Социально экономическое развитие российской федерации. Риа рейтинг

Введение

Социально-экономическая система -- это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций. Таким образом, одним из основных способов поддержания благополучия государства является осуществление разумной бюджетной политики.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

* концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

* снижение налоговой нагрузки на экономику;

* упорядочивание государственных обязательств;

* создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2015-2017 годах

Бюджетная политика в 2015-2017 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно неблагоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться сокращением доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго полугодия 2013 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходило постепенное восстановление российской экономики. Теперь же, с ухудшением конъектуры мирового рынка сырья и капитала, этот процесс может приостановиться.

После повышения ВВП России в 2013 г. на 7,2% в 2014 г. произошло увеличение ВВП на уровне 6,6%, а в 2015-2017 гг. - на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2015 -2017 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2015 г. 36,7% к ВВП, в 2016 г. - 36,2% к ВВП и в 2017г.-35,3% к ВВП, расходы в 2015 году составят 38,9% к ВВП, а в 2016 и 2017гг.-38,0% к ВВП и 36,7% ВВП соответственно (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Что касается расходов, их сокращение в 2013-2014 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее время российская экономика среагировала позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. В то же время санкции могут подорвать экономический рост.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2015-2017 годах (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2017г.

Показатели

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

Инфляция

дек. / дек.

% к пред. г.

Промышленное производство

% к пред. г.

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

Реальная заработная плата

% к пред. г.

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

млрд. долл. США

млрд.долл. США

Уровень безработицы к экономически активному населению

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2014 году ожидается около прогнозного значения в 8,2-8,4%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками и влиянием санкций. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2014 году и более 25% в 2015 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2014 года прирост кредитования предприятий составил около 11,3%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2014 году до уровня 8,2-8,4% не состоялось, что отрицательно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к повышению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2013 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2013 году составило 1,3% к ВВП, а в 2014 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 1% к ВВП.

В 2014 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2014 году до 600 млрд. рублей в 2017 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2015-2017 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2015 году на 0,6% к ВВП, в 2016 году - на 0,7% к ВВП, в 2017 году - на 0,9 % к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2015-2017 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2015 году, 276 млрд. рублей - в 2016 году и 309 млрд. рублей в 2017 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку. Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства - создавать для этого необходимые условия.

1.2. Основные приоритеты социально-экономического развития

Российской Федерации

К 2019 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на стабильный рост, базирующийся на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений и механизмов стратегического планирования.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" до конца 2018 года будет завершен этап формирования системы документов стратегического планирования в рамках единого цикла стратегического планирования Российской Федерации.

Будет осуществлен комплекс научно-методологических исследований и организационных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического планирования, по оптимизации системы отчетности федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации документов стратегического планирования и эффективности реализованных мер государственного регулирования в сфере социально-экономического развития.

В основе социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2017 - 2019 годы) лежат приоритеты, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606 и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

Повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Импортозамещение;

Повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;

Сбалансированное региональное развитие;

Повышение качества функционирования институтов государственной власти;

Развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2017 - 2018 годах основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и доведения информации о результатах реализации "дорожных карт" до представителей бизнеса.

В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство о банкротстве будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечен через использование механизма государственных программ Российской Федерации в бюджетном процессе на фоне проведения бюджетной консолидации, предполагающей, в первую очередь, меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, не обеспечивающих значительные макроэкономические эффекты.

На сохранение стабильности налоговых условий направлена реализация Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым предусматривается установление 3-летних "надзорных каникул" в отношении плановых проверок для предприятий, в течение трех лет не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению предпринимательской деятельности.

В рамках процесса импортозамещения, начиная с 2017 года, будут реализованы мероприятия по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий:

Сохранение в 2017 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

Строительство в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, включая 92 детских дошкольных учреждения и 44 общеобразовательных школы;

Создание условий для улучшения гражданами Российской Федерации жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Ожидается, что к 2018 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2 процентного пункта.

В области образования проводятся региональные, национальные и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства, всероссийские олимпиады и конкурсы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для повышения общественного престижа рабочих профессий и среднего профессионального образования.

Утверждена программа содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы, установлены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей. Кроме того, создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.

В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются:

Обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно-обоснованного анализа;

Разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

Принятие "дорожной карты" развития центров ядерной медицины и диагностики.

В области профессионального развития в течение ближайших двух лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирования системы независимой оценки их профессионального уровня. В части развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по устранению "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запуска цифрового эфирного вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2017 - 2018 годах продолжится поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения.

В 2018 году будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в рамках исполнения которой доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

В части повышения качества функционирования институтов государственной власти важной целью структурных социально-экономических преобразований является повышение качества государственного управления. Для достижения данной цели предусматривается внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Остаются актуальными задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизация и формирование интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2017 - 2018 годах будет продолжен курс на последовательное сокращение государственного сектора экономики.

По запасам полезных ископаемых и прочим ресурсам Россию можно считать одной из самых богатых в мире стран. Но ситуация в экономике, сложившаяся на данный момент, неутешительна. Только за прошлый год по официальной статистике экономика упала на 3,7%. Специалисты считают, что главные проблемы заключаются в политической нестабильности в стране и во внедрении в прошлом реформ, которые были непродуманными и недальнозоркими. Но окончательно подорвали экономику страны санкции стран ЕС. Что же обуславливает такой негативный сценарий развития экономики России?

Зависимость от сырья

Экономика страны очень сильно зависит от цен на нефть и газ. Президент неоднократно заявлял, что необходимо переместить акцент в сторону инновационной составляющей, но на деле это реализовать пока не удается. Для того, чтобы сменить курс развития экономики на более благоприятный потребуются внушительные финансовые вложения и систематическая работа. В связи со сложившейся ситуацией, необходимых средств ожидать не приходится, как и самих революционных изменений в экономике.

Сложность поддержания статуса одного из мировых лидеров

Россия стремится громко заявить о себе и хочет, чтобы остальные страны относились с уважением к ней. Для укрепления своих позиций приходится тратить колоссальные деньги на оборонный комплекс страны. На армию ежегодно тратится почти 80 млрд. долларов из бюджета страны. Такие затраты становятся все более ощутимые для бюджета и бьют по карманам обычных граждан.

Ситуация в производственной сфере

Закрытие фабрик и заводов в стране началось уже давно, и падение рубля не является причиной происходящему. Перспективы развитие сферы производства туманны, поскольку нынешние условия еще менее благоприятны для этого. Работодателям приходится придумывать различные альтернативы в виде сокращения рабочих дней в неделю, чтобы избежать массового увольнения кадров. В энергетической сфере тоже все не так гладко, как хотелось бы. А ведь без энергии не сможет функционировать ни одна фабрика или завод. Ошибочной оказалась политика приватизации энергетического комплекса, в результате которого государство утратило над ним контроль. Новые владельцы энергоресурсов преследуют скорее свои интересы, нежели интересы нашего государства.

Покупательная способность населения снизилась

Реальные доходы населения постоянно уменьшаются из-за растущих цен, ухудшения условий кредитования, увеличивающейся инфляции. В результате этого объем производства товаров сократился, сфера услуг также пострадала и это все привело к общеэкономическому спаду.

Ситуация на рынке кредитования

В условиях, когда зарплата не покрывает затраты населения на оплату коммунальных услуг и потребностей в продуктах, единственным выходом остается получение кредитных средств. Практически у каждого гражданина имеется открытый кредит в банке. Но с ростом цен их приходится открывать все больше и больше, а процентные ставки при этом только растут. Это приводит к условиям, которые оказываются для простых граждан просто непосильными. В итоге в данный момент происходит спад спроса на потребительские кредиты из-за слишком высоких процентных ставок.

Исследователи ВЦИОМ делают вывод, что почти 87% страны не считают сейчас подходящим временем для открытия кредитов.

Причины для этого следующие:

Произошедшие ужесточения правил кредитования, в результате чего большинство заемщиков могут объявить себя банкротами;
снижение уровня доверия к банкам и всей системе в целом. В прессе и по телевидению часто проскакивают новости об очередном изъятии лицензии у какой-либо банковской организации. Из-за этого население перестает доверять свои средства для хранения в банке;
очень высокие процентные ставки по кредитам.

Сейчас обсуждается новая политика Центробанка, в том числе новая поправка в закон о «Потребительском кредитовании». Существует возможность снижения доли Сбербанка в расчетах полной стоимости кредита, а это влечет за собой подорожание кредитов. В качестве примера, при заявленных 31,7% годовых по кредитам на сумму ниже 100000 рублей реальный процент составит 38%. Для кредитов на сумму более 300000 рублей реальная ставка составит 28,6% вместо обещанных 26,7%.

После опроса россиян, проведенного ВЦИОМ, стало ясно, что почти половина населения считает, что лучше заработать деньги со счета в банке, нежели их туда вкладывать.

Каковы прогнозы относительно курса рубля?

Эксперты института экономической политики Егора Гайдара, РАНХиГС и Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития сошлись во мнении, что на протяжении 2016 года следует ожидать только падения курса национальной валюты. Но в 2017 рубль должен укрепить свои позиции и стабилизироваться. В лучшем случае, цена одного доллара США составит 64,6 рублей, а более реальный прогноз – 69,4 рублей за 1 доллар США.

Интересный факт: курс доллара за прошлый год снизился на 7,6%.

Алексей Кудрин, некогда занимавший пост министра финансов страны, выдвигает свои предположения для экономики страны, считая, что санкции ЕС должны ослабнуть и в течение нескольких ближайших лет следует ожидать тенденции к росту экономики. По мнению американского инвестора, финансиста и миллиардера Джона Сороса, у России достаточно ресурсов для того, чтобы почти безболезненно пережить сложившуюся экономическую ситуацию и в скором будущем восстановить экономику.

Эксперты из Центра развития НИУ ВШЭ выдвинули и свои предположения. Каким будет сценарий развития экономики страны. Они считают, что во многом все будет зависеть от цен на нефть в будущем году. Очевидно, что при цене всего 50 долларов за баррель не стоит рассчитывать на позитивные сдвиги. Для условно-оптимистичного сценария развития экономики России крайне необходима минимальная цена в 60 долларов за баррель «черного золота».

Холдинг Morgan Stanley из США, ранее дававший свои оценки относительно экономической ситуации в России и предполагавший, что в 2017 году рост ВВП в стране может составить 1,7%, сменил свое мнение на более негативное. Так по новым оценкам экспертов рост ВВП не превысит отметки в 0,9%. Вот такие неутешительные новости от аналитиков из США.

Однако, тот факт, что экономика страны сильно зависит от цен на сырьевые ресурсы (например, нефть), то этот факт теперь сыграет на руку России. Поскольку в ближайшем будущем все-таки предвидится, хоть и незначительный, рост цен на нефть, экономика РФ может относительно стабилизироваться и нормализоваться.

Специалисты считают также, что рост инфляции должен сократиться, показатели которой могут составить 6,7%. Банк России считает, что в начале 2017 года инфляция составит 7%, а до начала 2018 снизится до 4%. Такие прогнозы говорят о некоторых позитивных продвижениях в экономической ситуации, но не предполагают каких-либо существенных позитивных сдвигов.

По мнению главы Министерства экономического развития Алексея Улюкаева, в 2017 году ситуация улучшится, немного возрастут инвестиции в основной капитал, но резких изменений к лучшему не произойдет.

В качестве подведения итогов, можно сказать, что экономическое развитие России находится на переходном этапе, миновав самый неблагоприятный участок пути. Прогнозируемый некоторыми пессимистично настроенными аналитиками дефолт не состоялся и не состоится. Теперь экономика будет подниматься вверх, хоть и очень плавно.

Процесс этот длительный и поэтому вряд ли придется говорить об существенном улучшении благосостояния спустя всего 1-2 года. Но самое главное то, что глобальных ухудшений не ожидается. Экономика страны будет постепенно адаптироваться к новым реалиям. В связи с чем уровень инфляции будет снижаться, рост ВВП и цен на нефть – увеличиваться. Поэтому. В целом можно сказать, что прогнозы аналитиков можно считать относительно позитивными. Медленно. Но уверенно экономика страны восстанавливается и набирает обороты.

Социально-экономическое развитие в 2017 году

В сложные периоды долгосрочные прогнозы по развитию страны - главное оружие в руках экономистов и политологов. Просчитывая все риски и возможности, эти люди предлагают сценарии игры, которые помогают государству не просто контролировать ситуацию, но и исправлять показатели, чтобы привести экономику к балансу. Вот почему уже сейчас прогноз социально-экономического развития России на 2017 год расширяется еще на несколько лет - до 2019. В этот документ были заложены такие параметры, как индексация пенсий на 4%, замораживание зарплат бюджетникам и накопительных пенсий.

Создавая такие документы, в их основу экономисты закладывают нефтяную цену. Именно она сильнее всего влияет на экономику России, экспортирующей огромное количество черного золота. Известно, что Россия хорошо чувствовала себя на международном рынке до момента, пока не пошатнулась цена на нефть. Ее падение сильно бьет по бюджету, не позволяет сохранять все социальные программы. Поэтом косвенно цена на нефть может отражаться даже на зарплатах учителей.

Представляя, каким будет социально-экономическое развитие России в 2017 году, прогноз строился с условием, что следующие четыре года цена нефтяного барреля не перешагнет 50$. Сегодня такой прогноз можно считать оптимистичным, ведь в 2016 цена невероятно скакала, чаще оказываясь у отметки 30-40$ за баррель. Существует несколько сценариев, в которых рассматривается худший вариант (нефтяная цена падает ниже 25$ в первый год и остается на уровне ниже 35$ следующие два года), а также базовый сценарий с понижением нефтяной цены до 35$ за первый год и ростом до 45$ в два последующих.

Интересно, что чиновники не строят иллюзий и открыто говорят, что санкции против России могут продлиться еще несколько лет, это обязательно нужно учитывать. Напротив, другие страны могут стать участниками экономического бойкота России, тогда придется внедрять в работу антикризисный план, чтобы сохранить зарплаты и социальные выплаты.

Как изменится социальная сфера

Говоря о том, каковы показатели экономического развития России на 2017 год: по прогнозам ожидается снижение темпа выполнения социальных проектов, нуждающихся в мощном финансировании. Наоборот, чиновники всеми силами будут искать возможности сократить выплаты, уменьшить численность категории людей, которым нужны деньги государства в качестве дополнительной поддержки. Как и в 2016 году, пенсии планируется индексировать только раз в год, при этом процент индексации не будет зависеть от реальной экономической ситуации - он составит фиксированные 4% в любом случае. Пересчитывая реальные экономические показатели, можно говорить, что за несколько лет, до 2019 года, пенсии снизятся на 10%.

Зарплаты бюджетников

Несколько лет назад президент России всерьез обеспокоился низкими зарплатами учителей, которые всячески выражали свое недовольство на прямых линиях и в личных письменных обращениях. В так называемых «майских указах» Путина был призыв повышать учительские зарплаты до средних в регионе, однако из-за начавшегося экономического кризиса поднять зарплаты смогли лишь в нескольких субъектах страны (областях, где не было больших проблем). Сейчас, согласно прогнозам, успехом будет сохранение зарплат учителей на отметке -12% от средней по субъекту.

Как видно, новая стратегия социально-экономического развития РФ на 2017 год была создана не для того, чтобы вытягивать экономику на поверхность, но чтобы не допустить ее окончательного падения. Точно известно, что выплаты бюджетникам не будут сокращаться, но индексация зарплат может существенно затормозиться. Все будет зависеть от экономической ситуации и расклада на рынке труда. Если появится больше свободных денег, их могут направить на исполнение майских указов. Если же таких денег не будет, учителям не придется надеяться на повышение зарплат, необходимо будет брать большую нагрузку.

Социально-экономическое развитие РФ 2017 в настоящее время - открытый вопрос. Экономисты, рассказывая о худших прогнозах, не хотят никого напугать. Их задача - прикинуть все варианты, включая самые худшие, и постараться разработать стратегию, помогающую выживать с минимальными потерями. Инвестирование в культуру, здравоохранение и образование постараются оставить на прежнем уровне, но экономисты отмечают, что эти расходы сейчас не являются самыми важными.

Иными словами, ежегодно будут перечисляться одинаковые суммы, которые в естественном выражении станут меньше из-за инфляции. Нужно учитывать и тот момент, что власть не всегда соглашается с решениями и стратегиями экономистов. Например, большие споры сейчас вызывает предложение индексировать пенсию только на 4% без учета ежегодных изменений. Бюджету такой шаг позволит сэкономить определенную сумму, однако такие решения могут привести к заметному ухудшению жизни пенсионеров, возмущению россиян и даже забастовкам.

Хоть прогнозы по России на ближайшие годы и нельзя назвать утешительными, стоит надеяться, что власть сможет найти среднее, оптимальное решение, позволяющее жителям страны оставаться на плаву.

Прогноз экономического развития России на 2017-2019 годы

Основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2017 и плановый период 2018-2019 годов рассматривались на заседании правительства 21 апреля 2016 года и были одобрены. Сценарные условия – это не предложения Минэкономразвития, а аналитический прогноз, который не предлагает каких бы то ни было непопулярных мер.

Прогноз разработан в составе трех основных вариантов – базового, консервативного и целевого, с учетом состояния динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской экономики. Для разработки параметров федерального бюджета на 2017-2019 годы за основу принят базовый вариант прогноза.

В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Ожидается, что начиная с 2017 года, восстановится положительная динамика инвестиций в основной капитал и рост доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса.

В целевом варианте в 2018-2019 гг. среднегодовые темпы роста реальной заработной платы ускорятся и будут на 1,3 процентных пункта выше, чем в базовом варианте прогноза, стимулируя при этом потребительский спрос.

Параметры индексации пенсий – одинаковые во всех вариантах прогноза.

В настоящее время Министерство экономического развития (МЭР) РФ подготовил отчет по предварительным итогам социально-экономического развития РФ за январь-август 2016 года и прогноз социально-экономического развития РФ за 2017–2019 годы (далее – Прогноз). Данный документ призван показать россиянам, что их ожидает в ближайшие три года. Было бы несправедливо требовать от МЭР сверхточного прогноза в условиях глобальной социальной турбулентности, однако некоторым базовым условиям этот документ удовлетворять все-таки должен.

Можно отметить три таких условия. Первое – простота. В данном случае предполагается, что из прочтения документа должна вытекать вполне ясная и непротиворечивая картина будущего с основными моментами, которые отличают это будущее от прошлого и нынешнего этапов развития. Второе условие – реалистичность прогноза. Речь идет о том, что регулятор формирует максимально трезвый взгляд на будущие изменения, а не рисует сладкую утопическую картинку для успокоения граждан. Третье условие – целевой вариант прогноза должен обладать социальной «полезностью» для населения страны, т.е. его реализация должна привести к улучшению социального положения подавляющего большинства россиян. Только при одновременном соблюдении этих трех условий прогноз МЭР можно считать действенным инструментом системы макроэкономического регулирования.

Рассмотрим имеющийся проект прогноза на 2017–2019 гг. с точки зрения выполнения указанных условий.

Тест на простоту Прогноз не проходит. Во-первых, это очень громоздкий документ – вместе с табличными приложениями он составляет более 400 страниц, что исключает его эффективное восприятие обыкновенным человеком. Во-вторых, ни один прогнозный сценарий МЭР не совпадает с базовым бюджетным планом Минфина. В частности, несоответствие наблюдается по такому важнейшему показателю, как темпы роста ВВП, при совпадении индекса потребительских цен в базовых вариантах этих двух ведомств. Вопрос о том, как соотносятся прогнозы двух экономических ведомств страны остается открытым. В-третьих, весь документ МЭР изобилует неочевидными и противоречивыми утверждениями, понять которые сложно не только дилетанту, но и специалисту. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих данный тезис.

Так, например, в отчетной части Прогноза приводятся данные по ретроспективной динамике реальной заработной платы работников и потребительской инфляции. Обращает на себя внимание следующая нестыковка в цифрах. Согласно документу МЭР России реальная заработная плата за январь-август сократилась на 0,3%, в то время как, по официальным данным Росстата, рост номинальной заработной платы за январь-август составил 8,4%, а потребительская инфляция за этот период – 3,9%. Это означает, что реальная заработная плата в стране увеличилась на 4,5%, что дает расхождение с данными Минэкономразвития в 4,8 п.п. На какие же цифры следует ориентироваться? А это всего лишь отчетные данные.

В этой связи следует обратить внимание на динамические структурные дисбалансы в величине номинальной заработной платы. Так, по данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в производстве кокса и нефтепродуктов, за январь-август 2016 года выросла на 249,4% при снижении реального производства на 3,7%. В это же время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в текстильном и швейном производстве, выросла на 21,5% при росте объема производства на 4,0%. Данные факты противоречат естественным экономическим процессам и вызывают вопросы, как они учитываются при формировании прогнозов.

Другой факт связан с приводимым описанием базового варианта прогноза, в котором указано, что доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна подняться в прогнозные годы до 34,9%. В отношении этой цифры возникает сразу множество вопросов. Во-первых, в тексте на указаны опорные точки этого показателя за 2015 и 2016 год, в связи с чем непонятен масштаб предполагаемого прогресса в структуре экспорта. Во-вторых, данный показатель в чистом виде отсутствует в официальных статистических источниках, в связи с чем в отношении него имеются разночтения, в том числе и на самом высоком официальном уровне. Например, по неоднократным заявлениям министра промышленности и торговли Дениса Мантурова доля продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре экспорта России уже превысила 50%. По данным ФТС доля сырья в экспорте составляет 60,7%, а по альтернативным оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – 59%. Похожие экспертные оценки были получены Центром макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (ЦМЭИ) на основе официальных данных об экспорте основных товаров в РФ (табл.1).

Таблица 1 – Доля несырьевого экспорта в общем объеме российского экспорта, %:

Исходя из этого оценки МЭР в 34,9% для базового прогноза и 35,9% для базового+ прогноза уже превышены. К сказанному следует добавить, что если пользоваться методологией МЭР по учету несырьевого экспорта, то оценки ЦМЭИ будут выше на 2-3 п.п. Из сказанного совершенно не ясно, куда же на самом деле должна двигаться российская экономика и российский экспорт в 2017–2019 гг.

Короче говоря, не ясны даже самые общие, стратегические ориентиры Прогноза и его увязка с прогнозом Минфина.

Тест на реалистичность Прогноз также не проходит. Складывается впечатление, что разработчик постоянно выдает желаемое за действительное. Приведем несколько наиболее ярких примеров.

Так, общим недостатком характеристики целевого варианта Прогноза по всем подразделам является то, что в нем недостаточно ясно раскрываются источники роста производства в отраслях на фоне сокращения бюджетных расходов на прогнозные годы (2,7%); переход к целевому варианту прогноза не может существенно переломить данную ситуацию. В частности, в Прогнозе предполагается интенсификация российского экспорта за счет развития региональной инфраструктуры АО «Российский экспертный центр» (РЭЦ), в том числе за счет создания и расширения зарубежной сети российских торговых домов. При этом в документе не указаны бюджетные затраты на данное мероприятие, а также его реализуемость в условиях международных санкций.

В качестве другого примера можно привести планируемый рост добычи топливно-энергетических ресурсов, который составляет 5,9% (таблица приложения «Индексы промышленного производства в 2016-2019 годах» по целевому варианту), на фоне предполагаемого роста энергосбережения к 2019 году на 5%. Это означает, что для реализации такого сценария спрос на топливо должен вырасти как минимум на 11,5%. Непонятно, что же послужит источником роста спроса при реализации целевого прогноза.

Аналогичный вопрос возникает относительно условия целевого прогноза, предполагающего рост несырьевого неэнергетического экспорта на 9% в год, что представляется нереалистичным. Это связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с гипотезой о развитии мировой экономики на уровне 3,0-3,5% ежегодно, которая означает, что со стороны мирового рынка не хватит эффективного спроса для поглощения такой массы несырьевого экспорта из России. Во-вторых, с предпосылкой о темпах роста отечественной промышленности, которые на прогнозные годы составляют 2,2, 3,0 и 3,7% соответственно. Это означает, что предложение со стороны промышленности не сможет обеспечить предполагаемый объем несырьевого экспорта. В противном случае указанный объем экспорта предполагает пропорциональное ущемление предложения на внутреннем рынке.

Кроме того, в Прогнозе не поясняется, за счет каких товарных групп произойдут структурные изменения в пользу несырьевого сектора. Так, например, по таблицам приложения Прогноза по товарной структуре экспорта России по всем прогнозным вариантам прослеживается высокая устойчивость структуры экспорта, что не позволяет выявить товары-драйверы планируемого структурного маневра.

Похожая ситуация наблюдается в отношении важнейшего источника оживления розничной торговли является – роста доходов населения. Однако во всех трех сценариях Прогноза темпы роста этих двух показателей сильно различаются. Например, в базовом варианте темпы роста оборота розничной торговли (0,6; 0,9; 1,6%) почти в 3 раза превышают темпы роста реальных располагаемых доходов населения (0,2; 0,3; 0,6%). За счет чего же тогда будет расти розничный товарооборот?

Присутствует в Прогнозе и некритическое отношение к некоторым поставленным ранее государственным задачам. Например, в Прогнозе указано, что в результате модернизации профессионального образования число российских вузов, входящих в первую сотню ведущих университетов согласно мировому рейтингу университетов, в 2019 году достигнет 5 единиц. Данное утверждение предполагает выполнение указа Президента РФ №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и реализацию дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Однако имеющиеся данные показывают нереалистичность данного утверждения (табл.2).

Таблица 2 – Динамика мест ведущих российских вузов в мировых рейтингах университетов (ТОП-500):

Ведущие российские университеты

Новосибирский ГУ

Томский ГУ

Казанский ФУ

Новосибирский ГУ

Санкт-Петербургский политехнический университет

Томский политехнический университет

МГУ В 2013 - только 100

Из табл.2 видно, что к настоящему моменту в ТОП-100 двух международных рейтингов (ARWU, CWUR) входит только один российский вуз (МГУ). Ближайшие претенденты в настоящий момент в лучшем случае находятся только в третьей сотне, что делает маловероятным их вхождение в ближайшие годы в ТОП-100. Особо следует указать, что в 2018 году (при реализации базового и базового+ вариантов прогноза) и в 2019 году (при реализации целевого прогноза) будут выполнены обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий персонала до целевых уровней, закрепленных в указах Президента РФ от 12 мая 2012 года. Например, в отношении врачей, преподавателей учреждений ВПО и научных сотрудников этот показатель должен составить 200% от средней заработной платы по региону, а для работников учреждений культуры – 100%. Однако официальные данные Росстата показывают, что кризис последних лет внес свои коррективы в сторону ухудшения обозначенных индикаторов (табл.3).

Таблица 3 – Отношение средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате по РФ:

Из табл.3 видно, что по предварительным расчетам показатель отношения средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате по РФ за первое полугодие 2016 года снизился по всем рассматриваемым категориям работников. Альтернативная оценка ЦМЭИ относительно группы преподавателей учреждений ВПО по 2016 году гораздо ниже официальной – 123%. При таких значениях выйти на обозначенные нормативы к 2018 году практически нереально.

Тем самым Прогноз на 2017–2019 гг. грешит избыточным оптимизмом и по целому ряду пунктов является нереализуемым ни при каких обстоятельствах.

Не проходит Прогноз и тест на социальную полезность. Это связано с общим недостатком прогноза развития социальной сферы, связанным с отсутствием его увязки с бюджетным планом на соответствующие годы (табл.4).

Таблица 4 – Обеспеченность прогнозных сценариев государственных программ РФ бюджетным финансированием:

Источники финансирования

По государственной программе*, млрд рублей

Расходы**,
млрд рублей

Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения»

Федеральный бюджет

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Государственная программа РФ «Развитие образования»

Федеральный бюджет

Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма»

Федеральный бюджет

Государственная программа РФ «Развитие физкультуры и спорта»

Федеральный бюджет

* - объемы бюджетных ассигнований соответствующих государственных программ развития;
** - расходы бюджетной системы по разделам функциональной классификации, приведенные в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

В частности, из табл.4 видно, что все планируемые бюджетные расходы ФОМС на 2018 и 2019 годы не покрывают прогнозные цифры государственной программы «Развитие здравоохранения», что ставит под сомнение возможность достижения её целевых индикаторов и показателей, а также реалистичность прогноза МЭР. Аналогичная ситуация прослеживается и в сфере образования (2018, 2019 гг.), и в сфере физкультуры и спорта (2017 г.), и в сфере культуры (2017, 2018, 2019 гг.). Тем самым Прогноз предполагает заведомое урезание важнейших социальных направлений жизни российского населения, следовательно, все прогнозные сценарии являются для россиян откровенно вредными.

Важнейшим недостатком прогноза МЭР является его несогласованность с бюджетным проектом Минфина. Это вызывает большие сомнения в реалистичности документов двух ведомств. Есть ли здесь какой-то выход?

После ареста министра экономического развития Алексея Улюкаева на этот пост был назначен Максим Орешкин, бывший до этого заместителем министра финансов. Сегодня данная кандидатура является консенсусной и удовлетворяет весь либеральный блок экономистов. Среди экспертов велики ожидания, что новый министр экономики способен наладить более конструктивное и тесное сотрудничество с Министерством финансов и Центральным банком. Руководители этих ведомств готовы к сотрудничеству с новым министром. Это дает надежду, что в будущем прогнозы МЭР и бюджеты Минфина будут более согласованными. А пока эти документы будут утрясаться и уточняться стихийно, по ходу дела.

Показатели социально-экономического развития на 2017 год

Показатели экономического развития России на 2017 год: по прогнозам ожидается три основных варианта развития - основной, целевой и консервативный. Рассмотрим каждый по отдельности. Важно, что развитие экономики России сильно зависит от общемировых тенденций. Мировая экономика в 2016-2018 гг. будет расти на 3,5 процента в год. В своих расчетах будем отталкиваться именно от этой цифры.

Этот вариант развития событий предполагает продолжение санкций без ужесточения и стабильные умеренно низкие цены на нефть (около 52 долларов за баррель). Государство будет терять убытки, но не будет резать "социалку". Хотя постройка новых больниц и переоборудование школ немного замедлится, правительство не откажется от своих социальных обязательств.

Чтобы покрыть убытки за счет уменьшения нефтяной прибыли, государство может немного увеличить налоговую нагрузку на бизнес с одновременным увеличением темпов кредитования мелкого бизнеса. Ожидается расширение доступа к газу различных дальних регионов России. Рост ВВП ожидается где-то на уровне 2%.

Эта новая стратегия социально-экономического развития РФ на 2017 год была разработана при активном участии Президента РФ и его советников. Предполагается снизить инфляцию до четырех процентов и повысить производительность труда на несколько пунктов. В области макроэкономики должна сохраняться стабильность.

Чтобы этот вариант воплотить в реальность, государству придется пересмотреть все свои социальные программы, реформировать армию и правоохранительную систему. Делаться это будет с целью увеличения оптимизации госрасходов, а также для того, чтобы сократить коррупцию. В таком случае рост в 2017 году будет ожидаться на уровне трех-четырех процентов.

Это будет делаться за счет:

Роста вкладов в инфраструктуру, промышленное производство, технологичное производство.
Сокращение издержек, возникающих из-за естественных монополий.
Общая экономия ресурсов.
Значительные инвестиции в науку.
Увеличение госрасходов на нужды малого бизнеса.

Консервативный вариант

Этот вариант предполагает продолжение падения цены на нефть и последующей ее стабилизацией на 40 долларах за баррель. Из всех вариантов, какой будет прогноз социально-экономического развития России на 2017 год, этот вариант самый опасный. В таком случае экономика будет в упадке. Темпы сокращения объемов экономики составят около одного процента в год.

Промышленность ждет период длительной депрессии. Розничная торговля сначала резко подорожает, потом часть рынков просто закроется, на полках магазинов останутся лишь самые основные продукты. Одежда вырастет в цене. Сфера услуг просто развалится или переместится заграницу до наступления лучших времен. Сравнительно неплохой будет ситуация в нефтегазовом секторе, где возможно даже будет небольшой рост в области инвестирования. Неплохой ситуация будет с сельским хозяйством - из-за невозможности жить в городах, часть жителей переместится обратно в деревни и города поменьше. И займется натуральным хозяйством с мелкой розничной торговлей. Возможно, кто-то займется выращиванием овощей на постоянной основе и организует несколько крупных хозяйств.

Мы знаем, каким будет социально-экономическое развитие России в 2017 году, прогноз роста ВВП ожидается на уровне 0-0,5%. Ситуация немного стабилизируется, но вернуть докризисный уровень жизни получится еще очень нескоро. К 2018 году ВВП будет расти около 2,5 процента в год, а в 2019 году темпы вырастут еще больше. Но лишь где-то к 20 году получится выйти на уровень 14 года.

Жить по старым ценам на нефть не получится. Придется перестраивать экономику. Считается, что у России сейчас три основных пути. Первый путь предполагает замедление темпов роста с незначительным сокращением социальных расходов. Люди будут жить, как раньше, только немного беднее. Второй пусть базируется на идее перестройки экономики. Планируется пересмотреть социальные программы и законы, регулирующие банковский сектор. Третий путь - возможен, если нефть будет стоить 40 долларов и ниже за баррель. Этот пусть подразумевает длительную экономическую депрессию и спад.

Социально-экономическое развитие территории в 2017 году

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное налогооблажение субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий. В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных инвестиций. Как результат – ускорение развития региона.

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

ФЗ об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил президент России.

В результате появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:

1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
2. Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
6. Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

Типы особых экономических зон

В законодательном акте прописаны виды зон.

Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

Промышленно-производственные ОЭЗ.
Технико-внедренчесские зоны.
Туристические зоны.
Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017 год

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» - обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Параметры социально-экономического развития на 2017 год

Бюджетная политика в 2015-2017 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно неблагоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться сокращением доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго полугодия 2013 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходило постепенное восстановление российской экономики. Теперь же, с ухудшением конъектуры мирового рынка сырья и капитала, этот процесс может приостановиться.

После повышения ВВП России в 2013 г. на 7,2% в 2014 г. произошло увеличение ВВП на уровне 6,6%, а в 2015-2017 гг. - на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2015 -2017 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2015 г. 36,7% к ВВП, в 2016 г. - 36,2% к ВВП и в 2017г.-35,3% к ВВП, расходы в 2015 году составят 38,9% к ВВП, а в 2016 и 2017гг.-38,0% к ВВП и 36,7% ВВП соответственно.

Что касается расходов, их сокращение в 2013-2014 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее время российская экономика среагировала позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. В то же время санкции могут подорвать экономический рост.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2015-2017 годах.

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2014 году ожидается около прогнозного значения в 8,2-8,4%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками и влиянием санкций. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2014 году и более 25% в 2015 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2014 года прирост кредитования предприятий составил около 11,3%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2014 году до уровня 8,2-8,4% не состоялось, что отрицательно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к повышению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2013 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2013 году составило 1,3% к ВВП, а в 2014 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 1% к ВВП.

В 2014 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2014 году до 600 млрд. рублей в 2017 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2015-2017 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2015 году на 0,6% к ВВП, в 2016 году - на 0,7% к ВВП, в 2017 году - на 0,9 % к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2015-2017 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2015 году, 276 млрд. рублей - в 2016 году и 309 млрд. рублей в 2017 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку. Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства - создавать для этого необходимые условия.