Начисление дополнительных взносов при вредных условиях труда. Кто и за кого уплачивает

Некоторым труженикам в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством положено дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о гражданах, занятых вредным, опасным и тяжелым трудом. Работодатели за занятие определенными видами профессиональной деятельности обязаны перечислять повышенные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Перечень их определяется специализированной комиссией на основании оценки условий труда. На основании выводов комиссии устанавливаются дополнительные страховые взносы, зависящие от присвоенного класса опасности условий труда.

В соответствии с законом № 400-ФЗ предприятие обязано перечислять в ПФР 22% от суммы заработной платы каждого труженика ежемесячно. Таков основной взнос в солидарный бюджет. Меньше он быть не может. При этом делятся деньги следующим образом:

  1. 6% идет сразу на текущие расходы по выплате пенсионных сумм получателям;
  2. 16% - это страховые гарантии того труженика, за которого они вносятся;
  3. распределить их возможно следующим образом:
    • все 16% в страховые баллы;
    • 10% - в страховую и 6% в накопительную часть.

Вышеописанная методика является общей. При этом участие в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) дает гражданину право на получение содержания из солидарного бюджета в случае:

  • наступления предельного возраста обязательного участия в трудовой деятельности;
  • оформления инвалидности;
  • утраты кормильца.

Внимание: законом определены случаи досрочного выхода на пенсию людей, работающих на опасных производствах. Для них формируется дополнительный фонд (за счет внесения повышенных взносов работодателями). Скачать для просмотра и печати:

За кого начисляют дополнительные пенсионные тарифы

В пунктах 1-18 статьи 27 закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 перечислены группы производств, относящихся к тяжелым и опасным. При этом допначисления производятся если:

  • установлено, что профессия входит в перечень;
  • проведена спецоценка трудового места (до 2019 года учитываются результаты аттестации).

Внимание: приведенное положение законодательства работает с 1 января 2013 года на основании статьи 30 ФЗ № 400.

До введения методики спецоценки места проводилась аттестация. Работодателю разрешено пользоваться ее результатами до проведения положенных мероприятий.

Внимание: в случае когда специальная комиссия подписала акт о том, что условия на трудовом месте не признаются тяжелыми или вредными, доптарифы не начисляются. А труженик теряет возможность более раннего выхода на пенсию. Скачать для просмотра и печати:

Полный список профессий, подлежащих специальной оценке по поводу среды труда, приведен в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 ФЗ № 400 (Списки 1-3). В частности, в них говорится о лицах, работающих:

  1. под землей;
  2. на «горячих» линиях;
  3. с вредными веществами;
  4. в режиме повышенной интенсивности;
  5. в тяжелых и особо опасных средах и другое.

Например, к льготникам относят женщин, профессия которых сельский тракторист-машинист, текстильщик (некоторые виды работ), рабочий локомотивных бригад и иное.

Для сведения: льготное пенсионное обеспечение назначается гражданам, имеющим определенный законом трудовой стаж по указанной профессии, при достижении возраста:

Такая работа проводится в порядке статьи 3 закона № 426-ФЗ от 28.12.2013. Она представляет собой комплекс мероприятий. А именно:

  1. Работодатель составляет штатное расписание и выявляет в нем места, подлежащие исследованию.
  2. К работе по их оцениванию привлекается специализированная организация. С ней следует заключить договор.
  3. Специалисты изучают документацию и составляют план работ по исследованию среды на трудовых местах.
  4. Каждый этап мероприятий протоколируется с тем, чтобы невозможно было предъявить претензии по поводу результатов деятельности комиссии.
  5. Кроме того, в оценочной деятельности принимают участие сотрудники предприятия-организатора рабочих мест. То есть, итоги получаются согласованными.

Внимание: спецоценка по закону проводится не реже одного раза в пятилетку. Исключением являются случаи создания новых трудовых мест или перепрофилирование старых. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Итогом работы комиссии является документ, в котором содержится заключение о классе опасности для каждого вида трудового места. К примеру, если оценивается сложность труда в шахте, то в итоговом документе должны содержаться отдельные характеристики:

  • рабочего забоя;
  • водителя кара (в подземных условиях);
  • прораба смены и других.

Всего существует четыре класса опасности:

  1. К первому причисляют трудовые места, считающиеся оптимальными. Они не опасны для тружеников.
  2. Ко второму относят допустимые условия, не несущие серьезного вреда здоровью. Оно подлежит восстановлению в периоды отдыха.
  3. Вредные среды причисляют к третьему классу. При них человеку наносится определенный вред, который невозможно преодолеть до следующей рабочей смены. В этой группе выделено четыре подкласса.
  4. К четвертому относят опасные условия трудовой деятельности. Это среда, которая способствует развитию профессиональных недугов или угрожает жизни.

Важно: итоговый документ подписывается всеми членами комиссии, сформированной приказом руководителя. Он составляется в трех экземплярах и доводится до сведения тружеников.

Результаты проведения спецоценочных мероприятия влияют на величину дополнительных отчислений в ПФР (а также на размер оплаты труда). К категориям, за которые следует начислять дополнительный тариф относятся только третья и четвертая. А именно:

Законодатель установил два условия для работодателя, имеющего сложное и опасное производство:

  1. Для тружеников, занимающих места 3 и 4 класса, не применяется ограничение по взносооблагаемой базе.
  2. Провести спецоценку необходимо до 01.01.2019. А до указанной даты разрешено использовать результаты аттестации трудовых мест.

Пока не организованы исследовательские мероприятия, работодатели обязаны соблюдать права тружеников. Касается это правило и обеспечения возможности досрочного ухода на пенсию. А именно:

  • за тружеников, занятые на производствах из Списка 1 (пп. 1 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ) дополнительно необходимо перечислять в

ПФР 9% от заработка;

  • за людей, попадающих в остальные опасные перечни (пп. 2-18 п. 1 ст. 30), по 6%.
  • Вывод: проведение обследования среды труда выгодно владельцу предприятий (уменьшается доптариф).

    Порядок передачи сумм, исчисленных по дополнительным тарифам, не отличается от обычного (для основных). То есть, все перечисления производятся ежемесячно за прошедший период:

    • до 15 числа, если ведется бумажный документооборот;
    • до 20-го при обмене информацией в электронном виде.

    Для справки: бухгалтеру нужно подготовить ведомость, в которой указываются такие данные:

    • коды бюджетной классификации;
    • сумма общего взноса в рублях.

    Предварительно для каждого работника определяется:

    • база для исчисления доптарифа (то есть зарплата и ее составные части);
    • соответствующий тариф.

    Сделать это можно:

    • через бухгалтерию предприятия;
    • на лицевом счете в ПФР.

    В ситуации, когда итоговый документ комиссии содержит информацию о непризнании вредной среды работы на месте, причисленном к Списку 1, доптариф не применяется.

    Основным документом для бухгалтера является оценка рабочего места. Это означает, что специалист обязан опираться на документацию, изданную спецкомиссией. Ее выводы считаются важнее, чем списки, утвержденные Правительством РФ.

    Для сведения: если работодатель не перечисляет дополнительные взносы в ПФР, то работник теряет право на досрочное оформление пенсии.

    Как поступать при образовании нового трудового места

    В этом случае необходимо дождаться результатов:

    На основании документа, если в нем условия признаны вредными, проводится начисление дополнительных сумм. При этом труженику учитывается льготный стаж.

    В некоторых ситуациях труженики, реально не занятые в тяжких производствах, получают льготы по досрочному оформлению пенсии. Это происходит, когда:

    • человек проходит испытательный срок до официального приема на службу (в тяжёлых условиях);
    • при переводе беременной женщины на более легкую работу, за нее продолжают платить повышенную ставку в ПФР;
    • если труженики совершают вынужденный (не по своей вине) прогул, методика исчислений взносов не меняется.

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    В 2018 году значительных изменений в законодательстве не предусмотрено.

    Перечень льгот остается открытым. Государство оставляет за собой право устанавливать новые льготы, а также дополнительные денежные выплаты для данной категории льготников.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Подписывайтесь на наши обновления!

    Вопросы, связанные с порядком расчета страховых взносов в зависимости от условий труда рассматривался нами и ранее. В этой статье мы коснемся важных моментов, связанных с изменениями в законодательной базе.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • трудовая деятельность каких работников обеспечивается страховыми взносами по дополнительным тарифам;
    • каковы актуальные тарифы в ПФР за вредные условия труда;
    • как формируются дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда: что нужно знать;
    • когда для оценки дополнительных взносов не могут быть использованы данные предыдущей аттестации.

    Спецоценка и аттестация, как основания для установления дополнительных тарифов на страховые взносы в ПФР

    Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426 -ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 года условий труда является обязательной практически для всех работодателей и заменяет собой действующую до недавнего времени норму об обязательной аттестации рабочих мест. Одна из целей спецоценки - пополнение бюджета ПФР посредством установления дополнительных тарифов на взносы на основе результатов оценки (см. п. 7 ст. 7 "Закона о спецоценке"). Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 27 "Закона о спецоценке" и ч. 5 ст. 15 ФЗ № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. при установлении размера дополнительного тарифа могут быть использованы результаты аттестации, проведенной ранее и оформленные не позднее 1 января 2014 года.

    Результаты специальной оценки условий труда (далее спецоценки) могу служить основанием для применения работодателем более низких дополнительных тарифов в ПФР или получения права на освобождение от уплаты социальных взносов по этим тарифам. Однако, с тем, как и в каких случаях на практике реализуются эти права знают далеко не все работодатели. Попробуем разобраться, как результаты спецоценки влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам.

    Свои разъяснения по вопросам формирования дополнительных тарифов взносов в ПФР на основании спецоценки было дано Министерством Труда России в письме 17-3/В-113 от 13.03. 2014 года.

    Как формируются дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда: что нужно знать

    Как мы уже упоминали, размеры дополнительных тарифов взносов в ПФР определяются в зависимости от вида работы, выполняемой сотрудником и от полученных результатов спецоценки (ранее проведенной аттестации). Так в отношении лиц, чей труд задействован на подземных работах, в горячих цехах и на рабочих местах с вредными условиями труда действует дополнительный тариф 6% за 2014 год, 9% в 2015 году и в последующие годы (см. ч. 1 ст. 58 "Закона о страховых взносах" и пп. 1 п. ст. 1 "Закона о пенсиях"). В отношении вознаграждения сотрудникам, чей труд задействуется на работах, перечисленных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 "Закона о пенсиях" может быть применен тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

    Следует учесть, что эти цифры применяются в том случае, если спецоценка проведена не была. Если же спецоценка на рабочем месте проводилась, то за основу принимаются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах . В зависимости от класса или подкласса условий труда, установленный для конкретного рабочего места размер дополнительного тарифа может изменяться от 0 до 8%.

    Для рабочих мест, условия труда на которых были квалифицированы как вредные и (или) опасные, размер дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 "Закона о страховых взносах" может быть определен на основании результатов ранее проведенной аттестации (см. ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).

    Согласно пояснению Минтруда России, если по результатам аттестации условия труда признаны допустимыми или оптимальными, то взносы могут быть начислены по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 "Закона о страховых взносах" – соответственно по 4% или 6% (в 2014 году). Проводить ли страхователю спецоценку или нет в данном случае решать ему. Если выгоды от ее проведения достаточно очевидны и покрывают затраты, связанные с проведением спецоценки, то смысл, безусловно, присутствует.

    Как рассчитать взносы по дополнительным тарифам в случае занятости сотрудника на различных рабочих местах

    Весьма распространена ситуация, когда сотрудники, с выплат которых удерживаются взносы по дополнительным тарифам в течение одного рабочего месяца оказываются заняты сразу на нескольких рабочих местах. При этом на этих рабочих местах предусматриваются различные классы или подклассы условий труда, либо же не имеется результатов аттестации или специальной оценки. Каким образом в этом случае рассчитать размер взносов по дополнительным тарифам?

    В этом случае министерство рекомендует исчислять взносы со всех выплат, начисленных в пользу этого работника за этот месяц (вне зависимости от того, за какие периоды осуществляется выплата). Расчет и начисление производится пропорционально фактически отработанным дням (часам) для каждого рабочего места от общего количества рабочих дней (часов) в месяце. При этом общее количество дней (часов) должно включать сверхурочную работу, а также работу по праздникам и выходным.

    Как формируются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителю

    Согласно регламенту ст. 60.1 ТК РФ сотрудник, располагая свободным от основной работы временем, имеет право на заключение трудового договора на внутреннее или внешнее совместительство. Как поясняют эксперты Минтруда России, если сотрудник, работая по совместительству, не задействует свой труд на работах, перечень которых отражен в пп.1-18 п. 1 ст. 27 "Закона о пенсиях", то взносы в ПФР на произведенные ему выплаты по дополнительным тарифам не исчисляются.

    Когда для оценки дополнительных взносов не могут быть использованы результаты последней аттестации

    Как уже было отмечено в начале нашей статьи, с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест была упразднена. К этому моменту не все работодатели успели оформить результаты аттестации, уже проведенной в 2013 году и перенесли процедуру оформления на 2014 год. Согласно мнению Минтруда России, такой подход является неправомерным, а результаты аттестации, закрепленные в отчете, оформленном с опозданием не могут считаться основанием для исчисления размеров дополнительных тарифов взносов в ПФР.

    Выход из этой ситуации для работодателей, уже уплативших аккредитованной организации деньги за проведение аттестации и получивших, но не успевших оформить ее результаты эксперты видят в следующем. Работодатели могут попытаться заключить с такой организацией дополнительное соглашение, в котором будет прописано, что в связи с изменением действующего законодательства вместо аттестации будет произведена спецоценка. Таким образом изменяется лишь предмет договора, но не отношения и обязательства сторон. Помимо этого, в соглашении следует указать перечень дополнительных исследований, которые будут проведены с целью приведения в полное соответствие с требованиями "Закона о спецоценке".

    Следует дополнить, что организация, аккредитованная на проведение аттестаций рабочих мест располагают правом проведения спецоценки до момента истечения срока действия имеющегося аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) этой организации. Такое положение, согласно ч. 2 ст. 27 "Закона о спецоценке" действует вплоть до 31 декабря 2018 года включительно.

    Вложенные файлы

    • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (образец).doc
    • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (образец).doc

    Доступно только подписчикам

    • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (бланк).doc
    • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (бланк).doc

    В 2013 году в Трудовой кодекс были внесены изменения по регистрации условий труда. С этого момента дополнительные страховые взносы за вредные условия труда начисляются по гибкому тарифу, который зависит от результатов измерений рабочего места. Где найти организацию, которая проводит такие измерения? Учитывается ли предельная база по ОПС для расчета дополнительных взносов? Какая форма отчетности введена ФНС в январе 2017 года?

    В 2018 году увеличилась база для расчета взносов в ПФР — до 1021000 р., в соответствии с Постановлением правительства РФ № 1378 от 15.11.2017.

    Тарифы взносов остались на уровне 2017 года (ст. 426 НК):

    • ставка в пределах базы составляет 22%;
    • сверх базы — 10%.

    Общие страховые взносы остаются на уровне 30% вплоть до 2021 года (ст. ст. 425, 426 НК РФ, Закон № 361-ФЗ от 27.11.2017):

    • на пенсионное страхование необходимо перечислять 22% от зарплаты;
    • на медицинское страхование — 5,1%;
    • 2,9% на социальное страхование.

    Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты обязаны платить взносы на ОПС в соответствии со ст. 430 НК РФ:

    • если годовой доход не превышает 300 тыс. р., переводится фиксированная сумма — 26545 р. за 2018 год, 29354 за 2019 г., 32448 за 2020 г.;
    • если годовой доход превысил 300 тыс. р., страховой взнос уплачивается с применением доп. тарифа в 1% от превышения лимита.

    Дополнительные страховые взносы за вредные условия труда в 2018 году

    С 2017 года вступили в силу Законы № 243, 250 от 03.07.2016, по нормам которых уплата страховых взносов должна осуществляться на реквизиты налоговой инспекции. При расчете дополнительных страховых взносов предельная база по ОПС не берется в расчет (ст. 421 НК).

    Налоговый кодекс, в свою очередь, был дополнен разделом «Страховые взносы» и одноименной главой 34. Налоговые органы с этого момента наделены администраторскими полномочиями в отношении страховых взносов. За ПФ остались лишь организационные вопросы назначения и выплаты пенсий.

    С 1 января 2017 года Приказом налоговой службы № ММВ-7-11/551@ введена новая форма отчетности — «Расчет по страховым взносам». В облачных бухгалтерских сервисах заполнить этот отчет можно в автоматическом и ручном режимах. Эту форму необходимо сдавать в налоговые органы не позднее 30 числа месяца, следующего за месяцем окончания квартала (ч. 7 ст. 431 НК). В «Расчете по страховым взносам» общий размер ОПС должен соответствовать взносам по всем работникам (ст. 431 НК).

    За неуплату, неполную оплату взносов ст. 122 НК предусмотрены соответствующие штрафы.

    Оценка условий труда (закон, как оценивается, классы)

    Закон № 421 от 28.12.2013 упразднил аттестацию рабочих мест и ввел такое понятие, как специальная оценка условий труда (СОУТ). Если до вступления этого закона в силу была проведена аттестация рабочих мест, то результат по такой аттестации действителен в течение 5 лет. Но с выполнением СОУТ работодатели могут сократить процент дополнительных взносов, поскольку тариф отчислений стал зависеть от степени опасности рабочего места.

    Согласно ст. 27 Закона № 426 от 28.12.2013, учет условий труда может проводиться поочередно (поэтапно) до 31.12.2018, за исключением рабочих мест, которые относятся к опасному или вредному классу — измерение небезопасных факторов на таких местах должно производиться в первую очередь.

    Статья 212 ТК возлагает на работодателя обязанность по проведению измерений условий труда. СОУТ проводится специализированной организацией, которая включена в реестр Минтруда и соцзащиты . В штате такой организации должно быть не менее пяти экспертов, имеющих действующий сертификат на проведение экспертиз, измерительная организация должна иметь лабораторию для проведения соответствующих испытаний. Для проведения СОУТ издается приказ о назначении служебной комиссии (ст. 9 Закона № 426).

    Регламент проведения проверки утвержден приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014. Эксперт сторонней организации, с которой у работодателя заключен договор, определяет потенциально вредные условия труда (ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Выявленные предположительно опасные рабочие места исследуются и классифицируются по категории вредности (ст. 12, 14 Закона № 426-ФЗ).

    Сама методика проверки определяется экспертной организацией самостоятельно. Могут измеряться такие параметры, как:

    • ионизирующее излучение;
    • магнитное поле;
    • освещенность рабочего места;
    • химические вещества на средствах индивидуальной защиты работника и на рабочем месте;
    • присутствие на рабочем месте бактерий, иных возбудителей инфекционных заболеваний.

    В соответствии со ст. 14 Закона № 426 от 28.12.2013, существует 4 класса условий труда по СОУТ:

    • безопасные;
    • разрешенные;
    • вредные (с воздействием отравляющих, токсических веществ или наличием иных небезопасных факторов);
    • опасные.

    Работники должны быть уведомлены о результатах проверки их рабочих мест (ст. 15 Закона № 426). Компенсация за небезопасные условия труда определяется организацией самостоятельно, работники, на которых воздействуют вредные факторы окружающей среды, имеют право на следующие льготы:

    • повышенный оклад в размере не менее 4% от базовой тарифной сетки (ст. 147 ТК);
    • сокращенная рабочая неделя в 36 часов (ст. 92 ТК);
    • дополнительный семидневный отпуск (ст. 117 ТК РФ).

    Таким работникам также полагается досрочная пенсия (ст. ст. 10, 15 Закона № 421 от 28.12.2013).

    Результат проверки действителен в течение 5 лет со дня утверждения отчета (ст. 8 Закона № 426). Внеплановая проверка должна проводиться в течение 6 месяцев со дня наступления следующих событий:

    • при возможном изменении воздействия вредных веществ;
    • при изменении технологии производства готовой продукции;
    • при вводе штатным расписанием новых рабочих мест;
    • при выявлении у работника профессионального заболевания или при наступлении несчастного случая на рабочем месте.

    Тарифы дополнительных взносов в ПФР

    После проведения СОУТ работодателю необходимо ориентироваться на тарифы, установленные ч. 3 ст. 428 НК РФ:

    1. Таблица тарифов за вредные условия труда выглядит следующим образом: по подклассам 3.1-3.4 взносы уплачиваются в размере 2-7% от базового начисления.
    2. Опасный класс условий труда приведет к дополнительному взносу в размере 8% от базового тарифа.

    Без проведения СОУТ применяется дополнительный тариф в 6 или 9% по работам, которые перечислены в ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.

    Порядок и сроки уплаты отчислений

    По новым правилам заполнения платежных поручений, в полях «ИНН» и «КПП» теперь должны обозначаться данные по ИФНС, которая администрирует платеж. В поле «Получатель» указывается орган казначейства, в скобках — наименование налоговой инспекции. Поле КБК должно соответствовать коду ФНС.

    В соответствии с Приказом Минфина № 230н от 07.12.2016, доп. страховые взносы уплачиваются на следующие КБК:

    1. При оценивании результатов труда — 18210202131061020160.
    2. Без проведения СОУТ — 18210202131061010160.
    3. Пени — 18210202131062100160.
    4. Штрафы — 18210202131063000160.

    Дополнительные взносы уплачиваются по фактическому местонахождению организации (ч. 11 ст. 431 НК). Расчет производится в рублях и копейках (ч. 5 ст. 431 НК).

    Срок уплаты платежей в 2018 году не поменялся, их также нужно перечислять ежемесячно, не позднее 15 числа за предыдущий календарный месяц (ч. 3 ст. 431 НК).

    Дополнительные взносы перечисляются исходя из наличия отчета СОУТ по рабочему месту, таблицы тарифов по классам опасности, без применения предельной базы взносов в ПФ. Проверка рабочих мест осуществляется специализированной компанией, входящей в реестр Минтруда. Повторное обследование рабочего места, как правило, не нужно проводить в течение следующих пяти лет.

    Правомерны ли действия ПФР при начислении предприятию дополнительных страховых взносов, если по условиям спецоценки условий труда профессиям присвоен более высокий класс «вредности» по сравнению с протоколом исследований и измерений вредных факторов?

    По результатам проведенной проверки ПФР начислил предприятию (сфера деятельности – ЖКХ) дополнительные страховые взносы по двум профессиям (маляр и газосварщик), так как по условиям спецоценки условий труда им присвоен класс 3.1. Однако по протоколам исследований и измерений химических факторов данным профессиям соответствует класс 2. Вредная работа занимает менее 80% всего рабочего времени по спорным профессиям. Правомерны ли действия ПФР? Вправе ли работники данных профессий выйти на пенсию досрочно?

    Право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется лицам, названным в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400‑ФЗ). Досрочный выход на пенсию гарантируется лицам, имеющим определенные профессии и трудовой стаж.

    Таким образом, право на льготную пенсию непосредственно связано с двумя факторами: профессией и трудовым стажем.

    Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

    Все применяемые на данный момент списки перечислены в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. Среди них есть и Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В разделе XXXIII «Общие профессии» данного списка поименованы газосварщики и маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3‑го класса опасности. В разделе XXVII «Строительство, реконструкция…» профессия маляра отнесена к разряду вредных при проведении подземных работ по строительству и ремонту подземных сооружений.

    Лица названных в Списке № 2 профессий, включая маляров и газосварщиков, работающие в сфере ЖКХ, вправе претендовать на досрочную пенсию при выполнении иных условий, установленных Законом № 400‑ФЗ, в том числе по достижении определенного стажа работы по профессии из Списка № 2 и при отнесении условий труда на рабочих местах к вредному или опасному классу согласно специальной оценке условий труда.

    В силу ч. 6 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ периоды работы по профессии из соответствующего списка, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам. До 01.01.2017 такие тарифы устанавливались ст. 58.3 Закона № 212‑ФЗ , после этой даты они определяются ст. 428 НК РФ. И в том, и в другом случае необходимость уплаты и размер дополнительных страховых взносов зависели и зависят от результатов спецоценки условий труда, проводимой предприятием в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426‑ФЗ.

    Важно, что условия назначения страховой пенсии досрочно применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, соответствует вредному (класс 3, подклассы 3.1 – 3.4) или опасному (класс 4) классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

    Как указано в преамбуле, согласно результатам спецоценки условия труда маляра и газосварщика на данном предприятии отнесены к вредному классу работ (подкласс 3.1). Это говорит о том, что лица, работающие в организации по названным профессиям, имеют право на льготную пенсию, но стаж работы во вредных условиях будет определяться с учетом уплаты дополнительных страховых взносов и согласно установленным правилам (см. постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 и от 11.07.2002 № 516).

    Согласно позиции Минтруда, выраженной в Письме от 06.07.2015 № 17-3/В-331, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной в… ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, в том числе когда выполняемая работа носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам.

    * * *

    Следует признать, что действия ПФР по доначислению дополнительных взносов в рассмотренной ситуации соответствуют официальной позиции. Опровергнуть данный подход можно через суд. Существует судебная практика, которая подтверждает право страхователя не платить дополнительные взносы с вознаграждений работникам за то время работы, которое не идет в зачет «вредного» стажа согласно правилам его расчета в целях назначения досрочной пенсии, в частности, когда выполнение работ во вредных условиях труда составляет менее 80% рабочего времени сотрудника. Однако в конкретном суде с учетом конкретных обстоятельств дела спор может решиться и не в пользу страхователя.

    Величина допвзносов в пенсионный фонд за вредные условия труда в 2019 году определяется по итогам СОУТ. Разберем, как правильно рассчитать величину этой надбавки.

    Читайте в статье:

    Как устанавливается доптариф за вредные условия труда

    Пункт 7 ст. 7 закона № 426-ФЗ определяет необходимость дополнительных страховых взносов в ПФР. Их величина в 2019 году устанавливается на основании проведенной СОУТ. В ходе этого мероприятия проводится анализ факторов производственной среды на каждом рабочем месте и определяется класс условий труда. Чем он выше, тем выше тариф.

    • оптимальные,
    • допустимые,
    • вредные,
    • опасные.

    Вредные, в свою очередь, подразделяются на 4 подкласса. Доплата производится лишь по 3 и 4 классам. Величина тарифа обусловлена набором производственных факторов, воздействующих на работников.

    Проведение СОУТ является обязательным для всех компаний. Её периодичность составляет 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест, которую проводили до 2014 года, с 2019 уже не действуют.

    Работодателям стоит помнить, что обычно на одно рабочее место приходится не один влияющий фактор класса 3 или 4, а два и более. Поэтому и размер допвзносов следует рассчитывать по максимальному тарифу.

    Кто должен выплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу за вредные условия труда

    Финансовая нагрузка в виде дополнительных отчислений в ПФР за вредные условия труда ложится на плечи работодателей (индивидуальных предпринимателей). Страховые выплаты должны перечисляться в полном объеме.

    6,0

    Если проведена специальная оценка условий труда

    Кто платит Класс условий труда Тариф Основание

    Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (с учетом , утв. , и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости)

    4 8,0
    3.4 7,0
    3.3 6,0
    3.2 4,0
    3.1 2,0
    2 0,0
    1 0,0

    Порядок и сроки выплат дополнительных взносов в ПФР за вредные условия труда в 2019

    С 2017 года вступил в силу новый порядок перечисления страховых взносов по спецоценке. Ранее все перечисления производились напрямую в Пенсионный фонд РФ. По новым же правилам транзакции направляются в налоговую инспекцию.

    Сроки выплат составляют не более 15 дней с момента начала месяца, следующего за расчетным. То есть взносы за ноябрь должны быть перечислены до 15 декабря. Как правило, такие выплаты производят после начисления заработной платы.

    Кроме того, раз в квартал сдается отчетность Пенсионного фонда, отчет также направляется в налоговую. Такой отчет сдается раз в квартал до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Однако есть некоторые послабления. Если последний день сдачи выпадает на выходной, то он переносится на следующий рабочий день ( , ).