Вопрос: государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита. Формирование и перераспределение доходов

Обсуждая последние новости, мы одобряем или не одобряем действия правительства нашей страны и правительств других стран. Иногда мы да­же представляем себя в роли государственного деятеля и говорим: если бы президентом был я... Кстати, что бы вы сделали в этом случае? На что вы стали бы тратить государственные деньги? Какие бы выбрали приоритеты? Чем должно заниматься правительство, а в какие вопросы оно не должно вмешиваться?

Экономисты по-разному оценивают роль государства в экономике: од­ни считают, что государство должно как можно меньше вмешиваться в эко­номику и устанавливать только общие правила поведения экономических агентов, поскольку рынок сам достигнет оптимального состояния экономи­ки. Другие считают, что рынок, имеющий «провалы», нуждается в актив­ном вмешательстве государства.

1. Экономические функции государства

Государство - это экономический агент, власть которого распростра­няется на остальных экономических агентов - домохозяйства и фирмы на всей территории страны. Государство представляют все органы государст­венного управления, обладающие законодательной, исполнительной или судебной властью. В России - это Президент, Государственная Дума, Пра­вительство, министерства и ведомства, Верховный Суд и судебная система, мэрии, управы и пр.

В рыночной экономике государство обеспечивает выполнение законов, предоставляет товары и услуги общественного пользования, проводит со­циальную политику, обеспечивает стабильность и экономический рост.

Законодательное регулирование. Законодательные органы государст­венной власти принимают законы, регулирующие отдельные сферы эконо­мики. Государство защищает права собственности, поддерживает конку­ренцию, проводит экологическую политику, поддерживает малое предпри­нимательство и др.

Предоставление общественных товаров и услуг. Государство должно производить товары и услуги, в которых нуждаются граждане и фирмы, но производством которых в условиях рыночной экономики никто, кроме госу-

дарства, заниматься не будет: содержание армии и милиции, органов уп­равления законодательной, исполнительной и судебной власти, часть услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и пр.

Проведение социальной политики. Государство выплачивает пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим семьям, дотации многодет­ным семьям и пр.

Обеспечение экономического роста. Важной экономической функцией государства является инвестирование в проекты государственной важно­сти, фундаментальную науку, энергетику, промышленность, строительст­во, сельское хозяйство, инфраструктуру.

Стабилизация экономики. Государство должно предотвращать резкие спады производства и не допускать «перегрева экономики», высокой ин­фляции; обеспечивать высокую занятость, баланс экспорта и импорта; кор­ректировать случаи несостоятельности рынка, внешних эффектов и др.

Экономические функции государства можно представить в виде схемы.

В начале курса в теме «Смешанная экономическая система» мы гово­рили о свойствах общественных благ и о том, почему государство берёт на себя производство общественных товаров и услуг, а также решение проблем внешних эффектов. Вспомните, какие примеры и аргументы были приведены.

Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою ар­мию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

2. Государственный бюджет

Государственный бюджет - это финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за год. Он составляется правительством и принима­ется парламентом (Государственной Думой).

Сальдо бюджета - это разность между доходами и расходами бюд­жета.

Бюджет сбалансирован, если доходы равны расходам. Сальдо сбалан­сированного бюджета равно нулю.

Бюджет дефицитный, если расходы выше доходов. Дефицитный бюд­жет имеет отрицательное сальдо.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Про­фицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на эко­номических отношениях и государственном устройстве Российской Феде­рации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Главный источник доходов государства - налоги: индивидуальные налоги, которые выплачивают физические лица, корпоративные налоги, поступающие от фирм, косвенные налоги (подробнее о них пойдёт речь ни­же) и взносы на социальное страхование. Кроме того, в государственную казну поступают неналоговые доходы: прибыль государственных пред­приятий, доходы от приватизации предприятий, доходы от государствен­ных облигаций.


Если расходы госбюджета превышают доходы, государство вынуждено изыскивать источники финансирования дефицита бюджета.

Различают внутренние и внешние источники финансирования дефи­цита государственного бюджета.

Внешние источники финансирования: займы у правительств других стран или у международных финансовых организаций на коммерческих или льготных условиях.

Внутренние источники финансирования: эмиссия денег или внутрен­ние займы (выпуск государственных облигаций).

Источники финансирования дефицита бюджета представлены в виде схемы.



Использование любого из указанных источников финансирования де­фицита бюджета имеет свои недостатки. Так, если государство использует внешние источники финансирования, то образуется государственный долг перед правительствами других стран или международными финансовыми организациями, бремя бюджетного дефицита переносится на будущие по­коления.

Если государство использует для финансирования дефицита бюджета эмиссию денег, то увеличение денежной массы в обращении ведёт к повы­шению уровня инфляции.

В случае выпуска государственных облигаций образуется государст­венный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны, бремя бюджетного дефицита тоже переносится на будущие поколения.

О Как вы понимаете выражение «бремя бюджетного дефицита перено­сится на будущие поколения»?

3. Бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это деятельность го­сударства в области регулирования государственных расходов и налогооб­
ложения. Цели фискальной политики государства совпадают с целями мо­нетарной политики. Такими целями являются:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность цен.

Для проведения фискальной политики государство может использо­вать два инструмента".

Изменение государственных расходов;

Изменение ставок налогообложения.

Аналогично монетарной, фискальная политика должна быть стимули­рующей во время спада экономической активности и сдерживающей во время экономического бума и высокой инфляции.

Пример. Рассмотрим, как проводится стимулирующая политика, на­правленная на оживление экономики, т. е. увеличение ВВП страны.

Напомним, в состав ВВП входят расходы потребителей (С), инвестиции фирм (I), расходы государства на товары и услуги (О) и чистый экс­порт (Хп).

1. Государство может снизить налоги на граждан и на фирмы. Так, со­кращение налога на физические лица ведёт к увеличению той части дохо­дов, которая остаётся в распоряжении людей. Тогда потребление домохо­зяйств растёт. Аналогично, снижение налога на прибыль фирм увеличива­ет чистую прибыль фирм, остающуюся в их распоряжении; эту прибыль они могут инвестировать, например, в покупку нового оборудования.

2. Государство может увеличить расходы на товары и услуги. Напри­мер, государство может повысить зарплату бюджетникам, пенсии, соци­альные пособия; может-увеличить расходы на государственное строитель­ство жилья, школ, больниц, дорог; может финансировать национальные проекты по развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наукоёмких производств и др. Инструменты фискальной политики - из­менение налогов и государственных расходов - могут применяться одно­временно.

Таким образом, принятые меры будут содействовать увеличению ВВП страны, спад будет приостановлен, экономика не будет подвержена кризису.

Пример. Когда в стране наблюдается экономический бум, инфляция слишком высока, требуется применение сдерживающей политики прави­тельства.

1. Государство увеличивает налоги. При этом доход, остающийся в рас­поряжении людей, и чистая прибыль фирм сократятся. Соответственно, расходы потребителей и инвестиции фирм будут ниже.

2. Государство сокращает расходы. Правительство замораживает зар­плату госслужащих, сокращает количество госслужащих и т. д. В условиях роста цен реальные доходы населения понизятся, соответственно потреби­тельские расходы станут ниже. Правительство может также сократить ар­мию или отказаться от ряда проектов. В результате таких мер резкий рост ВВП будет приостановлен, а вместе с ним будет остановлен и рост цен.

Применение фискальной политики может оказаться в порочном круге взаимоисключающих способов стабилизации. Борясь с инфляцией, прави­тельство может вызвать падение производства и увеличение безработицы, а попытки государства стимулировать развитие производства могут при­вести к росту инфляции. Во всяком случае, необходимым условием реше­ния этих проблем является дееспособность государственной власти, её ав­торитет, управляемость всех звеньев экономики.

Экономическая роль государства: законодательное регулирование, обеспе­чение общественных благ, проведение социальной политики, обеспечениие стабильности и экономического роста.

Госбюджет - план государственных расходов и доходов.

Цель государственной экономической политики - решение проблем инфля­ции, спада,безработицы.

Инструментами стабилизации являются изменение государственных расхо­дов и изменение ставок налогообложения.

Основные понятия

Государственный бюджет Сальдо госбюджета

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Вопросы и задания

1. Назовите экономические функции государства.

2. Какие признаки отличают общественные товары и услуги?

3. Что является главным источником доходов государства?

4. Перечислите основные статьи расходов государства.

5. Используя интернет-ресурсы, найдите данные о расходах и доходах бюджета вашего региона за прошлый год. Сделайте вывод о его сбалансированности.

6. Заполните таблицу. Сделайте выводы о сбалансированности госбюджета России в разные годы. В рабочей тетради заполните таблицу динамики дохо­дов и расходов госбюджета РФ в 1995-2006 гг.

Федеральный бюджет Российской Федерации, млрд р.
Бюджет 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Доходы 232,1 281,9 343,4 325,9 615,5 1132,1
Расходы 275,2 356,2 436,6 472,2 666,9 1029,2
Дефицит (-), профицит


Бюджет 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2006 г.
Доходы 1594,0 2204,7 2586,2 3428,9 5127,2 6170,5
Расходы 1321,9 2054,2 2358,6 2698,9 3514,3 4431,1
Дефицит (-), профицит

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.

Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, государство организует соответствующее перераспределение доходов.

Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения. Эта политика является составляющей социальной политики государства, которая в свою очередь обеспечивает социальную защиту. Социальная защита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии.

Социальная защита - меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает:

воспроизводство квалифицированной рабочей силы:

наличие условий для реализации способностей трудоспособных

членов общества к труду;

создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными, и др.

Социальные гарантии - обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:

общедоступность и бесплатность образования;

гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.

Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода.

Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся:

удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;

абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего

продукта и национального дохода на душу населения;

уровень занятости трудоспособного населения;

условия труда и производства;

состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;

уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;

состояние экологической среды обитания людей и др.

Каковы особенности социальной политики государства в современной России:

в сокращении масштабов бедности населения России;

в сокращении массовой безработицы трудоспособного населения;

в создании основ для повышения уровня и качества жизни населения по мере осуществления устойчивого развития экономики.

Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают систему денежных пособий, в Европе - это денежные пособия плюс здравоохранение, в России - это государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трактовку.

Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др.

Социальное страхование представляет собой систему денежных пособий, создаваемую государством на основе обязательных специализированных взносов. Выплаты по социальному страхованию относят к такому виду пособий, которые соотносятся с заработком, выплачиваемым в форме процента от предыдущего заработка.

Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», понимаемое в узком значении как денежные пособия по малообеспеченности, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают формальную и неформальную социальную поддержку. Первая включает в себя ряд государственных программ социального страхования и помощи, нацеленных на определенные группы населения. Под неформальной социальной поддержкой понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников.

Социальная сфера финансируется за счет следующих источников:

бюджетные источники:

Федеральный бюджет;

Бюджет субъекта РФ;

Местный бюджет;

Ресурсы небюджетного перераспределения;

2) внебюджетные источники:

Государственные социальные фонды;

Внебюджетные фонды субъектов РФ;

Негосударственные социальные фонды;

Кредитные ресурсы;

Привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

Достаточно широко используются внебюджетные фонды субъектов РФ. Все большую роль играют территориальные и муниципальные займы. Местные власти осуществляют эмиссию местных облигаций, реализуют жилищные сертификаты, размещают муниципальные краткосрочные облигации.

Вернёмся к государственной политики перераспределения доходов населения. Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.

В индуст­риальных странах Запада в настоящее время господствует либераль­ная концепция, основанная на теории факторов производства, ко­торая исходит из того, что государственное вмешательство в рас­пределение доходов с целью их выравнивания нежелательно, поскольку приводит к снижению эффективности производства.

Однако современное развитое общество не приемлет такого под­хода и широко практикует - прежде всего, через механизм государ­ства - различные формы перераспределения - от тех, чьи доходы высоки, в пользу тех, чьи доходы низки или вовсе отсутствуют.

Каковы бы ни были различия в современных теориях организа­ции производства и распределения, служащих принципиальной базой для управления экономической жизнью, в их основе лежит признание необходимости экономической свободы человека. В то же время в современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, не только направленных про­тив тенденций, которые тормозят рост эффективности экономи­ки, но и нацеленных на ограничение имущественного неравенства. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утверди­лась смешанная экономика и новая система управления нацио­нальным хозяйством, при которой государство выполняет множе­ство социально-экономических функций, а граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами и через де­мократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их узаконенных со­циально-экономических интересов.

Масштабы средств, выделяемых государством на решение соци­альных задач, конкретное наполнение социальных программ в каж­дой стране определяются исходя из финансовых возможностей, итогов политической борьбы населения через систему выборов или профсоюзы за обеспечение своих социальных прав и повышение уровня жизни, а также сложившихся традиций в решении соци­альных проблем.

Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен (фермерам) и введением минимальной ставки заработной платы.

Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая пособия по безработице, выделяя из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих мест, сокращает время безработицы, а, следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов между секторами экономики. Получается, что государство во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство рабочей силы, то становится более пропорциональным и весь процесс общественного воспроизводства.

Что касается нижней границы вмешательства государства в процесс распределения доходов, то она весьма подвижна. Сказываются потребительские стереотипы: порой люди привыкают жить в бедности, довольствуясь малым, считают такие стандарты благосостояния «достойной жизнью» и в сущности не претендуют на бюджетные добавки к доходу. Многое зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и иных обстоятельств.

Гораздо сложнее определить верхнюю допустимую границу участия государства в распределении доходов, ту предельную черту, через которую ему не следует переступать при любой модели рыночной экономики.

Прежде всего, размеры социальных выплат должны быть обязательно согласованы с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо их безудержное наращивание за пределы налоговых поступлений и превращение в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции. Если это всё же происходит, исчезает само содержание перераспределения, заменяемое чисто инфляционным повышением номинальных доходов. Едва ли выиграют те, кто получает денежные добавки, ибо они будут быстро уничтожены непрерывным ростом цен.

Выполняя свои обязательства перед населением, государство должно действовать предельно осмотрительно, не допуская чрезмерного налогообложения, способного подорвать рыночные стимулы. Если государство желает побыстрее облагодетельствовать бедных, невзирая на реальные обстоятельства, то не исключены глубокие деформации механизма рынка, способного замедлить экономический рост, ускорить инфляцию и нанести ущерб всем, включая и тех, ради кого задумывалось само перераспределение доходов. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышенный уровень налогообложения, даёт о себе знать нежелательный макроэкономический эффект – устойчивый дефицит сбережений. Действительно, если отнимать у потребителя возрастающую часть дохода, ему не остается ничего другого, кроме сокращения сбережений. А ведь именно сбережения образуют финансовую основу расширенного воспроизводства, делают возможным инвестиционный процесс.

Следует отметить следующие направления воздействия снижения неравенства доходов на экономическое развитие.

1. Рост дифференциации доходов означает для экономики вымывание среднего класса, являющегося основным производителем спроса на товары и услуги. Сопровождающий этот процесс рост богатства и без того богатой части населения приводит к еще большим потерям спроса в экономике, так как с ростом богатства механизм «предпочтения ликвидности» (действие этого механизма раскрывает кейнсианская теория) вызывает переориентацию доходов с целей потребления на цели пассивного хранения богатства в той или иной форме. Поэтому, чем равномернее распределен доход в экономике, тем активнее в ней используется такой фактор экономического роста, как совокупный спрос, тем больше шансов у экономики достичь границы производственных возможностей, и наоборот.

2. Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что, в свою очередь, приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

3. Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики. Поэтому пассивная роль государства в сфере распределения и перераспределения доходов провоцирует не только нарастание социальных издержек, но и приводит к отрицательным последствиям в области экономической эффективности. В то же время чрезмерно активная роль государства в перераспределении также чревата как экономическими, так и социальными издержками, что налагает определенные ограничения на деятельность государства в этой сфере.

Рассмотрим некоторые отрицательные эффекты перераспределения:

Передача доходов от богатых бедным может осуществляться, по образному выражению А. Оукена, в «дырявом ведре», что ухудшит благосостояние богатых, при этом не улучшив положение бедных (ситуация Парето-ухудшения). В этом случае издержки проведения государственных перераспределительных программ могут значительно превысить выгоды от их осуществления. Поэтому, как показывает мировой опыт, перераспределение доходов в целях борьбы с бедностью и сокращения неравенства является необходимым, но не достаточным условием государственного вмешательства (необходимо учитывать фактор эффективности);

Отрицательные эффекты перераспределения могут возникать не только в результате проведения сознательной политики государства, но и как неожиданные побочные эффекты ее действия. Поэтому планирование любой социальной программы требует учета не только сиюминутных выгод от нее, но и долгосрочных последствий;

1.1 Проблема неравенства доходов

Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятия бизнесом.

Доходы имеют две формы: первичные и вторичные. Первичные доходы представляют собой доходы от экономической деятельности: труда, капитала, предпринимательства. Первичные доходыполучают собственники факторов производства:

а) собственники наемной рабочей силы за свой труд - заработную плату;

б) мелкие собственники средств труда, находящихся в их личном владении, - личный доход;

в) собственники капитала, используемого в виде средств производства, - прибыль;

г) собственники денежных капиталов, предоставляющие кредит (ссуду), - ссудный процент;

д) владельцы земли - ренту (в форме арендной платы).

Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных и составляют главным образом доходы государства, которое с помощью разного вида налогов формирует доходную часть своего бюджета.

Различают следующие виды личных доходов:

1. с точки зрения источников получения:

Трудовой доход;

Доход от собственности;

Социальные выплаты и фонды (трансферты);

Неучтенные личные виды деятельности (продукты личного подсобного хозяйства, репетиторство, домашнее хозяйство и т.п.).

2. по способам получения:

Наличные;

Безналичные доходы.

Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.

Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход.

Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции.

Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов:

1. функциональное (горизонтальное) распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Функциональноераспределение доходов характеризует его первичное распределение между фиксированными факторами производства. Такое распределение обусловлено собственностью на факторы производства.

2. Вертикальное (личное) распределение является результатом вмешательства в распределительные отношения государства. Распределение дохода между отдельными экономическими ячейками (частными лицами, семьями, домашними хозяйствами) называется личным распределением. Личное распределение – это фактическое распределение дохода, независящее от источников его поступления. Личное распределение дохода неравномерно.

Количественно дифференциация доходов измеряется следующими показателями:

Средним доходом, приходящимся на одного человека;

Медианным доходом (уровнем дохода, выше и ниже которого число доходополучателей одинаково);

Модальным доходом (наиболее распространенным, который получает наибольшая часть населения).

Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическуюили политическую природу. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:

Неравномерное личное распределение доходов;

Несовершенная конкуренция на рынках труда (монопсония);

Различная привлекательность профессий, сопровождающаяся неравномерной заработной платой;

Различия в способностях (физических иинтеллектуальных);

Различия образования и квалификации, трудолюбие и мотивацию;

Профессиональнуюинициативность и склонность к риску;

Происхождение, размер и состав семьи;

Разный уровень владения собственностью;

Положение па рынке;

Субъективные факторы (здоровье, удача, везение, личные контакты и т.д.).

Все многообразие факторов, влияющих на дифференциацию доходов, можно условно разделить на зависящие ине зависящие от личных усилий доходополучателей. Врожденные способностии талант человека могут не привести к росту дохода и не найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностью по наследству может привести как к ее приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от нее.

Сопоставление распределения доходов и распределения способностей между людьми показывает, что доходы, даже трудовые, а не от собственности, распределены не столь равномерно, как способности. Рисунок 2иллюстрирует соотношение различий в доходе (кривая 1)и в способностях (кривая 2). На основе данных кривых рассчитываются различные коэффициенты дифференциации. Например, децильные коэффициенты дифференциации. Кривая 2распределения способностей всегда более симметрична, чем кривая доходов 1. Кривая 1имеет правостороннюю асимметрию или скошенность, что и показывает наглядно большую дифференциацию доходов, чем способностей. Все факторы дифференциации доходов, не зависящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.

Количественно степень неравенства в распределении доходов измеряется следующими показателями:

а) кривой Лоренца;

б) коэффициентом Джини;

в) децильным (квинтильным) коэффициентом.

Кривая Лоренца показывает какую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения. Эта кривая позволяет сравнивать распределение доходов во времени в разных странах. Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получать доход, соответствующий ее удельному весу.

Фактически распределение доходов отражается кривыми вида /, //, ///. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе О А, тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности. Различие видов кривых фактического распределения связано с тем, что в них учитываются доходы / - до вычета налогов, // - после вычета налогов, /// - с учетом трансфертных платежей. Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца. Принцип построения кривой может быть использован для анализа и сравнения доходов населения страны, региона, населенного пункта в различные периоды времени, с помощью этой кривой можно сравнивать доходы населения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявить неравенство распределения между различными слоями населения. В последующем это можно использовать в реализации экономической политики государства. С помощью кривых Лоренца также можно наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев населения.

Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством так называемого коэффициента Джини,когда площадь образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов соотносят с площадью треугольника ОAB. Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27 - 0,33. Коэффициент Джини в Республике Беларусь на протяжении последнего десятилетия не превышает 0,3%. Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчета берется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категории работников и такой же усредненный показатель для 10% наименее обеспеченных работников. Их соотношение между собой дает децильиый коэффициент.

Квинтильный коэффициент – это соотношение между 20% высокооплачиваемых и 20% низкооплачиваемых категория работников.

В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг. развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ более чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в период командно-административной системы. В странах с развитой рыночной экономикой подобные изменения в дифференциации доходов населения происходили на протяжении нескольких десятилетий.

Столь бурное нарастание неравенства породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Несмотря на то, что в последние годы в экономическом и социальном развитии страны появились позитивные сдвиги, имеется и ряд нерешенных проблем.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

Трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

Регулирование цен на социально важную продукцию;

Индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;

Обязательный минимум зарплаты как базы оплаты руда на всех предприятиях;

Прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. В Республике Беларусь ее значение сейчас составляет около 179 050 рублей.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности

Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.

Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Следует учитывать, что на практике существует дифференциация общества по доходам. Для анализа степени дифференциации доходов используется функциональное (горизонтальное) и вертикально (личное) распределение. Для ее количественного измерения применяются показатели среднего, медианного и модального доходов. Для определения степени неравенства в распределении доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.

В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансфертные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции и др.

Методы борьбы с неравенством доходов. Подходы к сглаживанию неравенства

Имеется два подхода к проблеме выравнивания доходов. Сторонники первого считают, что при достижении полного равенства доходов общество добивается максимального удовлетворения нужд потребителей. Действительно, степень удовлетворения потребностей можно оценить по предельной полезности того или иного товара (в основе использования теории предельной полезности для исследования спроса потребителей лежит предположение, что поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносит ему тот или иной товар). Если взять двух среднестатистических индивидов A и B, то можно с большей долей вероятности полагать, что их вкусы и желания в потреблении тех или иных товаров и услуг будут совпадать. Тогда предельная полезность каждой единицы товаров и услуг, потребляемых A и B, определится их доходом: чем выше доход, тем ниже предельная полезность товаров и услуг в расчете на последний потраченный рубль.

Если полагать все остальные факторы, влияющие на предельные полезности товаров и услуг, неизменными, то можно считать, что условием максимизации общей полезности от потребления товаров покупателями A и B явится условие:


где MUa – предельная полезность товаров и услуг для покупателя A, Ya – его доход, а MUb и Yb – соответствующие показатели для покупателя B. Поскольку по принятым начальным условиям, MUa и MUb зависят только от дохода, то вышестоящее равенство удовлетворится лишь в том случае, когда Ya = Yb. Действительно, пусть доход А превысит доход В, то есть Ya > Yb. Но в этом случае предельная полезность MUa товаров и услуг в расчете на последний рубль дохода А понизится, а MUb увеличится. Иными словами, в нашем равенстве числители и знаменатели изменятся в противоположных направлениях, усиливая неравенство. Добиться равенства можно только одним способом: выровнять доходы Ya = Yb, при этом совпадут и предельные полезности потребляемых товаров и услуг MUa = MUb.

Итак, согласно этому подходу, максимальная полезность потребления товаров и услуг достигается при выравнивании доходов потребителей.

Сторонники второй точки зрения считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложное допущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемого дохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого и распределяемого дохода зависит от способа распределения дохода. Представим, например, что изначально А получал 1 млн. дол. в год, а В – 5 млн. дол. Если государство посредством налоговой политики перераспределит доход и сделает его равным (Ya = Yb = 3 млн. дол), то, скорее всего, на следующий год для индивида В значительно снизятся стимулы получать высокий доход - зачем это делать, коль все равно большую часть дохода изымет государство. Одновременно у А тоже исчезнут стимулы повышать свой доход – за него это делает государство посредством налоговой политики. Стремление государства уравнять доходы с очень большой долей вероятности приведет к тому, что на следующий год доход А не изменится, а доход В сократится; в итоге суммарный распределяемый доход сократится. Значит, попытка выравнивать доходы может привести к снижению эффективности производства: индивиду В не интересно работать высокопродуктивно и много зарабатывать (государство все равно изымет значительную часть дохода), а индивид А вообще может не работать (его доход 1 млн. дол, а государство доплачивает еще 2 млн. дол.). Это и является главной идеей второй точки зрения: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства.

Как показывают оценки некоторых западных экономистов, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности. По подсчетам А.Оукена. эти потери равносильны тому, что из каждых 350 долларов, изъятых у богатых, 100 долларов доходят до бедных, а 250 долларов просто теряются.

Все человеческие особенности (сильный и слабый, ловкий и неуклюжий, талантливый и заурядный, трудолюбивый и лентяй, образованный и невежда), формирующие неповторимый индивидуальный облик каждого, определяют разные возможности людей в состязании за свое личное счастье и благополучие.

С точки зрения экономистов, это неравенство возможностей проявляется на потребительском рынке в неравной платежеспособности покупателей, в основе которой лежит неравенство их доходов.

Все убежденные «уравнители» всегда стремились уничтожить двойной стандарт современного общества, сделать людей равными не только как граждан, но и как покупателей. Так, первый председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский считал: «Крепя основы подлинной демократии, мы одновременно сокрушаем старые вкусы, создаем предпосылки того однотипного спроса, который уже сам по себе облегчает рациональное массовое производство». И спрос у нас действительно стал «однотипным».

Очевидно, что при равном распределении доходов, какими бы благими намерениями оно не оправдывалось, в обществе не будут производиться так называемые предметы «роскоши», так как их некому будет купить. Сошлемся на высказывание экономиста И. Бентама: «При подведении всех частных богатств под один уровень общество должно лишиться всех тех предметов потребления, которые иначе не могут существовать, как образуя ценность, превышающую установленный уровень». С другой стороны, столь же очевидно, что в обществе с неравным распределением доходов выпускаемая продукция и оказываемые услуги будут значительно разнообразнее, а структура потребления разных доходных групп будет существенно различаться. И то, что для одних будет предметом первой необходимости, для других может оказаться предметом роскоши.

Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как «развитое», «цивилизованное». В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальном изменении политического курса.

Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том, что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был «размыт», погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные «элементы”. Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).

Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и «классические» признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля, типа «народного контроля». К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.

Другая важнейшая функция среднего класса - его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был высок престиж образования, его уровень обеспечивал достижение относительно высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел, преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами, лежащими в иной плоскости, нежели профессионально-квалификационные.

В «экономике дефицита» величина дохода напрямую не определяла характер потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью «блата», связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т.л. Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима. Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на 99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми чертами классического среднего класса, не являлась им по своим социальным функциям. Это был псевдосредний класс, который в плановой экономике не имел никаких шансов превратиться в настоящий средний класс.

Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей. Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование - квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления, обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их безусловную «надежность». При этом доверие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде «отлучения» от источников дохода или потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место «чехарда законов», «законы непоследовательны и противоречат друг другу», «существующая система не стимулирует легальную деятельность». Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей степени, выражающей его интересы. В условиях, когда не «работает» традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска «работающего» индикатора политической идентификации. На наш взгляд, прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности населения и существующим спектром политических взглядов различных групп населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-экономического развития страны, предлагаемых различными политическим силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты, в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью, которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль, социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых, относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения); во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие преимущественно в «своей» среде, своеобразную кастовость, символом которой является «демонстративное потребление» (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции, поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия, практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это связано с механизмом приватизации. способствовавшим созданию крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в качестве основной «архитекторами» приватизации.

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками, реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества «классом в себе», поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о «классе для себя», так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

(income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть доступными для всех или целенаправленными, учитывающими степень нуждаемости, с тем, чтобы сконцентрировать помощь среди относительно бедных людей. Контроль может использоваться для изменения распределения доходов: например, регулирование квартирной платы первоначально предназначалось для предотвращения дефицита жилья из-за перехода доходов от квартиросъемщиков к домовладельцам, сдающим квартиры, а законодательство о минимальной заработной плате направлено на помощь низкооплачиваемым рабочим за счет их работодателей. Степень перераспределения доходов через систему налогообложения может быть рассчитана путем сопоставления неравенства в распределении доходов до и после уплаты налогов. Возможности государства перераспределять доходы ограничены тем, чтобы не нанести слишком большого ущерба стимулам, побуждающим зарабатывать доходы, накапливать сбережения и заниматься предпринимательством.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи, между ее членами.

12. Общее равновесие и теория экономики благосостояния .

Государственный бюджет представляет собой структуру государственных доходов и расходов на год, утвержденных в законодательном порядке.

Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.

Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

Состояния и виды бюджета:

а) сбалансированный (баланс государственного бюджета), если расходы равны доходам;

б) дефицитный (бюджетный дефицит), если расходы превышают доходы;

в) профицитный (бюджетный избыток), если доходы превышают расходы.

Каждое состояние государственного бюджета имеет свои плюсы и минусы. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Это не относится к России, которая последние годы имеет профицитный бюджет.

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования:

а) у центрального банка;

б) у населения.

Соответственно способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие:

а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита госбюджета) – ∆М;

б) выпуск займов – ∆В.

Дефицит = ∆М + ∆В

При монетизации дефицита государственного бюджета государство получает сеньораж – доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск:

М t – М t – 1

SI = ────── – М с,

где М с – затраты по изготовлению новых денег.

Доход от сеньоража всегда получает государство, исключая случаи, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны в качестве официальной.

В настоящее время: сеньораж – это способ печатания денег, явно усиливающий инфляцию; сеньораж реализуется путем создания резервов коммерческих банков.



Так, инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств. Которые несут потери, вызванные ростом инфляции. Для него вполне применима кривая Лаффера, где базой налогообложения выступают реальные кассовые остатки.

Если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается, происходит «эффект вытеснения» инвестиций.

Выделяют первичный дефицит госбюджета – это разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами, например, для того чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа:

а) рефинансирование, т.е. выпуск новых займов;

б) конверсия, т.е. изменение условий займа относительно сроков (превратить краткосрочные облигации в средние и долгосрочные).

Различают структурный и циклический дефициты государственного бюджета.

Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.

Циклический дефицит – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.

В целом, причины и меры по снижению бюджетного дефицита показаны в таблице 6.2.

Таблица 6.2

Причины и меры по снижению бюджетного дефицита

Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга.

Существует несколько концепций бюджетного балансирования и связи бюджетного дефицита с государственным долгом.

1) Концепция ежегодного балансирования, которая основана на рикардинском равенстве, согласно которому финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов. В таком виде балансирования используется уравнение государственного бюджетного ограничения. Оно выражается следующей формулой.

T 2 G 2

T 1 + ───── = G 1 + ─────.

1 + r 1 + r

2) Концепция циклического балансирования , которая основана на положении, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.

Для того чтобы противостоять спаду экономики, необходимо. Снижая налоги и увеличивая государственные расходы, стимулировать совокупный спрос. Таким образом правительство вызывает дефицит госбюджета. В ходе следующего за этим инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы.

3) Концепция функциональных финансов , которая основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета.

Существуют следующие виды государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов минус дефицитные излишки.

Внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран. Внешний государственный долг России на начало 2008 г. составлял около 45 млрд. долларов. Однако долг частных компаний достиг 430 млрд. долл. В целом весь долг составляет около 30% ВВП, что значительно превышает порог экономической, финансовой безопасности (10 %).

Внутренний долг – задолженность государства гражданам и организациям своей страны. В России 13 ноября 1992 г. был принят ФЗ РФ «О государственном внутреннем долге». Он составляет в настоящее время по разным данным более 50 млрд. долларов.

«Золотое правило» обслуживания государственного долга – проценты по обслуживанию долга должны быть меньше темпов экономического развития. В ином случае будет осуществляться только выплата процентов без уменьшения « основного тела» долга.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает ряд проблем.

1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета, который равен разности номинального дефицита бюджета и величины госдолга на начало года умноженной на темп инфляции.

2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т.е. учитывать как активы, так и обязательства.

3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства, т.е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность – происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг более опасен для экономики, так как необходимо расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение ──── характеризует бремя долга, его величина зависит

От размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Функции и структура государственного бюджета

В целом, бюджет государства – это центральное звено финансовой системы страны. Он необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Бюджет обладает следующими функциями:

Ø образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

Ø использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

Ø контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы . Основными источниками доходов бюджета, поступающих в распоряжение органов государственной власти, являются различного вида налоги (налог на прибыль, подоходный налог и др.), займы, пошлины, сборы, доходы от эмиссии бумажных денег. В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений недостаточно для покрытия расходов, то правительство прибегает к государственным займам. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция принадлежит расходам бюджета государством на конкретные цели. Важной статьей расходов бюджета государства являются государственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, покупка оружия для национальной обороны. Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий и пр. К расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу.

Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства , экономических регионов, учреждений непроизводственной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов непостоянна, например, изменение соотношения между расходами на обеспечение безопасности, правоохранительную деятельность и социально-культурные мероприятия свидетельствует о тенденции спада производства.

Итак, принятый государственный бюджет является законом. Однако реальная жизнь редко укладывается в рамки бюджета. Например, не удалось собрать налоги в ожидаемом размере, потому что в государстве наступил экономический спад и многие фирмы не получили никакой прибыли, а физические лица получили меньше доходов, в результате чего в бюджет поступило меньше подоходного налога.

Структура бюджетных расходов и доходов, в которых проявляется сущность любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Последняя функция бюджета – контрольная , обеспечивающая возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Часто возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Если же доходы больше расходов, разность между ними называется профицитом.

Правительство может иметь дефицит бюджета в течение многих лет. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.

Структура доходов государственного бюджета.

1. Налоговые доходы, всего

в том числе: налог на прибыль предприятий и организаций;

налог на добавленную стоимость;

лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение

алкогольной продукции;

платежи за пользование природными ресурсами;

ввозные таможенные пошлины;

подоходный налог с физических лиц;

специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;

другие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы, всего

в том числе: доходы от имущества, находящегося в федеральной

собственности;

доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;

другие неналоговые доходы.

3. Доходы целевых бюджетных фондов, всего

Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие виды обязательных расходов:

Ø осуществление экономической деятельности РФ;

Ø оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

Ø обустройство государственной границы;

Ø финансирование фундаментальной науки;

Ø образование государственных материальных и финансовых резервов;

Ø регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

Ø погашение и обслуживание государственного долга РФ;

Ø другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год.

Таким образом, основными источниками доходной части госбюджета являются:

Налоги (сборы);

Займы в форме государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, обязательств и т.п.).

Эмиссия бумажных денег.

Среди этих источников наибольший удельный вес в странах с рыночной экономикой принадлежит налогам.

Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).

Структура расходов бюджета.

1. Государственное управление.

2. Международная деятельность;

3. Национальная оборона.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

5. Федеральная судебная система.

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

7. Промышленность, энергетика, строительство.

8. Сельское хозяйство и рыболовство.

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

11. Развитие рыночной инфраструктуры.

12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

13. Образование.

14. Культура и искусство.

15. Средства массовой информации.

16. Здравоохранение и физическая культура.

17. Социальная политика.

18. Обслуживание государственного долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов.

20. Мобилизационная подготовка экономики.

21. Прочие расходы.

22. Расходы целевых бюджетных фондов.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Формами выплат из бюджета являются:

- ассигнования – денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам. Например, государственные бюджетные ассигнования на строительство домов для молодых семей, физкультурно-оздоровительных комплексов, развитие приоритетных (инновационных) направлений науки и техники.

- субсидия – сумма средств в денежной либо натуральной форме, которая выделяется из местных бюджетов либо специальных фондов определенному объекту хозяйствования для организации либо поддержания некой деятельности, доходы от которой на данный момент не покрывают нормативного размера расходов . В отличие от дотации субсидия выдается одноразово. Субсидирование производится либо из государственного бюджета, либо местного бюджета; крупной производственно-хозяйственной организации, которая заинтересована в развитии какого-либо производства; банком либо юридическим лицом, так называемым спонсором. Субсидия всегда имеет целевой характер и дается только под определенную задачу . Субсидирование производится как на возвратной , так и на безвозвратной основе, но преобладающей формой являются безвозвратные субсидии. Субсидия выдается на определенных условиях либо безвозмездно . Адресные субсидии в форме средств, предоставляемых непосредственно, называются прямыми , тогда как установление налоговых либо иных льгот называется косвенной субсидией. Субсидии нередко связаны с системой государственной поддержки отдельных видов деятельности, к примеру, малого бизнеса. Существуют различные виды субсидий. Так, например, экспортные субсидии – это одна из форм государственного стимулирования экспорта бюджетными средствами. Подобное стимулирование оказывается в виде прямого финансирования опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ и экспортного производства и, кроме этого, путем предоставления благоприятных кредитов на эти цели;

- субвенция – это форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета, которая предназначена для определенной цели. Если зафиксировано нецелевое применение средств помощи, полученных в форме страховой суммы, они возвращаются в тот бюджет, из которого были получены. Субвенцию следует отличать от дотации , при которой денежная помощь от государственного бюджета не оговорена никакими условиями, и от субсидии , которая обозначает дотации как бюджетам, так и разнообразным организациям за счет средств бюджета либо средств специальных фондов, которые формируются на основе взносов граждан и отдельных компаний;

- дотация (от лат. слова dotatio – «дар», «пожертвование») имеет несколько значений. 1. Пособие, которое выплачивается гражданам и организациям государством для покрытия ими убытков или иных целей. 2. Денежная сумма, которую выделяют из госбюджета тем предприятиям, у которых сальдо между затратами на производство продукции, ее реализацию и получаемыми доходами имеет отрицательную величину; дотации выплачивают с целью поддержания относительно низких цен на отдельные продаваемые населению товары. 3. Сумма денег. Выделяемая из бюджета вышестоящего уровня для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня, если в последнем имеет место недостаточность закрепленных и регулирующих доходов.

Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Выплачиваемая дотация компенсирует повышенные издержки предприятия, покрывает излишние убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет:

1) предотвратить банкротство этих предприятий;

2) не допускать превышения розничных цен на отдельные товары и услуги, ввиду того что за счет дотаций часть цены на эти товары оплачивает госбюджет. Если бы не было дотаций, производители увеличивали бы рост цен на товары путем переложения соответствующей дотациям доли оплаты своих расходов на покупателей. Минусом дотаций является то, что они порождают дефицитность государственного бюджета, так как он вынужден нести их тяжесть.

Существуют различные виды дотаций. Так, например, экспортные дотации – это выделяемые и выплачиваемые средства государственным бюджетом экспортерам для поощрения их деятельности по вывозу товаров. Государство таким образом стимулирует выход товара данной отрасли на мировой рынок. Также установление такой дотации может быть связано с затовариванием внутреннего рынка страны соответствующими товарами, когда государство таким образом пытается избежать всеобщего экономического кризиса в стране.


Вопрос 25. Кредитная система государства, ее структура и значение для развития экономики. Денежно – кредитная политика государства, ее методы и особенности влияния на объем производства и занятость. Эффективность монетарной политики.

Перераспределение доходов - процесс применения государственных затрат, налогообложения и контроля с целью распределения реальной прибыли. При этом:

Посредством вторичной прибыли государство решает две задачи:

Осуществляет финансирование компаний и учреждений, которые создают вещественную продукцию, и являются собственностью общества. Сюда же относятся заведения, которые не подлежат реализации (библиотеки, школы, заводы, санатории и так далее);

Помогают нетрудоспособным членам общества, к примеру, больным, безработным, престарелым, малообеспеченным гражданам и так далее.

Перераспределение доходов - деятельность страны по переводу первичных доходов в категорию вторичных. Это процесс, когда государство изымает часть прибыли, полученной в результате создания и продажи товаров, а далее перемещает средства в сферу, где создается необходимая, но не подлежащая реализации продукция (услуги).

Перераспределение доходов: основные тонкости

Перераспределение доходов может производиться двумя путями:

1. С помощью прямых каналов, проходящих через бюджет страны. Государство осуществляет сбор налогов и их аккумулирование денег в бюджете. Полученные средства наполняют социальные пакеты, необходимые для выплаты пособий безработным, реализации соцпрограмм и так далее.

2. С помощью косвенных методов - благотворительных фондов, льготных налогов, бесплатных услуг в сфере здравоохранения и образования, государственного контроля цен и так далее.

Основные способы перераспределения доходов следующие:

Трансфертные платежи - пособия, получаемые малообеспеченными семьями;

Регулирование цен;