Какие сферы выделяются в составе финансовой системы. бюджетная система страны

1.2 Сферы и звенья финансовой системы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике .

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей .

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы - по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений .

Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

1)финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

2)государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

1) финансы коммерческих организаций

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

2) финансы некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.

Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;

3) финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников .

Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам .

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны .

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах .

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения .

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами - финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства .

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.



Рисунок 1.2 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

Примечание: источник

Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.


Эффективного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Третья глава была посвящена изучению складывающихся тенденций и выявлению на их основе перспектив дальнейшего развития платежной системы Республики Беларусь. Дальнейшее развитие НПС Беларуси должно происходить с учетом общих тенденций, характерных для платежных систем в условиях глобализации и интеграции рынков, роста...

Сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах, а денежно-кредитная политика стала скорее важным дополнением к бюджетно-налоговой. 3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития и пути ее совершенствования 3.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе Одним из условий...

Образом в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных...

(Финансовая система) Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между основными элементами. Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами.
Первым классификационным признаком, в соответствии с котором все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Первая сфера финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъекта. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предприятий.
Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств.
В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений , прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения.
Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системе нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане РФ получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.
Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы в их сфере выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты.
С учетом изложенного определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовое регулирование. Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: (1) внешнее , т.е. государственное регулирование; (2) внутреннее , «корпоративное» регулирование. Внутреннее можно условно разделить на два вида: (а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия; (б) его руководителей. Финансовое регулирование со стороны акционеров. В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом. Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом, контроль непосредственно переходит в управление. Финансовое регулирование со стороны руководства. Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными — на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: (1) финансовым; (2) управленческим . Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, «увязку» этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.
Финансовое управление. Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального сектора, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованным и децентрализованных уровнях.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами — финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами — финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование такой сферы как финансы домохозяйств, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Финансы организаций является важной составной частью финансовой системы, в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов организаций осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта , который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Получение и максимизация прибыли – важнейший двигательный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. И в любой финансовой системе будет присутствовать звено «финансов коммерческих организаций» , которые будут включать финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, коммерческих организаций с другими коммерческими организациями, с собственниками организаций, с работниками по стимулированию их труда, с государством по уплате организациями налогов и страховых взносов. Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы будут подчинены основной цели – получению прибыли, ее максимизации и сохранению места на рынке организации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления финансами, и на особенности финансового планирования и контроля.

Однако помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Организации, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации. Это звено финансовой системы будет называться «финансами некоммерческих организаций». В этом звене финансовой системы будут присутствовать финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, но и в виде бюджетного финансирования в различных формах. Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, будет присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства. Эта специфика накладывает отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на специфику финансового планирования, особенности осуществления финансового контроля.


Таким образом, внутри сферы финансов организаций выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера «государственные и муниципальные финансы», посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства будет проходить с использованием других форм, методов. У государства будут иные доходы, расходы, финансовые фонды, отличные от тех, которые необходимы организациям или домохозяйствам. И прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций; бюджеты всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия будут определяться государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Иногда и в составе бюджетов некоторых стран часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов внутри бюджетов. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.

Рисунок Сферы и звенья финансовой системы

Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Также можно сказать, что финансовая система - это совокуп­ность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централиз-ых и децентрализ-ых фондов ден-ых ср-тв гос-ва и п/п.

Финансовая система делится на 2 сферы общегос-ные фин-сы (централиз-ая сфера) и фин-ы субъектов хозяйство­вания (децентрализ-ая сфера).

Каждая сфера состоит из звеньев, т.е из ее элементов или состав­ляющих.

Сфера общегосударственных финансов состоит из следую­щих звеньев:

1.Федеральный бюджет; 2.Внебюджетные фонды; 3.Государственный кредит. 4.Финансы унитарных п/п

Федеральный бюджет России- основное звено бюджетной си­стемы РФ, в котором объединены основные фи­нансовые категории (налоги, государственный кредит, гос-­ные расходы). Федер-ый бюджет является основным финан-ым планом гос-ва на фин-ый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального зако­на. Именно федераль­ный бюджет яв-ся главным средством перераспределения нацио­нального дохода и валового внутреннего продукта, через него распределяются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования эко­номического развития страны, реализации соц-ой политики на территории России, укрепления обороны гос-ва. На долю федер-го бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производ­ственной и не производственной сферами, регионами страны.

Государственные внебюджетные фонды- фонды денежных средств, предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основными(30%) : Пенсионный фонд РФ22%; ФСС(2,9); Федер-ый фонд обязат-о мед-го страхования(5,1); Ранее также функциониро­вал Государственный фонд занятости населения Российской Федера­ции; сейчас часть его функций исполняет Фе деральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

Государственный кредит- совокупность экономических отно­шений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансо­вых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, Государственный кре­дит используется государством для решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расхо­дов, увязки доходов и расходов; регулирование макро- и микроэко­номических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Финансы унитарных предприятий. Цель деятельности уни­тарных предприятий - решение государственных задач на коммерче­ской основе. Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Сфера финансов субъектов хозяйствования состоит из сле­дующих звеньев:

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах (Финансы предприятий - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы.)

2) финансы некоммерческих организаций (некоммерческие организации создаются для достижения социаль­ных, благотворительных, образовательных, научных и управленче­ских целей и др,..

3) финансы общественных объединений (общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являют­ся вступительные и членские взносы. Примерами общественных объ­единений являются: I) профессиональные союзы (учителей,);2) политические партии;3) творческие союзы (художников, писателей, театральных деятелей);4) спортивные общества;

4) финансы домашних хозяйств (Финансы домашнего хозяйства - совокупность отношений по поводу создания и использования фон­дов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Существует также специфическая сфера- страхование. Стра­хование - особый вид экономических отношений, призванный обес­печить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей. Страхование имеет следующие звенья:

1) Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой- обеспечивать реализацию экономически активных граждан на материальное обеспечение в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособ­ности, потери кормильца, безработицы;

2) Личное страхование- отрасль страхования, где объ­ект страхования имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного че­ловека

3) Имущественное страхование- отрасль страхования, представ­ляющая собой совокупность видов страхования, направленных на защиту имущественных интересов,


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

  1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы