Государственный кризис 1920 1921 гг.

Э кономический кризис 1920 г . и его влияние на хозяйственное развитие ведущих стран мира

Ростов-на-Дону - 2008






Введение

Первая мировая война была одним из важнейших событий 20 века. Она повлекла за собой передел политического влияния в мире и целую плеяду экономических кризисов, ведь даже Уинстон Черчилль назвал её «мировым кризисом», т.к. в период с августа 1914 года по ноябрь 1918 года решались судьбы великих держав и зависящих от них стран. Масштаб ее был действительно впечатляющим, ведь в военных действиях из 56 суверенных на тот период стран приняли участие 34.

Первая мировая война оказала довольно противоречивое воздействие на экономическую систему. С одной стороны, была уничтожена довольно значительная часть материальных ценностей, потерпела крушение система золотого стандарта, многие страны пришли в состояние экономического упадка, а национальное богатство стран Европы уменьшилось на треть. Стоит отметить и тот факт, что стоимость Первой мировой войны экономистами оценивается в 260 млрд долларов, т.е. это даже больше, чем на все войны с конца 18 по начало 20 века.

Но с другой стороны, для стран, которые не были втянуты в войну или принимали в ней опосредованное участие, начался период своеобразного процветания, который помог значительно прирастить национальное богатство. Соединенные Штаты и Япония начали получать заказы из Европы (как правило на средства вооружения), и обе эти страны стали быстро захватывать внеевропейские рынки, которые до войны обслуживались, главным образом, Англией и Германией. В результате экономическое лидерство окончательно перешло в руки Америки. Если до 1914 года Англия и Германия спорили друг с другом относительно индустриального первенства, то война бесповоротно разрешила этот спор в пользу...
Основные потери выпали на долю стран-участниц двух военно-политических блоков: блока, развязавшего войну, Тройственного союза, и обороняющегося блока, Антанты. В состав Тройственного союза входили Германия, Австро-Венгрия и Турция (позднее к ним присоединилась Болгария, преобразовав его тем самым в Четверной союз), а Антанта включала в себя Россию, Англию, Францию (в 1917г. в состав вошли и США).

После Первой мировой войны между странами была заключена целая серия договоров, где главная роль отводилась заключенному на конференции стран-победительниц в 1919 году Версальскому договору, который

послужил основной причиной жесточайшего кризиса 1920 годов. Немаловажен тот факт, что основные статьи этого договора были написаны действовавшим на тот момент президентом США В.Вильсоном и главами Англии и Франции.

В первой части предлагаемые изменения касались корректировок политической карты Европы, Азии и Африки. Прекратила свое существование как единая страна Австро-Венгрия, т.к. она представляла собой достаточно крупный центр национально-освободительного движения. Поэтому по Сен-Жерменскому и Трианонскому договорам Австрия и Венгрия становились отдельными и независимыми друг от друга странами. В дополнении к этому их территории урезались, что позволило создать такие новые государства, как Чехословакия, Югославия и Польша. Небольшая доля земель также досталась Румынии и Италии. Также был санкционирован раздел арабских земель, которые в дальнейшем попали под влиянии Англии и Франции.

Вторая часть касалась непосредственно решений о проигравшей Германии. Можно выделить три основных раздела:

    территориальный

Страну лишили всех её колониальных владений, площадь которых составляла около 3млн кв. км и численностью населения приблизительно в 13 миллионов человек. А это территории Камеруна, Того, Танганьики, Каролинские, Марианские, Маршалловы острова и т.д.

Также были пересмотрены границы непосредственно Германии. Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, Бельгии достались Мальди и Эйнеп, к Польше были присоединены Познань, часть Поморья и Пруссии, часть Верхней Силезии, Литве была передана Мемель, а Дании присоединила северную часть Шлезвиг.

Достаточно интересно поступили с Саарской областью. Эти территории намеревалась получить Франция, т.к. именно саарским углям она могла хоть как-то компенсировать потери своих топливных ресурсов. Но это не могло не вызвать возражения со стороны США и Англии, поэтому был найден компромисс: управление данной областью осуществлялось в течение 15 лет Международной комиссией, а сами угольные копи на этот же промежуток времени предоставлялись в эксплуатацию Франции. По истечении указанного срока судьба данных земель должна была определиться путем плебисцита.

Германия должна была выйти из числа наиболее сильных военных держав мира. Осуществлялось это при помощи следующих мер:

Запрет на наличие военно-морского флота

Уменьшение численности сухопутной армии

Сокращение производства оружия и военных материалов

Полное исключение военной авиации

Запрет на подводный флот

Запрет на выпуск броневиков, танков и т.д.

Принудительное разрушение большей части военных крепостей и укреплений

3) репарационный 1

Размер выплаты составил приблизительно 134 млрд золотых марок. Этот платеж, который осуществлялся как золотом, так и различными товарами, промышленным оборудованием, углем, скотом. Также Германия должна была содержать оккупационные войска, располагавшиеся на ее территории. Но Германия выплачивала репарацию постепенно. На начальном этапе эти взносы равнялись 2 млрд марок в год, но по мере «оживления» и развития экономики Германии данные платежи возрастали до 5 млрд марок.

Мировой экономический кризис 1920-ых г.г.

Еще в 1919 году известный экономист Джон Мернард Кейнс выступил с критикой Версальского договора, который, по его взгляду, усиливал послевоенную дезорганизацию хозяйства и способствовал новому военному конфликту в Европе. Кейнс говорил о том, что Европа и весь мир с Версальским миром идут к банкротству. И, действительно, в 20-ых годах 20 века мировая экономик пережила довольно сильный экономический кризис. Он побил все рекорды, настолько серьезны были его последствия: небывалое понижение производства, катастрофическую революцию цен, небывалый уровень безработицы, вызвал целую серию банкротств, обострил социально-экономические противоречия.

Рассмотрим влияния кризиса на экономику Германии и меры, которые предпринимались для выхода из этой кризисной ситуации.

Возрождение послевоенной Германии. Кризис 1920-ых годов. План Дауэрса.

Проигрыш в Первой мировой войне, который привел к расколу в политической системе, и тяжелые условия Версальского договора стали главными причинами длительного послевоенного кризиса. Ведь давал о себе знать тот факт, что Германия осуществляла военные действия за счет тех ресурсов, которые были накоплены ранее. Она тратила эти ресурсы и неуклонно снижала объемы промышленного производства. Военные расходы, которые с каждым днем только увеличивались, довели страну практически до полного финансового разорения. Это проявилось в дефиците государственного бюджета и огромной задолженности. Германия стала обязанной выплачивать репарацию, притом в золотых марках. Сумма репарации составила около 132 млрд золотых марок. Стоит отметить, что Германия гораздо быстрее выплачивала их в форме натуральных поставок(в виде имевшихся судов, скота. машин, угля, красок и т.д.) Но для Германии, которая, безусловно, пережив военное поражение, значительно ослабла в экономическом плане, выплата данных платежей в натуральной и денежной форме оказалась практически непосильным грузом. Это послужило причиной тому, что Германия просто не смогла справиться с выплатой репараций. Этим воспользовались Франция и Бельгия, которые не преминули применить свое право санкций на случай неуплаты платежа. Франция ввела войска в Рур, который являлся одним из важнейших индустриальных регионов Германии, что только еще больше осложнило экономическую обстановку в Германии, усугубило сложившуюся кризисную ситуацию.

Что касается ситуации в сельском хозяйстве, то и здесь сложилась довольно тяжелая ситуация. По Версальскому договору были отобраны Познань и западная Пруссия (знаменитый «польский коридор»), а ведь они давали практически четверть производства хлеба, хоть и представляли собой сравнительно небольшие территории. До этих территориальных потерь Германия самостоятельно удовлетворяла свои продовольственные потребности практически на 90 процентов. В принципе, даже с учетом этих лишений страна могла удовлетворить свою потребность приблизительно на 60 процентов. Но не стоит забывать о том, что значительная часть азотистых удобрений израсходовалась на различные военные нужды (взрывчатые вещества), которые в мирное время применялись непосредственно в сельском хозяйстве. Немаловажен и тот факт, что была отрезана от источников кормовых продуктов, которые составляли основу для скотоводства. Также Германия была лишена значительных запасов калия, которые располагались в Эльзасе. В довершении к этому Германия должна была выдать союзникам существенное количество лошадей, молочных коров и огромное количество разнообразных сельскохозяйственных машин, что также немало способствовало упадку сельского хозяйства страны.

Необходимо отметить и то, что еще одной причиной тяжелого экономического состояния Германии стала потеря всех капиталов, располагавшихся за границей. Ведь наличие достаточно большого национального дохода давало возможность, как развивать производство внутри страны, так и вывозить капитал за рубеж.

Что касается уровня промышленного производства, то, безусловно, он значительно снизился (до 40 % от уровня 1913года), а объемы сельскохозяйственного производства уменьшились вдвое.

Совокупность всех перечисленных процессов и условий обусловили расстройство немецких государственных финансов. Государственный долг уже на 1921 год составил 300 млрд бумажных марок, не включая еще 12-13 миллиардов конфискованного имущества германских граждан, которое правительство собиралось им возместить. Даже сильный налоговый прессинг не помог покрыть государственные расходы, выплаты контрибуций и содержание войск Антанты, находящихся на временно оккупированных территориях Германии. Золотой запас Германии оказался под угрозой практически полного истощения. Все это привело в сильное расстройство государственные финансы, поэтому не было другого выхода, кроме как прибегнуть к банальному увеличению денежной массы, которое в сложившихся условиях не подкреплялось увеличением товарной массы, что,безусловно, привело к инфляции. Стоит отметить тот факт, что особенно быстрыми темпами эмиссия бумажных денег осуществлялась перед выплатой первого золотого миллиарда.

Анализируя выпущенное в обращение количество денежных марок, можно отметить, что за весь 1921 год было выпущено в 2,5 раза больше бумажных марок (108,996 млн марок), чем за весь период с конца 1918 до середины 1921 г.г.

Что касается торгового баланса Германии, то теперь лишенная торгового флота и иностранных капиталовложений Германия имела отрицательный, пассивный торговый баланс.

Также для экономики Германии того периода был характерен такой процесс, как бегство капитала за границу. Причины заключались в том, что занимающее на тот момент пост германское правительство было попросту не в состоянии справиться с имеющимися финансовыми проблемами без помощи специальных налоговых мероприятий. Поэтому многие старались во избежание достаточно жестких и разорительных мер государства отправить свои капиталы за границу.Экономическая история (2)Шпаргалка >> Экономика

... на мировом уровне. 17. Особенности эк-ского развития ведущих стран мира ... лишь на 38%, в 1920г .– на 34%, ... крупного хозяйственного руководителя. Основную цель экономических реформ... влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис ...

  • Теория экономических кризисов

    Курсовая работа >> Экономика

    ... экономических кризисов ; 6) с помощью Кондратьевских волн сделан прогноз на XXI в. Глава 1. Кризисы в ритме циклического развития ... экономических циклов. В странах с быстро растущим населением, вроде Германии и Соединенных Штатов, влияние экономических ...

  • Экономика ведущих стран первой мировой войны

    Реферат >> История

    Гг. между ведущими стра­нами мира . К войне... влияние на эко­номику ведущих капиталистических стран . Экономика Европы была разрушена, мировая социально-политическая и хо­зяйственная ... экономический кризис , метко прозванный марксистами "общим кризисом ...

  • Развитие экономическим кризисом

    Дипломная работа >> Экономика

    ... кризиса в экономике страны Инновационное развитие в России и Татарстане Развитие инновационной системы предприятий как средство борьбы с экономическим кризисом ...

  • Летом 1920 г. экономический подъем военных и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом. В этом первом послевоенном кри- зисе перепроизводства, развернувшемся на базе общего кризиса капита- лизма, с особой остротой проявилось противоречие между разбухшим на военных заказах производственным аппаратом американской промыш- ленности и относительно узким рынком сбыта, ограниченным в конеч- ном счете низкой покупательной способностью основной массы населения. Экономический кризис 1920-1921 гг. вызвал весьма значительные разрушения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Объем про- мышленного производства США к апрелю 1921 г. сократился по срав- нению с июнем 1920 г. в среднем на 32% 31. В важнейших отраслях тяжелой промышленности свертывание производства было еще больше. Так, более чем вдвое по сравнению с докризисным уровнем (с 46,2 млн. до 21,7 млн. т) упала в 1921 г. годовая выплавка стали, почти в 2 раза уменьшилась продукция машиностроения, резко снизилась добыча ка- менного угля. С весны 1921 г. американская промышленность начала по- 29 Documents of American History: Vol. 1, 2/Ed. by H. Commager. Englewood Cliffs (N.J.), 1973, vol. 2, p. 165-167. 30 Nation, 1920, Mar. 6, p. 284 31 Мировые экономические кризисы, 1848-1935: Т. 1-3. М., 1937-1939, т. 1, с. 353. степенно выходить из состояния кризиса, но максимальный докризисный уровень промышленного производства был достигнут только к концу 1922 г. В условиях экономического кризиса произошло резкое ухудшение положения рабочих. Число безработных в Соединенных Штатах увели- чилось с 2,1 млн. до 4,9 млн., т. е. более чем вдвое, а доля безработ- ных в общей численности гражданской рабочей силы США возросла за тот же период с 5,2 до 11,7%. Существенное сокращение среднегодового заработка американских рабочих (даже по официальным данным, он уменьшился с 1407 до 1233 долл.) повлекло за собой заметное снижение уровня жизни рабочего класса. Промышленный кризис крайне затруднил и условия существования мелкой и средней буржуазии города. Процесс разорения городских средних слоев значительно ускорился: только за три года, с 1920 по 1922 г. включительно, в Соединенных Штатах про- изошло около 52 тыс. коммерческих банкротств 32. Кризис перепроизводства в промышленности переплелся с глубоким и разрушительным аграрным кризисом. К весне 1921 г. цены основных сельскохозяйственных товаров снизились по сравнению с летом 1920 г. в 2-3 раза33. Бурное падение цен резко сократило доходы фермеров: в 1919 г., до наступления аграрного кризиса, валовой фермерский доход в США составлял 17,9 млрд. долл., а в 1921 г. он упал до 10,6 млрд., т. е. более чем на 40%. Кризис перепроизводства в сельском хозяйстве принял затяжной характер. Он продолжался с неослабевающей силой и после того, как промышленность Соединенных Штатов вступила в фазу циклического подъема. Это объяснялось исторической отсталостью сель- ского хозяйства, дальнейшим усилением эксплуатации фермеров моно- полиями, что отвлекало от производительного использования крупные финансовые средства и на длительный период затянуло процесс преодо- ления аграрного кризиса. Валовой доход американского фермерства в 1922-1923 гг. повысился всего лишь до 11-12 млрд. долл., оставаясь значительно ниже докризисного уровня 34. Сильнейшее сокращение сельскохозяйственных цен и падение доход- ности фермерского хозяйства привели к тому, что для многих фермеров оказалось чрезвычайно трудным, а то и вовсе невозможным возмещение самых элементарных производственных издержек, не говоря уже о регу- лярной уплате долгов и налогов. Растущая убыточность многих мелких и средних фермерских хозяйств стала причиной новой волны банкротств и принудительной распродажи фермерской собственности. Процесс разо- рения мелкого производства в земледелии приобрел массовый характер: в начале 20-х годов, в период наибольшего обострения аграрного кризи- са, разорились и потеряли право собственности на свои фермы около 450 тыс. американских фермеров. Это еще более усилило отлив сельского населения в города: только за 1921-1923 гг. чистая убыль фермерского населения в Соединенных Штатах превысила 2 млн. человек 35. Таким образом, экономический кризис 1920-1921 гг. значительно ухудшил положение широких масс трудящихся. Жизненный уровень 32 Historical Statistics of the United States, p. 135, 168, 589, 693, 701, 912. 33 Agriculture Yearbook, 1925. Wash., 1926, p. 764, 962. 34 Historical Statistics of the United States, p. 483. 33 Hicks J. D. Republican Ascendancy, 1921-1933. N. Y, 1963, p. 19; Historical Statis- tics of the United States, p. 96. 20 I. ЭКОНОМИКА II ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1918-1923) 21 миллионов рабочих и фермеров резко снизился. Все, что завоевали они в ходе упорной долголетней борьбы, было теперь поставлено под угрозу. Результатом этих крайне неблагоприятных изменений в экономической конъюнктуре и в положении основной массы населения Соединенных Штатов было дальнейшее обострение политической обстановки в стране. Недовольство широких слоев населения США проявилось уже в ходе очередной избирательной кампании 1920 г. Однако большинство рабочих и фермеров и на сей раз не вышли в своих политических действиях за рамки традиционной двухпартийной системы. Возмущение масс обрати- лось против партии, находившейся у власти. Правда, в 1920 г. избира- тельная платформа демократической партии все еще содержала фразео- логию «прогрессивной эры». Она подчеркивала роль государственного регулирования в эффективной мобилизации военных усилий страны и вос- хваляла социально-экономическую политику демократов, в особенности создание и деятельность Федеральной резервной системы как важного орудия, якобы гарантирующего экономическую и финансовую стабиль- ность 36. Тем не менее явный сдвиг вправо в политическом курсе прави- тельства Вильсона после окончания войны повлек за собой падение пре- стижа президента и руководимой им партии в глазах избирателей. Когда же летом 1920 г. разразился экономический кризис, принесший трудя- щимся новые бедствия, положение демократов стало совершенно безна- дежным. Республиканцы умело воспользовались этим. Немалую роль в исходе избирательной кампании 1920 г. сыграло и то обстоятельство, что в Соединенных Штатах еще очень сильными оста- вались традиции индивидуализма. К началу 20-х годов значительно уча- стились выступления в пользу ограничения вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Отражая эти настроения, бывший президент США У. Тафт, занимавший видное место среди дея- телей консервативного крыла республиканской партии, выступил с рез- ким осуждением «болезни чрезмерной законодательной деятельности» 37. Государственное регулирование, к которому в чрезвычайных условиях войны прибегло правительство Вильсона, чаще всего рассматривалось как временное отклонение от естественного хода развития. Вот почему рес- публиканский лозунг «Назад, к нормальным порядкам» нашел в 1920 г. широкий отклик среди избирателей, которые в большинстве своем с одо- брением встречали декларации кандидата республиканской партии на пост президента США Уоррена Гардинга о необходимости скорейшего возвращения к «обычному, устойчивому порядку вещей», исключающему всякие «эксцессы» в деятельности федерального правительства, столь характерные, по мнению республиканцев, для периода вильсоновской ад- министрации. В этой обстановке на выборах 1920 г. республиканская партия одер- жала решительную победу. У. Гардинг собрал 16143 тыс. голосов и обеспечил себе 404 выборщика, тогда как кандидат демократов Дж. Кокс получил только 9130 тыс. голосов и лишь 127 выборщиков38. Респуб- ликанцы завоевали прочное большинство и в обеих палатах конгресса. 36 National Party Platforms, 1840-1972/Compl. by D. Johnson, К. Porter. Urbana (111.), 37 Taft W. Liberty Under Law. An Interpretation of the Principles of Our Constitutio nal Government. New Haven (Conn.), 1921, p. 40. 38 Historical Statistics of the United States, p. 1073. После восьмилетнего перерыва республиканская партия вновь оказалась у власти. В состав правительства, сформированного У. Гардингом, вошли в основном представители консервативных групп республиканской партии. Наиболее важную роль среди них играли министр финансов Э. Меллон, глава одной из самых могущественных монополистических групп США, и министр торговли Г. Гувер, известный делец и политик, тесно связан- ный с влиятельными кругами крупного капитала. Неудивительно, что политический курс новой администрации оказался столь консервативным. C приходом к власти республиканцев федеральное правительство особен- но охотно брало на себя роль послушного орудия в руках верхушки фи- нансовой олигархии. По справедливому замечанию видного американ- ского историка У. Лейхтенберга, в тот период «специфические интере- сы бизнеса откровенно отождествлялись с общенациональными интере- сами»39 . Правительство Гардинга с самого начала решительно высказалось против политики государственного регулирования. В первых же своих официальных выступлениях новый президент призвал к существенному сокращению государственных расходов. Еще более энергично он про- возгласил этот курс в декабре 1921 г. в ежегодном послании конгрессу о положении страны. Гардинг со всей определенностью заявил об абсо- лютной недопустимости «сосредоточения чрезмерных полномочий и экст- раординарной концентрации власти в руках федерального правительст- ва» 40. Под лозунгом возвращения к «нормальным порядкам» и сам пре- зидент и другие деятели республиканской администрации требовала скорейшего восстановления таких «истинно американских» принципов, как принципы «твердого индивидуализма» и невмешательства государст- ва в экономическую и социальную жизнь общества. С предельной чет- костью выразил эти идеи один из видных лидеров республиканской пар- тии - сенатор Генри Кэбот Лодж. Выступая в июле 1921 г. в конгрессе, он заявил: «Чем меньше правительство Соединенных Штатов будет впредь вмешиваться в дела бизнеса, тем лучше» 41. Основы теории и практики буржуазного индивидуализма были изло- жены министром торговли Г. Гувером в брошюре «Американский инди- видуализм», вышедшей в свет в 1922 г. В ней утверждалось, что осуществление индивидуалистических принципов означает установление «равенства возможностей» для каждого гражданина играть роль, «соот- ветствующую его образованию, характеру, способностям и устремле- ниям» 42. Функции государства Гувер сводил лишь к охране этого буржуазного «равенства возможностей», категорически отрицая право фе- дерального правительства на непосредственное вмешательство в экономи- ческую и социальную жизнь общества. «Пресекать все те силы, которые ведут к нарушению равенства возможностей,- продолжал он,- и под- держивать инициативу и творческие возможности американцев - вот та двуединая цель, к которой должно стремиться правительство» 43. Большую роль в переориентации социально-экономической политики 39 Leuchtenhurg W. The Perils of Prosperity, 1914-1932, Chicago, 1958, p. 245. 40 The State of the Union Messages of the Presidents, vol. 3, p. 2617. 41 Congressional Record, vol. 61, p. 4156. 42 Hoover H. American Individualism. N. Y., 1922, p. 48. 43 Ibid., p. 54. 44 I. ЭКОНОМИКА II ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1918-1923) 23 федерального правительства в начале 20-х годов сыграл Верховный суд США, в состав которого администрации Гардинга за короткий период ее- деятельности удалось назначить четырех новых членов, оказавшихся, как и следовало ожидать, убежденными реакционерами. Среди них был и но- вый глава Верховного суда экс-президент У. Тафт. Большинство членов этой высшей судебной инстанции Соединенных Штатов упорно противи- лись всяким сколько-нибудь либеральным веяниям, превратившись в «консервативную и закостенелую фалангу» 44. В своих решениях Верхов- ный суд неизменно руководствовался в те годы старыми правовыми докт- ринами «свободы контракта» и «надлежащей правовой процедуры», отвер- гая любые посягательства на «священные» принципы частной собствен- ности. Опираясь на эти правовые доктрины, большинство Верховного суда давало узколегалистскую интерпретацию конституции США, отстаи- вало принцип максимального ограничения полномочий федерального пра- вительства и блокировало любые попытки позитивной социальной дея- тельности буржуазного государства. В соответствии с общими установками идеологии «твердого индиви- дуализма» правительство Гардинга в короткий срок завершило начатую еще администрацией Вильсона ликвидацию органов военно-государствен- ного регулирования. Большинство федеральных агентств, которые в годы войны и вскоре после ее окончания осуществляли правительственный контроль над рядом важных отраслей экономики США, было упраздне- но. Затем началась ускоренная распродажа за бесценок судов торгового флота, построенного в период войны за счет прямых федеральных ассигно- ваний. Уже в августе 1921 г. более 200 судов были проданы за 430 тыс. долл., т. е. за сумму, меньшую чем стоило сооружение каждого из них 45. Эти акции республиканской администрации сопровождались интен- сивной пропагандистской кампанией в пользу «свободного предпринима- тельства». Приход республиканцев к власти сопровождался дальнейшим усиле- нием реакционных тенденций в правительственной политике в отношении рабочего класса. Органы федерального правительства активно поддержи- вали антипрофсоюзный поход предпринимателей. Администрация Гардин- га не приняла каких-либо реальных мер к решению проблемы безрабо- тицы, значительно обострившейся в условиях экономического кризиса 1920-1921 гг. Созванная в сентябре 1921 г. специальная конференция по безработице категорически отвергла принцип федеральных ассигнова- ний на цели помощи безработным, ограничившись призывами к ее орга- низации силами предпринимателей и местных властей 46. Разумеется, ни о каком полном демонтаже государственно-монополи- стического капитализма в начале 20-х годов не могло уже быть п речи, ибо, по образному выражению крупного американского историка Дж. Хикса, «нельзя было перевести назад стрелки часов истории» 47. Не случайно республиканская администрация полностью демонтировала толь- 44 Murray R. Harding Era. Warren G. Harding and His Administration. Minneapolis, 45 Trani E., Wilson D. The Presidency of Warren G. Harding. Lawrence (Kan.), 1977, p.75 46 Сивачев Н. В. США: государство и рабочий класс, с. 142-143 47 Hicks J. D. The American Nation. A History of the United States from 1865 to the Present. Cambridge (Mass.), 1955, p. 466 ко органы чрезвычайного военного регулирования. Но она оставила в неприкосновенности такие важные государственно-монополистические рычаги, как Федеральная резервная система, осуществлявшая эффектив- ный контроль над банками, или Федеральная торговая комиссия, создан- ная в 1914 г. в целях регулирования корпораций, занятых в междуштат- ной торговле. Более того, потребности развития усложняющегося финансового хо- зяйства страны заставили правительство Гардинга пойти на создание не- которых новых механизмов государственно-монополистического регулиро- вания. Так, в июне 1921 г. конгресс по представлению правительства принял специальный бюджетный акт, согласно которому для «совершен- ствования национальной бюджетной системы» предусматривалось учреж- дение должностей генерального контролера финансов и директора бюд- жетного бюро. Все это служило наглядным показателем необратимости государственно-монополистического развития. Однако с приходом к власти республиканской администрации во всех сферах общественной жизни страны стали все же явно преобладать не государственно-монополистические, а частномонополистические принци- пы. Хотя объективный процесс огосударствления социально-экономиче- ских отношений продолжался, неолиберализм, возникший в период «прогрессивной эры» как государственно-монополистическая форма бур- жуазной идеологии, в начале 20-х годов не получил своего дальнейшего развития и был оттеснен традиционным консервативным индивидуализ- мом. Отказ правительства Гардинга от непосредственного государственно- го регулирования экономики и социальных отношений привел к резкому сокращению государственных расходов. Уже в 1922 г., через год после прихода к власти республиканской администрации, расходы федерально- го правительства составили 3,3 млрд. долл., т. е. снизились по сравнению с 1920 г. почти вдвое48. Правда, по своим размерам они и теперь примерно в 4-5 раз превышали максимальный довоенный уро- вень, что, несомненно, отражало более высокую степень государственно- го вмешательства в экономику, чем это было характерно для предвоен- ных лет. Но все же отход республиканцев от политики прямого госу- дарственного регулирования и связанное с этим сильное сокращение расходов федерального правительства свидетельствовали о том, что по сравнению с периодом первой мировой войны в Соединенных Штатах в начале 20-х годов произошло существенное ослабление государственно- монополистических тенденций. Этот курс внутренней политики имел крайне неблагоприятные послед- ствия для рабочих и фермеров, так как лишал их всякой надежды на правительственную помощь. Что же касается крупных монополистов, то, несмотря на значительное сужение социально-экономических функций капиталистического государства, они сохранили неограниченные воз- можности для получения разнообразных правительственных субсидий. Одним из таких щедрых подарков правительства Гардинга монополи- ям стал налоговый закон, принятый в ноябре 1921 г. Новый закон отме- нил введенный в период войны налог на сверхприбыли корпораций и снизил максимальную ставку добавочного налогового обложения лиц с 48 Historical Statistics of the United States, p. 1104. 24 I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1918-1923) 25 высокими доходами с 65 до 50%. Обосновывая эту меру, министр фи- нансов Э. Меллон утверждал, что сохранение «чрезмерного» налогообло- жения крупных капиталистов якобы невыгодно для страны, ибо оно «заставляет налогоплательщиков изымать свои капиталы из производст- венной сферы» и «поощряет непроизводительные формы капиталовложе- ний» 49. Исходя из этих общих принципов, республиканская админист- рация взяла курс на еще большее снижение федеральных налогов на миллионеров. В интересах монополий был проведен и тарифный закон Фордни- Маккамбера, который вступил в силу в сентябре 1922 г. Основываясь на принципах строжайшего протекционизма, новый тарифный акт предус- матривал резкое повышение пошлин на ввоз в США важнейших про- мышленных товаров. Введение более высоких тарифных ставок немед- ленно повлекло за собой сильный рост цен на внутреннем рынке. При- были монополий сразу же подскочили вверх, а увеличение ресурсов крупных фирм значительно укрепило их позиции в конкурентной борьбе. Вытеснение мелкого производства трестами и концернами шло в те годы настолько быстро, что это стало своеобразным рекордом даже в условиях США. Руководителям монополистических объединений нечего было опа- саться: антитрестовские законы, которые никогда не были особенно эф- фективными, в начале 20-х годов, по сути дела, вообще перестали при- меняться, а «регулирующие агентства, созданные предшествующей ад- министрацией, были одно за другим заполнены друзьями того же самого бизнеса, который, как предполагалось, они должны были регулиро- вать» 50. Борьба различных монополистических групп за приумножение бо- гатств не ограничивалась использованием одних лишь легальных средств. Через своих ставленников в государственном аппарате они добивались всевозможных привилегий, не останавливаясь перед прямым нарушением закона. Администрация Гардинга, полностью подчиненная монополиям и пораженная коррупцией, предоставила руководителям крупных фирм неограниченные возможности наживаться за счет расхищения государ- ственных ресурсов. В конце 1921 - начале 1922 г. крупные нефтепро- мышленники Э. Догени и Г. Синклер, подкупив министра внутренних дел А. Фолла, незаконно получили в аренду обширные нефтеносные рай- оны в Калифорнии и Вайоминге, входившие в состав государственного резерва. Пример «нефтяной панамы» оказался заразительным. На путь мошеннических сделок с монополиями вступили генеральный прокурор Г. Догерти, глава федерального бюро помощи ветеранам войны Ч. Форбс и другие высокопоставленные деятели республиканской администрации. Давно уже Вашингтон не был ареной столь разнузданной оргии взяточ- ничества и казнокрадства. Очень удобным орудием монополистов оказался и сам президент, ог- раниченный политический деятель, не отличавшийся ни особыми интел- лектуальными достоинствами, ни самостоятельностью суждений, ни силой характера. Крупному капиталу не надо было теперь больше бояться ка- ких-либо независимых акций федерального правительства, как это было 49 Mellon A. Fundamental Principles of Taxation,- The Annals of America, Chicago, 1968, vol. 14, p. 446-447. 50 Hicks J. D. The American Nation, p. 494. иногда в период деятельности Т. Рузвельта или В. Вильсона. Главой Бе- лого дома стал человек, который, напротив, сам ждал совета и помощи со стороны могущественных боссов республиканской партии. Неудиви- тельно, что Гардинг с самого начала превратился в пешку в руках влия- тельных монополистических кругов, которые использовали его, как им заблагорассудится. Отсутствие твердого руководства со стороны прези- дента создало еще более благоприятные условия для расцвета корруп- ции. Действия некоторых членов республиканской администрации, из- вестных своей близостью к Гардингу, приобрели настолько скандальный характер, что стали компрометировать самого президента. И только ско- ропостижная смерть Гардинга, последовавшая 2 августа 1923 г., избавила его от позора дальнейших разоблачений. Президентский пост занял вице-президент Кальвин Кулидж. Новый хозяин Белого дома был таким же бесцветным и заурядным политиче- ским деятелем, но в отличие от своего предшественника не имел сом- нительных связей с лицами, замешанными в преступных махинациях, и его репутация осталась незапятнанной. Поэтому неожиданное выдви- жение К. Кулиджа на высшую государственную должность оказалось более чем кстати для лидеров республиканцев, так как помогло им до известной степени восстановить пошатнувшийся престиж правящей пар- тии в глазах избирателей. Общее направление внутренней политики республиканской админист- рации осталось прежним. Новый глава Белого дома не менее категори- чески, чем его предшественник, отверг концепцию непосредственного государственного регулирования социально-экономических отношений. В первом же ежегодном послании конгрессу о положении страны, с ко- торым президент выступил в декабре 1923 г., Кулидж решительно выска- зался в защиту принципа «индивидуальной ответственности» каждого американца за результаты своих действий. Задача правительства, про- водящего «истинно американскую политику», продолжал он, состоит лишь в том, чтобы «поддерживать условия, при которых лучше всего могут проявиться и получить вознаграждение способности каждого ин- дивидуума» 51. Проведение этого реакционно-индивидуалистического курса социаль- но-экономической политики правительства Кулиджа сочеталось с без- удержной апологией монополий. «Дело Америки - бизнес», так выразил новый президент свой основной руководящий принцип. «Правильность и мудрость налоговой и вообще всей экономической политики,- заявил он в одном из выступлений,- состоит не в том, чтобы мешать тем, кто уже добился процветания и успеха, а в том, чтобы создавать условия, при которых каждый имел бы равные шансы достичь этой цели» 52. В служе- нии интересам бизнеса, в беспрекословном выполнении всех его пожела- ний правительство Кулиджа видело основной смысл своей деятельности. Таким образом, вся внутренняя политика республиканской админист- рации в начале 20-х годов была продиктована исключительно интереса- ми монополистического капитала. Она ни в коей мере не учитывала нужд и чаяний рабочего класса, трудящегося фермерства, городской мелкой буржуазии. «Партия, которая находится сейчас у власти,- говорилось в 51 The State of the Union Messages of the Presidents, vol. 3, p. 2650. 52 A History of the United States from 1865 to the Present. Meridian Documents of American History / Ed. by F. Clingberg. Cleveland; New York, 1962, p. 355. 53 26 I. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА США В 20-Е ГОДЫ одной из статей журнала „Нейшн",- душой и телом предана идее защи- ты интересов бизнеса. И в то же время для рядовых избирателей, для тех миллионов, которые, как нам часто говорят, составляют Америку, новая администрация, что бы она ни заявляла по этому поводу, не сде- лала ровным счетом ничего» 53. Массы простых американцев с возмущением встретили реакционный курс республиканского правительства. Уже летом 1921 г. один из жите- лей Чикаго писал президенту Гардингу: «Пусть Меллон и Гувер клянут- ся на Библии в том, что они служат благу народа. Я не верю это- MV. Знайте, что Ваш кабинет теряет доверие избирателей. Не считайте это пустой угрозой. Если крупный бизнес не перестанет вершить делами- правительства, Вам придется испытать большие неприятности от народа Америки» 54. Подобные настроения получили тогда широкое распростра- нение. Вот почему массовое народное движение, охватившее Соединен- ные Штаты после окончания первой мировой войны, продолжалось и в начале 20-х годов.

    Введение

    Актуальность темы : Рассматриваемый период можно охарактеризовать как время становления системы государственного регулирования капитализма. Это выражается в сокращении либерального режима рыночных отношений, который господствовал на протяжении XIX не только в США, но и в большинстве развитых стран. Это сокращение осуществляется за счет усиления вмешательства государства в экономические отношения. Особенно сильно увеличивается вмешательство государства в период Великой Депрессии.

    Происходит переход от совершенной конкуренции к монополиям; сращивание монополий и государства, дальнейшее искажение свободных рыночных отношений, что выражается через увеличение хозяйственных диспропорций, что в дальнейшем приводит к кризису. Темпы роста экономики в период после кризиса значительно снизились по сравнению с уровнем 1920-1929гг.

    Кризис 1920-1921 гг.

    Не смотря на успешное развитие экономики Соединенных Штатов в годы войны, военные расходы(около 36 млрд $) оказались тяжелым бременем для населения. Розничные цены на продукты питания повысились на 85% в течение 5 лет, а на одежду - более чем в 2 раза. Достаточно высокие темпы развития экономики удалось сохранить в течение еще 2х послевоенных лет. Но с июля 1920 стали наблюдаться кризисные явления.

    Этот кризис отличался рядом особенностей.

    Первая его особенность состояла в том, что он начался тогда, когда в ряде европейских стран экономика еще не оправилась от военной разрухи.

    Другой особенностью было то, что несмотря на кратковременность, кризис привел к серьезным экономическим последствиям.

    К марту 1921 г. Промышленное производство резко сократилось. Стоимость промышленной продукции упала с 60 млрд. до 42 млрд. $. Более чем вдвое снизились торговые обороты. В июле 1921 г. число безработных достигло 5500 человек. Кризис в промышленности сопровождался и аграрным кризисом. Это было вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера.

    Во-первых, сильно снизился спрос на американскую продукцию со стороны европейских стран. Причина снижения спроса - в бурно развитии сельского хозяйства в европейских странах.

    Во-вторых, внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию увеличивался незначительно.

    Под влиянием этих причин к весне 1921 года цены на сельскохозяйственную продукцию на американском рынке упали в 3-4 раза, что привело к массовому разорению фермеров. Трудности в аграрном секторе приобрели затяжной характер.

    капитализм монополия кризисный экономика

    К концу 1920 года несмотря на победу в Гражданской войне большевики крайне неуютно чувствовали себя в стране. После разгрома белогвардейцев и интервентов они столкнулись с еще более опасным для себя движением, которое могло смести их с политической арены. В.И. Ленин, характеризуя сложившуюся обстановку, заявил: «Мы натолкнулись на большой,- я полагаю, на самый большой,- внутренний политический кризис Советской России».
    Обострение ситуации в стране связано в первую очередь с тяжелейшим хозяйственным положением, в котором оказалась республика к исходу Гражданской войны.
    Экономическое состояние Советской России конца 1920 года ярко характеризует одно слово: «разруха». Однако не следует винить в таком положении только одних большевиков, которые попытались провести в жизнь безумный эксперимент по строительству светлого будущего в кратчайший срок. Начало экономическому распаду положила Первая мировая война. Во всех воюющих государствах уже с 1914 года стали проявляться «военно-коммунистические» черты. К началу 1917 года российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе, который усугубился при Временном правительстве. Большевикам досталась Россия в положении хозяйственного распада. Начавшаяся гражданская война привела к окончательному расстройству экономики страны.
    По весьма приблизительным подсчетам ущерб, причиненный интервенцией Антанты, составил 40 млрд руб. К этому следует прибавить потери от немецкой оккупации и ущерб, причиненный боевыми действиями против белогвардейцев. Таким образом, оценить масштаб экономической катастрофы в материальном выражении практически не представляется возможным.
    Россия понесла огромные людские потери. Миллионы погибли на фронтах, а также от эпидемий и голода. Потери работников мужского пола только в сельском хозяйстве к 1920 году составили более 14 млн человек. Наибольшему разрушению подверглась промышленность. В стране практически прекратилось производство товаров народного потребления. Объем промышленной продукции в 1920 году по сравнению с 1913 годом упал до 13,8 %.
    В состоянии полного распада находился транспорт. К 1920 году половина паровозного парка и четверть вагонного оказались непригодными для эксплуатации. Население брало поезда штурмом, ехали не только в вагонах, но и в тамбурах, на крышах. Развал транспорта привел к тому, что командование РККА не смогло организовать перевозку демобилизованных красноармейцев, часть из них отправились по домам пешим порядком. Следствием транспортного кризиса становится разрыв хозяйственных связей. Для перевозок продовольствия пришлось использовать специальные поезда Калинина, Фрунзе, Дзержинского и т. д.
    Производство сельскохозяйственной продукции сократилось к 1920 году до 67 % довоенного уровня. Катастрофически упало животноводство, в несколько раз уменьшилось производство технических культур (хлопка, свеклы, льна, табака и т. д.). Наблюдались огромные трудности в продовольственном снабжении населения. Хлеб и большинство других жизненно необходимых продуктов выдавались по карточкам. Но такая система распределения обеспечивала только полуголодное существование.
    В стране ощущалась острая нехватка самого необходимого: одежды, обуви, медикаментов, топлива. Хуже всего дело обстояло в крупных городах. По подсчетам С.Г. Струмилина, средняя зарплата рабочего в реальном исчислении составляла по отношению к уровню 1913 года в первом квартале 1921 года- 21 копейку в месяц, во втором квартале - 16 копеек. Население Москвы, Петрограда и других промышленных центров голодало. По стране прокатывались эпидемии, уносившие тысячи жизней.
    За годы Гражданской войны значительно изменилась социальная структура российского общества. Происходит распыление и деклассирование пролетариата. Рабочие уходили в деревню, занимались кустарничеством, отправлялись на фронт. Индустриального пролетариата в 1921 году было в 2,5 раза меньше, чем в 1913 году. В Москве рабочий класс сократился на 50 %, в Петрограде на 2/3. Происходят значительные изменения и в среде крестьянства. За время революции и Гражданской войны оно «выравнивается», уменьшается процент бедняков и кулаков. К 1921 году в деревне господствовал середняк.
    Социальная обстановка в Советской России накалялась день ото дня. Вследствие тяжелого материального положения рабочие повсеместно выражали недовольство, которое выливалось в забастовки, например, весной 1921 года в Москве и Петрограде. Но наибольшей головной болью для советского правительства становится мощнейшее крестьянское движение.
    Первоначально большевики, сталкивавшиеся с подобными явлениями еще в ходе Гражданской войны, считали это кулацкими мятежами. Но вскоре стало ясно, что деревня выступает единым антибольшевистским фронтом. Крестьянство, мирившееся с экономической политикой советской власти в годы Гражданской войны, когда существовала реальная опасность лишиться захваченной в ходе революции земли, не желало терпеть «военный коммунизм» в мирное время. Сельское население России выступало за отмену продразверстки и свободу торговли. Крестьяне выдвигают не только экономические, но и политические требования. Самым популярным становится лозунг: «За Советы без коммунистов!». В 1920-1921 годах по Советской России прокатилось около 20 крупных вооруженных крестьянских восстаний. Мятежи охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань. В Туркестане действовали басмачи. Крайне запутанная ситуация складывается на Украине. Здесь, помимо повстанческой армии Махно, орудовало большое количество банд, которыми командовали всевозможные атаманы и батьки.
    Поднимают голову противники большевиков, и в первую очередь, находившиеся на полулегальном положении, меньшевики и эсеры. Их представители пытаются оседлать растущее крестьянское движение. В феврале - марте 1921 года произошло восстание в Западной Сибири, которое возглавили эсеры. Им удалось сколотить целую повстанческую армию в несколько тысяч человек и захватить Тюменскую губернию. Железнодорожное сообщение с Сибирью было прервано на три недели.
    К весне 1921 года число участников крестьянских восстаний составило около 200 тыс. человек. Ситуация стала настолько угрожающей, что в феврале 1921 года ЦК РКП(б) приостановил демобилизацию коммунистов из армии и запретил им всякие отпуска.
    Самым мощным и организованным крестьянским движением стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях. Его возглавил начальник уездной милиции эсер А.С. Антонов, по его имени оно и получило название «антоновщина». Программа восстания была принята в мае 1920 года на крестьянском губернском съезде в Тамбове. Она предусматривала свержение власти коммунистов, созыв Учредительного собрания на основе всеобщих выборов, установление власти временного правительства, состоящего из представителей всех партий и организаций, передачу земли тем, кто ее обрабатывает, прекращение продразверстки, отмену деления народа на «классы и партии». Восставшие создали свои органы управления «Комитеты Союза трудового крестьянства».
    22 августа 1920 года в Тамбовской губернии вводится осадное положение. К январю 1921 г. повстанческая армия, организованная по образцу РККА, насчитывала 50 тыс. бойцов. Антонов сумел захватить всю Тамбовскую и некоторые уезды близлежащих губерний. На подавление восстания были брошены крупные силы под командованием М.Н. Тухачевского. 1 сентября 1921 года началось решительное наступление Красной Армии с применением авиации, бронемашин, химического оружия. Повстанцам было нанесено тяжелое поражение, но сопротивление продолжалось. Только в конце июля 1922 года красноармейцам удалось окружить деревню, где скрывался Антонов. Ее подожгли. Антонов при попытке бежать был убит.
    Трудности, которые переживала Советская республика, отразились и на правящей партии. К концу Гражданской войны РКП(б) не представляла из себя единую, монолитную организацию. Теоретический и политический тупик, в котором оказалась партия, со всей очевидностью проявился осенью 1920 года в ходе дискуссии о профсоюзах. Вопрос о роли и месте профессиональных союзов в советском государстве был поднят Л.Д. Троцким. Эта, казалось бы, частная проблема неожиданно вылилась в ожесточенную дискуссию о методах социалистического строительства, взаимоотношениях рабочего класса и крестьянства, месте и роли партии в обществе. Острые дебаты выявили большое количество фракционных групп и поставили РКП(б) на грань раскола. Ценой огромных усилий В.И. Ленина единство партии удалось сохранить.
    У большевиков была возможность не доводить ситуацию до критической точки. Еще в начале 1920 года членом Президиума ВСНХ Ю. Лариным (М.З. Лурье) и Л.Д. Троцким выдвигались предложения об изменении экономической политики Советского государства. Они считали необходимым перестроить систему продовольственного снабжения городов через оживление рыночных отношений. Но эти предложения даже не обсуждались.
    В конце декабря 1920 года в Москве проходил VIII съезд Советов. Здесь обсуждались вопросы, связанные с переходом к мирному социалистическому строительству. На съезде принимаются постановления о восстановлении промышленности и транспорта. По докладу Г.М. Кржижановского был одобрен план электрификации России ГОЭЛРО, который предусматривал экономический рост за 10-15 лет на 180-200 % по сравнению с довоенным уровнем.
    Центральным вопросом, обсуждавшимся на съезде, был законопроект «О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства». В своих выступлениях представители меньшевиков и эсеров говорили о необходимости коренного изменения продовольственной политики. Но это было расценено как проявление мелкобуржуазной стихии. В конечном итоге принимается внесенный большевиками законопроект, который усиливал «военно-коммунистические» меры в сельском хозяйстве. Предполагалось ввести планы обязательного засева, которые фактически дополняли продразверстку посевной и семенной разверсткой. Таким образом, VIII съезд Советов в своих решениях не вышел за рамки «военного коммунизма».
    В январе - феврале 1921 года кризис усиливается. Трудно идет сбор продразверстки, по стране полыхают крестьянские мятежи. Становилось ясно, что необходимы срочные и радикальные меры, чтобы переломить ситуацию. В конце 1920 года начале 1921 года В.И. Ленин часто принимает ходоков от крестьян и внимательно читает их письма, направленные в Москву. Под влиянием сложившейся обстановки вождь большевиков приступает к разработке радикальных перемен в экономической политике.
    2 февраля 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) решает снять продразверстку в 13 центральных губерниях и создать специальные комиссии для исследования настроений крестьянства. 8 февраля 1921 года. Ленин написал «Предварительный набросок тезисов насчет крестьян», где он говорит о замене продразверстки продналогом. И, наконец, на пленуме Моссовета 28 февраля 1921 года. он впервые открыто объявил об изменении экономической политики советского государства.
    Но большевики опоздали. Дискуссия о профсоюзах привела к тому, что X съезд партии, который должен был узаконить новую экономическую политику, перенесли на месяц, с февраля на март 1921 года. С начала 1921 года в Петрограде постоянно проходили митинги и забастовки. Их подавляли курсанты, а не войска ввиду неблагонадежности армии. 24 февраля в городе ввели осадное положение, чекисты начали проводить массовые аресты. Волнения из Петрограда перебросились в Кронштадт. По меткому выражению В.И. Ленина: «Экономика весны 1921 года превратилась в политику: «Кронштадт».
    История России XX - начала XXI веков Терещенко Юрий Яковлевич

    1. Общенациональный кризис. Конец 1920 г. – начало 1921 г.

    К началу 1920-х годов Россия представляла собой, по образному сравнению В. И. Ленина, «до полусмерти избитого человека». Огромные безвозвратные человеческие потери, миллионы инвалидов, нищих, беспризорных. Отчаяние людей усугубляла хозяйственная разруха. Страна потеряла более четверти довоенного богатства. Экономические потери с 1914 г. превысили 40 млрд. золотых рублей. Промышленное производство сократилось за семь лет в 7 раз, а на Украине, ставшей основным полигоном двух войн (мировой и гражданской) и военной интервенции, – в 10 раз. Наиболее пострадала крупная промышленность. Производство мелкой промышленности сократилось в два раза. В упадке был транспорт. Топливный голод сковал перевозки, парализовал работу предприятий. На треть упало сельскохозяйственное производство. Продукция земледелия составляла 64 %, животноводства– 72 % от уровня довоенного 1913 г.

    Хозяйственная разруха, разрыв экономических связей между городом и деревней, двухлетняя засуха 1920–1921 гг. обострили продовольственный кризис. В 1921 г. смертный голод охватил территории с населением в 35 млн. человек: прежде всего Поволжье, а также юг Украины, Крым, Северный Кавказ, южный Урал. По официальным данным, от голода и сопутствующих ему болезней и эпидемий (тиф, малярия и т. п.) умерло более 1 млн. человек, по данным современных историков – около 8 млн.

    Государство, общественные организации, Красная армия организовали сбор средств голодающим. Большую помощь оказали зарубежные общественные организации, прежде всего США. Это помогло спасти от смерти не менее 7 млн. человек. Более миллиона голодающих, прежде всего детей, были вывезены в благополучные районы, главным образом на Правобережную Украину и в Белоруссию.

    В феврале 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии церковных ценностей для закупки продовольствия голодающим. Это решение вызвало протест патриарха Тихона, который назвал его святотатством, согласившись на вольную жертву части церковного серебра и золота. На церковь обрушились репрессии. Несколько десятков наиболее активных противников реквизиций и распространителей патриаршего воззвания были осуждены на двух церковных процессах – Московском и Петроградском (апрель-июль 1922 г.). Из них 9 человек, в том числе митрополит Петроградский Вениамин, были расстреляны.

    Глубокий экономический и прежде всего продовольственный кризис обусловил кризис социально-политический. Роптали все – и деревня, и город, и армия. Во всем обвиняли большевиков. Недовольство деревни продразверсткой вылилось в волну крестьянских восстаний, в которых только на территории РСФСР участие приняло около 150 тыс. человек. Они охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь. Наиболее крупным стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях («антоновщина»). Начав в д. Хитрово с ареста продотряда, крестьяне под предводительством 34-летнего эсера А. Антонова почти год – с лета 1920 г. до лета 1921 г. – воевали с регулярными частями Красной армии. Восставших подавляли беспощадно, но окончательно пожар «кулацких мятежей» большевики смогли погасить не оружием, а резкой сменой экономической политики.

    Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921 г. (т. н. «волынках»). Запрещенные с 1918 г., они тем не менее прокатились по предприятиям ряда городов, в т. ч. и Петрограда. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали уличную демонстрацию, на подавление которой по приказу председателя Петросовета Г. Е. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты. Большевики в провоцировании недовольства горожан обвиняли «эсеро-меньшевистских провокаторов», но понимали, что его корни гораздо глубже.

    Наконец недовольство вооруженных сил вылилось в волнения красноармейцев и матросов некоторых гарнизонов. Чрезвычайно опасными они стали в феврале-марте 1921 г., когда моряки крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота, расположенной в городе-крепости Кронштадт (о. Котлин), выступили под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». После ложного сообщения о массовых расстрелах в Петрограде 24 февраля они взялись за оружие. Организаторы вооруженного восстания («кронштадтского мятежа») надеялись на помощь французской эскадры, а также армейских и военно-морских соединений осевшего в Париже генерала Врангеля. 9 марта 1921 г. нарком иностранных дел Г. В. Чичерин предупредил председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого о выходе из Копенгагена в сторону Кронштадта эскадры французских и английских кораблей. Кронштадт грозил превратиться в очаг нового витка гражданской войны и морские ворота военной интервенции.

    Руководство РСФСР было едино в стремлении локализовать и подавить мятежников. Разногласия возникли только по поводу средств. Сталин выступил за блокаду острова, Троцкий – за немедленный штурм, пока не взломан лед Финского залива и не подошла англо-французская эскадра. Ленин поддержал Троцкого. Операцию поручили Тухачевскому. 18 марта, в день подписания в Риге договора с Польшей, мятежная крепость пала.

    Кронштадтские события В. И. Ленин сравнил с «молнией», которая осветила «действительность ярче, чем что бы то ни было». После восстания кронштадтских моряков, которых в 1917–1918 гг. называли красой и гордостью революции, стало ясно: на всех восставших Тухачевских не хватит. Нужны принципиальные решения по коренным вопросам внутренней политики.

    Своевременному принятию решений выводу страны из общенационального кризиса препятствовала военно-коммунистическая идеология, закрепленная партийной программой 1919 г. и приведшая к кризису партии большевиков. Формально партийный кризис выразился в профсоюзной дискуссии, развернувшейся в конце 1920 г. – начале 1921 г. Речь в ней шла не столько о профсоюзах, сколько о методах подхода и формах связи партии и государства с массами в условиях перехода от войны к миру.

    Партийное руководство раскололось на несколько фракций со своими платформами. Основными были три: Л. Д. Троцкого, «рабочей оппозиции» (А. М. Коллонтай и А. Г. Шляпников) и В. И. Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий требовал «закрутить гайки», покончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, полностью подчинить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, видя неспособность партийно-государственных органов справиться с положением в экономике, требовали расширить рабочую демократию, передать управление экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позиция Ленина была центристской: партия и государство не должны упускать рычаг управления народным хозяйством, а профсоюзы, развернув демократию в своих рядах, должны стать резервом кадров управления и школой управления хозяйством («школой управления, школой хозяйничанья, школой коммунизма»). Ленин исходил из того, что экономикой руководить – не армией командовать. Здесь темпы и методы другие. Хозяйственные задачи надо решать не на энтузиазме, а при помощи энтузиазма на материальном интересе.

    Итоги дискуссии подвел X съезд РКП (б) (8–16 марта 1921 г.). Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу. Вместе с тем съезд по инициативе Ленина принял резолюцию «О единстве партии», запретив внутрипартийные фракции и группировки. Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха диктатуры пролетариата». Принятая в чрезвычайных условиях, резолюция способствовала сплочению правящей партии на крутом повороте истории партии и России. Однако в последующие десятилетия она препятствовала развитию внутрипартийной демократии, что привело к отрыву руководства от партийной массы, образованию номенклатуры как особого слоя управляющих.

    Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

    4. Общенациональный кризис Особенностью исторического развития России летом-осенью 1917 г. было нарастание общенационального кризиса. Он проявился в спаде фабрично-заводского производства, локаутах промышленников, росте стачечного движения, погромах в деревне,

    Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

    ГЛАВА V СССР в период реконструкции. Конец 1920-х – начало 1940-х годов Реконструкция (перестройка) экономики СССР и советского общества началась в конце 1920-х годов по инициативе ЦК ВКП (б). Она была обусловлена как объективными потребностями страны приумножить общественный

    Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

    § 25. Экономический и политический кризис конца 1920 – 1921 г Крах военно-коммунистической утопии. Пока шла война, в экономике осуществлялась система мер, названная Троцким «системой регламентации потребления в осажденной крепости». Отмена денег, нормированное

    Из книги Посол Третьего рейха. Воспоминания немецкого дипломата. 1932–1945 автора Вайцзеккер Эрнст фон

    СЛУЖБА В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (1920 – 1921) Прослужив двадцать лет на флоте, я привык командовать и принимать ответственные решения, а теперь, в министерстве иностранных дел, оказался в начале дипломатической лестницы. Вначале мне поручили переводить статьи из

    Из книги Дороги Нестора Махно автора Белаш Виктор Федорович

    Глава одиннадцатая НОЯБРЬ 1920 – АВГУСТ 1921 На рассвете, 26-го ноября 1920 г. в момент выхода из печати «Положения о Вольном Совете», Гуляйполе напоминало Запорожскую Сечь, блокированную неприятелем. Улицы были загромождены обозами, пехотинцы торопили крестьян-подводчиков,

    Из книги История Дании автора Палудан Хельге

    Пасхальный кризис 1920 г. Принцип парламентаризма, предполагающий уход правительства в отставку по требованию большинства фолькетинга, лежал в основе политической практики Дании с 1901 г., однако формально он не был закреплен в новом Основном законе и в пасхальные дни 1920 г.

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу (1921–1928/29) Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым

    Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

    Глава третья Первые трещины в системе Версаля (1920–1921 гг.) Конференция в Сан-Ремо (апрель 1920 г.).Родившись под знаком противоречий, версальская система сразу подверглась давлению центробежных сил, разрывавших её на части. Версальский договор фактически ликвидировал все

    Из книги Военный коммунизм в России: власть и массы автора Павлюченков Сергей Алексеевич

    Курс на непосредственный переход к социализму и кризис начала 1921 года Но 1919 год принес не только победы. За два года власти большевиков вполне сложилась централизованная командно-административная система управления экономикой и обществом (насколько это было возможно в

    автора Яров Сергей Викторович

    Дипломатическое оформление границ России. 1920–1921 гг Важнейшей задачей советской дипломатии в 1920–1921 гг. стало и урегулирование острых политических конфликтов на западных границах России. Боевые действия между советскими отрядами и вооруженными силами Латвии и Эстонии

    Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

    1.1. Кризис 1921 г Прекращение войны поначалу слабо сказалось на политическом и экономическом курсе правящей партии. Простота и временный эффект военно-коммунистических приемов производства и распределения рождали иллюзии их вечности и неизменности. Все лишь чуть

    Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

    СССР и проблемы разоружения. Конец 1920-х - начало 1930-х гг Другой сферой активных внешнеполитических усилий СССР стала борьба за ограничение вооружений. Не будучи еще членом Лиги Наций, СССР активно участвовал в 1927–1930 гг. в совещаниях созданной Лигой подготовительной

    Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

    Катынская трагедия в 1940 году и гибель российских военнопленных в Польше в 1920–1921 годах Для польского офицерского состава были созданы специальные лагеря в Старобельске, Осташкове и Козельске.К концу февраля 1940 года в лагерях находилось 8376 офицеров и 6192 полицейских,

    Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

    Упадок царской власти. Конец Древнего царства (конец XXIII – начало XXII вв. до н. э.) Уже в эпоху V и VI династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при V династии очень пышными становятся погребения столичных вельмож, при VI

    Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

    Советская продовольственная политика в Ишимском уезде Тюменской губернии (сентябрь 1920 – январь 1921 года) Из телеграммы советского руководства Тюменской губернии всем уездным комитетам РКП(б), исполкомам советов, продкомам и продконторам[г. Тюмень] По

    Из книги Герої Українського неба. Пілоти Визвольної Війни 1917-1920 рр. автора Тинченко Ярослав Юрьевич

    1-а Запорізька авіаційна ескадрилья, 1920–1921 рр Відновлення Армії УНР за сприяння польських військ розпочалося, фактично, ще у січні 1920 р. У Камянці-Подільському поновило роботу Військове міністерство УНР, у складі якого 19 березня 1920 р. було сформовано нову управу