Внешний долг рф статистика. Внешний долг россии

Предлагает перестать считать зарезервированные в бюджете под государственные гарантии деньги как государственной долг страны. Ведомство считает, что эти средства можно будет учитывать, как задолженность федерального бюджета только после открытия кредитной линии под инвестиционный проект. Таким образом Министерство финансов Российской Федерации сможет существенно снизить размер государственного долга, так, как только в 2018 году на госгарантии должно будет приходиться 30% всего внутреннего и внешнего долга. Этим способом власти хотят заставить госгарантии заработать по-настоящему, привлекая новые инвестиции в страну. Кстати, до 2020 года на государственные гарантии в бюджете страны зарезервировано больше 2 трлн руб, значительная часть которых предусмотрена на поддержку экспорта. Например, только в 2018 году Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР ) получит 20 млрд долларов США на обеспечение гарантий экспортеров по внешнему долгу.

Государственный долг России – что собой представляет и откуда взялся

Государственный долг Россия можно сказать получила в наследство – после распада СССР страна взяла на себя все обязательства по внешним долгам перед другими странами. В обмен на это остальные республики бывшего СССР отказались от каких-либо притязаний на зарубежные активы уже несуществующей страны, которых по оценкам было немало – на 150 млрд долларов США. Но и внешний долг после СССР оказался весьма внушительным – 97 млрд долларов США. Больше всего из них, 45 млрд долларов США пришлось на так называемый Парижский клуб – неофициальное объединение из развитых стран-кредиторов, в число которых входит и Российской Федерации. Еще почти столько же, 40 млрд долларов США, России вынуждена была отдать по обязательствам СССР перед странами Варшавского договора. Кстати, именно погашение задолженности перед такой стране стало последним платежем России по долгам СССР – в августе 2017 года Боснии и Герцеговине, как одной из наследниц Югославии, было перечислено 125 млн долларов США.

Кроме внешнего долга, государственный долг также включает в себя и внутренние обязательства страны перед гражданами и компаниями. Вообще госдолг призван покрыть дефицит бюджета за счет заимствования государства на внешних рынках и у своих собственных граждан. Те есть этот показатель фактически отображает на сколько хорошо сбалансирован бюджет страны. Однако не стоит забывать о еще одной составляющей внешнего долга страны, которая зачастую существенно больше по своим объемом. Речь идет обо всех обязательствах государства и частного сектора перед иностранцами.

Как обстоит ситуация с государственным долгом Российской Федерации сейчас

Сразу стоит отметить, что Россия относится к числу стран с низким уровнем государственного внутреннего и внешнего долга. Это можно увидеть сравнив соотношение обязательств государства к внутреннему валовому продукту (ВВП). Именно таким образом и определяется насколько страна погрязла в долгах и что ее может ждать в дальнейшем.

Так вот, на конец прошлого года Россия была двенадцатая снизу в рейтинге стран по соотношению своего государственного долга к ВВП, которое к концу 2017 года эта цифра должна составить 13.6% ВВП. Для сравнения, у Японии, лидера этого рейтинга, соотношение госдолга к ВВП уже достигло 250%, а у США – 106% (12 место). Что касается точных цифр, то на начала сентября 2017 года государственный внешний долг России составлял 51.1 млрд долларов США, а внутренний – 8.7 трлн руб. Кстати, государственный долг России выгодно отличается от многих стран по своей структуре. Дело в том, что три четверти его объема приходится не на денежные кредиты, а на ценные бумаги, при этом в основном номинированные в рублях.

Вторая часть внешнего долга России по своим объемам выглядит намного значительней, чем первая. Так, на конец 2016 года общие частные и государственные обязательства Российской Федерации перед иностранными юридическими и физическими лицами достигал почти 515 млрд USD, что составляло практически 100% ВВП страны. Но и здесь все оказывается не так критично. Например, у той же Японии этот показатель уже достиг 400% ВВП, у США – 233% (16 место), а у Китая – 217% (22). Кстати, самым большим должником в мире является США с общим долгом, превышающим 17 трлн USD (на весну 2016 г), Великобритания (8 трлн USD) и Франция с Германией (5 трлн USD).

Хорошую ситуацию с госдолгом отмечают и аналитики. По их мнению, Россия без особых рисков может позволить себе в ближайшие годы нарастить соотношение общего внешнего долга к ВВП до 150%, что существенно ускорит экономическое развитие страны даже без каких-либо значимых реформ. Кстати, примерно такое соотношение уже достигалось Российской Федерацией однажды – в середине 2014 года, когда общий внешний долг страны превысил 700 млрд USD.

Какие дальнейшие прогнозы относительно государственного долга РФ

До конца 2017 года выплаты России по внешнему долгу превысят 40 млрд USD (с учетом сентября). Так, в первый месяц осени предстоит заплатить по внешнему долгу 10.6 млрд USD, в октябре – 6.6 млрд, в ноябре – 6.5 млрд, а в декабре – 19 млрд. В следующем 2018 году Российской Федерации также предстоят весьма существенные выплаты по внешнему долгу – по предварительным данным около 96 млрд USD, из которых 16 млрд USD являются процентами.

Также на сегодняшний день уже известны предварительные параметры, как будет расти соотношение внешнего долга к ВВП страны в ближайшие годы. Эти параметры прописаны в недавно представленном проекте бюджета на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 года. Согласно этого документа на начала 2018 г государственный долг Российской Федерации составит 12.6 трлн рублей, достигнув 13.6% ВВП. В следующие годы госдолг РФ продолжит только увеличиваться – до 15.3 трлн рублей в 2018 году и до 17.8 трлн рублей к 2020 году (16.2% ВВП).

Навигация по записям

Внешний долг России продолжает стремительно увеличиваться, что отражается на прогнозах Минфина на 2018 год. Власти намерены перенести сроки погашения облигаций на более поздние периоды, что положительно отразится на государственных финансах. При этом чиновники подчеркивают, что уровень внешней задолженности далек от критической черты.

Внешний долг России продолжает уверенный рост. За 9 месяцев 2017 года данный показатель увеличился практически на 5% и превысил отметку 537 млрд долл. Около 10% задолженности приходится на органы госуправления, которые нарастили долг в январе-сентябре на 12,5 млрд долл. Обратная тенденция наблюдается в банковском секторе, представители которого за аналогичный период сократили долг на 12 млрд долл. При этом доля других секторов экономики достигла 66,3%, отмечают эксперты.

В следующем году власти продолжат наращивать внешний долг, что зафиксировано в проекте бюджета. Предельный уровень госдолга на следующий год зафиксирован на рубеже 71 млрд долл., что практически на 20 млрд превышает показатели текущего года.

Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста госдолга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Минфине подчеркивают устойчивость государственных финансов. По итогам 2018 года внешний долг достигнет 15,7% ВВП, что существенно ниже критической черты (20%). Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, что позволит снизить нагрузку на госфинансы.

В следующем году в Минфине рассчитывают сократить выплаты по внешнему долгу более чем на 1 млрд долл. Для этого чиновники планируют обменять евробонды, срок погашения которых истекает в 2030 году. В результате реструктуризации сроки будут смещены на 2027 и 2047 годы. Данная мера позволит повысить ликвидность отечественных ценных бумаг.

В течение 2018 года власти планируют разместить евробонды на общую сумму 7 млрд долл. Преимущественно ресурсы будут привлекаться в долларах, что соответствует предыдущей практике Минфина. Кроме того, для сокращения расходов на обслуживание внешней задолженности чиновники планируют обменять евробонды на 4 млрд долл.

Минфин вернулся на рынок внешних заимствований в 2016 году, успешно разместив ценные бумаги на 3 млрд долл. При этом доходность евробондов оказалась существенно ниже уровня 2013 года.

Несмотря на оптимизм представителей Минфина, в Центробанке отмечают негативные тенденции для государственных финансов. Дальнейший рост внешнего долга России в 2018 году отразится на ухудшении устойчивости отечественной финансовой системы.

Центробанк бьет тревогу

По итогам 2016 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышает отметку 3500 долларов, подчеркивают в Центробанке. Основной причиной ухудшения показателей является стремительная девальвация отечественной валюты.

Кроме того, в результате падения цен на энергоресурсы снижается поступления валютной выручки, что создает дополнительные риски при обслуживании внешней задолженности. На обслуживание внешних кредитов уходит до 40% валютных поступлений, что существенно превышает критический уровень (по методике МВФ – 25%).

Уровень обеспеченности внешнего долга в следующем году будет зависеть от стоимости «черного золота». Рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр. обеспечит дополнительные валютные поступления, что позволит компенсировать увеличение задолженности. Однако реализация пессимистичного сценария приведет к новому обвалу нефтяного рынка, что станет очередным испытанием для государственных финансов.

Эксперты не исключают снижение цен на нефть до 40 долл./барр., если на рынке сохранится перепроизводство. В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится, отмечают эксперты. Кроме того, в ближайшие годы российская экономика сохранит низкие темпы роста (в пределах 2%). При этом внешний долг будет расти более высокими темпами, что приведет к приближению соотношения внешнего долга к ВВП к критической черте.

Привлечение внешних кредитов не может заменить реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Размещение евробондов и перемещение сроков погашения долгов решает краткосрочные цели правительства. Однако в долгосрочной перспективе государственные финансы сохранят уязвимость перед внешними вызовами.

Внешний долг России превысил отметку 537 млрд долл. и продолжит увеличиваться в следующем году. В Минфине повысили предельный порог для внешнего государственного долга на 2018 год до 71 млрд долл. В следующем году чиновники планируют продолжить привлекать ресурсы через размещение евробондов. Также в Минфине планируют снизить нагрузку на государственные финансы благодаря обмену ценных бумаг.

В Центробанке отмечают риски, связанные с чрезмерным ростом внешней задолженности. В том числе представители регулятора подчеркивают ухудшение уровня обеспеченности внешнего долга.

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

  • Абдуллина Айзиля Буранбаевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Запольских Юлия Альфредовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
  • ГОСУДАРСТВО
  • БЮДЖЕТ
  • КРЕДИТ

В данной статье рассматриваются проблемы государственного внешнего долга Российской Федерации. Целью является изучение данной проблемы, выявление слабых сторон. К статье прилагаются таблицы, которые демонстрируют внешние долги других стран. и предлагаются разные пути решения проблемы.

  • Инвестиционное предложение по повышению экономической эффективности производства озимой ржи на примере СПК «Дружба» Бакалинского района

На сегодняшний день актуальной является проблема государственного внешнего долга РФ. Обслуживание внешнего государственного долга является одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезные барьером на пути к экономическим преобразованиям, реформам.

Проблемами такой задолженности является дефицит бюджета, а это связано с тем, что не до конца продумана экономическая политика страны, что в конечном счете приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Государственный долг начинает возрастать в том случае, когда страна не погасив предыдущий займ или кредит, прибегает еще к новым заимствованиям, так как у большинства стран нет больше другого пути как прибегать к дополнительным займам. Долговой кризис тесно связан с состоянием экономики страны-должника и порождается низкими темпами экономического роста и напряженным состоянием государственного бюджета.

Чем больше сумма государственного внешнего долга, тем обременительнее его воздействие на национальную экономику, финансовую сферу и на дальнейшее экономическое развитие страны. Рассматривая влияние государственного внешнего долга на экономику страны, необходимо учитывать, что чрезмерный рост государственного внешнего долга является опасным для государственного бюджета, международной кредитоспособности страны.

Рассмотрим таблицу 1, где представлена динамика государственного внешнего долга России за последние 4 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1)
(на начало года; миллиардов долларов США)

Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые Российской
Федерацией)

в том числе:

задолженность странам-
участницам Парижского клуба

задолженность странам,
не вошедшим в Парижский клуб 2)

коммерческая задолженность

задолженность перед между-народными финансовыми
организациями

задолженность по внешним облигационным займам

задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ)

предоставление гарантий
Российской Федерации в
иностранной валюте

По данным этой таблицы видно, что внешний долг с каждым годом растет, за 2014 год составил 55,8 млрд. долларов это на 5млрд. долларов больше, чем в 2013 году. Самая большая задолженность это задолженность по внешним облигационным займам, которая равна 40,7 млрд. долларов. Также можно сказать, что исчезла задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа.

А теперь рассмотрим таблицу 2, где представлены внешние долги других стран и их место в рейтинге

Прогнозируют, что к концу года общий долг первой десятки государств превысит 55 триллионов долларов. И эта сумма имеет тенденцию к росту. Так, по прогнозам, США уже через три года преодолеет отметку в 25 триллиона долларов.

Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, как может выглядеть внешний долг на душу населения в каждом государстве. Прошедший год показал, что на каждого японца приходилось по 99,7 тысяч долларов долга, а на каждого американца - 58,6 тысяч.

Постоянный рост внешнего долга ведет к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенности населения страны-должника в завтрашнем дне. Следовательно, можно отметить, что страна переносит экономическое бремя своего долга на будущее поколение, оставляя ему уменьшенные основные производственные фонды.

Некоторые пути решения этой проблемы: внесение изменений в российское законодательство, в частности, в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих возможность проведения Министерством финансов досрочных операций по долгу, привлечения средств для замещения наиболее дорогих заимствований более дешевыми, досрочное погашение задолженности кредиторам, проведение «своповых» операций; привлечь займы для замещения имеющихся (более дорогих) долговых обязательств; окончательный отказ от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, отказ от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультационных услуг.

Список литературы

  1. http://www.gks.ru/
  2. http://global-finances.ru/
  3. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Э.В. Алехин. ПЕНЗА 2010.
  4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
  5. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Гарифуллина Г.Ф., Запольских Ю.А. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1152-1155

Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.

Кредиторами для государства могут быть:

  • другие державы;
  • финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
  • нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).

Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:

  1. Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
  2. Среднесрочные – на 5 лет.
  3. Долгосрочные – на 30 лет.

Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.

Государственный внешний долг России

Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Долг России перед другими странами состоит из:

  1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
    • межбанковские кредиты;
    • векселя;
    • ценные бумаги;
    • облигации.
  2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
    • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
    • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
    • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
    • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
    • коммерческие сделки;
    • государственные кредиты на двусторонней основе.

Управление внешним долгом

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.

Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Мнение экспертов

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.