Учет и налогообложение импортного оборудования. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования

Размер субсидии:

1. При приобретении стационарного оборудования по сушке и очистке зерна в размере 50% от стоимости оборудования, но не более 7500 тыс. рублей;

2. При приобретении передвижного оборудования по сушке зерна в размере 30% от стоимости оборудования, но не более 4500 тыс. рублей;

3. При приобретении оборудования по сушке и очистке зерна на условиях финансовой аренды (лизинга) в размере 100% первоначального взноса по договору лизинга, но не более 7500 тыс. рублей для стационарного оборудования по сушке и очистке зерна и не более 4500 тыс. рублей для передвижного оборудования по сушке зерна;

4. При приобретении жаток кукурузных, плющилок зерна (вальцевых мельниц) в размере 25% от стоимости оборудования, но не более 500 тыс. рублей;

5. При приобретении жаток кукурузных, плющилок зерна (вальцевых мельниц) на условиях финансовой аренды (лизинга) в размере 100% первоначального взноса по договору лизинга, но не более 500 тыс. рублей;

6. При приобретении роботизированных доильных установок в размере 40% от стоимости оборудования, но не более 5000 тыс. рублей;

7. При приобретении роботизированных доильных установок на условиях финансовой аренды (лизинга) в размере 100% первоначального взноса по договору лизинга, но не более 5000 тыс. рублей.

Дополнительные условия по данной форме поддержки:

1. Под оборудованием для целей настоящего Положения понимаются:

Стационарное оборудование по сушке и очистке зерна;

Передвижное оборудование по сушке зерна;

Жатки кукурузные;

Плющилки зерна (вальцевые мельницы);

Роботизированные доильные установки.

2. Приобретение с 1 января 2015 года включительно для собственных нужд у производителей, официальных дилеров или поставщиков нового (неэксплуатировавшегося) оборудования по сушке и очистке зерна, объединенного в общую технологическую линию, по номенклатуре, определенной кодами 28.93.16.000 "Сушилки для сельскохозяйственных продуктов", 28.93.20.000 "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур", 28.93.13.111 "Сепараторы зерноочистительные", 28.93.13.112 "Аспираторы и сортирующие устройства", 28.93.13.114 "Триеры", 28.22.17 "Подъемники и конвейеры пневматические и прочие непрерывного действия для товаров или материалов", 27 "Оборудование электрическое" для зерносушилок, жаток кукурузных и плющилок зерна (вальцевых мельниц), определенных кодами 28.30.59.112 "Жатки рядковые" и 28.93.13.133 "Машины плющильные", 28.30.82.110 "Установки доильные" роботизированные в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, либо по номенклатуре, определенной кодами 33 0000, 34 0000, 35 0000, 47 3520 - 47 3535, 47 3915, 47 3932, 47 3541, 51 4113, 51 4161, 51 4162, 51 4210 - 51 4213, 51 4215 (зерносушильное и зерноочистительное оборудование) и 47 3551, 51 4251 (жатки кукурузные и собиратели початков, станки-автоматы мельничные вальцевые), 47 4141 "Установки доильные" роботизированные в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 301.

3. Под первоначальным взносом по договору лизинга понимается первый единовременный платеж, предусматривающий авансовые выплаты, страховые взносы и арендную плату за первый год пользования сельскохозяйственным оборудованием и другие платежи, установленные условиями заключенного договора лизинга, но не более 50% от стоимости предмета лизинга для стационарного оборудования по сушке и очистке зерна, жаток кукурузных, плющилок зерна (вальцевых мельниц) и не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга для передвижного оборудования по сушке зерна.

4. Использование приобретенного оборудования в течение трех лет с даты его приобретения.

Законодательство:

Контакты министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области:

Порядок предоставления компенсации субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию проекта в монопрофильном населённом пункте - п. Селенгинск МО ГП «Селенгинское» на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования

1. Общие положения

1.1.Настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятий муниципальной Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории МО «Кабанский район» на 2015 - 2017 годы (Далее - Программа) и регламентирует предоставление компенсаций субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою хозяйственную деятельность в монопрофильном населённом пункте п. Селенгинск МО ГП «Селенгинское» (далее - п. Селенгинск), на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, включая затраты на монтаж оборудования (далее - компенсация). Компенсации предоставляются на основе конкурсного отбора.

1.2. Получателями компенсации являются субъекты малого и среднего предпринимательства со средней численностью работников за предшествующий и текущий год, равной 15 и более человек (далее - Заявители). Компенсации предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в пределах бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.

1.3. Компенсации на приобретение оборудования предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора на бесплатной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат за предшествующий календарный год и (или) текущий год, связанных с приобретением оборудования, спецтехники (кроме спецтехники для грузоперевозок и пассажироперевозок) в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).».

1.4. Компенсации на приобретение оборудования предоставляются из расчёта не более 50% произведённых затрат и в размере не более 1,5 млн. рублей на одного получателя поддержки.

1.5. Организатором конкурсного отбора является Фонд поддержки малого предпринимательства МО «Кабанский район (далее - Фонд). Решение о предоставлении компенсации, принимается Рабочей группой Координационного совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства на территории МО «Кабанский район» (далее - Рабочая группа), созданного при Администрации муниципального образования «Кабанский район»

1.6.1. Публикует в официальном печатном издании и размещает в сети Интернет на сайте Администрации МО «Кабанский район» объявление о конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем за 30 календарных дней до окончания срока подачи конкурсных заявок на участие в отборе с указанием следующих сведений:

Адреса организатора конкурса с указанием номеров контактных телефонов;

Порядка предоставления компенсации на приобретение оборудования;

Перечня документов, которые должны быть представлены в составе конкурсной заявки;

Места и срока приема конкурсных заявок.

1.6.2. Даёт разъяснения по вопросам проведения конкурса.

1.6.3. Осуществляет приём конкурсных заявок на участие в конкурсе.

1.6.4. Осуществляет вскрытие конвертов с конкурсными заявками и оформление протокола вскрытия конвертов с конкурсными заявками. Рассматривает конкурсные заявки на предмет соответствия требованиям настоящего Порядка, условиям конкурсного отбора и готовит по итогам рассмотрения заключение.

1.6.5. Представляет в Рабочую группу протокол вскрытия конвертов с конкурсными заявками.

1.6.6 Формирует реестр принятых конкурсных заявок и представляет его в Рабочую группу.

1.6.7. В течение пяти рабочих дней со дня утверждения протокола заседания Рабочей группы:

Уведомляет участников конкурса о его результатах, а также заявителей - победителей конкурса о времени и месте заключения договора о предоставлении компенсации.

1.6.8. На основании решения Рабочей группы об оказании поддержки готовит и подписывает договор о предоставлении компенсации и предоставляет компенсацию победителю конкурса.

1.6.9. Осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств.

1.7. Срок подачи конкурсных заявок на участие в конкурсном отборе - 30 календарных дней со дня опубликования объявления о конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления компенсации на приобретение оборудования.

1.8. Срок предоставления в Рабочую группу протокола вскрытия конвертов с конкурсными заявками и реестра принятых конкурсных заявок - 10 рабочих дней со дня окончания приема конкурсных заявок на участие в конкурсном отборе.

2.Основные критерии конкурсного отбора

2.1. Социальная эффективность предпринимательского проекта:

Создание новых рабочих мест;

Достижение уровня средней заработной платы по Республике Бурятия по организациям, осуществляющим соответствующий вид экономической деятельности;

2.2. Экономическая эффективность предпринимательского проекта:

Увеличение (прирост) объема выпускаемых товаров (работ, услуг);

2.3. Бюджетная (финансовая) эффективность предпринимательского проекта:

увеличение (прирост) налоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

3. Требования к участникам конкурса, претендующим на получение компенсации

3.1. В конкурсе принимают участие Заявители, соответствующие следующим требованиям:

3.1.1. Субъект малого и среднего предпринимательства зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории МО «Кабанский район» и осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории п. Селенгинск МО ГП «Селенгинское». Субъектом малого и среднего предпринимательства - юридическим лицом на момент обращения для получения компенсации полностью сформирован уставный капитал.

3.1.2. Субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства, определенных в пункте 1.2 приложения N 1 к муниципальной Программе.

3.1.3. Средняя численность работников субъекта малого и среднего предпринимательства в текущем году равна 15 и более человек.

3.1.4. Субъектом малого и среднего предпринимательства представлены платежные поручения, подтверждающие фактическую оплату субъектом малого и среднего предпринимательства оборудования в размере не менее суммы софинансирования и бухгалтерские документы, подтверждающие постановку на баланс указанного оборудования.

3.1.5. Субъект малого и среднего предпринимательства не имеет просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

3.1.6. В отношении субъекта малого и среднего предпринимательства не проводится процедура реорганизации, ликвидации, банкротства.

3.1.7. Субъектом малого и среднего предпринимательства подготовлена и представлена в Фонд конкурсная заявка в соответствии с условиями проведения конкурса, определенными настоящим Порядком.

3.1.8. Ранее в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства не принималось решение об оказании аналогичной поддержки для реализации представленного предпринимательского проекта в соответствии с иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия

3.2. К участию в конкурсе на предоставление компенсаций не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, которым в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не может оказываться финансовая поддержка.

4. Порядок оформления и представления конкурсной заявки на участие в конкурсе на получение компенсации

4.1. Для участия в конкурсе Заявитель подает конкурсную заявку в двух экземплярах (оригинал, копия), в которую входят следующие документы:

4.1.1. Заявление, оформленное согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

4.1.2. Субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица представляют заверенные печатью юридического лица копии учредительных документов со всеми последующими изменениями. Субъекты малого и среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели представляют общегражданский паспорт физического лица и его копию.

4.1.3. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданная не ранее даты объявления конкурса, либо ее нотариально заверенная копия.

4.1.4. Утвержденный Заявителем (руководителем юридического лица) предпринимательский проект (бизнес-план, технико-экономическое обоснование).

4.1.5. Заключенные субъектом малого и среднего предпринимательства договоры на приобретение в собственность оборудования.

Заверенные Заявителем (руководителем юридического лица):

Копии документов, подтверждающих фактическую оплату оборудования в размере не менее суммы софинансирования затрат, связанных с приобретением оборудования (платежные поручения, счета или счета-фактуры);

Копии бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс указанного оборудования (накладные и (или) акты приема-передачи, инвентарные карточки).

4.1.6. Расчет суммы компенсации по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

4.1.8. Для подтверждения соответствия условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства представляют:

4.1.8.1. Субъекты малого предпринимательства - юридические лица:

Копию отчета по форме федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за последний отчетный год и последний отчетный период с отметкой ГУ "Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия".

4.1.8.2. Субъекты среднего предпринимательства - юридические лица:

(в ред. Постановления Правительства РБ от 16.05.2013 N 235)

Копии отчетов по форме федерального статистического наблюдения N П-3 (месячная) "Сведения о финансовом состоянии организации" и N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за последний отчетный год и последний отчетный период с отметкой Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.

4.1.8.3. Субъекты малого и среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели:

Справки о выручке от реализации товаров (работ, услуг), среднемесячной заработной плате работников и налоговых платежах в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за предшествующий год и последний отчетный период, заверенные подписью и печатью.

4.1.9. Справка налогового органа, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на последнюю отчетную дату.

4.1.10.Копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за последний отчетный период с отметкой Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия.

4.1.11. Подписанную руководителем и заверенную печатью юридического лица или заверенную подписью и печатью индивидуального предпринимателя информацию о росте среднесписочной численности работников, среднемесячной заработной платы, а также налоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за период реализации предпринимательского проекта.

4.2. Конкурсная заявка должна быть сброшюрована в одну или несколько папок, страницы которых пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. Первым листом конкурсной заявки должно быть оглавление с указанием наименований документов, содержащихся в конкурсной заявке, с указанием номеров страниц.

4.3. Дополнения или поправки, внесенные в документы в составе конкурсной заявки, должны быть заверены лицом, подписавшим соответствующий документ.

4.4. Оригинал и копия конкурсной заявки должны быть запечатаны в отдельные внутренние конверты, которые вкладываются в один внешний конверт.

4.4.1. На внутренних конвертах проставляются отметки «оригинал», «копия», а также указываются наименование организатора, наименование конкурса, наименование и адрес участника.

4.4.2. На внешнем конверте указываются почтовый адрес и наименование организатора, наименование конкурса, наименование, адрес и номер контактного телефона участника.

4.5. При принятии конвертов с конкурсной заявкой организатором на внешнем конверте делается отметка, подтверждающая прием документов, с указанием даты и времени приема. По требованию лица, доставившего конверт, выдается расписка в его получении.

4.6. До истечения установленного срока подачи конкурсных заявок участник конкурса может внести изменения в представленную конкурсную заявку или отозвать ее. Изменения в конкурсную заявку оформляются в том же порядке, что и заявка, при этом на конвертах делается отметка «Внесение изменений в конкурсную заявку на участие в конкурсе на получение компенсации на возмещение процентной ставки».

4.7. При неоднократном внесении изменений в конкурсную заявку все изменения должны быть пронумерованы по порядку возрастания номеров. В случае противоречий между внесенными изменениями преимущество имеет изменение с большим порядковым номером.

4.8. По истечении установленного срока подачи конкурсных заявок внесение изменений в них не допускается.

4.9. Конкурсные заявки не вскрываются в случаях:

Отсутствия на внешних конвертах полной информации, предусмотренной пунктом 4.4.2 настоящего Порядка;

Подачи после даты и времени окончания приема конкурсных заявок, указанных в объявлении о проведении конкурса.

Указанные конкурсные заявки возвращаются Заявителям по письменным заявлениям в течение 5 рабочих дней.

4.10. Сведения, представленные участниками конкурса, используются с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4.11. Представленные на конкурс заявки не возвращаются.

5. Рассмотрение конкурсных заявок на участие в конкурсе на получение компенсации

5.1. Рассмотрение конкурсных заявок осуществляет Рабочая группа. Решения принимаются на заседаниях Рабочей группы открытым голосованием, большинством голосов присутствующих на заседании членов Рабочей группы.

Срок рассмотрения конкурсных заявок - 10 календарных дней со дня представления протокола вскрытия конвертов с заявками и заключения о соответствия требованиям настоящего Порядка, условиям конкурсного отбора

5.1. Рассмотрение конкурсных заявок осуществляет Рабочая группа.

Срок рассмотрения конкурсных заявок - 20 календарных дней со дня окончания приема конкурсных заявок на участие в конкурсном отборе.

5.2. По итогам рассмотрения Рабочая группа выносит одно из следующих решений:

Решение о предоставлении компенсации Заявителю, ее размере;

Решение об отказе в предоставлении компенсации.

5.3. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации являются:

5.3.1. Несоблюдение требований к участникам конкурса, претендующим на получение компенсации, установленных настоящим Порядком.

5.3.2. Оформление конкурсной заявки с нарушением порядка оформления и представления конкурсной заявки на участие в конкурсе на получение компенсации, установленного настоящим Порядком.

5.3.3. Предпринимательский проект не отвечает критериям конкурсного отбора, предъявляемым к социальной и экономической эффективности предпринимательского проекта, предусмотренным настоящим Порядком.

5.3.4. При прочих равных условиях решение об отказе в оказании поддержки принимается в отношении Заявителей, которые имеют наиболее низкие значения критериев конкурсного отбора по итогам ранжирования представленных на конкурс предпринимательских проектов.

5.4. В течение 3-х дней с момента принятия решения размешает выписку из протокола заседания Рабочей группы на официальном сайте Администрации МО «Кабанский район».

6. Порядок предоставления компенсаций

6.1. Победителям конкурса предоставляются компенсации на приобретение оборудования из расчёта не более 50 процентов произведённых затрат и в размере не более 1,5 млн. рублей на одного получателя поддержки.

6.2. Основанием для предоставления поддержки в виде компенсации является решение Рабочей группы, а также договор о предоставлении компенсации.

6.3. Фонд заключает договор о предоставлении компенсации с победителем конкурса на основании решения Рабочей группы о предоставлении поддержки в течение 5 рабочих дней после утверждения протокола заседания Рабочей группы.

6.4. В случае отказа победителя конкурса от заключения договора о предоставлении компенсации в течение месяца с даты принятия Рабочей группой решения о предоставлении компенсации Рабочая группа принимает решение об отмене ранее принятого решения о предоставлении компенсации.

6.5. Перечисление компенсации в возмещение фактических расходов на уплату процентов по кредиту производится Фондом в течение 10 календарных дней со дня заключения договора о предоставлении компенсации.

6.6 Перечисление компенсаций осуществляется Фондом на расчетные счета, открытые победителями конкурса в кредитных организациях, в установленные договорами сроки, по мере поступления средств из республиканского бюджета на финансирование мероприятий настоящей Программы.

6.7. В случае нецелевого использования средств победитель конкурса обязан возвратить Фонду сумму компенсации.

6.9. В случае отказа победителя конкурса от добровольного возврата, компенсация подлежит взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

а) Осуществляет контроль за соблюдением требований, целей и порядка предоставления компенсаций;

б) Вправе запрашивать у получателей поддержки информацию, разъясняющую финансовое положение и хозяйственную деятельность, информацию о ходе реализации предпринимательского проекта;

в) В случае установления фактов невыполнения субъектом малого и среднего предпринимательства обязательств по договору о предоставлении компенсации, не позднее чем за месяц до расторжения договора направляет получателю поддержки уведомление о прекращении поддержки и расторжении договора о предоставлении компенсации;

г) В случае нарушения требований предоставления компенсаций, установленных разделом 3 настоящего Порядка, а также выявления нецелевого использования средств поддержки, обеспечивает их возврат в порядке, установленном разделом 7 настоящего порядка.

6.11. Субъекты малого и среднего предпринимательства - получатели компенсации:

а) Подлежат обязательной проверке Фондом, являющимся распорядителем бюджетных средств, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления компенсаций.

б) Предоставляют контролирующим органам, перечисленным в п.а) настоящего порядка, все необходимые документы, подтверждающие целевое использование компенсации, а также возможность беспрепятственно осуществить контроль по соблюдению требований, целей и порядка предоставления компенсаций.

в) Обязаны по итогам календарного года предоставить отчёт о выполнении обязательств, принятых по реализации предпринимательского проекта.

г) Вправе принять участие в выборочном обследовании на основе формы анкеты получателя поддержки в целях оценки эффективности реализации программы по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Форма анкеты получателя поддержки приведена в приложении N 9 к настоящему постановлению. Методические рекомендации по заполнению формы анкеты получателя поддержки утверждаются приказом Фонда.

Анкета получателя поддержки предоставляется- ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, в течение трех последующих лет, включая год оказания поддержки.

7. Порядок возврата средств в случае нарушения требования предоставления компенсации и её нецелевого использования

7.1. В случае выявления нарушений требований предоставления компенсации, установленных настоящим Порядком, договором о предоставлении компенсации и (или) нецелевого использования компенсации получателем, Фонд составляет акт о нарушении требований предоставления компенсации и (или) нецелевого использования компенсации (далее - акт), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. Акт вручается получателю компенсации

7.2. В случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, Получатель финансовой поддержки, на которого был оформлен акт, приглашается на заседание Рабочей группы для дачи пояснений о причинах, повлекших за собой нарушение, и его последствиях. Хозяйствующий субъект- получатель компенсации приглашается Фондом на заседание Рабочей группы не менее чем за 3 дня до заседания Рабочей группы.

В случае, если получатель не явился на заседание Рабочей группы в установленный срок, Рабочая группа рассматривает акт без его участия.

7.3. Изучив все обстоятельства дела, Рабочая группа принимает решение о возврате (не возврате) компенсации и (или) о прекращении выплаты компенсации. Решение принимается простым голосованием, оформляется протоколом. В случае принятия Рабочей группой решения о возврате компенсации, прекращении выплаты компенсации Фонд направляет получателю компенсации требование о возврате средств (далее - требование) с указанием оснований его принятия, суммы, срока возврата, реквизитов счета для перечисления компенсации. Требование направляется получателю компенсации в течение пяти рабочих дней после принятия решения.

7.4. Получатель компенсации обязан осуществить возврат компенсации в течение семи рабочих дней с момента получения требования.

В случае, если получатель компенсации не перечислит сумму компенсации в размере, указанном в требовании, и в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, взыскание суммы компенсации осуществляется в судебном порядке.

7.5. Контроль возврата получателем компенсации денежных средств осуществляет Фонд.

Зачастую организации приобретают оборудование за рубежом. При формировании первоначальной стоимости нужно учитывать все затраты, связанные с его покупкой. Если стоимость приобретения выражена в иностранной валюте, то при пересчете стоимости в рубли стоит внимательно учитывать курс валюты, а также возможные курсовые разницы.

Импорт является одним из направлений внешнеэкономической деятельности и представляет собой ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе*(1). Предметом импорта могут быть товары, сырье, оборудование и иные материальные и нематериальные ценности. Основными документами, подлежащими оформлению при совершении внешнеторговых операций, являются внешнеторговый договор (контракт) , паспорт импортной сделки, таможенная декларация, товарно-транспортные документы (например, накладные, коносаменты), акцептованные счета фирм-поставщиков, спецификации, дубликаты или квитанции грузового железнодорожного сообщения, авианакладные и иные документы.

При совершении импортных операций компании необходимо будет заплатить ввозную таможенную пошлину, НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, и таможенный сбор*(2).

Первоначальная стоимость импортного оборудования

Импортное оборудование принимается к бухгалтерскому учету на дату перехода права собственности. Этот момент должен быть четко определен во внешнеторговом контракте. Для принятия к учету необходимы такие документы, как контракт, грузовая таможенная декларация, акт о приеме (поступлении) оборудования. Для признания импортного оборудования основным средством оно должно отвечать следующим требованиям*(3):
— предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование;
— имеет срок полезного использования более 12 месяцев;
— не предназначено для дальнейшей перепродажи;
— способно приносить обществу экономическую выгоду (доход) в будущем.

Первоначальная стоимость приобретенного импортного оборудования, по которой оно принимается к бухучету, формируется из фактических затрат, связанных с его приобретением и доведением до состояния, пригодного к использованию*(4). Например, в первоначальную стоимость импортного оборудования организация может включить следующие затраты:
— таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление;
— суммы, перечисленные продавцу за оборудование;
— невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с его приобретением;
— общехозяйственные и иные аналогичные расходы, если они непосредственно связаны с приобретением оборудования;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением оборудования.

Как правило, во внешнеторговых контрактах стоимость оборудования указывается в иностранной валюте. Для целей бухучета она подлежит пересчету в рубли по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте — дату перехода права собственности на оборудование от продавца к покупателю. При этом, если, например, оплата в иностранной валюте за основное средство произведена в тот период, когда оборудование получено от поставщика, но еще не введено в эксплуатацию, возникают курсовые разницы. Компания вправе их включить в первоначальную стоимость оборудования.

Курсовые разницы, возникающие уже после ввода объекта в эксплуатацию, в связи с пересчетом задолженности перед продавцом ежемесячно на отчетную дату, а также на дату погашения обязательств, признаются прочими доходами либо расходами*(5).

В случае если для покупки оборудования организация привлекает заем или кредит, то она может начисленные проценты на заемные средства включить в стоимость приобретаемого основного средства в бухучете.

Зачастую, чтобы компании организовать процесс производства на новом импортном оборудовании, ей необходимо обучить сотрудников, отправив их за границу для обучения либо повышения квалификации. Обратите внимание: такие расходы являются общехозяйственными и не подлежат включению в первоначальную стоимость оборудования.

При этом следует учитывать, что первоначальная стоимость импортного оборудования в бухгалтерском учете будет отличаться от его первоначальной стоимости в налоговом учете.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость оборудования равна сумме расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования*(6). Конкретного перечня расходов, учитываемых при формировании первоначальной стоимости основного средства, Налоговый кодекс не содержит.

Так, например, таможенные пошлины и сборы по ввозимым основным средствам Минфин России рекомендует включать в первоначальную стоимость основного средства*(7). Однако Налоговым кодексом *(8) предусмотрено, что организация вправе суммы налогов и сборов, суммы таможенных пошлин и сборов, за исключением перечисленных в статье 270, учитывать в составе прочих расходов при определении налогооблагаемой прибыли. Подтверждением этому служит и арбитражная практика*(9). В связи с тем, что единого мнения по учету таможенных пошлин и сборов в налоговом учете нет, организации следует самостоятельно определиться с отражением указанных расходов в учете.

При формировании налоговой стоимости оборудования не учитываются:
— курсовые разницы, возникающие по расчетам, произведенным в иностранной валюте, которые признаются внереализационными расходами либо внереализационными доходами*(10);
— проценты по привлеченным заемным средствам и кредитам. Они признаются внереализационными расходами текущего периода при определении налогооблагаемой прибыли*(11).
При приобретении оборудования, требующего монтажа, все затраты, связанные с проведением таких работ как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций, включаются в первоначальную стоимость оборудования.

Вычет «ввозного» НДС

Организация вправе принять к вычету НДС*(12), перечисленный в бюджет при ввозе оборудования, при соблюдении следующих условий:
— имеется счет-фактура, оформленный в соответствии с действующим законодательством ;
— приобретенное оборудование планируется использовать в операциях, облагаемых НДС;
— оборудование принято к учету;
— имеется документ, подтверждающий факт уплаты НДС.

Данные правила применимы к импорту оборудования, перемещаемого через границу РФ без таможенного оформления либо если оно ввезено в соответствии с одной из таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления, временный ввоз или переработка вне таможенной территории.

НДС в части оборудования, требующего монтажа, принимается к вычету, по мнению Минфина России, в момент его принятия к бухгалтерскому учету на счет 07 «Оборудование к установке»*(13).

Пример
Компания «Актив» приобрела оборудование за рубежом за 10 000 евро. Ввозная таможенная пошлина составила 1000 евро, таможенный сбор — 500 руб. Дата перехода права собственности — 21.03.2014. Курс евро по Центробанку на дату перехода права собственности составил 49,9628 руб./евро. Задолженность за приобретенное оборудование «Актив» погасила перед поставщиком в полном объеме 28.03.2014 по курсу Центробанка России — 49,0484 руб./евро.

В учете бухгалтер должен сделать следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
— 50 462,80 руб. (1000 евро х 49,9628 руб./евро + 500 руб.) — уплачены таможенная пошлина и таможенный сбор;
Дебет 08 Кредит 60
— 499 628,00 руб. (10 000 евро х 49,9628 руб./евро) — отражены затраты на приобретение оборудования;
Дебет 08 Кредит 76
— 50 462,80 руб. — ввозная пошлина и таможенный сбор учтены в первоначальной стоимости оборудования;
Дебет 19 Кредит 68
— 98 926,34 руб. ((10 000 евро + 1000 евро) х 18% х 49,9628 руб./евро) — начислен НДС по импортируемому оборудованию;
Дебет 68 Кредит 51
— 98 926,34 руб. — уплачен НДС по импортируемому оборудованию;
Дебет 01 Кредит 08
— 550 090,80 руб. (499 628,00 + 50 462,80) — оборудование введено в эксплуатацию;
Дебет 68 Кредит 19
— 98 926,34 руб. — НДС, уплаченный по импортируемому оборудованию, принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 52
— 490 484,00 руб. (10 000 евро х 49,0484 руб./евро) — погашена задолженность перед поставщиком за импортное оборудование;
Дебет 60 Кредит 91
— 9144,00 руб. (499 628,00 — 490 484,00) — отражена положительная курсовая разница.

Е. Подлипалина,
аттестованный профессиональный бухгалтер

Мнение. Особенности формирования первоначальной стоимости
Мария Кузнецова, ведущий налоговый консультант компании «Грант Торнтон»

Как установлено ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), первоначальной стоимостью основного средства, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат на его приобретение. В частности, среди таких затрат упоминаются суммы, уплачиваемые за приведение объекта в состояние, пригодное для использования, за информационные и консультационные услуги, связанные с его приобретением, а также иные затраты, непосредственно связанные с таким приобретением.

В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме отдельных случаев (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, затраты на монтаж импортного оборудования, осуществляемого специалистами поставщика (иностранной компании), следует включить в первоначальную стоимость основного средства как в бухгалтерском, так и в налоговом учете как затраты на приведение объекта в состояние, пригодное для использования.

Что касается затрат на обучение (повышение квалификации) сотрудников за границей для дальнейшей работы на этом оборудовании, то такие расходы напрямую не связаны с приобретением основного средства, доставкой и доведением его до состояния, в котором оно пригодно для использования. В связи с этим такие расходы не подлежат включению

Мнение. Уплата НДС на таможне при ввозе импортного оборудования
Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой группы «Такс Оптима»

Для расчета «таможенного» НДС необходимо определить налоговую базу, которая формируется исходя из таможенной стоимости ввозимого имущества и подлежащей уплате таможенной пошлины (ст. 160 НК РФ). Если ввозится подакцизный товар, то учитываются еще и акцизы. Определить таможенную стоимость можно одним из шести методов, предлагаемых Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25 января 2008 года.

Наиболее часто используется метод 1, по которому в основу берется цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимое имущество. Но следует знать, что для использования этого метода должны выполняться определенные условия. Во-первых, должны отсутствовать ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. Во-вторых, продажа товаров или их цена не должны зависеть от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено. В-третьих, никакая часть дохода или выручки от последующей продажи или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу. Кроме того, покупатель и продавец не должны быть взаимосвязанными лицами.

Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза

Отметим, к этой цене должны также добавляться некоторые суммы. Например, если компания нанимает таможенного брокера, то при определении таможенной стоимости оборудования к цене оборудования добавляется и брокерское вознаграждение.

По общему правилу, составлять таможенную декларацию и уплачивать таможенные платежи и НДС обязаны декларанты, то есть компании-импортеры. Однако последние могут прибегать к услугам таможенных брокеров. В этом случае брокеры, действуя от имени и за счет компании-импортера, могут взять на себя обязанности не только по составлению таможенной декларации, но и по перечислению «ввозного» НДС. А компания-импортер имеет полное право принять этот НДС к вычету при условии, что она возместит брокеру расходы по уплате НДС на таможне. Также нужно иметь в виду, что для обоснованности применения вычета НДС у импортера должны быть в наличии документы, подтверждающие уплату НДС при ввозе оборудования.

*(1) п. 10 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ
*(2) ст. 70 ТК ТС
*(3) п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01)
*(4) пп. 7, 8 ПБУ 6/01
*(5) пп. 3, 11-13 ПБУ 3/2006, утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н, п. 7 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(6) абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ
*(7) письма Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/413, от 31.05.2011 N 03-07-15/55, от 19.06.2009 N 03-03-06/1/417
*(8) подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(9) пост. ФАС МО от 09.08.2011 N Ф05-7410/11
*(10) п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 7 п. 4, п. 8 ст. 271, подп. 6 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ
*(11) подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ; письма Минфина России от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757, от 26.04.2013 N 03-03-06/1/14650, от 06.12.2011 N 03-03-06/1/808
*(12) п. 2 ст. 171 НК РФ
*(13) письма Минфина России от 23.07.2012 N 03-07-08/211, от 05.12.2011 N 03-07-11/335, от 14.06.2011 N 03-07-08/186