Стоит ли поощрять ребенка за хорошие оценки. Стоит ли поощрять за оценки? Ваше мнение

Здравствуйте уважаемые читатели! Ваш ребенок посещает школу, он старательно выполняет возложенную на него миссию – учится и при этом делает это вполне успешно. Рано или поздно настает момент, когда родители встают перед вопросом, как поощрять ребенка за хорошую учебу?

С одной стороны, учеба вашего чада – это его прямая обязанность и, собственно, именно в школе чадо получает знания, которые необходимо именно ему, а не родителям. С другой стороны, любой труд должен быть вознагражден, иначе человек может потерять интерес к нему.

Даже если взрослые неоднократно объяснили чаду, что хорошая учеба позволит ему в дальнейшем поступить в институт, а потом выучиться на выбранную им профессию, то это не означает, что детка полноценно сможет оценить советы родителей прямо сегодня.

Дети в силу своего возраста просто не могут в полной мере осознать, как важная для него будет в дальнейшем, сила полученных знаний — сейчас. Поэтому поощрять ребенка за хорошую учебу безусловно надо, но делать это стоит аккуратно и грамотно.

Вы спросите, а можно ли хвалить вообще не правильно? Да, к сожалению, многие родители не вникают в полной мере в суть тех слов, которые они произносят ребенку! Чаще всего, мама и папа говорят детке о том, какой он «молодец», «гений», «самый умный ученик в классе» и так далее.

При этом чадо ощущает, что его излишне перехваливают, ведь он прекрасно понимает, что есть и другие дети, которые тоже хорошо справляются с учебой. Излишние ожидания и слова о том, что ребенок лучший среди остальных, могут оказать, как это не парадоксально, негативное влияние на вашего отпрыска.
Так как же тогда правильно хвалить ребенка?

Или вообще ничего не говорить ему? Конечно, говорите и хвалите, только восхищайтесь именно учебой вашего чада, его поступками, приложенными усилиями, благодаря которым он добился такого прекрасного результата, но не переходите на восхваление личности вашего чада. В конце концов, вы ведь любите его не за учебу, а просто, потому что он ваш сын или дочь.

Откажитесь от финансового поощрения


Можно придумать тысячу разных способов, которыми можно, как поощрять ребенка за хорошую учебу, так и за положительные поступки и помощь по дому, но только не прибегайте к финансовому поощрению. Ребенок должен испытывать радость и удовольствие от самого процесса обучения в школе, постепенно у него будет приходить осмысление и понимание для чего он учится.

Если же родители введут прайс-лист — сколько денег чадо станет получать за хорошие оценки, то сам процесс обучения в школе сведется к такому вот «зарабатыванию» денег. Кроме того, любая помощь по дому, просьба со стороны близких людей, вполне вероятно вызовет у ребенка желание делать это за определенную плату. Вы спросите, а как же тогда научить ребенка обращаться с деньгами?

Этим вопросом безусловно стоит заняться вместе с подрастающим поколением, обсудить и выбрать способы зарабатывания денег для подростка, обговорить еженедельную сумму карманных расходов, но это совсем другая история. Не стоит сводить обучение в школе и оказание помощи близким людям к денежным отношениям.

  • Акцентируйте внимание на самом процессе

Научите ребенка получать удовольствие от самого процесса обучения в школе, а не только от конечного результата. Если чадо прикладывает много сил ежедневно, сидит за учебниками, старается учиться хорошо, то помогите ему в этом. Поинтересуйтесь вечером какую тему по географии он сегодня изучал, не поленитесь открыть географическую карту и послушать рассказ сына или дочки о знаменитом мореплавателе. Попробуйте найти дополнительную информацию по теме, которую ребенок изучал к грядущему уроку.

Чаще всего, в учебниках размещается сжатая информация по определенной теме урока, там нет красочного повествования и даны лишь краткие, но необходимые ученику знания. Постарайтесь расширить кругозор ребенка, посещайте вместе с ним выставки, музеи, смотрите фильмы по пройденным темам, приобретайте красочную литературу. Поиск интересной дополнительной информации нестандартным способом, поможет вам, как поощрять ребенка за хорошую учебу, так и мотивировать его к дальнейшему обучению.

  • Лучше реже, чем чаще


Самое лучшее, что вы можете сделать для своих детей в качестве поощрения за учебу — вознаграждать их за это лишь иногда! Чем больше и чаще взрослые начинают «задаривать» собственных отпрысков, тем хуже они делают. Лучше, если поощрение будет проводиться, например, по окончанию четверти, полугодия или в конце учебного года.

За какие-либо значимые для ребенка контрольные и самостоятельные работы достаточно будет словестной похвалы или совместного похода в кино. Частыми подарками, мамы и папы отбивают у ребенка желание учиться во имя знаний и для самого себя, все сводится к «зарабатыванию презентов».

Когда поощрения могут быть во вред

Безусловно, любое поощрение может пойти не в пользу ребенку, а только во вред. Представьте ситуацию, родители говорят чаду, что он получит разрешение на отдых с друзьями, если закончит хорошо полугодие. И вот тут, помимо ежедневных стараний чада, у него параллельно начинает нарастать волнение по этому поводу.

Иногда, если родители видят, как малыш старался и прикладывал усилия, его можно наградить в конце четверти именно за это, а не наказать за то, что он немного «не дотянул» до более высоких результатов.

  • Поощрение по возможностям семьи


Порой становится жаль семьи, которые из кожи вон лезут, чтобы «дать лучшее ребенку». Кто сказал, что самая дорогая одежда, гаджеты, поездки – это лучшее? Спросите любого ребенка, что лучше — побыть пару часов с мамой и папой или получить новую игрушку?

Безусловно, имеется в виду, если мама и папа не просто «поприсутствуют» рядом с чадом, а будут активными слушателями, друзьями, любящими родителями, с которыми просто хорошо заниматься любыми делами. Любой ребенок с нормальными семейными ценностями и установками скажет, что лучше побыть с родителями.

Это касается и поощрений за учебу – зачем залезать в долги, отдавать деньги, которые откладывали всей семьей на совместный отдых летом на удовлетворение ежеминутной прихоти чада, чтобы «поощрить» ребенка не хуже других родителей. У всех разные возможности, разный уровень доходов – поэтому и вознаграждения ваши будут отличными от других.

Мы рассказали вам об основных принципах грамотного поощрения ребенка за хорошую учебу, но большинство наших читателей еще хотят узнать, какие же виды мотивации учеников являются приемлемыми, поэтому продолжаем:

  • Впечатления в подарок

Что может быть лучше для чада, чем получить в подарок за хорошую учебу сильные положительные впечатления. Поэтому смело:

  1. приобретайте чаду билеты в кино, цирк, театр;
  2. организовывайте вечеринку с друзьями по случаю окончания четверти с хорошими отметками;
  3. сходите всей семьей в парк развлечений, в боулинг или в бильярд;
  4. купите ребенку путевку в языковой лагерь или в то место отдыха, о котором он мечтал уже очень давно;
  5. оплатите поход в спа-салон, на фотосессию, абонемент в бассейн;
  6. отпустите на долгожданный концерт любимой группы или подарите билеты на футбольный матч.
  • Заветный подарок.

Новый гаджет? А почему бы и нет! Если ваше чадо давно мечтает о новеньком телефоне или другом чуде технике, то почему бы не приобрести этот самый заветный подарок по успешному окончанию учебного года.

Здесь не идет речь о том, что родители должны влезть в долги лишь бы удовлетворить желание чада, здесь имеется в виду приобрести детке подарок, о котором он давно мечтал, но он должен быть соизмерим финансовым возможностям семьи. Возможно это будет новый конструктор, кукла, набор косметики, ноутбук, велосипед или «крутой» футбольный мяч.

  • Дополнительное время на отдых

Если вы знаете, что ваш ребенок настоящий труженик и действительно приложил немало усилий, чтобы добиться хороших отметок в школе, то смело можно пересмотреть с ним домашние обязанности и на оговоренное время убрать какие-либо из них.

Прекрасным вариантом станет дополнительный выходной один раз в три-четыре недели. Разрешите чаду самому выбрать один такой день, когда позволено будет даже прогулять школу и дополнительные секции.

Родители как нельзя лучше знают собственное чадо, его интересы и увлечения, поэтому, мамы и папы, просто сядьте вечерком и подумайте, как поощрять ребенка за учебу стоит именно в вашей семье. Помните, что не всегда радость от поощрения прямо пропорционально количеству затраченных денег.

Вполне возможно, что детка не так сильно обрадуется индивидуальной поездке за рубеж, как совместному вечернему походу в кино. Самый яркий подарок для любого человека – это тот, который произвел на него сильные эмоциональные впечатления.

Надеемсясь наши советы вам пришлись по душе и вы сможет наградить ваших детей за хорошую учебу наилучшим образом! Всего вам доброго и до встречи в следующих статьях!

Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Сначала давайте разберемся, какова цель таких поощрений? Родители хотят сказать любимому чаду «Молодец», «Мы гордимся тобой» и в то же время сильнее мотивировать его стремление учиться как можно лучше.

Как правильно выразить свою радость по поводу хорошей учебы?

Чаще всего детям дают за это деньги, объявляют устную благодарность, дарят подарки. Еще один нередко встречающийся вариант – родители не замечают успехи, негативно реагируют только на ухудшение уровня успеваемости.

Давать деньги, с одной стороны, кажется отличным стимулом. И логичным. Ведь взрослым за работу платят, почему бы не приравнять учебу к работе. Да и ребенку нужны же карманные деньги. Так пусть он их «зарабатывает» старанием в учебе, спорте, музыке (если ходит в музыкальную школу) и т.д. Захотел что-то купить – достаточно проявить себя как можно лучше на ниве образования и получить оговоренную сумму. И у родителей просить не нужно, и привыкает сам зарабатывать. Вроде бы и к самостоятельности приучается. С другой стороны, дети – гениальные манипуляторы. Об этом никогда нельзя забывать. Со временем любимое чадо понимает, что с родителями можно поменяться местами в вопросе кто кому предъявляет требования. И отношения будут строиться на уровне: вы мне определенную сумму – я вам хорошую отметку или радующие вас достижения в спорте, музыке и т.д. Нет денег – нет стараний. И что тогда делать?

Может лучше дарить подарки? Конечно, презенты являются приятным событием в жизни ребенка. Под подарками нужно понимать не только желаемую вещь, но и интересные поездки, посещение кино, театров, футбольных матчей и т.д. То есть что-то, что будет для ребенка радостным праздником.

Некоторые родители советуют просто выражать радость по поводу хороших достижений. И не приучать к чему-то большему. Ведь он учится для себя. Интересно, как ребенок может прочувствовать и осознать тезис: «Хорошая учеба нужна тебе. Сможешь поступить в вуз, получить престижную высокооплачиваемую работу». Для постижения всей глубины, мудрости и справедливости этих слов ему просто не хватает жизненного опыта. Удивляет вера родителей в то, что ребенок чувствует и понимает, что учеба нужна именно ему и от приложенных им сейчас стараний зависит его будущее. Любимое чадо учится для вас, чтобы … а далее варианты: чтобы вас порадовать, чтобы вы не злились на него, чтобы не выслушивать ваши надоевшие нотации… Каждый раз это «чтобы» будет разное. Но учится он для вас. Будь его воля, он, может быть, вообще не ходил бы в школу.

Но даже если бы и понимал, картина, скорее всего, существенно не изменилась бы. Почему? Приведем пример. Все родители прекрасно знают, что если они выучат, допустим, иностранный язык, в совершенстве освоят компьютер, то смогут получить еще более «престижную высокооплачиваемую работу» (заметили, это слова родителей, призванные вдохновить ребенка на учебные подвиги). И что? Родители самозабвенно учат и осваивают? Ничуть не бывало! А ведь они, в отличие от ребенка, понимают, насколько это улучшит качество их жизни. Дело в том, что кроме понимания нужны еще целеустремленность и огромная сила воли.

Если же родителям удалось воспитать у любимого чада непреодолимую тягу к новым знаниям, то, возможно, в качестве поощрения достаточно и улыбки, доброго слова. Ведь ребенок уже достаточно мотивирован, ему не нужны дополнительные стимулы для хорошей учебы. За что бы он ни взялся: школьные предметы, музыка, рисование и т.д. – ему все интересно. Для него узнать что-то новое – уже огромная награда, наслаждение. Ну а если и родители довольны при этом – отлично.

Так может быть самое правильное – использовать разные поощрения, неожиданные для ребенка: и деньги, и выражение радости и гордости за успехи любимого чада, и покупка чего-то очень желаемого им, и осуществление мечты (например, съездить на море, в другую страну и т.д.)? Как вы считаете?

Вопрос о том, как именно поощрить ребенка в семье, в школе за хорошие отметки или поведение для родителей является важным. Многие родители готовы за любую хорошую отметку радовать ребенка и купить все, что он попросит. А другие родители, наоборот, считают, что учеба — это обязанность ребенка и хорошие отметки не являются основанием для дополнительного поощрения. Другие родители применяют к детям другие методы воспитания связанные с наказанием, чтобы добиться послушания или более хорошей успеваемости в школе. И поощрения, и наказания нужны дома и в школе. Грамотное поощрение может способствовать правильному воспитанию и развитию ребенка, которое впоследствии принесет положительные результаты. Психологи дают множество советов родителям как правильно хвалить и стимулировать ребенка. Но в основном все сходятся на том, что ребенку необходимо внимание, понимание и общение. Развитие личности в младшем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости, оценки являются своеобразным индикатором успешности в школьной жизни.

Эффективное поощрение подразумевает под собой

  1. Осуществляется регулярно.
  2. Сопровождается пояснением: что конкретно достойно поощрения.
  3. Проявляет заинтересованность в успехах ученика.
  4. Дает ребенку сведения о значимости достигнутых результатов.
  5. Ориентирует ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.
  6. Сопровождается сравнением прошлых и настоящих достижений ученика, отмечается любой успех.
  7. Поощрение соразмерно усилиям, которые затратил ребенок.
  8. Связывает успехи со стараниями ребенка.
  9. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что успех в работе зависит от его собственных усилий.

Школьная среда подразумевает меры дисциплинарного взыскания по отношению к обучающимся и меры поощрения. Рассмотрим, какие меры поощрения можно применить к ученикам в образовательной организации. Система мер поощрения в школе необходима обеспечения благоприятной обстановки в школе, повышения уровня мотивации, ответственного отношения к своим ученическим обязанностям.

Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за обучающимися право на поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности. В каждой школе должен быть локальный акт, который конкретизирует положения о мерах поощрения и наказания обучающихся.

В каких случаях учащихся могут поощрить?

Учащиеся школы могут поощряться за:

  • успехи в учебе;
  • участие и победу в учебных, творческих конкурсах, спортивных состязаниях;
  • общественно-полезную деятельность;
  • за образцовое выполнение своих обязанностей;
  • повышение качества обученности, безупречную учебу;
  • достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах;
  • за другие достижения в учебной и внеучебной деятельности.

Возможные виды поощрений в школе:

  • объявление благодарности;
  • награждение почетной грамотой или благодарственным письмом;
  • награждение благодарственным письмом родителей;
  • награждение ценным подарком;
  • выплата стипендии;
  • представление к награждению золотой или серебряной медалью;
  • размещение информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;
  • передача информации о достижениях обучающихся в СМИ.

Поощрения могут применяться директором по представлению педагогического совета, классного руководителя, а также в соответствии с положениями о проводимых в школах конкурсах, предметных олимпиадах и соревнованиях и объявляются в приказе по школе. Поощрения применяются в обстановке широкой гласности, доводятся до сведения учащихся, родителей, работников школы, публикуются в школьной печати, на сайте школы.

Объявление благодарности учащемуся, объявление благодарности законным представителям учащегося, направление благодарственного письма по месту работы законных представителей учащегося могут применять все педагогические работники школы при проявлении учащимися активности с положительным результатом.

Награждение почетной грамотой (дипломом) может осуществляться администрацией школы по представлению классного руководителя и (или) учителя-предметника за особые успехи, достигнутые учащимся по отдельным предметам учебного плана и (или) во внеурочной деятельности на уровне школы и (или) муниципального образования, на территории которого находится школа.

Награждение ценным подарком осуществляется за счет дополнительных финансовых средств по представлению заместителей директора на основании приказа директора школы за особые успехи, достигнутые на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации.

Выплата стипендии может осуществляться за счет дополнительных финансовых средств учащимся 5-11-х классов за отличную успеваемость по всем предметам в триместре (полугодии) на основании приказа директора школы. Выплата стипендии осуществляется в течение учебного триместра (полугодия), следующего за тем, который учащийся закончил с отличием. Во время летних каникул стипендия не выплачивается.

Награждение золотой или серебряной медалью осуществляется решением педагогического совета на основании результатов государственной итоговой аттестации учащихся в соответствии с Положением о награждении золотой или серебряной медалью в школе, а также на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 685 «Об утверждении Порядка выдачи медали «За особые успехи в учении».

Порядок выдачи медали «За особые успехи в учении»

Медаль вручается лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования (далее — выпускники), успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых они проходили государственную итоговую аттестацию.

Медаль вручается выпускникам в торжественной обстановке одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием.

О выдаче медали делается соответствующая запись в книге регистрации выданных медалей, которая ведется в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Медаль выдается выпускнику лично или другому лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником, или по заявлению выпускника направляется в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Доверенность и (или) заявление, по которым была выдана (направлена) медаль, хранятся в личном деле выпускника.

При утрате медали дубликат не выдается.

Родителям и педагогам стоит помнить о том, что для детей очень важны и грамоты, и дипломы, и благодарственные письма . В соответствии с ФГОС НОО для учащихся начальной школы портфолио является инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Портфолио представляет собой рабочую файловую папку, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства , портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. Портфолио ученика начальных классов — обязательный компонент определения итоговой оценки в рамках освоения основной образовательной программы начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования — формирование универсальных учебных действий. Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

  • Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
  • Дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
  • Является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение, портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

Нужно ли материально поощрять ребенка? Карманные деньги

Найти ответ на вопрос о том, следует ли поощрять ребенка материально за положительные оценки или помощь по дому, непросто. Кто-то из родителей считает, что подобный подход к воспитанию поможет ребенку в будущем научиться грамотно распоряжаться деньгами, но другие родители не поддерживают такую точку зрения, будучи уверенными, что, привыкнув к деньгам, ребёнок не захочет впредь делать что-то безвозмездно.
Как же должны поступать родители на самом деле? В этой статье мы предлагаем рассмотреть данный вопрос наиболее полно.

Деньги – один из видов мотивации
Мотивация, по мнению психологов, – это то, что побуждает нас совершать те или иные поступки или действия. Подвергнув анализу стимулы человека, можно выяснить, что главными из них являются страх и любовь. Дети имеют собственный список занятий, которые они выполняют, проявляя радость и энтузиазм, но есть и такой вид деятельности, который ребенок отказывается выполнять даже через силу.

Поэтому родители, в первую очередь, должны направить усилия на то, чтобы вызвать у своего ребёнка стремление к тому виду деятельности, которая ему не интересна. При этом вашему ребёнку должен понравиться процесс выполнения работы и полученный результат. Безусловно, угроза наказания или лишения некоторых привилегий стимулирует ребенка к действию, но маловероятно, что выполняемый процесс понравится ребёнку. Например, ваш ребенок не любит читать. Не применяйте угрозы и наказания, если просветительные беседы о том, насколько хорошо быть начитанным человеком не возымеют должного отклика, поменяйте стимул на более существенный, например поход в кинотеатр или лишний час за компьютером. Можно использовать и денежное поощрение – ребёнок с радостью воспримет предложение потратить небольшую сумму денег самостоятельно.

Деньги – признанный большинством людей метод поощрения. Конечно, как и все методы, он имеет положительные и отрицательные стороны. Итак, о чем следует помнить родителям:

Возраст ребенка и карманные деньги
Дети дошкольного возраста не имеют особой потребности в карманных расходах, потому что все их потребности и желания удовлетворяют родители. Таким образом, деньги для дошкольника не являются серьезным стимулом к действию.
Учащиеся младших классов начинают чувствовать потребность в деньгах, так как у них появляется возможность купить что-то в школьном буфете или по пути из школы.
А вот для подростков карманные деньги становятся просто необходимыми. Подросший ребёнок ощущает себя практически взрослым, и стремится к максимальной самостоятельности, и деньги для него – это отличное подкрепление уверенности в личной независимости.

Потребность в деньгах у детей
Постарайтесь прочно закрепить в сознании ребёнка три основные понятия: «хочу», «надо» и «могу». Суммы, полученной ребёнком за выполнение задания должно хватить для приобретения значимого для него предмета, например, футбольного мяча. При этом важно, что ребёнок видит разницу между необходимым и излишним.

Потенциальная сумма денег
О сумме денег, которую в результате своей деятельности получит ребёнок, нужно договориться заранее. Четко очертите границы суммы и условия проверки работы и максимально честно придерживайтесь уговора. Если вы начнете торговаться и хитрить, то можете потерять доверие ребёнка.

Удовлетворение от работы
Прекрасно, если вы сумеете научить своего ребёнка получать моральное удовлетворение от проделанной им работы. При вручении вознаграждения обязательно похвалите ребёнка.

Как поздравить и , какие подарки можно подарить.

Свобода выбора
Интересуйтесь, на что ваш ребёнок хочет потратить карманные деньги. Внимательно выслушайте его планы и, избегая приказного тона, спокойно выскажите личное мнение по этому поводу. Ребёнок должен научиться сам принимать решение, причем, с учетом мнения старших – это ему поможет в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое поощрение детей – это дело, которое требует грамотного и осмысленного подхода. Оно не представляет опасности для воспитания, но и не является панацеей. На свете существует немало способов поощрить своего ребёнка, не прибегая к деньгам: добрая улыбка, нежное прикосновение и душевный разговор. Эти вещи наделены большей ценностью, чем материальные.