Статья 235 налогового кодекса российской федерации. Суммы, не подлежащие налогообложению

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 235 НК РФ вводит новое понятие - налогоплательщики единого социального налога. В раскрытии содержания этого понятия прослеживается взаимосвязь с новшествами в других областях налогового законодательства.. В п. 1 ст. 235 НК РФ имеется существенная разница между двумя его подпунктами, влияющая на большие налоговые привилегии в ставках налога. Она состоит, во-первых, в новом понятии "производящие выплаты наемным работникам", отражающем функции работодателя. Во-вторых, это включение во второй подпункт статьи 235 такой специфической категории работников, как адвокаты. Законодатели полностью освободили адвокатов от уплаты взносов в ФСС и вдвое снизили им (до 14%) стандартные ставки взносов в ПФ.

Наемные работники с 2001 г. перестали быть плательщиками взносов в ПФ. Ранее они платили такие взносы в размере 1% от заработной платы по любым трудовым договорам.
Одновременно с 2001 года расширен круг плательщиков за счет тех физических лиц, которые в статусе работодателя привлекают других наемных работников и производят им соответствующие выплаты вознаграждений.
В п. 2 ст. 235 НК РФ законодательно закреплена норма, согласно которой если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
С 2002 года предполагается внедрение накопительных пенсионных счетов. Это позволит работникам интересоваться формированием своих собственных пенсионных накоплений в свете персонифицированного учета.
Как и во всем мире, персонифицированный учет в России существует для недопущения ошибок исчисления стажа и заработка, необходимых для определения размера пенсии, а также его индексации. Эти данные сохраняются в централизованно организованных базах данных. Намечено введение накопительной формы такого учета, предусмотрен механизм собственного регулирования своих же расходов будущими пенсионерами и их работодателями для получения дополнительного пенсионного обеспечения. Таким образом, в России строится такая же система пенсионного учета, которая уже существует в развитых странах мира. Этот процесс требует контроля и проверки достоверности сведений персонифицированного учета, в том числе и самим будущим пенсионером.
Объект налогообложения
Поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 29.12.2000, привели к тому, что понятие "объект налогообложения" трактуется по-новому. Определение объекта налогообложения для исчисления единого социального налога в ст. 236 НК РФ расширено по сравнению с ранее действовавшим порядком выплат, на которые начислялись страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Теперь подлежат налогообложению единым социальным налогом вознаграждения по лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты физическим лицам, не связанным трудовыми или гражданско - правовыми отношениями и договорами.
Впервые для налогоплательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом совокупные выплаты из так называемой "чистой" прибыли (то есть прибыли, остающейся в распоряжении организации после налоговых выплат) в пределах 1000 руб., включая выплаты в натуральной форме. Например, выплаты сельскохозяйственной продукцией, товарами для детей или другими товарами. Вспомним о том, что еще совсем недавно предприниматели нередко расплачивались со своими работниками продукцией их собственных предприятий, которую последние вынуждены были затем продавать.
На наш взгляд, в первоначальной редакции НК РФ законодатели забыли установить норму в размере 1000 руб. в месяц на каждого работника, но исправили эту ошибку в Федеральном законе от 29.12.2000.
Для налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, объект налогообложения единым социальным налогом вообще не предусмотрено уменьшать ни на какие выплаты из "чистой" прибыли. Это нельзя делать даже в пределах 1000 руб. в расчете на месяц. Все вычеты следует ограничить прямыми расходами, предусмотренными ст. 221 НК РФ.
Для организаций более затруднительным стало расширение перечня объектов налогообложения единым социальным налогом. Например, прежде допускалась материальная помощь и иные безвозмездные выплаты в пределах 1000 руб. на одного работника за календарный месяц. Причем в эту норму попадали и бывшие сотрудники организации, ушедшие на пенсию.
В настоящее время любая материальная помощь подлежит налогообложению.
Кроме того, отметим факт исключения из текста Федерального закона от 29.12.2000 понятия "доход", неприменимого к единому социальному налогу, так как для налогоплательщика данные выплаты относятся к расходам, а не к доходам.
Налоговая база

Так, объектом налогообложения для всех, перечисленных в подп. 1 п.1 ст. 235 Налогового кодекса РФ, категорий работодателей, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, являются доходы, начисляемые ими в пользу своих наемных работников по всем основаниям, а также безвозмездные выплаты иным лицам, в частности:

Ø Любые вознаграждения и выплаты наемным работникам, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством;

Ø Вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые наемным работникам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);

Ø Выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты наемным работникам;

Ø Выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты лицам, не являющимся наемными работниками, а также лицам, не получающими вознаграждения по авторским и лицензионным договорам.

Последний вид выплат не признается объектом налогообложения, если указанные выплаты производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Не признаются объектом налогообложения также выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей. Причем объектом налогообложения не является лишь та часть выплачиваемого дохода, которая не превышает 1000 руб. в расчете на календарный месяц. Этот лимит установлен в отношении выплат каждому работнику, получившему выплату (п. 1 ст. 236 НК РФ).

2.2. Объект налогообложения для иных налогоплательщиков

Самостоятельный объект налогообложения предусмотрен для налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ. К данной группе налогоплательщиков относятся:

Ø Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы;

Ø Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Ø Крестьянские (фермерские) хозяйства;

Ø Адвокаты.

Объектом налогообложения для данной группы плательщиков являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Перечень расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской или иной профессиональной деятельности устанавливается главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Так, в ст. 221 Налогового кодекса РФ установлен порядок исчисления и применения профессиональных налоговых вычетов.

Отдельную категорию налогоплательщиков в данной группе представляют индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для этой категории индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Иные налогоплательщики

Объект налогообложения

3. Суммы, не подлежащие налогообложению

3.1. Суммы, не подлежащие налогообложению в полном объеме

В состав доходов, подлежащих налогообложению, согласно ст. 238

НК РФ не включаются:

Ø государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам;

Ø все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, утвержденных в соответствии с законодательством РФ), связанных:

§ с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

§ бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг;

§ оплатой стоимости и/или выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

§ оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

§ увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

§ возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

§ трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

§ выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределами не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. В случае непредставления документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты могут быть освобождены от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;