Особенности экономической социологии социология и экономическая наука. Предмет и основные проблемы экономической социологии

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЕЕ СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

1. Каковы три главных структурных элемента социологии?

Экономическая социология, представляющая собой конкретизацию общесоциологических теорий и принципов исследования процессов взаимодействия экономической и социальной сфер общества, не является самодовлеющей научной дисциплиной. Она органично включена в качестве важного концептуального компонента в целостную развивающуюся систему современного социологического знания.

На протяжении 170 лет, прошедших с тех пор как социология, благодаря трудам О. Конта, начала делать первые шаги в качестве самостоятельной науки, она превратилась в многогранную и многоуровневую систему научного знания. В ее современной структуре выделяются:

1. Общая социологическая теория, исследующая родовые особенности и закономерности развития общества, различные типы обществ, взаимодействие в них личностей, социальных групп и общностей, социальных организаций и институтов, связанных между собой общим социокультурным пространством.

2. Частные социологические теории, которые функционируют в двух видах: а) отраслевые социологические теории (экономическая социология, политическая социология, социология культуры и др.); б) специальные социологические теории, носящие межотраслевой характер, поскольку их объекты проникают в различные сферы общества - социология управления, социология молодежи, социология девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.

3. Прикладные социологические исследования, ориентированные на применение специфических социологических методов и исследовательских процедур для изучения конкретных социальных явлений и процессов (динамика спроса на определенные виды товаров, ценностных ориентации, электоральных предпочтений, степени религиозности населения и т.д.) и достижение на этой основе реального социального эффекта.

Экономическая социология возникает в ответ на социальную проблему, требующую своего разрешения. Она тесно связана с общей социологической теорией, воспринимая из нее основные методологические принципы исследования, теоретические концепции, арсенал социологических категорий и т.п., модифицируя все это с учетом специфики свойственного только ей самой объекта и предмета исследования. Она, как и все другие отраслевые и специальные социологические теории, имеет выходы в прикладные социологические исследования, ориентированные на изучение конкретных социально-экономических проблем (повышение экономической активности населения, динамика уровня доходов различных групп населения и т.п.) и на поиск эффективных способов их разрешения. Полученные в результате всех этих исследований выводы и рекомендации могут быть воплощены в социальных технологиях, что позволяет оказывать активное преобразовательное воздействие на объект исследования (изменение параметров социально-экономических процессов, совершенствование управления ими и т.д.).

Включаясь в качестве важного компонента в динамически развивающуюся систему социологического знания, экономическая социология обладает достаточно сложной структурой.

2. Что представляют собой интересы и потребности как структурные компоненты экономической социологии?

Поскольку в центре внимания экономической социологии находится человек, стремящийся удовлетворить свои потребности, интересы, стремления, постольку первым ее структурным компонентом является исследование интересов и потребностей, прежде всего экономических, отдельных индивидов, их групп и общностей. Интерес представляет собой эмоционально окрашенное повышенное внимание, стремление личности или группы к какому-либо объекту (продукту питания, одежде, машине, музыке, спорту и т.п.), связанное с удовлетворением определенной потребности. Поэтому он выступает в качестве реальной причины деятельности человека, в том числе и экономической, направленной на удовлетворение той или иной потребности. Но если потребности направлены прежде всего на получение пользы, на конкретную совокупность жизненных средств, на предмет удовольствия, то интерес может быть и альтруистическим, проникнутым бескорыстной заботой о благе других или общества в целом. Воплощая в себе жизненную энергию и стремления людей, интересы и потребности оказывают существенное влияние на экономическую деятельность и поведение как отдельных индивидов, так и их групп.

Исследуя особенности взаимодействия экономической и социальной сфер общества и возникающие в результате такого взаимодействия явления и процессы, экономическая социология обращает внимание прежде всего на то обстоятельство, что для удовлетворения своих жизненных потребностей люди используют не только природные блага (воздух, воду, съедобные растения и т.п.), но и блага; которые необходимо производить своим трудом – одежду, жилище, хлеб, книги и т.д. А это означает, что в круг ее предметной области включается процесс производства материальных и духовных благ. Само же такое производство не может осуществиться помимо экономической и других видов созидательной человеческой деятельности. Но всякий предмет, созданный трудом человека, будь это хлеб, брюки, книга или что-нибудь иное, производится для того, чтобы его рано или поздно употребить. Следовательно, экономическая деятельность неразрывно связана с потребительским и иными видами экономического поведения. Одни люди, получив вознаграждение за свой труд, вкладывают заработанное в какое-либо дело и производят новые товары, затем продают эти товары, а другие расходуют все заработанное на приобретение различных вещей либо превращают его в сбережения.

3. Что такое экономическая деятельность?

Экономическая деятельность - это динамичная система активного воздействия личности, социальной группы или общности на окружающую природную и социальную действительность, в процессе которого происходит преобразование этой действительности, производство необходимых для людей жизненных благ, а также воспроизводство человека как существа общественного. Экономическую деятельность осуществляют люди, занимающиеся трудом и созидающие продукты труда - разнообразные товары.

4. Что представляет собой экономическое поведение?

Экономическое поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и групп, воплощающихся не только в производстве продуктов труда, но и в их потреблении. Так, например, очень часто говорят о потребительском поведении, имея в виду совокупность мотивов, подталкивающих индивида к приобретению тех или иных товаров, необходимых не только для потребления, но и выбираемых в целях престижа, популярности и т.п. Если экономической деятельностью занимаются рабочие, крестьяне, инженеры, предприниматели, создающие своим трудом определенные потребительские ценности, то экономическое поведение свойственно всем людям, потребляющим продукты труда, в том числе пациентам больниц, домов престарелых и т.д. Поэтому термин «экономическое поведение» по своему объему гораздо шире, чем понятие «экономическая деятельность». Экономическое поведение и активная экономическая деятельность, включенные в качестве объектов исследования в предметное поле экономической социологии, составляют ее второй структурный элемент.

В исследовании экономической деятельности и экономического поведения экономическая социология отличается от экономической теории тем, что акцентирует свое внимание на социальном содержании экономической деятельности и поведения. Она, в частности, изучает социальные условия производства и обмена товаров, особенности характера и содержания труда в различных типах обществ, воздействие организации и разделения труда на социальные характеристики личности, обусловленность социальной стратификации в обществе экономическими факторами.

5. В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической социологии?

В центре внимания предметной области экономической социологии находятся социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс социально-экономического характера ни вступали те или иные индивиды - будь то производство материальных благ или приобретение товаров в магазинах, они при этом всегда включаются в определенные социальные отношения. Если отдельный человек становится рабочим литейного цеха Минского автомобильного завода, он вступает в определенные отношения с другими рабочими своей бригады, с мастером участка, а иногда и с начальником цеха. Если ему нужно сделать ремонт тормозной системы своего личного автомобиля, он вступает в определенные отношения с работниками авторемонтной мастерской. В одном случае это будут отношения делового сотрудничества, в другом - господства и подчинения (хозяин и его работник), в третьем - отношения купли и продажи (продавец и покупатель) и т.п. Вне таких отношений не может быть ни процесса производства, ни обмена, ни распределения, а значит, и потребления произведенных материальных или духовных благ.

Следовательно, всякий конкретный случай экономического поведения есть не только определенная операция по отношению к той или иной вещи (к оборудованию, продукту труда или покупаемому товару), но и столь же определенный поступок по отношению к другому человеку - к своему коллеге по работе, продавцу, покупателю и т.п. Совокупность разнообразных связей, возникающих между отдельными индивидами в процессе экономического поведения, в том числе и в экономической деятельности, составляет то, что называют экономическими отношениями. Однако в обществе между людьми складываются не только экономические, но и другие виды отношений - политические, правовые, дружественные, враждебные и т.п. Все они накладывают определенный, зачастую очень существенный отпечаток на их экономическое поведение. Многогранная система всех этих видов отношений между отдельными индивидами, их группами и общностями называется социальными отношениями.


6. Какова роль социальной структуры как элемента предметного поля экономической социологии?

В процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных с нею социальных отношений людей и их групп складывается вполне определенная социальная структура общества. Она представляет собой совокупность социально неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных институтов и взаимодействий между ними. Вследствие различного имущественного положения (богатые или бедные), места и роли в обществе (управляющие или подчиненные), в способах и размерах доходов (предприниматели, банкиры, рабочие и др.), в системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных функций большинство) эти группы оказывают различное влияние на развитие социально-экономических процессов. А из этого вытекает, что они характеризуются различными видами экономической деятельности и различным экономическим поведением. Поэтому одним из важных компонентов предметного поля экономической социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на развитие экономики.

7. Что представляет собой экономика как социальный процесс?

Как бы ни были сильно развиты рыночные отношения, какого бы размаха ни достигала конкуренция, всегда в обществе действуют определенные социальные механизмы, регулирующие экономическую деятельность, такие, в частности, как государство, культура, религия, мораль. Их регулирующее, стимулирующее или, напротив, ограничивающее влияние на экономическую сферу общества тоже входит в предметную область экономической социологии.

Из всего сказанного вытекает вывод, что в сфере экономики реально действует не одномерный экономический человек, а многогранные, многомерные личности, являющиеся активными субъектами взаимодействий не только в процессах производства и потребления, но и в других сферах общества - политической, культурной, религиозной, спортивной и т.п. Поэтому экономическая социология исследует экономику как специфический социальный процесс, неразрывно связанный со всеми остальными сферами общественной жизни. Сама же эта связь осуществляется через многообразную деятельность различных социальных групп, включенных как в экономику, так и в политические, юридические, демографические, культурные и иные социальные процессы.

8. В чем заключаются основные задачи экономической социологии?

Если принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи, которые призвана решать экономическая социология.

Первая из основных задач экономической социологии заключается в том, чтобы изучать взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на определенной исторической ступени развития общества и в определенных экономических условиях. Решение этой задачи позволяет выявить, что социально-экономические процессы, формирующиеся в результате становления современного постиндустриального (информационного) общества, весьма существенно отличаются от социально-экономических процессов индустриального, а тем более - аграрно-ремесленного общества.

Вторая задача экономической социологии состоит в том, чтобы достичь понимания причин, детерминирующих возникновение и развитие тех или иных социально-экономических процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях.

Третья задача экономической социологии определяется тем, что из многообразной совокупности причин рассматриваемых процессов, их предвидимых и непредвиденных следствий возникает необходимость выделить основные, воспроизводимые в потоке социально-экономических событий. На этой основе определяются тенденции и социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или спада, возможных кризисов и флуктуации в развитии экономической и социальной сфер общества, в их взаимодействиях.

Четвертая задача экономической социологии заключается в том, чтобы понять и объяснить особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг. Все это осуществляется в контексте разделения труда, функционирования денег, рынка и регулирующих их динамику экономических институтов.

Пятая задача экономической социологии состоит в исследовании социальных механизмов, оказывающих влияние на развитие экономической сферы общества и регулирующих экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.

Шестая задача - изучение особенностей мотивации различных форм социально-экономического поведения человека (личности или социальной общности) и его влияния на процессы и результаты экономического развития.

Седьмая задача - определение особенностей и эффективности влияния на человека и его экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов: статусно-ролевых, культурных, управленческих.

Восьмая задача - исследование направленности и характера влияния на изменение социально-экономической структуры общества существующей в нем хозяйственной системы: а) планово-централизованной, где существует жесткое планирование экономической деятельности и ее результатов, где нет предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий и свободы экономического выбора; б) рыночной, где существует свобода экономического выбора и конкуренция, взаимодействуют названные и другие социальные слои, включаемые в экономическую деятельность, и где важную роль играет экономический риск и готовность к нему.

Девятая задача - определение рациональных направлений и изучение эффективности экономической политики государства, устанавливающей нормы, правила и рамки хозяйственной деятельности различных субъектов: индивидов, общностей, предприятий и т.п. и регулирующей экономическое поведение граждан.

Десятая задача - исследование конкретных социально-экономических, социокультурных и социально-политических условий, в которых развертывается функционирование экономической и социальной сферы общества, их взаимодействие.

Одиннадцатая задача предопределяется тем, что на основе выявления факторов, тенденций и закономерностей развертывания социально-экономических процессов данная отрасль социологического знания осуществляет прогнозирование наиболее вероятных сценариев социально-экономических трансформаций в современном обществе.

И, наконец, двенадцатая задача экономической социологии заключается в том, чтобы на основе выявления основных факторов, тенденций и закономерностей развития социально-экономических процессов, наиболее вероятных прогнозных сценариев их развертывания в более или менее отдаленном будущем - сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия и осуществления управленческих решений.

9. Каковы основные функции экономической социологии?

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей, отвечает на вопрос: «Что, как и почему делается людьми в экономической и социальной сферах общества и можно ли это изменить к лучшему?».

5. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

6. Управленческая функция связана с тем, что выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».

7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему, отвечает на вопрос: «Что нужно знать об экономических и социальных явлениях в обществе, как лучше использовать эти знания?».

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000. Гл.З. Экономическая социология.

2. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социологические исследования. 1998. №1.

3. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. Мн., 2001. Гл. 2. § 2.6. Структура экономической социологии. § 2.7. Функции экономической социологии.

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. Разд. 1 Гл. 3, 4. Задачи экономической социологии.

5. Радаев В.В. Экономическая социология М., 2000. Разд. 1. лекция 3. О предмете экономической социологии.

6. Силласте Г. Основы экономической социологии. М., 2001. Гл. 3. Предмет, объект экономической социологии, их проявление в финансово-банковской сфере.

7. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000. Разд. II, гл. 1. Предметная область экономической социологии.


Введение.......................................................................................................... 3

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии.......... 7

2. Основные проблемы экономической социологии.............................. 12

Заключение.................................................................................................. 14

Список использованной литературы....................................................... 16

Введение

В отличие от большинства других направлений социологии (например, от социологии культуры, досуга, науки, секса), экономическая социология внутренне связана с состоянием экономики. Природа этой связи понятна. Поскольку объектом экономической социологии является именно экономика, то, естественно, что этот объект определяет «проблемное поле» науки. Проще говоря, какова экономика – такова и проблематика экономической социологии. О наличии этой зависимости говорит вся история экономической социологии в СССР и постсоветской России.

Чтобы убедиться в этом, напомню главные задачи, которые стояли перед экономической социологией на протяжении последних 15 лет истории страны. Бесспорно, что эти задачи зависели от особенностей этапов развития российского общества и его экономики. От тех этапов, на которых эта экономика находилась.

Если говорить о российской экономике в целом, то в ее эволюции можно выделить четыре этапа, на каждом из которых задачи, которые решала (или должна была решать) экономическая социология менялись. Далее кратко охарактеризую эти этапы, а также те исследовательские задачи, которые ими диктовались.

I этап - период «советской экономики» (условно, с конца 30-х гг. до середины 1985 гг.). Задача социологической науки в этот период состояла в критике дефектов «советской экономики», ее «хозяйственного механизма». Правда, до начала "перестройки" экономическая социология как особое направление социологии официально еще не существовала, первая посвященная ей статья появилась в 1984 г. (1). Поэтому исследования 60-80-х годов, содержавшие критику советской экономической системы, проводились теми группами экономистов, которые занимались социальными проблемами экономики.

II этап – период «перехода на полный хозрасчет» (с середины 80-х гг. до распада СССР и начала гайдаровской «либерализации экономики»). Это был период, когда ЦК КПСС пытался внедрить хозрасчетные методы при сохранении государственной собственности и административно-командной системы управления. В тот период экономические социологи сконцентрировались на изучении так называемых «новых форм хозяйствования». Например, в сельском хозяйстве это были бригады, работавшие на «коллективном подряде», на условиях аренды и т.п. При промышленных предприятиях и в торговле возникали кооперативы. Социологи впервые получили возможность сравнивать, как работают люди в условиях двух разных секторов экономики – государственного и негосударственных (хотя о негосударственных формах хозяйствования в тот период можно было говорить лишь с оговорками).

III этап - период «либерализации экономики, перехода к рынку» (с начала 90-х гг. до августовских событий 1998 гг.). На этом этапе перед экономической социологией возникли действительно новые задачи, касающиеся ответа на вопрос: как идут объявленные реформы, к каким переменам в положении работников они приводят. Реальность и масштабность происходивших перемен – изменение роли государства в экономике, приватизация, реформа финансовой системы, трудовых отношений и др.- стимулировали экономико-социологические исследования. И не случайно, что на этом этапе они приобрели значительные масштабы. Появились новые направления исследований – такие, как предпринимательство (4), средний класс (5), теневая экономика (5), вторичная и неформальная занятость (6) и др.

IV этап - кризисный период, начавшийся с событий 17 августа 1998 г. Радикально изменившаяся ситуация в экономике сняла с повестки дня многие из научных задач, которые изучались социологами в 1992 - 1998 гг. В частности, потерял актуальность анализ процессов перехода к рынку. Лишились смысла проводившиеся все эти годы центрами общественного мнения массовые опросы отношения населения России к «рыночным реформам».

С другой стороны, экономический кризис породил новые проблемы в экономике, которые ранее не стояли и поэтому не находились в центре внимания экономической социологии.

В самом общем виде главная задача экономической социологии в период экономического кризиса конца 90-х годов состоит в анализе его социальных причин и социальных последствий. Эта общая задача включает множество частных исследовательских задач, требующих изучения. Далее назову примеры таких задач.

1. Анализ влияния экономического кризиса на положение разных социальных групп российского общества: пенсионеров, учащихся, безработных, разных категорий работающих. Важен анализ влияния экономической ситуации на положение разных категорий среднего класса, «самозанятых» (например, «челноков»), квалифицированных работников банков, других коммерческих структур. Важно также изменение положения представителей высших слоев экономической элиты и др.

Анализ влияния экономической ситуации на положение предприятий разных отраслей производства (ВПК, АПК, торговли и др.), а также непроизводственной сферы(образования, культуры, здравоохранения, прессы и др.

Анализ влияния новой экономической ситуации на трудовые отношения - например, на структуру занятости (появление неформальной вторичной занятости и др.

Анализ новых социальных проблем в банковской сфере.

Изучение кризиса неплатежей с учетом его двух сторон - экономической и социальной. Комплексный анализ проблемы оплаты труда работников России.

Анализ кризиса условий жизнеобеспечения в регионах РФ.

Изучение процессов экономической преступности - ее видов, субьектов, причин, масштабов и последствий.

Теневые процессы в правовой и политической сферах, а также в высших сферах управления экономикой и страной в целом, страной.

Изменения в экономической и социальной политике российского государства в эпоху кризиса. Результативность попыток изменения роли государства в управлении экономикой.

Из этих примеров видно, что нынешний, кризисный этап развития экономики породил социальные проблемы, которые ранее в России не стояли. А это значит, что меняется «проблемное поле» экономической социологии, то есть те социальные проблемы, которые далее будут изучаться.

Цель работы: описать предмет и основные проблемы экономической социологии.

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.

Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

С точки зрения марксистской социологии и согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений.

В сегодняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и т.п. «Рекордная» безработица – тяжелое бремя для национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и повседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым требованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня – чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т.е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой технологии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

Факторы перемен экономической жизни. Глубокие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе мировой экономики. Следующие факторы, оказывающие на это влияние:

─ увеличится зависимость от внешних обстоятельств (вне страны);

─ станет более разнообразной промышленная структура;

─ увеличится значение ЕС (Европейского сообщества);

─ усилится разделение труда и специализации;

─ так называемые «мягкие» ценности и позиции приобретут большее значение;

─ усилится значение качества окружают» среды;

─ по мере повышения образования людей будет возрастать их социальная и политическая активность, стремление участвовать в принятии решений; формы этого участия станут более разное разными;

─ возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще более зависимыми от технологического уровня их повседневной жизни;

─ усилится значение средств массовой информации;

─ изменится структура населения и рабочей силы;

─ увеличится гибкость рабочего времени;

─ возрастут требования к качеству;

─ продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее явление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации, дефицитных профессий);

─ все большее значение будут приобретать переквалификация и дополнительное образование;

─ возрастет удельный вес энергетических решений;

─ еще более повысится роль научных исследований;

─ возрастут требования к качеству производимой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

─ некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптация требуют социальных знаний и даже социальной квалификации – это новая черта времени.

2. Основные проблемы экономической социологии

Профили социологической науки в странах со стабильной и динамичной, меняющейся экономикой бесспорно различаются. Если экономика стабильна, то круг изучаемых проблем тоже относительно стабилен. Если же экономика меняется «с точностью до наоборот», как это имеет место в России, то и "проблемное поле" социологии становится подвижным.

Но это – чистая теория. На самом же деле «проблемное поле» социологии меняется отнюдь не только под влиянием перемен в экономике. Кроме этого фактора, влияние которого остается некоей «константой», сказываются и другие факторы.

Мне представляется, что такими факторами можно назвать четыре: 1) материальное положение науки – наличие средств для проведения исследований; 2) наличие компетентных научных кадров, которые появляются при условии, если в стране имеется нормальный механизм отбора и воспроизводства талантливых молодых ученых, способных накапливать научный опыт и обогащать объемы знаний; 3) наличие устойчивого спроса на научную продукцию данного профиля со стороны тех или иных внутри российских организаций, причастных к развитию экономики и (или) к управлению ею. 4) доступ к первичной информации, собираемой органами статистики.

В постсоветской России, в 90-е годы, все эти факторы приобрели негативное значение. Корни такого содержания этих факторов уходят глубоко – в социальную структуру нынешнего российского общества, а также в особенности его экономики.

Понятно, что в этой ситуации для выживания ученых, работающих в данной отрасли социологии, потребовались особые усилия. Российский опыт 90-х годов показывает, что социологи нашли как минимум два выхода для того, чтобы продолжать исследования: первый выход – поиски западных заказов; второй выход – совмещение науки с коммерческой деятельностью. Оба эти выхода не могут касаться большинства исследователей, поскольку они доступны не только не всем, но, напротив, лишь единицам. К тому же эти механизмы сопровождаются соответствующими потерями. Например, ориентация на западные заказы предполагает тематическую, идейную зависимость российских ученых от той трактовки проблем, которая (трактовка) складывается у заказчиков. Например, используя западные анкеты, исследователи часто не имеют права ни отказываться от вопросов, которые им кажутся не адекватными для российских респондентов, ни даже редактировать их, ни тем более вставлять свои вопросы, которые им кажутся актуальными. Возникает вопрос – можно ли в таких случаях считать исследователя самостоятельным? И если нет, то кем является такой российский ученый?

Заключение

Экономическая социология является определенной отраслью социального знания, а также обособленной научной дисциплиной, изучающей трудовую и экономическую деятельность человека в сфере социального. В США эта дисциплина, в основном, известна как индустриальная социология, а в России, как социология труда.

Перспективы экономической социологии зависят от наличия условий для профессиональной самореализации специалистов, подготавливаемых по этой специальности. То есть от того, сможет ли дипломированный специалист найти рабочее место, на котором он может использовать и обогащать полученные знания. Только при наличии такого механизма возможно обогащение общей суммы знаний, добываемых экономической социологией как наукой.

При отсутствии же такого кадрового механизма такое обогащение невозможно, а, следовательно, невозможно и нормальное воспроизводство этой науки.

Вместе с тем с распадом СССР вопрос о соответствии между набором специалистов, которые готовятся в стране, и рабочими местами для их трудовой деятельности, этот вопрос оказался снятым. Повсеместно приходилось слышать, что «плановый подход» к подготовке кадров устарел и должен быть отброшен.

Сегодня мы уже лучше понимаем, насколько губительной для России оказалась переоценка рыночного механизма вообще и в особенности – применительно к социальной сфере. В данном случае был расчет был на то, что рынок распределит специалистов-социологов по местам, где на них имеется реальный спрос.

Однако реально КПД социологического образования оказалось чрезвычайно низким. Причем, низким в двух смыслах: и для общества (полученные специалистами знания не дают «отдачи»), и для самого специалиста (полученные знания «не кормят»). Поэтому нужны практические меры, направленные на стыковку двоякого рода процессов: 1) тех, которые идут в сфере образования и касаются подготовки специалистов по рассматриваемой специальности и 2) процессов в сфере использования этих специалистов в интересах общества. Думаю, что освоение Россией некоторых принципов рыночных отношений не исключает необходимости сохранять здравый смысл в управлении страной. Это мое замечание адресовано чиновникам сферы образования. Впрочем, они столь быстро меняются, что не успевают не только сделать что-то полезное, но даже освоиться с той сложной сферой, которой им получено управлять. Так что пока такая чехарда в сфере управления образованием и наукой будет сохраняться – надеяться на какую-то рационализацию проводимой политики нет оснований.

Список использованной литературы

1. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. – СПб.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

2. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001.

3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – 368 с.


Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – с.68

Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001. – с.72



Экономическая социология отрасль социологической науки, изучающая взаимоотношения между экономической и социальной сферами жизни общества, а также их взаимосвязь с другими сферами.

Экономическая социология – одна из подсистем общей социологии. Ее основными задачами являются: выявление того, как, в какой мере экономика удовлетворяет социальные потребности людей; какое влияние оказывают экономические факторы на социально‑экономическое поведение людей и функционирование социальных институтов; какое влияние оказывают социальные качества людей на развитие экономической сферы общества и трудовое поведение.

Поэтому предметом исследования экономической социологии является взаимодействие и взаимовлияние экономического и социального.

Чтобы лучше представить предмет исследования экономической социологии, необходимо сравнить (сопоставить) такие понятия, как «экономика» и «экономическая социология».

Этимология (происхождение) понятия «экономика» (от греч. – управление хозяйством) наилучшим образом раскрывает сущность экономического – это эффективность управления хозяйством (рабовладельческим, феодальным, капиталистическим, частным, государственным и др.). Основными категориями в экономике являются: прибыль, рентабельность, окупаемость затрат, добавочная стоимость, рента, кредит и т. д. Цель экономики заключается в достижении максимально возможного результата в производстве и реализации продукции при минимальных затратах различных ресурсов. При этом человек в экономических отношениях также является одним из видов ресурсов. Например, в Советском Союзе при строительстве гигантов индустрии (Магнитки, Днепрогэса, Беломорканала и др.) широко использовался рабский труд заключенных, так как себестоимость этих работников была весьма низкой, а стоимость человеческой жизни правящим режимом не учитывалась совсем.

Экономическая социология исследует социальные механизмы развития экономики и способы наиболее полного удовлетворения различных потребностей людей. Основными областями исследования являются: мотивация труда, удовлетворенность трудом, уровень жизни, прожиточный минимум, доход на душу населения, жилищные условия, занятость, безработица, социальные гарантии, экономическая и профессиональная мобильность, социально‑экономические механизмы распределения благ в обществе, экономическая и социальная стратификация, социально‑трудовое поведение, экономические факторы социального поведения и др. Кроме того, экономическая социология исследует социально‑экономические отношения, возникающие между различными социальными группами, а также между государством и обществом. Значительное место в экономической социологии уделяется анализу экономической культуры общества, т. е. тем ценностям, ценностным ориентациям, традициям, обычаям, нормам морали, посредством которых и регулируется экономическое поведение людей.



Целью экономической социологии является сам человек – его потребности, интересы, образ жизни. Подмена приоритетов с социальных на экономические в экономической социологии и в политике государства может оказать негативное влияние и на научную теорию и на реальную жизнь общества. Например, стремление правящей элиты в бывшем СССР любой ценой «догнать и перегнать» США по производству стали, машин, вооружения и др., без учета интересов и потребностей большинства своих граждан, в значительной степени способствовало развалу великой страны.

Экономическая социология – это человеческое измерение экономических процессов. Развитие экономики в ней является лишь средством всестороннего развития личности и общества.

Теоретические истоки экономической социологии восходят к трудам таких представителей классической экономики, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, Д.М. Кейнс и др. Социологическую интерпретацию экономическая теория получила в трудах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Веблена и других представителей западной социологии. Например, Дюркгейм в 90‑е годы XIX в. выступил с идеей создания экономической социологии как отрасли обществознания. Он считал, что общественное разделение труда является главной интегрирующей силой общества. Вебер рассматривал экономическую социологию как науку интегрирующую экономику, историю и социологию. Он внес значительный вклад в развитие теории влияния социокультурных факторов на мотивацию труда и экономическое поведение людей.

Среди российских ученых конца XIX – начала XX в., внесших значительный вклад в развитие экономической социологии, можно назвать таких как: М.М. Кавалевский, С.Н. Булгаков, В.И. Ленин, П.Б. Струве, М.И. Туган‑Барановский и др.

После победы социалистической революции (1917), в России (СССР) наблюдался спад в развитии экономической социологии, который продлился до 60‑х годов XX в. В 60 – 70‑е годы, благодаря трудам таких ученых как Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, В.Я. Ельмеев, социально‑экономическая наука в России (СССР) вышла на качественно новый уровень развития.

Новый подъем в развитии экономической социологии начинается в 90‑е годы ХХ в. Он связан с работами таких, уже названных выше ученых как Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и новыми – В.В. Радаев, А.В. Дорин (Минск), В.И. Верхов и др.

При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема: Экономическая социология.

1.Специфика и статус экономической социологии.

2.Понятие «экономическая культура».

3.Актуальные проблемы и направления исследований по экономической социологии. Социальные проблемы рыночной экономики.

В центре внимания экономики — экономическая сфера общества, при социологическом подходе экономика рассматривается как элемент общественной системы. Еще одна отличительная черта — интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации национального дохода, общественного продукта и др. При социологическом — цели развития экономики рассматриваются как производные от целей общества. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики, при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Т.е. экономическая социология предстает как наука о закономерностях построения связей и отношений между людьми как социальными хозяйствующими субъектами, а также как специальная социологическая теория с присущими ей объектом, предметом и системой категорий, действующих в русле основных социально-экономических законов.

Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных. Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Под социальной сферой понимается область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, имеющими разный социальный статус и разделяющими разные жизненные ценности. Например, американский социолог Нейл Смелсер для объяснения специфики объекта экономической социологии пользуется следующей классификацией. Во-первых, подразделяет общественную жизнь на две сферы: экономическую и неэкономическую (политика, культура, этнические общности и родство, стратификация), во-вторых, вводит понятие «социологические переменные» (общности и группы, роли и статусы, организации, формы власти, коллективные действия, ценности и мотивы), действующие во всех сферах. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это, с одной стороны, влияние экономических отношений на социальную структуру общества и активность социальных групп, а с другой стороны - влияние активности социальных субъектов, занимающих разное социально-экономическое положение в обществе, на протекание экономических процессов и формирование экономических отношений. Будучи включенными во все общественные отношения и процессы, люди, объединенные в группы, слои, организации и т.д. становятся своеобразными проводниками влияния всех сфер общества на экономическую жизнь. Например, через семью на экономику влияют демографические факторы, через производственные коллективы — социально-психологические факторы, группы власти — политические факторы и т.д.

В социологическом аспекте под социальным механизмом регулирования экономических отношений понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Регулятивные свойства механизмов определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами, а с другой - социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического мышления, взаимодействием экономических интересов.

Экономическая социология рассматривает поведение человека в системе хозяйственных отношений с несколько других позиций, чем экономическая теория. Для «экономического взгляда» свойственны следующие характеристики человека, как хозяйствующего субъекта: человек независим, т.е. самостоятелен в принятии решения; человек эгоистичен, т.е. стремиться к максимальной выгоде; человек рационален, т.е. делает выбор, только рассчитав издержки; человек информирован, т.е. обладает достаточной информацией о средствах достижения цели. С точки зрения «социологического взгляда» человек в системе экономики рассматривается в совокупности своих социальных связей, т.е. включенности в различные социальные структуры. В результате человек не всегда может быть независимым, он должен подчиняться общественным нормам, человек не всегда эгоистичен, он бывает и альтруистичен; человек не всегда рационален в своих поступках и не всегда достаточно информирован. В результате человеческий фактор придает развитию экономики социальный характер. Изучение социального характера позволяет выявлять дополнительные резервы повышения эффективности экономической деятельности. В рамках различных методологических подходов имеют место различные трактовки предметной области экономической социологии. Например, в США и Западной Европе социологию экономической жизни понимают как широкое поле социальных проблем экономической деятельности, актуализируя по необходимости ту или иную проблему и создавая для ее разрешения ту или иную концепцию.

Например, изучая динамику и тенденцию потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителя), но и таких субъективных факторов, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействии. Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Основные функции экономической социологии:

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

5. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».

6. Прикладная функция связана с преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и практических рекомендаций по их результатам. Проблематика исследований и социотехнологий включает такие вопросы, как: кадровая политика, производственная текучесть, трудовая адаптация, мотивация труда, роль психо-социальных факторов производительности труда и качества продукции, формирование межличностных отношений.

Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:

1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.

3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.

4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.

5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.

6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.

7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.

8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.

9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др.

Зарождение и развитие экономической социологии. Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели – Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, К.Маркс, А.Смит – стремились объяснить социальные изменения, происходящие в западноевропейском обществе исходя из влияния на них: разделения труда, состояния экономики, урбанизации, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологических взглядов на производственную деятельность, погруженную в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину.

Хотя первые элементы социально-экономического знания появились еще в эпоху Возрождения и в Новое время, однако характер теории такое знание начало приобретать лишь в XIII в. Наиболее значительны в это время идеи философов Ш. Л. Монтескье, К. Гельвеция, экономистов и философов А. Смита, Т.Р. Мальтуса, Ж. Шарля де Сисмонди, философов и социалистов-утопистов У. Годвина, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Уже в этот период появляются первые факты обращения практиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию. Наиболее яркий пример в этом плане английский мыслитель Р. Оуэн и польский ученый С. Сташиц. Английский выдающийся реформатор-практик Р. Оуэн (1771-1858) реализовал на практике идею о развитии нового общественного порядка через обобществление средств производства и равный труд в особых трудовых колониях. На фабрике в Нью-Ланарке, которой он управлял в течение 30 лет, Р. Оуэн добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении.

Еще одну попытку создания идеального общества предпринял польский мыслитель эпохи Просвещения С. Сташиц (1755-1826) в произведении «Человеческий род» (1820) , которое мыслитель создавал более 20 лет. В отличие от других утопистов центральной проблемой для него стал поиск социальной связи нового типа. Такой связью, по мнению С. Сташица, станут общественные организации, которые объединят людей соответственно роду выполняемой ими работы, и он назвал их «цивилизаторскими институтами». Далее С. Сташиц подробно разработал деятельность одиннадцати социальных институтов, способных гармонизировать всю общественную систему. Организация идеального общества могла быть реализована, по его мнению, только после всеобщего объединения народов. Потому что, пока народы существуют как отдельные политические организмы, конфликты между ними неизбежны. С. Сташиц, как и Р. Оуэн, реализовал некоторые свои идеи на практике, организовав в 1801 году «Хрубешовское товарищество», в котором можно найти общие теоретические принципы, касающиеся правил организации всего общества. В товариществе действовала система социальных механизмов, способствующих работоспособности, бережливости и высокой моральности каждого члена. Этот кооператив из 329 хозяев имел признаки крестьянского самоуправления, что было очень смелым шагом для начала XIX века. Четкая работа товарищества позволила ему просуществовать несколько десятков лет даже после смерти С. Сташица. Разработанная Сташицем система управления оказалась, таким образом, очень прочной и эффективной.

Классический этап (середина XIX - начало 20-х годов XX в.) становления экономической социологии — это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии. К характерным особенностям классического этапа относят:

Разработку основополагающих принципов изучения реальных общественных процессов под углом взаимосвязи экономики и общества;

Разработку системы категорий экономико-социологического анализа;

Постановку и теоретический анализ ряда важных проблем, лежащих на стыке экономики и общества;

Более широкое продвижение в теоретических воззрениях социологического взгляда на природу экономических процессов как альтернативы сугубо экономическому взгляду на развитие экономики.

Большой вклад в развитие экономической социологии в этот период внесли идеи Э. Дюркгейма (1858-1917), П. Ж. Прудона (1809-1865), Дж. Р. Коммонса (1862-1945), Г. Зиммеля (1858-1918), В. Зомбарта (1863-1941), М. Хальбвакса (1877-1945).

Карл Маркс (1818–1883) – один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Вершиной научной деятельности Маркса стало его знаменитое произведение "Капитал" (1867), а главным вкладом в развитие социологической мысли явился анализ социальной структуры, основанный на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба, по Марксу, обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, полагал Маркс, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. В работе "Немецкая идеология" (1846) Маркс использовал термины "производительные силы", "производственные отношения", "разделение труда", оперируя которыми оказалось возможным выделить четыре различные формации, охватывающие всю человеческую историю: примитивный коммунизм, античное общество, феодализм и капитализм. Истоки возникновения новых формаций в недрах старых Маркс объяснял противоречиями, развивающимися в силу ограничений, навязываемых развитию производительных сил состоянием производственных отношений. Эти противоречия проявляются в борьбе за присвоение прибавочной стоимости между классами, созданными определенной организацией разделения труда. Согласно экономической теории К. Маркса, по мере развития капитализма, с одной стороны, будет проявляться тенденция к кристаллизации общественных отношений между двумя, и только двумя, классами - капиталистами и пролетариатом; с другой стороны, двум, и только двум, классам открыта возможность создания политического и идея создания социального устройства общества. Если пролетариат в борьбе против буржуазии объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, то с этими отношениями он уничтожает классы вообще, а тем самым и свое господство как класса. По К. Марксу, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Вклад Маркса в развитие социологической мысли сохраняет свое влияние до сего времени.

Макс Вебер (1864–1920) – немецкий экономический историк и социолог, выдающийся исследователь, внесший огромный вклад в развитие социологической теории. Вебер предпринял обширное сравнительное исследование мировых религий, чтобы проследить отношение между религиозными идеалами и экономическим развитием. Главный вопрос, на который он пытался ответить, — как влияют религиозно-этические установки на характер и формы мотивации экономической деятельности. Наиболее известное его произведение - "Протестантская этика и дух капитализма" (1905). Вебер считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия, государство и др., могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он полагал, что социологу нужно исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают собственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных социальных общностей. Веберовская теория социального действия создает идеально-типические конструкции, определяемые "интересами эпохи" — традиционностью, харизматичностью, рациональностью. Вебер выделил четыре вида социального действия: традиционное действие, выполнимое только потому, что оно выполнялось всегда; эмоциональное действие, т. е. диктуемое эмоциями; ценностно-рациональное действие, преследующее конкретные ценности; целерациональное, или инструментальное, действие. Наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия Вебер считал экономическое поведение индивида. Экономическое действие, представляющее прежде всего форму рационального поведения, ориентированного на получение выгоды, Вебер соотносил с более широкой областью властных ориентаций. Он разработал три типа основания власти: 1) авторитет, традиции, основанные на священном характере институтов, опирающихся на опыт поколений; 2) правовые нормы, обеспечивающие эффективное развитие экономики, 3) эмоциональное признание, оказываемое вождям, обладающим исключительной властью. Исходя из этого, Вебер выделил такие категории, как авторитет, власть, статус, престиж и др., позволяющие анализировать степень влияния властных структур на развитие экономики. Вебер показал конкретно-исторический характер формирования самого экономического интереса, вызревание в конкретной социально-культурной среде так называемого западноевропейского предпринимательского духа. Главную роль в формировании западноевропейского капиталистического духа Вебер отводил протестантской трудовой этике (трудолюбие, честная работа, моральная дисциплина и др.). Теория социального действия Вебера оказала решающее влияние на экономическую социологию XX в. С позиций культурологического подхода М. Вебера, основой развития промышленного капитализма современного ему западного типа является подъем аскетического протестантства, формирующий «дух капитализма» как совокупность ценностей и установок, превращающих человеческую деятельность в осуществление божественных предначертаний. М. Вебер считал, что, во-первых, капитализм означает рациональность в ее концентрированном выражении; во-вторых, классовая борьба не занимает центрального места в общественной жизни, ибо она вызывается лишь различиями в имущественном положении и переменным успехом, который выпадает на долю участников рыночных отношений; в-третьих, социализм, формируемый вне сферы действия объективных социально-экономических законов, и в частности закона конкуренции, приведет к излишней бюрократизации общественного развития.

Торстейн Веблен (1857-1929) — американский социолог, экономист, социальный критик. История человеческой цивилизации, по Веблену, - это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались, и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют свое значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В "Теории праздного класса" (1899) - Веблен анализирует механизмы формирования "стяжательского" типа экономического поведения, характеризующего представителей этого класса. Этот тип Веблен противопоставляет "производительному" типу поведения, характерному для низших классов. Для праздного класса, по Веблену, становится характерным принцип демонстративного расточительства во имя поддержания "высокого" уровня жизни. В "Теории делового предпринимательства" (1904) Веблен развивает концепцию технико-экономического опережающего развития общества. По его мнению, развитие экономики опережает развитие социальных институтов и влечет за собой их изменения, а, в конечном счете, и смену. Основной характеристикой состояния общества в начале XX в. он считал противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния основную роль, по Веблену, должна сыграть технократия как носитель интересов научно-технического прогресса в противовес частнособственническим интересам бизнесменов. Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии. В трактовке Т. Веблена «эволюция социального устройства», т.е. общественно-экономического развития предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов. Развитие социальных институтов и природы человека сводится в общих чертах к естественному отбору наиболее приспособленного образа мыслей и адаптации к окружению. Т. Веблен сформулировал тезис о том, что экономическая наука должна стать наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования. Сферой своих исследований Т. Веблен сделал потребительское поведение разных социальных групп, сосредоточив свое внимание на проблеме мотивации основных типов этого поведения - "демонстративного" и "подставного" - как непосредственного выражения потребительского образа жизни.

В концепции К. Маркса, изложенной в "Капитале", рассмотрены два основных способа повышения прибавочной стоимости за счет наемных рабочих, один из которых сводится к увеличению продолжительности работы, а другой - к максимальному сокращению продолжительности необходимого труда за счет роста его производительности. При этом обнаруживается механизм, объясняющий стремление капиталистической экономики к постоянному росту производительности труда (открытие данного механизма, характеризующего, по К. Марксу, природу капиталистического строя, позволило его последователям сделать акцент на втором способе повышения прибавочной стоимости и связать его с перманентным развертыванием научно-технического прогресса). В концепции М. Вебера выявляется социокультурной механизм становления и развития "духа капитализма", формируемый этическими и религиозными институтами и особенно институтом протестантства как активной религии, "подвигающей на труд как на призвание". В концепции Т. Веблена вскрываются основные пружины функционирования и развития общества в контексте капиталистического способа производства, а эволюция социальных институтов и природы человека рассматривается как естественный отбор наиболее приспособленных образа мыслей и типа поведения. Дополняя друг друга, эти концепции создают мощный теоретический фундамент становления экономической социологии как науки.

Понятие «экономическая культура».

Экономическая культура как часть общей культуры общества представляет собой совокупность экономических знаний, профессиональных навыков, хозяйственных ролей, норм, символов, традиций, необходимых для осуществления экономической деятельности. Экономическая культура – это способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.

Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью, религией. Ее важнейшей чертой является историческая устойчивость, повторяемость, своего рода инерционность. Культура не может возникнуть (или измениться) сразу, одномоментно. Точно также она не может быстро исчезнуть.

Экономическая культура – это проекция культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. Именно проекция, а не часть общей культуры, поскольку в сфере экономики работает вся культура, все ее элементы так или иначе проявляются и функционируют здесь. Например, честность, справедливость – это общекультурные нормы. Но они же являются очень важными феноменами экономического поведения: мы говорим о справедливой зарплате, о честном, добросовестном труде и т.п. Таким образом, экономическая культура – это совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития : способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности.

Особенности экономической культуры как механизма, регулирующего индивидуальное экономическое поведение:

1) взаимодействие ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики;

2)экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия;

3) ориентация экономической культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (отдельных индивидов, социальных групп, трудовых коллективов).

В качестве социального механизма экономическая культура регулирует экономическое поведение посредством выполнения трансляционной, селекционной и инновационной функций.

Трансляционная функция экономической культуры - передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.

Селекционная функция экономической культуры - это сбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.

Инновационная функция экономической культуры - обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур.

Список использованной литетратуры:

Гидденс Э. Социология. М., 2005

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 200 7.

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Тезис. 1993. Т. 1, вып. 1.

Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск. 200 8

Нурбекова Ж.А. Социология предпринимательства. Учебное пособие. Алматы: Казақ университеті, 2010

Шеденова Н.У. Программа «Дорожная карта» как «антикризисная» социально-экономическая технология государства по обеспечению занятости и предотвращению роста безработицы // Феномен социальной инженерии: опыт и реконструкция будущего: Мат-лы междун.научно-практ. конф., Алматы, 2010. - С.360-364.

PAGE 8

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14936. Социология 135.01 KB
Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности ориентированных на взаимодействие с социальными группами организациями и отдельными личностями так как обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений что практически дает возможность управлять человеческим поведением гасить конфликты проводить реформы и инновации в организациях. Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое изложение основ социологического знания. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ...
14650. Политическая социология 42.95 KB
Понятие власти в политической социологии занимает центральное место. Государство совокупность институтов власти и гражданское общество совокупность институтов Участия составляют две взаимосвязанные части политической сиcтемы механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания использования и изменения таких механизмов составляющий содержание социального действия в сфере власти можно назвать политической жизнью. в политической социологии господствовали теории разделения властей классовой борьбы и политической...
10597. Социология религии 26.78 KB
Социология религии. Функции религии в современном обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами общества: религия и экономика религия и политика религия и образование. Проблема секуляризации религии в современном обществе.
19669. Социология Макса Вебера 67.62 KB
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
10576. Социология: конспект лекций 167.86 KB
Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ.
13368. Социология, конспекты лекций 99.39 KB
Клубок быстро изменяющихся социальных проблем убеждает что нельзя научить всему тем более что те кто несет в массы социологическое знание часто сами даже не догадываются о тех трансформациях которые принесет в социальную практику грядущее время. logos – учение – наука изучающая жизнь общества взаимоотношения и взаимодействия различных общностей и социальных слоев: например стратификационных социальнодемографических социальнотерриториальных профессиональных групп классов и т. более или менее устойчивое и целостное социальное...
7006. Социология как наука об обществе 32.16 KB
Социология в системе наук. Структура социологического знания С термином социология каждый из нас встречался неоднократно. Но можно ли сказать что этим исчерпывается предмет и задачи социологии Что представляет собой социология как наука С этим как раз нам и необходимо разобраться.
4208. Экосоциология (экологическая социология) 11.9 KB
История экосоциологии Основоположники экологической социологии Флориан Знанецкий Роберт Парк Льюис Вирт и другие Чикагская школа человеческой экологии в 1920-1940х годах ввели в социологию такие важные понятия как чужой маргинальный человек и другие. Парк Роберт 1864-1944 американский социолог идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы.
5787. Социология управления. Девиантное поведение 22.06 KB
Социология управления. Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. Социология управления Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления потому что она вооружает научным знанием об обществе. Социология выполняет многообразные функции.
4237. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА (КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ) 15.1 KB
Первый период в специальной литературе обычно называют европейским так как географическое расположение франкфуртской школы в это время связано с европейскими странами и городами Германия Франкфурт на Майне и Швейцария Женева куда ученые вынуждены эмигрировать после прихода к власти фашистов. Крупнейший представитель франкфуртской школы и фактический ее...

Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных (Соколова Г.Н., 1995

предмет экономической социологии – это социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также типов экономического поведения этих субъектов (Соколова Г.Н., 1995).

Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:

1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.

3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.

4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.

5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.

6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.

7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.

8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.

9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др.

2. Различия социальной и экономической сферы.

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.