Внешняя задолженность рф. Минфин нашел способ, как сократить госдолг россии

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Пред другими странами - это «наследство» от СССР. Конечно, бывший Союз выступал не только в роли заемщика, но и кредитора, однако из-за недостатка свободно конвертируемой валюты, которой можно было рассчитываться за поставляемые товары и оказываемые услуги, приходилось прибегать к заимствованию у других стран.

Главным отличием долгов других стран перед РФ является то, что наша страна представляла займы в товарной форме (оружие, топливо), а вот долг России выражен в долларовом эквиваленте. Наибольший рост задолженности относится к годам кризиса, когда страна не могла платить текущие долги, влезала в новые и плюс по старым начислялись штрафные платежи. За прошедший год долг России перед другими странами вырос на 15,4% и составил в денежном выражении 623,963 миллиарда долларов.

Большая часть задолженности приходится на банковский сектор - 208,37 миллиардов долларов. Почему? Дело в том, что из-за недавнего кризиса, так или иначе коснувшегося и нашей страны, в 2012 году весь рынок рос за счет средств из государства, поэтому привлечение заемных средств в данной ситуации является более правильным решением. Тем более, что возросший долг России не представляет никакой угрозы для экономики страны. Так говорят эксперты.

Если выразить долг России перед другими странами в ВВП, то получается, что отметка находится на уровне 20%. Если сравнить с ситуацией на мировой арене, где у многих европейских стран данная отметка давно перешагнула уровень в 100%, то РФ в данном случае находится в благоприятной зоне отсутствия риска экономического кризиса. Аналитики утверждают, что единственным негативным моментом в сложившейся ситуации можно назвать рост задолженности корпоративной, в том числе и банковского сектора. Но тут же успокаивают: значит, в этом году можно точно ожидать, что ЦБ РФ ужесточит деятельности для снижения рисков.

Несмотря на рост перед Россия за прошедшее десятилетие сделала огромное количество «подарков» другим странам, списав кому-то часть долга, а кому-то и всю сумму. Такое расточительство вызывало и до сих пор вызывает массу споров и недовольств со стороны не только политических деятелей, но и рядовых граждан нашей родины. Конечно, с одной стороны, это большой шаг к установлению прочных торгово-экономических отношений со странами, основанных на доверии, и увеличение числа наших союзников. Но с другой - за всю историю никто и никогда не простил России ни цента, ни копейки, ни гроша даже в те годы, когда страна находилась «на коленях». Единственная помощь - выдача тех же кредитов, за которые приходилось платить с лихвой!

А вот внутренний долг России впечатляет своими размерами - на конец прошлого года он составил 4,06 триллиона рублей. И в предстоящие годы Министерству финансов предстоит расплатиться с данными долгами, о чем уже составлена соответствующая программа на ближайшие 25 лет. На долю государства из всей этой суммы приходится как раз самая маленькая часть. Так, долг банковского сектора составляет более 200 миллиардов долларов, задолженность бизнеса или «прочего сектора» - 356 миллиардов долларов.

Но, как уже говорилось выше, наши долги - это еще цветочки. Для примера можно привести размер внешнего долга США - более 10 триллионов долларов! В Америке за один день набегает сумма долга в 4 миллиарда! Так, России составляет более 60 миллиардов долларов. И это наша страна до сих пор для всех в мире является нестабильной и неразвитой…

Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?

В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.

В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.

Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг госсектора, млрд $ Внешний долг частного сектора, млрд $
1.04.2018 255,3 264,4
1.04.2017 255,1 266,4
1.04.2016 267,7 252,4
1.04.2015 278,9 278,3
1.04.2014 375,4 340,4
1.04.2013 355,0 336,6
1.04.2012 230,9 326,5
1.04.2011 203,8 304,4
1.04.2010 178,6 284,1
1.04.2009 150,1 295,3
1.04.2008 183,5 298,9
1.04.2007 154,2 201,3
1.04.2006 155,9 117,2

Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.

Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.

Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $
1.04.2018 59,7
1.04.2017 45,8
1.04.2016 32
1.04.2015 33,5
1.04.2014 53,6
1.04.2013 57,4
1.04.2012 36,3
1.04.2011 35,3
1.04.2010 31,3
1.04.2009 31,1
1.04.2008 36,8
1.04.2007 43,3
1.04.2006 69,5

Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.

Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс. долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценки Внешний долг на душу населения, $
2018 3540
2017 3527
2016 3486
2015 3539
2014 4100
2013 5072
2012 4440
2011 3767
2010 3420
2009 3262
2008 3381
2007 3270
2006 2202

Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.

График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $
Сентябрь 2018 10 7 668
Октябрь 2018 25 6 335
Ноябрь 2018 40 6 953
Декабрь 2018 56 13 207
Январь 2019 279 3 093
Февраль 2019 504 2 650
Март 2019 5 937
2 квартал 2019 1 553 15 269
3 квартал 2019 30 9 730
4 квартал 2019 734 16 627
1 квартал 2020 30 9 252

Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу.

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697
Октябрь 2018 521 2 147
Ноябрь 2018 151 1 378
Декабрь 2018 374 1 833
Январь 2019 262 1 287
Февраль 2019 429 1 552
Март 2019 259 1 671
2 квартал 2019 1 044 4 614
3 квартал 2019 931 3 902
4 квартал 2019 993 4 430
1 квартал 2020 925 3 845

Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.

График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)

Дата платежа Ценные госбумаги в валюте, млн $ Кредиты государств, международных организаций, млн $
2019 2 205 234
2020 5 078 189
2021 529 161
2022 2 529 125
2023 3 352 97
2024 352 88
2025 88 77
2026 3 088 6
2027 2 492 2
2028 2 588 1

Из графика погашения внешнего долга РФ видно, что в основном сегодня Россия обслуживает облигационные займы, держателями которых могут быть, как государственные структуры, так частные банки, корпорации, инвесторы из разных стран мира и т.д. А вот доля кредитов государств, международных организаций в общем объеме погашения уже составляет крошечную долю и продолжает неуклонно ползти вниз.

Если вы хотите сравнить внешний долг РФ и внутренний, то необходимо знать, что, по данным Минфина, по состоянию на 1 августа 2018 года государственный внутренний долг страны составляет почти 7,6 трлн рублей. В переводе на валюту это примерно 111,7 млрд долларов

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. С того времени Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям.

Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

Основная часть внешнего долга РФ возникла, когда команда Горбачева повела курс на «социалистическое ускорение экономического развития страны» за счет западных кредитов. Советский Союз был известен в мире как аккуратнейший плательщик по своим долгам, и нам весьма охотно ссужали миллиарды долларов «на перестройку». Не мало тех долларов закопали в землю государственных долгостроев, часть ушла на закупку техники, оборудования, в том числе и очень нужного. «Социального ускорения», однако, в общем и целом не получилось, долги остались.

В 1991 году, еще в период существования СССР, были заключены два соглашения, в соответствии с которыми тогда еще союзные республики брали на себя солидарную ответственность по долгам Советского Союза. Понятие солидарной ответственности означало, что каждая республика в отдельности и все вместе отдают по долгам Советского Союза. Таким образом, каждая республика должна была выплачивать свою часть долга, но если кто-то отказывался платить, то тот долг погашали бы все остальные республики.

Однако после распада СССР возникла следующая ситуация: по сути, реально выплачивать свою часть долга была способна только Россия. Но делить активы бывшего СССР изъявляли готовность все. Однако раздел активов был бы длительным и весьма дорогостоящим мероприятием. Вот почему вышли на схему « нулевого варианта», в соответствии с которой Россия стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза, но одновременно брала на себе обязательства по погашению всего долга СССР.

Таким образом, объявив себя правопреемницей СССР, Россия приобрела, кроме всего прочего, и его внешние долги. А потом и сама стала занимать долги у Запада.

Какова же тяжесть долгового бремени в России? Для оценки этого показателя воспользуемся международными стандартами и рассмотрим три наиболее часто употребляемых относительных коэффициентов долговой нагрузки: отношение суммы долга к ВВП, отношение суммы долга к экспорту, отношение стоимости обслуживания к экспорту.

По одному из критериев (внешний долг к ВВП) Россия превышает критический уровень, а по остальным - приближается к ним.

Острейшие бюджетные проблемы и невозможность рефинансировать внутренний долг по разумным процентным ставкам вынуждали Правительство РФ все в большей степени ориентироваться на внешние источники заимствования. Кроме того, необходимо отметить резкое ухудшение с начала 1998 года состояния платежного баланса, вызванное как крайне не благоприятной конъюнктурой мировых товарных и финансовых рынков, так и резким ростом выплат по инвестиционным доходам в пользу нерезидентов всеми секторами российской экономики. В итоге фактически единственным источником поддержания равновесия платежного баланса стал рост официального внешнего долга.

Сегодня внешний долг России условно можно разделить на шесть составляющих: займы международных организаций и реструктурированный долг СССР; кредиты и займы российских банков; кредиты и займы российских компаний; валютные облигации внутреннего займа; еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

Нарастание внешнего долга более опасно для экономики по сравнению с ростом ее внутреннего долга.

Рост внешнего долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия: выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж, рост внешнего долга снижает также международный авторитет страны.

Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Возникает необходимость управления долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию. Конверсия-это изменение условий займа, касающихся доходности, то есть уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам. Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.

Цель управления внешним долгом:

1.Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

2.Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

3.Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

4.Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое банкротство страны.

Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учётом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов начался сразу же после распада СССР в конце 1991 года. Можно условно выделить пять основных этапов отношений России со своими кредиторами.

Первый этап, берущий отсчёт с начала 1992 года, включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трёхмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита Международного валютного фонда - МВФ - (1 млрд. долл.). В январе 1992 года правительство заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов.

В течение второго этапа – с 1993 по 1995 год – Россия пересмотрела вышеозначенный план выплат, связанный с обслуживаем долга в период с декабря 1991 года по конец 1995 года.

Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 года, когда договорённости с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договорённости) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долларов. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 года.

Примерно в этот же период проводились переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет.

Началом четвёртого этапа можно считать конец 1996 года, когда ведущие рейтинговые агентства мира стали присваивать России кредитные рейтинги. Достаточно высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание задолженности, со стороны как государственных органов власти, так и корпоративного и банковского сектора. При отсутствии системы управления государственным долгом это привело к образованию необоснованно высоких пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 годах.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.