Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России. Природные условия и ресурсы

Выгодное географическое положение, разнообразный природно-ресурсный потенциал и высокий уровень урбанизации территории - вот те основные черты, которыми обладает Центральный экономический район. Характеристика и детальное описание экономической специализации этого района представлены в данной статье.

История и особенности экономического районирования России

Просторы России условно поделены географами и экономистами на 12 территориальных единиц. Одной из них как раз и является Центральный экономический район. Характеристика и полное описание этого района представлены ниже.

Нужно отметить, что первые серьезные попытки районизировать территорию России по экономическим параметрам предпринимались еще в XIX столетии. Разные ученые приобщились к этому важному делу. Среди них - К.И. Арсеньев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.И. Рихтер и даже Дмитрий Менделеев. Основными критериями ранних попыток экономического районирования были зональные особенности сельского хозяйства, а также плотность населения территорий.

Центральный экономический район: краткая характеристика и общие цифры

Центральный экономический район (сокращенно - ЦЭР) является одним из ключевых регионов для развития национальной экономики российского государства.

Общая характеристика Центрального экономического района предполагает освещение ряда моментов по следующему плану:

  1. Общие данные о районе.
  2. Характеристика его окружения.
  3. и ресурсы.
  4. Экономика района и особенности её размещения.
  5. Главнейшие проблемы и перспективы развития.

Характеристика Центрально-экономического района, очевидно, должна начинаться с общих статистических данных о нем. Так, ЦЭР занимает территорию в 514 тысяч квадратных километров, которую можно сопоставить с такой страной, как Испания. В пределах этого экономического района проживает свыше 30 миллионов человек.

Сам район включил в себя 13 субъектов РФ: это 12 разных областей, а также столица - город Москва.

Центральный экономический район: характеристика окружения

ЦЭР непосредственно граничит с четырьмя другими экономическими районами: на севере - с Северо-Западным, на северо-востоке - с Северным, на юго-востоке - с Волго-Вятским. С южной стороны к нему примыкает Центрально-Чернозёмный экономический район, характеристика и образование которого было тесно связано с главным природным богатством этой территории - плодородными чернозёмами (откуда и название).

На западе ЦЭР выходит к государственной границе с такими европейскими странами, как Беларусь и Украина, что является неплохим преимуществом для развития внешнеэкономических связей района.

Характеристика Центрального экономического района России - это, прежде всего, описание его экономико-географического и транспортного расположения.

Географическое положение района отличается большими выгодами, что во многом компенсирует скудность запасов энергоресурсов на этой территории. Издавна здесь пересекались важные сухопутные дороги, что способствовало экономическому развитию этих земель. Важное значение для развития региона играет и река Волга - крупнейшая водная артерия Восточной Европы.

Самыми тесными связями с этим регионом может похвастаться, пожалуй, Центрально-Чернозёмный экономический район. Характеристика этих взаимоотношений, важно отметить, не ограничивается лишь обменом определенных товаров. Так, между городами двух экономических районов наблюдаются тесные связи в сфере науки, образования, культуры и туризма.

Природно-ресурсный потенциал

По запасам природных ресурсов район, увы, не является лидером в стране. Они, скорее, имеют сугубо внутрирайонное значение.

Климат и рельеф территории очень благоприятны для развития полноценного агропромышленного комплекса. Здесь можно выращивать картофель, зерно, развивать овощеводство и садоводство. Этому способствует и потенциально большой внутренний рынок потребителей сельскохозяйственной продукции, состоящий из ряда крупных городов.

Если рассматривать минеральные ресурсы, то ЦЭР богат на бурый уголь, торф, фосфориты, редкоземельные металлы. Известно, что в пределах района есть месторождения нефти и газа, а также алмазов. Однако разработка этих залежей пока не проводится.

К большому сожалению, угольная промышленность района находится в кризисном состоянии. Бурый уголь, добываемый в Подмосковье, низкокачественный и дорогой. В связи с этим, предприятие "Мосбассуголь", которое занимается добычей этого сырья, является убыточным. Почти вся прибыль уходит лишь на то, чтобы поддерживать шахты в рабочем состоянии. Ведь 70 % из них - для своих городов и поселков. Поэтому буроугольная промышленность Подмосковья нуждается в срочном и комплексном реформировании.

Население и уровень урбанизации

62 человека на один квадратный метр - именно таким показателем плотности населения отличается Центральный экономический район. Характеристика населения этого региона имеет несколько ключевых особенностей, а именно:

  • рекордная для России густота населения;
  • рост численности населения за счет притока мигрантов из соседних экономических районов, а также стран (преимущественно - в Москву);
  • очень высокий процент городского населения.

Гуще всех остальных заселена Московская, Тульская и Ивановская области района. Показатель урбанизации в ЦЭР составляет сегодня около 83 %. В пределах экономического района находится 248 городов, среди которых - крупнейшая в Европе городская агломерация - Московская, с населением около 20 миллионов человек.

Ключевая в ЦЭР - это проблема занятости и безработицы. Власти пытаются активно решать эту проблему. Особенно эффективно это выходит в столичном регионе.

Экономика и особенности её территориального размещения

Характеристика Центрального экономического района РФ невозможна без описания его промышленности. Ведущая и самая высокоразвитая края - это машиностроение. В особенности - транспортное, электротехническое, станко- и судостроение.

Легковые и грузовые автомобили производят в Москве, автобусы - в Ликино-Дулево, тепловозы - в Коломне. Города Москва, Рыбинск и Кострома являются центрами судостроения и судоремонта. Производство станков и различных приборов (в том числе и часов) сконцентрировано в столице, а также в Рязани, Смоленске и Владимире.

Очень развит в ЦЭР и химический комплекс. Здесь производят азотные и фосфорные удобрения, пластмассы и каучук синтетический. Разумеется, что в районе с такой высокой численностью населения, есть свои текстильные, полиграфические комбинаты, а также предприятия пищевой промышленности, которые в большинстве своем тяготеют к столице.

Главные проблемы и перспективы развития района

Среди самых острых проблем ЦЭР можно выделить такие:

  • недостаточное развитие ;
  • кризис угольной промышленности;
  • необходимость полной реконструкции старых предприятий;
  • необходимость проведения комплексных аграрных реформ.

Стоит отметить, что ЦЭР отличается очень высокой эффективностью инвестиционных вложений.

В заключение...

Центральный экономический район является одним из ключевых регионов для национальной экономики страны. Это обусловлено целым рядом выгодных преимуществ данной территории. Характеристика Центрально-экономического района отличается крайне выгодным транспортным расположением, а также тесными связями с другими экономическими регионами России, и не только.

Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение (рис.1), хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.

Рисунок 1. Центральный экономический район на карте России /2/

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией. /3/

Рельеф Центрального экономического района России

Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области.

На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района -- это долина реки Оки.

Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральный район граничите Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, с которыми развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Природно-ресурсный потенциал

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах Северу и Поволжью.

Рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской. Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8- 3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости добываемого угля.

Реформирование угольной промышленности района позволяет получать финансирование из госбюджета, что, в свою очередь, реанимирует местную «лигнитную» (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решить социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов — градообразующие предприятия.

В районе есть залежи торфа в Тверской. Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся в последней стадии разработки.

Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока не разрабатываются.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд (с XVI-XVII вв.) основан Косогорский металлургический завод.

Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение), Московской (Егорьевское месторождение) областях. Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.

В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).

Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.

Население и трудовые ресурсы

Занимая незначительную часть территории России. Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района 62 чел. на 1 км 2 , наиболее густо заселенными являются Московская. Тульская, Ивановская, Рязанская области.

Для района характерен высокий удельный вес городского населения — 83%. В районе насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны — Московская. Для столичного региона характерна наиболее развитая социальная инфраструктура.

Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в столичных районах.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущая отрасль рыночной специализации — высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центр автомобилестроения — Москва, где расположены Акционерное московское общество «Завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич»; ОАО «Автофрамос», созданное как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы; ОАО «СеАЗ» (Серпуховской автомобильный завод) производящий автомобили «Ока».

В Ликино-Дулеве (Московская обл.) находится автобусный завод ООО «Ликинский автобус». Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения — тепловозостроительный завод в г. Коломна Московской области. ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании «Трансмашхолдинг» и является активным участником выполнения Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО «Российские железные дороги» в рамках транспортной стратегии России.

Центры речного судостроения и судоремонта — Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения — Москва (заводы «Красный пролетарий». «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконор- маль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Отраслью специализации является химическая промышленность. Производятся фосфорные удобрения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и ГУП «Брянские фосфаты». Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией «Щекиноазот» (Тульская область) и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область).

Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» входят в ОАО «Объединенная химическая компания „УРАЛХИМ"», Новомосковская акционерная компания «Азот» в ОАО «Минерально-химическая компания „ЕвроХим"» и т.д.

В районе развита химия органического синтеза, предприятия которой выпускают синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы. Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехове-Зуеве, Твери. Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Центральный район специализируется на полиграфической промышленности.

В районе развита пищевая промышленность, представленная предприятиями по производству кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве.

Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепецская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены атомные электростанции: Калининская и Смоленская. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции: Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.

В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель, овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 железнодорожных линий, все они электрифицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.

Внутрирайонные различия

Москва — центр управления страны и основной информационный центр. Москва имеет особый столичный статус, и она подчинена непосредственно Правительству России.

В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в г. Зеленограде и г. Дубна.

Московская область специализируется на машиностроении, химической. легкой (текстильной), пищевой промышленности.

Ярославская область специализируется на машиностроении, нефтехимии, текстильной промышленности.

Ивановская область выделяется текстильной промышленностью, особенно хлопчатобумажной. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.

Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.

Тульская область в промышленности специализируется на машиностроении, металлообработке, металлургии, химии, добыче подмосковных углей.

Смоленская область специализируется на машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Машиностроение дает продукцию радиотехники, электротехники, приборы.

В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве — льноводство и молочное животноводство.

Основные проблемы и перспективы развития

В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.

Основные перспективы развития Центрального экономического района:

  • совершенствование управления социально-экономическими процессами;
  • восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • аграрные реформы;
  • реконструкция и переоснащение предприятий;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Капитальные вложения, направляемые в экономику района, имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21-22% общего объема в РФ.

Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская. Тульская, Ярославская области, а также город федерального значения - Москва.

Площадь - 483 тыс. км 2 .

Население - 29 млн.179 тыс. чел.

Экономико-географическое положение Центрального экономического района (ЦЭР) очень выгодное. Он расположен в центре европейской части страны, на пересечении важнейших транспортных магистралей, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В Центральном районе исторически складывались культурные, религиозные, нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политические основы централизованного Российского государства. ЦЭР - историческое и экономическое ядро России.

Природные условия и ресурсы

Размеры района невелики, он уступает по территории восточным районам, а также Северу и Поволжью.

Природные условия благоприятны для хозяйственной деятельности и жизни людей.

Рельеф района разнообразен. Общая его равниность нарушается наличием крупных возвышенноегей: Валдайской, Смоленско-Московской. Климат - умеренно континентальный. Реки Центральной района, среди которых такие крупные и важные, как Волга, Западная Двина, Ока, многочисленны И образуют густую речную сеть. Они имеют большой хозяйственное значение. Почвы района в основном дерново-подзолистые, требующие мели-оративных работ и внесения удобрений для повышения Их низкого естественного плодородия, на юге - плодородные серые лесные.

Из природных ресурсов значительны запасы леса в северной части района (особенно в Костромской и Тверской областях), бурого угля (Подмосковный буроугольный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка. Но в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, поэтому промышленность в основном работает на привозном сырье.

Население

Центральный район - самая густонаселенная часть России. Здесь на территории площадью менее чем! 3% территории страны проживает около 20% на£еления Российской Федерации. Средняя плотность населения - около 60 чел. на 1 км 2 .

В Центральном районе резко преобладает городское население. Самый крупный город района и страны - Москва - столица России. Это политический, промышленный, транспортный, научный и куль-турный иентр Российской Федерации. В Московской агломерации проживает около 14 млн. чел. На территории ЦР более 250 городов. Район характеризуется высокой концентрацией квалифицированных кадров.

Хозяйство района - сложный многоотраслевой комплекс с резким преобладанием промышленности, со специализацией на сложной и нематериало-емкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Основные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника.

Важнейшие машиностроительные центры - Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение).

Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры - Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань).

Текстильная промышленность- старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани.

Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа.

В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС.

Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья.

Агропромышленный комплекс-один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.

Можно выделить три сельскохозяйственных области. В междуречье Оки и Волги развиваются молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство, овощеводство, картофелеводство.

Вокруг Москвы и областных центров развито пригородное сельское хозяйство с крупными плодоовощными хозяйствами, свинофермами и птицефабриками, с мощной пищевой промышленностью.

В северной части района отраслями специализации являются льноводство, молочно-мясное животноводство, выращивание зерновых (озимая рожь, яровая пшеница).

Но собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребности района, поэтому продовольственные товары поступают также и из других областей.

Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети - Московская агломерация.

Москва - крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям.

Город Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Экономико-географическое положение (эгп)

ЭГП района - центральное, столичное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа.

Преимущества ЭГП этого региона заключены в удобстве:

Привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов;

Включения в межрайонные (и международные) экономические связи;

Выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению к территории страны и особенно ее европейской части.

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Природные условия и ресурсы

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская, Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность); климат -умеренно-континентальный; почвы -лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки - Волга, Западная Двина, Днепр и находятся верхние части их бассейнов.

Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы

бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса.

Население

Центральный район - самая густозаселенная часть РФ. Территория - 486 тыс.км 2 (2,9% территории РФ); население - 30,4 млн.человек (20,5% населения РФ - первое место среди экономических районов); плотность населения - 62,6 чел. на км 2 (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Здесь сосредоточена 1/3 всех научных работников страны. Город Москва - крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории Центрального района размещается более 250 городов.

Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладание городского населения - 83%.

Хозяйство

Высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (что обусловлено наличием квалифицированных кадров и мошной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (заводы ЗИЛ и АЗЛК: грузовые и легковые автомобили); Ликино-Дулево (автобусы). Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой (Голицыно) при участии фирм ФРГ. Тепловозостроение: Коломна (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муром (Владимирская обл.). Вагоностроение: Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт: Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение: Люберцы (Московская обл.), Владимир, Бежецк (Тверская обл.), Рязань, Тула.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимр, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственной металлургической базы (заводов в Москве, Электростали и Туле), остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений - Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани и другие. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность - старейшая отрасль района, который изготовляет 2/3 производимых в стране тканей. Наиболее развита хлопчатобумажная промышленность в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся также льняные, шерстяные и шелковые ткани. Эта исторически сложившаяся отрасль работает в основном на привозном сырье.

Для Центрального района характерна и мощная полиграфическая промышленность (Москва,Тверь,Ярославль,Владимир,Чехов).

Наряду с развитием отраслей специализации район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное сырье (большинство ТЭЦ работают на привозном природном газе). Местное топливо - торф и бурый уголь (Шатурская, Каширская ГРЭС). На Верхней Волге работают Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Дают энергию Кост-

ромская, Смоленская,Тверская АЭС и первая в мире атомная станция в Обнинске.

Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства. Однако многие виды продовольственных товаров приходится завозить, так как собственное производство не обеспечивает потребностей населения центральных областей.

Транспорт. Территориальная структура -радиально-кольцевая, ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта - густая сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводы, авиалинии из Москвы во все уголки страны и за рубеж. Москва - речной порт.