определены порядок исчисления денежного содержания указанных федеральных государственных служащих и порядок выплаты им этого денежного содержания, а не порядок исчисления средней заработной платы.


Решение Верховного Суда РФ от 30.08.2006 N ГКПИ06-632

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы принято во исполнение предписания части 7 статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья Трудового кодекса Российской Федерации содержит общие правила исчисления средней заработной платы для всех случаев ее выплаты и возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по определению особенностей исчисления среднего заработка.


Решение Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N ГКПИ03-1049

Духовный А.Л. обратился с вышеуказанным заявлением, полагая нарушенными свои трудовые права данным нормативным правовым актом, который противоречит ст. ст. , , , п. 4 ст. Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя Фаткиева Б.Х. поддержала требования заявителя, уточнив их, что действительно оспаривается четвертый абзац Положения об особенностях исчисления среднего заработка, а не утвердившее его Постановление Правительства Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2006 N 59-В06-19

Разрешая исковые требования К. в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, суд руководствовался статьей Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года N , и пришел к выводу о включении в средний заработок для исчисления заработной платы за время вынужденного прогула полевого довольствия.


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.04.2004

2. Разрешая вопрос об оплате вынужденного прогула, суд правильно сослался на ст. Трудового кодекса Российской Федерации и Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N , в соответствии с которыми расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 29.11.2006

При разрешении исковых требований К. в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула суд первой инстанции, руководствуясь ст. Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N , пришел к выводу о необходимости включения в средний заработок для исчисления заработной платы за время вынужденного прогула полевого довольствия.


Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N ГКПИ06-366

Между тем, по мнению заявителя, статьей ТК РФ предусмотрен иной порядок определения (расчета) среднего заработка работника: исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В результате применения абзаца 2 пункта 8 Положения при одинаковом размере у работников их среднего заработка, исчисленного в соответствии со статьей ТК РФ, выплата этого среднего заработка за равный для обоих работников период его сохранения оказывается различной.


Заработная плата работников зависит от индивидуальных показателей труда, непрерывности труда на предприятии и других поощряющих выплат. Но существуют и выплаты, которые не имеют фиксированных ставок, а зависят от средних показателей доходов, взятых за определенный период. Отпускные компенсации считаются именно таким путем как для тех сотрудников, что идут отдыхать, так и для тех, что компенсируют дни и продолжают работать или увольняются.

Расчет средней заработной платы работающих производится по единой формуле, которая регламентируется ст. 139 ТК РФ.

Несмотря на то, что оклады и для многих сотрудников могут быть одинаковы, на выходе каждый получает разные доходы. Данный парадокс понятен, ведь даже весь оклад получают не все, если не отработали полный месяц. Кроме этого, работник может иметь или не иметь различные дополнительные начисления ежемесячного или разового характера.

Выплаты, учитываемые при расчете

Хотя в статье 139 и идет речь о том, что при расчете учитывается весь начисленный доход, комментарии разъясняют, что не стоит принимать эти слова слишком буквально.

На самом деле учитываться должны лишь те суммы, которые фактически были начислены за произведенный труд, а не иные выплаты.

При расчете необходимо учитывать следующие доходы:

  1. Оклад.
  2. Премиальные выплаты, которые выдаются по итогам месяца, квартала или года.
  3. Сдельные выплаты.
  4. Авторские вознаграждения.
  5. Комиссионные суммы.
  6. Выплаты за произведенный труд, которые выдавались в натуральном или валютном выражении.
  7. Денежное довольствие.
  8. Стимулирующие премии и компенсации.

Некоторые начисления должны исключаться из сумм общего дохода. Например, все, что было оплачено по среднедневному показателю:

  1. Время ухода за детьми с инвалидностью.
  2. Освобождения от труда с сохранением средней зарплаты.

Кроме этого, не учитываются:

  1. Материальные средства, выданные на поездку в командировку.
  2. Материальная помощь.
  3. Деньги, выданные на питание.
  4. Оплата транспортных расходов.
  5. Социальные выплаты.
  6. Деньги, выданные организацией как заём.

Чтобы не запутаться, какие суммы учитывать, а какие нет, следует принимать к расчету лишь те деньги, которые были выплачены за выполнение прямых или косвенных обязанностей.

Определение среднего дневного заработка

Статья 139 с комментариями описывает все нюансы исчисления среднедневного дохода, но для наглядности расчетов приведем примеры.

Работник А отправляется в свой первый отпуск после того, как отработал полные 7 месяцев. Он получал голый оклад без надбавок и премий в размере 30 000 рублей. Ему положен отпуск на 28 календарных дней.

((210 000 / 7) / 29,3) = 1023,89 средняя зарплата за один день.

1023,89 * 28 = 28668,94 компенсация к отпуску.

Этот пример классический и рассчитан на идеальные показатели.

Работник Б уходит в очередной отпуск в августе на 14 дней. В апреле он уже был на отдыхе 10 дней 8 рабочих и 2 выходных), а в январе болел на протяжении 7 дней (5 рабочих и 2 выходных). Ежемесячно он получает 42 000, и каждый квартал (а именно в марте, июне, сентябре и декабре) ему выплачивается премия в размере 8000 рублей.

Считаем доход за год:

(12 * 42 000) + (4 * 8 000) = 504 000 + 32 000 = 536 000 рублей.

Количество расчетных дней за год:

(10 * 29,3) + ((17/31) * 29,3) + ((13/30) * 29,3) = 322 дня.

Вычисляем среднюю зп:

536000 / 322 = 1664,6 рубля.

Отпускная компенсация за 14 дней составит 23 304,38 рубля.

Вам это будет интересно

Ст. 139 ТК РФ и Положением об исчислении средней заработной платы устанавливается порядок определения размера з/п сотрудника. При вычислениях используются все предусмотренные финансовой политикой компании виды поступлений, вне зависимости от их источников. Рассмотрим далее ст. 139 ТК РФ с комментариями .

Общие правила

Средний заработок лица определяется в соответствии с фактически начисленной ему з/п за календарный год. Учитываются те 12 мес., которые предшествуют периоду, в который за гражданином сохраняется доход. Календарный месяц - промежуток от 1-го до 30-е (31-е) число включительно. Для февраля конечной датой является 28/29 число. При вычислении сумм используется формула расчета средней заработной платы. Для определения размера выплаты за последний год величина начисленной з/п разделяется на 12 и на 29.4. Последнее число соответствует среднемесячному количеству календарных дней. Размер з/п для отпусков, которые предоставляются в рабочих периодах, в предусмотренных законодательством случаях, а также для предоставления компенсации за неиспользованный отдых определяется иным способом. Для этого осуществляется деление начисленной з/п на число дней по графику шестидневной недели. Коллективный договор, локальный акт могут предусматривать и иные периоды, используемые при вычислении. Однако введенные правила не должны ухудшать положение сотрудников. Порядок, в соответствии с которым определяется средний заработок , утвержден Правительством с учетом мнения трехсторонней комиссии, регулирующей социально-трудовые взаимоотношения.

Пояснения

В настоящее время действуют новые правила определения з/п сотрудника для оплаты отпусков и предоставления компенсаций. Их содержит статья 139. Исчисление средней заработной платы осуществляется исходя из календарного года, а не 3-х мес., как было ранее. Данное новшество не было направлено на увеличение объема обязанностей бухгалтеров. В современных условиях возникла необходимость унифицировать процесс вычисления. Командировочные, отпускные, больничные, суммы, положенные сотруднику при сокращении, определяются за год. Трехмесячный период возник в 90-х гг. Тогда был высок уровень инфляции, соответственно бухгалтеры были вынуждены очень часто пересчитывать зарплату работникам. Для уменьшения количества операций было принято решение учитывать только последние 3 мес. При этом в этот период была включена и квартальная премия, чтобы сумма не сгорела на фоне инфляции. Сегодня ситуация уже другая. Законодатели просто решили вернуться к действовавшему ранее порядку. В связи с тем, что введена новая система праздничных дней, был утвержден новый коэффициент - 29.4 (вместо 29.6, использовавшегося раньше). Таким образом, сумма разделяется на меньшее число. Внесенные поправки в законодательство также предполагают исключить из употребления термин "календарный месяц ".

Ключевые параметры

в ТК РФ ст. 139 п. 2 установлено, что при вычислении учитываются все доходы, полученные сотрудником на предприятии. К ним, в частности, относят:


Если за отработанное время сотруднику были выданы какие-либо средства, не связанные с выполнением им своих обязанностей, то они при вычислении не учитываются. Таким вознаграждением, например, могут являться дивиденды по акциям, кредиты, материальная помощь, проценты по вкладам и пр. Если начислялись дополнительные средства за отработанное время в праздники, выходные, сверхурочно, в ночную смену, то они принимаются во внимание при вычислении. Также прибавляются суммы, полученные сотрудником за профессиональную деятельность в другой должности или за отсутствующего служащего.

В каких случаях используется норма?

В законодательстве предусмотрено несколько статей, в соответствии с которыми наниматель в расчетах с сотрудниками использует средний заработок. К ним относят:


Стоит сказать, что законодательство предусматривает и иные случаи, когда используется средняя зарплата при расчетах с сотрудниками. Например, это может быть исполнение служащим обязанностей, связанных с воинским учетом, подготовкой к службе, добровольным поступлением на нее, призывом, участием в качестве присяжного в отправлении правосудия и пр.

Исключения

Существует несколько случаев, при которых ст. 139 ТК РФ не применяется. В таких ситуациях не учитывается период и суммы, начисленные за них, если:


Если за период, до его начала или до наступления случая, который обуславливает необходимость сохранения среднего заработка, фактически начисленную з/п не получал или не выполнял обязанности на предприятии, сумма определяется в соответствии с тарифной ставкой по установленному разряжу, вознаграждению, окладу.

Порядок учета

При применении ст. 139 ТК РФ следует руководствоваться рядом правил. Они касаются очередности учета сумм при определении з/п. Таким образом, при применении ст. 139 ТК РФ , следует учитывать, что:

  1. Ежемесячные вознаграждения и премии принимаются в количестве не более одной за одинаковые показатели за каждый м-ц периода.
  2. Суммы, полученные за срок, превышающий месяц, учитываются не больше 1 в размере месячной выплаты.
  3. Вознаграждение по результатам года, единовременное начисление за выслугу, прочие аналогичные средства, установленные за предыдущий год, принимаются в величине 1/12 за каждый м-ц. При этом не имеет значения срок предоставления сумм.

Порядок повышения

В случае увеличения тарифных ставок на предприятии (в обособленном подразделении), з/п корректируется определенным образом. Если повышение было в расчетный период, то выплаты, которые учитываются при определении заработка, устанавливаются исходя из коэффициентов. Они вычисляются путем деления ставки, предусмотренной в периоде наступления случая, с которым связано сохранение з/п, на тарифы каждого из м-ца. Если повышение было после указанного периода, то увеличивается средний заработок, определенный в его пределах. Если увеличение произошло в течение срока сохранения з/п, часть корректируется с даты изменения ставок до завершения периода.

Среднедневной заработок

Он также используется при определении размера сумм, получаемых сотрудником на время отпуска, больничного и в прочих случаях, предусмотренных законом. При его вычислении используются общий порядок ст. 139 ТК РФ , а также специальные правила. В частности, в сумму не включаются поступления, не связанные с выполнением обязанностей на предприятии. К ним относят материальную помощь, социальные пособия, компенсации за лечение, обучение, питание, отдых и пр. Среднедневной заработок определяется вне зависимости от режима и графика профессиональной деятельности гражданина. Для вычисления сумм, предусмотренных законодательством о сохранении з/п, - отпускных, командировочных и других - следует сложить все вознаграждения, с которых удерживался НДФЛ за год. Полученный результат разделяется на отработанное фактически время в периоде. Если он меньше года, вычисление осуществляется исходя из полученных сумм. Их следует разделить на фактически отработанное время. Для получения суммы, предусмотренной в качестве отпускных, все вознаграждение за год следует поделить на 12 и 29.4. Аналогичная схема используется при расчете выплаты за неиспользованный отдых. Все суммы, которые были получены сотрудником и с которых удерживался НДФЛ, складываются. Результат разделяется на число дней по шестидневному графику. При этом не имеет значения, какая сменность установлена на предприятии. Если сотрудник выполнял профессиональные обязанности неполный м-ц, необходимо поступить следующим образом. В первую очередь, определяется среднее число смен. Для этого 29.4 умножается на количество полных м-цев. Результат складывается с числом дней в неполном периоде. После этого вся начисленная з/п разделяется на полученную сумму. При определении размера заработка для оплаты социального пособия учитываются вознаграждения за 2 года. Суммы складываются и разделяются на 730. Если сотрудник выполнял обязанности менее 2-х лет, выполняется вычисление по факту. Минимальная средняя зарплата не может быть меньше, чем определенная по МРОТ. Максимальный ее размер - не больше 415 тыс. р.

Бланк справки о средней заработной плате

На практике могут потребоваться документы, подтверждающие доход гражданина. В качестве одного из них выступает справка о средней зарплате. Законодательство не предусматривает унифицированной ее формы. Справка составляется произвольно с учетом требований организации, ее требующей. Оформление документа осуществляется в трехдневный срок. Выдается бумага по заявлению сотрудника.

В каких случаях нужен документ?

Справа о среднем заработке может потребоваться:

  1. Банковскому, финансово-кредитному учреждению.
  2. Центру занятости для постановки на учет в статусе безработного.
  3. Органам пенсионного обеспечения.
  4. Судебным и иным инстанциям.

Оформление

Справка заполняется уполномоченным лицом кадровой службы. Несмотря на отсутствие унифицированной формы, документ должен содержать ряд обязательных реквизитов:

  1. Наименование предприятия, предоставившего бумагу.
  2. Регистрационный номер, дату выдачи.
  3. Подписи ответственных сотрудников. К ним относят руководителя организации, гл. бухгалтера, начальника кадрового отдела.
  4. Печать предприятия.

Справка подтверждает место осуществления деятельности лица, должность, которую он занимает, полученную зарплату за конкретный период.