Системы коммунальной инфраструктуры. Коммунальная инфраструктура

При планировании развития коммунальной инфраструктуры необходимо в качестве отправной точки этого процесса рассматривать планы градостроительного развития каждой отдельно взятой территории города. Именно на основании данных планов необходимо сформировать прогноз спроса на коммунальные ресурсы, который в дальнейшем ляжет в основу формирования программ развития строительства источников генерации (производства) коммунальных ресурсов, а также развития сетевого хозяйства систем коммунальной инфраструктуры /40/. Планирование развития всей совокупности данных систем на соответствующей территории должно осуществляться в соответствии с нормами градостроительного законодательства и законодательства в сфере регулирования тарифов (а вернее, даже производственной и инвестиционной деятельности) организаций коммунального комплекса. Планирование развития систем коммунальной инфраструктуры является частью плана реализации генплана и также состоит из двух этапов, определенных Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004г «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

1) разработки и утверждения программы комплексного развития всех систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;

2) подготовки и утверждения инвестиционных программ конкретных организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих соответствующие системы коммунальной инфраструктуры в границах данного муниципального образования.

Реализация такого процесса на практике позволит решить проблему опережающего развития коммунальной инфраструктуры для нужд жилищного строительства.

Для обеспечения планирования развития систем коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании необходимо сделать определенные шаги.

Принципы формирования инвестиционных потребностей для развития коммунальной инфраструктуры с целью решения градостроительных задач

Для того чтобы определить наиболее эффективную систему развития коммунальной инфраструктуры необходимо ответить на ряд вопросов:

1 Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры

2 В чьей собственности должны находиться новые объекты коммунальной инфраструктуры

3 Каковы основные этапы развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового строительства

4 Кто должен нести непосредственную ответственность за каждый этап

5 Каковы возможные источники финансирования развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства

Ответы на эти вопросы позволяют получить основу модели развития коммунальной инфраструктуры /51/.

Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры. Согласно действующему законодательству ответственность за развитие коммунальных систем лежит на органах местного самоуправления. Развитие коммунальной инфраструктуры является ключевым аспектом городского развития. Если муниципалитет не несет ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры, то он не может осуществлять программы по городскому развитию. Следовательно, все работы по расширению коммунальных систем для нужд новых пользователей должны находиться под контролем муниципалитетов /22/.

В чьей собственности должны находиться новые объекты коммунальной инфраструктуры.

Новые объекты коммунальной инфраструктуры могут находиться как в частной, так и в муниципальной собственности. Однако необходимо, чтобы развитие коммунальной инфраструктуры осуществлялось организацией коммунального комплекса, которая будет в дальнейшем эксплуатировать эти участки коммунальной инфраструктуры. Например, если электрические сети города находятся в частной собственности, то их развитие должна осуществлять компания, эксплуатирующая данные сети. Если сети строятся застройщиком и остаются в его собственности, то это создает дополнительные проблемы при эксплуатации данных систем.

Каковы основные этапы развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового строительства.

Для обеспечения объекта нового строительства коммунальными услугами необходимо решить три основные задачи:

строительство локальных (внутриплощадочных) инженерных сетей для подключения к инфраструктурным коммунальным системам;

инженерное обеспечение земельных участков под жилищное строительство необходимыми инфраструктурными коммуникациями (развитие магистральных и разводящих сетей для поставки ресурсов);

необходимое развитие и модернизация генерирующих мощностей для обеспечения ресурсами новых потребителей /23/.

Первая задача направлена на оборудование коммунальными объектами площадки застройки. Эти системы подключаются к инфраструктурным коммуникациям распределительным и магистральным сетям, по которым будут поставляться коммунальные ресурсы. Наконец, подключение новых пользователей может потребовать модернизации отдельных участков существующей коммунальной инфраструктуры (для повышения пропускной способности) и/или увеличения мощности (модернизация генерирующих мощностей, строительство новых водозаборов, очистных сооружений и т.д.).

Кто должен нести непосредственную ответственность за каждый этап?

Оптимальный с точки зрения сохранения целостности коммунальных систем способ распределений ответственности за решение трех основных задач развития и модернизации инфраструктуры для нужд нового строительства иллюстрирует таблица 1, а также собственности на вновь построенные объекты коммунальной инфраструктуры.

Таблица1-Распределение ответственности за развитие инфраструктуры

Как видно из таблицы 1, основным исполнителем является коммунальное предприятие. Собственность на новые объекты формируется в зависимости от сложившейся структуры собственности на объекты коммунальной инфраструктуры в данном муниципальном образовании. Застройщик через продажу квартир передает собственность на локальные сети жильцам. Для обслуживания этих сетей жильцы нанимают компанию по управлению жильем.

Каковы возможные источники финансирования развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства. Существует три основных источника финансирования вышеперечисленных задач:

1) оплата застройщиками (покупателями жилья);

2) оплата всеми потребителями через включение соответствующих расходов в тарифы на коммунальные услуги;

3) оплата за счет средств бюджетов различных уровней власти, прежде всего муниципального.

В первом случае оплата может производиться путем перекладывания всех расходов по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства на застройщиков. Это может быть осуществлено путем включения стоимости развития инфраструктуры в стоимость земельного участка под застройку либо через перевод застройщиком отдельного платежа коммунальному предприятию или муниципалитету.

Во втором случае все расходы по развитию коммунальной инфраструктуры включаются в тариф на коммунальные услуги. Таким образом, стоимость развития полностью перекладывается на существующих потребителей.

В третьем случае осуществляется прямое бюджетное финансирование. В результате ни застройщики, ни существующие потребители не платят за развитие коммунальной инфраструктуры.

Привлеченные средства (кредиты, целевые инвестиции и т.д.) также являются источником финансирования. Однако их возврат в любом случае будет осуществлен через один из вышеперечисленных источников, и поэтому привлеченные средства не рассматриваются в качестве основного источника финансирования /46/.

Принципиально важно отметить «комплексность» программы. Дело в следующем.

Во-первых, возможны альтернативные варианты развития систем коммунальной инфраструктуры. Самый простой пример, который в действительности имел место в нескольких крупных городах России, - различные варианты обеспечения отопления и горячего водоснабжения. Для этих целей можно использовать централизованное теплоснабжение. А можно подвести к строящемуся дому газ и установить в каждой квартире автономное отопление. Ясно, что эти решения должны быть взаимосвязаны, иначе будет построено то, что никому не будет нужно /24/.

Во-вторых, взаимосвязана и работа отдельных систем коммунальной инфраструктуры. Для того чтобы работала котельная, необходимо, чтобы у нее было топливо. Значит, к ней ко времени завершения ее строительства нужно подвести газопровод. Для того чтобы вода двигалась по трубам, нужны насосные станции, которые потребляют электричество. Значит, строительство трубопроводов должно синхронизироваться со строительством линий электропередачи к насосным станциям. Для того чтобы обеспечить дом горячей водой, предприятие водоснабжения должно подготовить и доставить к дому воду, а предприятие теплоснабжения должно иметь в достаточном количестве тепловую энергию для того, чтобы эту воду сделать горячей.

Поэтому комплексность развития всех систем коммунальной инфраструктуры чрезвычайно важна. Таким образом, основной целью программы является комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, а также модернизация оборудования и сетей организаций коммунального комплекса в целях повышения качества товаров (услуг), улучшения экологический ситуации. Для достижения поставленной цели программа должна предусматривать решение задачи по определению дополнительной нагрузки системы коммунальной инфраструктуры в результате строительства новых объектов недвижимости и реконструкции старых, и задач по развитию и модернизации систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Коммунальная инфраструктура (коммунальный сектор городской экономики) включает в себя ряд подсистем.

В первую очередь, выделим жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), задача которого - обеспечение нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (жилых и нежилых зданий). Нормальная эксплуатация - это техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы (жилищные и коммунальные услуги).

Помимо жилищно-коммунального комплекса, коммунальная инфраструктура обеспечивает поставку необходимых ресурсов в социальный (бюджетный) сектор - школы, больницы и т.п., а также коммерческим потребителям.

Сектор благоустройства обеспечивает должный уровень благоустройства городской среды - это строительство и поддержание городских дорог, зеленых насаждений, зон рекреации, санитарная уборка и т.д.

Предприятия коммунальной инфраструктуры прежде всего характеризуются тем, что производят общественные блага в чистом виде (городское благоустройство) либо товары и услуги, обладающие существенными чертами общественных благ, - так называемые смешанные общественные блага (водоснабжение). С точки зрения теории общественных благ блага, производимые предприятиями коммунального хозяйства, относятся к категориям локальных и социально значимых благ.

Понятие "жилищно-коммунальный комплекс", широко распространенное в России и странах СНГ, в западных странах используется значительно реже. Во многом это "наследие" советской экономики, когда жилищные и коммунальные услуги, имеющие разную экономическую природу, были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия.

Вторая особенность коммунальной инфраструктуры - сложная система взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная как сложной схемой технологического взаимодействия в производственном процессе, так и противоречивыми интересами бизнеса и общества, которые вытекают из публичной природы услуг.

Третьей особенностью коммунальной инфраструктуры является монопольное положение большинства предприятий комплекса на локальных рынках (как правило, в пределах поселений). С одной стороны, это связано с монопольным положением предприятий, обеспечивающих поставку ресурсов по сетевым системам (водоснабжение). С другой - монополизм в жилищном секторе и секторе благоустройства является в значительной степени продуктом социалистической системы хозяйствования, и развитие рыночных институтов в конечном счете приведет к демонополизации этих секторов.



В результате, несмотря на то, что, строго говоря, понятия коммунальной инфраструктуры и ЖКК не идентичны, зачастую в литературе они используются как синонимы. Это отражает тот факт, что в сегодняшних российских условиях проблемы развития коммунальной инфраструктуры неразрывно связаны с проблемами реформирования ЖКК.

Отмеченные особенности определяют круг содержательных вопросов экономики жилищно-коммунального комплекса в экономике переходного периода.

Основные экономические характеристики жилищно-коммунального комплекса . На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5 процентов валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей. Но жилищно-коммунальный комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории страны, поэтому как нечто масштабное и единое часто не воспринимается.

ЖКК в настоящее время характеризуется крайней неразвитостью ры­ночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой ценообразования, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобладание административной системы хозяйствования и неполное (в первую очередь бюджетное) финансирование лишают предприятия ЖКХ стимулов к сокращению непроизводительных затрат. Потери в результате нерационального использования ресурсов (тепловой энергии и воды) достигают 50 процентов.

Эффективность работы самого жилищно-коммунального комплекса остается крайне низкой. Более того, усиливается административное влияние на него: в условиях нестабильного финансирования не работают договорные отношения; сектор, как уже отмечалось, характеризуется крайней неразвитостью рыночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой тарифного регулирования предприятий-монополистов, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобладание административной системы хозяйствования и неполное (в первую очередь бюджетное) финансирование лишают коммунальные предприятия стимулов к сокращению непроизводительных затрат.

Инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс . С советских времен жилищно-коммунальное хозяйство развивалось за счет бюджетных средств. В настоящее время на политическом уровне декларируется необходимость привлечения частных инвестиций, но реально в отрасль по-прежнему привлекаются в небольшом количестве лишь бюджетные ресурсы.

Инвестиционный потенциал предприятий коммунального сектора, который может быть мобилизован в рамках действующей системы тарифного регулирования (амортизация, фонды капитальных ремонтов, прибыль) можно оценить в 60 млрд рублей в год (что численно соответствует приведенной выше оценке дефицита средств, то есть как раз этих денег в основном и нет). Но этих инвестиций было бы абсолютно недостаточно для качественного изменения состояния отрасли. Задача состоит в том, чтобы осуществляемые уже сегодня текущие платежи, покрывающие неэффективность комплекса, превратить в инвестиционные ресурсы. Это не требует повышения тарифов для потребителей, это задача повышения эффективности бизнеса в секторе. Но данный ресурс может быть задействован только при создании надлежащей системы мотивации - экономической заинтересованности в сокращении затрат.

Потенциальная инвестиционная привлекательность отрасли базируется на практически гарантированном сбыте продукции и на формализованных прозрачных правилах ценообразования (регулирования) монополий, что позволяет минимизировать риски инвестора. В России тарифное регулирование - пока что процесс стихийный и политизированный. Без решения этой проблемы частные инвестиции в отрасль невозможны. Даже по­сле того как указанные проблемы будут решены, потребуется определенное время на выстраивание эффективных схем взаимодействия с бизнесом (гарантийные агентства и т.п.). Согласно "оптимистичному" прогнозу Под программы реформирования и модернизации ЖКК в составе федераль­ной целевой программы "Жилище", эти процессы вряд ли начнутся ранее 2005 года.

Принципы организации работы предприятий коммунальной инфраструктуры. В мировой практике существуют три основные управленческие модели организации работы коммунального комплекса: немецкая (или североевропейская), французская и английская. В той или иной степени все они основаны на том, что коммунальная инфраструктура - это сфера ответственности местной власти.

В Германии муниципалитеты создают акционерные общества, который управляют водоканалами. Основные инженерные фонды входят в уставной капитал предприятия, то есть принадлежат уже не местным властям, а; предприятию. В таких АО либо 100 процентов собственности, либо контрольный пакет акций принадлежит муниципалитету. В чем достоинстве этой схемы? Возникает четкий механизм управления предприятием. Собственник через наблюдательный совет, через общепринятые рыночник институты обеспечивает управление своим имуществом.

Во французской модели инфраструктура остается в муниципальной собственности. Та же инженерная система водоснабжения принадлежит муниципалитету. А вот работать на водопроводно-канализационных сетях может любой частный оператор, выигравший конкурс. Муниципалитет формирует конкурентную среду в сфере управления своим имуществом, конкуренцию не на рынке, но за рынок.

Подведем некоторые итоги. Германская модель не дает то­го притока частных инвести­ций, который необходим сейчас нашему ЖКК. Она, конечно, отличается большей соци­альной направленностью и в качестве инвестиционного ресур­са ориентирована в первую оче­редь на бюджетные деньги, на устойчивое развитие в условиях высокого уровня бюджетной обеспеченности. А чем характеризуется наш коммунальный сектор? Прежде всего колоссальными потерями - тепла, воды и т.д., а так­же отсутствием бюджетных ресурсов. Перед нами стоит задача - вызвать у бизнеса интерес к сокращению потерь, создав механизмы превращения их в инвестиции. Потребители сегодня так или иначе оплачивают ушедшие из дырявых труб тепло и воду. Возможно организовать дело так, что биз­нес, реконструируя магистрали, модернизируя технологические процес­сы, будет сокращать потери, а население - некоторое время продолжать их оплачивать. Но это не выброшенные на ветер деньги, а возврат инвес­тиций тем, кто вложил их в развитие инфраструктуры. А это уже концессионные механизмы. Когда период регулирования закончится, появится возможность уменьшить размер оплаты этих услуг. Поэтому особый интерес для нас представляет французский опыт.

Естественная монополия в коммунальном секторе. В коммунальном секторе работает большое число организаций, занимающих монопольное положение на локальном рынке товаров и услуг. Поэтому, прежде чем анализировать практику работы монополий в коммунальном секторе, совершим небольшой экскурс в теорию монополии.

Основные признаки монополии. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" дает следующее определение: "Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

К естественной монополии в полной мере применима одна из основных характеристик обычной монополии, а именно: продавец обладает монопольной властью над рынком, если он имеет возможность повышать цену путем ограничения выпуска продукции. Далее, само по себе название "монополия" подразумевает, что на рынке находится единственный продавец. Чтобы "предотвратить" вхождение на рынок других фирм, в отрасли существуют барьеры входа на рынок. В случае обычной монополии это искусственные барьеры, создаваемые самим монополистом или государством, - патенты, лицензии, агрессивная ценовая политика и т.д. В случае естественной монополии барьеры входа часто являются "естественными". Например, как уже было сказано, вход на рынок водоснабжения ограничен колоссальными изначальными затратами, которые должна понести компания на постройку сетей, водозаборов и т.д. И наконец, продукт монополиста обычно плохозаменяем. Например, печки -"буржуйки" не являются идеальным замещением системы центрального отопления.

Естественная монополия обладает большинством признаков обычной монополии, за исключением одного. В ситуации естественной монополии производство одной фирмой всегда выгоднее производства двумя и более фирмами. Поэтому кривые средних и предельных долгосрочных издержек всегда убывают.

В основе разработки Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры лежит комплексная оценка развития систем жизнеобеспечения муниципального образования на перспективу, а также оптимизация, развитие и модернизация муниципальных коммунальных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, для сохранения их работоспособности или обеспечения целевых параметров улучшения их состояния. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, несмотря на свое название, представляет собой программу строительства и (или) модернизации не только систем коммунальной инфраструктуры, но и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Назначением программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является обеспечение соответствия возможностей указанных систем изменяющимся потребностям жилищного и промышленного строительства (потребителей). При этом органы местного самоуправления, утверждающие программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры, планируют (прогнозируют) темпы и объемы данного строительства в целях создания условий для гармоничного развития территорий.
23
Программа комплексного развития разрабатывается на срок от 5 до 10 лет и охватывает все элементы системы города независимо от формы собственности, а также учитывать системные эффекты от реализации тех или иных решений. Основными результатами реализации «Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города» является разработка и принятие ряда технических, экономических, административных и структурно-организационных решений, направленных на качественное и надежное обеспечение потребителей коммунальными услугами наиболее экономичным образом, при соответствии требований экологических стандартов.
Учитывая, что в процессе оказания коммунальных услуг принимают участие (прямое и косвенное) множество субъектов гражданских правоотношений, зачастую с противоречивыми интересами, программы должны являться инструментом, определяющим единую политику по организации деятельности и перспективному развитию территории и служить для координации действий и согласования интересов основных участников рынка коммунальных продукции, услуг (снабжающие и сетевые организации, администрация и надзорные органы, регуляторы, потребители, будущие потребители, инвесторы и т. д.). Выделяются следующие основные задачи, решение которых должно быть предопределено программой: Методика разработки и реализации программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования (целевой программы) приведена в прил. 3.
повышение надежности и качества предоставляемых коммунальных
услуг; обоснование экономической и технологической возможности развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ); обеспечение инвестиционной привлекательности коммунального сектора муниципального образования; разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности и оптимальному развитию систем коммунальной инфраструктуры; повышение энергоэффективности и развитие энергоресурсосбережения; обеспечение сбалансированности коммерческих интересов субъектов коммунального рынка и потребителей; развитие конкурентных отношений (выделение элементов конкуренции); обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
При этом программа должна отвечать следующим принципам: соотнесение результатов с поставленной целью - четкая формулировка целевых задач, количественных и качественных заданий программы, которые становятся основой для ее мониторинга; комплексный подход - программа должна рассматриваться как единое целое во взаимосвязи с внешней средой, так как решения, принимаемые потребителями (например, строительство собственного источника) или застройщиками (выбор места застройки) и т.д., оказывают существенное влияние на развитие систем коммунальной инфраструктуры территории; системность - учитывающая, что всевозможное изменение элементов СКИ имеет прямой и косвенный эффект, обусловленный влиянием всех элементов друг на друга; акцент на повышении внутренней эффективности системы коммунальной инфраструктуры или эффективности потребления коммунальной продукции, услуг - альтернативой строительству новых мощностей, увеличению диаметра труб и т.д. практически всегда может быть снижение потерь, повышение энергоэффективности, повышение энергосбережения и т. д. у потребителей; анализ разработки и применения решений в смежных сферах - увязка программы с соответствующими программами других муниципальных образований, программами энергосбережения и т.д. (за счет учета и увязки со смежными программами, возможно решать вопросы софинансирования тех или иных мероприятий и другое).
Данная программа является основой и служит базой для разработки производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также основанием для выдачи местными органами власти технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса, определяющих конкретные мероприятия по модернизации СКИ или новому их строительству. Алгоритм разработки программ комплексного развития предусматривает следующее: Диагностику и определение параметров состояния систем тепло-, водо, и электроснабжения за базовый год. В рамках этого этапа проводится детальный инженерно-технический, экономический и организационный анализ СКИ поселения.
Результатом анализа является заключение о текущем состоянии систем коммунальной инфраструктуры. На основании его определяются основные проблемы существующей системы и объектов коммунального комплекса в разрезе: надежность (готовность, безотказность, живучесть), качество и стоимость коммунальной продукции, услуг (доступность для потребителей (население и бюджетные организации)), экономическая эффективность для прочих потребителей, экологичность (соответствие установленным нормам и требованиям). Формируется также набор базовых параметров системы коммунальной инфраструктуры для использования в дальнейшем при оценке изменений и сравнения с системами теплоснабжения других регионов и данных по Российской Федерации.
По итогам изучения существующей ситуации моделируются условия, при которых существующая система работала бы на уровне «идеальной организации» (нормативные потери, нулевые аварийные затраты, полный срок службы оборудования и т. д.). Таким образом, определяется потенциальный резерв сокращения издержек вследствие улучшения условий организации деятельности существующих СКИ, то есть реализации мероприятий и решений, направленных на снижение затрат по ее функционированию. После того формируется набор приоритетных направлений, в которых необходимо искать решение основных проблем существующей системы коммунальной инфраструктуры. Определение перспектив развития экономики поселения с учетом всех параметров для определения: возможного изменения нагрузок на коммунальные системы и изменения потребления коммунальных продукции, услуг за счет нового строительства, а также мер по налаживанию учета и повышения эффективности их использования; ограничений платежеспособности основных групп потребителей. Прогнозирование развития существующей системы с учетом роста нагрузок и подключения новых потребителей. Цель - определение на кратко- и среднесрочную перспективу условий развития существующей СКИ по стандартной методологии, т. е. для решения ее основных проблем и обеспечения возможности подключения новых потребителей формируется классический набор решений. Например, замена источников и сетей, выработавших свой ресурс, строительство новых источников и сетей для подключения новых потребителей и т. д., без учета возможности повышения энергоэффек
тивности существующих элементов СКИ, повышения энергосбережения. Основной акцент делается на обеспечение надежного и качественного снабжения существующих и подключения новых потребителей, без анализа возможности снижения издержек.
В рамках данного этапа проводится обобщение и анализ изменений во внешней среде, и определение зон возможного дефицита ресурсов (генерация и транспорт) существующих СКИ для обеспечения потребностей растущих и новых нагрузок, включая анализ: планов застройки города; производственных программ промышленных потребителей; возможности обеспечения существующей СКИ новых потребностей (по наличию транспортных мощностей, по гидравлическим режимам и пропускным способностям, по генерирующим мощностям, реконфигурацией транспортных потоков и т.д.).
По итогам данного этапа формируются зоны дефицита / избытка генерирующих и транспортных мощностей в наложении на планируемый график роста нагрузок и подключения новых потребителей и возможные решения по ликвидации данного дефицита. Разработка мероприятий и решений по улучшению СКИ и их реализация. Цель данного этапа - разработка ряда технических, экономических, административных и структурно-организационных решений в рамках единого подхода ко всей системе коммунальной инфраструктуры города с учетом интересов всех основных участников процесса (снабжающие и сетевые организации, РЭК, администрация муниципального образования, надзорные органы, потребители, инвесторы, будущие потребители, и т.д.).
Основной акцент на данном этапе делается на поиск решений, направленных на снижение издержек в СКИ, а также повышение энергоэффективности и энергосбережения (критерием выступает соотношение «наименьшие затраты на улучшение/наибольший эффект от улучшения») с учетом проявления системных эффектов от реализации решений в смежных отраслях муниципальной экономики (включая возможности софинансирования). Разрабатываемые мероприятия и решения выделяются в четыре большие группы: технические, экономические, административные, структурноорганизационные.
Технические решения - заключаются в использовании при стандартных процессах новых (современных) более эффективных технических и технологических решений.
Экономические решения - заключаются в материальном (экономическом) стимулировании субъектов (эксплуатирующих, владеющих, осуществляющих воспроизводство и пользование коммунальными услугами) системы коммунальной инфраструктуры к повышению ее эффективности.
Административные решения - координация муниципальных программ с целью софинансирования проектов, преследующих одинаковые цели. При
менение административных ресурсов и рычагов (льготы, преференции и, наоборот, штрафы, ужесточение требований, направленных на поощрение субъектов систем коммунальной инфраструктуры повышать свою эффективность).
Структурно-организационные решения - решения в области организации функционирования систем коммунальной инфраструктуры, организации системы управления и ее координации. Это решения, направленные на снижение дублирующих издержек: повышение прозрачности деятельности и повышение качества управленческих решений.
В процессе разработки программы очень важно еще на этапе рассмотрения вариантов развития СКИ уделить внимание возможности финансирования предлагаемых в программе мероприятий. Существует достаточно много вариантов финансирования таких программ, которые в определенных условиях работают с разной эффективностью. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные способы финансирования муниципальных программ, которые могут осуществляться за счет: собственных средств предприятий коммунального комплекса (амортизация, тариф, производственная программа); экономии энергоресурсов при изменении технологических процессов и использовании материалов, оборудования; проведения энергосберегающих мероприятий, приводящих к снижению потребления ТЭР (но при условии фиксирования потока оплаты); тарифа на присоединение; целевых инвестиционных надбавок к тарифам; частных инвестиций (кредиты, концессионные схемы, проекты совместного использования по Киотскому протоколу и др.); продажи части активов СКИ. Продажа должна сопровождаться строгим контролем со стороны муниципалитета над дальнейшей эксплуатацией СКИ, в частности, системы централизованного теплоснабжения (СЦТ), условиями и характеристиками теплоснабжения; целевых возвратных бюджетных ссуд; бюджетных инвестиций.
Выбор той или иной модели финансирования реализации программы комплексного развития СКИ во многом зависит от платежеспособности потребителей, состояния муниципального бюджета, а также от сценариев развития муниципальной экономики, которые, в свою очередь, классифицируются по следующим параметрам: макроэкономические, экономический рост территории, бюджетные, социально-демографические, инженернотехнические. Особое внимание при выборе модели финансирования программы уделяется также тенденциям, которые могут повлиять на изменение платежеспособного спроса на коммунальные услуги. Они могут проявляться и в улучшении благосостояния граждан, и в улучшении конъюнктуры отраслевых рынков, на которых работают градообразующие предприятия.

Управление коммунальным комплексом города

контрольная работа

Структура коммунального комплекса и краткая характеристика элементов инфраструктуры города.

Современные города насчитывают тысячи километров подземных трубопроводов различного назначения, образующих коммунальную инфраструктуру города.

Система коммунальной инфраструктуры города - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Отрасли коммунальной инфраструктуры города отображены на рисунке 1.

Рис. 1 Коммунальная инфраструктура города

Рассмотрим более подробно систему коммунальной инфраструктуры города.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения города решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения -- химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах -- бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

Комплексное благоустройство городских территорий - это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

Бытовое обслуживание города.

Гостиничное хозяйство. Большинство гостиниц в российских городах частные. К задачам городской власти относится обеспечение достаточного количества гостиниц.

Банно-прачечное хозяйство. Потребность в его услугах снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т. п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципальные предприятия.

Кадровый потенциал

Организационные мероприятия по снижению затарат на предоставление услуг МУП "ЖКХ Гидролизный"

Сегодня жилищно-коммунальные услуги населению в 72 муниципальных образованиях Свердловской области оказывают порядка 1800 предприятий и организаций различных подотраслей жилищно-коммунального хозяйства...

Организация деятельности Муниципального казенного учреждения (МКУ) "Комитет по управлению имуществом Администрации г. Апатиты Мурманской области"

В современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность...

Повышение эффективности оценки результатов деятельности персонала

Калининградский ликероводочный завод был образован 10 октября 1946 г. на базе старого немецкого спиртопроизводящего завода. Поначалу работал только один цех, водка разливалась вручную. В 1955 году рядом был построен новый завод...

Практическая реализация функций менеджмента

ОАО «Молоко» ? одно из градообразующих предприятий Архангельской области, отметившего в 2011 году свое 75-летие. Предприятие ведет свою историю с 1936 года - когда был образован Архангельский городской молочный завод...

Проектирование многомерной организационной структуры управления в сфере ЖКХ

В целях характеристики управленческого воздействия на субъекты ЖКХ в муниципальном образовании можно использовать следующую модель организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования, представленную на схеме на рис 7...

Проектирование организационных систем

Фотостудия ООО "Вернисаж". Область бизнеса: ООО "Вернисаж" занимается предоставлением фотоуслуг для всего населения Санкт-Петербурга. Цель: Обеспечение потребителей высококачественной фоторекламной продукцией...

Совершенствование организации и управления гарнизона пожарной охраны г. Перми

ПЕРМСКИЙ КРАЙ - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Код региона - 59...

Увеличение производства и организации переработки молочной продукции

При разработке обоснования инвестиций по созданию молочного комплекса должны приняты следующие параметры: общее поголовье голов КРС - 1153, из них дойное стадо - 504. сельхозпродукция - 1200 га пашни, В т. ч...

Управление коммунальным комплексом города

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса являются многолетнее недофинансирование, тарифная политика...

Управление персоналом

Управление персоналом на ОАО "Астраханский порт"

На предприятии ОАО «Астраханский порт» используется функциональная структура управления. Это структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных...

Управление трудовыми противоречиями в коллективе

ИП «Обувь большого города» расположено по адресу Свердловская область, г.Нижний Тагил, Циолковского 34, директором данного предприятия является Конышева Ольга Николаевна. ИП «Обувь большого города» является одним из сети магазинов «Робек»...

Управление цепями поставок

Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации - выбор хорошего места размещения. Размещение связано с отысканием лучших географических точек месторасположения элементов ЛЦ (заводов, складов, магазинов, ресторанов...