Расходами признаются. Корректировка налоговой базы прошлого периода

В сентябре этого года Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ выпустил Письмо от 06.09.2007 № 03-03-06/1/647, посвященное проблеме учета расходов, документы по которым поступили в организацию не в периоде их осуществления. В каком периоде налогоплательщик получает право учесть такого рода расходы? В периоде, к которому расходы относятся, или когда получены документы? Попробуем разобраться.

Мнение Минфина РФ

Практика аудиторских фирм подтверждает, что счета за тепло-, водоснабжение, электроэнергию за декабрь прошлого года могут поступить к налогоплательщику-потребителю в январе, феврале, а то и в марте следующего года. Как быть в этом случае? В каком налоговом периоде учитывать расходы по коммунальным услугам, если первичные документы получены с опозданием? В том отчетном (налоговом) периоде, к которому данные расходы относятся? Или в том отчетном (налоговом) периоде, в котором налогоплательщиком получены соответствующие первичные документы?

В Письме от 06.09.2007 № 03-03-06/1/647 Минфин РФ пришел к выводу, что если налогоплательщик получает документы по расходам, которые являются условно-постоянными (например, по коммунальным расходам) с опозданием, то соответствующие расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль могут быть учтены не в том отчетном (налоговом) периоде, к которому эти расходы относятся, а в том месяце, в котором получены документы, подтверждающие эти расходы.

Данное мнение Минфина РФ не ново. Ранее в Письме от 22.02.2007 № 03-03-06/1/123 главное финансовое ведомство также высказало мнение, что условно-постоянные расходы составляют исключение из общего правила. И поэтому в целях налогообложения они должны учитываться в особом порядке.

Условно-постоянные расходы

Прежде всего определимся с термином. Условно-постоянными признаются расходы, абсолютная величина которых при изменении выпуска продукции существенно не изменяется (расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата цехового и общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления, денежные средства на административно-хозяйственные нужды и т.п.).

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Каких-либо исключений из общего правила, установленного п. 1 ст. 272 НК РФ, для условно-постоянных расходов главой 25 НК РФ не сделано.

ПРИМЕР

ЗАО «Альфа» в марте 2007 года получены первичные документы (справки о данных счетчиков, счета за оказанные коммунальные услуги) о потребленных коммунальных услугах (тепло-, водоснабжение, электроэнергия) за декабрь 2006 года.

Если исходить из Письма Минфина РФ от 06.09.2007 № 03-03-06/1/647, то ЗАО «Альфа» расходы по услугам, фактически потребленным в 2006 году, должно учесть при расчете налоговой базы за 2007 год.

Письмо Минфина РФ от 06.09.2007 № 03-03-06/1/647 было прокомментировано специалистами. Некоторые их них считают, что налогоплательщики могут применять рекомендацию Минфина РФ, но только в том случае, если предусмотрят в своей учетной политике для целей налогообложения соответствующее положение. А именно, что если первичные документы по условно-постоянным расходам поступают с опозданием, то соответствующие расходы в целях налогообложения учитываются не в тех периодах, к которым данные расходы относятся, а в тех, в которых получены первичные документы.

Автор считает, что в учетной политике налогоплательщик может осуществить выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. А налоговое законодательство по налогу на прибыль содержит общую норму, согласно которой налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу прошлого периода, если впоследствии выясняется, что эта база оказалась исчисленной с ошибками или искажениями (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Из этого общего правила, по мнению автора, существует единственное исключение: выявленные расходы можно учесть в текущем периоде и налог не пересчитывать, если такие расходы невозможно отнести к конкретному периоду (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Это возможно, если, например, в подтверждающих документах не указаны период оказания услуг либо дата составления документов.

Понятно, что вышерассмотренное исключение не подходит для коммунальных услуг, поскольку в первичных документах, подтверждающих эти услуги, в обязательном порядке указывается период. Эти документы, как правило, датированы последним числом периода оказания услуг.

Налогоплательщик может прописать в своей учетной политике рассматриваемое положение, но он также должен самостоятельно оценить соответствующий риск, связанный с тем, что представители ФНС РФ с большой долей вероятности примут решение о неучете расходов в текущем периоде, с перерасчетом налоговой базы. Если события будут развиваться по такому неблагоприятному для налогоплательщика сценарию, то он может быть оштрафован за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ). Также он будет вынужден заплатить пени за тот налоговый период, в котором он признал расход. И наконец, он будет вынужден подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот налоговый период, к которому относятся коммунальные услуги. Единственное, к чему налогоплательщик может апеллировать, так это к тому, что на него не может быть наложен штраф, поскольку он выполнял письменное разъяснение Минфина РФ (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Утешение, как видно, довольно слабое.

Правильный подход

В другом своем Письме (Письмо Минфина РФ от 18.09.2007 № 03-03-06/1/667) на аналогичный вопрос: к какому периоду относятся прошлогодние затраты, если документы по ним получены налогоплательщиком в следующем налоговом периоде, Минфин РФ ответил, что:

· рассматриваемые затраты нельзя учесть в периоде получения документов;

· налогоплательщику необходимо пересчитать налоговую базу предыдущего налогового периода, подать уточненную налоговую декларацию, поскольку рассматриваемые расходы налогоплательщик может учесть исключительно в прошлом налоговом периоде.

Исходя из позиции главного финансового ведомства, в случае если налогоплательщик в текущем налоговом периоде выявил документы по расходам, относящимся к прошлому году, следует руководствоваться общей нормой п. 1 ст. 54 НК РФ. То есть произвести перерасчет налоговой базы предыдущего отчетного периода и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций.

Автор согласен с таким мнением. По мнению автора, между общей нормой (п. 1 ст. 54 НК РФ) и специальной (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ) нет противоречия, если считать, что в состав внереализационных расходов текущего отчетного (налогового) периода включаются убытки прошлых налоговых периодов только в том случае, когда невозможно определить период, в котором эти убытки были понесены. Если же период известен, то необходимо пересчитать налоговую базу прошлого налогового (отчетного) периода.

Отметим, что такого же мнения придерживаются и большинство судов. Суды считают, что получение первичных документов, подтверждающих факт несения расходов, после окончания налогового периода, к которому они относятся, свидетельствует о возникновении искажения в исчислении налоговой базы прошлого налогового периода. При таких обстоятельствах оснований для включения убытков во внереализационные расходы текущего периода по подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ не имеется (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2006 № А11-5827/2005-К2-24/239, ФАС Уральского округа от 22.06.2006 № Ф09-5293/06-С7, ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2006 № А21-7106/2005).

Надо сказать, что в арбитражной практике имеются и диаметрально противоположные решения. Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2007 № А56-14502/2006, ФАС Поволжского округа от 19.10.2006 № А12-7537/06-С10, ФАС Московского округа от 31.05.2006 № КА-А40/4822-06 судьи пришли к выводу, что если налогоплательщик получил в текущем налоговом периоде документы, относящиеся к прошлому налоговому периоду, то подлежит применению норма подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ, налоговая база предыдущего налогового периода не пересчитывается.

Автор рекомендует налогоплательщикам придерживаться позиции Минфина РФ, выраженной в Письме от 18.09.2007 № 03-03-06/1/667, поскольку она соответствует действующему законодательству. А выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных Минфином РФ, как отмечено выше, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

И наконец, применение рекомендации, изложенной в этом Письме, выгодно налогоплательщикам. Конечно, в данном случае возникает необходимость в перерасчете налоговой базы предыдущего налогового периода, что в свою очередь связано с трудозатратами. Однако следует учитывать, что с экономической точки зрения расход выгоднее учесть в прошлом периоде, чем в текущем, поскольку в текущем он оказывается «съеденным» инфляцией.

В настоящее время гл. 25 НК РФ вообще не рассматривает себестоимость в качестве отдельной категории. Себестоимость остается основным экономическим и производственным показателем эффективности деятельности предприятия, но для целей налогообложения этот термин уже не используется.

По общему правилу расход - это тот показатель, на который организация может уменьшить свой доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). Т.е. расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки, предусмотренные ст. 265 НК РФ), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Однако не все произведенные организацией расходы уменьшают полученные доходы.

Во-первых, существует перечень расходов, которые в принципе не принимаются для целей налогообложения. Этот перечень установлен ст. 270 НК РФ. Во-вторых, для того чтобы расходы можно было учесть, они должны соответство­вать требованиям, которые установлены п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Требования, которым должны отвечать произведенные организацией расходы:

1) расходы должны быть обоснованны;

2) расходы должны быть документально подтверждены;

3)расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода

4) расходы должны быть сопоставимы с доходами.

Эти требования являются обязательными для принятия произведенных расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечи­сленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Обоснованность расходов.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются эко­номически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Причем понятие экономической оправданности не раскрыто ни в одном акте дей­ствующего законодательства. Поэтому при оценке произведенных расходов на предмет их экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации.

Могут под­тверждать обоснованность и экономическую оправданность затрат в конкретной ситуации следующие доказательства:

Необходимость осуществления затрат по экономическим, юридическим, экологическим, социальным или иным основаниям;

Связь затрат с получением дохода (или возможностью его получения);

Обусловленность затрат особенностями производственного процесса.

При этом налогоплательщик вправе приводить любые доказательства обоснован­ности (разумности, целесообразности, необходимости) конкретных расходов, тогда как налоговая инспекция должна опровергнуть его аргументы.

Нужно учитывать, что не могут быть обоснованными расходы, которые связаны с ведением деятельности, нарушающей нормы законодательства. Например, не явля­ются экономически оправданными расходы компании в связи с запретом компетент­ных органов на продажу ее продукции, поскольку она не соответствует установлен­ным требованиям закона.


Уменьшение дохода на сумму произведенных расходов означает, что расходы должны выступать результатом конкретной операции (совокупности операций) налогоплательщика. Не допускается уменьшение дохода на сумму планируемых или прогнозируемых расходов, которые не нашли своего фактического или формального воплощения в деятельности организации. Как указано в абз. 2 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются только те затраты и убытки, которые реально осуществлены (понесены) налогоплательщиком. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ: «Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме». Под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Отметим, что экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности приводит к острым налоговым конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Ведь может случиться так, что если по мнению налогоплательщика его расходы будут оправданными, то налоговый инспектор может посчитать обратное и исключить те или иные затраты из сформированных расходов (одновременно с соответствующим начислением недоимки, пени и штрафа).

Конкретные критерии экономической обоснованности и экономической оправданности расходов вырабатываются в практике применения различных норм (причем огромное значение имеет судебная практика). Однако, по нашему мнению, можно выделить два основных аспекта - оправданность размера расходов и оправданность самих расходов как таковых, т.е., грубо говоря, их нужность или ненужность для предприятия.

Во-первых, любая обоснованность и оправданность расходов должна подтверждаться позитивными последствиями для производственной и финансово-экономической деятельности налогоплательщика. То есть при обосновании расходов необходимо четко показать, как это в перспективе благотворно повлияло на его экономическое положение в будущем.

Во-вторых, экономическая оправданность тех или иных расходов, должна быть основана на их разумности. Вместе с тем разумность (или неразумность) тоже являются оценочными категориями, но хотелось бы отметить, что эта категория уже находит свое закрепление в праве. В частности, это следует из п. 3 ст. 53, п. 2 ст. 72, п. 2 ст. 76, п. 2 ст. 314 ГК РФ. Более того, гражданское право вообще защиту прав участников гражданского оборота ставит в прямую зависимость от разумного и добросовестного осуществления этих прав и отказывает в их защите в случае выявленного злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).

Положения абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ имеют непосредственное отношение к применению положений ст. 40 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы при определенных условиях могут пересчитать цену сделки для целей налогообложения «в сторону повышения или в сторону понижения». Если при перерасчете по ст. 40 происходит доначисление налога и пени, то при перерасчете по ст. 252 НК РФ будет применен штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение налоговой базы (согласно п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).

В третьих, согласно норме п. 1 ст. 252 НК РФ расходы организации должны производиться для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В то же время следует учитывать, что само по себе получение убытка не может свидетельствовать о необоснованности расходов, поскольку предпринимательская деятельность есть деятельность рисковая и не всегда имеет своим результатом прибыль. Учитывая это обстоятельство, законодатель и предусмотрел возможность включения в налоговую базу и убытков.

Документальное подтверждение расходов.

Для того чтобы расходы учесть, их нужно документально подтвердить. Чтобы подтвердить осуществленные расходы необходимо оформить соответствующие документы. Ст. 252 НК РФ разрешает подтверждать расходы любыми документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. В том числе документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы, например: таможенной декларацией; приказом о командировке; проездными документами; отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Если расходы произведены на территории иностранного государства, то для их подтверждения можно представить документы, которые действуют в этом государ­стве. При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н ). Такой перевод может сделать как профессио­нальный переводчик, так и специалист самой организации.

Таким образом, НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, кото­рые вы должны оформить для подтверждения осуществленных расходов. НК РФ также не предъявляет каких-либо требований к оформлению (заполнению) расход­ных документов. Главное, чтобы на основании документов, которые у вас есть, можно было сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.

Как правило, документов по одной расходной операции оформляется несколько, как минимум два: один, назовем его базовым, предусматривает основание расхода, а второй, платежный (расчетный), оформляет сам расход. Базовым документом может быть договор или внутренний документ организации. Так, например, если расходы связаны с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у других организаций, то основанием их возникновения будет договор с поставщиком (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в данном случае предусматривает основание, порядок и сумму платежа (ст. 420 ГК РФ).

Сам же платеж производится с оформлением платежных документов: платежного поручения или расходного кассового ордера (п. 3.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П, п. 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40) .

Если расходы не следуют из договоров, то они, как правило, оформляются внутренним распорядительным документом организации. Например, основанием расхо­дов на выплату премий работникам является соответствующий приказ руководителя о премировании, основанием командировочных расходов - приказ руководителя о направлении работника в командировку (унифицированная форма № Т-9, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004г. № 1 ). Выплаты производятся, как правило, из кассы по расчетно-платежной ведомости.

Однако в большинстве случаев для подтверждения расхода недостаточно основ­ного базового и платежного документов. Нужны еще и другие документы, в отсут­ствие которых нельзя сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. Это могут быть различные акты приема-передачи товаров (работ, услуг), счета на оплату, выставляемые поставщиками (исполнителями), отгрузочные документы поставщиков, кассовые и товарные чеки и др.

При оформлении документов необходимо внести в них все необходимые данные о расходах.

Если же контрагент не состоит на налоговом учете или исключен из ЕГРЮЛ и налогоплательщик не может доказать использование услуг в деятельности компании, такие расходы документально подтвержденными не являются.

Отнесение затрат, не подтвержденных документально, к расходам, учитываемым в целях налогообложения, не производится. Наряду с п. 1 ст. 252 НК РФ данный принцип следует из нескольких подпунктов п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которым налогоплательщики обязаны:

Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (подп. 3);

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 5);

В течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (подп. 8).

Кроме того, необходимо отметить, что принцип документирования хозяйственных операций - это принцип бухгалтерского учета. Однако для формирования «налоговых расходов» и, следовательно, для определения налогооблагаемой базы он играет большое значение. Более того, в соответствующих статьях гл. 25 НК РФ рассмотрены вопросы специального налогового учета, одной из задач которого является обеспечение документирования затрат.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2. аналитические регистры налогового учета;

3. расчет налоговой базы.

При осуществлении реорганизации документальное подтверждение расходов осуществляется на основе данных документов налогового учета передающей стороны. В процессе реорганизации у вновь созданных и реорганизованных организаций могут возникнуть следующие три вида расходов:

Расходы, понесенные прежней организацией, которые учитываются единовременно (например, сырье, материалы);

Расходы (убытки), сформированные у прежней организации, для учета которых предусмотрена специальная по периодам времени процедура (например, убытки обслуживающих производств и хозяйств);

Расходы, связанные с передачей (получением) имущества в процессе реорганизации.

Правила документального подтверждения этих расходов следующие. Расходами признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. При этом стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.

Расходы (убытки), предусмотренные статьями 255, 260-268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318-320 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы, признаются у вновь созданных и реорганизованных организаций.

При этом указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в общем порядке. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения). Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в общем порядке.

Расходы должны быть произведены для деятельности, направленнойна получение дохода

Данный принцип позволяет налогоплательщику уменьшить доход на любые расходы, если они произведены в связи с получением дохода. Указанный принцип проявляется в двух направлениях.

Во-первых, он означает, что перечень расходов, установленный в гл. 25 НК РФ, нельзя рассматривать как неизменный и не подлежащий расширению за счет появления расходов нового типа. Примерами тому могут служить некоторые статьи главы 25 НК РФ, закрепляющие отдельные перечни затрат. Так, согласно подп. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, помимо перечисленных, также относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, помимо перечисленных, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Также в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам, помимо перечисленных, относятся другие обоснованные расходы. При применении рассматриваемого правила необходимо помнить, что оно ограничивается перечнем затрат, которые ни при каких обстоятельствах не уменьшают доход (ст. 270 НК РФ).

Во-вторых, для целей налогообложения учитываются только те расходы, которые произведены в связи с получением дохода. Одним из случаев применения рассматриваемого принципа является учет для целей налогообложения расходов, которые были фактически осуществлены до начала хозяйственной деятельности. Примеры таких ситуаций на практике возникают достаточно часто. Так, возможна ситуация, когда организация получает новые производственные или офисные помещения, которые на первом этапе фактически не участвуют в коммерческой деятельности.

Расходы, которые фактически были понесены до начала хозяйственной деятельности, для целей налогообложения не учитываются. В ст. 252 НК РФ в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, не включаются расходы, осуществленные налогоплательщиком в периоде отсутствия деятельности, направленной на получение дохода.

По нашему мнению, данная позиция является обоснованной. Вместе с тем, возможна и обратная ситуация. Так, если необходимость несения данных расходов будет обусловлена, например, законодательством.

Расходы должны быть сопоставимы с доходами

Любые затраты, произведенные для осуществления деятельности, направлен­ной на получение дохода, признаются расходами (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Причем по правилам гл. 25 НК РФ расходы признаются и в отсутствие доходов. То есть для того, чтобы учесть расход, не нужно, чтобы одновременно был получен доход. Главное, чтобы расходы в принципе осуществлялись в рамках деятельности, по которой предполагается получение дохода. Таким образом, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с получением прибыли.

Теоретически даты, на которые выписаны первичные документы, и даты, на которые отражены в учете соответствующие хозяйственные операции, должны совпадать. Но на практике нередки случаи, когда товары, работы или услуги фактически приняты в одном периоде, а документы по ним (накладные или акты) получены в другом. В результате организации заведомо известно о фактически понесенных расходах, но основания для их отражения в учете (как в бухгалтерском, так и в налоговом) отсутствуют. Ситуация становится особенно запутанной, если речь идет о разных налоговых периодах. Полагаем, с подобной проблемой хоть раз в жизни сталкивался каждый налогоплательщик, следовательно, пути ее решения представляют интерес для широкого круга читателей.

Рассматриваемая ситуация Налоговым кодексом прямо не урегулирована. А это, в свою очередь, свидетельствует о наличии как минимум нескольких способов учета расходов, подтверждающие документы по которым поступили налогоплательщику с опозданием. Каждый из них, а также их плюсы и минусы, рассмотрим подробно.

Корректировка налоговой базы прошлого периода

Указанный вариант вполне легитимен и соответствует положениям налогового законодательства, в частности п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 272 НК РФ .

Напомним: порядок признания затрат при методе начисления определен п. 1 ст. 272 , в соответствии с которым расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ , признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом ст. 318 - 320 НК РФ . Другими словами, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором возникли исходя из условий сделки. Это так называемый общий принцип признания затрат для целей налогообложения прибыли. Как подчеркнул ФАС ПО в Постановлении от 21.02.2012 № А72-5678/2011 , данный принцип не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода для отражения расходов.

Исходя из приведенного принципа, налогоплательщик, получив с опозданием документы, должен скорректировать облагаемую базу по налогу на прибыль прошлого периода на сумму понесенных затрат (и, соответственно, сумму налога к уплате) и представить в инспекцию уточненную декларацию.

В пользу указанного способа отражения ранее не учтенных при налогообложении прибыли расходов можно привести следующие аргументы. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения облагаемой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренном налоговым законодательством (ст. 313 НК РФ ). Если первичные документы (независимо от их формата - бумажного или электронного) отсутствуют, значит, отсутствует и возможность учета понесенных затрат для целей налогообложения. В результате облагаемая база, отраженная в налоговой декларации за период, когда расходы были фактически понесены налогоплательщиком, оказывается завышенной. Как следствие, завышенной является и сумма налога, исчисленная и заявленная к уплате в бюджет за этот период.

Контролеры обеими руками «за»

Налоговики на местах (на это указывают примеры из арбитражной практики) нередко настаивают именно на таком способе признания в учете рассматриваемых расходов. Обосновывают они свои требования ссылкой на положения п. 1 ст. 54 НК РФ (которая корреспондирует с п. 1 ст. 272 НК РФ ), определяющей порядок исправления налоговой базы в случае обнаружения ошибок и неточностей, относящихся к прошлым периодам.

Полагаем, в немалой степени на подобную категоричность контролеров повлияли разъяснения, приведенные в Письме ФНС России от 17.08.2011 № АС-4-3/13421 .Напомним, в нем специалисты налогового ведомства пришли к выводу о том, что не подавать уточненную декларацию налогоплательщик может только в том случае, когда не ясен период возникновения ошибки. В отношении документов, полученных с опозданием, о подобной неясности речи быть не может, поскольку период, когда были понесены затраты, определен.

Следует отметить: есть судебные акты, в которых арбитры солидарны с такой позицией контролеров. Например, судьи ФАС СКО в Постановлении от 07.08.2013 № А15-1905/2012 пришли к выводу, что отражение в составе налоговой базы понесенных расходов, документы о подтверждении которых не были получены до срока сдачи отчетности, производятся путем представления уточненной декларации. Отнести расходы к периоду их выявления (получения документов от контрагентов) компания может только в том случае, если период возникновения произведенных расходов не известен.

Здесь также уместно добавить, что налоговые инспекторы нередко апеллируют к выводам, сделанным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 №  4894/08 (далее - Постановление №  4894/08 ), согласно которым расходы, относящиеся к прошлым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. 54 и 272 НК РФ . Между тем спор в указанном судебном акте возник по эпизодам, связанным с доначислением налога на прибыль по внереализационным расходам за период с 2001 по 2003 годы. Иными словами, выводы высших арбитров сделаны в отношении правоотношений, регулируемых прежней редакцией п. 1 ст. 54 НК РФ (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 26.11.2008 №  224-ФЗ ), которая применялась до 1 января 2010 года. Поэтому ссылка на упомянутый судебный акт при рассмотрении спорных ситуаций, возникших после указанной даты, мягко говоря, некорректна.

Аналогичный вывод сделан в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 №  09АП-33336/2013 .

Итак, выбирая данный способ отражения в учете расходов по опоздавшим подтверждающим документам, налогоплательщик, скорее всего, избежит претензий со стороны контролирующих органов.

«Ложка дегтя»

Вместе с тем нельзя не отметить наличие у рассмотренного выше варианта отражения расходов одного существенного недостатка. Дело в том, что подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате в бюджет, помимо камеральной проверки (проводимой в порядке, установленном ст. 88 НК РФ ), может спровоцировать выездную.

Справедливость подобного утверждения подтверждают рекомендации специалистов ФНС по проведению выездных проверок (п. 1.3.2 Письма от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 ). Из указанного документа следует, что налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который представлена уточненная декларация (даже если этот период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация). Исключением является случай, когда соответствующий период ранее был охвачен выездной проверкой (см. также Письмо ФНС России от 29.05.2012 № АС-4-2/8792 ).

Таким образом, подавая уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога на прибыль к уплате в бюджет, налогоплательщик рискует тем, что в отношении него может быть назначена внеплановая выездная налоговая проверка. Добавим, риск этот возрастает в случае неоднократного уточнения сведений за один и тот же период.

Вместе с тем (как упоминалось выше) корректировка налоговой базы прошлого периода - далеко не единственный способ отразить в учете ранее не признанные расходы.

Признание в расходах текущего периода

Помимо общего принципа признания расходов при методе начисления положения ст. 272 НК РФ содержат специальные правила, которые позволяют признать расходы в периоде получения подтверждающих документов.

Внереализационные расходы

Если речь идет об «опоздавших» документах по внереализационным или прочим расходам (как правило - это затраты, связанные с оплатой сторонним организациям работ или услуг непроизводственного характера), то применению подлежит специальная норма, установленная в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ . Напомним, данная норма предусматривает право налогоплательщика выбрать самому конкретный способ учета расходов (в том числе подтвержденных «опоздавшими» документами). Это может быть (если иное не установлено ст. 261 , 262 , 266 , 267 НК РФ ):
  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода - для расходов в виде сумм комиссионных сборов, затрат на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг), арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также иных подобных расходов.
Справедливость подобного подхода подтверждают выводы арбитров, сделанные в постановлениях ФАС СЗО от 05.06.2012 № А44-3816/2011 , ФАС СКО от 22.02.2012 № А53-11894/2011 . А ФАС МО в Постановлении от 15.03.2013 № А40-54227/12-90-293 уточнил: в налоговом законодательстве отсутствует обязанность налогоплательщика фиксировать свой выбор даты осуществления внереализационных и прочих расходов в виде затрат на оплату сторонним организациям предоставленных ими услуг в учетной политике для целей налогообложения. Если налогоплательщик признает затраты на оплату таких работ не в момент подписания акта, а в период осуществления расчетов за оказанную услугу, данные действия полностью соответствуют требованиям пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ .

Существенный момент.В подпункте 3 п. 7 ст. 272 говорится о предъявлении документов. Понятие «предъявить» в толковых словарях русского языка обозначает «показать в подтверждение». Другими словами, использование понятия «предъявление» применительно к документам указывает на то, что эти документы можно увидеть воочию. То есть речь идет о дате, когда документы фактически поступили налогоплательщику. Именно так упомянутое понятие трактуется в правоприменительной практике (см., например, постановления ФАС МО от 14.08.2013 № А40-110013/12-20-566 , ФАС СЗО от 31.01.2011 № А56-10165/2010 ).

Чиновники Минфина, в свою очередь, нередко производят замену понятий в указанной норме. Например, в Письме от 13.12.2010 №  03-03-06/1/774 финансисты указали, что под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления указанных документов. Согласитесь, между составлением и представлением документов есть разница, и немалая.

Производственные расходы

Рассматривая вопрос о специальном порядке признания расходов для целей налогообложения прибыли, нельзя не упомянуть о п. 2 ст. 272 НК РФ , определяющем порядок признания расходов по оплате работ и услуг производственного характера . Напомним, подобные расходы в налоговом учете признаются на дату подписания заказчиком актов сдачи-приема работ и услуг.

В этом случае налогоплательщику право выбора конкретного способа учета материальных затрат не предоставлено. В то же время для включения в состав налоговых расходов стоимости работ (услуг) необходим первичный документ, на основании которого данные работы будут приняты к учету. Поэтому получение информации о затратах, которая на момент составления декларации налогоплательщику не была доступна, не приводит к возникновению обязанности налогоплательщика скорректировать налоговую базу прошлого периода посредством подачи уточненной декларации.

Как сказано в упоминавшемся ранее Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда №  09АП-33336/2013 , в ситуации, когда речь идет об «опоздавших» документах, применению подлежит специальная норма - п. 2 ст. 272 НК РФ , а ссылка налоговой инспекции на общий порядок (п. 1 ст. 272 НК РФ ) и на положения ст. 54 НК РФ , в которой говорится об обнаруженных ошибках и искажениях (то есть об отражении расходов при отсутствии первичных документов), является неправомерной.

А если признать как убыток?

Не учтенные ранее расходы (из-за отсутствия подтверждающих документов) можно квалифицировать в качестве убытков прошлых периодов, которые выявлены в текущем налоговом периоде. Правда, этот способ не исключает споры с контролирующими органами (напомним, они настаивают на необходимости корректировки налоговой базы прошлого периода).

Кроме того, из Письма Минфина России от 28.12.2010 №  03-03-06/1/814 следует, что не признанные ранее расходы налогоплательщик должен отражать в учете по той же статье и группе расходов (материальные расходы, оплата труда или внереализационные расходы), по которой они учитываются в случае своевременного поступления документов.

Каковы шансы организации отстоять свои интересы в данном случае (в том числе в судебном порядке)? Заранее спрогнозировать исход подобного спора довольно сложно, поскольку судебная практика в этой части весьма противоречива.

Например, в Постановлении от 16.06.2011 № А65-6652/2010 арбитры ФАС ПО сочли правильными действия налогоплательщика, который, руководствуясь пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ ,ранее не учтенные расходы отразил в составе внереализационных расходов как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем налоговом периоде. Несмотря на то, что рассмотренный в деле спор касается признания затрат 2008 года, арбитры к анализируемым правоотношениям применили п. 1 ст. 54 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2010 года. Мотивируя свои действия, судьи сослались на п. 3 ст. 5 НК РФ , согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу без специального на то указания.

Правда, позднее ФАС ПО (Постановление от 19.12.2013 № А65-30248/2012 ) пришел к выводу о том, что положения пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ подлежат применению в текущем налоговом периоде, только если период возникновения расходов, понесенных налогоплательщиком, не известен. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. 54 и 272 НК РФ . (Здесь же указана и причина смены позиции арбитров данного округа - Постановление №  4894/08 .)

Представляет интерес и Постановление ФАС МО от 05.07.2013 № А40-122173/12-20-621 , в котором рассматривался схожий эпизод (документы по ранее понесенным расходам получены в 2008 и 2009 годах). Принимая решение в пользу налогового органа (со ссылкой на ст. 54 (в редакции до 01.01.2010), 272 НК РФ и, разумеется, на Постановление №  4894/08 ) и отменяя решения нижестоящих инстанций (принявших решение в пользу налогоплательщика), арбитры решили: налогоплательщик не вправе учесть в качестве убытков прошлых лет выявленные в текущем году расходы, связанные с обычной хозяйственной деятельностью.

Делая такие выводы, судьи тем не менее отметили, что в материалах дела отсутствуют документы , подтверждающие позднее получение первичных документов.

Возможно, если бы налогоплательщик вовремя побеспокоился об указанных доказательствах, исход спора был бы иным. Впрочем, доподлинно это утверждать нельзя. Но! Упомянутая оговорка из Постановления ФАС МО А40-122173/12-20-621 лишний раз убеждает нас в том, что подобные доказательства весьма кстати в спорах о периоде отражения ранее не учтенных расходов. Следовательно, об оформлении такого рода документов (например, журналов входящей корреспонденции) налогоплательщикам надо побеспокоиться заранее.

Итак, учитывая вышесказанное, можно сделать вывод: порядок признания в налоговом учете расходов, подтвержденных «опоздавшими» первичными документами, не может быть универсальным. Выбор периода отражения не учтенных ранее расходов (и, как следствие, необходимость корректировки облагаемой базы по налогу на прибыль) напрямую зависит от конкретного вида затрат. При этом налогоплательщику надо соизмерить негативные последствия каждого из возможных вариантов, а также оценить вероятность судебного спора с контролерами. И здесь важно четко понимать, что является ошибкой для целей налогообложения, а что нет.

Что считать ошибкой?

Пункт 1 ст. 54 НК РФ устанавливает общие правила исправления ошибок (искажений) при исчислении облагаемой базы (в том числе по налогу на прибыль):
  • если известно, что ошибка относится к прошлому периоду, то пересчитывают налоговую базу (соответственно, сумму налога) периода совершения ошибки;
  • если момент совершения ошибки определить невозможно, перерасчет налоговой базы (и суммы налога) осуществляется в текущем периоде. Можно не корректировать налоговую базу прошлого периода и в том случае, если допущенная ошибка привела к излишней уплате налога.
Однако действующее законодательство не определяет, что является ошибкой для целей осуществления налогового учета. Поясняя данный момент, Минфин отталкивается от понятия «не ошибки» (письма от 17.10.2013 №  03-03-06/1/43299 , от 30.01.2012 №  03-03-06/1/40 ). Оно определено в абз. 8 п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» : не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов

Если руководствоваться указанным определением, то получение информации о расходах (например, получение оправдательных документов), которая на момент составления налоговой декларации налогоплательщику была недоступна, не относится к ошибкам , которые нужно исправить согласно ст. 54 НК РФ . Поэтому корректировать налоговую базу прошлых периодов в таких случаях не нужно.

Действительно, не учтенные налогоплательщиком расходы (из-за отсутствия подтверждающих документов) привели в прошлом периоде к завышению облагаемой базы и, соответственно, уплате налога в большем размере. Поскольку бюджет не понес потерь в этом случае, нет необходимости и корректировать налоговую базу и сумму налога (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 №  09АП-6639/2013 ).

Следовательно, для целей налогообложения прибыли данные расходы могут быть учтены в том периоде, когда поступили подтверждающие документы. (О необходимости оформления документов, подтверждающих факт позднего поступления «первички», было сказано ранее.)

Принимая во внимание изложенную позицию финансового ведомства, можно сделать следующий вывод. Ошибка для целей налогового учета - это неправомерное (в нарушение налоговых правил) применение налоговых льгот, налоговых ставок или налоговых вычетов, поскольку в результате всех перечисленных действий облагаемая база исчисляется заведомо неверно. Исправляются такие ошибки по правилам, установленным ст. 54 и 81 НК РФ , то есть посредством подачи уточненной декларации, в том числе на уменьшение суммы налога, предназначенной к уплате в бюджет (см. Постановление ФАС СЗО от 22.01.2013 № А56-16511/2012 ).

Что в итоге? Как видим, вариантов для учета расходов по «опоздавшей» первичке несколько, выбор зависит от конкретной ситуации и вида расходов. При этом порядок признания расходов (в том числе не учтенных ранее) является элементом учетной политики для целей налогообложения. Но, закрепляя этот порядок, важно не перестараться и не установить слишком жесткие условия, которые впоследствии ограничат действия налогоплательщика.

Кроме того, при решении вопроса о периоде признания расходов и внесения корректировок в налоговый учет не стоит забывать о следующем нюансе. Если в предыдущем налоговом периоде был получен убыток, признать не учтенные ранее расходы в текущем налоговом периоде нельзя, поскольку в этом случае допущенное искажение налоговой базы не привело к излишней уплате налога. Поэтому перерасчет налоговой базы и суммы налога в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ , по мнению Минфина (письма от 11.08.2011 №  03-03-06/1/476 , от 15.03.2010 №  03-02-07/1-105 ), производится за период, в котором были совершены ошибки (разумеется, если этот период установлен).

Классификация расходов в налоговом учете по налогу на прибыль подразумевает разделение затрат по характеру, условиям осуществления и направлениям деятельности налогоплательщика на 2 группы (п. 2 ст. 252 НК РФ):

  • расходы, связанные с производством и реализацией;
  • внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, в свою очередь, делятся на (п. 2 ст. 253 НК РФ):

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

О том, что включают в себя материальные расходы, а также как они признаются в налоговом учете, расскажем в нашей консультации.

Состав материальных расходов в налоговом учете

Состав материальных расходов в целях гл. 25 НК РФ является открытым. Материальными расходами признаются, в частности, следующие затраты (ст. 254 НК РФ):

  • на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве;
  • на приобретение материалов для упаковки товаров (включая предпродажную подготовку), для содержания, эксплуатации основных средств и т.д.;
  • на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, другого имущества, не являющегося амортизируемым;
  • на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов;
  • на приобретение топлива, воды, энергии всех видов;
  • на приобретение сторонних работ и услуг производственного характера.

Состав материальных расходов организация определяет самостоятельно и закрепляет этот перечень в своей .

Для ведения налогового учета материальные расходы могут быть отнесены к прямым или косвенным (п. 1 ст. 318 НК РФ). Зависит это от особенностей деятельности налогоплательщика и условий его Учетной политики. Прямые материальные расходы при расчете налога на прибыль уменьшают «прибыльные» доходы по мере реализации товаров, в стоимости которых учтены (п. 2 ст. 318 НК РФ). И только налогоплательщики, которые оказывают услуги, могут относить прямые расходы в полной сумме на уменьшение доходов отчетного (налогового) периода.

Признание расходов в налоговом учете

Момент, в который материальные расходы признаются в налоговом учете при методе начисления, указан в п. 2 ст. 272 НК РФ . Зависит он от вида материальных расходов. Так, расходы на сырье и материалы, приходящиеся на произведенные товары, признаются в расходах на дату передачи таких сырья и материалов в производство, а для работ или услуг производственного характера датой признания материальных расходов является дата подписания акта приемки-передачи услуг.

Одним из объектов бухгалтерского учета организации являются ее расходы (ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). О видах бухгалтерских расходов и особенностях их признания расскажем в нашем материале.

Понятие расходов в бухучете

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

К примеру, если организация перечислила аванс в счет поставки материалов, расходом эта операция не признается не только потому, что предварительная оплата МПЗ, как мы указывали выше, - не расход в соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 , но и потому что в результате этой операции уменьшение экономических выгод не происходит. Актив организации лишь меняет свою форму - из денежной в дебиторскую задолженность:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кредит счета 51 «Расчетные счета»

Виды расходов в бухгалтерском учете

В зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности расходы организации подразделяются на (п. 4 ПБУ 10/99):

Подробнее о , а также мы рассказывали в наших отдельных консультациях, приводили и основные проводки по расходам организации.

Синтетический и аналитический учет расходов

Синтетический учет расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов ведется на синтетических счетах учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Аналитический учет расходов должен обеспечить их детализацию по видам затрат, подразделениям организации, статьям расходов, видам выпускаемой продукции и т.д. в зависимости от типа расходов и особенностей деятельности конкретной организации.

Бухгалтерский учет расходов будущих периодов

Отдельную группу расходов составляют так называемые расходы будущих периодов. Это затраты организации, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (п. 65 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н). Это могут быть к примеру, расходы на сертификацию продукции, на приобретение лицензионного программного обеспечения или в связи с предстоящими строительными работами. Расходы будущих периодов учитываются на одноименном счете 97.

Пример учета расходов будущих периодов (проводки):

Расходы будущих периодов признаются расходами текущего периода постепенно по мере наступления отчетного периода, к которому они относятся.

Пример списания расходов будущих периодов (проводки).